Ребенок из детского дома отстает в развитии
Статью о том, как пребывание в сиротских учреждениях влияет на развитие мозга у маленьких детей, мы попросили прокомментировать экспертов: клинического психолога Татьяну МОРОЗОВУ и детского невролога Святослава ДОВБНЯ. Святослав и Татьяна работают вместе около 20 лет, являются международными экспертами по вопросам психического здоровья младенцев и раннего вмешательства. В качестве тренеров и консультантов принимают участие в проектах, посвященных развитию эффективных услуг для уязвимых семей с маленькими детьми в России и других странах.
Татьяна Морозова, Святослав Довбня: Прежде, чем комментировать статью, хотелось бы сказать, что нам очень повезло: мы в течение последних нескольких лет работаем вместе с авторами этого исследования в различных проектах. Вопрос влияния окружения на развитие детей интересует нас очень давно, и мы очень благодарны нашим коллегам за возможность обсуждать, делиться опытом и вместе строить программы помощи семьям с детьми.
Первые годы жизни – невероятно важный период для развития ребенка. Это время, когда дети обладают огромным потенциалом для развития. При этом мы также знаем, что маленькие дети не только пластичны и адаптивны, но и очень уязвимы, плохо защищены от стрессов и негативного влияния окружения. Именно этим вопросам – уязвимости и возможности для восстановления и был посвящен Бухарестский проект по раннему вмешательству (BEIP).
— Проводились ли в России исследования, подобные тому, о котором идет речь в статье?
Т.М.: Подобные проекты очень затратные и занимают много времени, поэтому проводить такие исследования под силу только очень серьезным исследовательским центрам. Очень похожие результаты были получены и в России в ходе исследовательского проекта, который проводился в домах ребенка Санкт-Петербурга силами ученых СПбГУ и Питтсбургского университета (США). Однако необходимо понимать, что Бухарестский проект по раннему вмешательству (The Bucharest Early Intervention Project (BEIP)) стал первым из рандомизированных исследований, посвященных данной теме, и одним из наиболее известных исследований, соответствующих «золотым стандартам» доказательной медицины. Это исследование было начато в 2000 году и продолжается до сих пор.
— В статье речь идет о развитии мозга детей. По всей видимости, столь масштабное и долгосрочное исследование касалось и многих других аспектов?
С. Д.: В исследовании, которое проводилось в рамках проекта, также анализировалось влияние проживания в учреждении на следующие аспекты:
- Показатели физического развития
- Проявление эмоций
- Показатели интеллектуального развития
- Показатели внимания
- Развитие привязанности
- Изменения, которые происходят на генетическом уровне
- Уровень активности различных зон мозга
- Частота встречаемости различных проблем психического здоровья и многое другое.
Одной из целей исследования было также понять, какие существуют сензитивные периоды для развития отдельных психических функций, а также какие факторы, связанные с историей развития ребенка (длительность проживания в учреждении, пол ребенка, вес при рождении, недоношенность и т.д. ), могут позитивно или негативно влиять на развитие детей в учреждении и замещающих семьях.
— Как отражается пребывание в учреждении на физическом развитии ребенка?
С.Д.: По данным исследования, в среднем за каждые 3 месяца, проведенные в учреждении, физическое развитие ребенка (рост, вес и окружность головы) отстает приблизительно на 1 месяц. Похожие данные были получены и в России: отставание на 1 месяц за 5 месяцев проживания в доме ребенка ( исследование Р. Мухамедрахимова и О. Пальмова).
— И насколько быстро дети могут преодолеть это отставание, будучи помещенными в семью?
С.Д.: Через год 100% детей, помещенных в семьи, имели нормальные показатели роста, а 94% — веса и окружности головы. Некоторым из них понадобилась специальная медицинская помощь, чтобы лучше расти. Негативно на восстановление физического развития влияют низкий рост и вес ребенка при рождении, употребление матерью во время беременности алкоголя, а также длительность пребывания в доме ребенка. Возраст, в котором ребенок был помещен в семью, имеет важное значение не только для его физического развития, но также для эмоционального, улучшения познавательных функций и т. д.
— Руководитель Бухарестского проекта Чарльз Нельсон говорит, что, возможно, некоторые дети были помещены в семьи слишком поздно: «то, без чего они росли до этого, слишком сильно отразилось на их развитии». Он имеет в виду, в первую очередь общение, игру, наличие близкого человека. Привязанность — категория психологическая. Как она способна повлиять на развитие мозга ребенка?
С.Д.: Вопрос влияния привязанности на развитие мозга очень непростой. Стресс, переживаемый ребенком, у которого нет близкого человека, вызывает выделение специальных веществ, так называемых гормонов стресса, которые негативно влияют на развитие мозга. Об этом можно говорить очень много, и такие исследования, как, например, Бухарестский проект, по раннему вмешательству, помогают нам понять механизмы формирования и развития мозга.
Т.М.: Без опыта раннего социального взаимодействия с мамой или близкими людьми у ребенка отсутствует необходимая точка опоры для развития общения с окружающими. Дети кажутся пассивными: они неактивно реагируют на происходящее вокруг, их внимание к игрушкам не задерживается надолго. Создается впечатление, что детям не хватает любопытства, ведущего в обычных обстоятельствах к изучению окружающего мира. Интеллектуальное развитие детей часто страдает. Дети, проживающие в учреждении, имеют в среднем более низкие показатели IQ, чем их сверстники, живущие в семьях. Дети, помещенные в замещающие семьи, показывают выраженное увеличение IQ по сравнению с детьми, остающимися в учреждении. Страдает и эмоциональное развитие: маленькие дети, находящиеся длительное время в учреждениях, по сравнению с детьми, проживающими в семьях, проявляют позитивные эмоции в гораздо меньшей степени. Разницы в проявлении негативных эмоций не установлено.
— С чем это связано по-вашему?
Т.М.: Во-первых, с меньшим опытом позитивного общения со взрослыми, а во-вторых, с тем, что в сиротских учреждениях не только детям приходится сталкиваться с эмоциональными трудностями, но и персоналу. По данным исследования, проведенного в Санкт-Петербурге Р. Мухамедрахимовым и О. Пальмовым, у сотрудников практически нет времени на эмоциональное общение с детьми – они постоянно занимаются выполнением своих обязанностей: кормят, собирают на прогулку, переодевают, моют и т.д. Сотрудники часто не готовы устанавливать эмоциональные отношения с детьми. Причинами этого является большое количество детей одного возраста в группе, а также опасение, что чувство привязанности к отдельному ребенку может привести к серьезным переживаниям при разлуке с ним. Нередким явлением среди персонала является эмоциональное выгорание и депрессия.
— Восполнимы ли эти эмоциональные утраты для ребенка?
Т.М.: Результаты бухарестского исследования показывают, что помещение в семью способно довольно быстро исправить многие трудности. Однако есть дети, которым для лучшего восстановления может понадобиться довольно интенсивная и длительная помощь.
— Вы упомянули еще об одном аспекте Бухарестского проекта – исследовании изменений, которые происходят у находящихся в учреждения детей на генетическом уровне. Очень часто препятствием для усыновления ребенка из детдома является страх перед «плохой генетикой». При этом имеются в виду лишь кровные родители ребенка — с их вредными привычками, асоциальным поведением, нездоровым образом жизни. Неужели даже сами стены «казенного дома» способны как-то влиять на гены?
С.Д.: В данном исследовании ученые пытаются выяснить, как проживание в групповой системе отражается на ребенке, и сейчас появилась абсолютно новая область знаний, она называется «эпигенетикой». Эпигенетика изучает влияние внешней среды на структуру и возможности экспрессии генома человека. Так у каждого человека в хромосомах есть концевые участки, называемые теломерами. Они в частности отвечают за правильность воспроизводства при делении клеток. С возрастом длина этих теломеров уменьшается, что приводит к сбоям при воспроизводстве хромосом, запуская процессы старения, а также становится причиной некоторых заболеваний. По данным BEIP, длина этих участков хромосом у детей, проживающих в семьях и в учреждении, различаются. И чем дольше ребенок находится в «приюте», тем короче теломеры.
