Ребенок в 2 года 4 месяца не ест самостоятельно

Ребенок в 2 года 4 месяца не ест самостоятельно thumbnail

Многие родители не могут приучить ребенка кушать самостоятельно. Малыш отказывается принимать пищу, пока ему не включат телевизор, просит кормить его с ложечки.

Причины, по которым дети не желают, есть самостоятельно

Существует несколько причины, в силу которых дети не хотят есть сами, и самые распространенные среди них:

  • некомфортная обстановка за столом;
  • привычка кушать с развлечениями;
  • невкусная еда;
  • манипуляции родителями;
  • отсутствие чувства голода.

Некоторые родители постоянно корят малышей за то, что те кушают неаккуратно, заставляют пользоваться ножом и вилкой. Или мать с отцом во время еды выясняют отношения. В таких условиях ребенку некомфортно, вполне естественно, что он не желает кушать.

Отложите споры и не ругайте малыша, хвалите его за то, как он держит ложку и вилку. Не корите, если испачкается, заранее наденьте на ребенка фартук, положите на коленки салфетку. Предоставьте возможность в полной мере насладиться вкусом еды, не переживая за этикет.

В некоторых семьях дети привыкли, чтобы их развлекали во время приема пищи, в противном случае не берут в рот ни кусочка. Не потворствуйте этой привычке. Родителям легче, когда их чадо, засмотревшись на героев мультфильма, поглощает все подряд, но это неправильная тактика.

Подавайте ребенку личный пример – не смотрите телевизор, сидя за столом. За обедом или ужином лучше пообщаться. Но самое правильное – это сконцентрировать на еде, чтобы она лучше усваивалась.

Если ребенок не желает есть самостоятельно, возможно, дело в невротической реакции. Его могло что-то напугать во время приема пищи, например, однажды он подавился косточкой с рыбы. Малыш уже не помнит, что его испугало, но «осадок» присутствует.

Не заставляйте его, не ругайте и не позорьте. Важно найти причину и с помощью психолога преодолеть страх.

Есть дети, которых сложно заставить кушать непривычную для них пищу. Допустим, дома им подают макароны с сосисками или картофель с курицей, а в гостях отказываются от новой еды. С другой стороны, если крох увидит, что все с аппетитом едят незнакомое ему блюдо, он согласится его попробовать.

Регулярно знакомьте ребенка с новыми продуктами, чтобы избежать такой ситуации. Предлагайте малышу заглянуть в холодильник и выбрать себе еду. Если сын или дочка категорически отказывается от овощей, готовьте супы-пюре или вырезайте фигурки из моркови и огурцов. Превращайте фрукты в смузи, давайте блюдам необычные названия, чтобы заинтересовать кроху, привлекайте его к процессу приготовления. Избирательность в еде легко ликвидировать голодом.

Иногда встречаются дети, не желающие кушать, чтобы угодить маме. К примеру, мама должны выйти на работу, но не хочет и говорит: «Как я отдам Колю в садик, он же ничего не есть, придется оставаться с ним дома». И Коля ведет себя так, как «запрограммировала» его мама. Другие родители стремятся таким способом продемонстрировать, что их ребенок особенный. Тут нужно разбираться с индивидуальными страхами.

Ни к чему хорошему не приводит и культ еды в семье. Не придавайте приемам пищи чересчур большое значение. Ребенок не покушал? Катастрофа! Согласился поесть? Радость. Кроха быстро осознает, что еда столь важна, что с ее помощью начнет манипулировать родителями. Не превращайте обеды с ужинами в особое событие. В перекусах в дороге и редких пропусках приемов пищи нет ничего страшного.

Если ребенок не желает есть, возможно, он не голоден. Когда родители постоянно запихивают в него еду, малыш просто не успевает проголодаться и осознать, что еда – это радость. Спокойно воспринимайте отказы принимать пищу. Подождите, пока кроха сам попросить покушать. Можно создать непредвиденную ситуацию с опустевшим холодильником. Сказать, что есть только макароны. Малышу захочется кушать, и он станет ценить даже простые блюда.

Полезные рекомендации

Создайте ребенку комфортную обстановку для приема пищи, не нужно никуда при этом торопиться. Воспитание детей требует времени – это относится и к обучению самостоятельной еде.

