Параметры оценки развития ребенка

Параметры оценки развития ребенка thumbnail

Татьяна Щеплыгина
Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад «Огонек»

Баунтовский эвенкийский район

Система оценки

индивидуального развития

детей в соответствии с

ФГОС ДО

с. Багдарин

Педагогический мониторинг освоения детьми образовательной про-граммы ДОУ

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования

предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Диагностика педагогического процесса разработана с целью оптимизации

образовательного процесса в МАДОУ детский сад «Огонек».

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих

Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного

образования, приказ министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года: «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания образовательной программы ДО. В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения индивиду-ально каждым ребёнком необходимыми знаниями по образовательным областям:

Оптимальный (высокий) уровень — 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (нормативные варианты развития).

Допустимый (средний) уровень — 1 балл, ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе).

Критический (низкий) уровень — 0 баллов – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры (несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру в данной образовательной области).

Музыкальный руководитель принимает участие в обсуждении детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются воспитателем в индивидуальных картах развития детей, в которой отражается индивидуальная динамика и перспективы каждого ребёнка, а также в сводных таблицах мониторинга, ориентированных на представление информации об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.

Фиксация показателей развития в индивидуальных картах и в сводной таблице проводится два раза в год (в сентябре — начальная диагностика, в конце апреля — конечная)

— в начале года определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника:

— в конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.

Ведение индивидуальных карт развития ребенка осуществляется воспитателем группы на каждого воспитанника, начиная с первой младшей группы в бумажном варианте.

Процедура оценки индивидуального развития воспитанников связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования и охватывает определенные направления развития и образования (образовательные области).

В качестве показателей оценки развития воспитанников используются параметры, разработанные образовательной организацией в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Технология работы с таблицами следующая:

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы (уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается и выставляется итоговый бальный показатель по каждому ребёнку, который соответствует высокому, среднему или низкому уровню.

Читайте также:  Как подготовить ребенка к школе по развитию речи

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, высчитывается итоговый показатель в % по группе. Подсчитывается количество детей в % с высоким, средним, низким уровнями (количество детей с высоким, средним, низким уровнем делится на общее количество детей в группе). Этот показатель необходим для ведения учёта общегрупповых промежуточных результатов освоения основной образовательной программы ДО.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить не-точности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Источник

можно считать:

· принятие задания;

· способы выполнения задания;

· обучаемость в процессе обследования;

· отношение к результату своей деятельности.

Все эти параметры нашли отражение в балльной оценке умственного развития детей.

Количественная оценка в баллах производится следующим образом:

1 балл —дается в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели;

2 балла — даются в тех случаях, если ребенок принимает задания, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;

3 балла — ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания;

4 балла — ставятся в том случае, если ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Положения основаны на закономерностях психического развития нормально развивающегося и особенностях психического развития умственно отсталого ребенка.

Суммарное количество баллов, полученных при выполнении заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (26–32).

Качества пд ребенка Содержание Название методики, автор
1. Восприятие (зрительное)
— Форма
 
— Величина
 
— Цвет
 
 
— предметная картинка
 
— целостное восприятие предметной картинки
 
2. Наглядно-действенное мышление
3. Внимание
4. Память
 
 
«Лови шарик», «Спрячь шарик» — 0 этап.
«Коробка форм» — 1 этап
Разборка и складывание матрешки.
2-3 составную – 0 этап
4 составную – 1 этап
Разборка и складывание пирамидки
3-4 кольца – 0 этап
5-6 колец — 1 этап.
Цветные кубики – 0 этап
Группировка игрушек – 1 этап
 
Парные картинки – 0 этап
«Найди пару» – 1 этап
 
Разрезные картинки
2 части – 0 этап
3 части – 1 этап
 
«Достань тележку» 0 и 1 этапы
 
 
«Найди одинаковые предметы» 0 и 1 этапы
«Запомни и найди» 0 и 1 этапы
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие с приложением альбома: «Наглядный материал для обследования детей» / Е.А. Стребелева,, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под редакцией Е.А. Стребелевой – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2004.
 
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребенка (0 – 3 года). Практическое руководство по тестированию. – СПб.: Паритет, 2006.
 

Основными параметрами оценки предметно-игровой деятельности детей можно считать:

  • Наличие интереса к игрушкам и действиям с ними, его устойчивость;
  • Характер игровых действий;
  • Сопровождение игры речью;
  • Продолжительность игры.

Количественная оценка в баллах производится следующим образом:

1 балл – ребенок действует с игрушками неадекватно (тянет в рот, кидает); при обучении не стремится к совместным действиям со взрослым либо вообще не реагирует на них;

2 балла – ребенок проявляет эмоциональные реакции на некоторые игрушки, но сам не может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий; в процессе обучения отмечаются манипуляции и процессуальные действия с игрушками.

3 балла – ребенок проявляет интерес к игрушкам, самостоятельно может выполнить ряд последовательных действий, но не может организовать сюжетную игру без помощи взрослого.

