Как проверить у ребенка уровень интеллектуального развития

Как проверить у ребенка уровень интеллектуального развития thumbnail

I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».а) У сапога всегда есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),
в) В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
г) Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
д) Самая большая птица… (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
в) Розы — это… (фрукты, овощи, цветы, дерево).
ж) Сова обычно спит… (ночью, утром, днем, вечером),
з) Вода всегда … (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). 
и) У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень). 
к) Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София). 

II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

 
б) Река, озеро, море, мост, болото. 
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. 
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина. 
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. 
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. 
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение. 
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. 

III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева.

Например:
лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги
бежать / кричать = стоять / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
Т.е. нужно установить, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.»

а) огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земля
б) учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометр
в) огород / морковь = сад / забор,яблоня,колодец, скамейка, цветы
г) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
д) перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щетка
е) темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
ж)часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врач
з) машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волна
и)стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
к) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним определением, например:
Брюки, платье— одежда. Придумай название к каждой паре»:
a) Метла, лопата-
б) Окунь, карась-
в) Лето, зима-
г) Огурец, помидор-
д) Сирень, шиповник-
е) Шкаф, диван-
ж) День, ночь-
з) Слон, муравей-
и) Июнь, июль-
к) Дерево, цветок-

Правильные ответы:
I

а) подошва
б) верблюд
в) 12
г) февраль

 
д) страус
е) цветы
ж) днем
з) жидкая
и)корень 
к) Москва 

II
а) фасоль

 
б) мост 
в) песок 
г) Москва 
д) орешник 
е) указка 
ж) Нестеров 
з) лебедь
и) число
к) вкусный 

III
з) георгин / цветок
б) врач / больной
в) сад / яблоня
г) птица / гнездо

 
д) сапог / нога 
е) мокрый / сухой
ж) термометр / температура
з) лодка / парус
и) игла / стальная
к) пол / ковер 

IV
а) рабочие инструменты
б) рыба
в) время года
г) овощ

 
д) куст 
е) мебель
ж) время суток
з) животное
и) месяцы лета 
к) растения 

Обработка результатов
За каждый правильный ответ начисляем ребенку по 1 баллу. Там, где ответы неправильные- даем вторую попытку и в случае правильного ответа начисляем 0,5 балла.

Интерпретация. 
1-й уровень успешности (интеллектуальный уровень развития высокий)— 32 балла и более
2-й уровень ( интеллектуальный уровень развития нормальный)— 31,5—26 баллов
3-й уровень (интеллектуальный уровень развития средний) — 25,5—20 баллов
4-й уровень (интеллектуальный уровень развития ниже среднего. Стоит обратить внимание!) — 19,5 и менее

 

 

 

 

Оценить статью

Статьи на эту тему

  • Ментальная арифметика в школе Соробан

  • Ребенка с задержкой речи направили в СПЕЦ школу?

  • Астрология в жизни человека: восходящий знак в гороскопе вашего ребенка

    Восходящий знак-это тот знак зодиака,который взошел на восточной стороне неба в момент рождения ребенка. Этот момент,когда малыш появляется на свет и его пуповина-связь с матерью обрывается — планеты и созвездия выстраиваются в определенной последовательности, как бы выдавая новому человеку так называемый звездный паспорт,натальную карту рождения. Восходящий знак-это до определенной поры скрытые наклонности человека,которые со временем станут его собственным «я»…

  • Детская ложь. Причины и способы борьбы

    Если вы считаете, что все дети обманывают своих родителей, то вы ошибаетесь. Явление это достаточно редкое и, как правило, запущенное самими родителями. Родителями, которые завысили стандарты навыков и поведения на столько, что ребенок, понимая, что не в силах им соответствовать, начинает лгать…

  • Творческий потенциал малышей знаков Зодиака

    Малыш Овен это ребенок, которого не нужно заставлять делать что-либо. Напротив, его скорее нужно приостанавливать, чтобы он не натворил чего-нибудь лишнего. Такие дети имеют огромный запас творческой энергии, и им нравится творить какие-то большие и выдающиеся вещи. Например, если малыш-Овен поёт или танцует, то его исполнение непременно должно выделяться на общем фоне…

Читайте также:  Роль семьи в речевом развитии ребенка раннего возраста

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Источник

Каждая мама мечтает заглянуть в будущее своего ребенка, узнать, какие способности в нем заложены природой. Теперь это стало возможным. О новом методе определения интеллектуальных способностей ребенка рассказывают кандидат медицинских наук, врач высшей категории Людмила Михайловна КУЗНЕЦОВА, врач-психоневролог Наталья Дмитриевна МАКУЛОВА и кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Светлана Владимировна БАЛКАНСКАЯ.

Что указывает на одаренность ребенка

Оценка детского интеллекта

Сейчас существует много способов оценки интеллекта человека. В чем новизна вашего?

— Уже много лет применяются специальные тесты для определения психического и физического состояния людей опасных профессий:

  • машинистов поездов
  • летчиков
  • авиадиспетчеров.

Мы решили использовать этот опыт и адаптировать существующие методики к детям. Первые же наши попытки дали ошеломляющий результат.

Оказалось, что разным уровнем интеллекта обладают не только троечники, хорошисты и отличники, но и дети с одинаковой успеваемостью, которые делают уроки вместе с папами или мамами и самостоятельно.

Мы поняли, что способны объективно и довольно точно оценить способности ребенка, не общаясь ни с родителями, ни с учителями. До нас этого пока еще никто не сделал.

— В чем конкретно заключается ваша методика?

— Основа нашего метода — специальные компьютерные игры, а не столь популярные сейчас «опросники». Ребенок даже не понимает, что с ним проводят серьезное исследование. Он:

  • раскован
  • ведет себя точно так же, как если бы находился за игровой приставкой
  • для него нет обстановки тестирования.

Мы используем самые разные игровые ситуации. Они позволяют нам в количественном выражении оценить:

  • восприятие
  • внимание
  • память
  • оперативность мыслительной деятельности
  • моторику
  • вероятное прогнозирование решений и многое другое.

Всего определяется около 30 параметров. По каждому из них компьютер с помощью специальной программы выставляет оценку.

Очень важно, что с помощью нашей методики можно не только определить уровень интеллектуального развития ребенка, но и спрогнозировать, будет ли имеющийся потенциал в дальнейшем востребован. Ведь не секрет, что талант часто остается нераскрытым.

При обследовании ребенка по его желанию могут присутствовать родители. Однако, если они мешают или подсказывают, врач может попросить их удалиться.

Есть вещество, которое в прямом смысле жизненно необходимо для формирования мозга. Это — фолиевая кислота

Основная наша цель — обратить внимание родителей на те или иные скрытые способности ребенка, неизвестные стороны его психики, задуматься, пристальнее приглядеться к малышу. Возможности довольно широки.

Факторы развития умственных способностей

Многих мам волнует вопрос: что же определяет умственные способности ребенка? Как вы думаете?

— На первом месте, несомненно, наследственность. Ученые уже давно установили, что умственные способности передаются по наследству. Чем умнее родители, тем выше интеллект у детей. Замечено также, что интеллект ребенка в большей степени зависит от интеллекта матери, нежели от интеллекта отца.

Для развития умственных способностей малыша очень важен вес при рождении. Наиболее выражена эта зависимость до 8-летнего возраста. К 40-45 годам разница практически незаметна. Для будущего ребенка очень важно, чтобы мама правильно питалась. Ученые установили, что формирование мозга малыша происходит задолго до его появления на свет. Поэтому чем разнообразнее меню будущей мамы, тем умнее будет ребенок.

Есть вещество, которое в прямом смысле жизненно необходимо для формирования мозга. Это — фолиевая кислота, которая в большом количестве присутствует в материнском молоке. Новозеландские ученые, проведя тестирование среди нескольких тысяч детей в возрасте 12-13 лет, выяснили, что у тех из них, кого мама кормила грудью больше восьми месяцев, умственные и интеллектуальные способности были значительно выше. Важен для развития интеллекта и выбора будущей специальности порядок рождения. За последние пятьсот лет создателями революционных идей в науке чаще всего становились те, кто в семье родился последним. Младшими, к примеру, были:

  • Коперник
  • Ньютон
  • Гарвей
  • Дарвин
  • Менделеев
  • Фрейд
  • Эйнштейн
  • Декарт
  • Руссо
  • Троцкий
  • Ленини
  • Кастро и многие другие.
Читайте также:  Особенности развития центральной нервной системы ребенка

Первенцы же чаще оказываются в рядах консерваторов. Ну и, конечно, воспитание — важнейший, если не основной фактор, определяющий способности ребенка.

Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет, большинство реагирует просто: «Конечно, он же гений». Однако известно, что Моцарта строго воспитывал отец, который фанатично стремился сделать своего ребенка выдающейся личностью.

Существуют, к сожалению, и прямо противоположные примеры. Самый яркий — история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия). Врачи приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все оказалось напрасным. У этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки.

— Хорошо, после обследования родители узнали о проблемах своего ребенка. Что делать дальше?

— Мы даем конкретные рекомендации. Если, например, у ребенка нарушено:

  • зрительное
  • и слуховое

восприятие, с ним надо проводить специальные занятия. Существуют вполне конкретные задания для каждой возрастной группы. Кстати, ребенок часто сам интуитивно чувствует, каких навыков ему не хватает на данный момент времени. Поэтому мы нередко наблюдаем, как наши дети часами:

  • складывают мозаику
  • играют с винтиками или шайбами
  • не отходят от конструктора.

