Кризис новорожденности и социальная ситуация развития ребенка

Кризис новорожденности и социальная ситуация развития ребенка thumbnail

Кризис новорожденности

Первый период в жизни человека – новорожденность (от рождения до одного-двух месяцев). Это самый настоящий и самый первый кризис, переломный момент в жизни ребенка, смысл которого состоит в переходе от биологического к социальному типу существования и развития. Это подлинный скачок в развитии, сопровождающийся сменой источника, движущих сил, формой развития, а также резким изменением условий жизни: холод (при отсутствии системы терморегуляции), яркая освещенность, воздушная среда, требующая иного типа дыхания, действие силы притяжения, смена типа питания. О трудности приспособления к новой ситуации развития свидетельствует потеря ребенком в течение первых дней веса, составляющая 5–6% от первоначального. Обычно через 7–11 дней после рождения ребенок набирает первоначальный вес, с которым он родился, что принято считать медицинским критерием конца кризиса новорожденности.

С точки зрения Л. С. Выготского, новорожденность – это промежуточный период между внутри- и внеутробным развитием: ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически.

О переходном, смешанном характере развития новорожденного свидетельствуют:

  • питание ребенка – он питается продуктом материнского организма, хотя должен самостоятельно его «добывать» – сосать;
  • недостаточная дифференциация сна и бодрствования – ребенок 80% времени проводит во ене, однако еон его носит беспокойный, прерывистый и поверхностный характер;
  • эмбриональная поза – ребенок находится в этой внутриутробной позе во время сна и бодрствования;
  • двигательные особенности – многие рефлексы новорожденного носят атавистический характер и через несколько месяцев исчезают;
  • недоношенность или перекошенность (рождение ребенка через 280 дней ± 40 дней) сколько-нибудь существенно не влияют на его развитие.

Л. С. Выготский говорит о рудиментарном состоянии психической жизни новорожденного, которая представляет собой недифференцированные, нерасчлененные переживания (сплав аффекта, влечения, ощущения). Ребенок не отделяет себя, своих переживаний от окружающего мира, не отличает людей от физических объектов, воспринимает ситуацию в целом, выделяя скорее чувственный тон происходящего, чем объективные элементы окружающего мира.

Центральным новообразованием данного периода является становление индивидуальной психической жизни новорожденного.

Новорожденный – совершенно беспомощный, у него нет ни единой сложившейся формы поведения. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно, он полностью зависит от взрослого человека. Однако и возможности новорожденного нельзя недооценивать. Новорожденные лети обладают целым рядом сложных врожденных рефлексов, которые важны как показатели, отражающие состояние и процессы созревания нервной системы, и составляют физиологическую основу психической деятельности младенца. Все рефлексы новорожденного можно разбить па четыре класса:

  • 1) рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхательной, пищеварительной, выделительной);
  • 2) защитные рефлексы (зажмуривание глаз, кашель);
  • 3) ориентировочные рефлексы (реакция на новый стимул);
  • 4) атавистические рефлексы, которые, являясь наследием наших далеких предков, исчезнут к концу второго – четвертого месяца.

В табл. 28.1 приводится краткая характеристика наиболее важных безусловных рефлексов новорожденного.

Таблица 28.1

Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

1

2

3

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко поднимают или опускают, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, пальцы вновь сжимаются в кулачки

Обычно после четвертого месяца

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни в твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу

После второго или третьего месяца

Хватательный рефлекс кисти

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики еще крепче

Обычно после пятого месяца

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза

После четвертого месяца

Рефлекс Бабинского

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев

После шестого месяца

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот как будто ищет сосок

После третьего или четвертого месяца

Сосательный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его, совершая ритмичные сосательные движения

Не исчезает

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершать координированные плавательные движения, если его поместить в воду животом вниз

После шестого месяца

пример

В настоящее время известно немало фактов, свидетельствующих о способности новорожденных к научению. Уже в первые дни жизни младенцы чрезвычайно своеобразно реагируют на речь взрослых, двигаясь в такт с ритмикой произносимых слов (покадровый анализ видеозаписей обнаруживает подобные движения рук или пальцев новорожденных). Оказалось, что и взрослые, обращаясь к младенцу, совершают аналогичные микродвижения, причем ритмы движений младенца и близкого взрослого совпадают. Эта способность получила название синхронного взаимодействия. У новорожденных была обнаружена также способность к подражанию: к имитации лицевых движений (высовывание языка, открывание рта, выпячивание губ), имитации движений пальцев рук и имитации эмоций.

Сенсорные способности новорожденных. Относительно взрослых стандартов зрение новорожденного очень бедно: у них значительно ниже точность детализации пространства, движения глаз новорожденного имеют фиксированное фокусное расстояние, т.е. только объекты, находящиеся на расстоянии приблизительно 21 см от его глаз, будут восприниматься в фокусе, удаленные объекты имеют весьма неясные очертания; слабо развита функция управления конвергенцией глаз.

пример

В первые десять дней своей жизни дети предпочитают структурные, комплексные объекты простым, трехмерные – плоскостным, движущиеся – неподвижным, ассиметричные, неправильной формы – симметричным (Е. Ф. Рыбалко). Новорожденные также исключительно восприимчивы к человеческому лицу: они очень рано начинают распознавать лицо матери. Исследование Дж. Уолтона и Т. Бауэра показало, что уже через семь часов после рождения младенцы предпочитают смотреть на цветное изображение своей мамы на экране компьютера, а не на лицо чужого человека. По мнению ряда исследователей, вероятно, что в течение первых часов после рождения существует сензитивный период, когда новорожденный находится в бодрствующем состоянии и проявляет особую готовность запечатлеть индивидуальные черты лица своей матери.

Читайте также:  Сургут центр развития талантов ребенка контакты

Слуховая система новорожденных развита достаточно хорошо. Новорожденные способны реагировать на широкий диапазон звуков. Они особенно чувствительны к звукам речи, человеческому голосу. Современные исследования показывают, что новорожденные способны отличить голос матери от голосов других женщин, а это значит, что параметры материнского голоса становятся привычными для младенца еще внутриутробно. Новорожденные способны к локализации источника звука: уже в первые дни жизни они поворачивают глаза в направлении звука.

пример

Был проведен следующий эксперимент: исследователь потрясал двумя погремушками с обеих сторон от новорожденного младенца, причем только одна погремушка производила звуки. Новорожденные предпочитали смотреть в сторону звучащей погремушки.

Тактильные ощущения хорошо развиты у новорожденных. Они реагируют на холод, тепло, прикосновение, боль. Тактильная чувствительность новорожденных характеризуется неравномерностью: наиболее чувствительными зонами являются губы, ладони и лоб ребенка.

Органы вкуса и обоняния также функционируют с самого рождения. Новорожденные демонстрируют различные реакции на кислое (лицевая реакция – «возмущение») и сладкое (выражают удовольствие). Новорожденные демонстрируют такую же лицевую экспрессию отвращения или удовольствия, когда ощущают запахи неприятные (тухлого яйца) или приятные (молока, меда, шоколада). С шестидневного возраста новорожденный способен распознавать запах грудного материнского молока и отличать его от запаха другой женщины.

Важные события в психической жизни новорожденного – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Появление зрительного и слухового сосредоточения дает возможность образования условных рефлексов на отдельные раздражители. Слуховое сосредоточение появляется па второй-третьей неделе и выражается в том, что резкий звук (а позже, на третьей-четвертой неделе, и голос человека) вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Зрительное сосредоточение, возникающее па третьей – пятой неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд па ярком предмете. Вслед за появлением зрительного и слухового сосредоточения формируется возможность образования условных рефлексов па отдельные раздражители. Например, в экспериментах по научению новорожденных приучали поворачивать голову влево на звук колокольчика и вправо на звук звонка, подкрепляя каждый успех бутылочкой молока. Первые условные рефлексы на отдельные слуховые и зрительные раздражители, появляясь обычно на 14–21 день, составляют физиологический критерий конца новорожденности.

К четвертой-пятой неделе формируется одно из важных новообразований новорожденности – социальная улыбка: младенец начинает улыбаться в ответ на другое человеческое лицо и на голос, обычно на лицо и голос мамы. Первая улыбка является, по-видимому, доступным младенцу способом выражения удовольствия в ситуации, когда он видит другого человека, т.е. улыбка начинает выполнять коммуникативную функцию. Улыбке обычно предшествует глазной контакт ребенка и близкого взрослого. До третьей недели младенец кажется окружающим «глядящим внутрь себя», его взгляд не удается поймать. К третьей неделе происходит первый глазной контакт: ребенок в течение нескольких секунд сосредоточивается на лице взрослого. Вслед за этим, обычно через одну-две недели, появляется первая социальная улыбка, которая знаменует начало собственно психической жизни и представляет собой психологический критерий окончания кризиса новорожденности.

В возрастной психологии до настоящего времени не существует единой точки зрения как на временные границы окончания кризиса новорожденности (можно обнаружить чрезвычайно широкие пределы периода новорожденности: от 10 дней до двух месяцев), так и на собственно критерий его окончания. По мнению многих авторов, критерием окончания кризиса новорожденности и одним из важнейших его новообразований является комплекс оживления, возникающий на втором месяце жизни.

Комплекс оживления – сложный поведенческий комплекс, свидетельствующий о возрастании радости ребенка при виде взрослого и выражающийся в эмоциональных и двигательных реакциях, предречевой вокализации.

Ребенок останавливает взгляд на матери или другом близком человеке, ухаживающим за ним, вскидывает руки, быстро двигает ножками, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эту эмоциональную реакцию ребенка на взрослого можно считать началом образования связи «ребенок – взрослый», появление которой знаменует начало становления у него потребности в общении. Комплекс оживления представляет собой начало нового периода – младенчества.

Источник

Кризис новорожденности был выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка.

Рождение — это, конечно, кризис, ведь родившийся ребенок попадает в совершенно новые условия своего существования. Психоаналитики рождение называли травмой и считали, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы.

Крик новорожденного — это его первый вздох, здесь еще нет никакой психической жизни. Переход от внутриутробной жизни к внеутробной — прежде всего перестройка всех физиологических механизмов ребенка. Он попадает в более холодную и светлую среду, переходит на новую форму питания и кислородного обмена. Происходящее требует периода приспособления. Признаком этого приспособления является потеря ребенком в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Читайте также:  Развод в семье влияния на развития ребенка

Многие психофизиологические исследования посвящены срокам появления у новорожденного ребенка первых условных рефлексов. Вместе с тем остается спорным вопрос о том, когда кончается период новорожденности. Существуют три точки зрения.

1. Согласно рефлексологической, этот период кончается с момента появления у ребенка условных рефлексов со всех основных анализаторов (конец 1-го — начало 2-го месяца).

2. Физиологическая точка зрения базируется на предположении, что этот период кончается тогда, когда ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, т. е. с момента установления равновесия обмена со средой.

3. Психологическая позиция связана с определением конца этого периода через появление у ребенка хотя бы намека на его взаимодействие со взрослым (1,6 — 2,0 месяца).

Первичными формами такого взаимодействия служат специфические выразительные движения ребенка, которые для взрослых являются сигналами, приглашающими их совершить какие-то действия по отношению к ребенку, и таким первым выразительным движением считается появление у ребенка улыбки при виде человеческого лица. Одни психологи полагают, что это импринтинг, другие видят здесь некоторую «социальную потребность». Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь (1,6 — 2,0 месяца). Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии. Ваша Виктория.

Источник

Кризис новорожденности является одним из возрастных кризисов развития человека. Он начинается сразу после рождения как промежуточный этап между внутриутробной и внеутробной жизнью ребенка. Этот период не только оказывает огромный стресс на организм младенца, но и влияет на все его дальнейшее развитие.

Что собой представляет кризис

Что собой представляет кризис

Если говорить кратко, кризис новорожденности в психологии — это сам факт рождения ребенка. Такое резкое изменение комфортных условий в утробе матери на новые условия вызывают у младенца большой стресс.

Причины этого кризиса делятся на две группы:

  • физиологические (ребенок становится больше не связан пуповиной с матерью, меняет способ питания, попадает в воздушную среду, ощущает холод, яркий свет);
  • психологические (ребенок испытывает тревогу и незащищенность, т.к. больше не чувствует всем телом материнское тепло).

Главная характеристика кризиса новорожденности – это потеря в весе в первые дни после рождения. К ней добавляются крики малыша, которыми он подает сигнал о неудовлетворении базовых потребностей, и проявления условных рефлексов.

Согласно Л. С. Выготскому, кризис новорожденности длится от 4 до 6 недель жизни ребенка, пока у него не появится комплекс оживления. До этого у младенца не сформирован ни один акт поведения, он практически все время спит.

Это значит, что без заботы и внимания мамы или другого близкого человека малыш не сможет выжить. Такая зависимость от взрослых и невозможность выразить свои желания провоцирует дальнейшее активное развитие всех систем ребенка.

Возможные осложнения

Возможные осложнения кризиса новорожденности

Взрослые играют огромную роль в успешной адаптации младенца к изменившимся условиям. Абсолютно беззащитный малыш не может самостоятельно выдержать смену окружающей среды (температура, свет, шум), без заботы матери он просто погибнет.

При этом простого ухода (кормление, переодевание, купание) ребенку недостаточно. Если мать не будет налаживать с ним эмоциональный контакт, то этот период займет более продолжительное время и может спровоцировать задержку развития.

По Л. С. Выготскому именно кризис новорожденности формирует у ребенка базовое доверие к миру, уверенность в собственной безопасности. Чтобы этот этап прошел успешно, новорожденный должен чувствовать спокойствие и любовь близкого человека, понимать, что он всегда рядом и реагирует на его крик.

Через маму у ребенка формируется и все отношение к миру, которое окажет влияние и на взрослую жизнь. Когда формируется доверие к ней, то:

  • мир воспринимается надежным и стабильным, в нем есть люди, которые поймут и окажут поддержку и заботу;
  • все трудности в жизни, проблемы и возрастные кризисы переносятся менее травматично и более стойко.

Основной сложностью является то, что не всегда молодая мама может дать ребенку все, в чем он так нуждается в этот период. Иногда кризис новорожденности совпадает с послеродовой депрессией матери. Рождение малыша провоцирует у нее личностный кризис: мама не всегда уверена в своих силах, в том, что знает, как правильно поступать в любой ситуации, не может принять то, что теперь не принадлежит сама себе и не распоряжается своим временем, как хочется.

Чтобы этого не случилось, рядом с мамой и ребенком обязательно должен быть кто-то из близких или опытных людей. Тот, кто сможет оказать поддержку: убедить женщину в том, что лучше нее никто не понимает младенца, даст насладиться контактом с ним, не заботясь о домашних хлопотах, и просто будет готовым помочь.

Как организовать адаптацию младенца

адаптация младенца

Чтобы избежать всех возможных осложнений и сформировать у новорожденного базовое доверие к миру, родители должны знать, как себя вести во время кризиса новорожденности:

  • следить за комфортным для младенца температурным режимом в комнате;
  • кормить ребенка по требованию столько, сколько ему будет нужно;
  • налаживать коммуникацию: ласково разговаривать с малышом, обращаться к нему по имени, сопровождать все процедуры общением;
  • следить за микроклиматом в семье: быть спокойными, внимательными и заботливыми родителями – ребенок улавливает эмоциональное состояние взрослых;
  • проводить легкую гимнастику и массаж малышу;
  • для комфортного купания рекомендуется использовать пеленку или мягкое полотенце: завернутый в нее младенец, вспоминая похожее состояние в животе мамы, будет менее тревожно воспринимать воду;
  • не перегружать места, где проводит время малыш, яркими цветами и деталями – это может сильно раздражать его нервную систему (лучше остановиться на светлых пастельных тонах);
  • стараться создать для ребенка режим дня и следить за его соблюдением.
Читайте также:  Развитие ребенка новая рига

Существует много взглядов на развитие и воспитание детей, которые иногда противоречат друг другу. Молодые родители не всегда понимают, к каким советам стоит отнестись скептически.

Чтобы не навредить малышу в кризисное время, необходимо точно знать, чего делать не следует.

  1. Не стоит с первых дней начинать активное развитие ребенка: окружать его множеством ярких игрушек, картинок, песенок и др. Это может перенасытить малыша эмоциями и впечатлениями и приведет к беспокойству. Ведь очень важным моментом развития в это время является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Он должен научиться улавливать звуки и предметы, а реагировать на их большое количество младенцу пока сложно.
  2. Не оставлять ребенка одного, когда он плачет, даже если вы уверены, что удовлетворили все его потребности. Малыш не станет кричать и плакать без причины, возможно, он просто нуждается в этот момент в родительском внимании. Ситуация, когда он лежит и сильно расстраивается, не получая реакции, заставляет чувствовать сильную тревогу и одиночество. Это нарушает его базовое доверие к миру.

Диада «мать-дитя»

мать-дитя

С физическим разделением матери и ребенка их психологическое единство еще не заканчивается. В психологии такое явление называется диада «мать-дитя», также этот период можно назвать четвертым триместром беременности.

Многие мамы с интересом замечают, что у них с малышом действительно создается какая-то неуловимая связь. Например, они различают разные оттенки плача и капризов, когда каждый означает свою причину, или просыпаются среди ночи ровно за пару секунд до пробуждения ребенка, как будто их кто-то специально разбудил.

Пока малыш беспомощен, он воспринимает и изучает все через значимого взрослого: удовлетворяет потребности, знакомится с собой и своими эмоциями, формирует отношение к окружающему миру. Если с мамой у него хороший контакт: она носит его на ручках, ласково обращается, улыбается и поглаживает, то ребенок улавливает сигнал «Все хорошо». А если от общения у него остаются негативные эмоции, то формируется установка: «Мир не безопасен, это очень плохо». Если такая ситуация повторяется из раза в раз, то установка «Я плохой» идет с ребенком и дальше во взрослую жизнь.

Ослабевает диада «мать-дитя» к 3 месяцам жизни малыша: он уже адаптировался к новым условиям жизни, понял, что мама всегда придет на помощь, и научился некоторым самостоятельным действиям. Психика к этому времени тоже претерпела изменения: ребенок стал крепче спать ночью, реже просить есть и лучше контролировать свои движения.

О полном разделении матери и малыша можно говорить к 10-14 месяцам его жизни. Теперь он полностью готов самостоятельно исследовать окружающую среду, выражать эмоции и доносить требования.

Родители, которые знают о явлении диады «мать-дитя», не только помогают младенцу мягче пройти кризис новорожденности, но и сами более спокойно адаптируются и воспринимают этот период.

Особенности новорожденного

Особенности новорожденного

В первые дни своей жизни ребенок имеет некоторые особенности:

  • большее время ребенок находится во сне (около 80 % времени);
  • оставшиеся 20 % он бодрствует, но при этом находится в полусонном состоянии;
  • малыш двигает руками и ногами в хаотичном порядке (поэтому может себя царапать и будить), постепенно движения приобретают более осознанный характер;
  • все поведение младенца состоит из безусловных рефлексов (комплекс оживления – это первый акт поведения).

Самыми важными безусловными рефлексами, которые постепенно пропадают, являются:

  • рефлекс Моро (при поднятии и опускании ребенка его ручки раздвигаются, а пальчики растопыриваются);
  • рефлекс шагания (если поставить ступни малыша на твердую поверхность и чуть наклонить вперед, то он начнет переступать ножками как при ходьбе);
  • хватательный рефлекс (любой предмет, который взрослый вкладывает в ладошку младенца, оказывается плотно сжатым);
  • рефлекс Бабкина (давление на ладонь и предплечье малыша заставляет его открывать рот и поворачиваться к раздражителю);
  • рефлекс Бабинского (поглаживание ступни от пятки к пальцам заставляет все пальчики сгибаться);
  • рефлекс «поиска груди» (прикосновение к детской щечке провоцирует малыша повернуться к раздражителю и открыть рот);
  • сосательный рефлекс (ребенок начинает сосать вложенный в рот предмет);
  • плавательный рефлекс (оказавшись в воде животом вниз, младенец совершает плавательные движения).

Окончание этапа новорожденности

Окончание этапа новорожденности

Самым важным этапом в развитии малыша этого периода является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. К 2-3 неделям жизни ребенок реагирует на звуки: замирает, когда слышит громкий звук. Чуть позже начинает давать реакцию на человеческий голос: не просто замирает, а еще и поворачивает голову в сторону источника звука. С 3 недели у малыша появляется зрительное сосредоточение: он замирает и задерживает взгляд на предмете, попавшем в поле зрения. В первую очередь он удерживает свое внимание на лице близкого человека.

Именно эти явления считаются физиологическим критерием завершения кризиса новорожденности. Кроме того, к этому моменту ребенок должен обратно набрать вес, с которым родился.

С психологической точки зрения, кризис новорожденности заканчивается, когда появляется комплекс оживления, имеющий большое значение. Он означает начало возникновения потребности в общении и проявляется следующими действиями:

  • замирание и зрительное сосредоточение на объекте внимания при начале общения;
  • оживленные движения руками и ногами, выгибание спинки;
  • улыбка в ответ на речь говорящего;
  • вокализация в ответ (громкие вскрики и протяжные гуления).

Период новорожденности заканчивается через 4-6 недель, сменяясь новым этапом – младенчеством.

Заключение

От того, насколько спокойно и мягко пройдет кризис новорожденности, зависит все дальнейшее развитие малыша. Об успешном завершении этого этапа сигнализирует увеличение времени бодрствования, оживленная реакция на появление матери и нормальное функционирование всех систем детского организма. Такие признаки показывают начало новой стадии жизни и развития ребенка – периода младенчества.

Источник