Роль башкирского языка в развитии личности ребенка

Роль башкирского языка в развитии личности ребенка thumbnail

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «35 «Сказка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Консультация для родителей

на тему:

«Значение родного (башкирского) языка в развитии ребенка».

Подготовила: учитель- логопед

высшей квалификационной

категории Бондаренко У.А.

Добрый день, уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим с вами о том, какое значение имеет родной язык в развитии ребенка.

Период дошкольного детства- это то время, когда речь ребенка развивается стремительно. Развитие языка детей, любви к родному языку, здоровых литературных вкусов — дело первейшей и существеной важности. Служить этому делу самоотверженно и в полном единении должны детский сад, школа и семья. И семье принадлежит при этом начальная и главная роль. То, что делает семья по части развития речи ребёнка, развития в нём литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни.

Речи следует учить путём примера. Слышит ребёнок речь правильную, отчётливо ясную и невольно воспринимает её, и мало – помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспринимает его ухо какой — нибудь извращённый диалект, то или другое местное наречие, и так же незаметно последнее становится его натурой, с недостатками речи трудно впоследствии бороться как в школе учителям, так и ему самому. Потому – то так важно, что и в каком виде воспринимает слух ребёнка в первые, наиболее восприимчивые годы его жизни. В этот период всё внимание, старание родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей, как бы мил последний ни был, не допускается. Говорить с детьми нужно обыкновенным, правильным языком, но языком простым и, главное — говорить медленно, ясно и громко.

 С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Колыбельные, которые поются мамой, бабушкой, ассоциируются с теплотой и уютом дома, своей кроватки, с нежностью и любовью мамы, бабушки. Колыбельная содержит в себе возможность формирования фонематического восприятия, напевание, выделение голосом гласных звуков, позволяет детям освоить лексическую сторону речи Использование малых форм фольклора позволяет взглянуть на те или иные предметы по-новому, увидеть необычное, интересное. Фольклор -означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Получается, что именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

Мы живем в многонациональной республике и родной язык во многих семьях- это не только русский, но и башкирский, татарский и другие. Любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без уважения национальных культур других народов, полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка. С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор и рек, озер и лесов.

Бабушки исполняли нам песни, рассказывали баиты, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям.

В последние годы в Республике возросло внимание к духовному богатству культурного наследия башкирского народа. В этом следует видеть стремление башкир к национальному возрождению. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. 

В башкирской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Башкирский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Башкирский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).

В нашем саду приобщение детей к культуре башкирского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями башкир.

В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей.

Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.

Загадки — это своеобразные тексты на сообразительность. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка позволяет воспитателю, без тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка. 

Для знакомства детей с башкирскими народными пословицами, поговорками, загадками отбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. В повседневной жизни с детьми используем пословицы к месту и ко времени: на занятиях и прогулках, во время еды, трудовой и игровой деятельности детей находим подходящие пословицы и поговорки. До детского понимания стремимся донести такую мысль, что башкирский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.
Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Башкирские сказки знакомят детей с историческим прошлым башкирского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира. 

Читайте также:  Мифы о развитии мозга ребенка

Читая детям сказки башкирских поэтов: «Сказ о курае», «Лиса и волк», «Лиса-сирота», обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях башкирского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера башкирского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим –основная черта характера, которая присуща большинству башкир. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с детьми.

Рассказываем о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаем стихи башкирских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают. Особый интерес дети проявили к башкирскому народному писателю Мустаю Кариму. Они узнают его на портрете, рассказывают о его жизни. Дети очень полюбили его произведения.

Произведения фольклора являются уникальными по своей всесторонности средствами формирования личности ребенка, когда открывается естественное взращивание в нем лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу; эстетических вкусов и разнообразных творческих способностей.

В свободное от занятий время проводятся башкирские народные игры. 

