Ребенок с отклонениями в развитии в детском саду

Ребенок с отклонениями в развитии в детском саду thumbnail

— Я против. Категорически. Если речь идет о каких-то глобальных проблемах со здоровьем и поведением, – ни секунды не думала над ответом Ольга, мама 6-летней Таисии. — Пусть простят меня родители «особых» детей, я прекрасно к ним всем отношусь, среди моих знакомых есть такие. Но в общий детский коллектив? Нет, нет, и еще раз нет. У старшего сына был один такой одноклассник. Бегал по классу во время занятий, бился в истериках, других детей кусал. Они в школу боялись ходить. Мы больше года добивались его перевода в коррекционную школу. Директора жалобами забросали. Слава богу, добились.

Младшая дочка Ольги сейчас в садике. У нее в группе есть несколько ребят с небольшими отклонениями. Но все они адекватны, их учат социализироваться.

— Но если мой ребенок пожалуется, что они регулярно мешают, обижают, срывают занятия, весь день орут, я первая пойду к заведующей. И буду требовать, чтобы их отправили на комиссию для заключения – могут ли они заниматься в общей группе. Неврологи пусть что угодно в их диагнозах пишут, я защищаю права своего ребенка.

Таких детей, на мой взгляд, вообще нельзя в массы. У них нервная система неокрепшая, недоразвитая. Им нужен комфорт, а не, простите, трэш. Неужели их родители не понимают, что дети страдают? — говорит Ольга.

— До сада он совершенно не умел общаться, играть с другими ребятами. Сад дал ему огромный толчок в развитии. Да, первый год было тяжело. Марк не знал, что такое дисциплина, мешал всем. Рыдали все: и мы, и другие дети. И жалобы были, и намеки на перевод в коррекционный сад. Пришлось принести сразу три независимых заключения, что Марк может ходить в обычный садик, – вспоминает Кристина.

Мама очень благодарна воспитателям – по ее словам, они сумели разглядеть за внешними проблемами доброго, чуткого, ласкового мальчика. И помогли ему приспособиться к этому миру.

— Я очень боюсь школы. Там снова адаптироваться, и в раздевалке уже не посидишь… Но мы справимся. И другим мамам пожелаю не бояться общественного мнения. Инклюзивное образование дает нашим детям возможность не чувствовать себя изгоями. А другим родителям стоит вместо того, чтобы культивировать нетерпимость, наоборот, учить своих детей, что все они – вне зависимости от особенностей – равны, – уверена Кристина.

— Конечно, это прекрасно – социализировать детей. Я согласна, что детский коллектив приносит пользу. Мы часто наблюдаем, как дети, в чем-то отстающие от сверстников, достаточно быстро подтягиваются до их уровня, – делится Наталья, воспитатель.

Но, по мнению педагога, не все так гладко. Как говорится, есть нюансы. Во-первых, рядом с «особым» ребенком первое время должна быть мама. Во-вторых, при группе должен работать специалист. Человек с дипломом коррекционного педагога. Знающий и понимающий таких детей. Это даже прописано в законодательстве.

— Таких людей не хватает. Мало кто будет брать на работу отдельного специалиста из-за трех-четырех ребят. Нас тоже обучают, но очень поверхностно. Да, есть курсы, вебинары, можно получить дополнительное образование. Но не все готовы к этому, – говорит Наталья.

С ней сложно не согласиться: ребенок с отклонениями в развитии требует больше внимания, заботы. А когда в группе еще 25 детей? И все нуждаются в адаптации?

— А если он травмирует других ребят? Если он будет весь день кричать? Кидать в стены тарелки? Если он будет агрессивным? А если на него будут нападать другие дети из-за его «странности»? Ответственность-то на воспитателе, – поясняет Наталья. — Я не против инклюзии как таковой. Но считаю, что к такому праву на равное образование должны быть дополнения. Самое важное – не должно быть угрозы для других детей. Об их правах тоже нужно помнить.

Источник

Надежда Павленко
Особый ребенок в детском саду

Особый ребенок в детском саду

Слайд 2

«Нет необучаемых детей, нужно просто

уметь любить их такими, какие они есть»

Слайд3

Количество детей c врожденной патологией, к сожалению, с каждым годом увеличивается. Как отмечает статистика, за последние пять лет численность детей с ОВЗ в Росси выросло почти на 10%.

На представленных диаграммах вы видите, что

• 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья.

• До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение центральной нервной системы).

• 30% детей с генетическими нарушениями

• Каждый 65 новорожденный – ребёнок с расстройствами аутистического спектра (РАС)

• И всего лишь 10% детей дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми.

Слайд 4

Хотелось бы сегодня поговорить о том, как правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в доу, где в состав воспитанников входят дети с особыми образовательными потребностями. Каждое образовательное учреждение строит свою деятельность на основе нормативно-правовой базы.

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

• международные – это Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах инвалидов;

• федеральные (Конституция, законы, кодексы.);

• правительственные (постановления, распоряжения);

• ведомственные (Министерства образования);

• региональные (правительственные и ведомственные).

Слайд 5

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился сравнительно недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

И перед нами,педагогами возник ряд вопросов:

• Кого этот закон относит к детям с ограниченными возможностями здоровья?

• Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ? Попробуем разобраться

Слайд 6

Итак, (ФЗ № 273 ст. 2 п. 16) Федеральный закон определяет детей с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Читайте также:  Недоношенному ребенку 6 месяцев развитие

Хочу дать небольшое пояснение: есть категория воспитанников, имеющих только

• физические недостатки (например, врожденный порок сердца, нейросенсорная тугоухость, слабовидящие дети и т. д.). и

• категория имеющих только психологические недостатки (ранний детский аутизм, ЗПРР, умственная отсталость и т. д.)

• Но есть дети с со сложной структурой нарушений, и психическими и физическими недостатки. (например синдром дауна+ ДЦП+ …и т. д.)

• Сложный дефект это не просто сочетание нескольких дефектов развития. Соединение этих отклонений дает новое качество, особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии развития.

Слайд 7

Рассмотрим категории детей с ОВЗ:

Любой инвалид подтверждает свой статус справкой установленной формы. Справка имеет единый образец. Хочется обратить внимание, на то, что ребенкуможет быть установлена инвалидность на разный срок: на 1 год, 2 года или достижения им возраста 18 лет. Конкретный срок указывается в справке и зависит от многих причин медицинского характера. дети – имеющие справку такого образца, являются детьми-инвалиды,

Слайд 8

Следующая категория детей – это дети с диагнозом,но без инвалидности Это:

— дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

— дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

— дети с нарушением речи;

— дети с нарушением интеллекта;

— дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

— дети с задержкой психического развития;

— дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения;

— дети с комплексными нарушениями психофизического развития, и как отмечалось выше, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Слайд 9

Ребенку присваивают статус ОВЗ, на основании комплексного обследования республиканской или городской психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) Комиссия устанавливает,что:

• у ребенка недостатки в физическом или психологическом развитии;

ребенку необходимо создать специальные условия получения образования. Но при этом дети с ОВЗ не являются инвалидами.

Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Слайд 10

Действующее в настоящее время законодательство позволяет нам организовать обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями в обычных дошкольных учреждениях, но к сожалению не все дошкольные учреждения готовы к таким переменам,и перед нами возникает вопрос: каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

Слайд 11

В рамках организации целостной системы комплексного сопровождения воспитанников, имеющих нарушения в развитии, в каждом ДОУ должен быть создан психолого – медико педагогический консилиум.

Вся деятельность которого регламентируется утвержденным Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного образовательного учреждения.

ПМПк ДОУ создаётся с целью :

• организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении,

• проведения их комплексного обследования и

• подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи.

Как правило,в состав ПМПк входят: специалисты и педагоги доу, медицинские работники.

Слайд 12

На представленной моделе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ,показаны все направления коррекционно-развивающей работы :

Психологическое, педагогическое и логопедическое

• Психологическое обследование подразумевает получение сведений о личности ребенка, об уровне развития и поведения.

