Ребенок с проблемами в развитии общение

Ребенок с проблемами в развитии общение thumbnail

Проблемы общения ребенка дошкольного возраста

   Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

М.И. Лисина в своей книге «Проблемы онтогенеза и общения» пишет, что «Общение – необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей».

К проблеме детского неблагополучия в межличностных отношениях в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, А.П. Усова, А.С. Спиваковская, В.С. Мухина, Н.Я. Михайленко, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А. Маслов, А. Бандура, И.И. Томпсон, Д.Е. Мэй и др.

В центре внимания исследований внутренние конфликты, приводящие к психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности дошкольной группы. Поэтому своевременная диагностика и последующая коррекция детских взаимоотношений становится актуальной на современном этапе развития детского коллектива.

Но прежде чем начать работать над повышением «социального статуса» ребенка-дошкольника, необходимо понять, почему его сторонятся ровесники. Детские психологи выделяют у малышей несколько личностных качеств, которые способны затруднить их общение с другими детьми:

  • Эгоизм. В общении со сверстниками эгоистичный ребенок сталкивается с эффектом бумеранга: не получая от него поддержки, понимания и сопереживания, дети проявляют равнодушие и к его собственным чувствам.
  • Агрессивность. Частые вспышки гнева и склонность к опасным, причиняющим боль играм способны отпугнуть даже самых доброжелательно настроенных ребят.
  • Обидчивость. Привычка малыша постоянно выяснять отношения и пускать слезу по любому поводу приводит к тому, что сверстникам надоедает оправдываться и извиняться. «Обидчивый ребенок» рассчитывает на то, что все помчатся его утешать, но через некоторое время друзья перестают поддаваться на манипуляции.
  • Пассивность. Отсутствие собственного мнения, прочной привязанности к друзьям не позволяют ребенку завоевать уважения сверстников. Кроме того, малыш не может самостоятельно придумать интересную игру, с трудом находит, чем занять себя в одиночестве.
  • Застенчивость. Само по себе это качество не отталкивает сверстников. Однако, если ребенок настолько застенчив, что в коллективе чаще всего молчит, это может привести к серьезным проблемам.

Во многом общение и  поведение ребенка опосредовано той социальной ситуацией, в которой он растет. И главный вопрос – «Как же создать такую атмосферу, которая располагала бы детей к позитивному общению и активному взаимодействию?»

В решении данного вопроса должны участвовать как семья, так и педагог малыша. Взрослые должны стать положительным примером для подражания:

  • Старайтесь не показывать свои негативные эмоции по отношению к другим детям.
  • Не вмешивайтесь в детские конфликты без крайней необходимости. Слишком активно защищая ребенка, вы мешаете ему научиться слушать и понимать противника.
  • Поощряйте любую инициативу ребенка в общении.
  • Не одергивайте своего ребенка при других детях.
  • Учите ребенка определять чувства и намерения других людей по мимике.
  • Наблюдайте вместе с ребенком за другими детьми, обращайте его внимание на последовательность событий, происходящих с объектом наблюдения.
  • Не ограничивайтесь в общении с ребенком простыми предложениями. Ведите долгий, развернутый диалог.

    Таким образом, изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому, информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития межличностных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции конфликтных отношений приобретает первостепенное значение.

Источник

Для многих взрослых проблемы в общении детей кажутся несерьезными. В действительности, у детей масса проблем в коммуникации и много переживаний, которые они не вполне осознают, но ранимой и незащищенной детской психике трудно с ними справляться. Какие же коммуникативные проблемы могут быть у ребенка? Об этом поговорим в данной статье.

Читайте также:  Саранск центр развития ребенка

Содержание статьи:

  • Причины коммуникативных проблем у ребенка
  • Возрастные трудности общения

Причины коммуникативных проблем у ребенка

Для детского возраста характерно активное общение со сверстниками, организация совместных игр, постоянный обмен информацией. Но в любом детском коллективе найдутся малыши, которые ведут себя несколько отстраненно по отношению к другим детям.

По каким же причинам у некоторых детей возникают проблемы в общении?

