Развитие ребенка мир вокруг

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжск РМЭ

ПРОЕКТ

«МИР ВОКРУГ РЕБЕНКА».

Составила: воспитатель Новикова Г.А.

2011 г.

Проект «Мир вокруг ребенка».

1. Информационная характеристика образовательного проекта.

1.1. Автор проекта:

Новикова Галина Александровна – воспитатель МДОУ №4 «Калинка».

1.2. Руководитель проекта:

Ковальчук Людмила Николаевна  –  старший воспитатель   МДОУ   №4 «Калинка».

1.3. Участники реализации проекта:

Новикова Галина Александровна  —  воспитатель  МДОУ   №4 «Калинка».

1.4. База экспериментальной работы:

Старшая группа МДОУ  №4  «Калинка» г. Волжск РМЭ.

1.5. Сроки реализации проекта:

 2. Актуальность.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Так как исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы, необходимо увеличить долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе и искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. По словам И.А.Савенкова, «…для ребенка естественнее и, потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Познание» является:

— развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

— формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

В процессе работы с детьми, мы обратили внимание на то, что у детей встречается и познавательная пассивность. Причины такой пассивности часто лежат в ограниченности интересов ребенка.

Результаты диагностики, направленной на выявление проблем в развитии познавательной активности показали, что в группе                            

— 12% детей с высоким уровнем развития познавательной активности,

— 54%  со средним уровнем развития познавательной активности,

— 34% детей с низким уровнем развития познавательной активности.

Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает своими руками, то все усваивается прочно и надолго.

К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

— уметь видеть проблему и ставить вопрос;

— высказывать предположения и строить планы по их проверке;

— уметь доказывать и делать выводы.

Цель: влияние  поисково-познавательной деятельности дошкольников, протекающей в форме экспериментальных действий на развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать  причинно-следственные зависимости.

Задачи:

развивать  познавательную активность детей, посредством экспериментальных действий, формируя целостную картину мира, расширяя кругозор; 

развивать представление детей о физических свойствах и явлениях окружающего мира;

развивать у детей любознательность в процессе наблюдений;

формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т.д., в процессе познания целостной картины мира, способствующих развитию речи;

учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами;

формировать навык выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

разработать перспективный план опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста;

привлечь родителей к совместной деятельности.

Предмет исследования: процесс развития познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность.

Гипотеза: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста будет более успешным, если:

обеспечить организацию совместной деятельности воспитателей, психолога, музыкального руководителя для развития познавательной активности;

создать предметно-развивающую среду (уголок экспериментирования, библиотека «умных книг»);

привлечь родителей к экспериментированию в домашних условиях.

Методы деятельности:

практические (опыты, эксперименты);

наглядные (модели, схемы и т.д.);

словесные (пояснения, рассказ);

Структура проведения экспериментирования:

— постановка проблемы;

— поиск путей решения проблемы;

— проведение наблюдения;

— обсуждение увиденных результатов;

— формулировка выводов.

Этапы осуществления проекта:

 Подготовительный:

рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях;

организация  уголка  экспериментирования;

диагностика (по методикам А.И.Ивановой, А.И.Савенкова).

Основной:

 пополнение уголка экспериментирования;

составление плана  кружковой работы по опытам и экспериментам;

создание картотеки опытов и экспериментов;

использование элементов экспериментирования на занятиях: рисование, лепка, развитие речи, музыкальные;

чтение художественной литературы («Физика для малышей» Л.Л.Сикорук изд. Педагогика, 1983 г., «Большая энциклопедия для дошкольников»), загадки, стихи;

Заключительный:

сравнительный анализ диагностики (по методикам А.И.Ивановой, А.И.Савенкова);

Работа с родителями:

— родительские собрания;

          — мастер-класс «Вместе с мамой на кухню»;

          — буклеты;

       — использование информационных стендов, папок-передвижек.

Ожидаемый  результат проектной деятельности:

В связи с поставленными задачами предполагаются следующие результаты:

у детей будут развиваться умения

— активно познавать мир;

— применять разные способы детского экспериментирования;

— ставить новые вопросы и самостоятельно находить на них ответы;

— делать выводы и объяснять полученный результат.

Это именно те качества, которые необходимы ребенку для успешного обучения в школе.

у родителей

— повысится уровень знаний в вопросах организации и проведения экспериментов и опытов;

— появится интерес к воспитательно-образовательному процессу.

Заключение.

Экспериментальная работа развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с окружающим, с основами математических знаний, а также прививает навыки безопасного поведения в быту, в природе и т.д.

Следовательно, экспериментируя, ребенок легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его успехов в дальнейшем обучении.

  Перспектива.

В своей дальнейшей работе буду продолжать совершенствовать  навыки экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста, начиная с младшего возраста, т.к. именно в младшем возрасте формируется познавательный интерес и любознательность.

Используемые источники:

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

Дыбина О.В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

Познавательные опыты в школе и дома: перевод с английского Жукова В.А. Москва «РОСМЭН» 2002г.

Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.

Савенков А.И.  Маленький исследователь 5-7 лет: Развитие познавательных способностей. Ярославль. Академия развития 2009.

Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 72с.

Источник

Софья Тимофеева
Конспект занятия по курсу «Мир вокруг нас» для детей 2–4 лет

Задачи:

— активизирование и пополнение словарного запаса по теме занятия,

— формирование представлений о городе,

— развитие конструктивных способностей,

— развитие мелкой моторики руки,

— развитие внимание, мышление, памяти, ориентировочно-пространственных отношений,

— развитие творческой деятельности

План занятия:

1. Приветствие.

2. Знакомство c городской структурой. Рассказ про Жучку.

3. Конструирование. Высотный дом.

4. Развитие моторики. Мозаика. Дорога к дому.

5. Физкультминутка. По дорожке.

6. Математика. Расселяем зверей.

7. Лепка. Клумба во дворе.

8. Геометрическая аппликация. Машина.

9. Массажная пауза. Машина.

10. Развитие памяти. Светофор.

11. Развитие внимания. Светофор.

12. Пальчиковая гимнастика. Транспорт.

13. Закрепление темы. Город.

14. Рисование с элементами аппликации. Клумбы для города.

15. Прощание.

Ход занятия.

Приветствие.

Приветствие педагог организует на ковре. Педагог с детьми встают в круг и хором, произнося стихотворение, хлопают в ладоши в такт.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Знакомство c городской структурой. Рассказ про Жучку.

Материал: деревья, кусты, люди, машины, дороги и домики, построенные из кубиков и кирпичиков, игрушка собачка.

Читайте также:  Жемчужинка центр развития ребенка

Педагог на ковре или столе делает город и рассказывает историю про собачку. Дети в это время рассматривают город.

В одном красивом городе жила-была собачка Жучка. Она очень любила бегать по длинным и извилистым улицам. Только бегать по улицам надо было осторожно, так как по дорогам всегда ездило много машин, автобусов, мотоциклов, трамваев и поездов. Собачка всегда смотрела по сторонам и переходила дорогу только тогда, когда машин совсем не было. Жучка была очень воспитанной собакой.

Собачка жила в квартире многоэтажного дома на самом высоком этаже. Когда Жучка смотрела из окна, то всё ей казалось очень маленьким. Она видела маленькие деревья, маленькие дома, маленьких людей и маленьких собак. Жучка спала около дивана своего хозяина на коврике. Её хозяина звали Слава. Он был уже взрослым мальчиком. В этом году Слава закончил детский сад и впереди его ждала школа. А еще у Жучки были соседи. В квартире напротив жил попугай Кеша, этажом выше жил хомячок Кузя, а этажом ниже жила кошка Лизка. Иногда они выходили все вместе играть во двор. Попугай Кеша катался на качелях, Жучка и Лизка на каруселях, а хомячок Кузя любил скатиться с горки. Они очень любили свой дом и двор, свою улицу, свой город!

— Вот, какая интересная история. Давайте теперь посмотрим на наш город.

— В нашем городе стоят высокие-высокие дома. Покажите, какие высокие. Встаньте на носочки, поднимите руки вверх и попробуйте дотянуться до потолка.

— А еще в городе есть широкие-широкие дороги. Покажите, какие они широкие, потяните ручки в стороны.

Конструирование из кубиков и кирпичиков. Высотный дом.

Материал: кубики по 6 шт. и кирпичики по 4 шт. на каждого ребенка.

— Дом наших друзей стал стареньким, и их переселяют на другую улицу в новый дом. Но дом рабочие всё никак не достроят, давайте им поможем и достроим дом.

