Ритмическое воспитание в развитии ребенка

Тамара Николаева
Музыкально — ритмическое воспитание детей дошкольного возраста.

Процесс развития детей и становление всех его физических функций неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором физического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка (И. А. Аршавский).

Самой природой в людях заложено стремление к двигательной активности. Уже с первых лет жизни ребенок начинает совершать движения ручками и ножками. По началу, они кажутся бессмысленными, но их огромный смысл заключается в том, что они обеспечивают рост и развитие ребенка. Следовательно, двигательная активность необходима с самого раннего возраста. В числе средств повышения двигательной активности в процессе самостоятельной деятельности детей, некоторые авторы выделяют музыкально-ритмические движения и игры (Н. А. Евстратова, Воротилкина и др.). Ритмические движения и игры — являются средством универсальной гармонизации человека и мира, во время выполнения которых происходит «внутреннее согласование всех органов и систем, которое переживается организмом как благополучие, здоровье».

Музыка в общем, и музыкально-ритмические движения в частности вызывают интерес, заставляют переживать музыкальные образы, сопереживать музыке и выражать свои чувства в движениях, что ненавязчивым образом ведет к развитию физических качеств и повышению двигательной активности, а это, в свою очередь, обеспечивает нормальное развитие физических и психических функций и крепкое здоровье, что так необходимо современному ребенку.

По мнению выдающихся ученых и педагогов таких, как Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, М. Л. Палавандишвили, музыка воздействует на человека с самых первых дней его жизни и затем повсеместно сопровождает его. Важно начать воспитание музыкой с детства,ведь души детей чисты и открыты. Они готовы к смеренному созерцанию, вкушению и творению прекрасного. С точки зрения ученых, музыкально — ритмическая деятельность носит яркую эмоциональную окрашенность, возможность активно выразить отношение к музыке в движении. Именно движение помогает полнее воспринимать музыкальное воспроизведение.

В процессе музыкально-ритмических занятий наряду с задачами общего физического развития, оздоровления, решаются задачи эстетического воспитания. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично красиво. Овладевая новыми, все более сложными музыкальными движениями, занимающиеся стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности.

Дети под руководством педагога получают знания о музыке, приобретают умения и навыки выполнения движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, ознакомлению с художественными движениями. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, тем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательные анализаторы.

Занятия ритмикой имеют большое оздоровительное и гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движение, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергично, что усиливает их воздействие на организм, повышают работоспособность, а также обеспечивают оздоровление. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентации, закрепляют основные виды движений.

Музыка и движение неразрывно связаны друг с другом. Тесно переплетаясь, они как бы рассказывают о чем то, выражая торжество, ощущение радости, восхищение природой или сочувствия несчастью и т. д., оказывая общее влияние на становление юной личности.

Таким образом, музыка в целом и ритмика в частности осуществляют гармоническое сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству, что является необходимым условием формирования целостной личности.

Виды музыкально– ритмических движений.

Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, физических упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям. Источниками движения для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег и другие, общеразвивающие упражнения и строевые упражнения. Также используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев. Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижение разнообразного транспорта, действий, характерных для каких либо профессий.

На основе источников движений принято выделять следующие виды музыкально-ритмических движений:

Игроритмика

• Игрогимнастика

Танцевально-ритмическая гимнастика

Музыкально-подвижные игры

• Игры-путешествия (или сюжетные занятия)

• Креативная гимнастика

• Танцы, пляски, хороводы.

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, танцев, игр-путешествий, комплексов ритмической гимнастики. Конечно, некоторые упражнения требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. ,т. к. необходимо упражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам справиться с ним. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа.

В основу музыкально-ритмических упражнений, одного из видов музыкально-ритмических движений, входят основные виды движения,такие как:

•Различные виды ходьбы: бодрый шаг, спортивно-торжественная ходьба, спокойный шаг, высокий шаг, шаг на носках, пружинистый шаг и т. д.

•Виды бега: легкий бег, неторопливый бег, танцевальный или пружинистый бег, широкий бег, высокий бег, бег с замахом голени назад, бег с высоким подниманием бедра, подскоки и т. д.

• Прыжковые серии.

Упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений относят к группе подготовительных. Дети учатся ритмичновыполнять движения такие как: «пружинка», поскоки, прямой галоп и т. д. В дальнейшем, эти движения включаются в музыкальные игры, элементы танцев, в образные упражнения, сюжетные композиции и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов.

Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. Данный тип

упражнений по сравнению с предыдущим имеет более законченную форму.

К музыкально-ритмическим движениям относится детский «бальный танец»— это условное определение. Он включает разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Здесь легкий, оживленный характер музыки, сопровождается все время повторяющимися танцевальными элементами. Бальные танцы являются — активной формой самовыражения, настоящей школой общения, приобретения изящных манер и красивых жестов.

