Роль дидактической игры в развитии речи ребенка

«Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста»

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Ребенок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особо внимание педагогу следует уделять своей речи, она должна быть четкой и внятней.
Причины низкого уровня развития речи:

• Воспитатель знает методику, но не технологию. Не знает уровня развития речи.

• Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления и эмоций, воображения.

• Обучение идёт в лингвистической форме, игнорирует коммуникативные умения, отсюда — отсутствие культуры речи и культуры общения.

• Комфортное пребывание в саду способствует успешному развитию

Что же надо помнить для успешного речевого развития ребёнка дошкольника?

Необходимо помнить следующие:

• цель обучения должна быть эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого;

• лучше сохраняется материал, тот который поразил и увлек ребенка;

• дети очень любят соревнование и игру;

• во многом внимание дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий.  В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками;

• обеспечить развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с возрастными особенностями;

• обеспечить условия для обогащения их словаря в соответствии с возрастными особенностями;

• создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи;

• развивать связную речь с учётом их возрастных особенностей;

• уделить специальное внимание развитию у детей понимания речи

(упражняя в выполнении словесных инструкций);

• приобщать детей к культуре чтения худ. литературы;

К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение, внимание, память, мышление — основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень трудно и ответственная работа, требующих подбора наиболее действенных средств и метода обучения. Одно из таких средств — игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Как говорил А.С.Макаренко, игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет детским коллективом…

Воображение, развивается только в коллективе, обязательно играющем. В процессе реализации ФГОС в ДОУ игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Дидактические игры

Что представляют собой дидактические игры?

 Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «назови одним словом» или «назови три предмета».

 В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решение спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками), настольно-печатные и словесные игры.

Структурой дидактической игры являются:

• Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т.к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями).

• Игровые правила (цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).

• Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).

Методика организации дидактических игр имеет три направления: Подготовка, проведение, анализ.

 «Подготовка»

•  отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);

• установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

•  определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

Читайте также:  Анкета для ребенка на эмоциональное развитие

•  выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

• определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

• подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);

• подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

• подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

 «Проведение»

• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

•  объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

• определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

•  подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

• В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет тоже интересной.

Дети обычно ждут этого дня.

«Анализ»

 Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи, например в своей работе я использую такие игры, как “Назови ласково” “Чего не хватает”;“Угостим животных”

Отсюда можно сделать вывод:

Игра – ведущий вид деятельности, а игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи.

Список использованной литературы:

1 . Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактической игре дошкольников. – М.: Просвещение, 1992 г.

2. Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. – М.: Новая школа, 2000 г.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М: Просвещение,1991г.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981 г.

5. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1984г.

6. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. — М.: Просвещение, 1993г.

7. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи

/Дошкольное воспитание. — 1981 г. № 2.

8. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: Просвещение, 1983г.

Источник

Поступальская Юлия
Роль дидактической игры в развитии речи детей.

. Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом – обаяние игры. Они не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть.

Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра,

позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Каждая дидактическая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.

Читайте также:  Особенности физического развития ребенка в период новорожденности

Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета активизирует творческую деятельность. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Дидактическаяигра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры. И на занятиях и в играх развитие знаний, умений, навыков, отношений, мотивов учения имеет зону актуального и зону ближайшего развития. Вся целостная система дидактических игр – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок должен подняться.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя учатся.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление знаний об окружающей жизни. Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «От зернышка до булочки», «Откуда стол пришел?» и т. д. Дидактические игрыставят перед собой задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию – главная задача многих словесных игр. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например в игре «Кто построил этот дом?» дети узнают о том, что прежде чем строить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом,затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, маляры и многие другие рабочие.

. Но чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и др., так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость. Посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Большое значение имеют не только дидактические правила игры,но и правила общения: договариваясь играть, будь добрым, вежливым и справедливым; не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими; не мешай товарищам, если они заняты игрой; если хочешь вместе играть, попроси разрешения.

Дидактическийматериал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними.

Источник

Роль дидактической игры в развитии речи ребенка.

        Игра — основной род деятельности детей, поэтому и всесторонне развивать его стоит через игру. Для этого существует множество дидактических игр, направленных на разные стороны развития ребенка. Одним из таких видов являются дидактические игры для развития речи. Задача таких игр обучить ребенка новым словам, их правильному произношению, научить склонять и использовать речь связно, с помощью словотворчества. Дидактические игры помогают ребенку понять и услышать разницу между созвучными словами, узнать о разных форма слова, о применении предлогов и союзов. Детки постарше учатся с помощью дидактических игр строить сложные предложения, развивать мышление и воображение, пополнять свой словарный запас. Роль дидактических игр в развитии ребенка, в частности его речи очень большая, ведь все обучение строиться именно на них. Значение игр в воспитании детей нельзя преувеличить, так как только игровая деятельность может привлечь ребенка, а значит научить.

