Ребенок с типичным развитием это

Включен в Web of Science СС (ESCI) Рейтинг 31 место — 0,59 — 0,663 — | Егоров А.В. Захаренко Н.В. Казьмин А.М. Фирсова Л.В. АннотацияЦелью исследования было выявление связи индивидуально-личностных характеристик с уровнем достижения образовательных результатов детьми дошкольного возраста с типичным развитием и умственной отсталостью. Обследованы типично развивающиеся дети в возрасте от 4 до 7 лет (N=61) и две группы дошкольников, уравненных по полу и, частично, по возрасту: с типичным развитием (N=8) в возрасте от 5 до 7 лет и с умственной отсталостью (N=8) в возрасте от 5 до 7,5 лет. Использовалась шакала оценки компетентностей дошкольников и личностныйопросник M5-PS. Установлено, что типично развивающиеся дети с высокой выраженностью факторов «открытость новому опыту», «добросовестность» и «экстраверсия» успешнее овладевают образовательными компетенциями, чем их сверстники с низкой выраженностью этих факторов (p
|
Источник
Данное исследование выполнено в рамках подхода «модели психического» и является частью работы, посвященной изучению развития понимания ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра. На данном этапе анализировалась связь успешности выполнения задач на понимание ментального и физического мира с уровнем развития психометрического интеллекта.
В исследовании участвовали 136 детей от 3 до 11 лет. Из них 92 типично развивающихся ребенка четырех возрастных групп (с трех до шести лет) и 44 ребенка с расстройствами аутистического спектра с пяти до 11 лет. Сопоставлялись блоки задач двух уровней: базового — на владение отдельными представлениями и более высокого, предполагающего связанность отдельных представлений в единую картину физического или ментального мира, позволяющую понять причинность событий. Базовый уровень отражал распознавание эмоций, понимание желаний, намерений и основных законов физического мира (субстанциальности, гравитации, непрерывности).
Уровень моделей включал в себя понимание причин эмоций, физической и ментальной причинности, обмана, понимания отличия движения физических объектов и живых тел и понимание принципа сохранения. По каждому блоку методик были введены интегративные показатели, которые сравнивались с уровнем интеллектуального развития в каждой группе детей. Уровень интеллектуального развития оценивался при помощи «методики исследования интеллекта у детей Д. Векслера» (1994) для детей 5-11 лет и теста интеллекта Векслера для дошкольного и младшего школьного возраста (WPPSI) для детей 3-4 лет. Дети с расстройствами аутистического спектра разделились на две группы: со средним уровнем развития интеллекта (> 85) и ниже среднего (
Наше исследование показало, что при типичном развитии в дошкольном возрасте понимание причинности событий социального и физического мира (т. е. только более высокие уровни понимания) связано с показателями вербального интеллекта, а показатели невербального и общего психометрического интеллекта и с базовым, и более высоким уровнем понимания. В свою очередь, в группе детей со сниженным интеллектом, когда дефицитарность обнаруживается не только в понимании ментального и физического мира, но и в общих когнитивных способностях, становление ментальных моделей психического и физического мира оказывается изолированным от развития психометрического интеллекта.
У детей с расстройствами аутистического спектра с сохранным интеллектом обнаружены инвертированные связи понимания ментального и физического мира с коэфициентами интеллектуального развития так же, как у типично развивающихся детей. Вербальный интеллект оказывается связанным со всеми уровнями понимания: базовым и уровнем моделей ментального и физического мира, в то время как невербальный интеллект отрицательно сопряжен с пониманием ментального и физического мира на уровне моделей.
Подобные факты были получены и в других исследованиях. В ряде работ обнаружена нелинейная связь развития модели психического с вербальными способностями (Leekam, Pemer, 1991; Happe, 1994). По-видимому, развитие уровня общей осведомленности, логического обобщения, сформированность дефинитивного мышления как составляющих вербального интеллекта является необходимым, но недостаточным условием для формирования модели психического у детей с расстройствами аутистического спектра.
Мы предполагаем, что вербальный интеллект, тесно коррелирующий с разными уровнями понимания ментального и физического мира у детей-аутистов, отражает развитие общей ментальной способности, состоящей в достижении когерентности окружения, что и становится критичным для понимания детьми даже базовых ментальных и физических законов. Вербальный интеллект при этом опирается на более высоко развитую когерентность, поскольку предполагает оперирование с абстракциями второго порядка (вербальными понятиями). Данное предположение нуждается в дополнительной проверке и аргументации, но оно подтверждается связью вербального интеллекта только с уровнем моделей физического и ментального мира у детей с типичным развитием.
Лебедева Е. И.
Также читайте:
Источник
Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей
Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:
• Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);
• Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);
• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);
• Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);
• Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).
Агрессивные дети.
Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:
1. Что такое агрессия / агрессивность
2. Каковы возможные причины её выявления;
3. Как её корректировать
Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.
Факторы влияющие на поведение ребёнка:
1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);
2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;
3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;
4. Индивидуальные особенности человека;
5. Социально – культурный статус семьи.
Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.
Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.
Задачи в работе с агрессивными детьми:
Развитие умения понимать состояние другого человека;
Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
Обучение ауторелаксации;
Обучение способам снятия напряжения;
Развитие навыков общения;
Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.
С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.
Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
Источник
Клиника восстановительной неврологии, 10 марта 2020
Само название расстройства «аутизм» отражает его суть, так как в переводе значит «ушедший в себя» человек (греч. autos – сам). Люди с такой особенностью психического и психологического развития ориентированы вглубь себя, закрыты от общества. Не хотят и не могут с ним взаимодействовать на привычном нам уровне из-за разницы в восприятии окружающего мира.
Как правило, такой диагноз ставят в 2-5 лет. Это этап, когда личность сформировалась достаточно, чтобы по речевым, поведенческим особенностям, сделать конкретные выводы.
В зависимости от стадии развития и проведенной коррекционной работы, аутисты способны к адаптации в обществе. Могут жить в нем достаточно комфортно и успешно. Но будут чувствовать себя неуютно, или постараются закрыться от окружающих. Вдобавок приобретая задержку интеллектуального, речевого развития.
Медицина не стоит на месте. Первые ранние признаки аутизма возможно выявить уже у новорожденных грудных детей до года. Это позволяет приступить к лечению проблемы в зародыше, уменьшает количество трудностей, с которыми особый малыш будет сталкиваться по мере взросления.
Содержание статьи: [Скрыть содержание]
Причины развития
Период, когда проявляются первые признаки и симптомы аутизма у детей-новорожденных грудничков, зависит от причины отклонения. Также имеет значение комплекс дополнительных врожденных проблем.
Ученые до сих пор не смогли детально прояснить механизм развития этого отклонения. Но вычислили провоцирующие факторы, которые усиливают заболевание, заставляя проявляться его раньше и сильнее.
Типичными считаются:
- Перенесенное кислородное голодание. На этапе беременности или во время самих родов – в данном случае не важно, когда имел место такой эпизод.
- ДЦП – грубое поражение нервной системы, одним из проявлений которого бывает и РАС (расстройство аутического спектра).
- Инфекционные заболевания, которые мать перенесла во время вынашивания ребенка.
- Наследственная предрасположенность. Генетическая линия (мужская или женская) не имеет значения. Если среди кровных родственников есть люди с аутическими чертами, то вероятность проявления патологии в той или иной мере с рождения повышается.
- Ожирение или проблемы с обменом веществ у матери. Особенно, если они усиливаются в период второй половины беременности.
Аутические черты могут проявиться и во взрослом возрасте у вполне сформировавшейся, прежде нормальной личности.
Медики разработали методологии, по которым можно как распознать аутизм у ребенка до года, грудничка, так и начать его лечение, и отслеживать, отступают ли у годовалого ребенка признаки отклонения аутического характера.
Как проявляется аутизм у ребенка до 1 года?
Выявлять отклонения в психическом состоянии человека в столь раннем возрасте – крайне сложная задача.
Благодаря исследованиям начала XXI века, удалось выявить закономерности зрительных реакций младенцев, позволяющие с большой вероятностью установить наличие расстройств аутического спектра.
В ближайшие годы каждый педиатр будет знать, как определить и распознать аутизм у новорожденного ребенка до года.
Следует говорить о нескольких типах реакций в зависимости от степени выраженности отклонений и возраста предполагаемого пациента. У детей до 4 лет выявляются отклонения в 4 направлениях:
- нарушения коммуникации;
- изменения социальных взаимодействий;
- поведение на основе стереотипов;
- типичные клинические проявления.
В совсем юном возрасте, в первые месяцы жизни, проявляются только проблемы с основной коммуникацией и социализацией.
Характерные проявления
Яркие признаки и симптомы аутизма у детей – младенцев до 1 года:
- Проблемы с приучением к рукам матери. Период подстройки друг к другу длительный. На касания мамы ребенок реагирует не адекватно, либо чрезмерно расслабляя тело, как бы растекаясь, либо слишком напрягается, вытягиваясь в струнку. Подобное поведение характерно при контакте с любыми людьми: как со знакомыми, так и впервые встреченными.
- Отказ от зрительного контакта. Зрение – первое чувство, с помощью которого малыш познает мир, общается с окружающими. Именно так он дает знать о своем внимании маме с первых дней жизни. В первые месяцы, когда не спит, он проводит дни, фиксируя взгляд на лице людей, родителей.
- Отсутствие предвосхищающей позы. Ребенок не тянется к рукам взрослых, никак не реагирует, если над ним наклоняются. Не проявляет желания быть взятым на ручки.
- Особенности улыбки. В норме, уже в 3 месяца малыш способен улыбаться и реагирует таким образом на появление приятных ему взрослых. Охотно улыбается в ответ. Аутисты начинают улыбаться вовремя. Но для них вызывающий улыбку фактор – не люди, а приятные ощущения или интересные изображения, музыка.
- “Особенные” груднички практически не изъявляют желания общаться с новыми появившимися взрослыми, не проявляют недовольства, если те никак на них не реагируют. То есть не стремятся к взаимодействию.
- Отсутствующая, или наоборот – чрезмерная привязанность к матери. То есть, малыш просто не воспринимает мир вокруг без матери рядом с ним. И наоборот, абсолютно не переживает если рядом с ним нет постоянного взрослого, одинаково отстраненно реагирует на всех людей.
Нежелание взгляда и перемен
Малыши с аутичными чертами отличаются неспособностью долго удерживать зрительный контакт. Для них лицо матери также является притягательным объектом, но сфокусироваться надолго они на нем не могут.
Внимательно посмотрев, быстро отводят взгляд или смотрят словно мимо, вскользь.
По мере взросления, перечисленные черты РАС прогрессируют и трансформируются в типичные проявления аутизма к 2 годам. Такие, как избегание зрительного контакта, нетерпимость к любым изменениям в окружающей обстановке.
Как проявляется аутизм у детей до года, новорожденных, зависит от особенностей каждого конкретного случая и степени развитости отклонения.
Диагностика
Как определить, распознать аутизм у новорожденного ребенка до года, знают педиатры и психиатры, работающие с таким отклонением.
В случае выявления подозрительных особенностей в поведении малыша, ему рекомендуют дополнительное обследование. Это требуется, чтобы определиться с диагнозом, исключив органическое поражение мозга. Также ищут отличия аутизма от СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности).
Особое внимание уделяется изучению структуры центральной нервной системы. Проводят:
- МРТ – магнитно-резонансную томографию ;
- эхоэнцефалографию;
- компьютерную томографию;
- кардиоинтервалографию;
- обследование сосудов головного мозга по методике УЗИ с допплеровским датчиком.
Следует понимать, что далеко не всегда ребенок – аутист проявляет признаки своего отклонения с рождения, аутизм может проявиться после 1 года и 1 месяца. И позже.
Это период, когда подвижность младенца увеличивается, растет число способов общения с миром станет больше. Хотя, как правило, точный диагноз ставится не раньше 3 лет.
Ранняя коррекционная работа
Зная, как заподозрить у ребенка до 1 года аутизм, опираясь на симптомы, проявленные во младенчестве, доктора планируют исследование мозга, системы кровообращения и вегетативной нервной системы маленького пациента.
Если инструментальное обследование не находит проблем, врачи в праве заявить о возможном наличии расстройства аутического характера. Сразу же следует начать коррекционную работу, с самого юного возраста.
Реальная польза от столь раннего вмешательства может оказаться достаточно низкой из-за особенностей созревания психики особых детей. Но ее советуют начинать, так как подстройка окружающего мира под потребности аутиста с раннего периода поможет максимально не травматично расти ему самому и привыкнуть к изменившейся повседневной жизни его родителей.
Для каждого пациента составляется план лечения. Набор упражнений подбирается в зависимости от конкретных проявлений РАС и реакций на терапию малыша.
Список использованной литературы
- Баттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Пер. с англ. М.: Академический проект: Традиция, 2004. — 784 с.
- Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутических нарушениях // Аутизм и нарушение развития. — 2004. — № 3. — С. 18—24.
- Каган В. Е. Аутизм у детей. — Л.: Медицина, 1981. — 190 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 167 с.
- Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
Клиника восстановительной неврологии
Неврологическая клиника в Москве
Источник