Принцип активности инициативности и субъектности в развитии ребенка

Елена Якубова
Проект «Развитие детской инициативности и субъектности в раннем возрасте с использованием элементов театрализации»

Ключевые слова:

Федеральный государственный образовательный стандарт, инновационная предметно-пространственная развивающая среда, интерактивная среда, театрализация, инициативность, субъектность, ранний возраст.

Основная идея проекта:

Создание инновационной развивающей предметно-пространственной среды для театрализованной деятельности в группах раннего возраста для развития детской инициативы и становления субъективности у детей раннего возраста. Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо, а непосредственное участие детей в театральной деятельности, кроме того способствует развитию у них инициативы и создает условие для становления субъективности, даже в раннем возрасте. Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко применяется принцип обучения: учить играя.

Актуальность проблемы:

Работа по данной теме заключается в том, что развитие инициативы и становление субъектности в раннем возрасте является одной из приоритетных задач, заявленных в ФГОС ДО, а театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей в дошкольной образовательной организации. Она с одной стороны, позволяет ребенку удовлетворить возникающие у него желания и интересы, проявить инициативу, а с другой — познакомиться с миром, который его окружает во всем его многообразии, способствует расширению словарного запаса, культуры речи, эстетическому воспитанию и социализации.

С точки зрения Богоявленской М. Е., инициативность, самостоятельность, ответственность являются сущностными атрибутами одаренной личности.

В исследованиях (В. И. Слободчикова, Л. М. Лариной, М. Е. Богоявленской и др.) доказано, что большой объем неструктурированной и пассивно воспринимаемой ребенком с самого раннего возраста информации, которую он не в состоянии полноценно присвоить (прожить и проиграть и, соответственно, осмыслить, приводит к формализации полученных знаний, перегрузке нервной системы (высокому уровню невротизации, отсутствию сопричастного отношения, лежащего в основе субъектности, и, как следствие, блокировке процесса становления одаренности. Все эти явления можно компенсировать деятельностью с элементами театрализации начиная с групп раннего возраста.

Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Московской области и Российской Федерации:

Значимость заключается в возможности становления субъектности в раннем возрасте через развитие детской инициативы с помощью элементов театральной деятельности как в процессе образовательной деятельности педагога ДОО, так и при организации праздников с участием членов семьи ребенка.

Новизна проекта:

Своеобразие и новизна проекта состоит в использовании специально подготовленной и организованной развивающей предметно-пространственной среды для театрализованной деятельности с детьми раннего возраста в образовательном процессе ДОУ, направленной на развитие детской инициативности и становления субъектности.

Отличительной особенностью проекта является развитие инициативности и становления субъектности у детей раннего возраста в ДОО с элементами театрализации на основе субъектноориентированной дошкольной дидактики (Л. М. Кларина). Данный метод базируется на возрастной периодизации развития субъектности в онтогенезе и учитывает развитие трех сфер «могу», «хочу» и «буду» в их единстве.

Цель проекта:

Развитие детской инициативности и субъектности в раннем возрасте с использованием элементов театрализации.

Ключевые задачи проекта:

— создание развивающей предметно-пространственной среды для выявления и развития детской инициативности и становления субъектности в раннем возрасте с использованием элементов театрализации;

— развитие инициативности и эмоционального отклика ребенка посредством участия в театрализованной деятельности;

— целенаправленное обогащение детского словаря, понимания речи с наглядным сопровождением;

— приобщение к культурным нормам и ценностям;

— создание условий для разнообразных действий с куклами разнообразных театров;

— развивать формирование простых навыков творческого воображения, инициативы через различные виды театральной деятельности.

Ожидаемые результаты:

Результаты проекта по развитию детской инициативности и становлению субъектности в раннем возрасте с использованием элементов театрализации:

— развитие начальных форм контроля своих действий (как способности принимать некоторые ограничения выбора вариантов своего поведения);

— организация совместной деятельности детей и взрослых на основе субъектного взаимодействия, поощрение проявлений самостоятельности и инициативы;

— развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики, обогащение словаря, становление творческих способностей;

— создание условий для включения элементов театрализации в интегрированные занятия;

— разработка пакета нормативных документов, регламентирующих работу интерактивной среды МДОУ;

— организация мастер – классов на базе МДОУ № 66 по повышению профессиональных знаний и умений воспитателей групп раннего возраста на уровне района. Создать банк педагогических идей;

— организация работы детско-родительского клуба «Театральный салон» совместно со специалистами;

— мониторинговая система исследования эмоционального развития детей раннего возраста. Мониторинговые карты.

