Регистрация по месту жительства ребенка 2 года

Регистрация по месту жительства ребенка 2 года thumbnail

Регистрация по месту жительства ребенка 2 года

После того как родился ребенок, его в течение определенного времени необходимо поставить на регистрационный учет по месту жительства.

Согласно действующему законодательству, а именно пункту 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ, дети должны быть прописаны по месту жительства обоих родителей или одного из них.

Прописать ребенка необходимо в обязательном порядке. За неоформление регистрации родителям грозит административная ответственность в виде штрафа.

В будущем наличие регистрации ребенку поможет получить место в детском саду или школе.
Также это может стать гарантом для оформления детям различных пособий и льгот на ребенка.
Регистрация ребенка имеет некоторые особенности, которые рассмотрим в этой статье.

Список документов

Для регистрации ребенка по постоянному месту жительства необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • заполненное заявление о регистрации по форме 6;
  • документ, удостоверяющий личность ребенка. Это может быть паспорт гражданина РФ, если ребенку уже исполнилось 14 лет, либо свидетельство о рождении;
  • документ удостоверяющий личность одного из родителей или иного законного представителя ребенка. Это должен быть паспорт РФ с наличием прописки по тому же адресу, где производится регистрация ребенка;
  • свидетельство о браке (в случае если родители прописаны по разным адресам), либо свидетельство о расторжении брака (в случае если родители разведены).

Также в некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы.

Например, если родители разведены, некоторые паспортные столы запрашивают согласие второго родителя на регистрацию по месту проживания первого.

Дополнительно может потребоваться справка об отсутствии задолженности по оплате ЖКХ по месту будущей прописки ребенка.

Куда обращаться

В настоящее время подать документы на регистрацию можно различными способами:

  • через МФЦ или паспортный стол ЕИРЦ по месту жительства,
  • в отделениях ГУВМ,
  • через портал Госуслуги в интернете.

Но удобнее с нашей точки зрения зарегистрировать ребенка через МФЦ. Многофункциональные центры имеют ряд преимуществ:

  • удобные часы работы (с 9:00 до 20:00 ежедневно),
  • возможность удаленной записи,
  • наличие электронной очереди.

Если у вас есть подтвержденный аккаунт на Госуслугах, подать документы на регистрацию ребенка можете и через интернет. Через портал Госуслуги имеется возможность прописки граждан.

У этого способа есть явное преимущество — заявление можно подать удалённо, не посещая инстанции. Но за результатом получения услуги — бумагой о регистрации ребенка — всё равно придется прийти и забрать.

Особенности временной регистрации ребенка

Зачастую родители проживают на съемной квартире. В этом случае у них нет постоянной регистрации по адресу проживания, лишь временная. Однако временная регистрация дает те же права прописанному, что и постоянная. Чтобы прописать гражданина в арендованной квартире, обычно требуется согласие собственника или собственников. Но для детей сделано исключение. Их родители могут прописать без получения такого согласия.

Поэтому потребуется тот же список документов, что и для регистрации по постоянному месту жительства.

Сроки

После принятия документов уполномоченным органом ребёнка пропишут за срок до 7 дней.
Но обычно процедура занимает меньше времени.

После постановки ребенка на регистрационный учет родители получают документ — свидетельство о регистрации. А если ребенку уже исполнилось 14 лет, он получает соответствующий штамп в паспорте.

Через портал Госуслуги

Наиболее продвинутым способом постановки ребенка на учет является использование портала Госуслуг. Подача документов в этом случае осуществляется в электронном виде в ваше территориальное отделение ГУВМ МВД РФ.

Но для того чтобы воспользоваться этим сервисом, у вас должен быть подтверждённый аккаунт на Госуслугах. Как это сделать читайте в нашем материале.

Далее приведем пошаговую инструкцию регистрации ребенка:

  • Войдите в свой аккаунт;
  • Перейдите в каталог услуг;
  • Выберите пункт Регистрации паспорта и визы;
  • Выберите пункт Регистрация граждан, Регистрация гражданина по месту жительства;
  • На открывшейся странице ознакомьтесь с описанием услуги. Если со всем согласны, нажмите кнопку получить услугу;
  • Далее вам придется заполнить онлайн анкету
    На первом шаге — заполните свое местоположение, а также вариант Регистрация по месту жительства,
    На втором шаге вам потребуется ввести ваши персональные данные:
    — фамилия имя отчество
    — дата рождения
    — пол
    — email адрес
    — контактный телефон
    — паспортные данные
    а также заполнить кем вы приходитесь ребенку.
  • На следующей странице онлайн анкета нужно будет заполнить персональные данные регистрируемых лица:
    — фамилия имя отчество
    — дата рождения
    — пол
    — email адрес
    — контактный телефон
    — место рождения
    а также документ удостоверяющий личность — в случае ребенка в возрасте до 14 лет данные свидетельства о рождении, после 14 лет — паспорта.
  • Далее необходимо заполнить некоторые статистические данные, на следующем шаге выбрать подразделение, в которое будет подано заявление.

