Речевое развитие ребенка в четыре года

Речевое развитие ребенка в четыре года thumbnail

01.10.2015,

Categories  Нормы развития речи, Статьи Comments 

Речевое развитие ребенка в четыре года

У всем известного детского писателя (автора таких сказок, как “Телефон”, “Краденое солнце” и др.) Корнея Ивановича Чуковского есть книга, которая называется “От двух до пяти”, где он собирал смешные высказывания детей. “Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!”

Автор объяснял, что ребенок возраста трех-пяти лет придумывает слова, которые понятны окружающим, но не правильны с точки зрения русского языка.
Четырехлетний малыш может слово “лейкопластырь” спокойно заменить на “клейкопластырь” – детское видение мира.

Ребенку 4 года, он считает себя самостоятельным и активно интересуется всем происходящим, задавая кучу вопросов как элементарных, так и довольно сложных даже для родителей. Пришло время покупать энциклопедии!

Вопросы сыплются на голову родителей, как из рога изобилия.
От четырехлетнего малыша можно услышать самые неожиданные вопросы, начиная от строения его игрушек и заканчивая устройством мироздания. Естественно, мамам, папам, бабушкам и дедушкам необходимо огромное терпение и выдержка, чтобы не отмахнуться от надоедливых вопросов, которые иногда ставят в тупик.

Малыш уже почти сам умеет одеваться (кроме завязывания шнурков и застегивания сложных крючочков и петелек), бегает и прыгает ловко, общается с другими детьми и взрослыми.
Одним словом, четырехлетний ребенок – это взрослый в миниатюре, только очень любопытный и забавный.

Речь ребенка в 4 года, нормы.

мама играет с дочкой в сказкуЧто должен говорить ребенок в 4 года? В идеале, малыш 4-х лет обязан владеть словарным запасом в пределах 3 000 слов. Богатство языка отражается в том, как ваше чадо строит предложения. По требованиям, которые предъявляют специалисты (логопеды, педиатры, неврологи), малыш должен уже говорить сложными предложениями:

• сложносочиненными (“Солнышко спряталось, и пошел дождик”.);
• сложноподчиненными (“Мы подрались, потому что Егор меня стукнул”.)

Ваш малыш отличается рассудительностью, умеет объяснять свои поступки. Некоторые дети в возрасте 4-х лет знают уже все буквы и учатся читать, а некоторые начинают изучать иностранные языки. Однако, если ребенок не знает букв и не умеет пока читать, то это не является отклонением и поводом срочно бежать к врачам. Занимайтесь и постепенно малыш всему научится!

Яркая эмоциональная речь, умение и желание рассказать, что произошло за день, поделиться увиденным и услышанным – вот что ожидает родителей на 5-ом году жизни малыша. Он уже может пересказать сказку или прочитать наизусть несложные стихи – с выражением, передавая интонацию, темп текста и имитируя разной тональности голоса. Причем и содержание сказки усложняется. Это уже не “Курочка Ряба”, а “Машенька и медведь”, “Три медведя” и т.п. Сказки уже стоит подробно обсуждать с ребенком: сюжет, героев, эмоции и т.п. Прекрасно подходит для совместного чтения в этом возрасте, например, произведения Чуковского. Ориентировочные вопросы, которые можно задавать малышу во время чтения вы можете посмотреть на примерах сказок “Путаница” или “Телефон”.
Однако стоит заметить, что если родители не читают ребенку сказки вообще, то их чадо и не сможет пересказывать.И опять-таки, если произведение читается монотонно, не в лицах, то и от малыша требовать этого не приходится. Откуда ему брать примеры?

Речь ребенка в 4 года, отклонения.

Что стоит считать отклонениями в развитии речи в 4 года и на что стоит обратить внимание:

  • В этот период ребенок еще не произносит некоторые звуки вообще или заменяет их на другие: “плинц” вместо “принц”, “сыска” вместо “шишка” и т.д.

В таком возрасте начинаются логопедические упражнения на исправление подобных недостатков, которые не являются грубыми отклонениями. Обычно все упражнения связаны с укреплением мышц языка и губ, которые участвуют в образовании звуков.

