Ребенок не подражает взрослым 2 года

Ребенок не подражает взрослым 2 года thumbnail

Ребёнок без проблем в развитии очень рано начинает повторять за своим родителем. Например, когда мама ест ложкой при малыше, он может выхватить ложку у неё и начать пытаться орудовать ложкой самостоятельно, повторяя мамины действия. Дети могут начать это делать уже в 5-6 месяцев.

В возрасте 1-1,5 года малыши начинают играть в первые сюжетно-ролевые игры, основанные на подражании: кормят игрушки, укладывают их спать, протирают тряпкой мебель, катают машинки и т.д. Тогда же начинает активно развиваться речь — ребёнок следит за движениями рта взрослого, слушает как говорят взрослые и пытается подражать.

Для родителей детей с аутизмом такие вещи могут показаться чем-то из области фантастики. Алаликам, кстати, проблемы с имитацией тоже свойственны — это одна из причин, почему их так сложно учить говорить. Наши дети не повторяют за нами. Это сильно затрудняет всё: от обучения бытовым навыкам до развития речи потому, что имитация — основа обучения.

фото из открытых источников

Аутисты на самом деле часто повторяют какие-то действия как бы мимоходом. Многие из них, например, умеют кушать ложкой — это умение, как я уже говорила выше, тоже требует подражания. Но эта имитация у них неосознанная. Для успешного обучения нам требуется именно осознанное повторение.

Осознанная имитация это та, где вы скажете ребёнку: «Сделай так» или «Повтори», покажете что-то и он за вами повторит.

Здесь нельзяиспользовать фразы типа «Подними руку». Нужно говорить именно «Сделай так/повтори» и показывать действие! Почему? Потому что фраза «Подними руку» рассчитана на понимание инструкций и речи, нам же надо именно чтобы ребёнок делал что-то по образцу, ПОВТОРЯЯ за взрослым.

Для детей с аутизмом имитация представляет трудную задачу, потому что приходится делать то, чего они обычно стараются избегать — общаться и концентрироваться на других людях. Поэтому все занятия должны проходить без негатива, чтобы не отпугивать ребёнка от общения.

Здесь действуют те же правила, что и в обычных занятиях на развитие:

  • Максимально тихое, спокойное место без лишних игрушек, отвлекающих предметов;
  • Активно хвалим и поощряем за КАЖДОЕ повторение.

На занятии отрабатываем 2-3 просьбы. Каждая просьба повторяется 3-5 раз — смотрим по ребёнку и его усталости/желания работать.

Если вы видите, что какие-то инструкции ребёнок освоил хорошо, заменяйте их на новые, но не более одной новой инструкции за раз. То есть, малыш научился очень хорошо топать ногой, средне хлопать в ладоши и давать руку. Топанье ногой заменяем на новую инструкцию. Новые всегда показываем после того, как отработаем старые.

Проще всего начинать с имитаций движений крупной моторики. Эти занятия хороши тем, что, во-первых, вам не надо ничего покупать и печатать, а во-вторых, ребёнок учится понимать своё тело и им управлять.

Задание выглядит так: садимся перед ребёнком, говорим «Сделай так» и, например, хлопаем в ладоши.

Хлопки в ладоши хороши тем, что дети часто делают их самостоятельно и ещё они производят достаточно громкие, привлекающие внимание звуки.

Если ребёнок не понимает чего от него хотят, есть несколько способов решить эту проблему:

  1. Выполняем инструкцию с физической подсказкой — делаем то, что нужно, его руками/ногами;
  2. Может помочь имитация других членов семьи: например, папа или бабушка могут на вашу фразу «Сделай так» вместе с вами выполнять действия. Так мы пробуждаем в мозге ребёнка зеркальные нейроны, которые ответственны за повторение. Эти нейроны активируются при наблюдении за действиями других людей;
  3. Иногда бывает трудно добиться повторения потому, что ребёнок на вас просто не смотрит. Для решения этой проблемы есть небольшой лайфхак — используйте зеркало! И аутисты, и алалики могут избегать прямого наблюдения за родителем, но почему-то через такой предмет, как зеркало, от них получается добиться неплохого внимания.

