Ребенок со сложным нарушением развития курсовая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ
ИНСТИТУТ

КАФЕДРА Логопедии

Дисциплина: «ППД»

Контрольная работа
№ 11

тема

Студентки 4 курса 

Пиюренко Т. А.

Москва, 2013

Контрольная работа 11:

1. Определите понятия «дети 
со сложными нарушениями развития»; 
«осложненные нарушения развития».

2. Приведите примеры возможных 
сочетаний нарушений у детей 
со сложными нарушениями развития.

3. В чем заключаются 
особенности клинико-психолого-педагогического
изучения детей со сложными нарушениями
развития?

 Благодаря современным методам 
исследования у части детей с 
разными нарушениями развития кроме 
основного дефекта удается установить
наличие одного или даже двух дополнительных
нарушений, значительно усложняющих психическое
развитие ребенка. У большинства детей,
обучающихся в специальных школах разного
вида, выявляют осложненный или сложный
тип нарушений; так, многие дети с выраженной
умственной отсталостью имеют множественные
нарушения.

Сложными нарушениями 
развития называют наличие двух или более выраженных
первичных нарушений у одного ребенка.
При этом первичные нарушения, входящие
в состав сложного дефекта, связаны с повреждением
разных систем организма.

Так, могут сочетаться выраженные
нарушения:

  • -зрения и ДЦП,
  • -слуха и ДЦП,
  • -зрения и слуха,
  • -зрения и речи и т.д.

Именно эти достаточно
выраженные комплексные нарушения 
развития должны диагностироваться 
у детей как сложные виды нарушений 
как можно раньше. Именно по отношению к этим детям необходимо понимать,
что сочетание таких дефектов у одного
ребенка дает особую картину нарушений
психического развития, которая требует
особой коррекционной помощи.

Однако только один вид сложного
дефекта — сочетание нарушений 
зрения и слуха у одного ребенка, который
принято относить к слепоглухоте, можно
считать достаточно изученным, и только
по отношению к этим детям разработаны
специальные программы и методы обучения.

В настоящее время 
выделяются группы детей со сложным 
дефектом:

  • умственно отсталые глухие или слабослышащие;
  • умственно отсталые слабовидящие или слепые (частично-видящие);
  • слепоглухонемые;
  • глухие слабослышащие.

Одновременное поражение нескольких
функций внутри одной системы 
организма как результат воздействия 
определенного неблагоприятного фактора
можно назвать осложненным дефектом.

Например, результатом перинатального
поражения ЦНС может стать 
сочетание ликвородинамических, двигательных
и поведенческих расстройств, которые 
могут рассматриваться как симптомы
осложненной умственной отсталости. А
результатом менингита, перенесенного
в раннем детстве, может стать глухота,
осложненная компенсированной гидроцефалией
и эпилепсией или амблиопией и косоглазием.
Дети с осложненным нарушением, как правило,
могут успешно обучаться вместе с детьми,
имеющими общий с ними основной дефект,
для них нет необходимости создавать особые
программы и методы обучения, достаточно
бывает индивидуального подхода, учитывающего
их особенности.

Исходя из этого, дискуссионной проблемой остается отнесение
к сложному дефекту тех видов глубокого
органического поражения ЦНС, следствием
которого является глубокое отставание
в умственном развитии, осложненное сенсорными,
двигательными и речевыми нарушениями
как результат недоразвития или локального
поражения ряда областей коры головного
мозга ребенка. Эти случаи часто относят
к множественному
виду нарушений.

Для своевременной диагностики 
сложного и множественного нарушения 
развития требуется комплексное 
клинико-психолого-педагогическое изучение ребенка.

Единая комплексная 
программа обследования детей с 
выраженным нарушением в психическом 
развитии должна включать:

  • -обязательное первичное медицинское, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое комплексное обследование ребенка;
  • -регулярные повторные обследования состояния слуха и зрения у детей со всеми видами нарушений;
  • -регулярные повторные психолого-педагогические обследования детей.