“Покажи, какой у тебя длинный язык? А теперь быстренько спрячь его, чтобы ворона не утащила!”
“А ты видел, как облизывается киска, когда молоко выпила? Покажи, как язычок облизывает губы!”
“А как скачет лошадка? А как она будет скакать, если торопится домой к маме? А если ей нужно скакать тихо-тихо? А теперь изобрази, как она весело и радостно бежит за мороженым?”
Таких упражнений можно придумать много, превратив занятия в увлекательную и веселую игру.

  • Словарный запас четырехлетнего малыша беден, состоит только из слов, которые придуманы им самим и непонятны для других. “Бика“, “Мика”, “кия” вместо имен и всех частей речи, начиная от существительного и заканчивая наречиями. Это веский повод для того, чтобы обратиться к специалистам, которые проведут обследование речи ребенка в 4 года.

Очень редко бывают такие случаи, когда малыш просто ленится общаться. Такое возможно в семьях, где растет один ребенок, а родители и бабушки-дедушки понимают его с полуслова и спешат выполнить все, что он просит.
Но, в основном, если ваше чадо молчит, не разговаривает с вами и со своими ровесниками, то налицо нарушения, вызванные различными причинами:
• тяжелой родовой травмой;
• замедленным речевым развитием;
• перенесенными заболеваниями;
• психическими травмами;
• нарушением слуха и проч.

Настоящие причины отклонений в силе установить только врач, так же как и назначить соответствующее лечение.

Как помочь малышу?

  • Внимательно следить за его развитием в любом возрасте;
  • Вовремя обращаться к специалистам;
  • Проводить лечение, назначенное врачами;
  • Заниматься с ребенком:
    – много и выразительно читать сказок, стихов, детских рассказов;
    – спрашивать малыша о прочитанном:

“Про кого мы с тобой сейчас прочитали?  А как ты думаешь, как выглядит медведь? А как одета Машенька? Какой у нее платочек, сарафанчик?”“А какими голосами говорят три медведя? Медведь-папа и медведь-сын одинаково громко рычат?”

Необходимо создавать такие речевые ситуации, когда у малыша нет возможности промолчать;

  • Очень хорошо помогает развивать речь одновременная лепка и рассказывание сказки
Читайте также:  Умственное развитие 5 летнего ребенка

Например, о колобке. Пусть фигуры не будут выглядеть похожими на настоящих зверей. Ведь не всякий взрослый умеет красиво лепить. А что уж говорить о детях! Или лепить одни только головки героев и надевать их на пальчики ребенка, разыгрывая сценки.
Удовольствие получит не только малыш, но и родитель;

Развитие речи в 4 года через сказку

  • Полезна также и аппликация.

Здесь множество вариантов и материала, и сюжетов. Некоторые родители с детьми делают замечательные картинки из стружек-мусора от подточенных карандашей, накладывая сначала нижний слой, а потом все выше и выше

Бумага, цветные салфетки, ткань разных видов, природный материал, пластилин, крупа – все это можно и нужно соединять и смешивать в различных комбинациях и сочетаемости. Например, на пластмассовый стакан, облепленный пластилином, крепить узоры из гороха и фасоли. А из ткани и цветной бумаги можно делать красивые аппликации, используя одновременно 2 материала. Придумайте фантастических птиц и животных, сказочные растения и т.п.

applikaciya-kot
Возьмите бархатную бумагу, нарисуйте, например, контур собаки и обычной ватой заполняйте его. Маленькие пальчики будут накладывать вату, двигая ее к контуру и, одновременно, массироваться. Простое и интересное упражнение;

applikaciya-sobaka

  • Интересны и полезны пальчиковые игры.

Для этого не обязательно заучивать сложные стишки. Можно изображать пальцами стук дождя, громкий и частый сначала и тихий и редкий в конце, топот лошадиного табуна и многое другое, для чего нужно просто стучать по любой поверхности;

  • Также результативны и игры с песком, мокрым и сухим. Мелкие песчинки очень хорошо массируют пальчики, недаром детей любого возраста так манит песочница;
  • Игры в воде, когда малыш пытается поймать ускользающее от него мыло, переливает воду из различных емкостей в другие;
  • И, конечно же, конструктор. Сейчас в продаже так много конструкторов и мозаик, пазлов и кубиков, мягких и твердых, крупных и мелких, пластмассовых, деревянных, металлических и тканевых. На любой вкус и кошелек. Здесь важный момент – не покупать слишком мелких и трудных деталей для возраста 4-х лет. Они могут представлять опасность для жизни ребенка и сложность для самостоятельных занятий.