Можете ли вы привести пример, когда ваша методика оказала конкретную помощь?

— И не один. Довольно часто родители просят развеять сомнения относительно готовности ребенка идти в первый класс.

Здесь мы довольно точно можем сказать, нужно ли это делать в этом году или лучше немного подождать. Кроме того, мы стараемся подсказать родителям, какую именно школу лучше выбрать: общеобразовательную или со специальным уклоном.

Иногда, к сожалению, приходится серьезно огорчать родителей и рекомендовать обучение во вспомогательных учебных заведениях. Бывают случаи, когда к нам обращаются родители с просьбой разобраться в такой ситуации.

За последние пятьсот лет создателями революционных идей в науке чаще всего становились те, кто в семье родился последним

Их чадо учится в элитной гимназии, получает хорошие оценки, а знаний не прибавляется. Часто нарушения обнаруживаются в виде легких психических отклонений.

Бывает, что у детей нет интереса к обучению. Им трудно усваивать навыки письма, чтения, счета. Постепенно нарастает двигательная заторможенность. Потом ухудшается поведение, что зачастую приводит к асоциальным поступкам.

Формы такого поведения различны. У одних это выражается в:

  • беспечности
  • несдержанности

у других — в стремлении к конфликтам и агрессивности. Нужно вовремя определить и остановить психологическое изменение личности. Мы можем дать конкретные рекомендации.

— А как вы относитесь к популярному сейчас показателю IQ — количеству интеллекта?

— IQ (intelligence quotient), или КИ — количество интеллекта («коэффициент интеллекта») — самый распространенный, но, к сожалению, не самый удачный, способ определения интеллектуальных способностей. Дело в том, что этот коэффициент, определяемый при тестировании, непостоянен. С помощью специальных упражнений его можно довольно легко увеличить.

Поэтому сейчас специалисты склоняются к тому, что ценность IQ невысока. Возьмем, например, такое важное понятие, как успех. Во многих случаях его источником является вовсе не интеллект, а настойчивость и мотивация человека.

Индивидуальность, честолюбие, решительность и темперамент — более важные качества для успеха в жизни. Наш метод, с этой точки зрения, намного более информативен.

Читайте также:

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Как сохранить зрение у школьника

Источник

Что делать, если дошкольник не особо рвется извлекать квадратные корни в уме и заучивать наизусть «Евгения Онегина», а предпочитает смотреть мультики и возиться с игрушками?

В своем темпе

Самое главное, что нужно понимать, развивая ребенка: каждое ваше усилие в этом направлении окупится с лихвой, но в то же время выдающиеся успехи вашего чада в первые 6–7 лет жизни не гарантируют, что он и дальше будет опережать сверстников.

Даже наоборот, одни детки начинают говорить фразами в полтора года, а другие — в три, кто-то свободно читает в четыре, а кто-то к концу первого класса все еще разбирает текст по слогам. Но со временем разница нивелируется: приотставшие детки догоняют вырвавшихся вперед, ведь у каждого ребенка свои темпы развития, поэтому расстраиваться из-за того, что какие-то вещи вашему малышу не даются, не стоит. Наверняка есть и такие области, в которых ему нет равных, а отставание в других он ликвидирует в свой срок с вашей помощью.

Коэффициент интеллекта психолог А. Бине придумал в 1916 году и вовсе не для выявления одаренных детей! По этому показателю определяли отстающих в развитии

Что за коэффициент?

В некоторых «продвинутых» школах будущих учеников проверяют не только на умение читать и считать, но и на коэффициент интеллекта, отражающий соотношение уровня умственного развития по отношению к возрасту. Нормальный ребенок должен иметь IQ, равный 100 процентам. Если он достигает 120–135, то речь идет об одаренном малыше, а дети, набравшие больше 160, считаются вундеркиндами.

Читайте также:  Статус ребенка в группе и развитие личности

Но на самом деле коэффициент интеллекта позволяет ориентировочно судить не об умственном потенциале, а всего лишь об уровне развития логического мышления и кругозора малыша, его информированности в разных вопросах. А она зависит от того, много ли занимаются с ним взрослые и в какой семье он растет — в простой или в той, где у родителей по три образования и две научные степени.

Гений или нет?

О том, что высокий IQ не гарантия гениальности, свидетельствуют результаты многолетнего эксперимента американских ученых. Они начали его еще в 1920-е годы, выявив на основании тестов на коэффициент интеллекта полторы тысячи высокоодаренных дошкольников, а затем наблюдали за ними всю жизнь до глубокой старости. Оказалось, что уже к средним классам вундеркинды практически ничем не выделялись среди своих сверстников, а в старшей школе многие из них уступали в успеваемости детям, которые изначально не блистали интеллектом и способностями.

