Роль игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками

Роль игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками thumbnail

Статья «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»
Автор:Вергасова Лилия Загидулловна .
Описание: Данная статья будет полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям младших классов. 
Цель: развитие навыков общения. 
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результатом социального опыта. Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются, прежде всего, в игре. 
Игра — ведущая деятельность, определяет психическое развитие ребенка, а общение становится частью и условием её. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Подчеркивается, что для развития игровой деятельности ребенку нужны контакты с взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры. В играх со сверстниками, дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности. Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Поэтому очень важно использовать в дошкольных учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы. 
Что касается взаимосвязи игры и общения, то именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. 
Большое значение для развития навыков общения имеют сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, ролевое поведение. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто входит в образ другой личности, — он расширяет, обогащает, свою собственную личность, обогащает свой мир новыми идеями, чувствами, представлениями. В процессе игрового общения со сверстниками дошкольники открывают новые возможности для самовыражения, коммуникации и ценностного ориентирования. 
Отсутствие такого опыта и опыта совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке малыш видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не доброго и желательного партнера. 
Однако формирование навыков общения дошкольников происходит не только в сюжетно-ролевой игре. Вот почему с первых дней посещения детского сада большое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные подвижные игры, где дети действуют одновременно и одинаково. Подвижные игры помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогащает детей новыми впечатлениями, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности, при общении со сверстниками и межличностных отношений. 
«Центром притяжения» в игре является педагог. Он не только вносит новую игру в жизнь детей или предлагает новый этюд, но и служит для них своеобразным образцом. Специальные игры и игровые упражнения позволяют воспитателю проводить обучение навыкам общения в интересной для детей, личностно значимой деятельности, что обеспечивает их активность и, в конечном счете, эффективность такого обучения. 
Очень важно заранее продумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, считаться с товарищами, доводить начатую игру до конца. При этом ставится задача по отношению ко всему детскому коллективу и к отдельному ребенку. 
Для реализации игр – этюдов в работе с детьми старшего дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно — развивающей среды. Поскольку разнообразие содержания игр – этюдов достигается посредством игровых атрибутов, в группе необходимо подобрать игрушки для настольного театра, плоскостные предметы – заместители, театральные куклы (различные животные, люди, предметы быта и гигиены). А также воспитателю необходимо подобрать библиотечку произведений для драматизации, наборы сюжетных картинок и фотографий. 
Игры – этюды, также как и другие специальные игры и игровые упражнения, предлагаются и разучиваются с детьми в порядке возрастания требований к поведению ребенка в группе. Взрослый не только вносит новую игру, но и служит для детей образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, он заражает детей своей увлеченностью, весельем, создает эмоциональный настрой. Постепенно при неоднократном проведении игр дети начинают выполнять движения самостоятельно и сами придумывать подобные игры и упражнения. 
Специальные игры, игровые упражнения составляют основу игровой терапии. Цель – не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и к другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе. 
Ребёнок — дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определённый запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И всё это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формулирует личные качества ребёнка. 
Содержание, сюжеты игр, предпочитаемые ребёнком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения. Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребёнка. Заинтересовать родителей данной проблемой, наладить совместную работу с ними – также является задачей педагогов. 
Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимодействия с ним, его общение со сверстниками не может быть универсальным. Организуемая взрослыми практика общения с детьми, свободное общение самих детей между собой обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что взрослые могут заложить в душу каждого ребенка сейчас, не останется незамеченным. 

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка 8 вида

Источник

Алла Ефимова
Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»

Статья на педагогическую тематику.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»

Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург

Описание: Данная статья будет полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям младших классов.

Цель: развитие навыков общения.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результатом социального опыта. Навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются, прежде всего, в игре.

Игра — ведущая деятельность, определяет психическое развитие ребенка, а общение становится частью и условием её. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Подчеркивается, что для развития игровой деятельности ребенку нужны контакты с взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры. В играх со сверстниками, дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности. Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Поэтому очень важно использовать в дошкольных учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы.

Что касается взаимосвязи игры и общения, то именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников.

Большое значение для развития навыков общения имеют сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, ролевое поведение. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто входит в образ другой личности, — он расширяет, обогащает, свою собственную личность, обогащает свой мир новыми идеями, чувствами, представлениями. В процессе игрового общения со сверстниками дошкольники открывают новые возможности для самовыражения, коммуникации и ценностного ориентирования.

Отсутствие такого опыта и опыта совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке малыш видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не доброго и желательного партнера.

