Песенки для развития ребенка

Песенки для развития ребенка thumbnail

Спокойное звучание приятной мелодии для всех возрастов идет только на пользу. Музыка для детей является дополнительным способом развития. Человек формирует свою личность в результате совокупности окружающих его факторов. В их числе – окружающие звуки, которые играют немаловажную роль в развитии отдельных участков мозга. Спокойное мелодичное звучание создает хорошее настроение, задает позитивный тон, приободряет. Спокойные песни, наоборот, успокаивают и помогают расслабиться. Не зря с древних времен принято новорожденному петь колыбельные. Медленная, тихая, ласковая мелодия вместе с маминым голосом помогает малышу позабыть о насыщенном дне и спокойно уснуть.

Ребенок и ноты

Ребенок и ноты

Физиология слуха у младенцев

Диагностика слуха у новорожденных проводится еще в родильном доме на вторые-третьи сутки. Медицинский персонал посещает каждого младенца со специальным устройством, которое измеряет способность уха ребенка воспринимать звуки. Если отмечаются отклонения в развитии органа слуха, такого ребенка внимательно наблюдают еще в течение трех месяцев для того, чтобы исключить аномалии развития или подтвердить диагноз. Современная медицина способна медикаментозно или хирургически решить проблему тугоухости или глухоты для ребенка в любом возрасте.

Строение детского уха отличается от взрослого, в силу небольшого размера самого черепа. Слуховой проход, соединяющий ушную раковину с барабанной перепонкой, очень короткий и напоминает щель. По мере роста головы проход будет удлиняться и округляться. Сама барабанная перепонка имеет более пологое положение, чем у взрослого. Ее отклонение от горизонтали слухового прохода составляет всего 10˚. Она плотнее и толще, чем у детей 3-4 лет и взрослых, потому как состоит из нескольких слоев.

В возрасте 5-6 лет барабанная перепонка у детей составляет уже больший угол по отношению к слуховому проходу, который равен 45˚. У взрослого человека она располагается практически вертикально – на уровне 75˚.

Диагностика слуха

Диагностика слуха

Пока ребенок не достиг месячного возраста, его можно приучить к домашнему шуму, чтобы не стараться создать идеальную тишину во время детского сна в дальнейшем. Пока грудничок только учится воспринимать звуки, большинство их них является для него лишь фоновым шумом, который становится нормой при постоянном звучании.

Внимание! Если с первых дней жизни родители не меняют своего поведения во время сна и бодрствования ребенка, малыш привыкает к шуму и спокойно спит под голоса родителей и звуки их домашних забот. Если с первых дней жизни ребенка во время его сна создается идеальная тишина, любой случайный чих обязательно будет будить младенца и в старшем возрасте.

О пользе музыки для детей

Грамотно подобранная музыка способна благотворно влиять на эмоциональное состояние человека в любом возрасте. Особо чувствительны к музыке дети. Они, еще не имея музыкальных пристрастий, будут воспринимать музыку как эмоцию, воплощенную в звучании. Поэтому особенно полезна для грудничков именно классическая музыка. Она не имеет прикрепленного текста, который своей интонацией способен навязать восприятие исполнителя.

Однако и классика может быть сложной для психики месячного ребенка. Включать произведения Баха или Хачатуряна не стоит до 5-7 летнего возраста. Они несут в себе слишком большую эмоциональную нагрузку. Младенцам для обучения звукам музыкальных инструментов лучше подойдут такие композиторы, как Чайковский, Вивальди или Моцарт. Их произведения более мелодичные, исполняются в большинстве своем клавишными и духовыми музыкальными инструментами, в то время как произведения Хачатуряна насыщены партиями для ударных инструментов.

Игра на фортепиано

Игра на фортепиано

Слушая классическую музыку, младенец развивает воображение. Если до прослушивания музыкальных произведений он был занят игрой с яркой игрушкой, её краски будут использованы воображением для восприятия звуков.

Детские веселые песни также несут ряд полезных качеств для развития маленьких детей. Они имеют простой ритм, который легко запомнить. Развивается память – спустя пару месяцев, ребенок уже станет без труда узнавать мелодии по первым нотам и демонстрировать свою симпатию или недовольство относительно родительского выбора. Не стоит навязывать песню ребенку, на которую он реагирует плачем, даже если родители считают конкретное произведение лучшим из лучших.

Колыбельные песни для малышей до 1 года должны стать неотъемлемой частью приготовления ко сну. Помимо самого спокойного ритма и тянущейся мелодии, эти произведения несут стратегически важную функцию – привычку засыпать вовремя. Если перед тем, как уложить ребенка спать, его сначала купают, потом увлажняют кожу кремом, после чего кормят, и под колыбельную он засыпает, выработается ритуал отхождения ко сну. По строго соблюдаемой последовательности действий ребенок уже будет психологически готов к следующей процедуре. Это очень важный элемент в формировании уверенности в себе. Заранее зная, что дальше с ним будет происходить, ребенок чувствует уверенность и не беспокоится лишний раз.

Веселая танцевальная музыка для детей от 1 года позволяет развивать восприятие чувства ритма. Даже 8 месячный малыш, услышав знакомую заводную мелодию, начнет стараться двигать телом в такт музыке. Одно из самых первых танцевальных движений осваивают ножки. Если ребенок уже умеет стоять, он непременно будет пытаться несильно и часто приседать под музыку, работая коленными суставами.

Какую музыку включать новорожденным

Новорожденные дети в силу своего только начинающегося развития не нуждаются в песнях со словами. Музыка для таких малышей должна быть позитивной, но не заводной. Предпочтение следует отдавать классике, исполняемой клавишными, духовыми или струнными музыкальными инструментами. Максимально стараться избегать интерпретаций с использованием ударных и электронных инструментов.

Музыка для новорожденного

Только что родившемуся малышу самыми полезными звуками станет музыка природы:

  • пение птиц в лесу;
  • шум морских волн;
  • песни сверчков;
  • шелест капель дождя в листве.

Для первых дней жизни такие звуки подойдут лучше всего. Ребенок в первый месяц еще не способен концентрировать свое внимание на мелодии, поэтому лучшим выбором будет естественный природный звуковой фон, понятный любому живому существу на инстинктивном уровне. Музыка природы позволит ребенку расслабиться. Частота птичьих голосов благоприятно влияет на нервную систему, избавляя от тревог и волнения.

Развивающая музыка и песни для грудничков

Детские песенки для малышей от 0 и старше не должны быть инструментально перегружены. Лучше пусть это будут веселые песни, содержащие один-два музыкальных инструмента и голос. Музыка будет способствовать развитию в том случае, если не заставляет ребенка нервничать. Лучшая музыка для развития эмоционального равновесия – та, которая не раздражает.

Дети в возрасте 5-6 месяцев уже способны запоминать мелодию, поэтому для того, чтобы развивалась память, лучше использовать на музыкальных уроках простейшие детские песенки – четверостишья. Когда они станут для ребенка узнаваемыми, появится возможность влиять с их помощью на капризное состояние малыша, отвлекая его от плача приятной знакомой песней.

Первые детские песенки должны быть преимущественно на родном языке ребенка, потому как фонографическое восприятие с первых месяцев влияет на формирование речи малыша. Слыша родную речь, ребенок подсознательно будет понимать взрослое произношение, к которому в дальнейшем ему предстоит стремиться. Так, звучание французских песен для русскоязычных детей может увеличить риск картавого произношения звука «р» в старшем возрасте. Поэтому привычные советские детские песенки – лучший вариант для ознакомления с миром музыки для всех возрастов, начиная с самого раннего.

Первый танец

Первый танец

Музыкальный час для детей до года

Общая продолжительность музыкальных занятий для детей не должна превышать одного часа за весь день. Таким образом, музыкальный час для детей до года необходимо разбить на 5-10 минут звучания с часовыми перерывами. Ритмичная и веселая музыка сначала порадует малыша, но позже быстро надоест и может стать раздражителем.

Дополнительная информация. Самое лучшее время для прослушивания музыкальных произведений – сразу после кормления, когда ребенок сыт. В этот промежуток времени у малыша не будет никаких особых желаний. Он сыт, доволен и готов к новым открытиям. Мама, включив небольшое количество детских песенок подряд, может отвлечься на личные дела.

Советские песенки

Советские песенки

Песенки для детей возрастом от 0 до года могут стать помощником в вопросе подготовки ребенка к каким-либо процедурам. Например, использование одного и того же произведения, которое успело понравиться малышу, во время подготовки к купанию проинформирует ребенка о том, что наступило время плавания. Если каждое важное действие подкреплять музыкальным сопровождением, внимательно подбирая детские песенки для младенцев, вскоре можно будет даже понять, хочет ребенок, к примеру, купаться или нет.

Если, услышав песню, которую мама ему включает каждый раз перед тем, как начать водные процедуры, ребенок закапризничал, это будет означать, что само купание ему не приносит радость. Родителям следует сделать определенные выводы: либо изменить температуру воды, чтобы малыш чувствовал себя комфортно, либо отложить водные процедуры на 15-20 минут, пока ребенок не будет к этому готов.

Читайте также:  Статья развитие мозга ребенка

Очень часто дети, узнающие колыбельную, начинают плакать не от того, что сама песня им не нравится, а потому, что они не желают, чтобы их укладывали спать. Таким образом, с помощью музыки можно облегчить понимание младенческой речи.

Какую музыку для новорожденных включать нельзя

Песенки для малышей, возрастом до 1 года и старше, должны приносить только положительную реакцию. Музыкальные вкусы родителей и новорожденного зачастую не совпадают. Родители должны понимать, что, если они решили открыть своему ребенку музыкальный мир, не стоит начинать с агрессивного металла или рока, даже если родители от него без ума.

Агрессивное исполнение

Агрессивное исполнение

Категорически запрещается включать детям любого возраста:

  • электронную музыку;
  • произведения, написанные для ударных инструментов;
  • раздражающие нервную систему рычащие песни рок-исполнителей;
  • песни не должны содержать ненормативную лексику;
  • звучание оргáна позволительно открывать для ребенка, достигшего 7 летнего возраста, так как его специфическое воспроизведение способно породить чувство тревоги у грудничков;
  • нарочито низкий мужской бас исполнителя также может вызвать волнение малыша, негативно влияя на незрелую нервную систему;
  • не путать режим дня музыкальными произведениями – утро нужно начинать с веселых детских песен, вечером включать только спокойную музыку.

Ни в коем случае нельзя использовать наушники в качестве источника звука. Музыка для малышей до 1 года должна исходить из удаленного источника, ненавязчиво и негромко. Она не должна пугать, создавать эмоциональный дискомфорт и расстраивать ребенка. Путешествуя с ребенком в автомобиле, желательно отказаться от некачественного сигнала радиоволн. Звучание должно быть чистым, без частотного мусора и шипения. Если планируется длительное путешествие с младенцем, желательно приобрести заранее музыкальный детский диск с качественной лицензионной записью.

Нельзя использовать наушники

Нельзя использовать наушники

Не перегружая детей музыкой, можно открыть для них волшебный мир фантазии и ритма, который, несомненно, благотворно влияет на развитие нервной системы и мозговой активности. Музыка – волшебное открытие человечества, незримый помощник в коррекции настроения и поведения даже взрослых людей.

Видео

Источник

Детские песни для развития речи ребенка важно использовать с перинатального периода. По мнению психологов, уже в утробе матери малыш слышит различные звуки. После рождения следует петь малышу колыбельные, включать во время игровой деятельности классическую музыку. С 1 года логопеды советуют применять логоритмику, развивающую музыкальный слух, психологические процессы, речь.

Роль музыки в развитии говорения

Классическая музыка благотворно влияет на детей

Кроха с рождения овладевает речевой деятельностью с помощью повторения. Ребенок внимательно смотрит на губы родителей, мимику, жесты, запоминает эмоциональное значение слова, старается произносить со временем знакомые фразы. Музыка помогает малышу слушать, что немаловажно в процессе научения говорению. Если кроха не научится слышать звуки, повторять, процесс овладения речью может быть затруднительным.

Малышам с рождения до 2 лет предлагается включать классическую музыку. Ученые Вашингтонского университета провели интересное исследование. Детям предлагалось разделиться на две группы. Одна играла с игрушками в течение 15 минут, другая на протяжении данного времени прослушивала классическую музыку. В итоге во второй группе детей выявлена высокая восприимчивость к звукам. Педиатры, психологи акцентируют внимание на использовании музыки в научении говорению. Малыши быстрее овладевают «словом» при занятиях музыкой.

После 2 лет нужно петь с ребенком. Песня влияет на важные процессы в мозге, учит слушать, повторять, пропевать, запоминать слова. Когда кроха поет, развивается дыхание, голос, чувство темпа, ритма, дикция, слух. Певческая деятельность позволяет:

  • развивать артикуляцию, учит не «проглатывать» слова, окончания;
  • формировать речевую выразительность, когда ребенок старается петь интонационно;
  • проговаривать сложные звуки (р, л, с, ф, ж, ш, ч);
  • развивать образное мышление, память, внимание.

Мама поет малышу

Забавная песенка про животных способна развеселить кроху, научить запоминанию, активизировать на повторение слогов, слов. Знакомая каждому распевка «Далеко, далеко, на лугу пасется ко…» помогает развивать психологические процессы, хороший слух, говорение, правильную артикуляцию. Младенцам психологи рекомендуют включать во время сна и бодрствования классическую музыку для малышей. Доказано, 60% детей засыпают, и спят лучше под спокойную умиротворенную мелодию Моцарта, Шопена, Вивальди, Шуберта, Бетховена.

Читайте также:  Критерии оценки развития ребенка диагностика

Что такое логоритмика

Песни и музыку можно не только прослушивать, но и выполнять одновременно задания развивающего характера. Логоритмика позволяет слушать, двигаться, петь. Главная задача − развивать психологические процессы, говорение, музыкальный слух у малыша с помощью музыки, повторения движений под песенку за взрослым. Активно используется логоритмика в дошкольных учреждениях.

Подходят занятия для разных возрастов, от 2 лет до 14 дети любят танцевать под музыку, повторять, копировать движения за взрослым. Логоритмика включает разнообразный материал:

  • математический счет;
  • физические упражнения под музыку (приседания, ходьба, движения руками и т. д.);
  •  движения на дыхание и артикуляцию;
  • интонационное пение;
  • игры на развитие психомоторных процессов;
  • танцы (развитие координации, ловкости, музыкальности, чувства ритма, темпа, освобождают энергию у гиперактивных детей);
  • упражнения для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;
  • игры на развитие мимики, жестов;
  • релаксацию.

Занятия по логоритмике дают результаты:

  • Развивается интонационная речь, мимика, жесты.
  • Совершенствуется крупная и мелкая моторика.
  • Ребенок познает различные эмоции.
  • Улучшается дикция, благодаря подвижности артикуляционных органов.
  • Развитие говорения.

Детям от года до 3 лет подойдут песни на развитие мимики, жестов, танцевальная логоритмика, песенки, позволяющие повторять слоги, простые слова, игры пальчиками. В дошкольном возрасте используют игры на развитие памяти, внимания, речи. Детям необходимо повторять за взрослым движения в такт музыки, пропевать музыкальные фразы. У младших школьников развитие речи не прекращается. Дети учатся читать, осваивают буквы, могут возникнуть трудности с произношением отдельных слогов, звуков. Логоритмика в начальной школе позволяет облегчить процесс обучения.

Упражнения и игры по логоритмике

Песни для развития речи у детей делятся по возрастной группе. Малышам от 12 месяцев до трех лет можно использовать следующие игры.

Название игры и цель примененияПесенка
Пальчиковая гимнастика: развитие психологических процессов, мелкой, крупной моторики, координации, речи.Вот большой кочан капусты

(дети имитируют с помощью рук большой кочан),
Но без соли он невкусный.
Будем мы его рубить

(дети стучат по столу ребрами ладоней)
И солить-солить-солить

(указательный, большой и средний пальцы соединяются, имитация посыпки солью).
Хорошенько все пожмем

(руки активно, быстро сжимаются и разжимаются в ладошках)
И морковочки натрем

(имитация работы на терке с помощью кулака и открытой ладони).

Гномики: способствует развитию артикуляции, ритмичности, физическому развитию.Ветер дует громко в уши,

(звук «у», губы трубой)

Облака плывут над сушей.

(звук «оооо», махи руками над головой)

Пошел дождь и даже гномики

(стучать по открытой ладони подушечками пальцев)

Быстро спрятались все в домики

(накрыть голову руками, изображая крышу домика).

С детьми дошкольного возраста родители могут играть в следующие игры:

  • Ладушки. Знакомая песенка с детства каждому родителю помогает малышу в освоении говорения, мелкой и крупной моторики рук. Важно, чтобы ребенок проговаривал слова вместе со взрослым.
  • У жирафа пятна. Любимая игра для детей, где необходимо петь, повторять движения за взрослым на скорость. «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде» (повтор слов 2 раза, ребенок должен ладошками хлопать по всему телу). «На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах, коленях и носках» (необходимо указательными пальцами показывать на каждую часть тела в песенке). После повторяется песня, меняются только герои: слон, котята, зебра. С каждым новым зверем скорость игры убыстряется.
  • Шар. «Летит, летит по небу шар» (дети показывают руками большой круг). «По небу шар летит» (руками показывают взмах крыльев). «Но знаем мы, что этот шар никак не долетит» (указательным пальцем в стороны). Дети должны не только показывать движения, но и повторять слова, ускоряться при каждом новом пении.

Групповое занятие по логоритмике

Логопеды советуют с рождения привлекать кроху к играм с музыкой. Родители не замечают, что во многих повседневных делах используют приемы логоритмики. Можно делать массаж и пропевать малышу песенку, совершая определенные движения под музыку. Младенец будет внимательно следить за эмоциями мамы, папы, отражать их, что является отличным стимулом для дальнейшего говорения. Играть можно на улице, во время прогулки, используя мяч, скакалку, другие приспособления. Советские дети играли в классики, прыгая по нарисованным квадратам и проговаривая считалку, что также является логоритмикой.

Источник