— А чем объясняется то, что выпускникам сиротских учреждений часто приходится труднее на работе? Вот цитата из дискуссии на данную тему в Фейсбуке: «Обычные люди, работающие рядом с выпускниками-сиротами, не понимают, почему они не хотят и не могут работать. «Они же на вид нормальные, пусть в детдоме их ничему не научили, что же они потом за столько лет так и не научились быть, как все?»
Т.М.: Человек формируется не только в раннем детстве. Чем старше конкретный человек, тем сложнее сделать однозначные выводы о том, почему он стал именно таким. Если не углубляться в нейрофизиологию, можно поговорить и о том, как жизненный путь человека влияет на его успешность в работе. В жизни детей в детских домах не очень много возможностей пробовать что-либо и добиваться успеха; очень немного индивидуального внимания и поддержки, немного доверия и возможности делать что-то осмысленное вместе с другими людьми; зато довольно много принуждения. Кроме всего прочего, у ребенка, который растет в детском доме, не очень хорошие возможности для получения образования, и, следовательно, небольшие возможности для профессионального выбора. Все это и многое другое может негативно влиять на успешность человека на рынке труда, и его мотивацию работать.
— Какие основные выводы можно сделать из проведенного в Румынии исследования?
С.Д.: Во-первых, дети, живущие в сиротских учреждениях, испытывают огромный дефицит общения и стимуляции, поэтому у них развивается целый спектр проблем.
Во-вторых, семья необходима не только для выживания, но и для нормального развития детей.
В-третьих, проблемы, связанные с отлучением от семьи, возникают очень быстро, являются очень глубокими, с возрастом прогрессируют, а в некоторых случаях остаются на долгие годы.
В-четвертых, эти проблемы наблюдаются в важных областях развития ребенка: социальное общение, психическое здоровье, поведение, способность регулировать эмоции.
В-пятых, отставание в развитии и дефициты, возникающие у детей, проживающих в интернатах, происходят из-за нарушений в развитии мозга. Для правильного формирования связей мозгу необходима стимуляция; ее отсутствие приводит к недоразвитию нервных связей и неправильному замыканию нейронных цепей.
И, наконец, в-шестых, раннее помещение ребенка в семью критически важно. Замещающие семьи способны скорректировать некоторые, но не все дефициты, связанные с ранней депривацией.
— Ваша статья в ИА REGNUM, посвященная системе домов-интернатов в России, называлась «У детей, лишенных близких, отмирают участки мозга». Она вызвала бурю негодования. В чем, по-вашему, причина такой реакции? Ведь вы основываетесь на данных научных исследований – в том числе и на данных Бухарестского проекта по раннему вмешательству?
С.Д.: подавляющее большинство читателей благодарят нас за публикацию и просят публиковать больше материалов по данной теме, так что я бы лучше сказал не «бурю негодования», а неоднозначную реакцию.
По-видимому, одной из причин неприятия нашего мнения некоторыми читателями, является недооценка важности раннего опыта для развития человека, это очень новые для России знания, и чтобы осознать и принять их обществу, наверное, требуется время. Но однажды осознав факт того, что ранний опыт является важнейшей составляющей здоровой психики, дороги назад у общества уже не будет. Нужно будет прекращать любые формы группового проживания для младенцев и поддерживать только семейные формы жизнеустройства.
— Многие сочли ваши слова оскорбительными для детей, которые живут в детских домах и всех выпускников этих учреждений.