Другие задания, кроме хлопанья, на повторение с крупной моторикой (от простого к сложному):

Когда ребёнок более-менее освоится с крупной моторикой, можно начать делать артикуляционную гимнастику. Это особенно полезно, если у ребёнка проблемы с тонусом мышц рта. Например, у нас почти до 3-ёх лет текли слюни. Именно работа с мышцами рта помогла избавиться от этого.

Каждое упражнение рассчитано на хотя бы 3-5 секунд удерживания рта в определенной позиции и 3-5 повторений. Садимся перед зеркалом, говорим «Сделай так» и выполняем следующие упражнения по артикуляционной гимнастике:

После того, как ребёнок научится выполнять простые действия с собственным телом, можно ввести занятия с игрушками по образцу.

В этом плане хорошо работает выкладка мозаики по образцу на картинке.

Делаете фото, распечатываете пример, показываете малышу как собирать. Дальше предлагаете повторить при помощи всё той же фразы «Сделай так«.

Сначала можно использовать самые простые конструкции без смысла — выкладывать линии, детали через одну и т.д.

Дальше самые простые рисунки: солнышко, облачко, листок — с них проще начинать, потому что требуется только один цвет. Позже можно добавить один цветочек (2 цвета), затем много цветков. Когда ребёнок освоился с простыми рисунками, вводим более сложные.

изображение из открытых источников

изображение из открытых источников

Из игр мне ещё очень нравится выкладка картинок из палочек Кюизинера (это такой вид цветных счётных палочек). Они кстати, попроще, чем мозаика, потому что ребенку предлагается выкладывать рисунок прямо на образец — то есть, задача повторить сохраняется, но ребенок испытывает не такое сильное давление на внимание и ему не так сложно. Есть очень простые варианты с маленьким количеством деталей:

изображение из открытых источников

Читайте также:  Как успокоит ребенка 2 года

Есть посложнее:

изображение из открытых источников

Очень хорошо в тренировках на имитацию то, что после её появления у многих аутистов и алаликов проходит отношение к взрослым как к этакой марионеточной кукле.

Если вам знакома картина, когда ребёнок пытается что-то сделать вашими руками, показывает пальцем не сам, а вашей рукой, сам отказывается играть с игрушками, а вас заставляет, то после выработки имитации этот аутический симптом у ребёнка может пройти или хотя бы смягчиться. Всё потому, что ребёнок начинает воспринимать взрослого как учителя, а не просто как вещь и инструмент для исполнения каких-то своих желаний.

Как всегда, спасибо всем, что читаете меня!

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Учим особых малышей базовым цветам и формам интересно и без зубрёжки

Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией

Первые развивающие игрушки для детей с алалией, аутизмом и ЗПР

Источник

ПОДРАЖАНИЕ — следование какому-либо примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. В развитии ребенка подражание – это один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение оно имеет на ранних этапах развития. Ребенок раннего и дошкольного возраста посредством подражания усваивает предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.

Усвоение по подражанию определенных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае подражание превращается во внешнее, «тупиковое» повторение движений. Такой характер подражания встречается у детей с отклонениями в психическом развитии.
Нарушения в развитии подражания ведут к возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к нарушениям психического развития в целом. Поэтому нужно не забывать уделять внимание развитию подражания.

Подражание может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное подражание используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего дошкольного возраста. Оно совершенствуется с возрастом, в процессе обучения детей.

Подражание обладает двумя определяющими свойствами. Во-первых, подражание должно быть избирательным, то есть реакция, называемая подражательной, возникает после определенного поведения модели, а не при множестве других различных условий. Годовалый ребенок может подражать вновь увиденному и услышанному: жестам, звукам, различным формам поведения.

К началу второго года жизни наблюдается, хотя и сравнительно редко, подражание, которое проявляется не сразу вслед за определенными действиями взрослого.

Подражание имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Через него идет адаптация к внешнему миру, освоение новых знаний. С одной стороны, ребенок копирует чужое поведение и через это познает отличительные особенности другого человека, также вместе с этим формируется и восприятие самого себя в этом мире. То есть, ребенок видит реакцию на свое поведение и начинает понимать, что если он будет делать данное конкретное действие, то со стороны окружающих может быть определенное отношение к нему.

Приоритетом для детского подражания служат чаще всего известные персоны (например, певцы, актеры, музыканты). Хотя, объекты обожания с возрастом у детей меняются. Если у малыша 1-3 лет большим авторитетом пользуются родители, то для детей постарше становятся интересными другие люди, известные широкому кругу и отличающиеся своим поведением. А еще дети 3-4х лет любят перенять непременно бранные слова, ведь кто-то же ими пользуется, а если они так колоссально привлекают внимание, то почему бы их не записать в свой лексикон?!)))) Дети в этом плане как губка, плохие слова впитывают быстрее и лучше, чем хорошие.

Подражание имеет значение в освоении разных сторон деятельности и поведения человека. Без подражания ребенку невозможно научиться основным важным в жизни функциям. Из-за своей уникальной способности перенимать поведение взрослых, дети учатся всему новому. Им очень интересно повторять то, что делают родители. Поэтому так часто тянет маленького человечка к недетским игрушкам, таким, как кастрюли, ложки, поварешки. Мама же ими «играет», ну и ребенку интересно. Отсюда такой повальный интерес к газетам, которые читает папа или дедушка. Сын тоже хочет подержать газету в руках, но поскольку не понимает ее функционального назначения, все больше его действия сводятся к тому, чтобы помять, порвать. А уж как интересно достать муку, которую мама использовала для лепки пирожков…

Взрослым следует с пониманием относиться к тому, что дети стремятся имитировать их же действия, но из-за непонимания истинного смысла, результат чаще не очень утешительный, особенно для проглядевших проявление детского интереса родителей. Если ребенок вырыл из горшка цветок, это не значит, что он хотел его гибели, просто мама недавно поливала и что-то там еще делала, почему бы не попробовать самому. И тем самым всегда есть возможность привлечь к себе внимание любимых родителей!

В заключение хочу привести для примера пару игр на подражание, полезные для развития деток раннего возраста.

ИГРЫ НА ПОДРАЖАНИЕ

«Изобрази животное». Покажите ребенку игрушки животных. Имитируйте звуки, которые они издают, движения, которые для них характерны. Затем попросите ребенка, чтобы он вам показывал каждое животное и изображал его особенности.

Читайте также:  Кривые ножки у ребенка 2 года

«Угадай действие „. Повторите с ребенком, действия человека, поведенческие особенности некоторых животных (например, зайчик прыгает, поджав передние лапки, медведь ходит вразвалку и пр). Затем вы показываете действие, а ребенок должен угадать, кто его делает. Поменяйтесь местами: пусть ребенок изображает повадки животных или действия людей. А вы будете угадывать.

Всего вам самого наилучшего!

Источник

15.09.2016 г.

pic

Речь начинает формироваться задолго до появления первых слов. Исследователи детской речи устанавливают значительные периоды в жизни ребенка (приблизительно с 0 до 14-16 месяцев), которые носит название доречевого и предречевого периодов. Они чрезвычайно важны для дальнейшего собственного речевого и языкового развития ребенка, так как именно в это время формируются все его основные психологические и психические процессы.

О проблемах задержки речевого развития у детей рассказывает руководитель логопедической консультативно-диагностической службы образовательного комплекса ГБОУ СОШ №875 г. Москвы, логопед Остеополиклиник, миофункциональный терапевт, возрастной психолог, кандидат психологических наук Тисовская Юлия Александровна (Юлия Александровна окончила МГПУ им. Ленина, 20 лет работает с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи).

Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период и внутриутробного развития ребёнка. Зачастую, перинатальную патологию развития диагностируют слишком поздно (после 3х лет), когда становятся очевидными последствия этих нарушений. Доречевой и Предречевой периоды – показатели того, как будет развиваться речь.

Обратиться к логопеду необходимо если:

  • была задержка внутриутробного развития
  • гипоксия
  • долгое нахождение в реанимации
  • питание через зонд в первые дни или месяцы жизни
  • КЦГ (краниоцеребральная гипотермия) при рождении
  • нарушения зрения
  • нарушения слуха
  • генетические синдромы
  • повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия)
  • родовая травма

Признаки и симптомы, которые в комплексе должны насторожить и обратить на себя внимание, но при этом следует учитывать, что при наличии только 1 — 2 симптомов можно говорить лишь о характере малыша и его особенностях, а не нарушениях в развитии.

В возрасте от 0 до 1.5 лет

  • к трем месяцам НЕ появился «комплекс оживления» — эмоциональная реакция ребенка на взрослого (ребенок, увидев мать, радостно повизгивает, перебирает ножками, вскидывает ручки, издает голосовые реакции)
  • гуление (мягкая голосоподача) появилось НЕ в 2-3 месяца, а позже; периоды гуления редки, звуки тихие, однообразные, дыхание быстро истощаемое, есть охриплость голоса
  • переход к лепету (многократному повтору цепочек слогов) произошел позже срока (в норме период лепета продолжается от 5-6 до 12 месяцев); • к концу первого года жизни НЕ появились общеупотребительные слова («мама», «папа», «баба», «дай» и т.п.)
  • в возрасте 7-8 месяцев и позже НЕ понимает значения отдельных слов (мама, папа, названия окружающих бытовых предметов, игрушек и т.п.), НЕ понимает смысла простых просьб («Дай маме ручку», «Покажи носик, глазки» и др.)
  • ребенок НЕ подражает действиям взрослых (с игрушками, бытовыми предметами), НЕ повторяет за взрослыми отдельные слова
  • у ребенка с трудом формируются базовые навыки жевания и глотания. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока
  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

В возрасте от 1.5 до 2.5 лет

  • ребенок активно реагирует на звук включенного телевизора, но абсолютно не реагирует на обращенную речь
  • не отзывается на свое имя
  • отсутствует указательный жест (не показывает пальчиком)
  • нет моторной имитации (не повторяет за родителями движения)
  • нет артикуляционной имитации, звукоподражания, не обращается к родным, либо повторяет за вами или героями мультфильмов, но не использует эти слова при общении (эхолалии)
  • на слух не воспринимает ваши вопросы, отвечает правильно только ориентируясь на вашу артикуляцию (следит за губами и вашим произношением)
  • не выполняет элементарных инструкций (принеси мяч, дай, на и т.п.)
  • отводит взгляд и не следит за эмоциями взрослого
  • делает то, что может сам, вашей рукой (например, берет мамину руку и ею открывает дверь, берет кружку, включает телевизор, выключает свет)
  • страх новых помещений, изменения маршрута прогулки, новых лиц (истерика, если вы решили пойти по другой улице)
  • стереотипный и повторяющий характер игры (может каждый день очень долго открывать и закрывать дверцы, стучать по определенным предметам, пока вы не прервете его, выстраивание предметов в ряд)
  • стереотипные и повторяющиеся моторные движения (тряска или хлопки руками или пальцами, либо сложные телодвижения). Например, при сильном возбуждении (радость, огорчение) начинает махать ручками, как крылышками, очень часто ходит на цыпочках
  • не выражает заинтересованность при виде детей, не обращает на них внимание и не играет
  • в 2 года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова
  • в 2 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)

В возрасте от 2.5 до 3 лет и старше

  • говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем
  • ребенок «тарахтит», говорит слишком быстро или крайне медленно, глотает окончания слов, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет
  • говорит в основном фразами из мультиков и книжек, не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии
  • зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
  • постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)
Читайте также:  Ребенок 2 года агрессивен

К сожалению, большинство родителей часто не обращают должного внимания на данные симптомы и лишь трудности в общении, возникающие в дальнейшем, и несоответствие возрастным нормам развития 2.5 — 3.5 лет, заставляют их обратить внимание на проблемы в развитии ребенка. Почему-то многие специалисты в поликлиниках до сих пор отправляют мам с детьми ждать 3 лет и не выставляют никаких конкретных диагнозов, когда в свою очередь мамы жалуются, что ребенок в 1.5 — 2 года не говорит, плохо понимает обращенную речь, не отзывается на имя, не показывает пальчиком, не смотрит в глаза, не выполняет элементарных инструкций, не интересуется игрушками? Три года считается оптимальным возрастом, когда примерно у всех деток сформирован словарный запас, есть понимание себя в этом мире. До этого возраста кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее.

Но почему, зная о таких сложных диагнозах, как ранний детский аутизм, сенсорная и моторная алалия, расстройства аутического спектра, задержки речевого и психического развития, сенсорная тугоухость, важно осуществлять профилактику и коррекцию этих нарушений – следовательно, визит к логопеду в первые годы жизни ребенка является необходимым мероприятием. Важно использовать своевременный комплексный подход в коррекции нарушения речи и понимания обращенной речи, который направлен на речевую деятельность, на невербальные высшие психические функции и эмоционально-личностную сторону развития детей на самых первых этапах возникновения проблемы.

ОБСЛЕДОВАНИЕ

Что делать, если вы обнаружили у ребенка особенности поведения, которые мы рассмотрели, в виде отсутствия речи, зрительного контакта, указательного жеста, понимания обращенной речи, совместной деятельности, реакции на свое имя и т.д.? Мы делаем второй Шаг: Обследование.

Детский невролог и ЭЭГ

Обратитесь к детскому неврологу, для многих лучший вариант — это специалист неврологического отделения детской больницы или специализированного центра. Если вас отправляют «ждать до 3 лет», ищите другого врача, который назначит пройти дневное или ночное ЭЭГ (ночное исследование позволяет исключить эпилептическую и судорожную готовность, которая может не проявляться в виде приступов, но тормозить развитие малыша), и порекомендует обратиться к сурдологу, пройти КСВП и аудиометрию.

Помните — диагнозов много и то, что может помочь при алалии, может навредить при сенсоневральной тугоухости или аутизме, а значит подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным.

Сурдолог

Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими.

Бывают случаи, когда одно из ушек слышит плохо, снижена общая слышимость или ребенок не может различать определенные частоты — громкие и тихие слышит, а средние нет. Из-за этого ребенок воспринимает окружающие звуки, как будто находится под водой. При этом он может абсолютно верно реагировать на включение телевизора и полностью игнорировать вашу речь. Также, иногда потеря слуха происходит уже после того, как малыш научился говорить.

У ребенка с незамеченной потерей слуха не сможет правильно развиваться речь, языковые навыки и познавательные способности, появятся признаки задержки психического и речевого развития. Задержка может оказаться необратимой, и ребенок будет нуждаться в обучении в специализированной школе. В медицинской практике известны случаи, когда при врожденной тугоухости ребенку ставился диагноз умственной отсталости.

Во многих роддомах применяется отоакустическая эмиссия, которая дает информацию о том, работают ли волосковые клетки, участвующие в передаче звука. Но положительный результат этого исследования еще не дает 100% гарантии, что у ребенка все в порядке со слухом, ведь для передачи звука требуется работа нескольких звеньев.

Может понадобиться компьютерная аудиометрия — КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы) — это исследование реакции ствола головного мозга и слухового нерва на звуки. КСВП используется для диагностики слуховых нарушений как детей, так и взрослых, но особое значение они имеют у детей, особенно доречевого возраста. Производится с помощью датчиков, прикрепляемых к голове. Позволяет определить не только наличие/отсутствие патологических отклонений, но и место их локализации. В большинстве регионов проводится во время сна малыша.

Основные рекомендации дефектолога для детей от года до 2 лет:

  • формирование и развитие понимания обращенной речи (говорите четко, используйте ситуации, побуждающие к простым действиям: подать, принести, посмотреть и т.д.)
  • формирование и развитие зрительной памяти и концентрации внимания (наличие телевизора и, как следствие, постоянный шумовой фон и пассивное получение информации мешают развитию речи)
  • формирование и развитие мышления (тренировка навыка получения информации из книг (аудиосказок) и стимулирование сюжетно-ролевых игр. То есть читать, читать и читать, не смотря на то, что ваш ребенок закрывает книгу и не сидит на месте)
  • формирование и развитие речевых навыков (активно используйте ситуации, побуждающие к произношению простых слов: на, да, нет и т.д.)
  • развитие коммуникативного общения (общение со сверстниками)

Источник