Слайд 13

Под руководством психологов в дошкольном учреждении разрабатывается индивидуальная карты развития ребенка. Составлению карты предшествует изучение ребенка.

План изучения традиционно включает такие мероприятия,как:

— беседа с родителями;

— изучение медицинской карты ребенка;

— обследование физического развития;

— обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов (в том числе и речи);

Слайд 14

• Педагогическое обследование проводится педагогами, для того, чтобы определить уровень овладения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором он находится.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с выраженными отклонениями,их обследованием занимаются специалисты: педагог-психолог и учитель-логопед, а воспитатель, в свою очередь знакомится с полученными специалистами данными. Но Если отклонения не ярко выражены, то главной фигурой в процессе обследования ребенка является воспитатель.

Слайд 15

• Оценка речевого развития детей т. е. логопедическое обследование т. е. является показателем того или иного отклонения в общей картине психилогоческого состояния ребёнка.

Слайд 16

Давайте разберем система организации коррекционно-педагогической деятельности в ДОУ:

• Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка и выявление образовательного запроса

• Заявление, о согласии прохождения ПМПк от родителей (законных представителей).

• Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)

• Разработка и реализация индивидуального маршрута на основе заключения республиканского, городского ПМПК и заключение консилиума ДОУ.

• Создание условий в развивающей среде для ребёнка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ

• составление расписания НОД для детей с ОВЗ.

• Консультирование родителей

Немного поясню, если в вашей группе есть ребенокс ОВЗ то при проведении вами основных видов НОД таких как: математическое развитие, речевое развитие, ознакомление с окружающим миром – с ним коррекционно-педагогическую работу проводят специалисты ДОУ (логопед, психолог). Все остальные режимные моменты ребенок осваивает совместно со сверстниками

Слайд 17

Понятие индивидуальный образовательный маршрут для вас – это новое. Так вот, Индивидуально-образовательный маршрут — это движение в образовательном пространстве, которое создано для ребёнка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля такими как: логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре, с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Слайд 18

Для того чтобы правильно организовать взаимодействие педагога с особым ребенком необходимо знать основы их коррекционного воспитания и обучения.

Читайте также:  Закономерности развития ребенка как личности

В процессе пребывания ребенка с особымиобразовательными потребностями в дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо соблюдать следующие правила:

— Включать в НОД всех детей группы (с учетом расписания и с учетов видов деятельности)

— При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья не сравнивать его с другими детьми.

— Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности.

— Стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.

— Корректно и гуманно оценивать динамику уровня его развития.

Слайд 19

Воспитатели должны понимать, что для детей с ОВЗ период адаптации в группе нормально развивающихся сверстников особенно сложен,поскольку многие из этих детей привыкли :

• к ежеминутной опеке родителей,

• они не имеют опыта установления социальных контактов,

• кроме того, детские виды деятельности (сюжетно-ролевые, строительные игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников.

Слайд 20

И в заключении,несколько рекомендаций:

Большой проблемой является наличие внешних особенностей детей с ОВЗ (синдром Дауна, обильное слюнотечение, большая голова, неправильное положение конечностей и др.,а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат). Поэтому рекомендуем уделить достаточное внимание подготовке детей группы к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями. Следует проводить предварительные беседы.

К тому времени, когда ребенок с ОВЗ начнет посещать группу в течение полного дня, педагог должен знать и уметь использовать способы нейтрализации его негативного поведения. Иметь представление о приоритетных видах его детской деятельности.

Постоянно консультироваться со специалистами по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса

Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

Но самое главное условие – это Соблюдение профессиональной этики медицинского и педагогического персонала учреждения.

Слайд 21

Доступным для детей с ОВЗ любое дошкольное образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким, как все. Это место, где ребенок должен обрести право на обычное детство.

Источник

Алиса помогает воспитателю заполнять расписание

Данная статья является только моим размышлением и не претендует на истину в последней инстанции. Я исхожу из особенностей своего ребёнка и не могу говорить от имени родителей других детей.