Главное – это ценить своего малыша и любить его беззаветно таким, какой он есть – единственным и неповторимым во всем мире!

Источник

Ольга Борисова
Речевое развитие детей 4-го года жизни

(выступление на родительском собрании)

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, необходимо догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят это сделать. Итак, чем же отличается речь трёх-четырёхлетнего крохи?

слайд 2 Характерные особенности

Логопеды выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у их чада.К ним относятся:

• в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет — 1 500 слов;

• попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно;

речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется;

• внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;

• создание собственных словоформ;

• попытки сочинять стихи и рифмовать слова;

• с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;

• и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги;

• нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л, свистящие, шипящие (с, ш);

• путают звуки;

• переставляют слоги в словах.

Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?

Любопытный факт. Как утверждают специалисты, в норме кроха этого возраста должен большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддержать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребенка.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Словарь, которым пользуется ребенок, доходит в этом возрасте до 2000 слов. Среди них все еще преобладают существительные и глаголы, также появляются в речи местоимения, наречия, числительные. Именно в 3-4 годаначинается период детского словотворчества: малыши пытаются по-своему обозначать предметы и явления, используя слова, которых нет в родном языке.

Читайте также:  Фазы развития ребенка до года

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Словоизменением основных частей речи дети уже в основном овладели. Можно сказать, что грамматические формы продуктивных типов склонений и спряжений в этом возрасте применяются правильно. В то же время аграмматизмы встречаются потому что, дети переносят окончания продуктивных типов склонения на непродуктивные, как они это делали и на третьем году жизни. Конечно, в данном возрасте таких ошибок все меньше и меньше. По непродуктивному типу изменяются такие слова, как глаголы ехать, есть, расти, разносклоняемые существительные типа имя. Трудно детям различать окончания винительного падежа у одушевленных и неодушевленных существительных (чаще они применяют окончание,свойственное неодушевленным существительным: «Видели конь»,но бывают ошибки и в обратном перенесении: «Купи игрушечного поезда».

Дети обычно склоняют несклоняемые существительные («без пальта пойду»). Категория рода существительных в основном усваивается к трем годам. Но ошибки в согласовании прилагательных с существительными могут остаться и в рассматриваемом периоде. Чаще всего встречается смешение окончаний женского и среднего рода («красивая платье», «зеленое трава). Это связано с тем, что окончания многих прилагательных безударные, на слух воспринимаются плохо.

Не справляются пока дети и со склонениями числительных («кошка с два котенка», тем более что их в речи детей очень мало, как и причастий с деепричастиями.

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ.

Малыш с каждым днем говорит все более отчетливо и понятно для окружающих. Это связано с дозреванием артикуляционного аппарата, что дает возможность ребенку правильно произносить те звуки, которые раньше у него не получались.

Сроки полного овладения нормальным звукопроизношением у разных детей различны: некоторые до 4 лет не успевают справиться с данной задачей, но есть дети, которые уже в 3 года 6 месяцев овладевают нормальным звукопроизношением. Еще не считается речевым отставанием замена звука [Р] («рука») на [Л] («лука») и замена звука [Л] («лак») на мягкий [Л`] («ляк»). Если все сонорные звуки заменяются звуком [Й] («рука»«йука», то можно уже говорить о некотором отставании в появлении звуков данной группы. Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть недостаточно отдифференцированы; наблюдается смешение [С-Ш], [З-Ж], [С`-Щ].

Есть у детей3-4 лет трудности управления своим голосовым аппаратом: малыши подчас говорят очень громко, не замечая этого. Дети неплохо перенимают интонацию и верно подражают взрослым при пересказе сказок. Речевое дыхание в данном возрасте удлиняется,на одном выдохе ребенок может произнести небольшую фразу или произнести медленно цепочку из 4 звуков: а-у-и-о.

