Условия развития двигательной активности ребенка до года

Условия развития двигательной активности ребенка до года thumbnail

Родители порой не обращают внимания на тот момент, когда их ребенок готов к приобретению новых навыков и пытается освоить их самостоятельно. В результате это отражается на двигательном развитии малыша. К примеру, когда гиперзаботливая мама по привычке продолжает делать «работу» за кроху. Или когда родитель не придает значения важным нюансам в уходе за малышом.

Поговорим об этом подробно. Разберем наиболее распространенные ошибки, которые родители допускают на первом году жизни ребенка. А также выясним, как мама и папа могут стимулировать активность малыша.

Работа над ошибками, которые родители допускают на первом году жизни ребенка 

Приведу примеры неправильных действий взрослых при уходе за младенцем из жизни:

  • новорожденного клали всегда с одного бока относительно мамы. Ей была удобна только такая поза. В результате маме комфортно, а у грудничка привычный наклон головы;
  • малыша носили на одной и той же руке. Часто мама носит малыша так, чтобы рабочая рука оставалась свободной и формирует опять же привычный наклон головы у младенца;
  • после 3-х месяцев ребенка всегда носили на руках и мало выкладывали на живот. В итоге грудничок не имел возможности накачать мышцы спины и шеи, поэтому после 5-ти месяцев, лежа на животе, не опирается на прямые руки;
  • мама всегда помогала малышу доставать ручки из-под себя, когда он переворачивался со спины на живот. Как следствие, ребенок не умеет этого делать. Поэтому приходится с ним специально отрабатывать навык самостоятельного доставания рук во время гимнастики;
  • родители ставили и сажали ребенка до момента его самостоятельного овладения этими навыками. Получилось так, что грудничок умеет стоять или сидеть если его зафиксируют в нужной позе. Сам он не может сесть или встать — ему попросту не дали шанса самому наработать этот опыт;
  • мама и папа надолго сажали малыша в манеж или в кроватку. Не пускали его свободно ползать на пол, потому что там холодно (или грязно). В этой ситуации ребенок встает на ножки уже в 6-7 месяцев, пропуская этап четверенек, ведь опора под рукой, а места для полноценного ползания нет. Из личного опыта, после того, как ребенок много и часто стоит у опоры, до которой нет необходимости доползать (бортик манежа ведь под носом), ползание на четвереньках становится для малыша невыгодным занятием. Он не видит необходимости это осваивать.
© Depositphotos

Вот таким образом родительская гиперопека не дает малышу приобрести ценный двигательный опыт самостоятельно. Самые близкие люди, руководствуясь благими намерениями «помочь», невольно крадут у ребенка как важные двигательные навыки, так и зачатки самостоятельности. Возникает педагогическая запущенность —отставание развития ребенка (в том числе и физического)  от его собственных возможностей, обусловленное средой и ошибками в воспитании.

Как избежать отставания в физическом развитии?

Запоминаем: все, что ребенок уже может делать сам, он должен делать сам.

Первые 3 месяца жизни малыша

Роль родителя в первые месяцы жизни грудничка невозможно переоценить.

  • Именно в первые три месяца нужно как можно больше носить ребенка на руках. Не бойтесь сделать его «ручным»! Дело в том, что в первые месяцы после рождения крохе очень важно быть в близком контакте с мамой «тело к телу». Так мама помогает малышу ощутить свое тело и его границы.
  • Общайтесь с грудничком в хорошем настроении, чувствуя себя спокойно и уравновешенно. У ребенка еще нет собственного эмоционального опыта. Любые чувства он копирует с взрослого. Поэтому важно, чтобы мама наполняла кроху положительными эмоциями.
  • Реагируйте на плач малыша. Новорожденный младенец не знает, подойдет ли кто-нибудь к нему в следующий раз. Поэтому важно каждый раз откликаться на зов, показывая, что он в безопасности и он не один.

Малыш до года

Поговорим о физическом развитии малыша с рождения и до года.