Ожидаемые эффекты проекта:

— рост удовлетворенности всех участников образовательного процесса возможностью использовать инновационные подходы к развитию детской инициативности и субъектности в раннем возрасте с использованием элементов театрализации;

— максимальное раскрытие способностей у детей раннего возраста для успешного вхождения ребенка в социум;

— повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;

внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.

Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования Московской области:

— развитие детской инициативности и становления субъективности в раннем возрасте тесно связано с развитием речи, так как в процессе театральной деятельности незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй;

— элементы театрализации в раннем возрасте являются источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщая его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события;

— внедрение инновационных форм работы с применением интерактивных средств обучения и воспитания отвечает современным требованиям к развивающей предметно-пространственной среде ДОО;

Читайте также:  Развитие логики ребенка 6 лет задания

— открытость дошкольного учреждения для родителей и активизация их участия в деятельности ДОО;

-оказание научно-методической поддержки в целях распространения опыта: программы, методические рекомендации, конспекты.

Источник

Альбина Шурубова
Психолого-педагогические условия развития субъектности детей и педагогов в рамках внедрения ФГОС до

В рамках стратегических задач модернизации российского образования совершается переход к образованию, ориентированному на реализацию индивидуальной траектории развития ребенка, его творческой активности и движению к саморазвитию.

Исходя из этого, сама сущность детского сада должна получить признаки открытой образовательной системы,в которой: высоко ценится личный выбор и соучастие детей в определении содержания и форм образования; больше половины всех занятий инициируется самими детьми; соблюдается баланс между обучающими занятиями, которые предлагают взрослые и которые проводятся на высоком качественном уровне, и занятиями, выбранными самими детьми, прежде всего игрой; педагоги относятся к детям уважительно, внимательно, позитивно реагируют на их поведение; учитывают потребности и интересы детей и выстраивают деятельность в соответствии с ними.

Педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 85» г. Краснодар реализуется первый этап разработанного инновационного проекта «Формирование системы развития субъектности детей и педагогов в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», актуальность которого обусловлена фундаментальным идеологическим принципом ФГОС ДО – признанием ребёнка субъектом образования, признанием разнообразия детства и творчески-преобразующей активности самого ребёнка. Стандарт дошкольного образования – это изменение всей системы образования (А. Г. Асмолов, направленное на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, принятие его как субъекта жизнедеятельности. Назрела потребность реконструировать традиционную педагогическую систему, основанную на механизмах субъектно-объектных отношениях педагога и воспитанника; необходимость совершенствования педагогических технологий реализации дошкольного образования на основе основополагающего положения ФГОС ДО – принципа индивидуализации образования.

Основная идея предлагаемого инновационного проекта состоит в том, что именно развитие субъектности детей и педагогов позволит обеспечить индивидуализацию образования дошкольников не просто как технологическую особенность современного педагогического процесса, но прежде всего как условие, процесс и результат самореализации человека в его жизнедеятельности и жизнетворчестве.

Образование как построение «образа мира» имеет глубоко личностный смысл, обладает большой персональной ценностью и начинается с момента рождения человека. Дошкольный возраст и дошкольное детство являются периодом наиболее динамичного, яркого самоосуществления ребёнка в жизнетворчестве.

ФГОС определяет ценностные ориентации дошкольного образования – направленность педагогического процесса на содействие становлению и развитию инициативности, активности, самостоятельности, любознательности, рефлексивности, формирование универсальных предпосылок учебной деятельности (умение слушать, и слышать, задавать вопросы и находить на них ответы, используя различные источники информации и др.). Эти качества личности могут быть обобщены понятием «субъектность».

В педагогике и психологии накоплен богатый материал, связанный с рассмотрением человека как субъекта деятельности (Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В., Волкова Е. Н., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Слободчиков В. И. и др.). Ведущая способность субъекта — это способность к взаимообусловленным преобразованиям себя и широкой окружающей действительности, включающей как объекты материального мира, так и систему социальных отношений.

Таким образом, субъектность рассматривается как основа личности, как интегральная способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями. Она проявляется в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и рефлексии собственной деятельности.

Основными субъектами образовательной среды детского сада являются дети, педагоги и родители. В проекте под основными субъектами образовательной среды детского сада мы подразумеваем детей и педагогов, что обусловлено предметом исследования.