Т.М.: Мы никоим образом не хотели никого обидеть – это данные, которые получены в исследованиях. Кроме того, эти данные применимы только к детям, которые провели в учреждении первые годы своей жизни. Первые годы жизни – это период, когда мозг ребенка активно формируется, и ранний опыт очень сильно на формирование мозга. Многие дети, находящиеся в детских домах, попадают туда в более позднем возрасте, имея другой ранний опыт, поэтому трудно сравнивать их с детьми, которые жили в учреждении с самого начала.
Хотелось бы также отметить, что мы прекрасно понимаем, что все люди очень разные, у них разные способности и разная уязвимость, разная личная история. Статистика никогда и ничего не может рассказать о конкретном ребенке, она лишь дает возможность увидеть тенденции. Так и в этом случае — данные, на которые мы опирались, касаются не конкретного человека, а нашего понимания того, что важно для развития маленького ребенка, и что может существенно затруднять это развитие. Это очень важно для того, чтобы развивать службы помощи детям и семьям.
Источник
Задержка психического развития – один из наиболее частых диагнозов для детей из спецучреждений. Его ставят сиротам практически «не глядя». Известный российский психолог Людмила Петрановская рассказала о том, почему не надо бояться этого диагноза, если вы берете в семью ребенка из детдома.
Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Фото Legion-Media.Ru
– Каковы причины задержки психического развития у детей?
– В отличие от умственной отсталости, – это неорганический диагноз. Иными словами, дети с ЗПР не рождаются, а приобретают.
– Всегда ли справедливо ставят этот диагноз в детдомах?
– Хорошо, если ставят только задержку, но очень легко ставят умственную отсталость, а этот диагноз, в отличие от ЗПР, не предусматривает обучения в массовой школе.
– Чем внешне отличается ЗПР от умственной отсталости?
– Ребенок с умственной отсталостью не только позже начинает читать, он имеет образовательный потолок, который без специальных технологий не преодолеть. И даже технологии не всегда помогают с ним справиться. Дети с ЗПР имеют отставание из-за условий жизни, то есть, если с ребенком начать заниматься, то у него будет хорошая, сильная динамика развития. Отличить умственную отсталость от ЗПР можно только при длительном наблюдении.
Детям в детских домах психолого-педагогические комиссии все эти диагнозы ставят на основании получасовой беседы с ребенком, во время которой невозможно не только обнаружить разницы между этими двумя диагнозами, но и отличить их от шокового состояния после потери родителей. При этом подобные комиссии, как правило, проходят в первые дни и недели после потери ребенком семьи.
– Получается, что процент ошибок достаточно велик?
– Да, получается, что так. Более того, в разных регионах можно наблюдать совершенно разную картину: одни комиссии настроены на «выбраковку», другие — стараются найти в детях потенциал. Степень гипердиагностики может очень сильно отличаться – в некоторых регионах она, по оценкам экспертов, может доходить до 50%.
– Значит, потенциальных приемных родителей может не пугать этот диагноз, если им понравилось фото ребенка в интернете?
– Вообще, даже дети с умственной отсталостью могут быть совершенными сокровищами. Я знаю немало семей, которые воспитывают детей с таким диагнозом. Они просто приняли тот факт, что их ребенок не решает уравнений и никогда не станет финансистом. Но это же не конец света! Зато малыш может быть теплым, любящим, охотно помогать родителям, быть совершенно сохранным эмоционально.
Конечно же, с другой стороны, велика вероятность, что диагноз не подтвердится. Сейчас существует множество методик, которые способны ускорить процесс развития детей с ЗПР и даже детей с органической умственной отсталостью, если ими заниматься. Например, на Западе нормально, когда дети с синдромом Дауна учатся в обычной школе, поступают в вузы.
Сейчас уже диагноз не воспринимается как жесткий коридор, а, скорее, как знак, что такой ребенок нуждается в большем внимании.
– Как возникает задержка?
– ЗПР может формироваться как в семье, так и в учреждении от недостатка количества актов общения в сутки.