  • Главное правило в отношении грудничка — любой контакт с ребенком должен быть физиологичным и безопасным. Не гоните ребенка вперед, например, не сажайте его в 5 месяцев, давайте ребенку больше свободы вне ваших рук и различных удерживающих устройств, ограничивающих свободу передвижения  (автокресло, шезлонг, коляска, манеж) 
  • Не тратьте запредельные суммы на развивающие игрушки. Лучше качественно контактируйте с малышом. 
  • Хочу обратить ваше внимание на очень важный аспект: родитель лучше любой игрушки стимулирует активность малыша. Посмотрите ребенку в глаза, будьте искренне заинтересованы в игре с ним, не забывайте про тактильный контакт во время игры.
  • И не стоит замещать свое личное время и тесное контактное общение с ребенком на сеансы массажа с чужим человеком (хоть и массажистом) без явных показаний по здоровью (например, ДЦП). Любой родитель в состоянии заниматься с малышом.

Помните, с самого рождения правильные действия мамы и папы позитивно влияют на двигательное развитие грудничка.

Читайте также:  Роль самооценки в развитии ребенка
© Depositphotos

Правила безопасного взаимодействия с ребенком от рождения до года

  • обязательно меняйте руку, на которой носите малыша. Это отличная профилактика привычного наклона головы;
  • вешайте мобиль над кроваткой так, чтобы он располагался в ногах у ребенка, а не над его головой. Взгляд грудничка должен быть направлен на игрушку под углом 30 градусов относительно горизонтальной поверхности кроватки;
  • стимулируйте младенца к физической активности с первых дней после рождения — выкладывайте его на живот перед каждым кормлением;
  • знакомьте ребенка с полом в 3-4 месяца. К возрасту шести месяцев переселите его жить туда на все его свободное от сна, прогулок и кормления время. Открытое пространство — мощный стимул к ползанию;
  • не лишайте грудничка двигательного опыта. Он должен сам перевернуться на живот, поползти, сесть, встать и пойти.

Игры, которые развивают самостоятельность и двигательную активность

Игра с мячом: ребенок учится координировать движения, осознавать центр своего тела, держать равновесие

Игра с помпончиками на носочках: помогает растягивать поясничный отдел, готовит ребенка к сидению.

Игра с зеркалом: стимулирует удержание головы и опору на прямые руки.

Игра с шариком на руке: стимулирует двигательную активность.

Выполняйте комплекс упражнений с малышом ежедневно. Так вы поддержите необходимый уровень активности малыша, заложите крепкий фундамент его здоровью на всю жизнь и поможете увеличить потенциал мозга ребенка.

К слову, вы знали, что у малыша от двух до шести месяцев в мозге образуется до 700 нейронных связей каждую секунду? Такое явление бывает только в младенческом возрасте. И если не закрепить нейронные связи (синапсы) с помощью двигательной активности (здесь как раз нам очень пригодится ежедневный комплекс из массажа и ЛФК), они утрачиваются навсегда.

Подводя итог разговору о стимулировании активности ребенка, отмечу, здесь нет уникальных методик. Только здравый смысл родителя, правильная организация ухода за грудничком и регулярная целенаправленная физическая активность с малышом со стороны взрослого.

Пусть ваши дети будут здоровы, сообразительны и активны! 

Читайте также:

  • Массаж ступней: избавляем малыша от болезней
  • Сенсорное развитие ребенка
  • Как правильно и быстро научить ребенка говорить
Фото на анонс: © Instagram @massagist_novokrinitskii, © Depositphotos

Источник

Впервые малыш начинает двигаться еще в животе мамы – примерно с 8 недели. Сначала он медленно плавает в околоплодных водах.

Позже его движения становятся более скоординированными и уверенными, а к 24 недели Условия развития двигательной активности ребенка до годабеременности движения плода напоминают движения новорожденного: он перебирает своими ручками пуповину, дотрагивается до лица, сжимает и разжимает кулачки, активно шевелится, переворачивается и отталкивается.

