Роль общения в познавательном развитии ребенка курсовая

Роль общения в познавательном развитии ребенка курсовая thumbnail
  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Роль общения в познавательном развитии ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Общение как психологическая категория
  • Глава 2. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста
  • Глава 3. Влияние общения на познавательные процессы старших дошкольников
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом:

1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;

4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.

Кроме того, развитие познавательных способностей ребенка с помощью общения можно организовывать и целенаправленно. Так, в психолого-педагогической науке существует специально выделенное понятии «познавательное общение». Если при выяснении уровня развития общения ребенок не проявил склонности к разговору со взрослым на познавательные темы, следующим этапом занятий должно стать формирование такого вида общения. Для этого нужно постепенно в ходе игры или после нее вовлекать детей в разговор на познавательные темы: рассказывать им о жизни и повадках животных, о машинах, о явлениях природы. Например, после игры в «кошки-мышки» можно спросить детей, чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру), где она живет, рассказать о диких кошках. Разговор можно сопровождать показом картинок. Хорошим наглядным материалом для таких бесед могут служить различные виды детского лото — зоологическое, ботаническое и др.

Воспитатель должен не просто сообщать интересные сведения, а стараться включить ребенка в разговор, сделать его равноправным участником беседы. Для этого нужно чаще спрашивать детей об их познаниях, наводить их на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Важно, чтобы воспитатель поддерживал и поощрял любую познавательную активность детей, любые проявления любознательности, хвалил за интересные вопросы и обязательно отвечал на них, поддерживал все активные высказывания, касающиеся темы разговора. Такие познавательные беседы лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей (3−4 человека), находящихся на одинаковом уровне развития. Беседа может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания детей.

Важно, чтобы на протяжении этого времени тема, обсуждаемая на занятии, оставалась постоянной. Для этого воспитателю нужно предварительно подобрать и продумать несколько познавательных тем, близких и доступных для дошкольников (например: «Из чего делают сыр», «Как растут булки», «От семечка до яблока»). В качестве основы для беседы можно использовать детские книжки с картинками, в которых содержатся новые сведения. Однако важно помнить, что задача таких занятий — не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Поэтому не следует выбирать слишком сложные и малодоступные дошкольникам вопросы. Лучше подбирать такие темы, которые им интересны, о которых у них уже есть знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

Своеобразие этих формирующих занятий состоит в том, что познавательный материал становится центром ситуации общения, создает общность ребенка и взрослого. Привязанность и положительное отношение к взрослому должны проявляться через участие ребенка в обсуждении познавательного содержания. Для этого нужно постепенно сводить совместные игры с элементами познавательного общения к специальным занятиям, где поддерживаются и поощряются только те высказывания и действия, которые имеют отношение к обсуждаемой теме.

Хорошей опорой для познавательного общения может быть не только иллюстративный материал (книжки, картинки), но и прошлый опыт ребенка. Вовлекать свои впечатления в беседу со взрослим обычно начинает сам ребе-нок. Разглядывая картинки, например, дети любят вспоминать, где они видели таких зверей или птиц, куда они ходили с родителями и т. д. Поощряя и развивая подобные высказывания, взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не уклонился от основной темы и не свел познавательную беседу к рассказу о событиях своей жизни. Как правило, после 8−10 подобных занятий дети достаточно легко поддерживают познавательную беседу и могут в течение 10−15 минут разговаривать со взрослым на познавательные темы.

Таким образом, необходимо отметить, что влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка — от процессов восприятия до становления личности и самосознания. Сказанное дает право утверждать, что общение — действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.

Заключение

Таким образом, в процессе написания данного курсового исследования была достигнута поставленная во введении цель — роль общения в познавательном развитии ребенка старшего дошкольного возраста была определена. Для реализации цели были решены следующие задачи:

Читайте также:  Как проверить у ребенка уровень интеллектуального развития

1. проанализирована доступная литература по проблеме исследования;

2. рассмотрено общение как психологическая категория;

3. изучено познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста;

4. определена степень влияния общения на познавательные процессы старших дошкольников.

В результате проведенного теоретического обзора по проблеме исследования можно сделать следующие выводы:

С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. В дошкольном детстве значительные изменения происходят всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Крайней внешней границей дошкольного возраста выступает возраст шесть лет — это некий рубеж между возрастом, когда господствует непроизвольное поведение, и возрастом, когда все более нарастают элементы поведения произвольного. По данным Л. Ф. Обуховой, основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются следующие: возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения, возникновение первичных этических инстанций, возникновение соподчинения мотивов, возникновение произвольного поведения, возникновение личного сознания.

Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Общение — это установление и развитие контактов между людьми, порождаемые их потребностью в совместной деятельности. Оно включает в себя следующие аспекты: обмен информацией между субъектами деятельности, выработку совместной стратегии деятельности и восприятие и понимание людьми друг друга в процессе совместной деятельности. В процессе общения принято выделять несколько основных функций: информативную, интерактивную и перцептивную. Передача информации осуществляется посредством системы знаков. Принято выделять следующие виды средств коммуникации: вербальную и невербальную.

Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка — от процессов восприятия до становления личности и самосознания. Сказанное дает право утверждать, что общение — действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.

Аверин В. А. Психология дошкольного детства. СПб: Питер, 2001.

Брушлинский А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Самара: Самарский дом печати, 1999.

Бурлакова И. А. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте. М.: МГППУ, 2005.

Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.

Детская практическая психология под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2000.

Ильяшенко М. В. Актуальные проблемы культуры речевого общения старших дошкольников. Елец: Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2007.

Лекции по общей психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2005. — 560 с.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.

Лохов М. И. Плохой хороший ребенок. Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи. СПб.: ООО «ЭЛБИ-СПб», 2008. 319 с.

Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.

Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 2 Психология образования. СПб.: Питер, 2006. — 496 с.

Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М., Российское педагогическое агентство. 1996. 374 с.

Обухова Л.Ф., Кандакова Н. Н. Феномен 5 лет // Психологическая наука и образование. 2001. № 1.

Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 2004. — 374 с.

Панфилова М. А. Игротерапия общения. М.: ГНОМ и Д, 2000.

Рогов Е. И. Психология общения. М.: Владос, 2002.

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. — М.: Академия, 2000. — 160 с.

Стеркина Р.Б., Антонова Т. В. Общение детей в детском саду и семье. М.: Педагогика, 2000.

Шипицына Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.

Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: Валерии СПД, 2002.

Ильяшенко М. В. Актуальные проблемы культуры речевого общения старших дошкольников. Елец: Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2007. С. 66 (16, «https://referat.bookap.info»).

Ильяшенко М. В. Актуальные проблемы культуры речевого общения старших дошкольников. Елец: Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2007. С. 70.

Читайте также:  Нужно открытия центра развития ребенка

Рогов Е. И. Психология общения. М.: Владос, 2002. С. 47.

Там же. С. 52.

Рогов Е. И. Психология общения. М.: Владос, 2002. С. 63.

Рогов Е. И. Психология общения. М.: Владос, 2002. С. 74.

Брушлинский А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Самара: Самарский дом печати, 1999. С. 169.

Там же. С. 178.

Аверин В. А. Психология дошкольного детства. СПб: Питер, 2001. С. 10.

Аверин В. А. Психология дошкольного детства. СПб: Питер, 2001. С. 25.

Детская практическая психология под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2000. С. 28.

Аверин В. А. Психология дошкольного детства. СПб: Питер, 2001. С. 34.

Бурлакова И. А. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте. М.: МГППУ, 2005. С. 37.

Лохов М. И. Плохой хороший ребенок. Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи. СПб.: ООО «ЭЛБИ-СПб», 2008. С. 72.

Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. С. 137.

Там же. С. 147.

Панфилова М. А. Игротерапия общения. М.: ГНОМ и Д, 2000. С. 19.

Там же. С. 27.

Шипицына Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000. С. 101.

Там же. С. 62.

Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 2 Психология образования. СПб.: Питер, 2006. С. 215.

Бурлакова И. А. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте. М.: МГППУ, 2005. С. 68.

Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: Валерии СПД, 2002. С. 77.

Лохов М. И. Плохой хороший ребенок. Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи. СПб.: ООО «ЭЛБИ-СПб», 2008. С. 93.

Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: Валерии СПД, 2002. С. 63.

Лекции по общей психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2005. С. 106.

Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М., Российское педагогическое агентство. 1996. С. 87.

Обухова Л.Ф., Кандакова Н. Н. Феномен 5 лет // Психологическая наука и образование. 2001. № 1. С. 12

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 97.

Стеркина Р.Б., Антонова Т. В. Общение детей в детском саду и семье. М.: Педагогика, 2000. С. 37.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997. С. 56.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997. С. 64.

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. — М.: Академия, 2000. С. 26.

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. — М.: Академия, 2000. С. 27.