В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мышка – мишка). Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или иной звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребенка, начинают слышать свое ошибочное произношение.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Речь ребенка трех-четырех лет ситуативна, он еще не владеет монологической речью, поэтому пересказ сказок, небольших рассказов ему пока не доступен. Дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5 слов. В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. Трудно малышам описать содержание сюжетной картины. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, а также перечисляет действия, которые они совершают. Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть. Дело в том, что у детей в этом возрасте очень хорошая память, и знакомую сказку они просто помнят. Многие дети данного возраста поражают своих родителей способностью запоминать длинные стихотворные сказки. Поощрять заучивание доступных для понимания стихотворных текстов нужно, так как многократное произнесение их вслух помогает развивать языковое чутье ребенка, обогащает его словарный запас, улучшает звукопроизношение. Другое дело, что подобная «гениальная память» в таком возрасте – обычное явление, и относиться к этой способности детей как к выдающейся не стоит (а тем более демонстрировать своего ребенка другим взрослым). Как раз неумение запомнить ту же «Муху Цокотуху» нужно рассматривать как тревожный сигнал. Если в этом виноваты родители (не читают детям, это нужно срочно исправлять, а если после многократных повторений ребенок не в состоянии декламировать наизусть детские стихи и потешки, тут надо насторожиться.

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем.Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:

• проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;

• называть имена близких родственников и друзей;

• воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;

• говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;

•распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка, одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);

•находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;

•называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;

• точно повторять услышанное;

• пересказывать мультфильм, сказку;

• в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.

Читайте также:  Принцип активности инициативности и субъектности в развитии ребенка

Имейте в виду! Мальчики по своему развитию речи в большинстве случаев отстают от противоположного пола, согласно статистике, примерно на четыре месяца.

Отклонения

Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В таком случае стоит задуматься, нет ли у вашего крохи задержки речевого развития в этом плане. Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Тем более что перед вами есть характеристика речевого развития детей 3-4 лет, типичные особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего малыша. Серьёзными отклонениями считаются следующие показатели:

• ребёнок постоянно тарахтит;

• его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова;

• его сложно понять;

• в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;

• ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;

• глотает окончания слов;

• произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;

• не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;

• приоткрытый рот;

• частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.

Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от номы, потребуется специальная диагностика речевого развития детей в 3-4 года, которой уже давно пользуются специалисты.

Полезная информация. Есть патологическая задержка развития речи, связанная с нарушением функций мозга или ЦНС. А есть элементарная нехватка внимания со стороны родителей или воспитателей, которые недостаточно занимаются с ребёнком. В первом случае отклонения требуют лечения, во втором — коррекции.

Диагностика

Если у вас появились какие-то сомнения, вам нужна диагностика развития речи детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребёнка. Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием, и со слухом, и с социализацией малыша. Большинство родителей ошибочно считают, что с подобными отклонениями нужно идти к логопеду. Тогда как этот специалист лишь учит правильно произносить звуки.Малыша должны осмотреть следующие специалисты:

• педиатр;

• невролог;

• психиатр;

• отоларинголог;

• логопед;

• психолог;

• сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже влияют на развитие связной речи детей 3-4 лет.

Если всё-таки речевое развитие детей 3 лет отстаёт от нормы, есть шансы догнать сверстников усиленными занятиями. В 4 года это тоже можно будет сделать, но уже сложнее. Для достижения подобных целей существуют различные методики.

Это интересно! Во время диагностики отоларинголог исключает недуги, которые зачастую мешают правильному становлению речи. Это хронический отит, аденоиды, тугоухость.

Методики развития

Существуют разные методики развития речи детей 3-4 лет, которые родителям будет нетрудно освоить самостоятельно. Если занятия не дадут результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к специалистам.

1. Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с новыми людьми самых разных возрастных групп.

2. Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.

3. Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их неправильно.

4.Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.

5. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.

6. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять малыша.

7. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.

8. Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике.

9. Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.

10. Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. Предлагайте ему работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики). Научите его завязывать шнурки.

11. Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д.

О способностях и социализации маленькой личности может многое рассказать речевое развитие ребёнка 3-4 лет, которое должно соответствовать определённым нормам. При наличии отклонений родители должны предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны. Главное — не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно достигнут его.

ИТОГИ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ

1. Словарный запас достигает 2000 слов.

2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения.

3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.

4. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов [Р], [Р`].

7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

Источник