В нашем исследовании мы подчёркиваем, что развитие субъектности дошкольника и развития субъектности педагога дошкольного образования тесно взаимосвязаны. От профессионализма педагога, выражения его субъектной позиции во многом зависят возможности развития ребенка. Изучение особенностей педагога как субъекта собственной профессиональной деятельности предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность качественных изменений в личности самого педагога и в личности его воспитанников (Бернс Р., Глассер У., Дубровина И. В., Маркова А. К., Митина Л. М., Орлов А. Б., Роджерс К.).

Специфика субъектности педагога состоит в том, что педагог относится не только к себе как к субъекту собственной деятельности, но и к воспитанникам как к субъектам их собственной деятельности. Изменения содержания хотя бы в одном из этих компонентов не позволяет говорить о субъектности педагога. Он может быть субъектом любой другой деятельности, но не педагогической.

Анализ исследований особенностей субъектности и её специфики (Асмолов А. Г., Петровский В. А., Слободчиков В. И., Якиманская И. С.) дает возможность говорить о разных подходах в определении содержания данного личностного свойства.

В нашем исследовании мы опираемся на концепцию изучения субъектности дошкольников Л. В. Алексеевой и концепцию субъектности педагога Е. Н. Волковой, в которых субъектность понимается через категорию отношения человека к себе как к деятелю.

Нами разработана модель системы развития субъектности детей и педагогов в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Весь процесс развития субъектности ребёнка и педагога в дошкольной организации мы представляем как открытую синергетическую систему, готовую к изменениям и развитию.

Система представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов,взаимообуславливающих и дополняющих друг друга: нормативно-правового, целевого, методологического, организационно-деятельностного и результативного. Реализация проекта проходит на основе внедрение разработанной системы.

Одной из задач исследования является выявление психолого-педагогических условий развития субъектности детей и педагогов. На наш взгляд, развития субъектности детей на основе индивидуализации образовательного процесса возможно при реализации следующих условий:

1. Создании развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие субъектности ребёнка.

Читайте также:  Калейдоскоп центр развития ребенка

2. Поддержке и инициировании взаимодействия ребёнка с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями и др.).

3. Знании и принятии взрослыми индивидуальных особенностей (и индивидуальной истории взросления) ребёнка.

4. Готовности взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если инициатива не принимается детьми.

5. Отведении ничем не подменяемого времени для свободной игры.

Психолого-педагогические условия развития субъектности педагогамогут быть сформулированы следующим образом:

1. Создание особой инновационной среды, способствующей творческой активности педагогов, через внедрение особой системы менеджмента и методической работы.

2. Включение педагогов в активную инновационную деятельность.

3. Развития мотивации к активной профессиональной деятельности.

Специфическими принципами обучения дошкольников, позволяющими реализовать индивидуализацию обучения и на её основе развивать их субъектнуюпозицию становятся принципы:

реагирования (своевременное стимулирование и поддержка инициативы и самостоятельности детей);

гибкости в инициированной взрослым деятельности;

принцип иррадирующего (иррадация – распространение, увеличение) обучения (признание интересов, мотивов деятельности ребёнка и его динамики продвижения на их основе);

принцип «строительных лесов» — реализация идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития – сущность этого метода не в опережающем обучении ребёнка тем знаниям или умениям, которые, с точки зрения педагога, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, а в том, чтобы, создавая условия, помочь ребёнку сделать первые самостоятельные шаги.

Основными методами в работе с детьми становятся методы интерактивного обучения: игровые обучающие ситуации, проектный метод, работа в мини-группах, в парах и др.

В ходе работы над проектом выдвинутые теоретические положения будут проверены и апробированы. Надеемся, что диагностические исследования позволят вносить коррективы в разработанную модель и добиться поставленной цели — определения наиболее оптимальных путей развития субъектности детей и педагогов в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Список литературы

1. Варёнова Ю. А. Исследование субъектности и её развитияв дошкольном возрасте: дис. … канд. психол. наук. – Калуга, 2001.

2. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика / Е. Н. Волкова. — М., 1998.

3. Загвоздкин В. К. Ключевые проблемы образования на этапе раннего дошкольного детства / В. К. Загвоздкин. – М.: ФИРО, 2011.