Если малыш не истощен и у него отсутствуют другие медицинские проблемы, предоставьте ему возможность получений обратной связи, он должен почувствовать голод.

Усадите ребенка за столом так, чтобы он мог спокойно покинуть свое место, и дайте ему еду. С большой долей вероятности первое время он будет уходить и возвращаться. Пару раз позвольте ему это.

Затем уберите со стола, сказав «Если ты наелся, я убираю еду до обеда». Если малыш соглашается, поверьте ему, даже если знаете, что он не наелся. К обеду ребенок проголодается и обязательно что-нибудь съест.

Включайте в меню блюда, которые малыш кушает лучше, не настраивайте на больших порциях. Выбирайте продукты, которые можно с легкостью съесть даже рукой, например, картофель, пирожки, а на десерт – фрукты. В качестве ужина можно приложить обогащенный калориями напиток: кисель или кефир с фруктовыми кусочками. Ребенок выпьет его, приложив минимум усилий и насытится.

На завтрак можно подать залитые молоком хлопья.

Отдавайте предпочтение калорийной пище, чтобы ребенок насыщался даже маленькой порцией.

Когда малыш есть, не вмешивайтесь в процесс, даже если он делает это очень медленно и вызывает раздражение. Запаситесь терпением.

Приучить малыша есть самостоятельно несложно, главное – «поймать момент», поддержать в ребенке это стремление. Не принуждать его и не упрекать, если он пока не готов самостоятельно действовать за столом. Но это касается только малышей, которые еще неуверенно держат ложку. Если ребенок может кушать сам, не делайте это за него. Поставьте перед крохой тарелку, дайте ложку и покиньте кухню ненадолго, постепенно увеличивая время своего отсутствия.

Проявляйте терпение, и скоро ребенок будет кушать самостоятельно.

Благодарим за внимание!

Источник

Условно можно выделить две группы проблем с приёмом пищи:

Ребёнок не ест самостоятельно: мало ест и приходится докармливать; умеет пользоваться ложкой, но всё время просит, чтобы его докормила мама или бабушка.

Ребёнок играет с едой: переливает или разливает по столу напитки, размазывает еду или кидается ей.

Рассмотрим на примерах наиболее частые случаи.

Как научить ребёнка есть самостоятельно?

Первое, что нужно сделать — замедлиться. Выделите достаточно времени на приёмы пищи. Да, если подолгу есть, это сокращает время на другие пункты расписания, но это не навсегда. Вы вот взяли курс по воспитанию, тратите на него время. А малышу сейчас актуален курс по самообучению самостоятельной еде. Дайте ему столько времени, сколько нужно.

Читайте также:  Ирригоскопия кишечника ребенку 4 года

Если ребёнок не истощён и у него нет других медицинских проблем, то нужно дать ему возможность получить честную обратную связь, чтобы он действительно почувствовал голод.

Посадите ребёнка за стол. Причём так, чтобы он сам мог встать и уйти, и дайте ему что-то поесть. Скорей всего, первое время ребёнок будет то уходить из-за стола, то снова возвращаться. Первые пару раз можно позволить ему покружиться.

Потом убираем еду и говорим: «Если ты закончил, я убираю со стола, в следующий раз будем есть в обед». И если он говорит: «Я закончил», то вы ему верите, даже понимая, что он принял не совсем взвешенное решение. Он отказался, хорошо, к обеду ребёнок уже более заинтересован, чтобы что-то съесть.

Включайте в рацион в первую очередь те блюда, которые получается съедать лучше, и не предлагайте сразу большие порции. Дайте на обед то, что он может легко съесть, даже рукой — картошку, макароны, пирожок, а на десерт, например, банан. На ужин можно сделать калорийный напиток: кефир с фруктами, смузи или кисель. То, что можно выпить и получить калории, не прилагая много усилий. Пожевал, запил, пошёл сытый спать. На завтрак можно предложить шарики из полезных завтраков, которые ребёнок сможет заливать молоком, размешивать ложкой и вылавливать из тарелки.

Предлагайте калорийную пищу и напитки (только не из бутылки или поильника, а всё-таки взрослыми способами). Так как действительно, пока меткость и результативность в еде далеки от совершенства — съедается меньшая порция в единицу времени.