В течение 3 дней ваше заявление будет рассмотрено и если всё нормально, вас пригласят в отделение ГУВМ, куда вы его подавали. Здесь вам нужно будет предоставить оригиналы документов, а также лично подписать заявление.

Читайте также:  Умеренная гепатомегалия у ребенка 2 года

И если всё в порядке, то выдадут свидетельство о регистрации ребенка.

Источник

В ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации дано следующее определение – ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (ст. 61 СК РФ).

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20 ГК РФ).

На основании п. 114 Приказа ФМС России № 288 от 11.09.2012 г. «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с письменного согласия их законных представителей. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства формы № 8.

В случае прибытия несовершеннолетних граждан вместе с родителями (усыновителями, опекунами) к месту жительства в жилые помещения государственного, муниципального и специализированного жилищного фонда, регистрация детей осуществляется независимо от согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно проживающих в данном жилом помещении.

В соответствии со ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается их соглашением, поэтому ребенок может быть зарегистрирован по месту жительства отца или матери.

Для регистрации несовершеннолетнего ребенка одним из родителей требуется согласие от второго родителя, если он зарегистрирован по месту жительства в другом жилом помещении. Нормативно-правовые акты не содержат требования о том, что второй родитель должен присутствовать при подаче документов на регистрацию ребенка, либо выражать свое согласие в письменном виде.

Закон Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» обязывает граждан Российской Федерации независимо от их возраста регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане, прибывшие к месту жительства, обязаны не позднее 7 дней со дня прибытия обратиться с заявлением по установленной форме к должностным лицам, ответственным за регистрацию, либо подать его и другие, предусмотренные законом документы, в форме электронных материалов через единый портал госуслуг.

Обязанность по регистрации несовершеннолетних детей, не достигших 14-летнего возраста, возлагается на их законных представителей, т.е. на родителей, усыновителей или опекунов.

Федеральный закон от 15.11.1997 г. №143-ФЗ «об актах гражданского состояния» устанавливает обязанность подачи родителями заявления о рождении ребенка в орган записи актов гражданского состояния не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка. Если свидетельство о рождении уже получено, и ребенок прибыл на постоянное место жительство к отцу или матери, законный представитель ребенка, не позднее семи дней обращается с документами к должностным лицам, ответственным за регистрацию.

В случае, если родители допустили проживание ребенка без регистрации, они несут административную ответственность в соответствии со ст. 19.15 КоАП РФ., т.к. ребенок, проживающий без регистрации по месту жительства или по месту пребывания свыше установленного законом срока, не подлежит административной ответственности, так как не достиг 16-летнего возраста.

Учитывая, что в результате бездействия родителей, допустивших проживание без регистрации своих малолетних детей, не наступают общественно-опасные последствия, к ним (родителям) возможно применение ст. 2.9 КоАП РФ (устное замечание).  

До наступления 14-летнего возраста дети считаются малолетними, и от их имени могут выступать только законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Ограниченная дееспособность возникает у детей по достижению ими 14 лет. С этого возраста они могут действовать самостоятельно, но с письменного согласия своих законных представителей. Ограниченная дееспособность означает, что написать и подать заявление о регистрации по месту жительства ребенок может один, приложив к заявлению нотариально удостоверенное согласие законных представителей (в данном случае нотариус только удостоверяет подпись на таком согласии).

Несовершеннолетний ребенок в возрасте от 14 до 18 лет может быть зарегистрирован по месту жительства совместно со своими родителями (одним из них) на основании собственного заявления и без согласия законных представителей т.к. Семейным кодексом Российской Федерации ему предоставлено право на совместное проживание с родителями.     

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, регистрируются по месту пребывания в специализированных учреждениях (образовательных, социального обслуживания населения, системы здравоохранения и других аналогичных учреждениях), а также в общежитиях и жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьей опекуна (попечителя) или приемной семьей, в порядке, установленном Регламентом.