Получается, что надежность таких тестов весьма сомнительна, на их основе нельзя строить долгосрочные прогнозы и делать выводы об одаренности или бездарности малыша.

В чем смысл тестирования

Как уже говорилось, такие тесты выявляют способности ребенка к вербально-логическому, абстрактному мышлению, но у многих дошкольников в силу возрастных особенностей лучше развит практический интеллект. Не учитывают тесты на IQ и того, что по-настоящему одаренный, неординарно мыслящий ребенок может дать ответ, не предусмотренный в тесте, а значит, автоматически считающийся неправильным. Нельзя не учитывать и волнение — порой даже самый умненький-разумненький кроха, распереживавшись в непривычной для него обстановке в присутствии чужих людей, может провалить тестирование.

Более того, детские психологи вообще против предварительного тестирования деток при приеме в школу. Ведь достоверных тестов на уровень интеллекта и степень одаренности не много.

Ставка на творчество

Детские психологи считают, что каждому человеку отпущен определенный ресурс возможностей. Потому специалисты советуют развивать у ребенка не интеллект, а креативность — способность оригинально мыслить и принимать неординарные решения, которые никому другому не пришли в голову.

Это драгоценное качество не подлежит девальвации со временем, напротив, оно формирует нестандартно мыслящих, а значит, безусловно талантливых и неординарных личностей.

Чтобы ребенок вырос таким, поощряйте его самостоятельность и индивидуальность, не навязывайте шаблоны и стерео­типы поведения, не отбивайте исследовательскую жилку, живущую буквально в каждом малыше.

Поменьше вечных родительских «нельзя», запретов и ограничений: позвольте крохе проявить себя, пусть даже он пытается изобретать велосипед, не торопите и не мешайте!

Приобщайте к творчеству — рисованию, лепке, пению, игре на музыкальных инструментах, разыгрывайте с малышом сценки, сочиняйте стихи и сказки. Ведь именно в творческих занятиях, в том числе и в игре, проявляется и развивается детская креативность!

Подальше от экрана

✓ Доказано, что многочасовой просмотр телевизора ухудшает творческие способности детей.
✓ Почаще выводите ребятишек на прогулку: приток кислорода активизирует активность мозга.
✓ Обсуждайте события прошедшего дня — это своеобразная зарядка для детского мозга.

Текст: Иван Белокрылов, консультант — Александр Каретников, кандидат медицинских наук.

Тест на креативность

1. Находил ли ваш ребенок необычное применение какому-либо слову или предмету?
2. Меняет ли он свои наклонности (полгода назад любил рисовать, а сейчас увлекся аппликацией или конструкторами)?
3. Рисует ли абстрактные картинки и/или воображаемые предметы?
4. Любит ли малыш сказки?
5. Придумывает ли сам истории?
6. Сочиняет ли рассказы и стихи?
7. Вырезает затейливые фигуры?
8. Сделал или додумался сам до того, о чем не знал или чего не существует (например, придумал вымышленного героя и нарисовал его, сочинил ему биографию)?
9. Возникает ли у него желание поступить по-своему?
10. Боится ли темноты?
11. Придумывал ли новые, оригинальные слова, хотя бы одно?
12. Считал ли это слово понятным без объяснений?
13. Пробовал сооружать шалаш в детской, переставлять в ней все по-своему?
14. Угадывал ли в раннем детстве назначение предметов, которые видел впервые?
15. Самостоятелен ли в выборе одежды?
16. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
17. Ищет ли объяснение тому, чего еще не понимает?
18. Просит ли рассказать о явлениях природы и окружающего мира?
19. Любит ли слушать книжки без иллюстраций?
20. Изобретает собственные игры и развлечения?
21. Помнит ли и может ли рассказать свои сны или пережитые впечатления?

Подсчитайте ваши баллы и узнайте результат

Начисляйте по баллу за каждый утвердительный ответ и подсчитайте их в конце

Менее 4 баллов
Малыш очень послушен и исполнителен, взрослые хвалят его за это, но ему явно не хватает фантазии и креативности. Пробуждайте в нем творческий дух!

От 4 до 8 баллов
Ребенок может проявить творческие наклонности и изобретательность в чрезвычайных обстоятельствах, но в обычной жизни он более склонен к практической деятельности, которая не требует полета фантазии.

От 9 до 14 баллов
Ваше чадо проявляет большую сообразительность, достаточную для многих областей знаний. Стимулируйте ребенка к более креативному поведению.

От 15 до 19 
Малыш богато одарен, но ленится применять свои способности. Он находчив и сообразителен лишь тогда, когда заинтересован в получении какого-либо подарка. Пользуйтесь этим!

От 20 до 21 
У вашего ребенка есть собственное мнение обо всем на свете, он не по годам самостоятелен, сообразителен и невероятно талантлив. Похоже, что у вас растет маленький гений!

Источник