— Я принесла вам строительный материал. Давайте к правой ручке сложим кубики, а к левой кирпичики. Посчитайте, сколько получилось кубиков, а сколько кирпичиков. Чего больше?

— Положите, на каждый кирпичик по одному кубику. Что осталось лишним? (Кубики.) Значит, кубиков больше, чем кирпичиков.

— Со строительным материалом мы разобрались, теперь давайте построим новый дом.

Кладем кирпичик горизонтально, а на него ставим 2 кубика, затем на кубики кладем опять кирпичик, а сверху опять кубики, продолжаем строить, пока не закончится строительный материал.

— Какие молодцы. Теперь всем место хватит!

Развитие моторики. Мозаика. Дорога к дому.

Материал: планшеты и фишки мозаики.

— Стали наши друзья к дому подъезжать, а дорога впереди размыта. Вчера дождик шёл, всю дорогу намочил, не проехать, не пройти. Давайте с вами асфальтную дорогу сделаем.

Выкладываем фишки одну за другой слева направо от одного края планшета к другому. Педагог следит, чтобы дорога получалась ровная.

— Замечательная дорога, теперь любой транспорт по ней проехать может.

Физкультминутка. По дорожке.

Материал: канат или длинная веревка.

— А теперь, скорее, по дорожке к домику пойдем.

Педагог раскладывает на полу зигзагообразно канат длиной 5-6 м — это дорожка, по которой детям нужно пройти от начала до конца.

Затем дети выполняют все движения за педагогом.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Математика. Расселяем зверей.

Материал: рабочий лист с нарисованным пятиэтажным домом и дорогой около него, наклейки хомяка, попугая, кошки, собаки размером с окошко домика.

— Вот и добрались друзья до своего домика. Давайте их расселим по своим квартирам.

— Посчитайте, сколько в домике этажей. (Пять.)

— А теперь давайте посчитаем так — первый, второй, третий, четвертый, пятый. Покажите первый этаж, третий этаж, четвертый этаж, последний и второй этажи.

Педагог выдает детям изображения зверей, а дети приклеивают их на нужный этаж.

— На первом этаже будет жить собачка Жучка.

-На втором хомяк Кузька.

-На третьем кошка Лизка.

-На пятом попугай Кеша.

— На каком этаже никто не живет? (На четвертом)

Лепка. Клумба во дворе.

Материал: зеленый пластилин, горошины или пуговки.

— Вышли наши друзья во двор, а во дворе ни одного цветочка не растет.

— В городе все цветы в специальных клумбах растут, чтобы их не затоптали люди, и машины по ним не проехали.

— Давайте посадим цветочки на клумбу,

Из зелёного пластилина катаем колбаску и соединяем кончики – получилось колечко.

По краям колечка вдавливаем горох или пуговки.

— Ой, какая красивая клумба получилась! А цветы как пахнут!

Геометрическая аппликация. Машины.

Материал: по одному большому и одному маленькому прямоугольнику, по два круга на каждого ребенка, вырезанных из цветной бумаги.

-Вышла собачка Жучка во двор смотрит, а впереди дорога и едут машины.

На дорогу приклеиваем большой прямоугольник, на большой прямоугольник приклеиваем маленький, под большой прямоугольник приклеиваем круги — получилась машина.

Массажная пауза. Машина.

Педагог читает стихотворение. Взрослые помогают детям крутить ручками массажное колечко в одну сторону, а мотом в другую. На слова би-би-би вытягиваем ручки вместе с колечком вперед, как будто сигналим.

В машине, в машине

Шофер сидит.

Машина, машина

Идет, гудит.

Би-би-би! Би-би-би!

В машине, в машине

Детей полно.

Поехали дети.

Глядят в окно. (дети смотрят в дырочку от колечка)

Би-би-би! Би-би-би!

Вот поле, вот речка,

Вот лес густой…

Приехали дети. Машина, стой! (резко перестать крутить массажное колечко)

Би-би-би! Би-би-би!

Н. Найденова

Развитие памяти. Светофор.

Материал: большие круги — красный, жёлтый, зелёный для педагога, тот же рабочий лист, маленькие круги тех же цветов для светофора и полоска из цветной бумаги 10*2 см (столб для светофора на каждого ребенка).

— Никак Жучке через дорогу не перейти. Машины по дороге мчатся без остановки. Нужно поставить светофор, он и будет за движением следить.

Педагог выкладывает на столе круги нужных цветов.

— Давайте,запомним какие цвета у светофора: красный, жёлтый, зелёный и ещё раз повторим — красный, жёлтый, зелёный.

-А теперь давайте около дороги приклеим столб, а него светофор.

-Какой цвет сначала? (красный) А потом? (жёлтый) А потом? (зелёный)

— Вот и перешла Жучка улицу, спасибо.

Развитие внимания. Светофор.

Материал: большие круги (из картона) — красный, жёлтый, зелёный для педагога, канат, разложенный на полу.

-Давайте научим Жучку переходить дорогу.

— Красный – идти нельзя, стоим на месте.

— Жёлтый — внимательно смотрим, какой цвет я вам покажу.

— Зелёный – переходим дорогу.

Педагог показывает детям цвета светофора, а они внимательно смотрят на цвет светофора и выполняют соответствующие цвету действия.

— Какие вы, молодцы, научили Жучку через дорогу переходить.

Пальчиковая гимнастика. Транспорт.

-По городу всегда ездит разный транспорт. Давайте послушаем какой.

Мы с первым пальцем – малышком (большой пальчик касается мизинчика)

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим — поедем мы в трамвае, (большой пальчик касается безымянного)

Тихонько песни напевая.

А с третьим — сядем мы в такси, (большой пальчик касается среднего)

Попросим в порт нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете (большой пальчик касается указательного)

Мы полетим к другой планете.

Закрепление темы. Город.

Материал: деревья, кусты, люди, машины из деревянного театра, кубики и кирпичики, игрушка собачка.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка 4 лет распечатать

-Сегодня мы побывали в гостях у Жучки в городе.

— А какие дома в городе? (высокие) Постройте высокие дома.

— А какие в городе дороги? (широкие) Сделайте широкие дороги.

Дети самостоятельно строят из кирпичиков дома и дороги. Расставляют деревья, кусты, людей.

— Вот какой замечательный город у вас получился!

-Молодцы!

Рисование с элементами аппликации. Клумбы для города.

Материал: гуашь зеленого цвета, кисточки сухие и жесткие, цветы, вырезанные из цветной бумаги не меньше 5 шт. на каждого ребенка, гуашь синего цвета, палочки гигиенические, рабочий лист.

— Красивый у нас город на картинке получился – машины есть, дом есть, светофор есть, только травка и цветы в клумбах совсем не растут.

— Давайте наш город сделаем зелёным — нарисуем травку в клумбах.

Дети «тычком» рисуют травку.

— Ой, кажется, дождик начинается, кап-кап-кап.

Используя синюю гуашь ставим отпечатки ватной палочкой – получились дождинки.

— Дождик закончился, и распустились цветы.

Дети приклеивают цветы на травку в клумбах.

— Какая красота! Вот теперь у нас получился самый лучший город на свете.

Прощание.

Прощание педагог организует на ковре. Педагог с детьми встают в круг и хором, произнося стихотворение, хлопают в ладоши в такт.

Хоть и жалко расходится,

Время нам пришло проститься.

Мы сюда придём опять

Заниматься и играть.

Авторы конспекта Софья Тимофеева и Анастасия Шевченко, учредители детского эко-клуба «Умничка», основатели проекта «Твой клуб», в рамках которого разрабатываются методические пособия и конспекты для занятий в детских садах и детских клубах.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
ЧЕРЛАКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                           заведующий МБДОУ «Елизаветинский

                                                                                                                                           детский сад»                         Н.Н.Татомир

Руководитель детского объединения Шмунк А.В.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Она пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их личности как части мира. Ребенок, полюбивший природу, станет ее частью, не будет приносить ей вред и всеми силами будет охранять ее.

Мир природы оказывает огромное значение на развитие у детей познавательных, мыслительных процессов, на художественно-эстетическое, физическое, трудовое, коммуникативное развитие детей. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Актуальность данной программы. Проблема экологического воспитания сейчас является одной из наиболее актуальных проблем.  Необходимость целенаправленного экологического образования очевидна. Процесс приобщения к экологической культуре происходит с раннего  детского возраста. В процессе экологического воспитания и образования дошкольников необходимо формирование представления о мире как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и и взаимозависимости человека с этим миром.

Проблема. Отрывочность, фрагментарность знаний воспитанников о природе, неумение объединить их в целостную картину, связанную существенными связями и зависимостями.

Участники: воспитанники 4-7 лет, педагог, общественность.

Программно — методическое обеспечение.

Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Елизаветинский детский сад», парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», Дик Н.Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников».

Цель:  формировать у детей элементы экологического сознания, понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умение жить в относительной гармонии с ней,

 Кружок проводится 2 раз в неделю – вторник, четверг, 8 раз в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 17.10ч продолжительностью 30 минут.

игровая деятельность: игровые ситуации,  дидактические игры (настольно-печатные, словесные), подвижные игры; творческие игры,

познавательная деятельность: исследовательская деятельность, наблюдение, экскурсии, эксперименты,  игра – путешествие,

художественно-эстетическая деятельность: изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, досуги,

его в разных условиях.

— понимать ценность природных объектов.

наблюдениях за детьми.

Учебный период, сроки

Тема периода

Темы учебных занятий

задачи

Итоговое мероприятие

сентябрь

Мир вокруг меня

1.«Что такое природа?» Понятие о живой и неживой

природе.

.

2.«Наш дом – природа»-

экскурсия по экологической

тропе. Размещение указателей     объектов экологической

тропы.

3.Осенние изменения в природе.

4.«Как вести себя в природе»

5.Дары осени.

6.Пестрый мир цветов.

7.В лес за чудесами.

Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей

различать по характерным  признакам  живую и неживую природу

Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано,

создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе.

Способствовать расширению представлений детей об осенних изменениях в природе, умению видеть красоту природы, желанию бережно к ней относиться и выражать свои чувства к ней путем художественного творчества. Учить понимать причины сезонных изменений в природе.

Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе.  Верно оценивать свои поступки и  поступки окружающих.

Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах, ягодах; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.

Воспитывать радость от встречи с прекрасными воплощениями природы – цветами. Закреплять желание бережно относиться к ним.

Способствовать расширению представлений детей об осенних изменениях в природе, умению видеть красоту природы, желанию бережно к ней относиться.

8.«Волшебница природа» — изготовление поделок из природного материала

Октябрь

Кто же это?

1.Дикие и домашние

животные.

2.Рыбы.

3.Земноводные. Пресмыкающиеся

4.Насекомые.

5. Птицы.

6. Звери.

7. Животные разных

континентов. Красная книга

Природы.

Познакомить детей с  разнообразными видами животных .Уточнить признаки

диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга.

Расширять знания детей о разновидностях рыб (аквариумные; пресноводные– прудовые, речные; морские; океанические).

Познакомить детей с таким классом животных, как земноводные. Их особенностями и средой обитания. Познакомить детей с таким классом животных, как пресмыкающиеся. Их особенностями и средой обитания

Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их

Читайте также:  Ребенок пяти лет особенности развития

по издаваемым звукам и правильно называть их.

Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам.

Учить группировать животных по общим признакам.

Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе. Познакомить детей с Красной книгой. Помочь детям осознать, что

исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природе, в том числе и человека.

8. Игра-викторина «В мире животных»

Ноябрь

Растения

1.Разнообразие видов

растений.

2.Части растений.

3.деревья и кустарники на участке детского сада        

4.Лес — как пример

сообщества.

5.Лес и человек.

Охрана леса.

6.Травинка-путешественница»

7.Сказка про  эльфа

.

Знакомить с разнообразием видов растений: деревья, травы, кустарники, грибы, воспитывать бережное отношение к ним.

Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений.

способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы

Дать детям первоначальные сведения о лесе как о сообществе. Учить

различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7 деревьев. Более подробно познакомить детей с обитателями леса нашей местности.

Привить детям навыки экологически грамотного поведения во время

пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения.

Закреплять знания детей о фазах жизни растений.

Воспитывать бережное отношение к природе, способность чувствовать ее красоту; объяснить необходимость существования всех живых существ в природе; продолжать знакомить с правилами экологически грамотного поведения.

8.Экологический праздник «В осеннем лесу».

Декабрь

Зима

1.Зимние изменения в природе.

2.Помоги зимующим птицам.

3.Синичкин день.

4.Сон дерева.

5. Зимние встречи

Способствовать расширению представлений детей об осенних изменениях в природе, умению видеть красоту природы, желанию бережно к ней относиться и выражать свои чувства к ней путем художественного творчества. Учить понимать причины сезонных изменений в природе.

Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

 Развивать бережное отношение к природе, дать понятие флоры и фауны.

Закрепить знания о зимних изменениях в природе.

Закрепить знания о жизни диких животных и птиц зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы.

Развлечение на экологическую «В зимнем лесу»

Январь

Вода

1.«Вода вокруг нас» (вода в

природе, водоемы, осадки)

2.«Эта волшебница вода»

(разнообразное состояние

воды в природе: лед, пар,

вода)

3.«Ходит капелька по кругу»

(Круговорот воды в природе)

.

4.Узнаем ,какая вода»-

опыты и эксперименты с водой.

5. Нужная капелька.

6. Сказки о нефтяной рыбке.

7.О чем рассказала капелька

Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, для жизни растений и животных, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе

Выявить свойства воды: прозрачная , без запаха , без вкуса , растворитель.

Развивать знания детей о пользе воды для всего живого на Земле.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Закреплять знания о том, зачем нужна вода, какую работу делает вода для человека.

Развлечение «Путешествие капельки»

Февраль

Воздух

  1. «Воздух вокруг нас,

свойства воздуха. Ветер –

движение воздуха.

2.«Прозрачный неведимка»-

опыты с воздухом.

3.Чистый и загрязнённый

воздух.

4.Танцующие горошины

5. «Воздух вокруг нас

6.»Воздух, вода и свет»

Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

Дать детям элементарные представления об источниках

загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Познакомить с понятием «Сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить самостоятельно проводить исследования

Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.Продолжать знакомить детей со свойствами воды, самостоятельно проводить эксперименты. Закрепить значимость воды и воздуха в жизни человека и вообще в жизни на Земле. Закрепить с детьми понятие «кислород» и «углекислый газ» и источники их возникновения.

дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений

Викторина «Воздух, вода и свет»

март

Почва

1.Почва – верхний слой земли

– «Живая земля».

2.Обитатели почвы. Значение        почвы для жизни растений,

животных, человека.

3.Песок и глина.

4.Камни.

5. Кормилица земля

6 «Удивительная почва»

Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с

составом Земли – почвой.

Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы.

Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека

Закрепить знания о минералах: песок, глина.

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: (морские, речные), ценные (мрамор, гранит), драгоценные.

Продолжать знакомить детей с одним из компонентов неживой природы – почвой.

Закреплять знания о почве, песке, глине.

 Праздник  познания «Кладовая Земли»

апрель

Солнечный свет

1.Весенние изменения в природе.

2.Солнечная система.

Солнце – источник света и

тепла

4.Космос. Вселенная.

Звёзды.

5.Земля – часть вселенной.

6.Роль света в жизни

растений, животных,

человека.

7.посадим фасоль        

8.посадим лук        .

.

Способствовать расширению представлений детей об осенних изменениях в природе, умению видеть красоту природы, желанию бережно к ней относиться и выражать свои чувства к ней путем художественного творчества. Учить понимать причины сезонных изменений в природе

Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы.

Познакомить детей с «небесным светилом» —

солнцем. Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе.

Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля.

Показать уникальность планеты Земля в Солнечной системе.

Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира.

развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); умение составлять рассказ по схеме «Компоненты труда».

развивать знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле, внося свой вклад

8.Викторина «Земля – наш дом родной»

май

Растения

1.Развитие растений.

Влияние света, тепла и воды

на жизнь растений.

2.Комнатные растения.

3.Понятие о дикорастущих и

культурных растениях.

4.Лекарственные

растения.

5.Ядовитые

растения.

6.Охрана растений.

7.Нужны все на свете

(Обобщение знаний)

Формировать у детей представления о том, что для растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва.

Обобщить представления детей о комнатных растениях , об уходе за ними , закрепить знания об основных потребностях комнатных растений.

Познакомить детей с разновидностями растений. Учить различать их в

природе.

Познакомить детей с лекарственными  растениями. Учить различать их в

природе.

Познакомить детей с ядовитыми растениями. Учить различать их в

природе. 

Красная книга природы Познакомить детей с охраняемыми растениями,

сформировать чувство зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой

деятельности.

Обобщение знаний и полученных в процессе обучения по предыдущим

блокам. Закрепление и обобщение правил экологически

грамотного поведения человека в природе и в быту.

8.Экологический вечер:

« Земля

наш

?