4. Поддьяков Н. Н. Психологическое развитие и саморазвитие дошкольников / Н. Н. Поддьяков. – СПб.:Агенство образовательного сотрудничества:Образовательные проекты: М.: Сфера, 2010.

Источник

Евгения Тончавина
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности

Ребенок дошкольного возраста наиболее полно развивается в детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.

В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность.

Субъект — это носитель активности.

Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту.

Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора. Таким образом, поведенческая цепочка проявлений человека как субъекта деятельностивыглядит следующим образом: •эмоциональный компонент — выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности; эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность, деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

Следовательно, позиция субъекта деятельности характеризуется отсутствием жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческими проявлениями, обусловленными возможностью выбора путей и средств достижения цели.

Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно,становятся: ценностное отношение к деятельности (эта деятельность имеет для человека особое значение, избирательная направленность (что это такое); инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.

Как показывают исследования педагогов Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. Н. Сомковой О. В. Солнцевой и др., субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в этот мир и возможность творить в нем. Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста.

Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника. Важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка.

Это годы оформляющегося образа «Я», когда сравнение Своего Я и Другого Я занимает значительное место в складывающейся шкале ценностей ребенка. (как получился рисунок у меня и как у других, что нравится мне и что Оле, во что хочу поиграть я и во что другие дети). Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.

Вместе с тем, мы уже говорили, что уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная.

Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем.

В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник —это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.

И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка от рождения до года

• интерес к деятельности;

• избирательное отношение к разным видам деятельности;

• инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;

• самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.

Т. о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

С опорой на концепцию Л. С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.

Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность

. Модель развития ребенка как субъекта поведения по Л. С. Выготскому осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту

. Ведущие психические процессы как механизмы развития ребенка как субъекта поведения:

в раннем возрасте – восприятие;

в дошкольном возрасте – память;

— к концу дошкольного детства (7 лет) – мышление

.Исходя из концепции Д. Б. Эльконина, можно выделить

основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:

1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения;

2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);

3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;

3-5 лет – ребенок — субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.

5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;

6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания). Однако, проявления субъектности дошкольниками будут различны в разных видах деятельности.

Но всегда ли дошкольник может освоить (и соответственно, занять) СП (субъектную позицию) в деятельности?

С чем это связано?

Нет, для этого требуются определенные условия организации педагогического процесса.

Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».

Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации.

Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству.

Т. О. освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.

Современные исследователи отмечают, что воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе следующих позиций его участников:

субъект-объектная модель — взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;

объект-субъектная модель — взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;

субъект-субъектная модель — позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач. В связи с этим в современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционнымимоделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:

1. Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.

2. Передача информации от детей взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.

3. Равноправный поиск взрослыми и детьми, как субъектами деятельности, решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПиН для дошкольных учреждений в настоящее время в дошкольном образовании смещен акцент с учебных занятий на совместную деятельность ребенка и взрослого, отказ от жесткого регламентирования.

В организации и осуществлении образовательной деятельности необходимо обязательно применять методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с детьми в рамках третьей (субъект-субъектной) модели посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций, привлечения детей к активному участию в совместной со взрослым работе, развития навыков самооценки и самоконтроля.

Эффективными приемами развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта деятельности являются:

• использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить его);

• использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи для взрослого — поиск видовых и родовых признаков сходства предметов (младший, средний дошкольный возраст, дифференциация родовых понятий (старший дошкольный возраст) — связано с игровой задачей для детей (поможем Пете положить одежду в шкаф, а обувь в обувницу и др.);

• использование интерактивных и компьютерных игр;

• придумывание новых игр и упражнений совместно с детьми и использование их в работе;

• привлечение детей к оценке результатов своей работы, достижений и затруднений;

развитие навыков самооценки и самоконтроля.

Овладение детьми позицией субъекта деятельности

Критерии овладения

позицией субъекта

Самостоятельно ставит цели, задачи

Самостоятельно находит пути решения задач и достижения цели

Самостоятельно планирует свою деятельность

Овладевает способом деятельности и переносит его в другую ситуацию

Достигает результата, владеет элементарными навыками самоконтроля и самооценки

Использование модели «субъект-субъектных» отношений с детьми позволит повысить качество результатов образовательной деятельности,а именно:

субъектныйподход обеспечит развитие личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности.

• Повысится уровень освоения детьми образовательной программы.

• Повысится уровень удовлетворенности родителей.

Источник