Коллектив среда для развития воспитания и развития ребенка

Коллектив среда для развития воспитания и развития ребенка thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Термин «коллектив» произошел от латинского collectives —собирательный. Он означает социальную группу, объединен­ную на основе общественно значимых целей, общих ценност­ных ориентации и совместной деятельности.

395

В реальной жизни существуют разные коллективы: учеб­ные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объеди­няющие несколько первичных коллективов (например, об­щешкольный коллектив).

Коллектив — это развивающаяся социальная система. В зави­симости от уровня развития различают складывающийся коллек­тив, т.е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся, «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совмест­ной деятельности, органами самоуправления (например, произ­водственный коллектив, бригада, цеховой коллектив и т.п.).

Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, ли­цей) ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.

Средством осуществления этих ценностных ориентации становится детский коллектив как социальная общность, объе­диняющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится группа дет­ского сада, затем школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа или вуза и т. п.

Индивидуальность ребенка, подростка, юноши формиру­ется в результате последовательного включения в различаю­щиеся по уровню развития коллективы — общности, домини­рующие на разных возрастных ступенях.

Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школьный класс, подростка в новую социальную молодежную группу, аби­туриента в студенческий коллектив, всегда происходит освоение разнообразных нерм коллективной жизни, установление взаимо­действия и выделение индивидуальности в новой среде.

Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует формирования у ребенка социально-ценностных качеств. Все зависит от того, каковы культурные основы, на которых строятся коллективные отношения, насколько полно и разносторонне ребенок может реализовать в коллективе свои способности и стремления.

Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм, традиций, способов сотрудничества и цен-

396

ностных ориентации, составляющих культурное достояние общества. Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедея­тельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир куль­туры отношений, сотрудничества, сотворчества.

Общение детей в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обо­гащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуаль­ный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.

Диалектика человеческих взаимоотношений такова, что, воздействуя на другого, человек меняется сам. Воспитательно-развивающий эффект общения и сотрудничества детей в кол­лективе в большой мере определяется уровнем их культурно-нравственного развития. Чем более культурно развитым и духовно богатым становится ребенок по мере своего общего развития, тем более возрастают возможности его положи­тельного влияния на других.

Педагог задает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в кото­рых каждый ребенок раскрывается со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым оказывает благотворное влияние на остальных.

В детском коллективе в совместной деятельности осущест­вляются обмен информацией, согласование общих целей, вза­имный контроль и коррекция действий, развивается способ­ность понимать состояния и мотивы поступков других и соот­ветственно на них реагировать. В опыте коллективных отно­шений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

В непосредственном общении в коллективе ребенок при­обретает умение поставить себя на место другого, воспроизве­сти в своем сознании логику и мотивы его поведения, пере­жить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, позна­ния и чувств. В этом сравнении себя через оценку других за­ложен механизм формирования самосознания человека, по­нимания своей индивидуальности.

397

В коллективе ребенок входит в широкую систему отноше­ний. Взаимодействие детей разворачивается на информаци­онном, деятельностном и эмоциональном уровне. Информа­ционный уровень предполагает взаимодействие детей в про­цессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирова­ния будущего. На деятельностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в раз­личных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т. п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в кол­лективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия де­тей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.

В детском коллективе, объединенном интересной содержа­тельной деятельностью, дружескими отношениями, перспек­тивами будущих совместных дел и переживаний, у детей фор­мируются чувство психологической защищенности, душевно­го комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе час­то вспоминают с большой теплотой его бывшие участники. (Воспоминания о бывшем школьном классе, студенческой группе, внешкольном коллективе и т. п.)

Читайте также:  Онтогенез развития ребенка до года

Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уваже­нию себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качест­ве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу -способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуально­сти и творческой самобытности каждой личности. Инициати­ва, творческая позиция личности, нарастание самостоятель-

398

ности и самоуправления детей, ценностное содержание их со­вместной деятельности являются индикаторами воспитатель­ного потенциала детского коллектива.

Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Коллектив – группа детей, объединенная общей, социально – значимой целью, ценностными ориентациями, совместной деятельностью, общением и взаимной ответсвенностью. Детский коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие цели (имеющие общественно-ценный смысл) и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Признаки коллектива;

— наличие общественно значимых целей, сплоченность,

— благогприятный для развития группы и каждого нравственно – психологический климат,

— отношения ответственной зависимости,

— наличие органов самоуправлений и традиций.

Функции коллектива:

1.сфера жизнедеятельности личности_ значительную часть жизни человек проводит а рамках различных коллетивов.