Только что появившийся на свет малыш не беспомощен, природа позаботилась о нем и наделила инстинктами и рефлексами (поисковым, сосательным, хватательным и др.). Благодаря ним, новорожденный отыскивает материнскую грудь, а как только сосок оказывается у него во рту – начинает инстинктивно сосать; если у крохи прикрыты нос и рот – он будет вертеть головой, чтобы освободить дыхание; а на приближающийся к глазам предмет – начинает моргать. Некоторые рефлексы новорожденных в скором времени исчезают, а многие сохраняются на всю жизнь.

В первый месяц движения малыша беспорядочны и хаотичны, а ручки и ножки тесно прижаты к себе и как бы подергиваются.

Если вы попробуете распрямить его ручку или ножку – она тут же вернется в исходное положение. Лежа на спине, малыш слегка поворачивает голову в сторону звука, а в позе «на животе» на твердой поверхности, пытается приподнимать голову. Задача родителей первого месяца – с помощью легкого поглаживающего массажа и ежедневной гимнастики ослабить тонус мышц.

Со второго месяца малыш начинает управлять своим телом. Мышцы ног и рук становятся более расслабленными, а движения ровными и упорядоченными. Если вы будете разговаривать с малышом медленно – он будет так же медленно двигать руками и ногами, но стоит вам перейти на убыстренный темп речи – и ребенок задвигается более энергично.

Мышцы шеи окрепли, и ребенок уже свободно поворачивает голову в разные стороны и недолго, но удерживает её ровно, находясь в вертикальном положении, но всё равно продолжайте поддерживайте малыша под головку, когда берете его на руки. Лежа на спине, малыш слегка приподнимает голову вверх, чтобы посмотреть на происходящее. Появляются короткие небольшие толчки и удары в сторону подвешенной игрушки.

В три месяца рефлекторные действия ребенка заменяются осознанными действиями. Теперь младенец сосредотачивается на предмете, а потом протягивает руку, чтобы дотронутся до него. Так же малыш понимает, что для того, чтобы утолить голод – надо найти сосок, приложиться к нему губами и сосать. Лежа на животе, малыш поднимает голову, приподнимая грудь над поверхностью, поворачивает голову в разные стороны и меняет позы, чтобы было лучше рассматривать.

Читайте также:  Теоретические основы формирования и развития личности ребенка

Лежа на спине, выгибает спинку, опираясь на предплечья, и может перевернуться на бочок. Если взять малыша подмышки, он упрется ножками в поверхность и станет пружинить. Малыш уделят много времени играм с собственными ручками – сжимает и разжимает пальцы, тянется к предметам, захватывает игрушку, вложенные ему в руку, трясет её, тянет в рот, хватает одной рукой другую руку. 

Всё это время идет активная подготовка к умению ползать. Мышцы ребенка развиваются и крепнут.

Условия развития двигательной активности ребенка до годаК четырем месяцам, лежа на животе, малыш немного приподнимает тело, опираясь на руки. Кроха устойчиво стоит при поддержке подмышки. Длительно удерживает голову в вертикальном положении. Некоторые дети уже могут переворачиваться со спины на бок, некоторые со спины на живот. Ладошки малыша почти всегда раскрыты, он осознанно тянет ручки к игрушкам, захватывает их, щупает, берет, отталкивает, бьет по подвеске. Все эти действия свидетельствуют о том, что продолжается развитие зрительно-двигательной деятельности.

На пятом месяце малыш становится подвижен и активен. Он уверенно переворачивается со спины на живот, лежа на животе – опирается на ладошки выпрямленных рук или на локти, начинает немного ползать по-пластунски с опорой на руки. Пытается сесть, когда его тянут за руки. Находясь в вертикальном положении – держит голову прямо и всем телом тянется куда-то вперед. Если поставить на ноги и держать подмышки – будет стоять на выпрямленных ногах. 

В 6 месяцев малыш поворачивается с живота на спину и со спины на живот, подтягивается за опору, чтобы сесть, опирается на ладошки и колени и раскачивается вперед – назад, готовясь ползти на четвереньках. Меняет положение своего тела и подползает на животе, отталкиваясь руками и ногами,  к интересующему его предмету. Выполняя различные движения, малыш учится сохранять равновесие. Подолгу удерживает игрушки в руке, играет с ними, перекладывает из одной руки в другую.