Моя дочь имеет категорию ребёнок-инвалид, официальные диагнозы у неё – аутизм, умственная отсталость легкой степени и СДВГ. Специалисты, которые с ней работают (логопеды, дефектологи, нейропсихологи) больше склоняются не к аутизму, а к сенсомоторной алалии, на которую накладываются аутичные черты. Так, например, ей присущи ритуальность действий, пищевая избирательность, боязнь громких звуков и т.п., более подробно о нас я писала здесь и здесь. В этой статье конкретный диагноз не так важен, хочу обсудить с вами инклюзию в детских садах.

В ситуации, когда в самую обычную группу обычного детского сада приходит ребёнок с подобным диагнозом для того, чтобы его пребывание там оказалось успешным необходимо, чтобы сошлось очень много моментов.

Во-первых, и на мой взгляд это самый важный момент – воспитатели. Они должны быть как минимум морально готовы к тому, что в детский коллектив вольется ребёнок с особенностями. Когда они выбирали эту профессию и проходили обучение, скорее всего они планировали работать с самыми обычными детьми, помогать им осваивать мир, делать их пребывание в саду приятным и полезным. Если человек планирует связать свою будущую профессию с детьми, к которым требует другой подход, они обычно выбирают другие специальности или идут работать в коррекционные группы и детские сады (возможно, коррекционные детские сады неправильное выражение, но надеюсь, суть понятна). Так вот, воспитатель может бояться такого ребёнка просто потому, что они друг друга не понимают. Это не говорит о том, что кто-то из них плохой, вовсе нет, просто воспитателя не готовили к тому, чтобы работать с ребёнком, имеющим нарушения восприятия, внимания, мышления и т.п. Есть нюанс, если воспитатель хотя бы морально готов к этому и родители могут подсказать как общаться с их ребёнком, всё очень даже может сложиться. Здесь главное постараться наладить доброжелательное общение как воспитателю, так и родителям, ведь именно они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы ребёнку в саду было комфортно, чтобы его понимали и принимали там. Ждать от воспитателя, что он примет ребёнка с распростертыми объятиями не стоит, но если родители хотят отдать ребёнка в обычный сад, то можно попробовать найти воспитателя, который не примет вашего ребёнка как тяжкую повинность и не зная, как с ним общаться будет копить негатив. В самом раннем возрасте, особенно если у ребёнка не очень серьезные нарушения и он не боится общества до потери пульса пребывание в группе с детьми, которые успешно развиваются согласно своему возрасту бывает очень полезно. Часто у таких детей наблюдается хороший прогресс в развитии речи и потому понять, почему родители хотят, чтобы их особенок ходил в обычный сад вполне понятно.

Во-вторых, важным моментом является количество детей в группе. Представьте, в группе 35 человек и один из них требует постоянного внимания и контроля. Это действительно трудно для воспитателя и еще более волнительно, потому что он несет ответственность за всех детей и если все слушают сказку, а один все время норовит куда-то залезть или выйти в другую комнату или плачет, пытаясь объяснить, чего он хочет, то разорваться ему крайне сложно. Зачастую бывает так, что вся группа делает аппликацию, а особенок не понимает, что делают другие и воспитатель не может заниматься с ним, оставив остальных, он просто сидит один. Опять-таки, историй о том, что такого ребёнка воспитатели закрывали одного в комнате, чтобы он не мешал, о том, как били и т.д. тоже периодически всплывают. Но все-таки в большинстве своем мы хорошие люди и всегда хочется исходить именно из этого. Поэтому, опять-таки, родителям и сотрудникам детского сада надо искать варианты взаимодействия. Бывает, что ребёнка приводят на несколько часов, когда дети играют или гуляют, бывает, что ребёнок приходит с тьютором, который помогает ему влиться в группу, общаться с детьми и тем самым помогает воспитателю уделять внимание всем детям. Часто бывает, что тьютором выступает мама. Не все детские сады сегодня готовы работать по программе инклюзии, но успешные примеры есть. Двигателем таких успехов чаще всего бывают родители, которые добиваются такой возможности для своего ребёнка, которые помогают воспитателям общаться с новым воспитанником, которые часто бросают свою работу и обучаются на тьютора. Бывает, что воспитатель находит общий язык с ребёнком, не боится принять его в группу и очень помогает с общением. Я просто хочу, чтобы прежде чем говорить о том, что инклюзия — это плохо или хорошо мы пытались оценить каждый случай и не обвиняли заочно воспитателей в жестокости или родителей в глупости, а шли навстречу друг другу. Если у вас не получилось с одним воспитателем, не факт, что это плохой воспитатель, человек тоже должен быть готов принять такого ребенка. Родители тоже не сразу принимают диагноз своего ребёнка, им требует время на осознание, с воспитателями та же история.

Читайте также:  Игры для развития моторики с годовалым ребенком

В-третьих, другие дети и их родители. Образ ребенка, который имеет особенности развития на сегодняшний день очень размыт. Если человек не сталкивался с такими детьми в своей жизни, то он может иметь абсолютно любые представления о них. Очень часто родители просто бояться того, что их ребёнок пострадает от действий ребёнка-инвалида. Я могу понять их опасения, мы всегда боимся того, чего не понимаем, а ещё больше боимся за жизнь и здоровье своих детей. Поэтому, здесь могут возникнуть конфликты. На мой взгляд, в такой ситуации надо как минимум на родительском собрании воспитателю или самому родителю рассказать о своем ребёнке, сказать какой у него диагноз, какие особенности, как с ним можно общаться детям. Далеко не у всех особят присутствует агрессивное поведение и если родители будут знать о том, какой ребёнок будет теперь посещать детский сад вместе с их детьми, то большинство из них отнесется к этому спокойнее, чем если бы их просто поставили перед фактом, что теперь в их группе будет, скажем, аутист. Конечно, это не означает, что все родители примут появление особенка, но если дети из сада будут приходить и не будут жаловаться, что новенький или новенькая их били, то процесс адаптации всех другу другу пройдет легче. Если агрессивное поведение все-таки присутствует, то, конечно, надо сначала с этим справиться или подумать о том, чтобы выбрать специальный садик, где ребёнку уделят больше внимания, где знают как себя с ним вести и как справиться с агрессией или самоагрессией. В процессе подготовки к детскому саду, родителям особёнка придется приложить усилия и перед тем как отправить ребёнка в обычную группу научить его тому, как нужно себя вести. На помощь в этом случае могут прийти психологи или АВА-тераписты, если есть братья и сестры, то научить взаимодействию, конечно будет проще. Таким образом, если постараться, если не принимать другого сразу в штыки, то можно с успехом наладить пребывание особенка в обычной группе. Возможно, то что я сейчас описала это идиллия. Бывает отрицательный опыт как у родителей особят, так и родителей детей, в чью обычную группу попал ребенок, например, с агрессивным поведением. Бывает и так, что агрессией страдает ребёнок, вполне здоровый с точки зрения психики, но растущий в плохих условиях, например, в семье, где родители страдают алкоголизмом. Мир очень разнообразен, предугадать все возможные ситуации мы не можем, но если мне очень хочется, чтобы мы шли друг к другу навстречу, чтобы ответственно относились к вопросу адаптации ребёнка в детском саду, чтобы не рубили с плеча.

Что касается Алисы, то мы ходим в обычный детский сад, но в группу «Особый ребёнок». В саду она находится 3 часа, у них в группе 10 детей, все с диагнозами. В саду бывает устраивают общие праздники и наших детей стараются вовлечь в общее веселье, за это им большое спасибо. Таким образом, несмотря на то, что группа как бы отдельная, но наши особята видят, как играют, как взаимодействуют другие дети и не находятся в полной изоляции. Нам очень повезло со специалистами, которые работают с нашими детьми, хотя привыкание к детскому саду Алисе нелегко далось (об этом я писала здесь). У нас впереди последний год пребывания в детском саду, дальше школа, это тоже очень волнительный и ответственный шаг – выбрать школу и я только погружаюсь в этот вопрос и очень надеюсь, что с ним нам также повезет, как и с садом. Имея положительный опыт пребывания в детском саду моего ребёнка мне хочется верить, что это не единичный случай и в большинстве своем всем повезет!

Источник