Рекомендации по развитию умственно отсталого ребенка

Рекомендации по развитию умственно отсталого ребенка thumbnail

Рекомендации родителям по воспитанию детей с умеренной умственной отсталость.

Родители, воспитывающие ребенка с умеренной умственной отсталостью, должны стремиться помочь ему достойно жить среди других людей, понимая себя и остальных, помочь стать максимально самостоятельным, в то же время тщательно учитывая свои ограничения. Одна из главных задач, стоящая перед родителями, — научить ребенка преодолевать жизненные трудности.

Предлагаем вашему вниманию несколько советов по воспитанию ребенка с умеренной умственной отсталостью.

  • С ребенком младшего школьного возраста все занятия должны проходить в игровой форме. Разнообразные познавательные игры расширяют кругозор, развивают речь. Необходимо вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать его наименьшую инициативу.

  • Значительное внимание советуем уделять именно развитию речи. Которая формируется со значительным опозданием. Обычно эти дети плохо понимают речь других людей, их словарный запас беден, наблюдается дефект произношения по причине недоразвития мышц языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и т.д.

  • Советуем приучить ребенка не только смотреть на игрушку, но и трогать, ощупывать, брать в руки, двигать её, стучать ей и тд. С помощью таких приемов ребенок научиться узнавать, а затем и называть игрушки, некоторые виды одежды, обуви, посуды, мебели – те предметы, которыми он пользуется постоянно.

  • Занятия с ребенком целесообразно организовывать таким образом, чтобы он вынужден был попросить или сказать что-то, задать вопрос и прочее. Родители допускают ошибку, когда стараются предупредить любую попытку ребенка сделать что-то самостоятельно. Тем самым они лишают его возможности общения с окружающими людьми.

  • Обязательно использовать наглядные средства, привлекать к практической деятельности самого ребенка. Поскольку дети с умеренной умственной отсталостью плохо понимают обращенную к ним речь, долгие словесные пояснения взрослых не приносят результатов. Все усилия объяснить ребенку смысл несложной бытовой задачи становятся напрасными. Организовать обучение детей , используя только вербальный, словесный подход , не удается. Сначала необходимо показать ребенку, как выполнить то или иное действие, задание, а затем повторить действие с ним. Только тогда можно ожидать, что у него выработаются несложные умения и навыки. Постепенно в результате игровой и предметнопрактической деятельности у ребенка формируется понимание простой, каждодневной речи, вырабатываются социальные навыки поведения.

  • Советуем объяснять ребенку задания простыми, знакомыми ему словами. Если он не справляется с работой, не настаивайте на своем. Целесообразно предложить ему выполнить более легкие действия с предметами, но в дальнейшем обязательно вернуться к заданию, которое раньше было для него трудным.

  • Рекомендуем заботиться о развитии у детей с умеренной умственной отсталостью представлений об окружающем мире. Большое значение при этом приобретают экскурсии и прогулки. Развитие познавательной сферы таких детей должно быть тесно связано с живыми, яркими, наглядными явлениями природы. Важно создать соответствующий эмоциональный настрой, лишь тогда восприятие увиденного может носить целенаправленный характер.

  • Отдельной внимание заслуживает развитие у детей элементарных моральных понятий. По мере взросления во время бесед, чтения доступных рассказов, просмотра телепередач значительное место отводится выработке у них положительных личных качеств. С детьми необходимо проводить кропотливую работу, разбор разнообразных примеров поведения, взятых из жизни, чтобы они могли понять, что ценят в человеке, а что – осуждают.

  • Дети с умеренной умственной отсталостью легко поддаются внушению и весьма склонны к подражанию. Эти особенности необходимо учитывать во время воспитания у них соответствующих норм поведения и обучения их полезной деятельности.

  • Советуем приучать детей к соблюдению режима, предлагать выполнять то или иное задание постепенно и последовательно увеличивая количество поручений. Необходимо следить за тем, чтобы работу выполняли аккуратно и доводили до конца. Сначала надо подчеркнуть достижения ребенка, а затем указать на допущенные ошибки. Таким образом уменьшается возбудимость ребенка , улучшается внимание, повышается работоспособность и ответственность за свое поведение.

  • Заметив проявление у ребенка непроизвольных навязчивых движений, займите ребенка чем-нибудь: предложите убрать игрушки в ящик, что-то принести, переставит и т.д. Нельзя оставлять ребенка долгое время без деятельности.

  • Говорите с ним спокойно, негромко, даже шепотом с целью выведения ребенка из пассивного состояния, подбадривания, поощрения, стимулирования интереса к выполнению того или иного вида деятельности, вселения уверенности в своих силах. Так он легче подчиняется требованиям.

  • Ребенок с умеренной умственной отсталостью, как и любой другой, нуждается в контакте со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это обычно положительно влияет на него, он легче общается с окружающими.

  • Информацию подготовила педагог-психолог Соловьева Е.В.

    Источник

    Рекомендации родителям, имеющим детей с умственной отсталостью.

    Любите  его и принимайте как еще одного члена семьи, а затем обеспечьте ему:

    • Медицинскую помощь, если он в ней нуждается. 
    • Адекватную программу ранней стимуляции. 
    • Правильное обучение, чтобы развивать его интеллектуально и социально. 
    • Досуг, чтобы он мог общаться с окружающими и развлекаться. 
    • Работу, соответствующую его возможностям. 
    • Будущее — когда он станет взрослым. 

    Как развивать умственно отсталого ребенка правильно:

         Простые рекомендации, которые позволят родителям грамотно подойти к вопросам воспитания и развития малышей с умственной отсталостью: 
         • Взрослые должны называть все предметы, которые окружают малыша, а также все выполняемые действия.
         • Называйте цвета предметов, которые кроха видит и использует в повседневной жизни.
         • Называйте животных, здания, средства передвижения, которые встречаются во время прогулки.
         • Привлекайте малыша к выполнению трудовых поручений.
         • Рассказывайте о том, что употребляется в пищу. 
         • Учите ребенка рассказывать окружающим о том, что он делает (гуляет, трудится, учится). 

    Читайте также:  Гуо дошкольный центр развития ребенка 2 г могилева

         • Формируйте у малыша положительную самооценку. 
         • Во время общения вызывайте положительные эмоции. 
         • Максимальное внимание уделяйте телесному контакту с малышом. 
         • Расширяйте круг общения. 
         • Учите малыша рассматривать предметы, сравнивать их, ориентироваться на местности. 
         • Учите кроху определять время года, суток и погодные явления.
         • Рассказывайте ребенку о членах его семьи; 
         • Совместно рассматривайте книги и иллюстрации; 
         • Развивайте такие умения, как рисование, лепка, вырезание; 
         • Учите малыша действовать по словесной инструкции взрослых; 
         • Не предъявляйте к ребенку повышенные требования.

       Большое внимание уделяйте обучению ребенка действиям с предметами. Необходимый элемент этой деятельности – хватание, развитие которого осуществляется по мере дифференциации движений, их упрочнения и закрепления умения держать предметы.      Очень часто, имея в руках ту или иную игрушку, малыш тянет ее в рот, бросает на пол, производит с ней бессмысленные манипуляции. Поэтому много времени следует уделять осмыслению этих действий. 
      Прежде всего, научите малыша захвату предметов, отличающихся по форме, величине, весу. Упражняйте в перекладывании их с одного места на другое, катании мяча от вас к ребенку и обратно, переносу игрушек на определенное расстояние. Научите его брать мелкие предметы и класть их в банки или коробки. Вещи должны быть из разного материала: резины, пластмассы, дерева и др. Научите ребенка выделять их свойства (твердый, мягкий, гладкий, шероховатый), держать в обеих руках, в одной, перекладывать предметы из одной руки в другую. 
      Научите ребенка пространственной ориентировке в квартире, во дворе. Например, попросите его показать и по возможности назвать предметы мебели, расположенные впереди, сзади, справа и слева от него, показать верх (потолок), низ (пол). 
      Учите ребенка пространственной ориентировке и наблюдательности во время прогулок, обращайте его внимание на то, что он видит вокруг себя.

    Поддержка родителей детей-инвалидов. 
    Когда умственная отсталость у ребенка уже установлена, сразу возникают потребности, которые в первую очередь сводятся к тому, чтобы: 
    1) Избавиться от собственных негативных эмоций и чувств посредством общения с другими семьями.

    2) Узнать о возможностях развития вашего ребенка через службу раннего обучения.

    3) Узнать о состоянии здоровья, в котором он находится, посредством медицинского обследования и дальнейшего наблюдения педиатра.

    4) В значительной степени вам может помочь справиться с ситуацией общение с группой родителей, дети которых тоже страдают умственной отсталостью, поскольку эти родители помогут вам развеять те негативные переживания, которые они сами уже испытали. Какой бы необходимой и своевременной ни была информация, полученная от специалистов, какими бы важными ни были поддержка и понимание со стороны ваших друзей и соседей — они не окажутся для вас такими благотворными, как контакт с родителями детей с теми же проблемами. Вы почувствуете себя лучше уже при первой встрече с ними, так как убедитесь в том, что многие семьи находятся в такой же ситуации, что не вы одни столь несчастны. Вы поразитесь, убедившись в том, что другие семьи, уже пережившие те же первичные негативные чувства, что и вы, мало-помалу научились преодолевать их и сейчас активно помогают своему ребенку, а самое главное, — любят и принимают его таким, каков он есть. При этом они остаются дружными, сплоченными и веселыми семьями.

    Эта взаимная поддержка родителей детей-инвалидов особенно полезна новым родителям.

    —   Они помогут вам своим пониманием ситуации и окажут моральную поддержку.

    — Они предоставят вам практическую информацию о том, что такое умственная отсталость.

    —   Вы поймете, как вы должны общаться с вашим ребенком.

    —  Они подскажут вам, какие возможности и какие службы существуют у нас  для помощи семьям, где есть дети с умственной отсталостью. Такой обмен опытом поможет вам лучше общаться, как с ребенком, так и с окружающими вас людьми.

     Таким образом:

    1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
    2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
    3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
    4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
    5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
    6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
    7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
    8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
    9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
    10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
    11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
    12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
    13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
    14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
    15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

    Источник

    Евгения Днепровская
    Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

    Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года ростов

    Обучение умственно отсталых детей в общеобразовательных учреждениях требует создания специальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию интегрированного подхода.

    В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать особенности их развития. Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии.

    Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

    Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. У них отмечается замедленный темп и меньшая дифференцированность восприятия. Эти особенности при обучении умственно отсталых детей проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, похожие по звучанию буквы, слова. Отмечается также узость объема восприятия. Дети данной категории выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса. Их восприятием необходимо руководить.

    Все мыслительные операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Затруднен анализ и синтез предметов. Выделяя в предметах (в тексте) отдельные их части, дети не устанавливают связи между ними. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, учащиеся затрудняются проводить сопоставительный анализ и синтез, проводят сравнение по несущественным признакам. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность заметить свои ошибки, сниженная активность мыслительных процессов, слабая регулирующая роль мышления.

    Основные процессы памяти у этих детейтакже имеют свои особенности: лучше запоминаются внешние, иногда случайно воспринимаемые зрительно признаки, трудно осознаются и запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание; большое количество ошибок при воспроизведении словесного материала. Характерна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. Воображение умственно отсталых детей отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.

    Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются различные виды нарушений письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

    У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников,выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

    Эмоционально-волевая сфера у данной категории детей имеет ряд особенностей. Отмечается неустойчивость эмоций. Переживания неглубокие, поверхностные.Имеют место случаи внезапных эмоциональных перепадов: от повышенной эмоциональной возбудимости, до выраженного эмоционального спада.

    Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества волевых процессов детей с нарушением интеллекта. Умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдается подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии развиваются негативизм и упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых воспитанников влияют на характер протекания их деятельности.

    Отмечая несформированность навыков учебной деятельности у детей с интеллектуальным недоразвитием, следует констатировать у них недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Умственно отсталые дети приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с другим заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей. Умственно отсталые дети не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.

    Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органического поражения на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, постнатальные). Однако при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии отмечается положительная динамика в развитии детей данной категории.

    Целью коррекционной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости является обучение их доступным знаниям и социальное адаптирование к самостоятельной жизни.

    Каждый учитель должен знать содержание коррекционной работы,которая включает следующие направления:

    •Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

    — развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

    — развитие навыков каллиграфии;

    — развитие артикуляционной моторики.