Развитие речи детей посредством дидактических игр.

        Каждая игра оставляет свой след в развитие малыша, использование дидактических игр способствует:

  • Обучению ребенка восприятия речи, как средства связи;
  • Пополнение словарного запаса;
  • Развития фонематического слуха;
  • Развитие речевого творчества;
  • Восприятию интонационной и звуковой культуры речи;
  • Постановке связной речи;
  • Постановке диалогической речи;
  • Умению грамотного использования речевых оборотов, предлогов.
Читайте также:  Эмоциональная сфера ребенка и источники ее развития

Типы дидактических игр.

          Все игры можно условно подразделить на несколько типов. В идеале использовать каждый тип отдельно с разной игрой. Это поможет малышу не утомиться, но при этом разнообразные игры помогут тренировать память, слух, пополнять словарный запас. Сами дидактические игры делятся на три типа: настольно-печатные (книги, картинки, карточки); с игрушками и предметами; словесные. Важную роль в эффективности дидактических игр занимает проведение их верным путем. Воспитатель в дошкольных учреждениях должны выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития. Игра так же должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Для того, чтобы малыши с удовольствием отвечали на вопросы, угадывали слова и буквы, находили нужные карточки и собирали пазлы правильно. То есть были внимательными при выполнении упражнений.    

       Для этого необходимо добиться достижения нескольких пунктов одновременно:                                                                                                                                 — Дети должны четко понять, что от них требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости вы можете корректировать их по ходу игры.

— Показать свою заинтересованность. И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых. Если детки видят, что вы рассеяны и играете только потому что надо, их интерес угаснет очень быстро. Лучше в таком случае не играть, чем играть так плохо.

— Поощрять ребенка. Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог почувствовать что-то, что происходит важно и требует его внимания. Обычная похвала с указанием заслуг, что он молодец, похлопывание по плечу – морально поддержат любого ребенка и придадут ему уверенности в собственных силах.

— Игра должна быть в радость. Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все были заинтересованы. Игра не должна длиться слишком долго, иначе детки утомятся и потеряют интерес не только к происходящей игре, но и могут не захотеть играть во что-то другое. Если дети ссорятся из-за выбора дидактической игры, то найдите вместе компромисс, например, сейчас вы играете в первую игру ровно 5 минут, потом столько же во вторую.

        Дидактические игры так же благотворно влияют на способность детей к самоорганизации, а значит и самообразованию.  Правила игр для развития речи обычно довольно простые, легко запоминаются, а значит дети могут объяснять их другу или научить новым играм родителей. Дошкольники часто играют самостоятельно, развивая свою речь посредством игры. В эти моменты им лучше не мешать, чтобы интерес к игре не пропал. Особенно приживаются активные игры с мячом или те игры, которые могут вызвать смех. Например, игра «сломанный телефон» нравится детям не только дошкольного возраста, но и ученикам младших классов. Игры, направленные на развитие речи могут быть совершенно разными и увлекать не только детей, но и взрослых. Например, игры на поиски синонимов, антонимов или слов на определенную букву (всем известная игра в «слова», где нужно назвать слово, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова). Вариаций по игре со словами множество, поэтому важнейшей задачей родителей служит постоянство и регулярность при проведении игр.

Еще одной из причин успеха дидактических игр как средства развития речи или других навыков у детей является элемент соревнования. Всегда интересно, быть первым, а значит назвать больше слов, быстрее подобрать рифму и дополнить фразу. Элемент соревнования один из важнейших толчков к игровой деятельности и саморазвитию.

          Играть дети не перестают очень долгое время. Задачей воспитателей и педагогов является правильный подбор игр, актуальных для определенной возрастной категории детей. Если дидактические игры подобраны в соответствии с детскими возрастными потребностями, правильно проведены, то они, безусловно будут иметь успех. Обучение связной и грамотной речи игровым способом должно быть регулярным. Менять игры стоит постепенно и плавно. Когда детки растут, сначала выводятся из обихода одна игра и заменяется другое. Затем вторая, третья и так далее. Через какое-то время весь репертуар дидактических игр обновится и станет подходящим для повзрослевшего ребенка. И помните, что дидактические игры, как средство развития речи детей, являются одним из лучших методов.

Источник