Придумайте, что поможет вам успокаиваться и держать себя в руках. Смотреть, как другой медленно и бог знает как делает то, что вы могли бы сделать быстро и хорошо — пытка. Возможно вам нужно что-то, что поможет вам отвлечься и не вмешиваться. Я не шучу. Это действительно трудно и заслуживает столько же уважения, сколько и упорство ребёнка на его пути к умелой самостоятельной еде.

Ребенок уже умеет пользоваться ложкой, но поев немного сам, просит его докормить. А наевшись, закрывает рот. Как сделать так, чтобы он ел самостоятельно?

У ребёнка уже сформировалась привычка, что вы его докармливаете. С одной стороны, ему так легче, а возможно, он просто сдался, видя ваше большое желание его накормить и тревогу, что он мало ест и просто позволяет вам его кормить. Хорошая новость в том, что он чувствует своё тело и когда наедается, даёт вам об этом сигнал, закрывая рот.

Начать следует с того, чтобы довериться ребёнку, его чувству голода и насыщения. Попробуйте давать ему съесть столько, сколько он съедает сам и не докармливать. Если ребёнок будет следовать за своим чувством голода, то увидев, что вы не настаиваете, не пытаетесь докормить, будет есть сам. Тут можно ещё подстраховаться, готовя на первых порах его любимые блюда.

И ещё можно попробовать во время его еды заняться своими делами или начать есть, подавая ему пример. Чтобы он видел, что ваши руки заняты и кормить его вы не можете.

Как быть, если ребёнок, съев пару ложек убегает из-за стола?

Как вы определяете, что ребёнок голодный? Отбросив собственные стереотипы о еде, важно понаблюдать за ребёнком, чтобы понять, а действительно ли наше понятие голода совпадает с реальностью. Дети могут быть разные — есть те, которые едят меньше, но часто.

Что вы делаете, когда считаете, что ребёнок голоден? Важно понять, что вы в такой ситуации чувствуете и как себя ведёте. Вот ребёнок поел, вышел из-за стола, побежал и у вас есть тревога, что он не наелся. Что вы делаете? Пытаетесь ли вы его уговорить, привлечь различными способами (например, мультфильмами), обещаниями? Или, смирившись, пытаетесь накормить его хоть чем-нибудь? Например, идёте на уступки и даёте печеньки и облегчённо вздыхаете «ну хоть что-нибудь съел»?

Ребёнок с одной стороны следует за своими потребностями, с другой — действует в тех рамках, которые вы ему ставите. Он к этим рамкам адаптируется, если они, конечно, поставлены вовремя и грамотно. Здесь важна ваша последовательность: «Хорошо, я вижу, что ты наелся. Можешь выходить из-за стола и идти играть».

В следующий раз, когда он приходит и говорит, что хочет есть, вы не предлагаете ему печенье, перекусы или сладкие напитки, а предлагаете полезную еду. Если он отказывается, говорите: «Значит, ты не голоден».

Ещё вариант — предложить ребёнку еду на выбор. Что ты хочешь — кашу или котлету? Но это зависит от того, что принято в вашей семье. Некоторые действительно учитывают пожелания каждого члена семьи, но есть семьи, где у мамы нет возможности готовить несколько блюд на выбор. Поэтому готовится одно блюдо и оно предлагается всем. В этом случае попробуйте составить меню, которое ребёнок любит, чтобы снять лишнее сопротивление и напряжение.

Если вы будете последовательны, сами для себя решите и убедитесь в том, что голодный ребёнок будет есть то, что вы предлагаете, то всё получится. Ребёнок, у которого нет медицинских случаев, никогда не будет действовать себе во вред. То, что он привык есть, играя с едой, или привык бегать туда-сюда — это последствия того, что но уверен рано или поздно ему дадут ту пищу, на которой он настоит. Это всё про границы.

Ребёнок только тем и занимается, что за столом размазывает еду ложкой. Что можно сделать?

В первую очередь речь идёт о границах. Мамы, которые дают ребёнку ложку, могут воспринимать его игры как нечто забавное или то, что он получает сенсорный опыт. Но нельзя забывать, что время идёт, ребёнок растёт и воспринимает сложившуюся ситуацию как норму. Это вряд ли поменяется само собой, и потребуется время, чтобы ситуацию поменять.