Читайте также:  2 года родничок не зарастает родничок у ребенка

Регистрация по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилую площадь, на которой они проживали с родителями, осуществляется самостоятельно в порядке, установленном Регламентом. При этом лицам, не достигшим 14-летнего возраста, к свидетельству о рождении выдается свидетельство о регистрации по месту жительства формы № 8.

Источник

Разбираем незаконные отказы миграционных служб в регистрации или выписке (снятии с учета) несовершеннолетних без наличия согласия второго родителя.

Уже просто миллион копий сломано по этой проблематике. Существует уже множество, как положительно разрешенных, так и полностью безрезультатных примеров. Чего только не требуют регистрационные органы (или сотрудники МФЦ) от бедных граждан: «предоставьте нотариально заверенное согласие», «дайте решение суда об определении места жительства ребенка с Вами», или «дайте решение о лишении второго родителя родительских прав». А если не можете его найти, так обращайтесь в суд, чтобы признать его безвестно отсутствующим, а потом приносите соответствующее решение.

В общем, иногда такую дичь городят, что просто страшно становится. Для всех, кто встречался с подобным мракобесием, давайте все разберем по полкам.

Нормативно-правовая база, регулирующая регистрацию и снятие с учета.

Что у нас на этот счет говорит действующее законодательство? Сразу необходимо отметить, что большинство проблем по данной категории вопросов, возникает из-за чехарды в нормативно-правовой базе. На данный момент существует и действует несколько основных документов, которые регулируют эти правоотношения, однако главенствующим является:

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984.

Ранее действовал (до упразднения УФМС): Административный регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288.

Так вот, согласно пункту 2 указанного Административного регламента:

2.1. Граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста.

2.2. Один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей гражданина Российской Федерации — в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста или граждан, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными).

При этом, в соответствии с пунктом 50 того же Административного регламента:

50. При регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства законный представитель представляет следующие документы:

Как Вы можете видеть, в регламенте, не то что не говорится о каком-либо согласии второго родителя, а даже наоборот, четко указывается на субъект – один из родителей (или же опекунов и попечителей). Таким образом, не существует никаких законных оснований требовать с заявителя (представителя несовершеннолетнего) какого то непонятного согласия. Это атавизм и самодеятельность регистраторов в чистом виде.

При этом, в новом Регламенте (который МВДшный) даже предусмотрели специальный пункт, который в теории должен нас защищать от подобной самодеятельности. Назовем его условно – Защита от «дурака».

Пункт 57 Административного регламента: Запрещается требовать от гражданина:

57.1. Представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

Ни в одном из нормативных актов, которые регулируют данный вопрос, нет упоминания о необходимости предоставления письменного согласия второго родителя, или же подачи заявления обоими родителями.

Какой мы делаем вывод из анализа указанных положений: требование регистратора о предоставлении согласия второго родителя (решения о лишении его родительских прав и т.д.), а также отказ в регистрации/снятии с учета в связи с не предоставлением подобных документов, является незаконным.

Что делать в случае отказа в регистрации/снятии с учета?

С выводом все понятно, остается вопрос – что делать? Какие варианты решения данного вопроса. Первый – это скорее совет не как от юриста, а как от бизнесмена. Если нашей первоочередной задачей является снятие с регистрационного учета человека в максимально кратчайшие сроки, и у нас имеется возможность предоставить запрашиваемые регистратором документы, то почему бы этого не сделать? Нас юристов хлебом не корми, дай в суд походить, но все-таки, максимально быстрое решение проблемы, на мой взгляд, в данном случае первично.

Касаемо вариантов с обжалованием действий регистратора, необходимо отметить, что у нас есть право подачи жалобы, как во внесудебном порядке, на основании пункта 143 Регламента МВД РФ, так и в судебном порядке по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ. При этом требования о соблюдении обязательного досудебного порядка (сначала жалобу руководителю, потом в суд), не предусмотрено, поэтому можно сразу обращаться с административным иском в суд.

Читайте также:  Красные глаза у ребенка 2 года причины и лечение

Когда заходит вопрос по выбору способа обжалования, многие юристы говорят о том, что обращаться с досудебной жалобой в органы МВД не имеет смысла (мол 100% будет отказ). Я все-таки придерживаюсь мнения, что этим не стоит пренебрегать, хотя бы потому что сроки рассмотрения в данном случае – 15 дней при обжаловании отказа, и 5 дней при спаривании действий по не принятию (или требований предоставить доп. документы). Логично, что рассмотрение административного иска в суде, с учетом загруженности, точно займет гораздо большее время. Тем более, что вот эти выводы про «стопроцентный отказ», немного преувеличены. Существует не мало примеров, когда здравый смысл в головах вышестоящего начальства, все-таки побеждает.

Судебная практика по оспариванию отказа в регистрации/снятии с учета в связи отсутствием согласия второго родителя.

Если Вы решили пойти путем обжалования решений регистрирующего органа, необходимо ознакомиться с аналогичными судебными спорами. Судебная практика по данному вопросу более-менее сформирована, по крайней мере в Москве. Давайте рассмотрим несколько судебных решений из нашей практики.

1) Решение Тушинского р/с по делу № 2а-2861:

Суть спора: административный истец оспаривает отказ в регистрации несовершеннолетнего из-за отсутствия согласия второго родителя.

Решение: требование истца удовлетворено.

Мотивировка: Исходя из приведенных норм (Адм. Регламент и Правила регистрации) для регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства одного из родителей письменное согласие другого родителя не требуется.

То есть, понятно, что в данном случае суд полностью согласился с теми доводами, которые нами ранее были рассмотрены, признал отказ в регистрации несовершеннолетнего из-за отсутствия согласия второго родителя незаконным, и собственно говоря, обязал Отдел МВД осуществить регистрацию н/л по заявлению одного из родителей.

2) Решение Преображенского р/с по делу № 2а-0031:

Суть спора: административный истец оспаривает регистрацию несовершеннолетнего, которая была осуществлена по заявлению отца без ее (матери) согласия.

Решение: отказано в удовлетворении требований.

Мотивировка: установленный Административным регламентом порядок регистрации несовершеннолетних по месту жительства, их отцом не нарушен.

В данном случае ситуация обратная, но подтверждающая тот же довод о правомерности регистрации детей на основании волеизъявления только одного из родителей. Здесь мать оспаривала уже произведенную регистрацию ребенка без ее согласия, однако суд отказал в удовлетворении ее требований, указав на то, что порядок регистрации нарушен не был.

Необходимо конечно отметить, что все равно до сих пор проскакивают неадекватные решения районных судов. Да, это исключительно первая инстанция, в основном ни кем не оспариваемые акты, но я обязан об этом сказать – такие все еще встречаются. Вот один такой пример:

Решение Перовского р/с по делу № 2а-324:

Суть спора: административный истец обратился в суд с иском о признании отказа в регистрации ребенка по месту жительства матери в отсутствие согласия отца незаконным.

Решение: отказано в удовлетворении требований.

Мотивировка: Суд считает, что толкование административного истца законодательства как не содержащего обязательного требования к наличию письменного согласия второго родителя (законного представителя) ребенка на изменение места жительства, в том числе формального согласно регистрационного учета, является не верным, и порождающим правовую неопределенность места жительства согласно регистрационного учета, ибо второй родитель также сможет изменить регистрационный учет ребенка в одностороннем порядке, без согласия матери, с чем суд согласиться не может.

Как вам мотивировка? То есть суд Вам говорит о том, что Ваши доводы об отсутствии во всех нормативных актах, регулирующих данные правоотношения, требования наличия согласия второго родителя, являются «неверными и порождающими правовую неопределенность«. Отлично вообще! То есть это заявитель порождает правовую неопределенность. Просто космос какой-то!

Но как я уже сказал, к сожалению, чаще всего решения вот таких судебных индивидуумов не оспариваются, что печально, так как мнение коллег из Мосгорсуда в данном случае было бы интересно почитать.

P.S.: в любом случае помните, если с Вас требуют согласие второго родителя на снятие с регистрационного учета ребенка, или для регистрации по новому месту жительства, данные действия являются незаконными. Каким образом лучше поступить (предоставить соответствующие документы, обжаловать отказ во внесудебном порядке или судебном) решать Вам, исходя из конкретных обстоятельств.

Если Вам необходима юридическая консультация по данному вопросу, звоните или пишите юристу +7(910)444-64-77 (в т.ч. WhatsUpp и Telegram).

Хотите получать правдивую информацию по решению правовых проблем, и быть в курсе юридических новостей — подписывайтесь!

Источник