Читайте также:  Параметры оценки развития ребенка

Современные танцы развивают свободную пластику, эмоциональность, живость, раскрепощенность движений. Они отличаются импровизационным характером, оригинальностью подбора разнообразных современных танцевальных ритмов и стилей.

В дошкольных учреждениях используются только простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста.

Видом музыкальных движений является музыкальная игра. Это важнейший метод музыкального развития. Игра – наиболее активная и творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.

Все виды музыкально-ритмической деятельности описанные выше, имея яркую эмоциональную окраску, разнообразность, доступность и форму интересную детям, положительно влияют на формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Методика обучения музыкально — ритмическим движениям в старшем дошкольном возрасте

При обучении детей музыкально — ритмическимдвижениям используются следующие методические приемы :

1.словесный:- универсальный метод обучения.С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и т. д.Это определяет разнообразие словесных методических приемов в обучении: рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, словесное сопровождение движений под музыку.

2. наглядного восприятия :

В основе лежит подражание детей образцу исполнения движений в процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ»(по С. Д. Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Метод расчленения может широко использоваться для освоения самых разных упражнений. Практически каждое упражнение курса музыкально-ритмического воспитания можно приостановить в любой фазе для уточнения двигательного действия, улучшения выразительности движений и т. п. Кроме того, этот метод может применяться при изучении сложных движений.

Названные методы обучения на практике, могут быть дополнены различными приемами педагогического воздействия на детей.

Методические приемы наглядного восприятия способствует более быстрому, глубокому и прочному усвоению программы музыкально-ритмического воспитания, повышению интереса к изучаемым упражнениям.К ним можно отнести также: показ упражнений, иллюстраций, фотографий, слайдов, прослушивание ритма и темпа движений, музыки.

3.практический:

Основан на активной деятельности занимающихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения посредством расчленения упражнений. Метод расчленения может широко использоваться для освоения самых разных упражнений. Практически каждое упражнение курса музыкально-ритмического воспитания можно приостановить в любой фазе для уточнения двигательного действия, улучшения выразительности движений и т. п. Кроме того, этот метод может применяться при изучении сложных движений.

4.игровой:

С помощью музыкальных игр решаются задачи на согласование движений с музыкой и усложняется внесением элемента соревновательности, который способствует совершенствованию и закреплению полученных умений и навыков.

К игровому методу обучения обращаются при проведении музыкально-ритмических игр.

Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Н. А.Ветлугина считает наиболее целесообразным следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключении повторно звучит музыкальное произведение. Прослушивание музыки должно сопровождаться показом. Здесь предлагается использовать наглядно-слуховой и наглядно-зрительный приёмы. Эти приёмы сочетаются в наглядном методе.

Музыкальные произведения при обучении музыкально-ритмическим движениям требуют полного целостного восприятия. И хотя они ярки по характеру, невелики по объему, в обучении ритмике имеют определенное содержание и всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной игры целостное – восприятие единства музыки и движения.

Можно применять показ характерного игрового движения. Показ движения нужно заранее хорошо продумать. Необходимо хотя бы иногда обращаться за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям.Также может использоваться тактильно-мышечная наглядность: прикосновения к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, поправить осанку. Такое сочетание различных приемов очень действенно в обучении, но необходимо, чтобы дети как можно чаще самостоятельно находили какие-либо движения. Целостное восприятие приобретает особый смысл,если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, необходимо выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки», разовьет его умение передавать его в движении, приведут к самостоятельности. Знакомя детей с музыкальным произведением впервые, педагог должен побуждать их к самостоятельным высказываниям о характере музыки, о движениях, которые могут соответствовать этой музыке. На последующих занятиях стимулировать к самостоятельности даже при усвоении показанных им движений. Дети в состоянии высказаться о том, как лучше исполнить движение под соответствующую музыку, перечисляют последовательность построения музыкально-ритмических движений комплекса и без помощи взрослого выполняют какие-либо движения. Движения, придуманные детьми затем уточняются и оцениваются педагогом.

Важно заинтересовать детей, увлечь их первыми впечатлениями о комплексе, прослушивая музыку и образно рассказывая о ней. Здесь можно использовать словесный метод. Это может быть беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснения, рассказ о предполагаемых движениях, которые будут использоваться в комплексе. Данный метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Также при обучении детей музыкально-ритмическим движениям необходимо использование практического метода. Разучивание проходит последовательно, и для усвоения наиболее сложных элементов движений используют предварительные упражнения. Особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, подскоков, подпрыгиваний, сгибания и разгибания рук в исходном положении лежа на груди., и т. д., а затем уже включать в связки, игры, танцы. Такое построение занятий облегчает освоение навыка. Подготовительные упражнения следует облекать в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный метод. Также важен правильный, грамотный, выразительный показ взрослого, который в большой мере определяет качество детского исполнения.

1. Первый этап – начальный. Задача — ознакомить детей с новым упражнением, танцем или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении, и начать разучивание.

Читайте также:  Значение режима дня для гармонического развития ребенка раннего возраста

Методика на данном этапе следующая: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его.

2. Второй этап–основной, задачей которого,является углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнения его элементов и создание целостного образа, настроения.

Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Если появляются трудности, педагогу следует вновь обратится к музыке, её выразительным средствам, наглядному показу движений.

3. На третьем, закрепляющем этапе обучения задача заключается в том, чтобы закрепить представление о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем иметь их в повседневной жизни.

Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения направлена на работу над его качествами. Используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создаются условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.

Особое значение имеет творческое развитие детей: умение самостоятельно действовать (построится в круг без помощи взрослого, вставать парами, изменить построение, запомнить последовательность комплекса, придумать выразительные движения). Важно развивать навыки комбинирования отдельных движений, не подражая другому ребенку. Сочетание самостоятельных действий по показу, выполнению учебных и творческих заданий, разнообразить методику, активирует исполнительскую деятельность детей.

Занятия музыкально-ритмическими движениями прекрасно развивает творческое воображение детей. Они перевоплощаются в образы различных персонажей, вступают в контакты, действуют под музыку; выполнение творческих заданий в реальной обстановке активизирует их замысел, стимулирует на поиске выразительных движений. Взаимоотношения, переживания героев сюжетных игр, обогащает ребят нравственно. Помимо этого, нужно проявить организаторские способности — уметь быстро, ловко рассчитать свои движения по отношению к товарищам. Важна и своевременная реакция на определённые сигналы, главным образом музыкальные. Упражнения для освоения основных элементов танца, гимнастических движений, перестроений, приучает детей к систематическим трудовым усилиям. В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями развивается музыкально-слуховое восприятие: дети должны постоянно вслушиваться в музыку, чтобы правильно выразить своё музыкальное впечатление, пользуясь образами, изящными движениями.

По существу, ритмика — одно из средств подведения ребёнка к пониманию выразительности музыкального языка. Таким образом, последовательность занятий и умелое использование приёмов, помогает хорошо освоить игру, овладеть программными навыками музыкального восприятия и выразительного движения, а также развивает творческие задатки дошкольников.

Источник

  Музыкально – ритмическое развитие дошкольников

Рекомендации для родителей

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не случайное и связано, прежде всего, с пониманием самоценности этого периода детства, значения общего и музыкального развития в младшем возрасте для последующего становления личности ребёнка. И музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение), движение и слово.

Несмотря на важность развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников и разработанность теоретических положений в данной области музыкально-педагогической науки, на сегодняшний день не решены проблемы по эффективной реализации задач в практике музыкально-ритмического воспитания в дошкольных учреждениях. Анализируя собственный педагогический опыт, накопленный в процессе музыкально-ритмического воспитания дошкольников, можно констатировать недостаток методической литературы по музыкально-ритмическому развитию дошкольников; неразработанность комплекса педагогических методов и приёмов, позволяющего рационально использовать время для выполнения большого объёма двигательных упражнений и эффективно развивать способности к музыкально-ритмическим движениям.

Под способностями к музыкально-ритмическим движениям мы понимаем следующий комплекс свойств личности:

—         способность эмоционально откликаться на музыку;

—         способность слышать и различать средства музыкальной выразительности (тембровые, ритмические, темповые, динамические) и адекватно отображать их в движениях;

—         способность к верной координации движений под музыку;

—        способность творчески самовыражаться в движениях под музыку.

Но для успешной реализации разнообразных задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение и т.д. Поэтому педагог старается не делать детям замечаний вслух, а наоборот, подбадривает их. Важно подбирать такой материал,   который  был  бы  доступен  для  исполнения,  соответствовал  возрастным  и индивидуальным особенностям детей. Известно, что детям нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, ими отвергается.

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и много другое подчинено определенному ритму.

 Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.

 Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования).

 Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельностью и поведением. Как правило, понятие ритма связывается с представлениями о чередовании явлений во времени и пространстве. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения.

 Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.

Рекомендации по развитию чувства ритма

 Слушайте музыку — она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.

Ребенок с конца первого — начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку.

Читайте также:  Влияние любви на развитие ребенка

 Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.

 Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением.

 Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

Поощряйте движения под музыку

 Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

 Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи

 Двигательное упражнение «Ноги и ножки» (для детей от 3 лет)

 Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ. (ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).

 Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег на носках с остановкой на последнее слово).

«Часы»

 Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому).

«Непослушный дождик» (для детей от 3 лет)

 Дождик — кап! Дождик — кап!

 То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).

 Не стучи, не стучи, Не стучи по крыше! (грозить пальцем)

 Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).

 Погоди, не лейся!

 Заходи к малышам (поманить руками).

 И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на

груди)

Дни недели

В понедельник я купался (изображаем плавание)

 А во вторник рисовал (изображаем рисование)

 В среду долго умывался (умываемся)

 А в четверг в футбол играл (бег на месте)

 В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем)

 Очень долго танцевал (кружимся на месте)

 А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

 Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щёку — засыпают).

«Пирожок» («Пирожок» в центре, повар за кругом).

 Повар наш муку носил (идут по кругу друг за другом, «несут муку на подносе».)

 Тесто густо замесил. («Мешают».)

 На доске его катал («раскатывают скалкой».)

 Сладким соком поливал. («Поливают соком».)

 Вот какой пирожок, порумяненный бочок.

 Хоть весь свет обойдёшь, а такого не найдёшь. («хвалят», «пирожок растёт».)

 МОЖНО ПРОВЕСТИ КАК ИГРУ ПО ТИПУ «КОШКИ-МЫШКИ». Повар догоняет пирожок под воротиками.

«Прогулка»

По узенькой дорожке  шагают наши ножки (ходить по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги),

 По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе),

 И в ямку… бух! (сесть на пол на последнем слове).

 Меж еловых мягких лап (стучать пальцами по столу)

 Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)

 Где сучок давно засох,

 Серый мох-мох-мох (поднять руки над столом, сжимать-разжимать кулаки).

 Где листок к листку прилип,

 Вырос гриб, гриб, гриб. (указательным пальцем правой руки касаться поочерёдно всех пальцев левой руки)

 Кто нашёл его друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его)

 Это я, я, я!

 Ох, ох что за гром? (руки к щекам, наклоны в сторону)

 Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).

 Молоток: тук-тук (хлопки руками),

 Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).

 На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)

 Кто его открыть бы мог? (пытаться разъединить руки)

 Повертели, покрутили, (покрутить сцепленными руками)

 Постучали и открыли. (постучать «замком» по столу и расцепить руки)

 Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

 Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),

 На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),

 Да и снова полетели.

 Наша ёлка велика (круговое движение руками),

 Наша ёлка высока (встать на носочки),

 Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),

 Достаёт до потолка (потянуться).

 Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

 Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

 Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

«Мы топаем ногами»

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).

 Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

 Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

 Мы руки поднимаем (руки вверх).

 Мы руки опускаем (руки вниз).

 Мы руки разведем (руки в стороны).

 И побежим кругом (бег).

 • Рисуйте узоры

 Декоративно-орнаментальный рисунок включает повторяющиеся и чередующиеся элементы, симметричную композицию.

 • Вырезайте бумажные салфетки, скатерти, снежинки

 • Подбирайте рифмующиеся слова

 Рифмовки построены по законам ритма и рифмы, служат развитию не только вышеуказанных способностей, но и развитию фонематического восприятия.

Игра «Подскажи словечко» (для детей от 4 лет)

 Я сегодня утром рано  умывался из-под … (крана)

         Уронили мишку на пол, оторвали мишке … (лапу)

 Зайку бросила хозяйка, под дождем остался … (зайка)

Часто к озеру напиться  ходит рыжая … (лисица)

 Уронила белка шишку, шишка стукнула … (зайчишку)

         Я рубашку сшила мишке,  я сошью ему … (штанишки)

 У себя в саду Андрейка  поливал цветы из … (лейки)

Прицепившись к задней шине, Мишка едет на … (машине)

 Чтобы ноги отдохнули,  посиди-ка ты на … (стуле)

 Лежебока рыжий кот  отлежал себе … (живот)

         Верещунья, белобока,  и  зовут ее … (сорока)

 В реке большая драка — поссорились два … (рака)

Здесь хорошее местечко, протекает мимо … (речка)

 Между гор издалека  течет бурная … (река)

         Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, … (карандаш)

 Мы купили кошке  новые … (сапожки)

 • Исключайте лишние слова из ритмического ряда

«Какое слово лишнее?»

 Мак, бак, рак, банан.

Сом, ком, крокодил, дом.

Лимон, вагон, кот, батон.

Ветка, клетка, диван, сетка. И т.д.

Вопросы для рефлексии

  1. Что вам сегодня больше всего понравилось, запомнилось?
  2. Будете ли Вы применять полученные знания на практике для развития своих детей?

Источник