Ребенок со сложным нарушением развития курсовая
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РФ
МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ
ИНСТИТУТ
КАФЕДРА Логопедии
Дисциплина: «ППД»
Контрольная работа
№ 11
тема
Студентки 4 курса
Пиюренко Т. А.
Москва, 2013
Контрольная работа 11:
1. Определите понятия «дети
со сложными нарушениями развития»;
«осложненные нарушения развития».
2. Приведите примеры возможных
сочетаний нарушений у детей
со сложными нарушениями развития.
3. В чем заключаются
особенности клинико-психолого-педагогического
изучения детей со сложными нарушениями
развития?
Благодаря современным методам
исследования у части детей с
разными нарушениями развития кроме
основного дефекта удается установить
наличие одного или даже двух дополнительных
нарушений, значительно усложняющих психическое
развитие ребенка. У большинства детей,
обучающихся в специальных школах разного
вида, выявляют осложненный или сложный
тип нарушений; так, многие дети с выраженной
умственной отсталостью имеют множественные
нарушения.
Сложными нарушениями
развития называют наличие двух или более выраженных
первичных нарушений у одного ребенка.
При этом первичные нарушения, входящие
в состав сложного дефекта, связаны с повреждением
разных систем организма.
Так, могут сочетаться выраженные
нарушения:
- -зрения и ДЦП,
- -слуха и ДЦП,
- -зрения и слуха,
- -зрения и речи и т.д.
Именно эти достаточно
выраженные комплексные нарушения
развития должны диагностироваться
у детей как сложные виды нарушений
как можно раньше. Именно по отношению к этим детям необходимо понимать,
что сочетание таких дефектов у одного
ребенка дает особую картину нарушений
психического развития, которая требует
особой коррекционной помощи.
Однако только один вид сложного
дефекта — сочетание нарушений
зрения и слуха у одного ребенка, который
принято относить к слепоглухоте, можно
считать достаточно изученным, и только
по отношению к этим детям разработаны
специальные программы и методы обучения.
В настоящее время
выделяются группы детей со сложным
дефектом:
- умственно отсталые глухие или слабослышащие;
- умственно отсталые слабовидящие или слепые (частично-видящие);
- слепоглухонемые;
- глухие слабослышащие.
Одновременное поражение нескольких
функций внутри одной системы
организма как результат воздействия
определенного неблагоприятного фактора
можно назвать осложненным дефектом.
Например, результатом перинатального
поражения ЦНС может стать
сочетание ликвородинамических, двигательных
и поведенческих расстройств, которые
могут рассматриваться как симптомы
осложненной умственной отсталости. А
результатом менингита, перенесенного
в раннем детстве, может стать глухота,
осложненная компенсированной гидроцефалией
и эпилепсией или амблиопией и косоглазием.
Дети с осложненным нарушением, как правило,
могут успешно обучаться вместе с детьми,
имеющими общий с ними основной дефект,
для них нет необходимости создавать особые
программы и методы обучения, достаточно
бывает индивидуального подхода, учитывающего
их особенности.
Исходя из этого, дискуссионной проблемой остается отнесение
к сложному дефекту тех видов глубокого
органического поражения ЦНС, следствием
которого является глубокое отставание
в умственном развитии, осложненное сенсорными,
двигательными и речевыми нарушениями
как результат недоразвития или локального
поражения ряда областей коры головного
мозга ребенка. Эти случаи часто относят
к множественному
виду нарушений.
Для своевременной диагностики
сложного и множественного нарушения
развития требуется комплексное
клинико-психолого-педагогическое изучение ребенка.
Единая комплексная
программа обследования детей с
выраженным нарушением в психическом
развитии должна включать:
- -обязательное первичное медицинское, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое комплексное обследование ребенка;
- -регулярные повторные обследования состояния слуха и зрения у детей со всеми видами нарушений;
- -регулярные повторные психолого-педагогические обследования детей.