2.сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации – только в системе коллективных отношений ребенок адекватно оценивает себя, проявляет свою индивидуальность, реализует свои возможности.

3. сфера общения – обеспечивает взаимопознание и взаимопонимание, передача и получение информации опыта, эмоционально – нравственных отношений, ценностей и оценок.

4. гарант защищенности и поддержки – товарищеское взаимопонимание, помощь, сочувствие, поддержка.

5. модель общества – освоение социальных ролей, демократических форм организации жизнедеятельности.

6. носитель социально – нравственных норм и ценностей.

Типы детских коллективов:

1.По характеру деятельности:

— организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.);

— организованные на основе какого – то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.); — организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

2. По возрастному составу:

— одновозрастные

— разновозрастные.

3. По структуре и характеру межличностных отношений:

— первичные– коллективы, обеспечивающие непосредственное межличностное взаимодействие и общение;

— вторичные – состоящие из ряда первичных, отсутствие прямых межличностных контактов.

4. По социальному статусу:

— формальные имеющие юридически фиксированный статус и осуществляющие социально заданную деятельность;

— неформальные – добровольно объединяющиеся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы.

Самоуправление – это реализация детьми определенных управленческих функций в рамках делегирования ими полномочий и ответственности.

Органы самоуправления:

собрание воспитанников – высший

актив – ядро коллектива

староста

временные коллективные органы – советы ,штабы

Идеи А.С. Макаренко:

1. Детский коллектив невозможен без детей и педагогов.

2. Первичный коллектив как основной инструмент воспитательного воздействия на ре­бенка.3. Принцип параллельного действия: педагог воздей­ствует на личность через коллектив; важно умение организовать здоровый коллектив. (Общественное мнение)

4. Система перспективных ли­ний (близких, средних и дальних): педагог должен увлечь коллектив и каждого воспитанника целью (перспективой), осу­ществление которой потребует приложения усилий, но принесет удовлетворение, радость достижения.

5. Закон развития (движения) коллектива: коллектив, достигший определен­ной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.

6. Этапы развития детского коллектива по источнику предъявления требований и отношению к ним коллектива:

На I этапе воспитатель предъявляет требование коллективу в форме, не допускающей возражений.

На II этапе требование к личности предъявляется активом; актив должен получить реальные полномочия.

На III этапе требования исходят от коллектива в целом, что свидетельствует о сложившейся системе самоуправления.

На IV этапе требования предъявляются каждым воспитанником.

7. Закон педагогической целесообразности: обусловленность содержания жизни, деятельности и общения коллектива целями и задачами воспита­ния.

Идеи В.А. Сухомлинского:

1. Коллектив — средство нравственного и духовного развития ребенка.

2. В коллективе созда­ется единство общественного и индивидуального.

3. Целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов объединены стрем­лением к общественно значимым целям и нравственным идеалам.

4. Духовное богатство личности как основа пол­ноценной, содержательной жизни коллектива и условие совер­шенствования внутри коллективных отношений.

5. Коллектив становится воспитывающей силой, если он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности.

6. Подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог.

Читайте также:  Мебель для центра развития ребенка

7. Принципы организации воспитательной работы с детским коллективом:

— богатство взаимоотношений между членами коллектива, между данным коллективом и другими коллективами;

— поддержка самостоятельности и творческого самовыражения каждого ребенка;

— формирование дисциплины и ответственности каждого воспитанника перед собой и перед товарищами;

— создание и передача традиций.

Идеи современных авторов (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова):

1. Создание детского коллектива обусловлено необходимостью воспитания всех и развития каждого в отдельности.

2. Коллектив — единство общего, особенного и единичного; его развитие имеет общие закономерности, различны типы и индивидуальные особенности коллектива.

3. Коллектив — единство организационной структуры и психологической общности, объект и субъект воспитания.

4. Взаимодействие личности с коллективом — двусторонний процесс ее идентификации с коллективом и обособления в коллективе.

5. Коллектив способствует нивелировке личности и развитию ее индивидуальности.

6. Детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом, проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь детей и влияющим на отношения в детском коллективе.

7. Перспектива развития коллектива — коллектив общинного типа — разновозрастной, гуманизм отношений, равноправие членов, развитое самоуправление.

Источник

Добрый день! Уважаемые участники конференции, коллеги

Поздравляю Вас с началом нового учебного года! Пусть этот год будет для вас результативным, продуктивным, познавательным и интересным. Желаю всем успеха и удачи во всех начинаниях.  

