Применение инструментария и методов диагностики развития ребенка

Мария Карабанова
Описание инструментария педагогической диагностики

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагогаобразовательной организации:

• наблюдение;

• проблемная (диагностическая) ситуация;

• беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

• индивидуальная;

• подгрупповая;

• групповая.

Описание инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: фиксировать па прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.

2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: сказка «Теремок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»

3. Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: игрушки герои сказок по количеству детей.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Давайте расскажем сказку „Колобок»».

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Знает свои имя и фамилию, имена родителей.

Методы: беседа.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут папу/маму?»

2. Умеет 1руппировать предметы по цвету, размеру, форме.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная

посуда/ одежда/мебель.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое»

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: дидактическая игра «Какой звук».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Повтори за мной — А, У. О, Э, Ы. Хлопни тогда, когда услышишь А».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат, треугольник, заготовка ваза.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Укрась вазу».

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: зонтик.

Форма проведения: подгрупповая. групповая.

Задание: «Сейчас мы будем играть в игру „Солнышко и дождик“. Когда я скажу „солнышко», дети бегают. Когда скажу „дождик“, дети бегут под

Зонтик.

Источник

Изыгашева Зебинисо
Инструментарий проведения педагогической диагностики развития детей 3–7 лет

Система оценки качества дошкольного образования на уровне ДОО должна обеспечивать участие всех заинтересованных субъектов, идентифицируемых в этом пространстве,и в то же время выполнять свою основную задачу: обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

СЛАЙД 2

Во ФГОС ДО заявлены приоритеты:

• поддержки разнообразия детства и соответствующей вариативности содержания, форм и методов дошкольного образования;

• обеспечения развивающего характера дошкольного образования, развития личности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

• открытого характера дошкольного образования, учитывающего интересы и потребности семьи;

• обеспечения творческого характера профессиональной деятельности и профессионального развития педагогов в системе дошкольного образования.

Система оценки качества дошкольного образования, должна поддерживать ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста, учитывать факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного постиндустриального общества. Система оценки качества ДОО должна поддерживать вариативность образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих выбор для семьи, для образовательной организации и для педагогов в соответствии с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве, а также в соответствии с разнообразием вариантов образовательной среды и местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях РФ. Тем самым обеспечивается качество дошкольного образования в разных условиях его реализации в масштабах всей страны.

Закон об образовании в РФ (Глава VII, ст. 64, п. 2) СЛАЙД 3

и Стандарт дошкольного образования (Раздел IV, п. 3.2.3.,СЛАЙД 4

п. 4.5.- СЛАЙД 5

исключают как проведение аттестации на дошкольном уровне, так и использование результатов диагностики (исследования) индивидуального развития детей в ДОО при оценке качества дошкольного образования.

При этом в ФГОС ДО в п. 3.2.3. закреплено положение, что «оценка индивидуального развития детей проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)».

При этом критерии оценки и педагогический инструментарий дошкольные организации выбирают самостоятельно.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности.

СЛАЙД 6

Основные диагностические методы педагогаобразовательной организации:

• наблюдение;

• проблемная (диагностическая) ситуация;

• беседа.

• анализ продуктов (результатов) детской деятельности.

Формы проведения педагогической диагностики: СЛАЙД 7

• индивидуальная;

• подгрупповая;

• групповая.

Наблюдение – это исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения.Наблюдение может быть: — целенаправленным/случайным (в зависимости от наличия или отсутствия цели и плана); — свободным (не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры проведения) /стандартизированным (заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается); — включенным (исследователь принимает участие в деятельности наблюдаемых (вместе с ними играет, трудится, рисует) /не включенным (исследователь не вмешивается в деятельность наблюдаемых); — кратковременным, эпизодическим (в течение незначительного отрезка времени) /длительным, систематическим (от нескольких дней до нескольких лет); — опосредованным /непосредственным (по характеру контакта с испытуемыми); — широким (за возрастной группой детского сада) /узким (за отдельным ребенком);

Беседа – это исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности, уровень знаний, интересов, мотивов действий, поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Имеет четко осознаваемую цель, вопросы формулируются точно, лаконично.

Анализ продуктов детской деятельности – это изучение рисунков, поделок, аппликаций, лепки, конструкций ребенка, а также анализ словотворчества (сочинение рассказов, сказок, стихотворений, песен и т. д., различных видов игр, других продуктов деятельности, характеризующих особенности психических функций ребенка, его состояний и свойств личности, общительности, сформированности представлений об окружающей жизни и т. д.

Читайте также:  Что нужно для полноценного развития ребенка

Основные методы (наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности) могут использоваться в комплексе, в ходе совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности дошкольников, в процессе проведения ООД.

Выше озвученные методы широко известны и достаточно часто применяемы. Немного подробнее остановимся на методе «Проблемная (диагностическая) ситуация»

СЛАЙД 8

Главной проблемой для воспитателя является способ создания педагогической проблемной ситуации, а также ее превращения в диагностическую. Выделенные С. И. Семенака шесть способов создания проблемных ситуаций (Семенака С. И., 2014) можно объединить в три на основе сходства их содержания. Наиболее простой и универсальный способ, указывает автор, состоит в применении проблемного вопроса относительно действий участников, мотивов их поступков, чувств и переживаний,представлений о нормах и правилах: «Какое настроение у доброго волшебника? А у злого?». Но ведь формулировка вопроса должна основываться на содержании ситуации, описывающей отношения героев.

Второй способ опирается на наблюдение и обсуждение с детьми возникающих в реальном взаимодействии конфликтов или вычленение конфликтов, в которые попадают персонажи картин, художественных произведений.

Третий способ предполагает выполнение творческого задания,лежащего в основе проблемной ситуации: «Придумай историю о том, как…»; «Нарисуй доброго и злого волшебников». И в этом случае должна быть продумана структура, содержание ситуации и цели ее использования.

СЛАЙД 9

Перейдем к способу превращения готовой проблемной ситуации в диагностическую. Н. П. Гришаева предполагает последовательное соблюдение ряда этапов по использованию проблемной ситуации для диагностики:

1) Проектировочный или подготовительный направлен на планирование, построение исследования, т. е. на то, чтобы выявить его проблему, сформулировать предмет и цель, поставить задачи, выдвинуть гипотезу, подобрать методы и методики, построить сценарий диагностики

2) Содержательно-организационный состоит в проведении диагностики от установления контакта с детьми к применению разработанного сценария (создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни детей, или предъявление уже готовой ситуации) и соответствующих методов исследования (эксперимент, наблюдение, беседа).

3) Аналитико-результативный включает анализ и обобщение воспитателем результатов – зафиксированных ответов и поведения ребенка с точки зрения выбранных критериев, т. е. количественную обработку, качественный анализ, интерпретацию результатов, определение формы их предоставления, формулирование диагностических выводов.

4) Прогностический предполагает что воспитатель, основываясь на формулировке прогноза развития обследуемого ребенка, определения пути его дальнейшего развития, переходит к планированию развивающей работы с ним, в том числе по составлению рекомендаций родителям и другим педагогам.

Проблемные ситуации превращаются в эффективное средство социально-коммуникативного развития и одновременно диагностики, если отвечают определенным структурно-содержательным принципам их построения и этапности в их организации, что позволяет естественно соединить образование и диагностику в педагогической деятельности воспитателя.

Воспитателю важно уметь не только создавать, применять на занятиях и в повседневной жизни проблемные ситуации, управлять процессом их разрешения, но и грамотно их анализировать с точки зрения диагностических возможностей для оценки развития ребенка, т. е. трансформировать педагогические ситуации в диагностические и обратно.

СЛАЙД 10

Большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Оборудование должно быть разнообразным, т. е. предусматривать свободу выбора в соответствии с интересом ребенка. Материала и оборудования должно быть более чем достаточно, чтобы не гасли инициатива и желание выполнять. Предпочтительно использовать материалы и оборудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание, способы выполнения диагностического задания.

Важное условие диагностики —приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т. д. Так, например, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений (проверить состояние моторики).

Полученные результаты позволяют говорить насколько эффективно построена образовательная работа в ДОУ и насколько качественно осуществляется взаимодействие с каждым конкретным ребенком

СЛАЙД 11

За последнее время с 2013 – 2018 года предпринимаются попытки разработки инструментария оценки качества дошкольного образования,и некоторые из них ограниченно апробируются в практике:

– внутренняя оценка качества дошкольного образования (на уровне ДОО, сфокусированная на экспертизе психолого-педагогических условий реализации основной общеобразовательной программы в дошкольной организации в пяти образовательных областях, определенных ФГОС ДО (2014-2015 гг.);

СЛАЙД12

– шкалы ECERS-R, инструментарий апробировался в рамках лонгитюдного исследования качества дошкольного образование «Московским городским педагогическим университетом (далее – ГАОУ ВО МГПУ) совместно с Рособрнадзором (2017 – 2019 гг.). слайд картинку этого документа

– шкалы ECERS-3, представляющие собой переработанные ECERS-R;

СЛАЙД13

– работа коллектива авторов из Германии «Оценка и развитие качества дошкольного образования» (книга состоит из двух частей: методика и практическое руководство по оценке и развитию качества дошкольного образования, изложение и обоснование национального (немецкого) каталога критериев качества, все критерии приведены в оригинальной авторской версии).

Тем не менее, простого и удобного инструмента для педагогического наблюдения, позволяющего определять индивидуально-групповую картину развития детей в соответствии с общепринятыми возрастными нормами развития и, при необходимости, в случае обнаружения отставания детей в той или иной сфере развития или «забегания вперед» большой части группы, изменять тактику организации текущего образовательного процесса (подтягивать дефицитные сферы или усложнять содержание, учитывая достигнутый уровень развития) до сих пор нет.

Поэтому необходим удобный компактный инструментарий педагогического наблюдения – «Карты развития», позволяющий педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса.

Источник

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОБУ «ДЕТСКИЙ САД №48 «Пчелка»»

г. Тамбов

     Диагностический инструментарий для изучения интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста, разработанный в рамках федерального проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования». Предлагаемый диагностический инструментарий отражает сущность используемых при изучении интегративных качеств дошкольников низкоформализованных и высокоформализованных методов.

Для изучения диагностического инструментария необходимо ознакомиться с текстовым материалом (согласно представленному плану).

План.

1. Особенности реализации диагностического инструментария.

2. Сущность используемых низкоквалифицировани высокоформализованных методов оценки интегративных качеств.

3. Диагностические методики изучения интегративных качеств.

4. Ресурсы, необходимые для эффективной реализации диагностического инструментария.

1. Особенности реализации диагностического инструментария.

     Цель диагностики заключается в изучении физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

     Были выделены задачи диагностики:

1. определить наиболее эффективные методы, методики психолого-педагогической диагностики;

2. установить периодичность диагностики,

3. определить специалистов ДОУ, ответственных за проведение диагностики;

4) апробировать разработанный диагностический инструментарий.

     Учитывая требование к построению системы мониторинга об «…использовании только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки» (ФГОС), педагогическим коллективом дошкольного учреждения в качестве диагностического инструментария был определен инструментарий, предложенный в примерной программе «Успех» на электронном носителе, позволяющий провести мониторинговые процедуры педагогическому коллективу в оптимальные сроки, и автоматизировано обработать полученные данные. (Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов с приложением на электронном носителе – М.: Просвещение, 2011).

Читайте также:  Разностороннее развитие ребенка это

Для оценки сформированности интегративных качеств использовались следующие критерии:

  • наличие или отсутствие качества;
  • устойчивость проявления качества;
  • объем материала, освоенный ребенком.

     При этом в системе оценок учитывалось как наличие/отсутствие сформированного качества, так и зона его ближайшего развития. В качестве индикаторов динамики развития интегративных качеств выступают показатели развития ребенка и определялись в соответствии с программой.

     При проведении диагностики необходимым является соблюдение следующих принципов:

– комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;

– изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения;

– педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;

– участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родителей, воспитателей, педагогов);

Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, необходимо принимать во внимание:

– физическое развитие и состояние ребенка;

– психофизиологические особенности его возраста;

– динамику физического развития (анамнез);

– состояние слуха, зрения;

– особенности развития двигательной сферы;

– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

Представим этапы организации диагностической работы.

1.     Определение целей и постановка задач, разработка методических рекомендаций для проведения психолого-педагогической диагностики.

2.     Разработка критериев оценки уровней сформированности интегративных качеств.

3.     Разработка плана проведения диагностического обследования.

4.     Подготовка материала для диагностики.

5.     Реализация низко- и высокоформализованных методов диагностики при изучении интегративных качеств дошкольников.

6.     Заполнение схемы динамики индивидуального и группового развития интегративных качеств (в сравнении за два полугодия).

7.     Составление на основе полученных данных аналитической справки.

     2. Сущность используемых низко- и высокоформализованных методов оценки интегративных качеств.

     Ведущим диагностическим методом выступает наблюдение.

Результаты формирования интегративных качеств отражаются в карте развития, которая включает данные наблюдения воспитателя за ребенком. Карта развития представляет собой таблицу, в которой даны характеристики поведения, деятельности и некоторых представлений ребенка, относящиеся к каждому интегративному качеству.

Представим пример карты развития ребёнка.

Карта развития ребенка

Фамилия, имя ребёнка ________________________________________

Возраст_______

№ группы______

Дата__________

Интегративное качество

Сумма полученных баллов

 

Любознательный, активный

 
 

Эмоционально отзывчивый

 
 

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия

 
 

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарный общепринятые нормы и правила поведения

 
 

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

 
 

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

 
 

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

 
 

Суммарный показатель

 
 

Итоговый уровень развития интегративных качеств

 

     Обработка полученных данных предполагает бальную систему оценки: 0 – крайне редко, 1 – иногда, 2 – часто. При оценке каждой характеристики интегративного качества необходимо руководствоваться частотой ее проявления. К каждому интегративному качеству относится от 2 до 12 характеристик. Полученная сумма баллов за каждое интегративное качество переводится в уровневый показатель: высокий, средний, низкий уровень.

Высокий уровень развития качества свидетельствует об эффективности образовательной работы с конкретным ребенком. В среднем уровне отражаются и индивидуальные особенности ребенка, и определенные недостатки деятельности воспитателя – некоторое несоответствие этим особенностям, которые требуют изучения и корректировки. Низкий уровень развития качества свидетельствует о необходимости педагогу-психологу более глубоко исследовать развитие данного ребенка и образовательную деятельность педагога, чтобы внести корректировку в деятельность воспитателя и других субъектов образовательного процесса относительно его.

     Изучение развития интегративных качеств детей проводится педагогом-психологом по комплексной методике Ясюковой Л.А. [источник: Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство /Л.А.Ясюкова._ С-Пб.:ИМАТОН, 1999.-179 с.]. Данный комплекс методик позволяет проанализировать развитие школьнозначимых психофизиологических функций, развитие когнитивной, мотивационно-потребностной и поведенческой сфер деятельности ребенка.

Используются диагностические задания:

  • «Важное задание», «Интервью», «Помоги другу», «Что нужно для профессии» (источник — Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2010- С. 24, 28, 31, 34);
  • «Отражение чувств», «Зеркало настроений» (источник — Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.- С.45-48);
  • «Необитаемый остров» (источник — Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – С. 48-49)
  • Помощники», «Не поделили игрушку» (источник — Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – С. 50-51)
  • «Решение проблемных ситуаций», «Старичок – лесовичок и его друзья», «Юный зоолог» (источник — Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.- С. 8,11,26)
  • Лото», постройка «Улицы Изумрудного города» (источник — Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. С. 9, 10,12-21)
  • «Наши привычки» (источник — Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 — С. 35).

3. Диагностические методики изучения интегративных качеств.

Примеры используемых диагностических методик.

Тест Тулуз-Пьерона

Стимульный материал: специальные бланки ответов.

Цели исследования:

— скорость переработки информации;

— развитость произвольного внимания;

— способность к произвольной концентрации.

Инструкция:

Слева, в верхней части бланка ответов нарисованы квадратики-образцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квадратики в бланке.

Строчка под образцами (без номера) – тренировочная. На ней ты сейчас попробуешь, как надо выполнять задание.

Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик тренировочной строчки с образцами.

Читайте также:  Речь как основной показатель умственного развития ребенка

В том случае, если квадратик тренировочной строчки совпадает с каким-либо из образцов, его следует зачеркнуть одной вертикальной черточкой(I). Если точно такого квадратика как образец нет, то его следует подчеркнуть внизу.

(Инструкция сопровождается показом взрослого).

Сейчас ты будешь последовательно обрабатывать квадратики в каждой строчке, зачеркивая совпадающие с образцом и подчеркивая несовпадающие.

Нельзя:

1) Сначала вычеркивать все совпадающие с образцами квадратики, а потом подчеркивать оставшиеся.

2) Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.

3) Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встречаются несовпадающие с образцами квадратики.

1) Выполнять инструкцию наоборот.

Процедура проведения:

После полного усвоения ребенком инструкции и правильного выполнения задания на тренировочной строке, переходят к непосредственному выполнению теста.

Ребенок поочередно выполняет задание на 10 строчках. Время выполнения – 1 минута на каждую строку. Взрослый только фиксирует время, но не вмешивается в ход работы.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество просмотренных ребенком знаков и количество ошибок в каждой строке.

Скорость интеллектуальной деятельности и точность выполнения высчитывается по следующим формулам:

где V –скорость переработки информации,

Σ – сумма строк,

n – число рабочих строк,

x – количество обработанных знаков в строке.

k – показатель концентрации внимания;

V – скорость переработки информации;

а – среднее количество ошибок в строке;

y – количество ошибок в строке.

Полученные результаты сравниваются с нормативными показателями (см. таблицу).

Возрастные нормативы скорости выполнения теста Тулуз-Пьерона

Возрастная группа

Скорость выполнения

патология

слабая

средняя

хорошая

высокая

6-7 лет

0-14

15-17

18-29

30-39

40 и >

Возрастные нормативы точности выполнения теста Тулуз-Пьерона

Возрастная группа

Точность выполнения

патология

слабая

средняя

хорошая

высокая

6-7 лет

0, 88 и <

0,89-0,9

0,91-0,95

0.96-0,97

0,98-1

Качественный и количественный анализ

1.Внимание (тест Тулуз-Пьерона)

1.1. Утомляемость –

1.2. врабатываемость, а также

1.3. цикличность в колебаниях внимания хорошо прослеживаются по падению или нарастанию кол-во обработанных знаков в строчке или по динамике ошибок. При желании они могут быть оценены и количественно, посредством сравнения скорости и точности обработки первых двух строчек с соответствующими показателями по двум последним строчкам (как это обычно делается в корректурных пробах)

1.4. Путем наблюдения можно выявить детей с недостатком оперативной памяти путем наблюдения: эти дети выделяются тем, что постоянно смотрят на доску, либо сверяются с образцом на бланках.

Точность выполнения теста прежде всего связана с концентрацией внимания, однако может зависеть и от следующих характеристик:

Переключения внимания

Объем внимания

Оперативная память

Визуальное мышление

Личностные особенности (исполнительность, ответственность, тревожность или, напротив, беспечность, рсслабленность).

1.5 Несистематичность ошибок, когда невозможно обнаружить какую-либо закономерность, в соответствии с которой происходит значительное отклонение от инструкции, свидетельствует о нарушении концентрации внимания.

Можно выделить ряд систематических ошибок.

1.6. Преобладание ошибок в начале и в конце строки свидетельствует о нарушении концентрации внимания.

1.7. Ошибки «запаздывания» в переключении движения, когда как бы на один шаг сдвигается, продлевается предыдущая операция свидетельствует о нарушении концентрации внимания.

1.8. Если ошибки возрастают пропорционально расстоянию от образцов, т.е. по мере продвижения вправо и вниз на ответном бланке, то нарушены объемные характеристики внимания, сужено поле внимания.

1.9. Выпадение (т.е. кол-во квадратиков- образцов уменьшается) или подмена образцов (т.е вычеркиваются сходные с образцами квадраты, имеющие зеркальную право-левую ориентацию) типичны при ослабленной оперативной памяти.

1.10. Ошибки, связанные с одновременным вычеркиванием квадратиков, как соответствующим образцам, так и тех, которые им зеркальны или симметричны относительно вертикальной оси, свидетельствуют о недостатках визуального мышления (прежде всего, визуального анализа), а у детей 6-8 лет о неустоявшемся разделении право-левой ориентации. Для переученных левшей характерны такие ошибки.

Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. В процессе психодиагностики ребёнку предъявляются рисунки, в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Показав ребёнку рисунок, педагог к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение. Затем ребёнок указывает выражение лица ребёнка в той или иной ситуации.

Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования. На основе анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка

Цель: изучение уровня тревожности ребёнка.

Возраст: 6-7 лет.

Метод оценивания: индивидуальное тестирование

Инструментарий. Серия рисунков размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.

Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.

Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное.

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

Инструкция. В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребёнку в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего содержания:

К рисунку 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

К рисунку 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

К рисунку 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рисунку 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».

К рисунку 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

К рисунку 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».

К рисунку 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ?