Параметры оценки развития ребенка
Татьяна Щеплыгина
Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад «Огонек»
Баунтовский эвенкийский район
Система оценки
индивидуального развития
детей в соответствии с
ФГОС ДО
с. Багдарин
Педагогический мониторинг освоения детьми образовательной про-граммы ДОУ
Реализация основной образовательной программы дошкольного образования
предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Диагностика педагогического процесса разработана с целью оптимизации
образовательного процесса в МАДОУ детский сад «Огонек».
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих
Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования, приказ министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года: «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания образовательной программы ДО. В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения индивиду-ально каждым ребёнком необходимыми знаниями по образовательным областям:
Оптимальный (высокий) уровень — 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (нормативные варианты развития).
Допустимый (средний) уровень — 1 балл, ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе).
Критический (низкий) уровень — 0 баллов – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры (несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру в данной образовательной области).
Музыкальный руководитель принимает участие в обсуждении детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются воспитателем в индивидуальных картах развития детей, в которой отражается индивидуальная динамика и перспективы каждого ребёнка, а также в сводных таблицах мониторинга, ориентированных на представление информации об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.
Фиксация показателей развития в индивидуальных картах и в сводной таблице проводится два раза в год (в сентябре — начальная диагностика, в конце апреля — конечная)
— в начале года определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника:
— в конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.
Ведение индивидуальных карт развития ребенка осуществляется воспитателем группы на каждого воспитанника, начиная с первой младшей группы в бумажном варианте.
Процедура оценки индивидуального развития воспитанников связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования и охватывает определенные направления развития и образования (образовательные области).
В качестве показателей оценки развития воспитанников используются параметры, разработанные образовательной организацией в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Технология работы с таблицами следующая:
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы (уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается и выставляется итоговый бальный показатель по каждому ребёнку, который соответствует высокому, среднему или низкому уровню.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, высчитывается итоговый показатель в % по группе. Подсчитывается количество детей в % с высоким, средним, низким уровнями (количество детей с высоким, средним, низким уровнем делится на общее количество детей в группе). Этот показатель необходим для ведения учёта общегрупповых промежуточных результатов освоения основной образовательной программы ДО.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить не-точности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.
Источник
можно считать:
· принятие задания;
· способы выполнения задания;
· обучаемость в процессе обследования;
· отношение к результату своей деятельности.
Все эти параметры нашли отражение в балльной оценке умственного развития детей.
Количественная оценка в баллах производится следующим образом:
1 балл —дается в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели;
2 балла — даются в тех случаях, если ребенок принимает задания, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;
3 балла — ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания;
4 балла — ставятся в том случае, если ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Положения основаны на закономерностях психического развития нормально развивающегося и особенностях психического развития умственно отсталого ребенка.
Суммарное количество баллов, полученных при выполнении заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (26–32).
Качества пд ребенка | Содержание | Название методики, автор |
1. Восприятие (зрительное) — Форма — Величина — Цвет — предметная картинка — целостное восприятие предметной картинки 2. Наглядно-действенное мышление 3. Внимание 4. Память | «Лови шарик», «Спрячь шарик» — 0 этап. «Коробка форм» — 1 этап Разборка и складывание матрешки. 2-3 составную – 0 этап 4 составную – 1 этап Разборка и складывание пирамидки 3-4 кольца – 0 этап 5-6 колец — 1 этап. Цветные кубики – 0 этап Группировка игрушек – 1 этап Парные картинки – 0 этап «Найди пару» – 1 этап Разрезные картинки 2 части – 0 этап 3 части – 1 этап «Достань тележку» 0 и 1 этапы «Найди одинаковые предметы» 0 и 1 этапы «Запомни и найди» 0 и 1 этапы | Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие с приложением альбома: «Наглядный материал для обследования детей» / Е.А. Стребелева,, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под редакцией Е.А. Стребелевой – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2004. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребенка (0 – 3 года). Практическое руководство по тестированию. – СПб.: Паритет, 2006. |
Основными параметрами оценки предметно-игровой деятельности детей можно считать:
- Наличие интереса к игрушкам и действиям с ними, его устойчивость;
- Характер игровых действий;
- Сопровождение игры речью;
- Продолжительность игры.
Количественная оценка в баллах производится следующим образом:
1 балл – ребенок действует с игрушками неадекватно (тянет в рот, кидает); при обучении не стремится к совместным действиям со взрослым либо вообще не реагирует на них;
2 балла – ребенок проявляет эмоциональные реакции на некоторые игрушки, но сам не может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий; в процессе обучения отмечаются манипуляции и процессуальные действия с игрушками.