Однако формирование навыков общения дошкольников происходит не только в сюжетно-ролевой игре. Вот почему с первых дней посещения детского сада большое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные подвижные игры, где дети действуют одновременно и одинаково. Подвижные игры помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогащает детей новыми впечатлениями, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности, при общении со сверстниками и межличностных отношений.

«Центром притяжения» в игре является педагог. Он не только вносит новую игру в жизнь детей или предлагает новый этюд, но и служит для них своеобразным образцом. Специальные игры и игровые упражнения позволяют воспитателю проводить обучение навыкам общения в интересной для детей, личностно значимой деятельности, что обеспечивает их активность и, в конечном счете, эффективность такого обучения.

Очень важно заранее продумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, считаться с товарищами, доводить начатую игру до конца. При этом ставится задача по отношению ко всему детскому коллективу и к отдельному ребенку.

Читайте также:  История развития ребенка картинки

Для реализации игр – этюдов в работе с детьми старшего дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно — развивающей среды. Поскольку разнообразие содержания игр – этюдов достигается посредством игровых атрибутов, в группе необходимо подобрать игрушки для настольного театра, плоскостные предметы – заместители, театральные куклы (различные животные, люди, предметы быта и гигиены). А также воспитателю необходимо подобрать библиотечку произведений для драматизации, наборы сюжетных картинок и фотографий.

Игры – этюды, также как и другие специальные игры и игровые упражнения, предлагаются и разучиваются с детьми в порядке возрастания требований к поведению ребенка в группе. Взрослый не только вносит новую игру, но и служит для детей образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, он заражает детей своей увлеченностью, весельем, создает эмоциональный настрой. Постепенно при неоднократном проведении игр дети начинают выполнять движения самостоятельно и сами придумывать подобные игры и упражнения.

Специальные игры, игровые упражнения составляют основу игровой терапии. Цель – не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и к другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.

Ребёнок — дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определённый запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И всё это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формулирует личные качества ребёнка.

Содержание, сюжеты игр, предпочитаемые ребёнком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения. Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребёнка. Заинтересовать родителей данной проблемой, наладить совместную работу с ними – также является задачей педагогов.

Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимодействия с ним, его общение со сверстниками не может быть универсальным. Организуемая взрослыми практика общения с детьми, свободное общение самих детей между собой обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что взрослые могут заложить в душу каждого ребенка сейчас, не останется незамеченным.

Источник

Маляева Н.М.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №429»

Коммуникативные игры, значение и роль в развитии общения дошкольников со сверстниками

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребёнка с другими людьми. Эффективность такого взаимодействия зависит от социальных способностей и навыков, которые дают ребёнку возможность выбрать свой способ самоутверждения и самовыражения. Для их  развития, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми. В играх ребенок учится: 1) воспринимать и передавать информацию; 2) следить за реакцией собеседников: 3) учитывать их в своих собственных действиях: 4) решать возникшие проблемы словами, а не кулаками (Ермолаева М.Г., 2005).

Для формирования положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками, целесообразнее использовать коммуникативные игры.

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.

Цель коммуникативных игр:

— развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

— развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

— развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Задачи коммуникативных игр:

— Создать положительный эмоциональный настрой;

— Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками;

— Способствовать сплочению детского коллектива;

Формировать положительное отношение к сверстнику.

Значение коммуникативных игр:

— Помогают адаптироваться к условиям ДОУ;

— Снимают телесные зажимы;

— Способствуют эмоциональной разрядке;

— Развивают воображение;

— Развивают мимику и жесты;

— Активизируют внимание;

— Учат соблюдать правила;

— Знакомят с чувствами и учат их распознавать.          

Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

Читайте также:  Проблемы личностного развития ребенка занятия

Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка, а в будущем – к формированию негативной жизненной позиции.

С помощью этих игр у детей:

Снимаются телесные зажимы;

Происходит эмоциональная разрядка;

Развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

Активизируется внимание;

Проявляются навыки правил поведения;

Повышается самооценка.

Таким образом, коммуникативные игры необходимы для развития навыков общения дошкольников со сверстниками.

Организация работы по развитию общения дошкольников со сверстниками с помощью коммуникативных игр

Нами был проведён теоретический анализ научной литературы по исследованию уровня общения дошкольников со сверстниками и результаты, полученные в ходе проведения констатирующего эксперимента, позволили нам сформулировать цель и задачи формирующего эксперимента.

Цель – организовать работу на развитие общения старших дошкольников со сверстниками в ДОУ с использованием коммуникативных игр.

Задачи исследования:

  1. Разработать и провести комплексную работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию общения со сверстниками с использованием коммуникативных игр.

  2. Провести повторно диагностические методики и проверить экспериментально эффективность предложенной работы. Провести сравнительный анализ результатов уровня развития общения у детей на начальном и контрольном этапе эксперимента.

  3. Сформулировать выводы, доказать гипотезу исследования, что коммуникативные игры окажут положительное воздействие на развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Данная работа опиралась на использование программы по развитию навыков общения у дошкольников со сверстниками с применением коммуникативных игр.

Цели:

1. Развитие навыков общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру;

2. Развитие умения общаться друг с другом, со взрослыми, развитие умения получать радость от общения.

Форма проведения занятия: занятия проводятся с подгруппой из 6 человек. Число должно быть четным, чтобы работать в парах.

Программа носит как профилактический, так и коррекционный характер.

Работа проводится в форме группового тренинга, включающего 30 занятий. Занятия разделены на 4 блока, каждый имеет свои цели и задачи. Работа с родителями проводится один раз в месяц.

Время работы: Программа рассчитана на 30 занятий, проводимые 1 раз в неделю, продолжительностью 30-35 минут.

Принципы проведения занятий:

— системность подачи материала

— наглядность обучения

— цикличность построения занятия

— доступность

— проблемность

Методические приемы:

— беседа

— коммуникативные игры

— рисование — инсценировка, проигрывание и анализ различных психологических игр и упражнений

Структура занятия:

1. Вводная часть. Приветствие

Цель: знакомство, настрой на совместную деятельность, создание положительного эмоционального настроя в группе.

2. Основная часть

Цель: формирование чувства принадлежности к группе, сплоченности, общности, обучение навыкам общения

3. Заключительная часть. Ритуал прощания.

Цель: рефлексия занятия, подведение итогов, повышение уверенности в себе.

Ожидаемые результаты: повышение уровня коммуникативных навыков, взаимопонимание детей и взрослых, развитие личностного потенциала детей, индивидуальности.

I блок «В мире эмоций» Развитие эмоциональной сферы

Состоит из 9 занятий

Цель: развитие эмоциональной сферы

Задачи:

— познакомить детей с основными эмоциями: робость, грусть, страх, удивление, злость, стыд, вина, брезгливость, отвращение;

— учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам: мимика, пантомимика, интонация;

— сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

Проводились коммуникативные игры, направленные на развитие у детей эмоций:

— Игры, вызывающие общие положительные эмоции: «Колечки», «Зайка», «Гномик»;

Телесные игры: «Дотронься», «Это я», «Покажи»;

Игры, позволяющие познакомиться, узнать друг друга по имени «Назови себя», «Позови ласково», «Кто у нас хороший».

II блок «Я и другие» Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Состоит из 8 занятий.

Цель: развитие навыков общения со сверстниками

Задачи:

— развивать эмпатию, желание помогать друг другу;

— умение находить общие решения в конфликтных ситуациях;

— установление атмосферы доверия друг к другу, сплоченности группы.

В данном блоке проводились коммуникативные игры:

— Игры, позволяющие действовать в паре и подгруппой: «Хор животных», «Добрые эльфы», «Послушный мячик»;

Игры в кругу: «Бабушка Маланья», «Пазлы», «Раздувайся пузырь», «Зевака»;

Игры с передачей игрушек: «Передай мяч», «Охота на тигров», «Шапочка».

III блок «Игротерапия общения»

Состоит из 7 занятий.

Цель: развитие навыков общения со сверстниками в процессе игры

Задачи:

— объединение детей, создание доброй безопасной ситуации, взаимопонимание;

— закрепление полученных навыков форм общения в совместных играх.

Проводились коммуникативные игры, объединяющие детей общим действием: «Сосны, елочки, пенечки», «Передай сигнал»; способствующие овладению простых правил поведения: «Солнышко», «Колпачки», «Щенок Митрошка». Игры, знакомящие со способами невербального общения: «Кто к нам в гости пришел», «Кого укусил комарик», «Все наоборот»

IV блок «Ребенок и родители» Взаимоотношения с родителями

Состоит из 7 занятий.

Цель: актуализация проблем детско — родительских отношений

Задачи:

— психологическое просвещение родителей по проблеме воспитания детей;

— обучение родителей самостоятельно конструировать собственное поведение при взаимодействии с ребенком.

Источник