Завершая, хочу сказать, что все мы понимаем, что язык – душа народа. Долг каждой нации сохранить свой язык и сохранять другие языки, долг каждого человека – серьезно и свято относиться не только к своему, но и чужому языку. Каждый педагог и руководитель образовательного учреждения должен всегда помнить эту истину.

Источник

Работая учителем башкирского языка и литературы на протяжении десяти лет,
всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к
своему языку, но языкам других народов. Ведь знание языка является
необходимостью в наши дни.

Кто такой мой ученик?

Мой ученик – это развивающаяся личность, у него свой характер, свои
способности, склонности и увлечения.

Мои ученики – это творческий и интеллектуальный потенциал нашей страны.

Мои ученики – будущие граждане многонациональной республики, которые владеют
наряду со своим родным языком несколькими другими языками.

Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой
народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение,свое воспитание
окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только
общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и
культурный уровень.

В условиях Башкортостана необходимо знать два государственных языка:
башкирский и русский. Без знания языка коренного населения Урала, исторического
прошлого края, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в
течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина
многонационального государства.

Каждая эпоха ставит свои задачи в разных областях человеческой деятельности,
в том числе, и в образовании. Сегодня образованный человек владеет еще и русским
языком, языком межнационального общения. Наряду с родным, владение другими
языками дает возможность не только приобщаться к культуре разных народов, но и
глубже познать красоту и уникальность своей собственной. «Столько языков ты
знаешь – столько раз ты человек», — говорили древние мудрецы. И это
действительно так, поскольку благодаря знанию разных языков, человек раздвигает
рамки своего собственного миропонимания.

Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной
язык, как язык матери.

Перед семьей и школой ставятся такие сложные задачи, которые должны
сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что:

  • Республика Башкортостан представляет собой многонациональное государство, в
    котором все народы проживают в мире и добром согласии.;
  • любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без уважения
    национальных культур других народов;
  • полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного
    языка.

В прошлом, в семьях, причем не только дворянских, изучали до пяти и более
иностранных языков. Такие яркие представители башкирской интеллигенции, как
Ахметзаки. Валиди Тоган — общественный деятель, ученый, политик, организатор
автономии Башкортостана, Мажит Гафури — поэт Башкортостана, классик башкирской
литературы, Ризаитдин Фахретдинов — известный ученый — просветитель, владели,
например, несколькими языками, как родными и обладали широким кругозором.
Изучение языков и культур обогащают человека, делает его выше нравственно,
способствует улучшению памяти, развитию логического мышления, коммуникативных
навыков, расширению словарного запаса.

Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы.

Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы
учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того
требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы
говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут
оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более
успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты,
произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме
разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль — это и есть настоящая
речь.

Читайте также:  Законы раннего развития ребенка

Для того, чтоб ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас
знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою
очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание,
умение анализировать.

Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся
речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения
достигаются путем определенной системы упражнений.

Игровые упражнения являются наиболее эффективным средством активизации
формирования у учащихся речевых умений, навыков и в целом речи.

Каждый учитель в своей работе должен четко знать, какая игра и для какого
класса подходит больше.

Тщательная проработка игр в распределении их по темам поможет учителю сделать
весь процесс обучения более интересным и более эффективным.

Каждый педагог должен определять основные направления воспитательной работы с
детьми на основе их социальных, культурных традиций. Важно научить ученика
понимать и ценить не только собственную национальную культуру, но и своеобразие
других культур, воспитывать в духе уважения ко всем народам.

Большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному
наследию, духовным ценностям народа, населяющих Башкортостан, играют уроки
родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного
народа.

С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и
дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор и рек, озер и лесов.

Бабушки исполняли нам песни, рассказывали баиты, учили нас жизни своими
пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только
познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась.
Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и
дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку,
истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная
роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.

Итоги опроса среди учащихся I-XI классов данного образовательного учреждения
показали, что дети осознают значимость и необходимость изучения родного языка.

 Для собственного развитияДля продолжения образования и
приобретения профессии
Заставляют родителиНе знаюЭтот предмет не нужен вообщеСвой вариант ответа
Русский язык42,557,5    
Литература47,555   Учит жизни.
Математика3562,55   
Физика3547,52,57,55 
Биология42,547,52,57,52,5 
Химия5517,52,5 2,5 
География52,5505   
Родной язык61,537,50,40,50,1Каждый человек должен знать свой родной
язык.
История42,513,512,52,55Интересно.
Английский язык37,5407,52,57,5 

Завершая, хочу сказать, что все мы понимаем, что язык – душа народа. Долг
каждой нации сохранить свой язык и сохранять другие языки, долг каждого человека
– серьезно и свято относиться не только к своему, но и чужому языку. Каждый
педагог и руководитель образовательного учреждения должен всегда помнить эту
истину.

Использованная литература:

  1. Аминева Р./Некоторые проблемы обучения речевому общению на русском языке в
    башкирской школе.Учитель Башкортостана, 2003, №9.
  2. Валиди А.З. Воспоминания. — Уфа:Китап, 2003.
  3. Кильмухаметова М./Национальное образование. Учитель Башкортостана. 2005, №12.
  4. Рахматуллина З./ О задачах по изучению государственных и родных языков в
    образовательных учреждениях. Учитель Башкортостана.2006, №2.
  5. Юлмухаметов М. Национальное образование: проблемы и перспективы. Учитель
    Башкортостана, 2004, №2.

Источник

          Изучение родных языков в школах района организовано в соответствии с Законами «Об образовании», «О языках народов Республики Башкортостан», государственной программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2006-2010 гг.

          В нашем районе ведётся изучение 4 родных языков. Вместе с тем тревожит сокращение количества обучающихся на родных языках. За последние 3 года по району оно уменьшилось на 5% и составляет 60% (по республике 73%). Значительная часть учащихся недостаточно владеет родным языком. А ведь именно язык является выразителем души народа, любого, независимо большого и малого. В родном языке заложены основы национальной духовности, он несёт в себе традиции народа и тепло первых родительских слов над колыбелью, именно через него открываются двери собственной и общечеловеческой науки и культуры. Недаром в народе говорят: «Знание родного языка открывает путь к сердцу». Не обучая детей родному языку, мы обделяем их, обрекаем на духовную ущербность, неполноценность. Лишь человек, умеющий ценить свой родной язык, в состоянии сознательно уважать и понимать язык другого народа, быть толерантной и высокоадаптированной личностью.

          Задача сохранения родных языков важна для всех народов.

           На земле живут люди разных национальностей, их объединяют языки, которые рождены самими же людьми. Важной задачей перед человечеством стоит сохранение своего родного языка, как неповторимого феномена. Действительно, на сегодняшний день по данным ЮНЕСКО в мире существует около семи тысяч языков, но большинство из них под угрозой исчезновения, потому что в печати, в просвещении, а также в других областях используется только одна четверть из существующих языков.

Читайте также:  Особенности развития недоношенного ребенка по месяцам

          Принимая к сведению эти данные созданы нормативно-правовые документы по сохранению и развитию языков. В Российской Федерации в системе образования изучается 77 языков. Однако, изучаются, как родные только 14. В начальных классах изучение родному языку ведётся на 30 языках, другие же языки,  к сожалению, изучаются только как предмет.

        В Республике существует около более 30-ти национальных объединений, выходят газеты и журналы на семи языках, радио и телевещания осуществляются на нескольких языках, разработаны такие программы как,  «Народ Башкортостана», «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан.». В начале этого года утверждена государственная программа «Башкиры Российской Федерации»

        Рост и развитие национального просвещения – это одна из главных задач Министерства Образования Республики Башкортостан. Сегодня в школах Башкортостана изучается всего 14 языков.   Башкирский, русский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский языки изучаются как родные, а мордовский, немецкий, украинский, белорусский, латышский, польский изучаются,  как предмет. В Республике 73% не русских детей обучаются на своём языке, но изучают родной язык как государственный.

Язык – хранитель культуры и традиции.

          Как известно, язык является важнейшим средством человеческого общения.

          В то же время он является одним из основных признаков нации (народа), и судьба его прямо связана с судьбой всего народа, носителя данного языка, с его духовным миром и самосознанием. В этой связи уместно вспомнить слова, высказанные ещё К.Д.Ушинским: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…. В языке одухотворяется весь народ, и вся его родина… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, он есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!… Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ…. Отнимите у народа всё  —  и он всё может воротить; но отнимите язык – и он никогда более уже не создаст его; новую родину даже может создать народ, но языка – никогда, вымер язык в устах народа – вымер и народ». Значит, язык является не только универсальным средством общения, но и важнейшим средством выражения, сохранения и передачи из поколения в поколение национальной культуры.

                    Башкортостан – многонациональная республика, соответственно и языковая ситуация в ней довольно сложная. Здесь проживают представители нескольких десятков (свыше 70) национальностей, из них более десяти (русские, башкиры, татары, чуваши, украинцы, белорусы, мордва, марийцы, удмурты, латыши, немцы и др.) имеют компактное расселение в пределах одного села, района и общаются между собой на родном языке. В республике существует несколько типов двуязычия, но основным является, как и во всей стране, национально-русское двуязычие, которое проявляется во множестве конкретных вариантов (башкирско-русское, чувашско-русское, марийско-русское и.д.). Распространение национально-русского двуязычия, как основного типа двуязычия, объясняется тем, что русским языком как средством межнационального общения, как языком посредником в той или иной мере владеют все нерусский народы нашей республики.

         Как вытекает из самого термина, двуязычие означает владение двумя языками, соответственно национально-русское двуязычие – это владение родным и русским языками. Такая трактовка термина даёт основание говорить о гармоничном двуязычии, которое предполагает равноценное, одинаково свободное владение двумя языками. Гармоничное двуязычие – это политическое равноправие языков, предполагающее равные условия или овладения ими и равные условия для их функционирования. В этой связи возникает вопрос: какими должны быть социальные основы для функционирования гармоничного двуязычия, какие общественные функции должен выполнять каждый из языков в условиях гармоничного национально-русского двуязычия?

          Сегодня мы с гордостью заявляем, что все нерусские народы нашей республики двуязычны. Но можно ли при этом сказать, что двуязычие гармоничное? К сожалению, ответ не всегда будет положительным. Снизился социальный престиж родного языка нерусских народов.

          Видя непрестижность своего родного языка, образование на нём, некоторые родители (к сожалению, их очень много) отказываются от изучения родного языка, лишая детей тем самым возможности получить такое интеллектуальное развитие, какое они могли бы получить на родном языке. Отказывая ребёнку в родном языке, эти родители обкрадывают его духовно и умственно. Дело в том, что именно родной язык раскрывает все способности человека, формирует его национальное самосознание, является хранителем национальной культуры и традиций и данного народа.

          Родной язык начинает формироваться в сознании с колыбели, через него ребёнок познаёт окружающий мир, на нём он учится выражать свои мысли, чувства и переживания.

          Язык каждого народа уникален и неповторим, поэтому нельзя заменить родной язык другим вторы, поэтому важно изучение и развитие родного языка, сохранение его чистоты и самобытности.

          Литература:

  1.  Агидель. 2008, № 3, с.149-155.
  2. Калтасинская заря. 2009, № 26, с.2.

МОБУ КРАСНОХОЛМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 КАЛТАСИНСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ДОКЛАД

 ПРЕПОДАВАНИЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И РОДНОЙ ЯЗЫК.

ЯЗЫК – ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ.

ВЫПОЛНИЛА: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ АРСЛАНОВА РАМИЛЯ ХАМЗИЕВНА

КРАСНОХОЛМСКИЙ – 2009

Источник