Родители и развитие речи ребенка мероприятие

Ксения Зыкова
Вечер для родителей. Конспект мероприятия «Речевое развитие ребенка» (старшая группа)

Форма мероприятия: вечер для родителей

Цель:

— Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

— Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

— Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

— Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Ожидаемый результат: помочь родителям почувствовать себя комфортнее и увереннее, установить контакт между родителями, снять ощущение тревоги с помощью игр-тренинга, а также для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику, в какие словесные игры можно играть с ребенком дома.

Участники: Воспитатель, родители.

Предполагаемое время: 17:00-18:15

Оборудование: фломастеры, запись спокойной музыки, платочки (по количеству участников, мяч, клубок ниток.

Подготовительная работа:

1. Изготовление приглашений на собрание для родителей;

2. Приготовить пословицы о языке

3. Оформить выставку литературы по развитию речи детей.

4. Подготовить памятки для родителей «Маленькие хитрости», «Как читать детям».

Ход мероприятия:

1. Вступительная часть.

[/b]

Воспитатель: добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников.

Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.

Воспитатель проводит игру «Комплимент».

Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое речь?

Речь — могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Основные цели и задачи в программе которая используется в нашем детском саду.

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Если рассматривать детей в целом, то конечно проблемы с развитие речи есть у каждого. Занятия с логопедом проходят дети, которым особенно требуется специализированная помощь. Вы все можете свободно подходить к педагогам за помощью.

Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка — это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

Воспитатель: Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?

Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д. ?

Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику, в какие словесные игры можно играть с ребенком дома.

2. Игротренинг с родителями.

Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Какие пальчиковые игры Вы знаете?

Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.

Давайте все вместе потренируемся.

Две сороконожки бежали по дорожке.

Бежали, бежали, друг друга повстречали.

Друг друга повстречали, крепко обнимали.

Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе матери беременность

Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.

Игра называется «Проглот».

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота».

Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.

В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др., любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно. Например, можно играть в «Золушку» — отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую — то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.

Можно поиграть в «строителей» — построить дома из счетных палочек или спичек без серы. Можно поиграть в «швею» — смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу. Можно придумывать свои игры — здесь большой простор для фантазии.

Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.

Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.

Итак, начнём!

Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений:

Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон – … (большой, серый, толстый, добрый); мяч – … (круглый, футбольный, кожаный); торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей).

Упражнение 2. Узнай по описанию. Например: косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.

Упражнение 3. «А если бы…». Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка- невидимка…».

Упражнение 4. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм. Например: как можно назвать сказку «Красная шапочка»? («Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить бабушку от волка» и т. д.).

Упражнение 5. «Другие персонажи». Расскажи сказку, изменив амплуа героев. Например, русская народная сказка «Три медведя»: девочка – злая, Михаил Иваныч; Настасья Петровна; Мишенька – добрые.

Упражнение 6. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?

Воспитатель: Какие артикуляционные упражнения Вы знаете?

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата (речевые органы, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

1. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

2. Жевательные движения.

3. Движения нижней челюсти влево-вправо.

4. Упражнения для щек.

5. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

6. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников. Обзор педагогической литературы по теме собрания, знакомство с пособиями- «помощниками», способствующими развитию связной речи ребёнка.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: В заключение я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вы учли для себя из сегодняшней темы, важна ли эта проблема для вас и ваших детей, какие игры вы запомнили, в какие вы хотите поиграть с ребенком.

(Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить).

Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

Читайте также:  Развитие способностей ребенка по месяцам

Итог вечера:

Воспитатель: Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №74 г. Йошкар-Олы «Родничок»

Проект на тему:

«Работа с родителями по развитию речи детей»

Старшая группа «Улыбка»

 Разработала:  воспитатель

 Старостина Марина Алексеевна

г. Йошкар-Ола

2016г.

Проект

на тему:

 «Работа с родителями по развитию речи детей».

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»
                             В.А. Сухомлинский 

Аннотация.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче  и правильнее у ребенка речь:
тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Актуальность.

Заключается в ее соответствии требованиям социальных условий сегодняшнего дня. Проблема речевого развития детей в современном обществе стоит более чем остро.  В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому нужно укреплять связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого развития дошкольника.

Важной отличительной особенностью работы по развитию речи является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников:

  • Объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка;
  • Показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания;
  • Раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания;
  • Формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения детей (радоваться успехам).

Задачи  проекта. 

  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития.
  • Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам развития речи дошкольников.
  • Познакомить родителей  с разнообразными  формами работы по активизации речевого развития детей.
  • Способствовать приобщению родителей  к воспитательно-образовательному процессу.

Проектная идея. Объединить родителей, воспитателей и детей в совместной деятельности: развитие речи детей.

