Ребенок полтора года отстает в развитии

Ребенок полтора года отстает в развитии thumbnail

Причины отставания ребенка в физическом развитии

Когда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости.

[1], [2], [3], [4], [5]

Неправильный педагогический подход

При неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников.

Задержка развития психики

Другими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.

Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.

[6], [7], [8], [9], [10]

Биологические причины задержки в развитии ребенка

  • Нарушения в организме мамы при вынашивании
  • Заболевания мамы во время беременности
  • Алкоголизм и пристрастие к табакокурению беременной
  • Психологические, неврологические, психосоматические заболевания родственников больного ребенка
  • Роды с патологиями (кесарево, вытягивание ребенка щипцами и так далее)
  • Инфекции, которые ребенок перенес в раннем дошкольном возрасте

[11], [12], [13]

Социальные причины задержки в развитии ребенка

  • Сильный контроль (гиперопека) родителей
  • Агрессивное отношение по отношению к ребенку в семье
  • Травмы психики, перенесенные в раннем детстве

Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным.

Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типа

Психический инфантилизм

Такие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии.

Психическая задержка соматогенного происхождения

Эту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение.

Неврогенные причины задержки в развитии ребенка Ребенком никто не занимается или, наоборот, его чрезмерно опекают. Насилие со стороны родителей и перенесенные травмы в детстве тоже относят к неврогенным причинам задержки развития дошкольника. Этот тип харакетризуется тем, что моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, ребенок часто не знает, как проявить свое отношение к чему-либо.

Органически-церебральные задержки в развитии

Здесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом.

Как выявить отклонения в развитии ребенка?

Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.

  1. Ребенок продолжает сосать что-либо после трех месяцев после своего рождения (пальчик, губку, край одежды)
  2. После двух месяцев ребенок все еще не может сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать
  3. Ребенок слишком резко реагирует на звуки или вообще не реагирует на них
  4. Ребенок очень слабо может следить за предметом, который движется, или вообще не может сфокусировать взгляд
  5. До 2-3-х месяцев ребенок все еще не умеет улыбаться, хотя этот рефлекс у нормальных малышей проявляется уже в 1 месяц
  6. В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» — это свидетельствует о нарушениях речи; ребенок лепечет вплоть до 3-х лет, хотя у здоровых детей раздельная речь начинает проявляться намного раньше – в 1,5-2 годика
  7. Когда ребенок подрастает, он не может четко выговаривать буквы, не запоминает их. Когда его учат читать, ребенок не может постичь основы грамоты, она ему просто не дается.
  8. В детском саду или школе у ребенка обнаруживают дисграфию (нарушаются навыки письма), не может посчитать элементарных цифр (присутствует заболевание под названием дискалькулия). Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста невнимателен, не умеет сосредотачиваться на чем-то одном, быстро меняет виды деятельности.
  9. У ребенка дошкольного возраста нарушена речь
Читайте также:  Уколы для развития мозга ребенка

Источник

По разным причинам число малышей с отставанием в речевом развитии не становится меньше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика, учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз[1]. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше трех лет[2]. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Особенно важно обнаружить отставание в более раннем периоде, даже пять лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если ребенок не заговорил после семи лет, вероятность его излечения крайне мала.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но, чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в два–три года, тем больше шансов на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • четыре месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • восемь–девять месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • полтора года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • два года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • два с половиной года: применяет не больше 20 слов, не может из двух–трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • три года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов. Говорит слишком быстро, как бы проглатывая окончания, или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте могут наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Такой ребенок, как правило, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

Читайте также:  Развитие способностей 10 летнего ребенка

В целом чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, то есть в диалогах с другими людьми. Это еще одна причина как можно раньше начать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода могут способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Нередко дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС;
  • эпилепсия и другие неврологические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что корректировать нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается расстройствами аутистического спектра. Приведем их черты в поведении ребенка.

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом и логопедом-дефектологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, психиатр, невролог, логопед-дефектолог, психолог, нейропсихолог. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается терапия, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с шести месяцев.

Занятия с логопедом-дефектологом. Его работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления и обучение ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Ошибкой родителей будет обращение к логопеду-дефектологу без предварительной работы ребенка с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-психиатр или невролог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства. К сожалению, не всегда психотропные средства назначаются «по адресу»: в некоторых случаях можно обойтись и без них либо не «сидеть» на них постоянно.

Читайте также:  Поврежденное развитие ребенка это

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом-дефектологом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионалов, которые проведут комплексную диагностику и разработают план коррекции, включающий разные методы.

Вся информация, касающаяся медицины и здоровья, представлена исключительно в ознакомительных целях и не является поводом для самодиагностики или самолечения.

Источник

анонимно, Мужчина, 36 лет

Ребёнку 2,5 года. (2-е кесарево, старшей дочери 11 лет, с развитием все нормально, отличница, призер олимпиад). Проживаем в Саратовской области.
Патологий, травм, не было. Пошла в 11 месяцев, правда до этого ползали с неохотой.
Не говорим, только «па-па-па» и то без обращения, редко говорит «мама». Иногда в порыве злости говорит «да» или «дай», «я-я-я», если что-то требует, «ди» (уйди), при этом может оттолкнуть.
На имя откликается 50/50, просьб не выполняет (за крайне редким исключением). Указательного жеста нет. Если что-то нужно – берет за руку и ведет или может принести предмет, например пульт или телефон, если хочет, чтобы ей включили мультики. Поведение в общем сильно отличается от других деток в первую очередь в плане общения, взаимодействия и концентрации внимания.
Самостоятельно не кушаем, хотя ложку держит и иногда может поковырять в тарелке. К горшку относимся прохладно, можем на нем посидеть минут пять, но без результатов. Хотя перед тем, как сделать дела снимает трусики. Пару раз получилась сводить на унитаз с детским сидением, работаем в этом направлении.
Радуется, когда приходит мама (если была, например у бабушки). Любит мультфильмы, восторгайся бегая по кругу, бегает на одном месте на цыпочках и машет ручками. Недавно начала пританцовывать под музыку.
В глаза смотрит, но часто отрывисто (хотя от 1 года до 1,5 зрительного контакта почти не было).
Любит играть со старшей сестрой в догонялки, прятки, катается у нее на спине. Любит обниматься, целоваться. Любимое занятие – бегать из угла в угол. В ролевые игры с куклами, мягкими игрушками не играем. Можем покормить из игрушечной чашки маму или папу.
Сложно концентрирует внимание, может посмотреть на карточки с предметами или цветами секунд 5-10 и убегает. Обучение, честно говоря, не складывается. Либо мы что-то не так делаем.
Примерно с 2-х лет начались периодические истерики. Приходим домой с прогулки, мама не включает мультики или не пускает выйти на лоджию побегать – падаем на пол, бьем все вокруг ногами.
Со сверстниками отношения спокойные, может просто игнорировать, может вместе пособирать камушки.
С 1,5 лет наблюдаемся у невролога, но особого толка пока нет, приходим на приемы раз в 2 месяца, получаем ответ, что пока рано делать какие-то выводы о диагнозе и причинах, получаем список препаратов. Предварительный диагноз – ЗПРР. К психиатру говорит идти рано по возрасту. ЭЭГ не получится сделать ввиду высокой активности.
Несколько месяцев назад были в муниципальном центре психолого-педагогического сопровождения. Нас посмотрели дефектолог и два детских психолога. Ничего конкретного о диагнозе и причинах сказать не смогли (ну это по сути и не их задача), на аутизм сказали не похоже. Посоветовали больше работать с телом, делать зарядку, развивать моторку, ловкость и т.д.
Время уходит, а особой динамики в поведении не наблюдаем (возможно это и наша вина в том числе). Бабушки и дедушки просят не приставать к ребенку, мол все придет со временем. Но сидеть сложа руки не выход.
Хотелось бы понять, что нам дальше делать, куда обращаться, чтобы помогли определить причину и меры, которые необходимо или возможно предпринять, чтобы помочь нашей девочке развиваться?
И какие общие рекомендации, так и советы по конкретным учреждениям и специалистам, где могут помочь?
Заранее спасибо!

Источник