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. — М.: Академия, 2000. С. 28.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аверин В. А. Психология дошкольного детства. СПб: Питер, 2001.
  2. Брушлинский А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Самара: Самарский дом печати, 1999.
  3. Бурлакова И.А. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте. М.: МГППУ, 2005.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.
  5. Детская практическая психология под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2000.
  6. Ильяшенко М.В. Актуальные проблемы культуры речевого общения старших дошкольников. Елец: Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2007.
  7. Лекции по общей психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2005. — 560 с.
  8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.
  10. Лохов М.И. Плохой хороший ребенок. Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи. СПб.: ООО «ЭЛБИ-СПб», 2008. 319 с.
  11. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
  12. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 2 Психология образования. СПб.: Питер, 2006. — 496 с.
  13. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., Российское педагогическое агентство. 1996. 374 с.
  14. Обухова Л.Ф., Кандакова Н. Н. Феномен 5 лет // Психологическая наука и образование. 2001. № 1.
  15. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 2004. — 374 с.
  16. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.: ГНОМ и Д, 2000.
  17. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2002.
  18. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. — М.: Академия, 2000. — 160 с.
  19. Стеркина Р.Б., Антонова Т. В. Общение детей в детском саду и семье. М.: Педагогика, 2000.
  20. Шипицына Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.
  21. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: Валерии СПД, 2002.
Читайте также:  Тридцать занятий для успешного развития ребенка

Источник

Группа предметов

Гуманитарные

Предмет

Педагогика

Тема/вариант работыКурсовая Роль общения в познавательном развитии дошкольника
Кол-во источников:21
Кол-во страниц:44
Тип работы:Курсовая работа, 2011г.
Цена работы500 руб

Содержание

Введение

1. Особенности познавательного развития дошкольника

1.1. Интеллектуальное развитие в дошкольном возрасте

1.2. Особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста

2. Общение ребенка-дошкольника и его влияние на развитие

2.1. Характеристика общения со сверстниками

2.2. Особенности общения дошкольника со взрослыми

3. Экспериментальное исследование влияния общения на познавательное развитие дошкольника

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Результаты констатирующего исследования

3.3. Описание коррекционных мероприятий, основанных на создании ситуаций общения

3.4. Выявление эффективности коррекционных мероприятий

Заключение

Список литературы

Введение

 Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

До последнего времени основное внимание как ученых, так и воспитателей было обращено на школьный возраст. Теперь положение коренным образом изменилось. Специалисты по детской психологии обратились к дошкольным возрастам. Постепенно вопрос о том, что может усвоить дошкольник, сменился вопросом, что ему нужно усвоить для полноценного развития, что дает ребенку дошкольное детство в своих специфических, исторически сложившихся формах. Именно в этот период ребенок становится человеком. Основы нравственности, умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, по-своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство. Иначе говоря, оно создает наилучшие условия для формирования у ребенка самых общих способностей, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. Чтобы их полностью использовать, нужно огромное внимание к ребенку со стороны взрослых. Таким образом, наука совсем недавно открыла дошкольный возраст как возраст становления общечеловеческих способностей. Пока еще известно очень немногое о том, как происходит такое становление и, следовательно, какой должна быть наилучшая «стратегия» воспитания ребенка. Но даже это немногое может оказать существенную помощь родителям, позволит им не упустить один из важнейших периодов детского развития.

Цель данной работы – выявить значение и возможности общения в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Объект исследования – познавательное развитие дошкольников.

Предмет исследования – влияние общения на познавательное развитие дошкольников.

Гипотеза исследования состоит в следующем:

1. В младшем дошкольном возрасте динамическое взаимодействие психофизиологических, языковых и когнитивных компонентов определяет каждый этап познавательного развития и переход на последующий.

2. Направленное коррекционно-предупредительное воздействие на психофизиологические, языковые и когнитивные компоненты позволит минимизировать отклонения и предупредить нарушения познавательного развития в младшем дошкольном возрасте.

3. Эффективность коррекционного процесса зависит от своевременности выявления нарушений познавательного развития, от создания ситуаций общения на составляющие познавательного развития.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам познавательного развития детей дошкольного возраста.

2. Выявить особенности влияния общения на развитие ребенка дошкольного возраста.

3. Провести исследование, направленное на выявление влияния коррекционных мероприятий, основанных на создании ситуаций общения на познавательное развитие дошкольников.

В работе использованы следующие методы:

—  анализ литературы по теме исследования с целью создания модели, демонстрирующей системность познавательного развития ребенка дошкольного возраста;

—  эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;

—  количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов коррекционных мероприятий.

Источник