В семь месяцев движения глаз, рук и ног согласованы. Малыш уже хорошо ползает, причем не только вперед, но и назад; садится из положения лежа и сидит непродолжительное время, при этом может наклоняться и выпрямляться. Начинает вставать, держась за опору, и стоит так длительное время. Сознательно раскрывает ладонь для взятия предмета или игрушки, хорошо перекладывает из руки в руку, вращает кистью.

Восьмимесячный малыш хорошо ползает, садится из положения лежа и сидит длительно время без поддержки, рассматривая всё вокруг и действуя руками, затем ложится из положения сидя. Держась за опору, малыш встает на одно колено, потом на другое, подтягивается и поднимается на ножки. Стоя таким образом, он переступает бочком возле опоры. Если нужно достать предмет с пола, держась одной рукой за опору, наклонится и достанет. Ползая, кроха может преодолевать значительные расстояния – до 300 метров в день! Остерегается упасть на пол с дивана, но не всегда замечает приближающийся край.

В 9 месяцев малыш приобретает вертикальное положение: сидит, встает, учится стоять без опоры, переступать и ходить, держась за стены или за две руки взрослого. Большую часть времени ребенок ползает, но уже начинает часто вставать, чтобы ходить. А вообще, упражнения в ходьбе – становятся его любимым занятием. Усложняется и ползание – кроха осознанно меняет траекторию движения, направляясь к цели. Может прыгать и приседать, держа вас за руки; залезать на возвышения (подушку, диван, ваши колени), забираться по лесенке. Совершенствуется мелкая моторика – может захватывать небольшие предметы двумя – тремя пальцами или показать на заинтересовавший его предмет пальчиком.

К 10 месяцам дети хорошо ползают, но много и ходят, держась за подвижную опору, маневрируют между препятствиями, поднимаются на возвышенность и спускаются с неё, держась за перила. Малыш может стоять с поддержкой или без неё. Из положения сидя встает на четвереньки. Может влезть на низкий диванчик и сползти с него. Во время игр встает на колени, нагибается, опираясь на одну руку. Пытается дотянуться до всего, что видит.

У детей 11 месячного возраста заметно развиваются двигательные навыки. Они уже хорошо и полноценно ползают, могут стоять без поддержки или с одной рукой, поворачиваться за игрушкой, плавно приседать, наклоняться, вставать, делать первые самостоятельные шаги с вытянутыми вперед руками, переступать через препятствия, а некоторые дети уже достаточно уверенно ходят.

 

К 12 месяцам ребенок ходит самостоятельно – подолгу и в разных направлениях, при этом он может останавливаться, поворачиваться, приседать, наклоняться за игрушкой и выпрямляться, нести игрушку в руках, толкать перед собой тележку или тянуть за собой игрушку с машинкой, переступать без опоры через преграды. Ребенок добирается до всего, что его интересует – он с легкостью может забраться на большие высоты – на спинку дивана, подоконник, тумбочку, комод, стол и т.п.

 

Читайте также:  Пальчиковая гимнастика в развитии ребенка

Что нужно делать, чтобы развить двигательную активность ребенка

•    Прежде чем дотронуться до малыша или взять его на руки – ласково поговорите с ним. Не трогайте младенца холодными или потными руками.

•    В возрасте от 0 до 3 месяцев, когда берете малыша на руки, всегда поддерживайте его под Условия развития двигательной активности ребенка до годаголову.

•    Во избежание однобокости – берите малыша то на одну руку, то на другую, почаще меняйте позы малыша, выкладывайте его то на правый бок, то на левый, то на спинку, то на животик.

•    До трех месяцев лучшей гимнастикой для малыша является расслабляющий и поглаживающий массаж и упражнения, которые активизируют проявление врожденных рефлексов.

•    После трехмесячного возраста включите в массаж ребенка и остальные приемы: разминание, растирание, похлопывание, вибрации и др.

•    Гимнастику и массаж лучше делать за 20-30 минут до или через 30-40 минут после кормления. Кроха должен пребывать в хорошем настроении, а упражнения должны ему нравиться.

•    Ежедневно проводите с малышом массаж, гимнастические упражнения, воздушные ванны и купания. Занимаясь с малышом – разговаривайте с ним и хвалите.

•    Полностью удовлетворяйте потребность ребенка в свободных и разнообразных движениях – это будет способствовать развитию психических, умственных и физических функций.

 Развитие общей моторики детей

10-20 дней   

Любимая поза – свернуться «эмбрионом», как и в чреве мамы (с подогнутыми и прижатыми к туловищу ручками и ножками).

Общие движения заторможены и хаотичны.

В положении лежа поднимает голову на 3-4 секунды.

Сам принимает положение, удобное для сосания.

Хорошо выражены врожденные рефлексы.   

 

1 мес.   

Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову 10-15 сек.

В вертикальном положении удерживает голову несколько секунд.   

2 мес.   

Лежа на животе хорошо поднимает и некоторое время удерживает голову.

Протягивает руки к подвешенным над ним игрушкам.

Несколько секунд удерживает игрушку, вложенную ему в руки.   

3 мес.   

Лежа на животе, опирается на предплечья и высоко поднимает голову, поворачивает её в разные стороны.

Длительно удерживает голову, находясь в вертикальном положении.

Поочередно сгибает и разгибает ноги.

Пытается дотронуться и схватить подвешенные над ним игрушки.   

4 мес.  

Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), может оглянуться назад.

Лежа на животе, приподнимает туловище и голову на 60°.

При поддержке под мышки упирается полусогнутыми ногами о твердую опору.

Поворачивается со спины на бок.   

5 мес.

Опирается на ладони вытянутых рук, лежа на животе.

Переворачивается со спины на живот.

Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Крепко удерживает игрушку, вложенную в руку, трясет ею.

Подгребает к себе маленький предмет и зажимает его в кулачке.

Лежа на животе, подтягивается до предмета.   

6 мес.   

Передвигается, переставляя руки или немного подползая ползком.

Переворачивается с живота на спину.

Захватывает игрушки руками.

Лежа на животе, высоко приподнимает грудь, опираясь на ладони рук или на одну руку.   

7 мес.   

Хорошо ползает на животе (много, быстро, в разных направлениях).

Подтягивается за предметом, пытаясь встать на коленки.

Раскачивается, стоя на коленках.

Сидит без опоры некоторое время.

Перекладывает игрушку из руки в руку и крепко удерживает её, если кто-то пытается её забрать.

Хватает движущиеся игрушки.    

8 мес.   

Условия развития двигательной активности ребенка до годаПридерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит, опускается, переступает.

Сам садится, сидит и ложится.

Ползает на руках и коленях.

При продержке подмышки хорошо переступает ногами. Подбирает маленький предмет большим и указательным пальцами.   

9 мес.   

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Ползает на четвереньках.

Ритмично сгибает и разгибает ноги в такт музыки.

Машет на прощание рукой, хлопает в ладоши, показывает пальцем.

Залезает на четвереньках на горку и слезает с неё.   

10 мес.   

Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее.

Самостоятельно встает без опоры и сам стоит непродолжительное время.

Пытается ходить самостоятельно или уже начинает ходить.

Повторяет действия за взрослыми.

Может играть сразу двумя предметами.   

11 мес.    

Стоит самостоятельно.

Делает первые самостоятельные шаги.

Самостоятельно садится из положения на животе.   

12 мес.   

Ходит самостоятельно (без опоры).

Ходит, удерживая предметы в руках.

Приседает и встает из положения стоя без опоры   

 

(таблица приводится по результатам психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, которые проводились Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.). 



Книги для развития малыша

Игры, развивающие движения (0-6 мес.)

Игры на развитие движений (7-12 мес.)

Источник