Рекомендации для логопеда по развитию у ребенка связной речи

Составила учитель-логопед: Самарина О.А.

Обогащения словаря ребёнка в домашних условиях.

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.

Купив игру, не стоит сразу давать её ребёнку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не на полу или ковре, объяснить её ребёнку. Первый раз на протяжении 10 – 15 минут необходимо поиграть вместе с ребёнком.

В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты (овощи)?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета сливы, какие у неё листья, и подбери необходимые картинки».

Родители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.  

Дидактические упражнения.

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребёнком дидактические упражнения.

Во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы: «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду».

Если ребёнок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего не сделаешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Лентяю всё некогда».

Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря. Также для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребёнком, во время принятия пищи (про продукты питания).

«Белый камень в воде тает» (сахар).

«Без окон, без дверей полна горница людей» (огурец).

Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:

«Сам не бежит, а стоять не велит» (мороз).

«Невидимка ходит в лесу, все деревья раздевает» (осень).

Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок, пословиц. Выигравший получает приз – книгу, конфету, игрушку.

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать), которые дети нередко путают, объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»).

В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребёнок должен ответить: рыжая, хитрая, пушистая и т.д.

Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое».

О чём говорить с ребёнком в семье.

Диалог или монолог?

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребёнок отвечать на вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребёнка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки7 Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребёнком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике;  у них не будет секретов от родителей. Ребёнок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи.

Читайте также:  Как воспитывать ребенка с проблемами развития

Некоторые родители не разговаривают с ребёнком на темы этикета и правил поведения, так как он ещё мал и ничего не понимает. Напротив, ребёнок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду, обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5 – 6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринуждённой форме. Ребёнок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причём, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам просить вас послушать про его дела.

Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни её уже недостаточно, и ребёнок сам старается рассказывать сказки, передать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.

Монолог – речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность рассказа.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое, придумывать сказки на заданную тему.

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребёнку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и всё про него расскажи, а я буду отгадывать.

Можно предложить игру «Весёлые путешественники». Ребёнок представляет, что он летит на самолёте, едет на поезде, плывёт на пароходе, идёт пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы… Родители должны отгадывать место «путешествия».

Как научить ребёнка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребёнка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

Детям 6 – 7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображёнными на картинке, и что будет потом или рассказать от своего лица.

Ещё до школы рекомендуется научить ребёнка составлять рассказы, сказки. Самый лёгкий вид такого творчества – составление рассказов по 3 – 4 опорным словам.  Можно предложить составить рассказ, начатый родителем.

Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки могут придумать родители.

Советы родителям.

1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком.

2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.

3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребёнком в свободное время.

4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.

5. Предложите ребёнку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.

6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребёнка. Через 2 – 3 месяца прослушайте их вместе с ребёнком, проанализируйте, запишите новые.

7. Учите ребёнка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.

Пожелания родителям.

1. Чаще и больше разговаривайте с ребёнком.

2. Чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами.

3. Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов», «Скажи, какой…?», «А если бы…», «Придумай слово».

4. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки.

5. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки отдельных стихотворений, рассказов…

6. Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребёнку. Используйте словарь.

Источник

Юлия Слизкая
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Рекомендации по развитию связной речи

у детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Тест развития ребенка 5 месяцев

Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена учебной программой дошкольного образования.

Последовательность работы над связной речью:

1. воспитание понимания связной речи;

2. воспитание диалогической связной речи;

3. воспитание монологической связной речи,приемы работы:

4. работа над составлением рассказа — описания; работа над составлением рассказа по серии

сюжетных картинок;

5. работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;

6. работа над пересказом;

7. работа над самостоятельным рассказом.

Приемы работы по формированию связной речи.

1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т. д. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т. д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения.Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи.

Пример «усложненной» беседы.

— Каких животных ты видишь на этой картинке?

— Волка, медведя и лису.

— Что ты знаешь о волке?

— Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.

— А что ты можешь сказать о медведе?

— Он большой, коричневый, зимует в берлоге.

— А что ты знаешь о лисе?

— Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.

— Где ты видел этих зверей?

— В зоопарке, там они живут в клетках.

— Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т. п.

4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.

Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т. д.

5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события.

Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно,чтобы картина отвечала следующим требованиям:

— она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;

— сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;

— на картине должно быть небольшое число действующих лиц;

— она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов.

7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.

Читайте также:  Социально личностное развитие ребенка курсовая

При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа.

Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить.

Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы.

«Белый медведь и бурый медведь»

Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом.

Он сказал: — Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?

Бурый ответил: — Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля – льдина!

Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого.

Первым заговорил бурый:

— Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет.

Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья.

Белый медведь сказал:

— Верно, мы братья. И делить нам нечего.

Лесной медведь сказал:

— Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.

Морской медведь сказал:

— А мне нечего делать в твоих лесах.

С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.

Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:

— Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

— Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

— Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

— Пересказ без опоры на наглядность.

При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:

— полноту пересказа;

— последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;

— использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);

— характер употребляемых предложений и правильность их построения;

— отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично.

Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка.

Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

• рассказ о дне, проведенном в детском саду;

• рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т. д.);

• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т. п.

В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность.

Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.

Источник