Читайте также:  Значение социальной среды для развития речи ребенка

4 балла – ребенок проявляет интерес к игрушкам и может самостоятельно выполнить с ними ряд логически последовательных действий, объединяя их в единый сюжет.

Основными параметрами оценки театрализованной деятельности детей можно считать:

  • основы театральной культуры;
  • речевая культура;
  • эмоционально-образное развитие;
  • навыки кукловождения.

Обследование проводится при помощи заданий, к каждому из которых дается инструкция, где детям показывают примерный результат предстоящей деятельности и способ достижения этого результата, т.е. дается образец.

Для оценки заданий разработана четырех бальная система оценки:

1балл – не понимает, не выполняет задание;

2балла – задание понимает, но часто отвлекается и испытывает трудности (допускает грубые ошибки) при выполнении задания;

3балла – задание понимает, интерес устойчивый, выполняет задание в полной мере, но с незначительными неточностями;

4балла – задание выполняет точно.

Критерии оценки отражают правильность выполнения задания и особенности процесса выполнения задания.

1. Уровень развития игры (предметно-игровые действия) «Поиграй» 0 и 1 этапы
 
Обучение сюжетно-ролевой игре
дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие
/ Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. — СПб: ЛОИУУ, 1996.
2. Уровень развития театрализованной игры
 
 
«Просмотр представления»
«Покажи сказку»
«Покажи как я» 0 этап, «Угадай настроение героя» 1 этап
«Поиграй» 0 этап
«Оживи куклу» 1 этап.
Адаптированная технология Комаровой Т.С. , Соломенниковой О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу.

Управление образования ГО Первоуральск

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 комбинированного вида».

Утверждаю

директор МКДОУ «Детский сад № 3 комбинированного

вида»

Т.А. Чижова ___________

Источник

    При
    диагностике особенностей познавательной
    сферы детей раннего возраста в центре
    внимания исследователей находится
    анализ выполнения отдельных заданий
    как отражение психической деятельности
    ребенка. Причем важен не столько
    результат, сколько возможность организации
    деятельности по выполнению задания.
    Основными параметрами оценки познавательной
    деятельности в раннем возрасте можно
    считать: принятие задания; способы
    выполнения задания; обучаемость в
    процессе обследования; отношение к
    результату своей деятельности.Основными
    методиками при изучении познавательной
    сферы детей раннего возраста являются
    «Доска Сегена» (2 — 3 формы), складывание
    пирамидки (из шариков, из колечек),
    разборка и складывание матрешки
    (двухсоставной, трехсоставной), парные
    картинки (2 — 4), разрезные картинки (из 2
    — 3 частей).

    1. Содержание психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста.

    2. Основные параметры оценки познавательной деятельности в раннем возрасте.

    Основными
    параметрами оценки познавательной
    деятельности в раннем возрасте можно
    считать: принятие задания; способы
    выполнения задания; обучаемость в
    процессе обследования; отношение к
    результату своей деятельности.

    При
    диагностике особенностей познавательной
    сферы детей раннего возраста в центре
    внимания исследователей находится
    анализ выполнения отдельных заданий
    как отражение психиче­ской деятельности
    ребенка. Причем важен не столько
    результат, сколько возможность организации
    деятельности по выполнению задания.
    Основными параметрами оценки познавательной
    деятель­ности в раннем возрасте можно
    считать:


    принятие задания;


    способы выполнения задания;


    обучаемость в процессе обследования;


    отношение к результату своей деятельности.

    Принятие
    задания предполагает согласие ребенка
    выполнять предложенное задание независимо
    от качества самого выполне­ния. Это
    является первым, абсолютно необходимым
    условием выполнения задания. При этом
    ребенок проявляет интерес либо к
    игрушкам, либо к общению со взрослым.

    Основными
    способами выполнения задания у детей
    раннего возраста являются:


    самостоятельное выполнение;


    при помощи взрослого;


    самостоятельное выполнение после
    обучения.

    Адекватность
    действий определяют как соответствие
    действий ребенка условиям данного
    задания, диктуемым характером материала
    и требованиями инструкции. Наиболее
    примитивным способом является действие
    силой или хаотичное действие без учета
    свойств предметов. Неадекватное
    выполнение задания во всех случаях
    свидетельствует о нарушении умственного
    развития ребенка.

    Обучаемость
    осуществляется только в пределах тех
    заданий, которые рекомендуются для
    детей данного возраста. В процессе
    обследования возможны следующие виды
    помощи:


    выполнение действия по подражанию;


    выполнение заданий по подражанию с
    использованием указательных жестов;


    выполнение заданий по подражанию с
    речевой инструкцией.