3 балла – ребенок проявляет интерес к игрушкам, самостоятельно может выполнить ряд последовательных действий, но не может организовать сюжетную игру без помощи взрослого.
4 балла – ребенок проявляет интерес к игрушкам и может самостоятельно выполнить с ними ряд логически последовательных действий, объединяя их в единый сюжет.
Основными параметрами оценки театрализованной деятельности детей можно считать:
- основы театральной культуры;
- речевая культура;
- эмоционально-образное развитие;
- навыки кукловождения.
Обследование проводится при помощи заданий, к каждому из которых дается инструкция, где детям показывают примерный результат предстоящей деятельности и способ достижения этого результата, т.е. дается образец.
Для оценки заданий разработана четырех бальная система оценки:
1балл – не понимает, не выполняет задание;
2балла – задание понимает, но часто отвлекается и испытывает трудности (допускает грубые ошибки) при выполнении задания;
3балла – задание понимает, интерес устойчивый, выполняет задание в полной мере, но с незначительными неточностями;
4балла – задание выполняет точно.
Критерии оценки отражают правильность выполнения задания и особенности процесса выполнения задания.
1. Уровень развития игры (предметно-игровые действия) | «Поиграй» 0 и 1 этапы | Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. — СПб: ЛОИУУ, 1996. |
2. Уровень развития театрализованной игры | «Просмотр представления» «Покажи сказку» «Покажи как я» 0 этап, «Угадай настроение героя» 1 этап «Поиграй» 0 этап «Оживи куклу» 1 этап. | Адаптированная технология Комаровой Т.С. , Соломенниковой О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. |
Управление образования ГО Первоуральск
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 комбинированного вида».
Утверждаю
директор МКДОУ «Детский сад № 3 комбинированного
вида»
Т.А. Чижова ___________
Источник
При
диагностике особенностей познавательной
сферы детей раннего возраста в центре
внимания исследователей находится
анализ выполнения отдельных заданий
как отражение психической деятельности
ребенка. Причем важен не столько
результат, сколько возможность организации
деятельности по выполнению задания.
Основными параметрами оценки познавательной
деятельности в раннем возрасте можно
считать: принятие задания; способы
выполнения задания; обучаемость в
процессе обследования; отношение к
результату своей деятельности.Основными
методиками при изучении познавательной
сферы детей раннего возраста являются
«Доска Сегена» (2 — 3 формы), складывание
пирамидки (из шариков, из колечек),
разборка и складывание матрешки
(двухсоставной, трехсоставной), парные
картинки (2 — 4), разрезные картинки (из 2
— 3 частей).
Содержание психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста.
Основные параметры оценки познавательной деятельности в раннем возрасте.
Основными
параметрами оценки познавательной
деятельности в раннем возрасте можно
считать: принятие задания; способы
выполнения задания; обучаемость в
процессе обследования; отношение к
результату своей деятельности.
При
диагностике особенностей познавательной
сферы детей раннего возраста в центре
внимания исследователей находится
анализ выполнения отдельных заданий
как отражение психической деятельности
ребенка. Причем важен не столько
результат, сколько возможность организации
деятельности по выполнению задания.
Основными параметрами оценки познавательной
деятельности в раннем возрасте можно
считать:
—
принятие задания;
—
способы выполнения задания;
—
обучаемость в процессе обследования;
—
отношение к результату своей деятельности.
Принятие
задания предполагает согласие ребенка
выполнять предложенное задание независимо
от качества самого выполнения. Это
является первым, абсолютно необходимым
условием выполнения задания. При этом
ребенок проявляет интерес либо к
игрушкам, либо к общению со взрослым.
Основными
способами выполнения задания у детей
раннего возраста являются:
—
самостоятельное выполнение;
—
при помощи взрослого;
—
самостоятельное выполнение после
обучения.
Адекватность
действий определяют как соответствие
действий ребенка условиям данного
задания, диктуемым характером материала
и требованиями инструкции. Наиболее
примитивным способом является действие
силой или хаотичное действие без учета
свойств предметов. Неадекватное
выполнение задания во всех случаях
свидетельствует о нарушении умственного
развития ребенка.
Обучаемость
осуществляется только в пределах тех
заданий, которые рекомендуются для
детей данного возраста. В процессе
обследования возможны следующие виды
помощи:
—
выполнение действия по подражанию;
—
выполнение заданий по подражанию с
использованием указательных жестов;
—
выполнение заданий по подражанию с
речевой инструкцией.
На
уровне элементарного подражания ребенок
может усвоить от взрослого способ
выполнения того или иного задания,
действуя одновременно с ним. Количество
показов способов выполнения задания
не должно превышать трех. При этом речь
взрослого должна указывать на цель
данного задания и содержать оценку
успешности действий ребенка. Обучаемость,
т.е. переход ребенка от неадекватных
действий к адекватным, свидетельствует
о его потенциальных возможностях. Низкая
обучаемость в некоторых случаях может
быть связана с грубым недоразвитием
интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой
сферы.
Использование
«обучающего эксперимента» позволяет
не только проанализировать особенности
разных сторон психической деятельности
детей (внимание, речь, восприятие,
мышление, память), но и оценить их
работоспособность. Это особо значимо
для детей раннего возраста с проблемами
в развитии, так как из-за нарушения
работоспособности организовать
специальное исследование памяти и
внимания часто представляется невозможным.
Важным
диагностическим критерием оценки
познавательной деятельности детей
является их отношение к результатам
своей деятельности. Для нормально
развивающихся детей характерна
заинтересованность своей деятельностью
и ее конечным результатом. Ребенок с
нарушением интеллекта безразличен к
тому, что он делает, и к полученному
результату.
При
отборе методик для психолого-педагогического
изучения детей раннего возраста
необходимо исходить из закономерностей
возрастного развития. Задания предлагаются
с учетом постепенного возрастания
уровня трудности — от наиболее простых
до сложных.
Задания
предполагают простое перемещение
предметов в пространстве, где выявляются
пространственные зависимости, соотнесение
предметов по форме, величине, цвету.
Особым этапом в диагностике являются
задания на выяснение уровня развития
зрительного соотнесения. Основными
методиками при изучении познавательной
сферы детей раннего возраста являются
«Доска Сегена» (2 — 3 формы), складывание
пирамидки (из шариков, из колечек),
разборка и складывание матрешки
(двухсоставной, трехсоставной), парные
картинки (2 — 4), разрезные картинки (из
2 — 3 частей).
Логопедическое
обследование проводится по традиционной
схеме с учетом этапов развития детской
речи.
Задания,
направленные на диагностику познавательной
сферы, могут быть также использованы
для диагностики особенностей
эмоционально-волевых проявлений ребенка.
Наблюдая за деятельностью ребенка в
эксперименте, обращают внимание на
следующие показатели:
— общий
фон настроения (адекватный,
депрессивный, тревожный, эйфоричный
и т.д.), активность, наличие познавательных
интересов, проявления возбудимости,
расторможенности;
— контактность
(желание
сотрудничать со взрослым). Поверхностность,
легкость и связанная с этим неполноценность
контакта чаще всего могут быть связаны
с интеллектуальным дефектом, характерным
для детей с умственной отсталостью.
Затруднения в установлении контакта
испытывают дети с симптомами повышенного
уровня тревожности, тормозимости,
сложностями адаптации к новой
обстановке и незнакомым людям, реакциями
страха и другими невротическими
реакциями. Уход от контакта чаще всего
наблюдается в поведении аутичных детей
и связывается с отсутствием у них
потребности в общении, отгороженностью,
преимущественной направленностью на
предметный мир;
— эмоциональное
реагирование на поощрение и одобрение.
Поощрение и одобрение вызывают
радостную, окрашенную положительными
эмоциями реакцию детей уже с самого
раннего возраста (1 — 1,5 года). У
невротизированных детей при поощрениинаряду
с проявлениями радости отмечается
резкое повышение результативности
выполнения заданий, что происходит
благодаря уменьшению эмоционального
напряжения. Равнодушное отношение
отмечается у детей, которые не
заинтересованы в оценке взрослого или
не понимают смысла и значения одобрения
(например, при выраженных интеллектуальных
нарушениях);
— эмоциональное
реагирование на замечания и требования.
При этом фиксируются: реакция ребенка
на замечания, исправление им своего
поведения в соответствии с замечанием,
необходимость более строгих мер для
коррекции поведения;
— реагирование
на трудности и неуспех деятельности.
К концу раннего возраста (с 2,5 — 3 лет)
дети способны самостоятельно обнаружить
ошибочность собственных действий, при
этом определенные аспекты
наглядно-действенной ситуации фиксируются
в элементарных речевых высказываниях
типа: «так, не так»,«а как же?», «правильно»,
«неправильно», «ой» и пр. Обнаружив
ошибку, дети сосредоточиваются на
выполнении заданий и, исправляя
ошибки, стараются достичь желаемого
результата, обращаясь по мере
необходимости за помощью к взрослому.
Соседние файлы в папке 5 семестр
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник