Рекомендации для родителей по развитию ребенка раннего возраста

Юлия Никулушкина
Рекомендации для родителей детей раннего возраста

Знания, умения и навыки 3-летнего ребенка

К 3 годам в психике каждого ребёнка происходят многие качественные изменения. У ребёнка начинают интенсивно развиваться и совершенствоваться самосознание, характер, волевые качества. Помимо этого, он становиться более выносливым, физически сильным, и главное – нуждается в общении с ровесниками. Общение с родителями, хоть и остаётся преобладающим, но становится немного другим, чем раньше. Родители должны учитывать, что ребёнок нуждается не просто в присутствии рядом взрослого, но и в участии взрослого в игре. Для ребёнка главное – чтобы мама с папой обратили внимание на его достижения в игре и похвалили его за это.Сами игры ребенка приобретают другой характер: если раньше он играл, просто манипулируя предметами, то в этом возрасте он уже начинает играть по правилам. Ведущей деятельностью 3-летнего малыша является игра по правилам. Он уже умеет играть в «дочки-матери», в «гараж» — сначала он строит гараж для своих игрушечных автомобилей, потом загоняет их туда; в игре «званый обед» — ребёнок готовит обед и кормит им своих кукол, плюшевых игрушек. Увеличивается активность ребёнка в целом.

Культурно-гигиенические навыки:

В возрасте 3 лет дети уже могут самостоятельно, без помощи родителей, мыть руки, и отлично знают последовательность действий при этом. Они чётко знают, что нужно сначала закатать рукава, открыть кран, попробовать температуру воды, помыть руки, закрыть кран и хорошо вытереть руки полотенцем. В возрасте 3 лет детям уже не нужно часто указывать на то, что у них грязные руки – они сами понимают, когда нужно мыть руки и делают это не только в целях гигиены, но и чтобы показать родителям свою воспитанность и получить похвалу.

Что касается внешнего вида малыша, то он в 3-летнем возрасте уже начинает радоваться при покупке новых вещей, а ношение чистой одежды доставляет ему большое удовольствие. Девочки уделяют внимание красивым причёскам, постоянно просят родителей сделать их. Большинство детей уже начинают брезговать грязными руками и грязной одеждой, не только своими, но и чужими. Они также умеют использовать строго по назначению носовые платочки.

Поведение ребёнка за столом:

Необходимо кушать самостоятельно, при этом быть чистыми и аккуратными, не разбрасывать еду, не играться ею. Вести себя за столом тихо и спокойно, не лезть в чужую тарелку. Они способны также кушать за общим столом. Благодарить родителей за еду «волшебным словом». Ребёнок должен привыкать к правильной сервировке стола и помогать родителям в её оформлении.

Умение самостоятельно одеваться:

В три года малыш уже в состоянии правильно одеваться без помощи родителей.Он надевает одежду в строгой последовательности: в начале — нижнее бельё, в конце — верхняя одежда. За помощью к родителям ребёнок обращается лишь в случаях, когда ему самому тяжело справиться, например, со шнуровкой или застёжкой. В этом возрасте ребёнок не должен путать свои вещи с чужими, привыкать к порядку в шкафчике.

Трехлетние дети как губка “впитывают” в себя новую информацию, особенно касающуюся интересующей их сферы. Поэтому нередко можно встретить малышей, которые перечислят вам марки встреченных ими автомашин. Многие малыши в этом возрасте знают буквы/цифры/и то и другое, умеют считать до 10-20. И эти дети вовсе не гении – просто они уже успели чем-то увлечься, и родители поддерживают эти увлечения.

Речь и мышление:

Ребенок выражает свои мысли с помощью полноценных предложений, часто имеющих сложную структуру. Употребляет союзы (потому что, поэтому, потом, до этого).

У него уже сформировалось некоторое представление о временной протяженности (хотя он может еще путать слова “завтра” и “вчера”, “уже” или “еще”, он правильно отделяет свершившиеся действия от планируемых. У него уже хорошо развита память, он узнает места, где был в прошлом, ассоциирует их с определенными событиями. Трехлетние детки, как правило, способны описать все, что происходило с ними недавно, выразить свое отношение к этому и даже сделать какие-то выводы (“Паша стукнул Петю, это плохо, так делать не надо”).

Малыш знает все предметы, которые окружают его в быту и встречаются ему на улице, может описать многие из них, рассказать об их назначении.

В 3 года дети рассказывают наизусть стихи, запоминают любимые сказки. Конечно, в речи еще остаются ошибки (в спряжениях глаголов, в согласовании прилагательных с существительными).

Воображение:

Воображение малыша в 3 года практически безгранично, он сам часто не способен отделять вымысел от реальности. Если он уверен, что в шкафу живет сказочная сова, убедить его в обратном почти невозможно.Не ругайте карапуза за выдумки: они не имеют никакого отношения к целенаправленному обману.

Творчество:

У каждого ребенка уже есть свои любимые творческие занятия, предпочитаемые материалы (к примеру, тесто для лепки ему нравится, а пластилин нет, способ их использования (любит ли рисовать пальцами или кистью).

Социальное поведение:

По стилю общения и поведения в социуме все дети очень заметно отличаются друг от друга, причем связано это не только с индивидуальными особенностями, но и с уже имеющимся социальным опытом. Среди трехлеток уже выделяются потенциальные лидеры – заводилы, которые придумывают новые игры, вовлекают в них других детей; видны дети “компанейские”, которые с удовольствием заводят новые знакомства, и тихони, одиночки, которые с большим удовольствием сидят с книжкой в уголке.

Коммуникативные навыки и социальное развитие детей в 3 года:

— умеет знакомиться, здороваться, прощаться (владеет соответствующими этикетными формулами);

— может вести себя в соответствие с требованиями, существующими в данной социальной группе;

— участвует в игре по ее правилам, может потом эти правила воспроизвести;

— умеет сотрудничать (делать что-то вместе с другим ребенком и взрослым, разделяя при этом с ним какие-то функции или операции);

— демонстрирует свой стиль поведения в конфликте (активно участвует, самоустраняется, старается его конструктивно разрешить).

Дети младшего возраста должны уметь:

• Мыть руки, засучивая рукава;

• Мыть лицо, не разбрызгивая воду;

• Правильно пользоваться мылом;

• Не мочить одежду;

• Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

•Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках;

• Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;

• Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;

•Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;

• Правильно пользоваться ложкой, салфеткой;

• Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.

Значение самообслуживания в воспитании детей.

• Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.

Читайте также:  Как всестороннее развитие ребенка 10 лет

• Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.

• Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки, воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

• Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

• Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

Воспитание самостоятельности

Воспитание самостоятельности — работа очень тонкая и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию. Будьте терпеливы, если хотите вырастить человека, за которого вам в жизни не будет страшно.

Внимание:

1 Никогда не помогайте ребенку в каком-то его деле, пока он вас об этом не попросит сам. Если же он обращается за помощью слишком часто — придумайте предлог, чтобы отложить свою помощь и дать ему еще один шанс.

2 Почаще поручайте ребенку сделать что-нибудь самому. И никогда не переделывайте то, что у него не получилось, — особенно с упреками ему и у него на глазах, иначе за выполнение следующего поручения он возьмется не скоро.

3 Всегда поощряйте достигнутые успехи. Если малыш явится перед вами гордый тем, что сам умылся и оделся, это нельзя оставить без внимания. Сама «наделась» (сам «наделся») — имеет полное право на прогулке кататься с горки не десять минут, а пятнадцать.

4 Облегчите маленькому человеку самостоятельное существование в доме. Табуретки на кухне должны быть легкими и устойчивыми, у раковины должен стоять маленький стульчик, ящики с детскими вещами располагаться на доступном для него уровне.

5 Старайтесь общаться с ребенком на равных и чаще не говорите, а спрашивайте.Подчеркивайте ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения: «Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?», «Может, нам стол на кухне переставить сюда — что ты об этом думаешь?».

И не забывайте: самому что ни на есть самостоятельному ребенку всегда нужны родительское внимание, забота, совет и просто присутствие.Недаром один мудрый педагог однажды сказал: «Ребенок подобен бумажному змею — он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Нет ничего важнее воспитания малыша. Не прерывайте воспитание своего ребенка.

2. Помните – способности и характер человека не предопределены от рождения. В большей части формируются в определенные периоды жизни ребенка. Образование, воспитание и окружающая среда оказывают больше воздействие на личность.

3. Окружайте маленьких детей всем лучшим, что у Вас есть.

4. Раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного. Структуры мозга формируются к трем годам. Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации. Но ребенок запоминает только то, что ему интересно.

5. Многие навыки невозможно приобрести, если ребенок не усвоил их в детстве.

6. Впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и действий.

7. Не сюсюкайте с ребенком. Реагируйте на его плач.

8. Даже новорожденный чувствует ссоры родителей. Нервозность родителей заразна.

11. Присутствие бабушки и дедушки создаст хороший стимул для развития ребенка.

12. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.

13. Интерес ребенка нуждается в подкреплении. Повторение – лучший способ стимулировать интерес ребенка.

14. Заучивание стихов тренирует память. Разучивайте с ребенком потешки, короткие стишки.

15. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Разберитесь с игрушками ребенка.

16. Игрушки должны быть приятны на ощупь

17. Игры развивают творческие задатки ребенка. Больше играйте со своим малышом.

Желаем Вам успехов в воспитании ребенка!

Источник

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психологическом развитии детей – формируется мышление, речь, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Поэтому этот период так важен в развитии ребенка.

Что важно знать родителям, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для психического и сенсомоторного развития?

На самом раннем этапе своей жизни для ребенка является важным эмоциональный контакт с родителем — чаще всего это мама, которая должна быть спокойной, мягкой. Спокойной должна быть и обстановка в семье в целом.

Далее в раннем возрасте ведущей деятельностью ребенка становится предметная деятельность. Она влияет на все сферы психики детей. То есть, ребенок развивается, играя с различными предметами. Родители могут направлять действия ребенка и предоставлять ему самому выбирать интересующие предметы и использовать их по своему усмотрению.

Не стоит ограничиваться только игрушками. Чаще всего ребенка интересуют как раз не они, а «взрослые» предметы. То, что на взгляд родителя кажется совсем не красочным и не интересным. Позвольте ребенку повозиться со всевозможными баночками, крышечками, коробочками, любыми предметами, которые не несут опасности для здоровья ребенка и не жалко выбросить, если малыш их сломает.

Благодаря таким играм у ребенка будет развиваться моторика, а она, в свою очередь, напрямую связана с речью! Тут стоит напомнить, что ранний возраст является сенситивным (наиболее благоприятным) для развития речевой функции.

Теперь непосредственно руководство к действию.

  • В детской комнате должно быть много ярких интересных пятен, это помогает развиваться восприятию.
  • Предлагайте ребенку предметы и игрушки с самыми разнообразными поверхностями и разные на ощупь. Пусть трогает, гладит, пробует на вкус (если это возможно), так как рот для малыша – один из важнейших каналов восприятия и познания мира.
  • Устраивайте различные бассейны, кастрюльки, тазики с сыпучими наполнителями, подойдут любые крупы – это идеальный вариант для моторики.
  • Очень хороши игрушки-сортеры. Те, которые можно сортировать по формам и размерам. Не обязательно покупные, проявите фантазию.
  • Чудесный эффект на развитие моторики и речи оказывают пальчиковые игры. Их огромное множество. Не пренебрегайте этим веселым занятием.
  • Предоставьте ребенку возможность рисовать. Раскраски и маленькие листочки не подойдут. Если есть возможность, организуйте стену для рисования, прикрепляя на нее ватманы или обои. Карандаши, фломастеры или краски должны быть яркими и хорошего качества.
  • Больше говорите с ребенком. Это дает двойной эффект. Во-первых, эмоциональное общение, во-вторых, развитие речи. Через общение ребенок будет усваивать простейшие обороты речи и пополнять словарный запас.
  • Наберитесь терпения на «почемучкин» возраст. Старайтесь отвечать на все задаваемые вопросы и делайте это на доступном ребенку языке. Так вы поможете ему развить кругозор, речь, воображение, мышление.
  • На прогулке максимально обращайте внимание на все окружающие вас предметы и явления, рассказывайте, объясняйте, помогайте ребенку изучать мир.
  • Хорошо, если Вы сможете проводить с ребенком много времени, но не стоит забывать и о его личном пространстве. Не стоит всегда и во всем его контролировать. Давайте ему возможность для творчества. Пусть малыш побудет один (в безопасной обстановке), попробует самостоятельно разобраться с какими-либо игрушками и предметами, использует их на свое усмотрение. Не нужно ограничивать его деятельность какими-то рамками. Например, стоит объяснить ребенку, что такое молоток, и для чего он предназначен, но не стоит требовать, чтобы малыш действовал с ним так и только так. Пусть экспериментирует.
  • Не забывайте про эмоциональную составляющую жизни ребенка. Она очень и очень велика. Окружите его доброжелательной и теплой атмосферой, избегайте ссор и семейных драм, особенно, в присутствии ребенка.
  • Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение со взрослыми. Помните, что представление о себе у малыша раннего возраста складывается на основе оценок взрослых. Оценивайте его труд и старания только положительно, даже если для этого придется подкупить бабушек и дедушек. Этот возраст еще не подходит для критики произведений ребенка. Это будет позже. А пока хвалите и восторгайтесь каракулями.
  • Внимательно относитесь к режиму дня, для малыша важно постоянство.
  • Ну, и конечно помните, что детям нужно читать книжки, ставить детские песенки и танцевать вместе с ним.
Читайте также:  Винарская раннее речевое развитие ребенка и проблем

Источник

Лариса Ермензина
Правила успешного общения с ребенком раннего возраста. Рекомендации для родителей

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает; какой речевой фон привычен для ребенка, а какой необычен (например, малыш привык к громкому голосу, к постоянным окрикам и одергиваниям, а вот тихий голос ему не знаком).

Нами предлагаются выработанные в процессе практической работы правила для родителей, которые намерены изменить или грамотно выстроить эффективное общение с собственным ребенком.

Развитие умения вступать в диалог

• Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.

• Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.

• Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.

• Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное.

• Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки — это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.

• Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией — это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.

Развитие умения соблюдать очередность

• Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка, как бы предлагая вступить в разговор (или сымитировать вас).

Направляйте умения очередности ребенка в играх типа: «ку-ку!», «телефон», «мне—тебе»,строительство башни и т. п.Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство: «Это — мне, а это — тебе. Я говорю «алло!», теперь ты говори. Ку-ку — где малыш? Ку-ку — вот он! Ку-ку — где мама? Ку-ку — вот она» и пр.

• Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т. д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно!

• Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить.

• Копируйте вашего ребенка, проводя упражнения в игровой форме.

• Давайте ребенку время на ответ. Иногда ребенокподражает в особой ситуации непроизвольно: засыпая, в игре, на прогулке и т. д.

• При необходимости помогайте ребенку,дополнительно может понадобиться и физическая помощь: сделать движение совместно с ребенком, его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук.

• Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.

• Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями.

Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к другому.

Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни

Умение требовать:

• Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли.

• Делая для малыша то, что он любит,попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос: «Хочешь еще?» Дождитесь знака или звука с его стороны.

• Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку поуправлять своим криком. Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения.

Умение отказываться:

• Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет», «не надо».

• Важно предоставить ребенку возможность не согласиться с вашими словами.

V • Попробуйте неправильно назвать игрушку или предмет. Если ребенок не заметил вашу ошибку, исправьте ее сами, сопровождая словом-отрицанием «нет».

Умение здороваться и прощаться:

11 • День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания. Дожидайтесь от ребенка ответной реакции, хотя бы взглядом.

Умение делиться информацией:

• Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется

к какому-либо предмету — назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку.

• Вопросы «Что это?», «Что случилось?» не только позволят ребенку что-то сказать вам в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом.

Умение давать:

• Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.

• Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы.

У • Научить ребенкаделать что-либо для других помогут ролевые игры: предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам.

Читайте также:  Кризис новорожденности и социальная ситуация развития ребенка

Игра со звуками:

• Покажите ребенку,какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни:

— ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком,движением механизмов: «бах», «бум», «хлоп» и пр.

—звукоподражание: голоса зверей, природных явлений и шумов (капли дождя, шум грома, вой ветра, шелест листьев и пр.).

Несколько правил, важных для успешного развития навыков общения у ребенка

• Давайте малышу время на ответ — это его шанс проявить самостоятельность, быть довольным собой.

• Слушайте. и ждите.

• Сделайте интересы ребенка отправной точкой обучения: интересы и потребности ребенка стимулируют его развитие.

• По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимические движения, произносите доступные малышу звуки. Сделайте ребенка полноправным партнером в игре и общении.

• Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас.

• Не стремитесь предугадывать и немедленно выполнять все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения.

• Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами как с практической точки зрения (достижение желаемого через речевые сигналы, так и в эмоциональном плане (получение удовольствия, удовлетворения от того факта, что его поняли, приняли).

Как известно, движущей силой развития ребенка до трех лет являются социально-эмоциональное общение с взрослым и игровая деятельность.

Если в общении с взрослым окружением ребенок получает необходимый социальный опыт в виде нерефлексивно усваиваемых норм, правил, клише и шаблонов деятельности, то в игре малыш проявляет интерес, любопытство через манипуляцию и предметные действия и, главное, с удовольствием познает качества, свойства, различные характеристики окружающего его мира.

Нередко приходится выслушивать жалобы родителей на то, что ребенок не умеет, не хочет и даже не любит играть. Что ж, возможно у малыша имеются проблемы с игровой деятельностью. В таком случае взрослый должен взять на себя инициативу и по возможности передать малышу (в виде образцов, примеров, клише и т. п.) все прелести игровой деятельности — от замысла до желаемого результата, от нетерпения созидания до азарта разрушения. Стоит только вспомнить это волшебное, манящее и затягивающее чувство игры и донести его до малыша.

Однако следует напомнить некоторые «взрослые» правила детской игры, которые регламентируют вмешательство взрослых и способствуют поддержанию свободы ребенка.

Уважаемые взрослые! Не мешайте детям играть!

Для полноценного развития ребенку не требуется как можно раньше

научиться читать — ему нужно вовремя и с удовольствием начать играть!

Простые правила для совместной игры:

• Ваши чувства по отношению к ребенку гораздо важнее, чем «правильная» игра — не ограничивайте ребенка в выражении различных чувств, пусть даже очень шумных или агрессивных.

• Игрушки для игры отбирает сам ребенок. Не навязывайте свой выбор — это ведь только ваш выбор.

• Не бойтесь шумной игры — шум останется в игре, когда вы об этом скажете ребенку.

• Не возлагайте на ребенка ответственность за беспорядок — в этом виноват не ребенок, а игра. Научите ребенка «складывать» игру на место.

• Не перебивайте игру взрослыми «умничаниями», не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали.

• Ограничения в игре не нужны до тех пор, пока они не нужны. Ограничивайте ребенка спокойно, но твердо. Нарушение ограничений — конец игре!

• Не задавайте вопросов, ответы на которые вы уже знаете. Высказывайте утверждения — это поощряет ребенка на творчество и совместную с вами игру.

Пример: «Это домик?» (Ну, конечно же, домик/).Лучше: «Вот так домик получился! Мне нравится! Научи меня!».

«Бегательную» и «прыгательную» игру лучше всего для ребенка заканчивать на коленях у взрослого под мерное качание и убаюкивание.

Развитие игровых навыков

Если малыш пассивен в игре и предпочитает простые действия (манипуляции, беготню или тихое сидение в уголке,придется приложить усилия:

• Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите его своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие.

• Выбирайте такие игрушки,в которые можно играть вместе: мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и пр.

• Уделяйте ребенку позитивное внимание — поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями.

• Не укоряйте ребенка за неумение играть! Поделитесь опытом игры! Покажите,как играют с различными игрушками: возня и валяние в обнимку с игрушками — это игра, перебирание, раскладывание и пересыпание — это игра, катание и перетаскивание — это игра, прятанье и искание — это игра, даже забрасывание и сбивание (например кеглей) — это тоже игра.

Помогите ребенку получить как можно больше стимулирующих ощущений! Перечислим несколько приемов развития чувственной сферы ребенка.

Как воспитывать зрительное восприятие:

• привлекать внимание ребенка к красивым, эстетичным предметам, картинам природы;

• рассматривать эти предметы или явления, эмоционально описывая их, восторгаясь и любуясь ими;

• находить вместе с ребенком подобные предметы на картинках или в действительности,обязательно сопровождать речью свои впечатления: «Ах, как красиво! Какая прелесть!»‘,

• поощрять сосредоточение внимания ребенка на рассматривании окружающего;

•окружать малыша приятными глазу вещами: игрушками и интерьером, гармоничными со средой.

Как воспитывать слуховое восприятие:

• привлекать внимание ребенка к звучащим игрушкам, имитируя их звучание;

• учить малыша в игре распознаванию звуков, издаваемых соответствующими игрушками или предметами;

• читая сказки или потешки, использовать интонацию, тембр голоса и звукоподражание для каждого персонажа;

• создавать приятный музыкальный фон для малыша в определенные режимные моменты (при засыпании, игре, купании и др.);

• разговаривая с малышом, использовать спокойные, ласковые интонации без излишне высоких или низких звуков, вскрикиваний, иногда переходить на шепот, привлекая ребенка к прислушиванию.

Как воспитывать тактильное восприятие:

• привлекать внимание ребенка к получению приятных ощущений от соприкосновений с меховыми, шелковыми, атласными или шерстяными материалами;

• ощупывать вместе с ребенком поверхности различных предметов и описывать их качества (гладкое, шершавое, колючее, мягкое и пр.);

• играть в игры-«шуршалки»с мелкими или сыпучими предметами и материалами: фасолью или бобами, пуговицами или большими бусинками в коробке, крупным песком и пр. (Играть в «шуршащие» игры нужно обязательно вместе с малышом во избежание неприятностей в виде проглоченной пуговицы или попадания песка в глаза ребенка. Кроме того, познание свойств сыпучих и шуршащих материалов, а также воды может при бесконтрольности процесса эмоционально растормозить ребенка, ввести его в состояние, близкое к азарту разрушения. Напротив, совместное с взрослым и в диктуемом им медленном темпе манипулирование веществами дает замечательный тонизирующий и расслабляющий малыша эффект.)

Все перечисленные направления и приемы чувственного развития не исчерпываются приведенным списком и, как правило, пополняются самими родителями по мере их воплощения в повседневную жизнь.

Источник