Дожидайтесь момента, когда ребёнок действительно очень голоден. Пусть это будет после сна или прогулки, когда он действительно голоден.

Накладывайте ребёнку немного еды. И обратите внимание на посуду и место, за которым ребёнок ест, чтобы всё стимулировало его к самостоятельной еде.

Читайте также:  Как ребенка заставить кушать 4 года

После этого можно переходить к установлению границ. Как только ребёнок начал баловаться с едой, вы его мягко останавливаете и даёте альтернативу: «Если хочешь есть, то ешь как принято — ложкой или вилкой. Если наелся, можешь пойти поиграть или помочь мне убрать посуду».

Как переучить ребёнка есть с играми, если его внимание не удаётся удержать больше пяти минут?

Еда — это не игра и нет потребности удерживать на ней внимание. И здесь вопрос не в том, чтобы удерживать внимание, ведь когда ребёнок голоден, он будет есть сосредоточено столько времени, сколько нужно для насыщения. Здесь вопрос в правильной организации процесса.

Важно выбрать удачный момент, когда ребёнок действительно голоден и сосредоточен на этой своей потребности. Предоставьте ребёнку удобное место, удобные инструменты и немного еды, покажите пример.

В тот момент, когда дети начинают баловаться с едой, важно пресечь это поведение и предложить выбор: либо ребёнок продолжает есть и делает это, как принято в семье, либо он не голоден и может выходить из-за стола. И здесь придётся какое-то время проявить терпение и настойчивость, так как со стороны ребёнка может быть и возмущение, и попытки проверить ваши границы и твёрдость правил, которые вы хотите ввести: «Действительно ли мама не разрешает баловаться с едой? А если я покричу, потребую, поплачу?»

Важно, чтобы вы были заодно с папой и бабушками. Поговорите с ними, объясните важность того, что именно сейчас закладывается правильное поведение и нормы. Что потом привычки очень сложно изменить, просто так с возрастом они не изменятся. Придерживаетесь единой линии поведения и во время баловства детей твёрдо, но спокойно пресекайте нежелательное поведение: «Если ты наелся, давай уберём посуду, а ты можешь пойти поиграть». Только так ребёнок примет это правило и почувствует облегчение: правило действует, нет такого, что сегодня одно, а завтра другое или что мама говорит одно, а бабушка другое.

Анастасия Кузнецова — психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт курса Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет

Статьи по теме установления ниц с ребёнком:

Как установить границы дозволенного

Устанавливаем границы: запреты и наказания

Источник

Виктория Фролова20 июня 2008, 23:16

Привет,моей девочке 15месяцев,но она уже ест сама я только докармлеваю.Я сначала налевала ей суп отдельно в маленькую тарелку,давала ей ложку и она там»плюхалась»в это время я кормила её сама.Но как не странно сначала она научилась есть вилкой.Счастливо

Мышь22 июня 2008, 15:05

А нам год и четыре. Но мы пока хорошо тоже не кушаем. А у нас вообще аппетит плохой :( Но моя Любонька пытается кушать вилкой, ложкой. Пить со стаканчика. Ей вообще нравиться повторять все за взрослыми :) Правда, получается — не очень, где прольет. где до рта не донесет. Но ей это нравится

Ира, решили придумать себе проблему?Вот уж об этом я и не печалилась, моя доча только сейчас сама стала есть, ей три года, до этого она баловалась сама, но в основные приемы пищи я кормила только сама, а так творожок или макаронки ковыряла часу в тарелке ради забавы, все постепенно происходит, каждый ребенок будет есть ложкой и вилкой в семье, где едят ложкой и вилкой, вот и все, только кто-то делает это раеьше, а кто-то позже, тоже самое происходит относительно горшка, наша соседка ходила в горшок с 8 месяцев, а мы только в два года пошли,и я даже не заморачивалась по этому поводу! Желаю удачи!