Тип проекта.  Информационный, проблемно-поисковый, творческий, групповой.

Сроки реализации:  долгосрочный – учебный год.

Цель проекта.  Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Исследование эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад №74 «Родничок» старшая группа «Улыбка».

Объект исследования.  Процесс развития речи у детей  старшего  дошкольного возраста.

Предмет исследования. Развитие речи детей посредством взаимодействия родителей и воспитателей.

Целевая аудитория проекта. Дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители.

Теоретическая значимость. В проекте уточнены представления о применении работы с родителями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость. Получение новых знаний детьми. Разработанные конспекты ООД, методические рекомендации, картотеки речевых игр могут быть использованы педагогами дошкольного образования. Анкетирование, консультации могут быть использованы родителями для речевого развития детей.

Научная новизна  заключается в том, что в данном проекте была предпринята попытка исследования эффективности развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителям.

Основные этапы работы и прогнозируемые результаты.

I  ЭТАП – подготовительный (информационно-аналитический)

Цель: Создание условий для проведения исследования.

Задачи работы.

  • Изучение методической  литературы, чтение художественной литературы по теме исследования.
  • Анализ состояния образовательного процесса в ДОУ по проблеме исследования.
  • Диагностика и анализ уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
  • Изучение мнения родителей по данной проблеме.

Прогнозируемый результат. Сообщение темы проекта. Создание и формирование проблемного вопроса, подбор теоретического  материала по развитию речи, получение данных констатирующей диагностики уровня развития речи. Составление плана основного этапа работы,  определение цели и задачи проектной деятельности. Анкетирование родителей.

Читайте также:  Центр улыбка ребенка развития в москва

II  ЭТАП – основной, исследовательский (практический).

Цель: Организация образовательного процесса в соответствии с реализацией проекта.

Задачи работы.

  • Разработка и внедрение комплекса педагогических мероприятий  (ООД) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
  • Активизация речевого развития детей в тесном сотрудничестве и партнерстве детского сада и семьи.
  • Разработать консультации для родителей по теме исследования.

Прогнозируемый результат. Материальное оснащение исследования и поиск дополнительных ресурсов. Координация работы участников проекта. Определение взаимоотношений в проекте. Разработка конспектов мероприятий для развития речи детей посредством взаимодействия с родителями. Положительная динамика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Разработка и проведение консультаций для родителей,  составление картотеки дидактических игр по речевому развитию детей.

Проведение игр, занятий положительно влияющих на уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения в практику работы взаимодействия с родителями. Проведение организованной образовательной деятельности по речевому развитию, чтение художественной литературы, совершенствование звуковой культуры речи…

III  ЭТАП – заключительный, контрольно-обобщающий

Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Задачи работы.

  • Обобщить результаты, полученные в ходе реализации проекта, подвести итоги исследования и определить направления дальнейшей работы.
  • Провести контрольное исследование: диагностику и анализ уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
  • Подготовить презентацию и защитить проект на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями по развитию речи детей».

Прогнозируемый результат. Систематизация накопленного материала. Определение уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ.

Формы работы с родителями.

  • Родительские собрания;
  • Индивидуальные и групповые консультации;
  • Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития;
  • Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
  • Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции речевого развития детей;
  • Совместные с родителями праздники, развлечения, экскурсии, дни рождения детей.

Анкетирование. Одна из активных форм получения и обмена информацией  по разным вопросам. Анкетирование помогает нам получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении.

        

Консультации. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.

С помощью их мы стремимся дать родителям квалифицированный совет.

Разработаны консультации для родителей:

  • «Познавательно-речевое развитие дошкольников»;
  • «Развитие речевой активности детей»;
  • «Значение пальчиковых игр для развития речи детей»;
  • «Научите ребенка красиво говорить»;
  • «Развиваем речь через лепку»»
  • «Роль семьи в развитии речи детей»;
  • «Рекомендации по развитию устной речи ребенка»;
  • «Дидактические игры по развитию речи детей»

Родительские собрания. Цель: просвещение родителей по проблеме речевого развития детей и  привлечение их к сотрудничеству и взаимодействию в работе по развитию речи детей.

Индивидуальные встречи. Выстраиваются в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течении всего года. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей.

Заключение. По результатам проделанной работы можно сделать вывод: целенаправленная работа по развитию речи детей путем приобщения родителей воспитанников дает положительные результаты. В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и другие члены семьи – самые желаемые его собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии ребенка. Поэтому родителям следует ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру поведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей – в глазах ребенка.

Взаимодействие воспитателей  с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм работы позиция родителей стала более гибкой. Родители воспитанников из «зрителей» становятся активными участниками воспитательного процесса и помощниками педагогов. Поэтому переоценить важность семьи невозможно. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Источник