Ребенок развивается благодаря постоянному общению с взрослыми. Когда в этих отношениях все нормально, есть родители, бабушки, дедушки, сестры, братья, то он постоянно находится в обмене актами общения с ними. Они обмениваются словами, взглядами, жестами, улыбками, мимикой, и в этом процессе ребенок развивается. Он достаточно рано начинает понимать, что если он выражает желания, то взрослые стараются эти желания удовлетворить. Для малыша это становится мощнейшим стимулом совершенствовать коммуникацию. Ребенок начинает понимать, что чем более внятно он изложит свою просьбу, тем быстрее и лучше ее поймут окружающие. К году он уже верит, что как только его поймут, ему захотят сделать хорошо. Таким образом, каждый раз, когда мы поняли маленького ребенка и сделали то, что он просил, мы подкрепляем его усилия по коммуникации.
Если малыш живет в неблагополучной семье, которая им занимается почти не занимается, этот стимул работает ни шатко, ни валко: у ребенка происходит дезориентация его речевых усилий. Что будет от того, что он сказал, что хочет кушать? Иногда все хорошо, иногда никак, а иногда все только хуже.
Когда ребенок в учреждении, все тоже самое, с той лишь разницей, что в неблагополучной семье многое зависит от состояния родителей, а в учреждении — от того, что написано «на стеночке». У воспитателя в группе может быть до 15 детей. Ребенок в такой ситуации понимает, что проси-не проси, зови-не зови, воспитатель к нему не подойдет, а подойдет тогда, когда написано в распорядке. Расписание важнее реальных потребностей ребенка. Поэтому ему тоже нет смысла говорить о своих желаниях, обращаться к взрослым. Образуется отставание.
– Сколько времени занимает преодоление диагноза в семье?
– По-разному. Если была длительная задержка, то даже занятия с детьми с ЗПР полностью ее не компенсируют. Наиболее благоприятным вариантом считается гармоничная задержка в развитии, когда дети во всех сферах отстают равномерно. С возрастом это вообще перестает быть важным. Серьезнее ситуация, когда у ребенка диспропорция в развитии: он может демонстрировать какие-либо качества взрослого человека, но при этом быть эмоционально нестабильным, как трехлетка. Легкая форма ЗПР у ребенка в семье компенсируется в течение года-двух и не требует дополнительного вмешательства, кроме родительской любви и ласки. При серьезной форме ЗПР, сопровождающейся биологическими нарушениями, лучше использовать еще и дополнительные методики.
Есть чудесные ситуации «взрывного развития». Дети, находясь в неблагополучной ситуации, как бы «замораживаются» в развитии, «ставят себя на паузу». Поэтому родители, приходя в дом ребенка, обнаруживают 2-летнего ребенка, который не ходит, не говорит, смотрит перед собой и раскачивается. Очень часто такие дети дают «взрывное развитие». Через три дня в семье он пошел, через пять – заговорил… Они очень быстро привязываются к родителям, вырастают на 20 см в год, хорошо прибавляют в весе.
Изначально такие дети в доме ребенка выглядят достаточно неблагополучно. Но в глубине души они сохраняют представление о том, что то, что с ними происходит, неправильно, и бойкотируют среду, в которую они попали. Они более сохранны, чем дети, которые адаптируются к ненормальной жизни.
Бывает, что в семью берут самого обычного ребенка, но за счет того, что он адаптировался к ненормальной жизни в «системе», выясняется, что у него очень серьезные проблемы в эмоционально-волевой сфере, которые могут длиться годами. Это тот случай, когда ребенку ничего не интересно, он не хочет преодолевать трудности, у него нет детской жажды познания. Такие дети меньше страдают в учреждении «прямо сейчас». Те же дети, которые не могут этих правил принять – протестуют, очень страдают и отстают в развитии, но зато сохраняют «сердцевину» – самое ценное.
Людмила Петрановская, педагог-психолог, специалист по семейному устройству, член Ассоциации специалистов семейного устройства «Семья для ребенка», лауреат Премии Президента РФ в области образования, блогер.
Deti.mail.ru
Портал changeonelife.ru — крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает
тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет.
Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Источник