Роль практической деятельности в развитии ребенка

Роль практической деятельности в развитии ребенка thumbnail

Предметно-практическая деятельность — это практические действия с предметами, обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности.

Чтобы предметно-практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание должно находиться в «зоне ближайшего развития».

Говоря о значительных общеразвивающих возможностях, потенциально присущих практической деятельности, мы, разумеется, не имеем при этом в виду любой урок ручного труда. Дело в том, что на автоматическое развитие разума через практическую информацию можно рассчитывать лишь в самом младшем дошкольном возрасте. Малыш приобретает ценнейший опыт и знания об окружающем мире просто через анализаторы.

Позднее к ощупываниям, разглядыванию добавляются манипуляции с предметами. Ребенок пытается передвигать, менять их положение относительно друг друга в пространстве, приставлять, прикладывать, присоединять и т.д. При этом он не ставит перед собой какой-либо цели; манипулятивные действия хаотичны и заранее не осмысливаются, но именно они позволяют на данной возрастной ступени значительно расширять и уточнять сенсорный опыт и развивать мышление.

В последующие возрастные периоды манипуляции с предметами уже не обеспечивают интенсивного развития дошкольника и постепенно замещаются такими видами практической деятельности, в которых заранее присутствует определенная цель (или замысел): построить дом, нарисовать машину и т.п. Правда, на первых порах замысел еще очень неустойчив и по ходу практического действия может меняться. Например, ребенок задумал строить домик, но через несколько минут после начала работы он заявляет, что делает заборчик, а по ее окончании удовлетворенно замечает: «Хорошие ворота получились!».

Это свидетельствует лишь о том, что манипулятивная деятельность еще не исчезла, и ребенок в значительной мере мыслит ассоциациями, что закономерно и нормально.

Однако чем старше становится дошкольник, тем большую устойчивость приобретает первоначальный замысел, а развивающее воздействие практической деятельности определяется уже тем, насколько она подчиняется этому замыслу. Сенсорные процессы и практические действия, постепенно усложняясь, все более тесно взаимодействуют с процессами мышления. Стихийно, само по себе, такое взаимодействие у детей, как правило, не возникает для этого необходимо создание специальной обучающей среды. Поэтому, как отмечают психологи и педагоги, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте следует включать сформированный у детей сенсорный опыт в построение более сложных познавательных процессов, причем таким образом, чтобы практическая деятельность была необходимым звеном в протекании этих процессов.

Исходя из этого, нельзя признать отвечающими научным требованиям такие методики трудового обучения, которые разъединяют практическую и умственную деятельность учащихся. Такое разделение бывает в тех случаях, когда ученик механически работает от начала до конца по инструкции, шаг за шагом выполняя разработанные кем-то действия. При этом не имеет существенного значения, даются ли эти инструкции учителем устно (когда он поэтапно руководит изготовлением поделки) или они написаны (нарисованы) на карточке. Главное, что такая организация работы фактически исключает деятельность ученика и ограничивает для него возможность мышления, познания и развития — т.е. того главного, ради чего и существует обучение.

Это может показаться парадоксальным, что значит — нет деятельности, если ребенок весь урок что-то делает — вырезает, приклеивает и т.д.? Тем не менее, далеко не всякие внешние действия можно назвать деятельностью, имеющей педагогический смысл, а лишь те, которые связаны с внутренней активностью личности, прежде всего с мышлением.

«Мышление как процесс, — отмечает доктор психологических наук А.В. Брушлинский, — выступает особенно отчетливо, прежде всего, в тех случаях, когда, например, человек долго и упорно решает трудную для него мыслительную задачу или проблему (математическую, техническую, психологическую). В общем итоге своих длительных и настойчивых попыток он наконец находит решение этой задачи или, наоборот, не находит его». Обратим особое внимание на последнюю фразу: для познающего, мыслящего человека положительным результатом является не только успешное решение проблемы, но даже и ее «не решение». Неудача в попытках ее решить — тоже продукт мышления как деятельности и она тоже способствует формированию важнейших новообразований в психике: у человека формируются все более адекватные способы мышления и познания, вырабатываются новые знания, способы умственных действий, мотивы, чувства, способности, а также отношение к тому, что он делает.

Учеными проведены специальные исследования, убедительно доказывающие полезность и важность в учебном процессе тех ошибочных действий, которые ученик совершает в ходе решения задачи. Поэтому целесообразно ставить перед учащимися задания таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их выполнения, а допускаемые при этом ошибки будут стимулировать познание.

С другой стороны, «успешное» выполнение, какого — либо задания (то есть с видимыми практическими результатами) далеко не всегда может означать, что здесь имеет место деятельность в том смысле, в каком она трактуется современной психологией и педагогикой развития. Человека можно заставить бесконечно долго стучать молотком и дробить камни, однако очевидный результат — увеличивающаяся груда камней — вовсе не повод, чтобы считать такую деятельность педагогически целесообразной. Точно так же можно организовать и любую ручную работу: ученики будут изготавливать одну поделку за другой, но настоящего образовательного результата такая работа не принесет. Как уже было сказано, в младшем школьном возрасте механические действия с предметами не способствуют формированию психических новообразований.

Читайте также:  Индекс физического развития ребенка

Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения. Мышление — это всегда искание и открытие существенно нового. Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а наоборот, предполагает необходимость у детей подлинного, самостоятельного мышления. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим.

Заметим еще раз, что если задание не вызывает у ребенка вообще никаких затруднений, то для своего выполнения оно не требует мышления. «Точно так же уже второкласснику не требуется мышления для ответа на простейший вопрос: “Сколько будет 2х2?. Здесь решающую роль играют прочно закрепленные в его памяти соответствующие навыки и элементарные арифметические операции. Во всех подобных случаях психолог А.М. Матюшкин предлагает употреблять вместо слова «задача» (требующая для своего решения мышления) более правильный термин «задание», для выполнения которого достаточно хорошо отработанных, автоматизированных навыков». На это следует обратить особое внимание, поскольку относительно уроков ручного труда весьма характерно такое заблуждение, в результате которого механические практические действия в любом случае считаются «деятельностью», что, как мы видим, в корне ошибочно.

В отечественной методике трудового обучения используются инструкционно-технологические карты. Они разрабатываются по аналогии с технологической документацией, применяемой на производстве: в карте обозначаются необходимые материалы и инструменты, детали изделия, подробно и четко расписываются все операции; по ней рабочий без лишних вопросов и без потерь времени может выполнить разработанное конструктором изделие. Методисты обосновывают образовательную роль подобных материалов и тем, что чтение карты требует от ученика известного абстрагирования и тем самым не исключает умственного напряжения. Приходится, однако, констатировать, что уровень и качество умственной деятельности, задаваемой такими методами, очень невысоки. Если карта содержит лишь прямые предписания, которые нужно просто прочитать и точно выполнить, то, как учебный материал, она заслуживает, скорее, отрицательной оценки (повторим, что речь идет не о профессиональной, а об общеобразовательной школе). Ребенок постепенно «набивает руку» в чтении подобных карт, и его работа на уроке превращается в сугубо механическое изготовление изделий. При этом он, действительно, затрачивает на работу минимальное время, поскольку в инструкции ему дается наиболее рациональный способ, исключается «непроизводительный» поиск и пр. Тем не менее, применительно к процессу образования это вообще нельзя считать аргументом.

Практические действия сами по себе могут быть достаточно сложными, новыми, основанными на не известных ученику приемах, в процессе освоения которых ему приходится прилагать значительные усилия, в том числе и умственные. В таких случаях инструкции, прямые указания могут оказаться не только не лишним, но часто и наиболее эффективным средством, стимулирующим познание. Однако подобные инструкции следует отличать от таких, которые являются лишь руководством по выполнению поделки. Если для ученика, возможно, именно изготавливаемое изделие представляет основной интерес и основную ценность работы на уроке, то для учителя оно остается лишь средством, позволяющим активизировать познавательные процессы.

Задача состоит не в том, чтобы сделать из каждого ученика грамотного исполнителя, а в том, чтобы использовать огромный потенциал практической деятельности для более интенсивного и гармоничного развития детей. Поэтому на уроках, разумеется, могут использоваться в числе других методов и средств и карточки с заданиями. Однако содержащаяся в них информация должна объективно моделировать такую ситуацию, которая заставляла бы ученика активно осмысливать стоящую практическую задачу, искать пути ее решения, а не просто выполнять.

Источник

Ольга Удальцова
Роль предметно-практической деятельности в развитии у учащихся с Тмнр

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

Роль предметно-практической деятельности в развитии у учащихся с ТМНР

Сообщение

на методическом объединениивоспитателей. Специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ТМНР.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики и речи ребенка

Удальцова О. Н. ,

воспитатель

высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

2017-2018 уч. год

Предметно-практическая деятельность — это практические действия с предметами, лепка, игры с конструктором, игры с природным материалом, игры с мозаикой, рисование, аппликация обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности.

Чтобы предметно-практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание должно находиться в «зоне ближайшего развития«.

Учащийся приобретает ценнейший опыт и знания об окружающем мире просто через анализаторы.

Позднее к ощупываниям, разглядыванию добавляются манипуляции с предметами. Учащийся пытается передвигать, менять их положение относительно друг друга в пространстве, приставлять, прикладывать, присоединять и т. д. При этом он не ставит перед собой какой-либо цели; манипулятивные действия хаотичны и заранее не осмысливаются, но именно они позволяют на данной возрастной ступени значительно расширять и уточнять сенсорный опыт и развивать мышление.

Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения. Мышление — это всегда искание и открытие существенно — нового. Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а наоборот, предполагает необходимость у детей подлинного, самостоятельного мышления. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим.

Аппликация один из видов предметно — практической деятельности учащихся.

Аппликация — способ создания орнаментов или художественных изображений путем наложения на бумагу, ткань и т. д. разнообразного материала. Это очень древний вид деятельности. Аппликация может быть выполнена из травы, листьев, тополиного пуха, семян, плодов и т. д.

Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.

Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и так далее.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

Аппликационная работа над поделками из бумаги и природного растительного материала требует от ребенка точных действий, и если вначале бывает так, что при изготовлении требуется особенно большая усидчивость, то с появлением определенных навыков развиваются и гибкость пальцев, и хватательные умения, движения мелкой моторики, фантазия. Появляется согласованность в работе зрения и действий руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении нужных действий.

Занятия по аппликации способствуют выработке у учащихся умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия. Удачно подобранный материал способствует закреплению положительных эмоций у детей, стимулирует желание трудиться, творить, обогащает знания о природе.

Упражнение из листьев.

Игра: «Осенний веселый ежик».

Цель:создать условия для развития творческих способностей детей.

Задачи:

Образовательные:- побуждать видеть красоту природы;

Развивающие:- способствовать формированию умения выполнять работы из сухих листьев нетрадиционным способом;

Воспитательные:- развивать творческие способности детей;

Оборудование и материалы:иллюстрация ежа, клей, клеенка, кисть (на каждого ребенка, салфетка).

Ход игры: педагог предлагаетиллюстрация ежа и украсить его иголка листья).

Игра: «Березка».

Цель: закрепить знания детей о прекрасном времени года «Осень»

Задачи:

Образовательные: учить детей наклеивать листочки на шаблон дерева.

Развивающие: развивать воображение, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное;

воспитывать аккуратность.

Оборудование и материалы: лист бумаги с нарисованным деревом, сухие листья деревьев, салфетки, клеенка, клей, кисти для клея.

Ход игры: педагог предлагаетиллюстрация с нарисованным деревом и предлагает украсить ствол дерева листочками.

Упражнение из пластилина

Игра: Разноцветный мяч

Цель:закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание).

Задачи:

Образовательные: учить смешивать цвета;

Развивающие:развивать мелкую моторику пальцев рук,

Воспитательные:- воспитывать усидчивость.

Оборудование и материалы:: доска для лепки, классический пластилин, стека, салфетка.

Читайте также:  Центр развития ребенка 145

Ход игры. От брусочков пластилина разных цветов с помощью пальчиков отщипнуть маленькие кусочки. Разминать их в руках, соединив вместе, до тех пор, пока пластилин не станет мягким. Затем скатать из этого кусочка шарик. С помощью стека нарисовать на поверхности шарика линии, чтобы он был похож на мяч.

Игра:Волшебные шарики

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание);

Задачи:

Образовательные:учитьвидеть цвета.

Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук,

Воспитательные:воспитывать усидчивость.

Оборудование и материалы: доска для лепки, масса для лепки, счетные палочки, салфетка.

Ход игры. Ребенку предлагаем сделать шарики из массы для лепки разных цветов. Потом в каждый шарик нужно вставить счетные палочки. Из полученных элементов предложить детям сделать разные фигуры.

Игра:Отпечатки

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание);

Задачи:

Образовательные:учить пользоваться формочками.

Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:- воспитывать творческое воображение.

Оборудование и материалы:: доска для лепки, тесто для лепки (купленное в магазине, формочки для теста, скалка, разноцветный картон, салфетка.

Ход игры. Ребенку предлагается раскатать тесто для лепки скалкой. Формочками для теста сделать отпечатки на раскатанном тесте. Этими формочками можно вырезать из него фигурки. Придумать сюжет и разложить полученные фигурки на картоне.

Игра:Чьи следы?

Цель: закреплять приемы лепки в технике «пластилинография».

Задачи:

Образовательные: учить выполнять следы различными предметами.

Развивающие: развивать моторику пальцев рук.

Воспитательные:- воспитывать творческое воображение.

Оборудование и материалы: доска для лепки, тесто для лепки, стека, приспособления

длянанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток на пластилине

(карандаш, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы,

ключи, монеты, ракушки и т. д., салфетка.

Ход игры. Ребенку предлагается раскатать тесто тонким слоем (0,5—1 см).

На поверхности раскатанного теста педагог выдавливает нужное изображение

карандашом, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для

коктейлей и т. п. Ребенок экспериментирует, изучает, сравнивает различные

отпечатки, старается определить источник («Кто оставил этот след?», «Что это

такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?».

Игра:Вкусное яблоко

Цель: закреплять приемы лепки в технике «пластилинография»,

Задачи:

Образовательные: учить пользоваться шаблоном.

Развивающие:развиватьтворческое воображение,

Воспитательные:- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование и материалы:доска для лепки, тесто для лепки, стека, шаблон яблока,

природный материал (фасоль).

Ход игры. Ребенку предлагается раскатать тесто тонким слоем (0,5—1 см, а

затем ребенок прикладывает шаблон яблока на раскатанную пластину,

вырезает стекой, затем выкладывает из темных фасолей контур яблока с

листиком или заполняет фасолью все яблоко.

Игра:Украсим пирог

Цель: закреплять приемы лепки в технике «пластилинография»,

Задачи:

Образовательные: учить украшать используя природный материал.

Развивающие:развивать мелкую моторику пальцев рук

Воспитательные:- воспитывать творческое воображение,

Оборудование и материалы: доска для лепки, тесто для лепки, стека, природный материал (каштаны, фасоль, горох, скорлупа ореха и т. д.).

Ход игры. Ребенку предлагается приплющить комочек теста – пирог.

Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

Игра:Елочка

Цель: закреплять приемы объемной лепки.

Задачи:

Образовательные:учить украшать елку различными предметами.

Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:-воспитывать творческое воображение,

Оборудование и материалы: доска для лепки, масса для лепки зеленого цвета, стека, бусины,бисер, пуговицы, ножницы.

Ход игры. Ребенку предлагается массу для лепки размять на доске и придать

ей форму елочки. Ножницами сделать надрезы в виде треугольников (иголки).

Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным

материалом или маленькими шариками из цветной массы.

Список используемой литературы

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005.

2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Обучение игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (начальный этап) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. — № 3.

3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: СОЮЗ, 2001.

4. Бочарова Н. Б., Учимся конструировать Конструирование из бумаги,разного бросового и природного материалов: Практические советы педагога. -М.:Школьная Пресса,2009

5. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», М., Изд. Просвещение-1991г.

6. Гульц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала» Москва, Изд. «Просвещение»» 1991 г.

7. Докучаева Н. П. «Сказка из даров природы», СПб. ,1998г.

8. Жуковская Р. И. «Воспитание ребенка в игре» Москва, «»Просвещение» 1992 г.

Источник