    Читайте также:  Развитие понимания обращенной речи к ребенку

    На
    уровне элементарного подражания ребенок
    может усвоить от взрослого способ
    выполнения того или иного задания,
    действуя одновременно с ним. Количество
    показов способов выполнения задания
    не должно превышать трех. При этом речь
    взрослого должна указывать на цель
    данного задания и содержать оценку
    успешности действий ребенка. Обучаемость,
    т.е. переход ребенка от неадекватных
    действий к адекватным, свидетельствует
    о его потенциальных возможностях. Низкая
    обучаемость в некоторых случаях может
    быть связана с грубым недоразвитием
    интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой
    сферы.

    Использование
    «обучающего эксперимента» позволяет
    не только проанализировать особенности
    разных сторон психической деятельности
    детей (внимание, речь, восприятие,
    мышление, память), но и оценить их
    работоспособность. Это особо значимо
    для детей раннего возраста с проблемами
    в развитии, так как из-за нарушения
    работоспособности организовать
    специальное исследование памяти и
    внимания часто представляется невозможным.

    Важным
    диагностическим критерием оценки
    познавательной деятельности детей
    является их отношение к результатам
    своей деятельности. Для нормально
    развивающихся детей характерна
    заинтересованность своей деятельностью
    и ее конечным результатом. Ребенок с
    нарушением интеллекта безразличен к
    тому, что он делает, и к полученному
    результату.

    При
    отборе методик для психолого-педагогического
    изучения детей раннего возраста
    необходимо исходить из закономерностей
    возрастного развития. Задания предлагаются
    с учетом постепенного возрастания
    уровня трудности — от наиболее простых
    до сложных.

    Задания
    предполагают простое перемещение
    предметов в пространстве, где выявляются
    пространственные зависимости, соотнесение
    предметов по форме, величине, цвету.
    Особым этапом в диагностике являются
    задания на выяснение уровня развития
    зрительного соотнесения. Основными
    методиками при изучении познавательной
    сферы детей раннего возраста являются
    «Доска Сегена» (2 — 3 формы), складывание
    пирамидки (из шариков, из колечек),
    разборка и складывание матрешки
    (двухсоставной, трехсоставной), парные
    картинки (2 — 4), разрезные картинки (из
    2 — 3 частей).

    Логопедическое
    обследование проводится по традиционной
    схеме с учетом этапов развития детской
    речи.

    Задания,
    направленные на диагностику познавательной
    сфе­ры, могут быть также использованы
    для диагностики особенно­стей
    эмоционально-волевых проявлений ребенка.
    Наблюдая за деятельностью ребенка в
    эксперименте, обращают внимание на
    следующие показатели:

    — общий
    фон настроения
     (адекватный,
    депрессивный, тревож­ный, эйфоричный
    и т.д.), активность, наличие познавательных
    интересов, проявления возбудимости,
    расторможенности;

    — контактность
    (желание
    сотрудничать со взрослым). Поверх­ностность,
    легкость и связанная с этим неполноценность
    контак­та чаще всего могут быть связаны
    с интеллектуальным дефектом, характерным
    для детей с умственной отсталостью.
    Затруднения в установлении контакта
    испытывают дети с симптомами повы­шенного
    уровня тревожности, тормозимости,
    сложностями адап­тации к новой
    обстановке и незнакомым людям, реакциями
    стра­ха и другими невротическими
    реакциями. Уход от контакта чаще всего
    наблюдается в поведении аутичных детей
    и связывается с отсутствием у них
    потребности в общении, отгороженностью,
    преимущественной направленностью на
    предметный мир;

    — эмоциональное
    реагирование на поощрение и одобрение
    .
    По­ощрение и одобрение вызывают
    радостную, окрашенную поло­жительными
    эмоциями реакцию детей уже с самого
    раннего воз­раста (1 — 1,5 года). У
    невротизированных детей при поощрениинаряду
    с проявлениями радости отмечается
    резкое повышение результативности
    выполнения заданий, что происходит
    благода­ря уменьшению эмоционального
    напряжения. Равнодушное отно­шение
    отмечается у детей, которые не
    заинтересованы в оценке взрослого или
    не понимают смысла и значения одобрения
    (на­пример, при выраженных интеллектуальных
    нарушениях);

    — эмоциональное
    реагирование на замечания и требования
    .
    При этом фиксируются: реакция ребенка
    на замечания, исправление им своего
    поведения в соответствии с замечанием,
    необходимость более строгих мер для
    коррекции поведения;

    — реагирование
    на трудности и неуспех деятельности
    .
    К концу раннего возраста (с 2,5 — 3 лет)
    дети способны самостоятельно обнаружить
    ошибочность собственных действий, при
    этом опре­деленные аспекты
    наглядно-действенной ситуации фиксируют­ся
    в элементарных речевых высказываниях
    типа: «так, не так»,«а как же?», «правильно»,
    «неправильно», «ой» и пр. Обнаружив
    ошибку, дети сосредоточиваются на
    выполнении заданий и, ис­правляя
    ошибки, стараются достичь желаемого
    результата, обра­щаясь по мере
    необходимости за помощью к взрослому.

    Соседние файлы в папке 5 семестр

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник