Ребенок отличающийся ранним развитием

Под ранним развитием мамочки обычно понимают неординарные способности, которые пытаются разглядеть и развить в малыше. Но стоит ли торопиться? О том, как правильно заниматься с малышом, рассказывает врач Ольга Макушникова.

Раннее развитие: что это такое на самом деле

Мамы пытаются вбить в голову малыша огромное количество стихов, сказок и прочих не слишком нужных сведений, чтобы потом похвастаться познаниями ребенка перед подругами.

Папы с радостью учат малыша различать марки автомобилей и управляться с компьютером или сотовым телефоном. Однако «ранним развитием» подобные навыки можно назвать с большой натяжкой.

Все родители мечтают, чтобы их дети были самыми умными.

Конечно, заучивание стихов и любой другой информации поможет развить память ребенка. Но не более того.

В действительности раннее развитие подразумевает стимулирование любознательности, общительности, внимания, мышления и других функций и навыков, которые помогают сформировать гармоничную личность.

Об том, что ребенка надо «социализировать» с раннего детства, тоже слышали многие. Сегодняшние мамы начинают присматриваться к методикам раннего развития, едва малыш появится на свет. Выбрать, действительно, есть из чего.

Методики Монтессори, Зайцева, Ибука, Домана и Береславского доказали свою эффективность. Они действительно помогают маленькому человечку изучать окружающий мир, приобретать полезные навыки, общаться и развиваться. Но, к сожалению, стоят занятия в школе раннего развития недешево.

Как же быть? На самом деле, сложные методики раннего развития вполне могут заменить правильные игры с мамой и папой.

Развитие детей до года

Развивать малыша можно с самого раннего возраста. Это заложит хорошую основу для дальнейшего умственного и физического совершенствования. Чтобы оценить, насколько гармонично развивается ребенок, и какие навыки стоит стимулировать на каждом этапе, важно знать общие закономерности развития грудничков.

1 месяц жизни

Уже к месячному возрасту ребенок реагирует на звуки и яркие игрушки, может следить за ними глазами. Заботливые родители непременно будут развивать эти способности: показывать малышу яркие игрушки и медленно водить ими в стороны на расстоянии примерно 30 см от лица малыша.

А еще в этом возрасте очень полезно выкладывать ребенка на животик, это позволит быстрее научиться держать головку.

2 месяц

На втором месяце уместным будет повесить над кроваткой мобиль. Малыш с удовольствием будет рассматривать вращающиеся под музыку фигурки.

А еще он активно изучает свои ручки, так что не стоит ему в этом препятствовать — пеленать или надевать специальные варежки для малышей.

В два месяца здоровый малыш порадует родителей «комплексом оживления»: будет бурно реагировать, как только кто-то из родных склонится над кроваткой.

Примерно в это же время или чуточку позже он одарит папу с мамой первой осознанной улыбкой и начнет гулить — издавать певучие звуки. Почаще говорите с малышом, это подарит много позитивных эмоций и ему, и вам.

3 месяц

На третьем месяце ребенок, лежа на животике начинает приподниматься на предплечья. Ставьте перед ним яркую игрушку, и малыш будет стараться задержаться в таком положении, чтобы ее рассмотреть.

Вкладывайте ему в ручку погремушку, и он быстрее научится ее захватывать.

В этом возрасте малыш пытается подражать мимике взрослых и еще более активно гулит, некоторые детки уже умеют смеяться.

Обычно в трехмесячном возрасте дети стараются переворачиваться на бок и на живот.

5 месяц

К пяти месяцам ребенок обычно легко переворачивается с животика на спинку и обратно. Эти нехитрые «упражнения» впоследствии помогут ему научиться сидеть и ползать.

Переворачиваться на бок и начать ползать малышу могут помочь родители. Это совсем не сложно: главное — соблюдать простые правила и проявить чуточку терпения.

Помогаем освоить перевороты:

  • Аккуратно возьмите лежащего на спинке малыша за ножки, выпрямив ту из них, в какую сторону собираетесь совершить поворот.
  • Не спеша поворачивайте малыша, заводя одну ножку над другой.
  • Дайте крохе побыть в этом положении несколько секунд и самостоятельно завершить поворот.
  • Не стоит форсировать естественный ход развития и пытаться посадить малыша раньше времени, даже если он активно поднимает головку и плечики, лежа на спине. А вот стимулировать ползание полезно.

Родители могут научить малыша ползать.

Помогаем научиться ползать:

  • Подложите валик из одеяла под грудь и спинку ребенка так, чтобы ручки и ножки свисали: ребенок непременно захочет на них опереться. Подойдет и наглядный пример: ползающий рядом старший ребенок или, на худой конец, папа или мама.
  • Поставьте перед малышом ставят яркую игрушку, до которой он захочет дотянуться.

Полезные советы для родителей:

  • С самого раннего возраста развивайте мелкую моторику малыша: играйте в пальчиковые игры. Это способствует скорейшему развитию речи ребенка.
  • Читайте ребенку книжки и рассматривайте картинки. Стимулируйте его активность: спрашивайте, понравилась ли ему сказка или картинка, и старайтесь выяснить, почему у него сложилось такое мнение.
  • Выбирайте правильные игрушки:
  • К 8-9 месяцам кроху вполне можно научить собирать несложную пирамидку.
  • Развитию малыша будут способствовать всевозможные панели с кнопочками и звуковыми сигналами, пальчиковые краски, которыми он будет рисовать вместе с мамой.
  • Когда ребенок будет делать первые шаги, уместна будет игрушка-каталка.

Развитие детей раннего возраста

В возрасте 1,5-2 лет полезно развивать у деток любознательность и мелкую моторику, мышление, память и речь. Разумеется, родителям нужно знать, в каком возрасте каких «подвигов» стоит ожидать от малыша.

1,5 года

В полтора года ребенок будет охотно играть с кубиками, пирамидками и матрешками. Он с удовольствием подберет подходящие гаражи для машинок разного размера. Доступны и примитивные сюжетные игры: с куклой, посудкой, солдатиками и машинками.

2 года

Детям в возрасте двух лет уже доступно разучивание стихов, изучение форм и цветов, рисование и лепка, знакомство с основами счета.

Как помочь малышу научиться познавать мир:

  • Подкрепляйте теорию практикой. Считайте все что угодно во время прогулки. Давайте малышу потрогать руками гладкое и шероховатое, твердое и мягкое, теплое и холодное.
  • Учите малыша находить различия и общие признаки. Развивайте внимание и память, предлагая игры «Чего не стало», «Третий лишний». Особенно важны игры на развитие внимания для гиперактивных детей!
  • Не забывайте о физическом развитии малыша: гуляйте на свежем воздухе и играйте в активные игры.
  • Из множества кружков выбирайте те, куда ребенок идет с удовольствием и откуда не хочет уходить. Не заставляйте его делать то, что он ему не нравится.
  • Считайте, что ребенку пора осваивать алфавит, а потом и чтение — превратите это в игру.
Читайте также:  Литература по развитию ребенка от рождения до 3 лет

Развитие речи детей раннего возраста

Первое осознанное слово — это серьезный прорыв для малыша. Чтобы речевое развитие не запаздывало, как можно больше общайтесь с ребенком с первых дней жизни, развивайте «пассивную речь» — умение слышать и понимать взрослых. Уделяйте большое внимание развитию мелкой моторики, это стимулирует речевой центр головного мозга.

1-1,2 года

Обычно дети произносят свои первые слова в возрасте 11-14 месяцев. Как только малыш сказал первое слово, его словарный запас будет активно расширяться.

Стимулировать речь несложно путем многократного повторения отдельных слов, общения в формате «вопрос-ответ» и разучивание коротких стишков, в которых малыш сможет договорить последнее слово.

На этом этапе очень важно не сюсюкать с ребенком, говорить правильно и при этом эмоционально выразительно.

2 года

Дети учатся складывать слова в предложения и с удовольствием «беседуют» со сверстниками.

Продолжайте говорить с малышом, описывать ему все, что он видит на прогулке, а позже задавайте вопросы об увиденном, и уже к трем годам сможете беседовать с ним на самые разные темы.

В этом возрасте очень важно учить ребенка правильно выговаривать слова и строить фразы. Обратите внимание не только на произношение отдельных звуков, но и правильное воспроизведение слоговой структуры слов.

3-4 года

Важно понимать, что совершенно нормально, если ребенок в три и даже четыре года не выговаривает сложные звуки: р, ж, ч и другие звуки.

Насторожить должно искажение слоговой структуры и смешение звуков, которое может оказаться нарушением фонематического слуха. В этом случае не обойтись без помощи логопеда.

Ускорить развитие правильного произношения помогает артикуляционная гимнастика. Сегодня представлено огромное количество игр с язычком, которые помогают тренировать мышцы артикуляционного аппарата.

Ребенку можно помочь научиться говорить.

Как помочь малышу изучать языки:

  • Для начала, развивайте связную речь на родном языке. Учите малыша пересказывать сказки, контролируя правильность построения фраз и предложений.
  • В раннем возрасте ребенку доступно изучение иностранных языков. В межнациональных семьях дети с легкостью переходят с одного языка на другой, поэтому почаще общайтесь друг с другом на том языке, которому хотите научить ребенка.
  • Если вы решили воспитать полиглота, учтите, что, если прекратить занятия иностранным языком, а уже полученные навыки не использовать, вскоре малыш забудет все, чему его научили.

Раннее развитие: за и против

Несмотря на многочисленные плюсы раннего развития детей, у этой медали есть и обратная сторона.

  • Зачастую, родители так рьяно берутся за обучение малышей, то у тех не остается времени ни на прогулки на свежем воздухе, ни на свободное время.
  • Бывает, дети устают от переизбытка информации, что чревато неврозом.
  • Если кроху заставляют изо дня в день заниматься тем, от чего он не в восторге, будь то танцы или изучение алфавита, пользы это тоже не принесет.

Как не навредить ребенку: три совета по обучению

  • Прислушивайтесь к своему малышу, его желаниям и индивидуальным особенностям.
  • Не перегружайте ребенка, оставьте ему время вдоволь наиграться с самим собой или своими друзьями.
  • Не торопите события, стремясь научить малыша всему, что изучают первоклассники. Иначе велик риск того, что при поступлении в школу ребенку будет неинтересно на уроках, и он привыкнет к тому, что он «и так все знает» — а, значит, учиться вовсе не обязательно.

Здоровья вам и вашему малышу!

Читайте также:

Неправильный прикус у детей: что делать?

Ветрянка у детей: симптомы и лечение

Заикание у детей: причины и лечение

Источник

Ранний и дошкольный возраст: основные характеристики.

Раннее детство – период в жизни ребенка от 1 года (кризис первого года) до 3 лет (кризис трех лет).

Социальная ситуация развития— это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова). Ребенок становится самостоятельнее в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. Внутри предметной деятельности зарождаются — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Основными достижениями (центральные новообразования) раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом (прямохлждение), речью, развитие предметной деятельности.

Прямохождение и овладение телом позволяют расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность.

Речь развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли по двум направлениям:
• совершенствуется понимание речи взрослых;
• формируется собственная активная речь, которая становится средством общения.

Развитие речи связано с общением со взрослым и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Развиваются коммуникативная, обобщающая функции речи и регулирующая функция, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования. Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь. Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого. На третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка.

Среди всех психических функций доминирует восприятие, остальные находятся в определенной зависимости от него. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка г кировская область

Основная форма мышления — наглядно-действенное. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания (один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, замещение предмета знаком). Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули). Появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними).

Память развивается интенсивно и проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. Появляется новый процесс памяти — воспроизведение.

Предпосылками воображения выступают представления, появляющиеся на втором году жизни. Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание. Воображение появляется в игре. Оно функционирует с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы.

Внимание развивается в результате освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется крут предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.

Развитие самосознания связано с отделением себя от предмета, себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности. Возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства.

Изменяется общение со взрослыми — начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам — внеситуативно-познавательное (М.И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем. Наблюдается стремление к автономии и противопоставление своих желаний желаниям, требованиям взрослых. Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудничества и демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.

Дошкольный возраст – этап психического развития ребенка от 3 (кризис 3 лет) до 6-7 лет (кризис 7 лет).

Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Испытывает желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития связана с изменением места ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность – игра. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью. Игра способствует становлению общения со сверстниками и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление характеризуется переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) — Жан Пиаже. Дошкольник еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). В конце дошкольного возраста происходит переход к контекстной речи. Он может пересказать сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Читайте также:  Задержка в развитие ребенку 4 года развитие на 3 года

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

Универсальное средство внимания — речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте:
• значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;
• складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
• внимание становится опосредованным;
• внимание связано с интересами ребенка к деятельности;
• появляются элементы послепроизвольного внимания.

Наиболее благоприятный период для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает, что расширяет сферу познавательной деятельности. Учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Память, объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память становится ведущей функцией.

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение становится управляемым. Формируются действия воображения:
• замысел в форме наглядной модели;
• образ воображаемого объекта;
• образ действия с объектом.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов, с которым связывают начало становления его личности. В младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора, не реагировать на привлекательный предмет. Такое возможно благодаря более сильным мотивам — «ограничителям». Наиболее сильный мотив — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (или исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды. Появляются новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. Начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Дошкольник усваивает этические нормы и оценивает поступки соответственно свои поступки, подчиняя свое поведение этим нормам. Младший дошкольник не может оценивать свои поступки, не осознает причины своего отношения к к-л, оценивает других глобально: плохой или хороший, а также их действия.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию и считается центральным новообразованием дошкольного детства. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит по своему поведению, которое или согласуется с нормами или не вписывается в систему отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Развивается способность мотивировать самооценку. Появляется осознание себя во времени, личное сознание. Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:
• интеллектуальная готовность (или, шире, — готовность познавательной сферы);
• личностная (в том числе мотивационная);
• социально-психологическая готовность;
• готовность эмоционально-волевой сферы.

Источник