Родительское собрание развитие внимания ребенка

Родительское собрание

на тему «Развиваем внимание»

(организационно — деятельностная игра)

Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

  1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.

  2. Выявление проблем развития внимания.

  3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

Форма проведения: организационно -деятельностная игра.

Этап подготовки:

  1. Поиск и систематизация информации о сущности ключевого понятия и механизмах развития внимания у младших школьников.

  2. Работа классного «почтового ящика» с вопросами родителей о типичных затруднениях в контексте заявленной темы для формирования актуального содержания встречи.

  3. Подготовка памяток для родителей.

3.1.Психологическая поддержка ребёнка в процессе развития внимания.

3.2.О развитии произвольного внимания у младших школьников.

4. Подготовка тренировочных упражнений для использования в семейной практике

родителями.

5.Подготовка опросника «Я и мой ребёнок».

Ход собрания

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача обучения» (К.Д.Ушинский)

Учитель: Часто, уважаемые родители, обращаясь к детям, вы призываете: «Будь внимательнее!». Нередко я сетую вам на то, что многие ошибки ваших детей – от невнимания. Но все ли вы представляете, что это такое и что следует делать для того, чтобы внимание развивалось. Увы, нет, и это следует из содержания ваших вопросов, поступивших в наш «почтовый ящик». Но то, что вы здесь, означает ваше cтремление постигнуть этот очень значимый для успеха наших детей вопрос и преодолеть затруднения, возникающие в практике семейного воспитания. Нашу встречу мы проведём в форме организационно — деятельностной игры.

Этап 1. Освоим понятия.

Учитель: Первый вопрос, к которому мы обратимся – «Что такое внимание и каковы его свойства?». (Слайд – «Внимание – это важно».)

«Внимание – концентрация сознания на одном объекте с одновременном отвлечением его от других объектов».

Представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы

не выделяем для себя в нём ничего. Но вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха почему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимания.

(Слайд – «Механизм»)

Учитель: Итак, «слушаю» — не обязательно «слышу», «смотрю» — не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю)

(Слайд – «Особенность внимания»)

Учитель: Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То, есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

(Слайд – «Виды внимания»)

Учитель: Существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Представим, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернётесь в его сторону. Это – непроизвольное внимания. Оно не контролируется волей. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребёнка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.

Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребёнок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.

Предлагаю вам, уважаемые участники, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога. (Упражнения проигрываются с участниками, а затем каждый из них получает текст)

Упражнения по развитию произвольного внимания.

(методика Р.В. Овчаровой)

Упражнение1. «Запоминай порядок»

1.Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;

2.Пять-шесть человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

Упражнение 2. «Заметить всё»

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребёнку перечислить всё.

Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребёнка, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребёнку уловить, какие два предмета переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Положив один на другой 8 предметов, заставить ребёнка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз. Рассматривать 20 секунд, поставив набок, приложив друг к другу, положив один на другой и т.д. Играющий должен сказать, в каком положении находится каждый предмет (показывать 20 секунд).

Упражнение3 «Ищи безостановочно».

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и

Читайте также:  Нормы развития ребенка в четыре года

т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другой его дополняет.

Учитель: Не следует допускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке, машины, ассортимент хлеба в магазине. Всегда побуждайте ребёнка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы.

Предлагаю вам оценить себя как воспитателя собственного ребёнка. Возможно, придётся задуматься и что-то перестроить в своих подходах к воспитанию, а, может быть вы поставите себе заслуженную «пятёрку» и утвердитесь в верности своей позиции.

Тест для родителей «Я и мой ребёнок».

Вопросы

Ответы

Можете ли вы

Могу и всегда

так делаю

Могу, но не

всегда так

поступаю

Не могу

1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?

А

Б

В

2.Посоветоваться с ребёнком не взирая на его возраст?

А

Б

В

3.Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

А

Б

В

4.Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5.Сохранить самообладании, даже если ребёнок вывел вас из себя?

А

Б

В

6.Поставить себя на место ребёнка?

А

Б

В

7.Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8.Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

А

Б

В

10.Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11.Выделить ребёнку день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?

Б

В

А

12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

А

Б

В

13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз?

А

Б

В

Ключ к тесту:

Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» — в 2 очка, ответ «В» — в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от16 до 30 очков: забота о ребёнке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях — излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Этап 2. Углубимся в проблему.(Слайд)

Учитель: Сейчас мы обратимся к изучению свойств внимания.

По мере повествования учителя родители должны заполнить правую графу таблицы, предложенной каждому участнику.

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объём

Устойчивость

Переключаемость

Распределяемость

Концентрированность

Под объёмом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает трёх-четырёх символов, а у некоторых и ещё меньше.

Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации сознания на определённом объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут.

Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Переключение внимания у младших школьников происходит не сразу. Так, дав следующее задание, учителя ещё продолжают выслушивать ответ на предыдущее. Будьте уверены: новое задание дети не слышали. Для тренировки переключаемости внимания следует регулярно менять виды деятельности и виды заданий.

Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма, при проверке собственных работ, при проведении математических диктантов и т.д. Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка. К 8 годам распределение внимания становится нормой.

Концентрированность внимания – под нею понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов. Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается поверхностный взгляд, который они переносят и на другие виды деятельности.

В конце «параллельной» работы учителя и участников в качестве одного из вариантов может быть озвучен следующий:

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка 3 года жизни

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объём

Не перегружать внимание детей во время занятий большим количеством предметов на столе.

Устойчивость

Работа «блоками»: 7-10 минут занятий и короткий отдых.

Переключаемость

Разнообразить виды заданий.

Распределяемость

Тренировка: одновременно говорить и писать.

Концентрированность

Не злоупотреблять телевизором, компьютером, лучше рисовать и лепить.

Учитель: Вы вооружили друг друга замечательными советами, а теперь освоим ещё несколько приёмов развития внимания у детей, причём выполним эти упражнения сами (родители выполняют задания, а затем получают их тексты для использования дома).

Упражнение по развитию внимания.

(методика О.А.Степановой)

Упражнение 1.»Маленькие обезьянки»

Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-нибудь позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50 (руководствуясь сигналами), копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.

Упражнение 2. «Разложи по порядку»

Ведущий предлагает детям рассмотреть лежащий перед ним ряд картинок и запомнить расположение каждой из них. Во время короткой паузы, когда дети закроют глаза, ведущий перемешивает картинки. Выигрывает игрок, который правильно восстановит картинный ряд. Игра может проводиться неоднократно, при этом число картинок, которые предлагаются детям для запоминания, постепенно увеличивается.

Упражнение 3. «Какие цифры (буквы) изменили место?»

Ведущий предлагает детям запомнить расположение цифр (букв). Затем дети закрывают глаза, а ведущий меняет положение 1-4 цифр (букв). Открыв глаза, дети должны как можно быстрее определить, какие буквы (цифры) изменили свои места, и правильно восстановить все элементы ряда.

Третий этап. «Вырабатываем стратегию»(Слайды- паровоз)

Учитель: Итак, обобщим наши представления о том, что важно в развитии столь значимого для перспективы ребёнка свойства – внимания. Для этого я воспользуюсь вашими советами и обогащу их тем, что предлагают учёные (в процессе изложения появляются слайды):

Окрик, угроза – помеха развитию внимания «Порционность» занятий, короткие передышки между блоками Лучшие стимулы развития внимания – рисование, лепка, конструирование Телевизор задерживает внимание

Больше разнообразия в заданиях Помощь родителей.

Учитель: В завершение разговора предлагаю вам памятки по развитию внимания младших школьников. Они вместе с отработанными упражнениями будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе». Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придёт!

Приложение.

Игры на развитие восприятия и внимания.

(методики О.А.Степановой)

Что продают в магазине?

В этой игре используются стилизованные рисунки – «вывески магазинов». Задача игроков – узнать, какие товары продают в том или ином магазине.

На что похоже?

Для игры нужно заготовить карточки с разными фигурами. Но можно играть, рисуя фигуры непосредственно в процессе игры.

Взрослый показывает детям один из рисунков и просит отгадать, на что это похоже. Затем можно поменяться ролями – рисовать по очереди будут дети, а отгадывать – взрослый и другие участники игры.

Угадай, чья тень?

Детям предлагается несколько картинок и одна силуэтная ( «тень», которую отбрасывает один из предметов). Нужно как можно быстрее и правильнее назвать, какому предмету принадлежит тень.

Необычный алфавит.

Взрослый предлагает детям сначала назвать буквы в таблице, а затем назвать с опорой на неё весь алфавит по порядку:

Е

Ц

О

Т

Л

Ч

Й

Я

Ё

Ж

В

П

А

Ю

Н

М

Щ

Г

У

Б

Ш

З

Э

Д

Ф

Р

С

И

Х

К

От 1 до 20 и обратно.

Ведущий предлагает детям с опорой на таблицу назвать по порядку числа от 1 до 20 и обратно.

4

9

10

2

5

7

1

14

11

17

12

16

20

3

18

19

8

13

15

6

Источник

Родительское собрание

«Родителям о внимании и внимательности»

Задачи: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания; ознакомить родителей с методами и приёмами развития внимания детей.

Вопросы для обсуждения: значение внимания для результативности учебной деятельности; приёмы развития внимания ребёнка дома.

Подготовительная работа: анализ работы учащихся на уроках, подготовка упражнений и заданий на внимание; подготовка памяток.

Ход собрания

1 Вступительное слово.

Уважаемые родители!

Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.

        Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.

        Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным.

        Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.

        Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.

        Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.

Читайте также:  Присвоение общественного опыта развитии ребенка

        Ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

2. Анализ результатов учебной деятельности учащихся, заданий на внимание.

  • Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам (жуки – зуки)
  • Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах (трава – трва)
  • Если ребёнок добавляет в слова гласные буквы, это связано с неустойчивостью произвольного внимания
  • Если ребёнок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания.

3.Обсуждение упражнений по развитию произвольного внимания. 

Цикл упражнений на развитие внимания

Упражнение 1. Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова , а затем расшифровать их. Например:

АВОРОК, АЛОКШ, КИНЧЕУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА.

Упражнение 2. Ребёнку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:

  1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСК ЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
  2. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР
  3. РЕТАТЕРТА ГРУММОНД ЛАЙОНОСАНДЕРА
  4. ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ

Упражнение 3. Корректурная проба. Ребёнку можно предложить выполнить следующую работу: в таблице предложенных букв необходимо вычеркивать вертикальной чертой буквы А,М,К,З. эта таблица называется таблицей Бурдона.

ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР

МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ

ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ

МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ

ПГОНБИЖЮАЗБОВЕХЧЮИЕЛФВАМЮ

ЭМШДЕКТБШЛМЗПЗИАРВШУДОЛБХ

ДИОМГРЛЯЗТКЕЖПСАКТДНВТПРШ

ГМЮНХДКСУНФМЮЛТПСРЗШАФЧХД

СПОЯЮИАЖДЯСУАЕНЛЖОЯЧМЖИЕУ

АХРСФСФЯУХИЮКГЕПВХСФХЧОВТЯ

ОВУПМТБХФАЧЗБУЛНРКИЗГЧДИЕ

ЛЗФОУБХШЧЖНЛЕЮШМГАВЯЖНФМБ

БКДЮЯФМБНСШЛХДТБЮХВИПШУГР

ТЯЖОЗХЧТВЮАКЯФСРКЕДРФХЖСП

ОМИЕПРШПАБЕНЖИКАФСПЮЛТВОФ

ХЮШМЛСНГЕВЧЛЗСВАУОЖСНВМЗЮ

НУЮХКЧАКЗБДГШЛМХБИВХТУГЧРШ

ЗНОРШИХТТАЛБИФОМУБКГЕЧЮАЯЕ

ПКФЖГЕРБЗТПЧОГДТХАФПРДСЧК

МЗЯДУЖИЕГЛЖУТЗБКИДОВРАНЖИ

Упражнение 4. В рядах букв можно предложить ребёнку найти «спрятавшиеся» там слова:

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВЧМЕВНГМШЬ (газета, дом)

ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет)

ВОНГАРСИЫПЧЬЛШДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ (кошка, весна)

АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ (берёза, книга)

ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАООСТВ (пенал, лес)

Упражнение 5. Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой слова:

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА

КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО

Упражнение 6. Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения:

БЫЛАЗИМАЗИМОЙ ХОЛДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ

Упражнение 7. Ребёнку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова:

МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИСТРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ

Упражнение 8. Ребёнку предлагается расставить числа в порядке возрастания:

5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 18, 8, 13, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42.

Упражнение 9. Ребёнку предлагается найти 12 ошибок в примерах.

Упражнение 10. Решение задач:

На столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?

Упражнение 11. Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?

Задания на внимание

  1. Нарисуй в тетради точки так, как они расположены на листочке.
  2. Подчеркни слово, в котором  есть звук «_»
  3. Каким по счёту будет в перечне слов слово «мот»?                                                                   Рот, кот, мот, год, крот
  4. Учащимся предлагается решить примеры на вычитание и сложение. Примеры даны с однозначными и двузначными числами. По  команде учителя дети выполняют задания с однозначными числами, затем переходят на двузначные. Установка меняется несколько раз.
  5. Учащимся предлагается диктант:

Жуки сидят на траве. Банка стоит на столе.

Пап надел сапоги. Крокодил плавает в реке.

Красные розы цветут в саду.

  1. Подведение итогов

Классный  руководитель раздаёт памятки про развитию внимания учащихся и комментирует их.

Памятка для родителей

        Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для  того чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

  • В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребёнка.
  • Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его  увлечением.
  • Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, любую возможность.
  • Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Большое  внимание обращайте на достигнутые им успехи.
  • В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.
  • Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.

Источник