Ир,а ты просто посади дочь за свой маленький столик со стуом.сделай по-есть и на ложи немножко в железную тарелку и дай в руки маленькую ложку.ЕЩЕ отдельно наложи и корми из другой тарелки где больше еды.вообщем пусть пачкается играет с едой и ложкой-будет страшно мазюкаться терпи,потом вымаешь все и переоденешь ребенка.но зато научится есть.пока она играется с посудой и едой ты в рот только успеай ей закладывать.потом все будет как надо.у меня то же проблема нам 1,10 но некак не едим сами.а сегодня вот так сделала так у него такой интерес появился к еде так это непередать-сам стал ложку повсякому в руках перебирать да иеще так жадно я знай только успевала в рот суп закладывать-ух,здорово!!!!попробуй и потерпи все будет у нас в вами ОКЕЙ!!!!(ТОЖЕ ПОСОВЕТОВАЛИ МАМЫ У КОГО УЖЕ ОПЫТ ЕСТЬ)

То, что ложку надо давать и маленькую тарелку ребенку об этом можно догадаться и без опыта.

Юльяша1 июля 2008, 00:27

Я согласна со Светланой Гоганян. Все приходит в свое время. Но единственное скажу, не учите ребёнка как пользоваться ложкой, начиная с супов. На хужой конец хотя бы с киселя густого. А так, дайте ему свободу, дети умней нас всех, просто покажите на своем примере для чего те или иные столовые приборы, и поверьте, ему будет интересно. А для того чтобы он лучше держал эти приборы, поиграете с ними. Насыпьте в одну тарелку крупы (лучше гороха или фасоли), и покажите как интересно пересыпать эту сыпучку в пустую тарелку. Только следите, чтоб в рот не потащил. Тогда уж замените на (макаронные изделмя). Удачи Вам!

Ирина Голуб-Григорьева3 июля 2008, 20:20

Привет! Для нас это тоже своего рода проблема.Нам сейчас 2 года и месяц, а в 2 годика мы пошли в садик, где нужно кушать самому. До этого на все мои предложения кушать самому я получала мотание головой и отказ, поэтому кормила сынулю сама. В садике воспитатели постоянно говорят мне, чтобы я сама не кормила его дома. но дома ситуация повторяется- Артур снова машет головой -отказыывается, а ложку берет в руки только в садике. Вот я и жду, когда воспитатели и нянечка сами научат его кушать. кроме всего этого он еще и не хочет пить из чашки, а только из бутылочки, которую он познал после года, когда перестал кормиться грудью.

Привет! Для нас это тоже своего рода проблема.Нам сейчас 2 года и месяц, а в 2 годика мы пошли в садик, где нужно кушать самому. До этого на все мои предложения кушать самому я получала мотание головой и отказ, поэтому кормила сынулю сама. В садике воспитатели постоянно говорят мне, чтобы я сама не кормила его дома. но дома ситуация повторяется- Артур снова машет головой -отказыывается, а ложку берет в руки только в садике. Вот я и жду, когда воспитатели и нянечка сами научат его кушать. кроме всего этого он еще и не хочет пить из чашки, а только из бутылочки, которую он познал после года, когда перестал кормиться грудью.

Читайте также:  Положительные качества ребенка 4 года

Привет, у нас такиеже проблемы, моя дочь ходит в садик и ее кормят, но она отказывается жевать. Ей 2,2, что мне делать не знаю.

я научила сына есть самостоятельнотак.дети вообще постоянно копируют кого то и этим надо пользоваться,я сама садилась кушать и тимку сажала,и главное как раз не давать детям маленькие тарелочки,а давать «взрослую» посуду,у меня сразу начал за мной повторять и ел большими ложками и вилками,а постепенно мы перешли на детскую посуду,а ещё здорово если у знакомых есть дети которые сами едят,можно сходить к ним с ребёнком что бы он увидел как кушают другие детки,можно сходить в детские кафе,там тоже много маленьких детей которые едят сами,вообщем главное чтобы ваш малыш постоянно наблюдал за вами и за другими детьми,и резузьтат не зеставит ждать.

Анастасия Листопад7 июля 2008, 16:18

У нас такая же проблема. Сыну уже 2 года, но сам не кушает, хотя в принципе умеет кое-как это делать. Каждый раз во время кормления даю ему ложку, заставляю есть самостоятельно, но он съедает ложки 3-4, остальное кормлю я. Как только я пытаюсь оставить его одного за тарелкой, сразу кричит, что кормить будет мама.

Непонятно, зачем мамам нужно, чтобы их дети в два года ели сами, это очень рано,и, извините. это не проблема! всем ясно, что дети повторяют действия взрослых. и будут есть ложкой и ввилкой годам к трем уже хорошо, а так по любому докармливать надо тем более в два года.