    •Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

    — развитие зрительного восприятия и узнавания;

    — развитие зрительной памяти и внимания;

    -формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

    — развитие пространственных представлений и ориентации;

    — развитие представлений о времени;

    — развитие слухового внимания и памяти;

    — развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

    •Развитие основных мыслительных операций:

    — навыки соотносительного анализа;

    -навыки группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

    — умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

    — умение планировать деятельность;

    Читайте также:  Картотека игр на сенсорное развитие ребенка раннего возраста

    — развитие комбинаторных способностей.

    •Развитие различных видов мышления:

    — развитие наглядно-образного мышления;

    -развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

    • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, чтение по ролям и т. д.)

    • Развитие речи, владение техникой речи.

    • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

    • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

    В процессе обучения русскому языку проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. Неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций устраняются на всех занятиях по русскому языку, будь то уроки, посвященные развитию устной речи, чтению, практическим грамматическим упражнениям или грамматике и правописанию.

    Специфика методов обучения для детей с ОВЗ с УО заключается в их коррекционной направленности.

    • замедленность обучения и частую повторяемость,

    • подачу учебного материала малыми порциями,

    • максимальную развернутость и расчлененность материала,

    • наличие подготовительного периода в обучении,

    • постоянную опору на опыт ребенка.

    Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить. Ценность метода реализуется в том случае,если он:

    • обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника,

    • делает обучение доступным и посильным,

    • обеспечивает прочность знаний,

    • учитывает индивидуальные особенности ребенка,

    • способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.

    В организации учебного процесса необходимо:

    — использовать вербальные поощрения;

    — свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

    — составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

    — предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

    — разработать кодовую систему общения (слова, жесты, которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

    — игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

    — разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

    — осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

    Специальные требования к уроку:

    1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

    2. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

    3. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

    4. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.

    У умственно отсталых учащихся при увлечении учителя словесными методами срабатывает охранительная система, включается запредельное торможение.

    Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остается у умственно отсталого ученика меньше 10 % содержания, от воспринятого через чтение — 30 %, при наблюдении предмета (т. е. при опоре на наглядность) остается в памяти детей приблизительно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти до 70%.

    5. Опора на более развитые способности ребенка;

    6. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

    Урок в классе, где обучаются школьники с особенностями в развитии, должен быть отличным от уроков в классах, где обучаются равные по способностям к обучению воспитанники.

    При обучении учеников с нарушением интеллекта учитель нуждается в адресном дидактическом обеспечении урока и учебного процесса в целом. Нормы оценок по математике, письменных работ по русскому языку по программе VIII вида даны в таблицах 1,2.

    Большую роль в коррекционной работе играет семья, в которой ребенок воспитывается и влиянию которой постоянно подвергается. В выстраивании позитивных внутрисемейных отношений весома роль учителя, специалистов ПМПк. Они помогают формировать у родителей адекватное восприятие собственного ребенка, следят за тем, чтобы в семье складывались доброжелательные детско-родительские отношения, помогают устанавливать разнообразные социальные связи и соблюдать требования, принятые в общеобразовательной школе. Создание условий для саморазвития каждого ребенка невозможно без желания и умения учителей проектировать его развитие и обучение, позволяющее каждому ученику быть успешным.

    Таблица 1

    Нормы оценок по математике (VIII вид, 1-4 класс)

    Отметка Оценивание

    «5» Нет ошибок

    «4» 2-3 не грубые ошибки

    «3» Решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с не грубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий

    «2» Выполнено не менее половины заданий, не решена задача

    «1» Не выполнены задания

    Примечание Не грубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена); ошибки, допущенные в процессе списывания знаков арифметических действий; нарушение в формировании вопроса (ответа) задачи; нарушение правильности расположения записей, чертежей; небольшая неточность в измерении и черчении

    Таблица 2

    Критерии оценивания письменных работ учащихся начальной школы

    (VIII вид, 1-4 класс)

    Отметка Оценивание

    «5» Нет ошибок

    «4» 1-3ошибки

    «3» 4-5 ошибок

    «2» 6-8 ошибок

    «1» Более 8 ошибок

    Примечание За одну ошибку в письменной работе считаются: все исправления, повторение ошибок в одном и том же слове, две пунктуационные ошибки.За ошибку не считаются: ошибки на те разделы программы, которые не изучались (такие орфограммы предварительно оговариваются с учащимися, выписывается трудное слово на карточке, единичный случай пропуска точки в предложении, замены одного слова без искажения смысла

    Источник