  • Застенчивый ребенок. Малышу кажется, что если он сделает что-то не так, это вызовет насмешки у окружающих. Застенчивость — один из ярких признаков закомплексованности, когда даже при похвале ребенок смущается и пытается спрятаться от внимания;
  • Ребенок-интроверт. Они старательно избегают общения, поскольку имеют скрытный внутренний мир, испытывают в общении тревожность и страх. Интроверт уверен в своих силах, но в силу характера и особенностей личности ему комфортно в одиночестве либо в обществе небольшого числа людей.
  • Влияние семьи. Самовыражение личности малыша, в первую очередь, происходит в семье. Если ребенок растет в семье, где считаются с его мнением, поддерживают в нем инициативу и поощряют самостоятельность, то в обществе такие дети ждут к себе подобного отношения. В случае, когда ребенка в семье игнорируют, не прислушиваются к нему и не понимают его потребностей, среди сверстников такой ребенок не находит поддержки и взаимопонимания.

Коммуникативные проблемы у детей

Возрастные трудности общения

Каждый возрастной этап развития ребенка имеет свои особенности и проблемы коммуникативных навыков. Трудности в общении зависят также и от индивидуальных черт характера и темперамента детей. Каковы коммуникативные проблемы у детей на разных этапах взросления:

От полутора до трех лет

  • В ясельном возрасте самым сложным моментом считается разрыв эмоциональной связи с мамой.

Малыш не может воспринять реальность, когда мама на весь день отлучается от него, оставляя у чужих людей. Новое окружение в лице воспитателя и сверстников никак не может заменить материнскую эмоциональную связь, и малыша всё вокруг начинает раздражать. Так порождаются проблемы с адаптацией в новом коллективе.

  •  Следующей трудностью в коммуникативных отношениях малыша является установление отношений с другими детьми.

В данном возрасте ребенок воспринимает сверстников как неодушевленные предметы, относится так, как к игрушкам. Поэтому могут возникнуть ситуации, когда малыш дергает кого-то за волосы или толкает. Привыкший к принципу общения в данном возрасте «действие — результат», ребенок должен в ответ услышать плач или крик. В ясельном возрасте говорить о коллективе и коммуникативных связях рано, поскольку дети играют отдельно от сверстников и слушаются взрослых. Поэтому задача воспитателя и родителей вовлечь малыша в совместные игры с другими детьми и развивать коммуникацию. Ближе к трем годам ребенок начинает сравнивать себя с другими и делает свои умозаключения. Ему хочется выделиться и получить похвалу окружающих, иначе у малыша складывается впечатление, что он не такой как все, становится замкнутым или агрессивным.

Советы: Обязанность родителей в данном периоде — подготовка к посещению детсада. Ранняя подготовка к новым условиям — самостоятельное одевание, умение пользоваться столовыми приборами и т.п. поможет эффективно преодолеть трудности. Если, придя в группу, малыш почувствует, что обладает многими навыками не хуже других, это во много раз облегчит задачу адаптации. Кроме того, воспитатели таких детей часто ставят в пример другим, а это воспитывает уверенность в собственных силах и укрепляет самостоятельность. Чтобы разлука с мамой прошла безболезненно, необходимо малыша чаще оставлять с бабушкой или няней. Основным моментом должна быть уверенность крохи в том, что мама непременно вернется. Важно за несколько месяцев до посещения садика рассказать ребенку о режиме и занятиях. Не следует обманывать малыша, обещая ему, что вы вернетесь очень скоро и т.п. Ребенок должен точно знать, что мама придет за ним, например, после дневного сна. Иными словами, для ребенка необходима правдивая психологическая подготовка к ситуациям, в которых он в действительности окажется.

От трех до четырех лет

Это период накопления важного опыта общения со сверстниками. Считается, что этот этап наиболее сложный для малыша. В отношениях с другими детьми на первый план выходит детский эгоизм. В этом возрасте появляются первые дружеские отношения, хотя они бывают неустойчивыми: сегодня — один друг, завтра — уже другой.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка картинки для детей

Советы: Родители должны объяснить малышу элементарные правила общения, дать понять малышу, что у сверстников тоже есть определенные потребности и желания. Можно придумать с ребенком ролевые игры, рассматривая разные модели поведения в коллективе. В процессе игры вы можете научить ребенка, что в общении нужно не только брать, но и отдавать, тем самым корректируя проявление детского эгоизма.

От четырех до пяти лет

Общение переходит на новый уровень, когда ребенок становится неотделим от коллектива. Чаще звучит слово «мы». В детском коллективе появляются лидеры, которые становятся для окружающих детей важнее, чем взрослые. Для малыша в этом периоде актуально не выделяться, а быть в общем коллективе, поступать как все.

Советы: Все указания родителей относительно того, что «нужно иметь свою голову на плечах» бесполезны. Малыш должен научиться анализировать свои и чужие действия и поступки. Научите его делать выводы, иметь собственное мнение, таким образом формируя адекватную самооценку. Не следует выяснять у малыша, кто организатор тех или иных неприятностей в детском коллективе, дети не прощают предательства. Лучше поработайте со своим ребенком, научив высказывать свое мнение смело и независимо.

От пяти до семи лет

Происходит процесс поиска своего места в коллективе. Имея достаточное мнение о себе и своих потребностях, ребенок пытается найти свою нишу. Ему необходимо пройти некоторый путь, на котором он должен показать коллективу, какое место он займет в соответствии со своими потребностями, умениями и навыками. Дети этого возраста находят друзей в коллективе. Обычно это несколько сверстников, с которыми ребенок более близко контактирует. Дружба, в основном, по интересам. Но уже на данном этапе закладываются ростки настоящей дружбы.

Советы: Малыш уже знает, какие качества и черты необходимы в коллективе. Задача родителей не навязывать свои представления, а помочь ребенку выработать нужные качества. Систематически обсуждайте с малышом ситуации в детском коллективе, отвечайте на вопросы, учите думать и делать выводы.

От семи до одиннадцати лет

Ребенок приходит в новый коллектив с определенными навыками коммуникации. Значимой личностью на данном этапе является первый учитель, поэтому на первых порах все внимание детей приковано к его личности. В коммуникативных связях с одноклассниками ребенок много анализирует свои качества и способности, стремится к самовыражению. Основную оценку своей индивидуальности ждет от взрослых.

Советы: Необходимо помогать ребенку познавать окружающих людей, их взгляды на жизнь и события, учить понимать, о чем думают другие, какие у них потребности. От родителей требуется больше доверительного отношения к детям, продолжительного общения, совместного проведения досуга. Если до этого возраста общение между детьми складывалось, в основном, спонтанно, то теперь родители и учителя должны учить правильно общаться и дружить.

От одиннадцати до шестнадцати лет

Возраст расцвета общения. В многочисленных коммуникациях подросток ищет и формирует жизненные принципы. Трудности могут возникнуть в процессе самосознания и определения места собственного «Я». Возникает необходимость позаботиться о выборе будущей профессии. Появляется интерес к противоположному полу, первая влюбленность. Часто эти проблемы трудноразрешимы для подростка.

Советы: Важно понять, что перед вами уже не маленький ребенок, а взрослый человек, имеющий собственные взгляды. Так как возраст предполагает множество связей в разных социальных группах, родители должны с большим вниманием относиться к выбору своего ребенка. Не запрещать общаться с теми или иными детьми, а деликатно объяснять положительные и негативные стороны такого общения. Если контакт родителей с ребенком до этого возраста не был утерян, родители могут доверительно относиться к выбору ребенка. Только внимание, любовь, забота, диалог на равных смогут разрешить возникающие проблемы подросткового возраста.

Расширение круга общения детей, развитие способности выражать свои чувства, создание ситуаций, когда общение необходимо — с помощью этих методов можно успешно преодолеть трудности и помочь ребенку перейти на новый этап коммуникативного развития.

Важная роль в этой нелегкой работе принадлежит родителям и педагогам. Внимательное, заботливое, чуткое отношение родителей, профессиональное участие специалистов способствуют тому, что детский коллектив живет и развивается как единое здоровое целое.

Читайте также:  Развитие видов деятельности ребенка с нарушениями зрения

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Проблемы общения у детей.

Как научить детей общаться.

        В развитии навыка общения средний дошкольный возраст играет значимую роль, поскольку именно в этом возрасте появляется желание интересно общаться со сверстниками. Потребность в общении с другими детьми выявляется у ребенка на 3 –м году жизни. Дефицит общения в раннем возрасте способствует формированию агрессивности. Одной из причин нежелания посещать детский сад являются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, когда «могут обидеть», «дерутся, врагов полно». По нашим данным, каждый третий ребенок нуждается в помощи взрослого по налаживанию отношений со сверстниками. Как же помочь ребенку решить эту проблему? Прежде всего необходимо понять, в чем основная причина трудностей в общении со сверстниками, что мешает ребенку общаться. В зависимости от этой причины и выстраивается психолого-педагогическая помощь ребенку. Перечислим основные группы трудностей в общении, которые создают барьеры, не позволяющие ребенку дошкольного возраста полноценно общаться со сверстниками.

Ребенок не знает , как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком уровне.

Ребенок не хочет общаться по той причине, что при любой общении и взаимодействии необходимо управлять собой, что дается ему с большим трудом. Такие трудности характерны для импульсивных и гиперактивных детей.

Нежелание общаться со сверстниками в связи с индивидуальными особенностями ребенка (в большей степени для ребенка характерны переживания внутреннего плана: ребенок не делится своими проблемами).

Уже в дошкольном возрасте ребенок проявляет способности в какой – то сфере, и эта сфера, этот интерес занимает много места в жизни ребенка.

Трудности в общении со сверстниками могут быть связаны у ребенка с преобладанием эгоистических мотивов в поведении. В этом случает от окружающих ребенка сверстников он требует беспрекословного подчинения.

Памятка для педагогов и родителей по преодолению трудностей в общении детей дошкольного возраста.

Необходимо ограничить отрицательную оценку поведения ребенка, особенно в присутствии других детей. При необходимости отрицательной оценки поведения ребенка сделать ее один на один, без присутствия кого-либо.

Необходимо предоставить ребенку возможность в чем- то значимом проявить себя (например, педагог предварительно дает ребенку домашнее задание, с которым он выступает перед подгруппой детей).

Нужно организовывать совместные встречи детей и родителей вне детского сада (посещение праздников, концертов, выступлений). Родителям ребенка с проблемами общения нужно познакомиться с родителями тех детей, с кем хочет дружить их ребенок.

В отдельных случаях при неблагоприятном положении ребенка в группе сверстников целесообразно использовать метод возрастных перемещений (статусной психотерапии). На 30 дней детей с проблемами переводят на ступеньку ниже (например, из подготовительной группы детского сада в старшую). При этом такие отрицательные формы поведения у ребенка как обида, уступки, защитные реакции и т.п., уступают место положительным формам поведения: поддержать , похвалить, желание помочь и т.д. в целом при использовании метода возрастных перемещений отрицательное отношение к окружающим меняется на положительное отношение. В свою прежнюю группу дети возвращаются, имея новые формы личностного реагирования. При преобладании у ребенка эгоистических- мотивов в поведении его переводят на 30 дней на ступеньку выше (например, из старшей группы детского сада в подготовительную). При таком относительном понижении успешности деятельности ребенка происходит сначала усиление отрицательных доминантных реакций (приказы, нападки, ругань и т.п.), а потом снижение и замена на положительные реакции.

Помогут в решении проблем в общении и специальные игры по развитию общения. В зависимости от возраста детей используются готовые сказки и сказки, сочиненные детьми. Игры необходимо направлять на решение неожиданных проблемных ситуаций, преодоление препятствий, спонтанное взаимодействие и умение договариваться. Умение договариваться является ключевой фразой при решении проблем в общении. Среди русских народных сказок сказка «Теремок» как нельзя лучше подходит для этих целей. В этой сказке приход всех персонажей символично можно обозначить как приход ребенка в группу детского сада. Как рассказать о себе,, как сделать себе рекламу, презентовать себя, как договориться с остальными? Ответы на эти вопросы можно помочь найти ребенку во время проигрывания этой сказки.

Источник