 Вашему вниманию представляю свой доклад:

Воспитательная среда,  как необходимый фактор формирования, развития и самореализации ребенка.

 Понятие «среда» имеет много значений. 

Макросреда. Это окружающее  нас   космическое пространство.  Географическая среда — это территориальный  ландшафт,  климат, экологические условия.

  Социальная среда — уклад жизни, традиции, уклад жизни.

Домашняя среда – окружение близких, материальные условия.

Микросреда — особенности квартиры, микроволны, магнитные воздействия,    геометические формы квартиры,    высота этажа, дизайн стен, расстановка мебели

 На развитие личности оказывают влияние факторы: наследственность, среда и воспитание. Наследственность влияет на личность бессознательно. Среда влияет на личность подсознательно. Только воспитание направляет развитие личности в сознательное русло.

Что такое воспитательная среда?

Воспитательная среда  — совокупность природных и социально-бытовых условий.

 Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое, ориентированное на достижение цели воспитания.

Воспитывать — значит путём систематического воздействия влияния, сформировать характер, внушать что либо кому-нибудь.

Воспитательная работа  для ДОУ – это комплекс взаимосвязанных компонентов, способных обеспечить взаимодействие всех субъектов,  понятий «детский сад» и «социум».

МАДОУ ДСКВ «Сказка» выполняя требования ФГОС,   преследует цель — индивидуальное, всесторонне  развитие и самореализация  каждого ребенка с учетом психического и физического состояния здоровья, безопасности жизнедеятельности детей, формирование психологической готовности к школе, развитие восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности.

Режим и  система работы  ДОУ направлена  организацию эффективного учебно-воспитательного процесса в ДОУ:

 -взаимодействие с окружающим внешним миром, социумом;

— активное вовлечение  родителей как участников   воспитательно-образовательного  процесса;

  -удовлетворение  социального заказа родителей, школы;

— учет  социально-культурных условий нашего края;

—  соответствие  заказу государства, округа.  

Но перед педагогами и ДОУ встает проблема, которая усложняет процесс воспитания подрастающего поколения:

—  Недостаточная актуализация моральных, идейных ценностей  « для современного  поколения родителей, материальные блага стоят на 1 месте »;

— Необходимость создания  среды, полноценно обеспечивающей личностно – ориентированное воздействие на воспитанника;

— Созданная воспитательная среда и воспитательный процесс  в ДОУ, не находит преемственности в школе и дома.

 Решение  проблемы, выполнение миссии ДОУ,   предусматривает определенную систему мероприятий:

2.Моделирование ПРС ( предметно- развивающей среды )  В каждой группе ДОУ оборудование установлено так, что каждый ребенок может найти комфортное место для занятий.

 С этой целью используется различная мебель, которую достаточно легко передвигать и по-разному компоновать.

Созданы физкультурные уголоки с разнообразным спортивным оборудованием. Созданы условия для развития музыкальной и театрализованной деятельности детей. Имеется достаточное количество наглядного, дидактического материала, который помогает обеспечивать усвоение изучаемого материала. Имеется специально оборудованные уголки по ИЗО, экологический и исследовательский уголки.  

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям.

(Спортивный зал, бассейн, сенсорная комната, кабинет логопеда, Спелео- климатическая камера)

Большое значение коллектив ДОУ уделяет развитию среды и на участке в летнее время, где созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей. Дети здесь чувствуют себя владельцами пространства, становятся творцами своего окружения.

(Зимой  игровое оборудование доступно детям, чистится от снега)

1. Использование современных образовательных технологий.

В ДОУ используются здоровьесберегающие технологии, метод проектов, проблемного и развивающего обучения, информационно-коммуникационные и др

Рациональное использование образовательных технологий влияет и на итоги мониторинга реализации основной образовательной программы ДОг. Уровень усвоения программного материала составил  98,4%

3.Комплекс психолого-педагогических условий,

—  предусматривает учет индивидуальных, возрастных особенностей ребёнка;

—  обеспечение полного методического сопровождения;

—  обеспечение безопасной жизнедеятельности, строгое соблюдение охраны труда в учреждении, соответствие всех видов деятельности требованиям СанПиНа;

 — ориентирование  на семейное и социальное окружение ребенка;

— обеспечение индивидуальной траектории комплексного, всестороннего развития, формирования  и самореализации  личности  ребенка.

 —  обеспечивает  следующие направления деятельности:

—  физическое;

Читайте также:  Четыре месяцев ребенку развитие и питание вес и рост

—  социально — коммуникативное;

— познавательное;

—  художественно-эстетическое;

— речевое;

— созданы   благоприятные условия для полноценного:

физического,  

умственного,

 нравственного,

трудового,

и эстетического воспитания. 