Допустим для того что бы он мог себя в саду обслужить сам,я например переживала бы покормят его или нет,а так я уверена что он будет сыт.

Оллька1 октября 2008, 07:00

А мне воспитатель в укор ставит, то что моя дочь плохо ест сама, а из кружки пить отказывается(даже если не она ее держит). И вообще не слушает воспитателя и делает только то что хочет. Я поприсутствовала в группе(дети от 1,5 до 2,5 лет) и действительно все едят сами кто-то лучше кто-то хуже(из кружки пьют абсолютно все). За столом не повернуться не развернуться неразрешают, только ложкой руками не помогать. Хотя дома Настенька сама ест я не помогаю, но зато и рукой может залезть и крутся очень сильно за столом. Мы ходим 5 день в сад.

Евгения Чёрная8 июля 2008, 11:18

Моей дочери почти 4 годика, но она не хочет есть сама!Единственное,что она ест сама это макароны с сыром и больше ничего!Что делать с ней не знаю, мы уже и обыграть пытались весь процесс кормления и что только не предпринимали, но результатов никаких!!!!

У вас с аппетитом проблема?

Юлия 9 июля 2008, 08:36

Моей доче через несколько дней 3 года. Основной пищей сама кормлю. Но вот десетры и мороженное есть самостоятельно и ложкой и вилкой и еще ножом помогает. Думаю,что ребенок отказывается есть самостоятельно,чтоб привлечь мамино внимание.А если голоден,найдет способ ужержать ложку. Согласна со Светланой, куда спешите?

Я обычно накладывала своей дочке в тарелку, давала ей вилку/ложку смотря, что мы ели, сама брала другую вилку/ложку и из этой же тарелки кормили, когда она сама ела иногда я кормила. Чюмазка была страшная, еда была везде и на столе и на полу. Я все это терпела и постепенно она начала самостоятель есть

В его возрасте это нормально, у меня так же было, да и сейчас иногда бывает ест нормально суп ложкой, а картошку, мясо руками через раз ловит. Потерпите и все наладится.

Gaian31 июля 2008, 23:01

Когда сын был поменьше мы всегда садили его за стол вместе с собой и он наблюдал как это делают взрослые.К годику когда я его кормила стал требовать отдельную ложку,чтоб есть самому. Теперь мы едим ложку он, ложку мама.И не чего страшного нет что ребенок что-то берет ручками помогайте ему в этом.Возмите его ручку и покажите как надо зачерпнуть пищу как лудше в ротик отправить, а со временем он и сам начнет.Главное терпиния….

Михаил Ильин1 августа 2008, 15:47

У нас тоже не хотела сама есть с ложки.Как пару раз сводили в детсад,и о, чудо!-дай ложку сама буду,больше ни как.

Михаил Ильин1 августа 2008, 15:49

Кстати,нам год и десять.Сама ложкой есть около месяца

Моему ребенку в сентябре будет 3 года, сам кушать отказывается, хотя умеет. Откуда такая лень? Если еще макароны — то может вилкой сам под настроение, а так….нет. Что делать, не знаю.

У меня две дочки.17 лет и 1 год и 6 месяцев. Учила кушать их одинаково.Обеи не хотели, что бы их кормили, только сами.Сначала на столик ставила тарелочку,а в нее клала ягодки или печенье мелкое,горошинки и т.д.Потом пробовала давать пищу грубую,которую можно и рукой взять и ложкой (кашу, макароны, овощи)И всегда у них своя тарелочка, а у меня та из которой я пытаюсь подкормить. Иногда продукты летали, если они есть не хотели. Сейчас маленькая ест только сама, правда не всегда достаточно по-моему представлению, но видимо ей больше и не надо. Конечно всегда одеваем фартучек с кармашкой и половина еды в нем, пол грязный, но все это убирается после еды. А дочка еще и помогает мести или мыть полы.

Анжела, то же и я делала, а на счет фартука….ни в какую, снимает и фартук с себя, и полотенце. Не надо мне. Мести и мыть пол — просто обожает, и посуду помогает мыть, и даже копирует мытье зеркал.
Кушать сам просто ленится.

Источник