Медицинское или клиническое 
обследование должно проводиться с 
участием врачей разных специальностей (педиатра, невролога,
психиатра, офтальмолога, отоларинголога
и генетика), с учетом данных лабораторных
(биохимических), рентгенологического
(компьютерная томография и МРТ) и других
исследований. Для своевременной диагностики
сложных нарушений развития у ребенка
очень важны знания о причинах, которые
могут привести к поражению сразу нескольких
систем организма человека. Анализируя
причины первичного нарушения у ребенка,
принято обсуждать вероятность его наследственного
либо экзогенного происхождения. Сложное
и множественное нарушение развития у
ребенка может быть вызвано одной или
двумя причинами, разными по происхождению.
Например, один дефект может иметь генетическое,
а другой — экзогенное происхождение;
каждый из дефектов может иметь причиной
разные экзогении и т. д.

В случае сложного нарушения развития,
когда у ребенка имеется два 
первичных дефекта, можно рассматривать 
шесть разных нозологических вариантов:

1) первый дефект имеет генетическое,
а второй экзогенное происхождение; 

2) первый дефект имеет экзогенное, а второй
генетическое происхождение;

3) оба дефекта обусловлены разными 
генетическими факторами, действующими 
независимо друг от друга; 

4) оба дефекта обусловлены разными 
экзогенными факторами, действующими 
независимо;

5) оба дефекта представляют собой
разные симптомы одного и того же наследственного
синдрома или заболевания;

6) оба дефекта возникли в результате 
действия одного и того же 
экзогенного фактора. 

Литература

Основная

Басилова Т. А. Психология детей со сложными
нарушениями развития // ? Основы социальной
психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой.
— М., 2002. — С. 374-397.

Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети: Развитие
психики в процессе формирования поведения.
— М., 1974.

Розанова Т. В. Методы прихолого-педагогического
изучения глухих детей со сложными дефектами
//Дефектология. — 1992. — № 2, 3.

Дополнительная

Блюмина М.Г. Распространенность, этиология
и некоторые особенности клинических
проявлений сложных дефектов // Дефектология.
— 1980. — № 3.

Источник

Правительство Москвы

Департамент образования 
города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ 
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кафедра «Адаптивная физическая
культура»

Курсовая работа на тему:

«Психолого-педагогическая
помощь детям с комплексным нарушением
развития»

Научный руководитель:

Аксенова Л.И.

Выполнила:

Студентка 4* группы

Специальности  АФК

Соломатина Дарья

Москва 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Проблема сложных нарушений
развития в современных научных исследованиях.

ГЛАВА 2.  Понятие о психолого-педагогической
помощи. Цель, задачи,
принципы оказания психолого-педагогической
помощи.

ГЛАВА 3. Теоретические основы
психолого-педагогической помощи детям
с комплексными нарушениями развития.

3.1 Концепция психолого-педагогической
работы с детьми, 
имеющими сложное нарушение.

 3.2 Коррекционно-педагогическая
помощь детям с комплексными нарушениями
развития

3.3 Обзор программно-методических
материалов обучения и воспитания детей
со сложными нарушениями развития

ГЛАВА 4.   Методические
рекомендации к составлению индивидуальной
программы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Введение.

Создание 
единой системы комплексной помощи
детям, имеющим сложные нарушения,
в настоящее время является одним 
из приоритетных направлений современного
специального (коррекционного) образования.
Признание государством ценности социальной
и образовательной интеграции детей 
с ограниченными возможностями 
здоровья (далее – дети с ОВЗ)
и отказ от представлений о 
«необучаемых детях» определили появление 
двух взаимосвязанных процессов. С 
одной стороны, современный уровень 
развития научных достижений в сфере 
медицины, специальной психологии и 
коррекционной педагогики в целом 
позволяет обеспечить необходимый 
для успешной интеграции уровень 
психического развития определенных категорий 
детей с ОВЗ. С другой стороны,
в  специальных (коррекционных) образовательных 
учреждениях растет доля «тяжелых» 
детей с комплексными нарушениями.
По результатам исследований в настоящее 
время данная категория составляет
до 40% контингента специальных образовательных 
учреждений (В.Н. Чулков «Развитие и 
образование детей со сложными нарушениями 
развития»)

Однако система 
обучения и сопровождения детей 
со сложными (комплексными) нарушениями 
в развитии до сих пор находится 
в стадии становления.  При этом
специалисты и педагогические работники 
зачастую оказываются не готовыми осуществлять
действенную помощь таким детям.
Это обусловлено несколькими 
факторами:

1) На современном 
этапе имеются апробированные, научно 
обоснованные программы обучения 
и воспитания детей с ОВЗ, 
ориентированные на одно ведущее 
(первичное) нарушение. Однако 
применение этих программ в 
работе с детьми, имеющими сочетание 
нескольких первичных нарушений, 
не обеспечивает в полной мере 
эффективность коррекционного воздействия. 

2)  Категория 
детей с комплексными нарушениями 
крайне разнообразна по структуре, 
степени и характеру проявлений,
в связи с этим достаточно 
сложно выработать какие-либо 
единые подходы к обучению 
и сопровождению таких детей 
с учетом всех факторов.

3) Необходим 
комплексный подход к обучению 
и сопровождению, систематическая 
длительная коррекционная работа,
организованная на всех возрастных 
этапах усилиями разных специалистов.
При этом сложно скоординировать 
взаимодействие специалистов разных 
ведомств и служб постоянно 
и непрерывно (здравоохранения, социального 
обеспечения и образования).

4) Недостаточно 
разработана система ранней помощи 
таким детям, а это обусловливает 
устойчивость и фиксированность 
нарушений, появление множества 
вторичных отклонений и трудности 
компенсации нарушенных функций 
у ребенка. 

5) Тенденция 
к появлению новых вариаций 
сложных нарушений определяет 
проблемы диагностики и планирования 
содержания коррекционной работы 
с учетом индивидуальных особенностей 
и компенсаторных возможностей 
ребенка. 

Как видим, вопросы 
обучения и воспитания детей данной
категории являются малоизученными
и носят дискуссионный характер.
Вместе с тем практическая потребность 
в изучении, определении образовательных 
возможностей детей с комплексными
нарушениями, а также разработки
системы их социализации крайне высока.

В связи с изменением нормативно-правовой
базы и гуманизацией отношений в 
образовательном пространстве возникла
необходимость дальнейшей разработки
подходов помощи детям со сложными нарушениями
развития, что обусловлено возрастающим
их количеством, выявлением новых вариантов
сочетанных нарушений и широкой распространенностью
таких детей в специальных образовательных
учреждениях. В ряде научных публикаций
и нормативных документов «сложное нарушение»
обозначается как «комплексное нарушение»,
что дает основание рассматривать их как
взаимозаменяемые понятия.

Современные технологии изучения
детей c отклонениями в развитии позволили
выделить более 20 видов сложных и множественных
нарушений, в которых могут сочетаться
первичные сенсорные, двигательные, речевые,
эмоциональные нарушения, а также сочетания
этих дефектов с умственной отсталостью
разной степени (Т.А. Басилова, Т.В. Розанова).
Сочетание всех составных элементов комплексного
нарушения это не просто суммарное сложение
отдельных нарушений, это сложная конъюнкционная
структура, в которой все имеющиеся нарушения
оказывают влияние друг на друга, в результате
чего мы имеем дело со сложным многофункциональным
нарушением развития. Вариативность сочетаний
первичных нарушений и различная степень
их выраженности приводят к неравномерности
формирования высших психических функций,
негативно отражаются на функционировании
познавательной сферы ребенка, сказываются
на социальной адаптации и значительно
затрудняют образовательный процесс.
Исследований по проблеме изучения особенностей
психического развития детей с комплексными
нарушениями дошкольного возраста и определения
степени сформированности базовых компонентов
психической деятельности, социального
и речевого развития проводилось недостаточно.

Глава 1. Понятие о психолого-педагогической
помощи.

Психологическая
помощь – система комплексного психореабилитационного
воздействия, направленная на повышение 
социальной активности, развитие самостоятельности,
укрепление социальной позиции личности
ребенка с нарушением в развитии,
формирование системы ценностных установок 
и ориентации, развитие интеллектуальных
процессов, которые соответствуют 
психическим и физическим возможностям
ребенка (И.И. Мамайчук).

В процессе
психологической помощи детям с 
ОВЗ необходимо учитывать сложную 
структуру, специфичность их развития,
характер сочетания в картине 
их состояния биологических и 
социальных факторов развития, особенности 
социальной ситуации развития, степень 
выраженности изменений личности в 
связи с заболеванием, особенности 
межличностного общения в семье 
и в социуме.

В широком 
смысле психологическая помощь является
системой психологических воздействий,
нацеленных на исправление имеющихся 
у детей недостатков в развитии
психических функций и личностных
свойств.

В узком смысле
психологическая помощь — это 
один из способов психологического воздействия,
направленный на гармонизацию развития
личности ребенка, его социальной активности,
адаптации, формирование адекватных межличностных 
отношений.

Среди специалистов,
деятельность которых связана с 
определением такой помощи, кроме 
психологов могут быть врачи-психиатры,
психотерапевты, психоневрологи, педагоги,
социальные работники.

В связи с 
этим существует несколько моделей 
психологической помощи детям и 
подросткам с ОВЗ.

Педагогическая 
модель. Педагогическая модель включает в себя
оказание помощи родителям в воспитании
детей. Педагог-консультант анализирует
вместе с родителями сложившуюся ситуацию
и вырабатывает программу мер, направленных
на ее изменение.

Диагностическая
модель. Как правило, объектом диагностики оказываются
дети или подростки с ОВЗ, с трудностями
в учебе, с отклонениями в поведении. Причем
сам процесс диагностики является комплексным
и предполагает участие группы специалистов
для осуществления медицинской, педагогической
или психологической диагностики. Диагностическая
модель широко используется в медико-психолого-педагогических
комиссиях, где рассматривается вопрос
о дальнейшем обучении ребенка.

Социальная 
модель помощи чаще используется в семейной
консультации. Такого рода помощью может
быть, например, знакомство родителей
детей с проблемами в развитии друг с другом
с целью общения, знакомство родителей
с имеющимися в городе социальными службами,
например родительские ассоциации, семейный
клубы и др.

Медицинская
модель помощи предполагает усилия специалистов,
направленные на лечение, реабилитацию
детей с проблемами в развитии, а также
на психическую адаптацию здоровых членов
семьи к особенностям больного ребенка.

Психологическая
модель помощи, опираясь на закономерности
психического развития ребенка и подростка,
предполагает анализ особенностей формирования
познавательных процессов и личности
ребенка или подростка с проблемами в
развитии и разработку адекватных методов
психологического воздействия, т. е. оказание
всесторонней психологической помощи.

По своему
характеру психологическая помощь
может состоять:

  • в рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка;
  • в рекомендации методов воспитания, обучения;
  • в рекомендации по профессиональной ориентации подростков;
  • в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении;
  • в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Цель,
задачи, принципы оказания психолого-педагогической
помощи.

Целью психологической
помощи является обеспечение психолого-педагогических
условий психореабилитационного воздействия,
способствующих повышению социальной
активности, развитию самостоятельности,
укреплению социальной позиции личности
ребенка с нарушением в развитии, формированию
системы ценностных установок и ориентации,
развитию интеллектуальных процессов,
с учётом психических и физических возможностей
ребенка.

Для достижения
поставленной цели необходимо решение 
ряда задач, среди которых: устранение
вторичных личностных реакций на имеющийся
психический или физический дефект, неадекватный
стиль семейного воспитания, госпитализм
и др.

Основными принципами
организации психологической помощи являются:

  • принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии — в процессе оказания психологической помощи ребёнку учитывается не специфика отдельной психической функции, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями;
  • каузальный принцип — психологическая помощь детям с нарушениями в развитии должна быть сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения;
  • принцип комплексности — психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий;
  • принцип деятельностного подхода —   психологическая помощь должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка.

Глава 2. Проблема
сложных нарушений развития в современных
научных исследованиях.

Для того чтобы 
осуществлять эффективную коррекционную 
помощь, необходимо иметь четкое представление 
о структуре нарушения. Понятие 
структуры дефекта ввел Л. С. Выготский.
и обосновал системное строение нарушения,
характер сложных иерархических взаимоотношений
между первичным, биологически обусловленным
нарушением (ядром сложного симптомокомплекса)
и вторичными социально обусловленными
отклонениями  в развитии.

Согласно 
Л.С. Выготскому, первичное нарушение 
вызывает ряд вторичных отклонений.
Они в неблагоприятных социальных
условиях (например, при отсутствии
своевременной диагностики и 
коррекции) усугубляют первичный, так 
как не выполняют компенсаторную
функцию. Психолого-педагогическое воздействие 
будет направлено, в первую очередь,
на коррекцию и предупреждение вторичных 
дефектов. Для преодоления первичных 
нарушений необходимо медицинское 
воздействие. Однако даже использование 
современных достижений медицины не
всегда позволяет в полном объеме
компенсировать первично нарушенную функцию.

Источник