В наше время формируются  и актуализируются  новые направления воспитательной работы — экологическое гражданское, правовое, экономическое.

Умственное воспитание в детском саду

Умственное воспитание в детском саду подразумевает развитие интеллекта и логического мышления у ребенка. Интеллектуальные навыки малыша развиваются за счет игр и занятий, (рисование, лепка, аппликация, конструирование), подходящих для той или иной возрастной группы.

Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду признано укреплять и закалять здоровье ребенка. В дошкольном учреждении проводятся занятия по физкультуре, развивающие в ребенке двигательную активность, мелкую моторику и выносливость. По утрам это зарядки, физминутки во время НОД. Формирование  культурно — гигиенических навыков происходит в течение  всего времени, проводимого воспитанниками в стенах сада. Формирование навыков безопасного поведения  является одним из приоритетных видов деятельности.  

Трудовое воспитание в детском саду

Трудовое воспитание в детском саду призвано воспитать в ребенке трудолюбие, и приобщить его к разным видам деятельности. Безусловно, учитываются возрастные особенности воспитанников, поэтому детям предлагается выполнить только те задания, которые им по силам (дежурство по зоне столовой, дежурство по группе) малыши приобретают те навыки, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.

Эстетическое воспитание в детском саду

Эстетическое воспитание в детском саду, включает в себя обучение ребенка рисованию, лепке и другим навыкам, воспитывающим в ребенке любовь к прекрасному. 

На занятиях по музыкальному воспитанию детям предлагается ознакомиться с произведениями известных композиторов, а также упражнениями, призванными развить  музыкальный слух, а зачастую и открыть способности к пению.

Нравственное воспитание в детском саду

Нравственное воспитание в детском саду призвано развить у ребенка навыки культурного поведения в обществе, уважение к старшим, а также взаимопонимание со сверстниками. Всю необходимую информацию малыши получают в игровой форме на занятиях. Часто  используется и соответствующая литература, подходящая для восприятия маленьким детям.

Политкультурное воспитание в детском саду

Политкультурное воспитание в детском саду получило особое распространение только в последнее время. Это связано с тем, что зачастую группы дошкольного учреждения, укомплектованы детьми разных национальностей. Многонациональным является и педагогический коллектив  ДОУ. На соответствующих занятиях детям предлагается ознакомиться с культурой и обычаями разных народов, а также в доступной для них форме рассказывается о толерантности и терпимости по отношению к другим нациям. Традицией стало проводить в саду праздник «Фестивальные огни Дружбы», где каждая группа представляет свою национальность.

Экономическое воспитание в детском саду

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста является достаточно новым направлением. Его основная задача — начальное развитие у ребенка необходимых деловых навыков, а также знакомство с теми или иными профессиями. Все необходимые

знания дети получают в игре, подходящей для той или иной возрастной категории.

Гендерное воспитание в детском саду

Гендерное воспитание в детском саду формирует у ребенка правильное представление о мужчинах и женщинах. Благодаря занятиям по гендерному воспитанию, у детей формируется четкое знание того, по каким моральным признакам они отличаются друг от друга и как должны или не должны поступать мальчики и девочки в той или иной ситуации.  В групповых помещениях выделены центры для сюжетно – ролевых игр: гаражи с машинами, мастерские для мальчиков, кухонные гарнитуры, гардеробные для девочек и т.д.

Правовое воспитание в детском саду

Цель таких занятий — в доступной форме донести до малышей, в чем заключаются их права и обязанности, формирование правового сознания и правильного представления о существующих нормах общества.

Экологическое воспитание в детском саду

Экологическое воспитание в детском саду на сегодняшний день является обязательным аспектом образовательной программы дошкольного учреждения. На занятиях по экологии дети учатся бережно относиться к живой природе, а также знакомятся с представителями флоры и фауны нашей страны и развитием жизни на планете. На каждой прогулке, проводятся беседы о бережном отношении к природе, сопровождаются ежедневными наблюдениями  за изменениями в окружающем пространстве.

Патриотическое воспитание в детском саду

Патриотическое воспитание  имеет очень большое значение. В игровой форме дети знакомятся с историей нашей страны,  символикой, формируются чувства любви к Отечеству, гордости за Отчизну.  Проводятся познавательные, тематические праздники.

Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. 

 К.Д. Ушинский

«Воспитание — это менее всего слова, то есть слова в последнюю очередь, а прежде поступок, действие, пример». А.Маркуша

Источник