Медицинское или клиническое
обследование должно проводиться с
участием врачей разных специальностей (педиатра, невролога,
психиатра, офтальмолога, отоларинголога
и генетика), с учетом данных лабораторных
(биохимических), рентгенологического
(компьютерная томография и МРТ) и других
исследований. Для своевременной диагностики
сложных нарушений развития у ребенка
очень важны знания о причинах, которые
могут привести к поражению сразу нескольких
систем организма человека. Анализируя
причины первичного нарушения у ребенка,
принято обсуждать вероятность его наследственного
либо экзогенного происхождения. Сложное
и множественное нарушение развития у
ребенка может быть вызвано одной или
двумя причинами, разными по происхождению.
Например, один дефект может иметь генетическое,
а другой — экзогенное происхождение;
каждый из дефектов может иметь причиной
разные экзогении и т. д.
В случае сложного нарушения развития,
когда у ребенка имеется два
первичных дефекта, можно рассматривать
шесть разных нозологических вариантов:
1) первый дефект имеет генетическое,
а второй экзогенное происхождение;
2) первый дефект имеет экзогенное, а второй
генетическое происхождение;
3) оба дефекта обусловлены разными
генетическими факторами, действующими
независимо друг от друга;
4) оба дефекта обусловлены разными
экзогенными факторами, действующими
независимо;
5) оба дефекта представляют собой
разные симптомы одного и того же наследственного
синдрома или заболевания;
6) оба дефекта возникли в результате
действия одного и того же
экзогенного фактора.
Литература
Основная
Басилова Т. А. Психология детей со сложными
нарушениями развития // ? Основы социальной
психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой.
— М., 2002. — С. 374-397.
Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети: Развитие
психики в процессе формирования поведения.
— М., 1974.
Розанова Т. В. Методы прихолого-педагогического
изучения глухих детей со сложными дефектами
//Дефектология. — 1992. — № 2, 3.
Дополнительная
Блюмина М.Г. Распространенность, этиология
и некоторые особенности клинических
проявлений сложных дефектов // Дефектология.
— 1980. — № 3.
Источник
Правительство Москвы
Департамент образования
города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра «Адаптивная физическая
культура»
Курсовая работа на тему:
«Психолого-педагогическая
помощь детям с комплексным нарушением
развития»
Научный руководитель: Аксенова Л.И. | Выполнила: Студентка 4* группы Специальности АФК Соломатина Дарья |
Москва 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА 1. Проблема сложных нарушений ГЛАВА 2. Понятие о психолого-педагогической ГЛАВА 3. Теоретические основы 3.1 Концепция психолого-педагогической 3.2 Коррекционно-педагогическая 3.3 Обзор программно-методических ГЛАВА 4. Методические |
Введение.
Создание
единой системы комплексной помощи
детям, имеющим сложные нарушения,
в настоящее время является одним
из приоритетных направлений современного
специального (коррекционного) образования.
Признание государством ценности социальной
и образовательной интеграции детей
с ограниченными возможностями
здоровья (далее – дети с ОВЗ)
и отказ от представлений о
«необучаемых детях» определили появление
двух взаимосвязанных процессов. С
одной стороны, современный уровень
развития научных достижений в сфере
медицины, специальной психологии и
коррекционной педагогики в целом
позволяет обеспечить необходимый
для успешной интеграции уровень
психического развития определенных категорий
детей с ОВЗ. С другой стороны,
в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях растет доля «тяжелых»
детей с комплексными нарушениями.
По результатам исследований в настоящее
время данная категория составляет
до 40% контингента специальных образовательных
учреждений (В.Н. Чулков «Развитие и
образование детей со сложными нарушениями
развития»)
Однако система
обучения и сопровождения детей
со сложными (комплексными) нарушениями
в развитии до сих пор находится
в стадии становления. При этом
специалисты и педагогические работники
зачастую оказываются не готовыми осуществлять
действенную помощь таким детям.
Это обусловлено несколькими
факторами:
1) На современном
этапе имеются апробированные, научно
обоснованные программы обучения
и воспитания детей с ОВЗ,
ориентированные на одно ведущее
(первичное) нарушение. Однако
применение этих программ в
работе с детьми, имеющими сочетание
нескольких первичных нарушений,
не обеспечивает в полной мере
эффективность коррекционного воздействия.
2) Категория
детей с комплексными нарушениями
крайне разнообразна по структуре,
степени и характеру проявлений,
в связи с этим достаточно
сложно выработать какие-либо
единые подходы к обучению
и сопровождению таких детей
с учетом всех факторов.
3) Необходим
комплексный подход к обучению
и сопровождению, систематическая
длительная коррекционная работа,
организованная на всех возрастных
этапах усилиями разных специалистов.
При этом сложно скоординировать
взаимодействие специалистов разных
ведомств и служб постоянно
и непрерывно (здравоохранения, социального
обеспечения и образования).
4) Недостаточно
разработана система ранней помощи
таким детям, а это обусловливает
устойчивость и фиксированность
нарушений, появление множества
вторичных отклонений и трудности
компенсации нарушенных функций
у ребенка.
5) Тенденция
к появлению новых вариаций
сложных нарушений определяет
проблемы диагностики и планирования
содержания коррекционной работы
с учетом индивидуальных особенностей
и компенсаторных возможностей
ребенка.
Как видим, вопросы
обучения и воспитания детей данной
категории являются малоизученными
и носят дискуссионный характер.
Вместе с тем практическая потребность
в изучении, определении образовательных
возможностей детей с комплексными
нарушениями, а также разработки
системы их социализации крайне высока.
В связи с изменением нормативно-правовой
базы и гуманизацией отношений в
образовательном пространстве возникла
необходимость дальнейшей разработки
подходов помощи детям со сложными нарушениями
развития, что обусловлено возрастающим
их количеством, выявлением новых вариантов
сочетанных нарушений и широкой распространенностью
таких детей в специальных образовательных
учреждениях. В ряде научных публикаций
и нормативных документов «сложное нарушение»
обозначается как «комплексное нарушение»,
что дает основание рассматривать их как
взаимозаменяемые понятия.
Современные технологии изучения
детей c отклонениями в развитии позволили
выделить более 20 видов сложных и множественных
нарушений, в которых могут сочетаться
первичные сенсорные, двигательные, речевые,
эмоциональные нарушения, а также сочетания
этих дефектов с умственной отсталостью
разной степени (Т.А. Басилова, Т.В. Розанова).
Сочетание всех составных элементов комплексного
нарушения это не просто суммарное сложение
отдельных нарушений, это сложная конъюнкционная
структура, в которой все имеющиеся нарушения
оказывают влияние друг на друга, в результате
чего мы имеем дело со сложным многофункциональным
нарушением развития. Вариативность сочетаний
первичных нарушений и различная степень
их выраженности приводят к неравномерности
формирования высших психических функций,
негативно отражаются на функционировании
познавательной сферы ребенка, сказываются
на социальной адаптации и значительно
затрудняют образовательный процесс.
Исследований по проблеме изучения особенностей
психического развития детей с комплексными
нарушениями дошкольного возраста и определения
степени сформированности базовых компонентов
психической деятельности, социального
и речевого развития проводилось недостаточно.
Глава 1. Понятие о психолого-педагогической
помощи.
Психологическая
помощь – система комплексного психореабилитационного
воздействия, направленная на повышение
социальной активности, развитие самостоятельности,
укрепление социальной позиции личности
ребенка с нарушением в развитии,
формирование системы ценностных установок
и ориентации, развитие интеллектуальных
процессов, которые соответствуют
психическим и физическим возможностям
ребенка (И.И. Мамайчук).
В процессе
психологической помощи детям с
ОВЗ необходимо учитывать сложную
структуру, специфичность их развития,
характер сочетания в картине
их состояния биологических и
социальных факторов развития, особенности
социальной ситуации развития, степень
выраженности изменений личности в
связи с заболеванием, особенности
межличностного общения в семье
и в социуме.
В широком
смысле психологическая помощь является
системой психологических воздействий,
нацеленных на исправление имеющихся
у детей недостатков в развитии
психических функций и личностных
свойств.
В узком смысле
психологическая помощь — это
один из способов психологического воздействия,
направленный на гармонизацию развития
личности ребенка, его социальной активности,
адаптации, формирование адекватных межличностных
отношений.
Среди специалистов,
деятельность которых связана с
определением такой помощи, кроме
психологов могут быть врачи-психиатры,
психотерапевты, психоневрологи, педагоги,
социальные работники.
В связи с
этим существует несколько моделей
психологической помощи детям и
подросткам с ОВЗ.
Педагогическая
модель. Педагогическая модель включает в себя
оказание помощи родителям в воспитании
детей. Педагог-консультант анализирует
вместе с родителями сложившуюся ситуацию
и вырабатывает программу мер, направленных
на ее изменение.
Диагностическая
модель. Как правило, объектом диагностики оказываются
дети или подростки с ОВЗ, с трудностями
в учебе, с отклонениями в поведении. Причем
сам процесс диагностики является комплексным
и предполагает участие группы специалистов
для осуществления медицинской, педагогической
или психологической диагностики. Диагностическая
модель широко используется в медико-психолого-педагогических
комиссиях, где рассматривается вопрос
о дальнейшем обучении ребенка.
Социальная
модель помощи чаще используется в семейной
консультации. Такого рода помощью может
быть, например, знакомство родителей
детей с проблемами в развитии друг с другом
с целью общения, знакомство родителей
с имеющимися в городе социальными службами,
например родительские ассоциации, семейный
клубы и др.
Медицинская
модель помощи предполагает усилия специалистов,
направленные на лечение, реабилитацию
детей с проблемами в развитии, а также
на психическую адаптацию здоровых членов
семьи к особенностям больного ребенка.
Психологическая
модель помощи, опираясь на закономерности
психического развития ребенка и подростка,
предполагает анализ особенностей формирования
познавательных процессов и личности
ребенка или подростка с проблемами в
развитии и разработку адекватных методов
психологического воздействия, т. е. оказание
всесторонней психологической помощи.
По своему
характеру психологическая помощь
может состоять:
- в рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка;
- в рекомендации методов воспитания, обучения;
- в рекомендации по профессиональной ориентации подростков;
- в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении;
- в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.
Цель,
задачи, принципы оказания психолого-педагогической
помощи.
Целью психологической
помощи является обеспечение психолого-педагогических
условий психореабилитационного воздействия,
способствующих повышению социальной
активности, развитию самостоятельности,
укреплению социальной позиции личности
ребенка с нарушением в развитии, формированию
системы ценностных установок и ориентации,
развитию интеллектуальных процессов,
с учётом психических и физических возможностей
ребенка.
Для достижения
поставленной цели необходимо решение
ряда задач, среди которых: устранение
вторичных личностных реакций на имеющийся
психический или физический дефект, неадекватный
стиль семейного воспитания, госпитализм
и др.
Основными принципами
организации психологической помощи являются:
- принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии — в процессе оказания психологической помощи ребёнку учитывается не специфика отдельной психической функции, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями;
- каузальный принцип — психологическая помощь детям с нарушениями в развитии должна быть сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения;
- принцип комплексности — психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий;
- принцип деятельностного подхода — психологическая помощь должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка.
Глава 2. Проблема
сложных нарушений развития в современных
научных исследованиях.
Для того чтобы
осуществлять эффективную коррекционную
помощь, необходимо иметь четкое представление
о структуре нарушения. Понятие
структуры дефекта ввел Л. С. Выготский.
и обосновал системное строение нарушения,
характер сложных иерархических взаимоотношений
между первичным, биологически обусловленным
нарушением (ядром сложного симптомокомплекса)
и вторичными социально обусловленными
отклонениями в развитии.
Согласно
Л.С. Выготскому, первичное нарушение
вызывает ряд вторичных отклонений.
Они в неблагоприятных социальных
условиях (например, при отсутствии
своевременной диагностики и
коррекции) усугубляют первичный, так
как не выполняют компенсаторную
функцию. Психолого-педагогическое воздействие
будет направлено, в первую очередь,
на коррекцию и предупреждение вторичных
дефектов. Для преодоления первичных
нарушений необходимо медицинское
воздействие. Однако даже использование
современных достижений медицины не
всегда позволяет в полном объеме
компенсировать первично нарушенную функцию.
Источник