Развитие ребенка рассматривается как стадиальный процесс

Развитие ребенка рассматривается как стадиальный процесс thumbnail

Процесс развития ребенка прежде всего нужно рассматривать как процесс стадиальный. Самое существенное для детской психологии—это выяснение перехода от одной стадии (или периода) к другой.

Что такое детский возраст, период? Существуют ли объективные признаки, критерии этих периодов? Некоторые авторы рассматривают этот процесс в координатах времени, деля время на промежутки, не выделяя стадии.

Определенный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития,—это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития. Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями:

1) определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2) основным или ведущим типом деятельности (существует несколько различных типов деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития);

3) основными психическими новообразованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности).

Перечисленные показатели находятся в сложных отношениях. Так, возникшие в данный период новообразования меняют социальную ситуацию детского развития: ребенок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир и сам с помощью взрослых меняет систему отношений с ними. Иными словами, возникнув в определенной социальной ситуации, новообразования вступают с ней в противоречие и закономерно ее разрушают.

Проблема периодизации детства давно привлекала внимание психологов. Существует много классификаций периодов детства. Их можно разделить на два типа.

1. Моносимптоматическое выделение периодов (по одному определенному признаку). Такую классификацию предложил П. П. Блонский, который ввел понятие «энергетический баланс». Последний связан со степенью окостенения скелета. Показателем же окостенения может служить наличие и состояние зубов. Поэтому предложенные им периоды детства называются так: беззубое, молочно-зубовое и постояннозубое детство. По окостенению, конечно, можно представить календарный возраст ребенка, что, однако, не имеет прямого отношения к психологическому периоду детства, этот признак вообще не имеет отношения к развитию психики.

Аналогичную классификацию предложил в свое время В. Штерн (1922) по симптому развития речи. Однако можно ли по какому-либо одному симптому судить о развитии? К тому же все эти классификации не вскрывают, что же лежит за некоторой симптоматикой периодов детства.

2. Полисимптоматические классификации типичны для описательного этапа детской психологии. Но они также не дают оснований судить о том, какие психологические процессы лежат за описанием отдельных периодов детства.

Вместе с тем эмпирические наблюдения позволили обнаружить два типа периодов развития ребенка. Одни текут очень медленно, с незаметными изменениями (они были названы стабильными периодами). Для других, наоборот, характерны стремительные изменения в психике ребенка (они были названы критическими периодами). Эти типы периодов как бы перемежают друг друга.

Своеобразна история открытия критических периодов. Сначала был выявлен период полового созревания, затем кризис трехлетнего возраста. Следующим был обнаружен кризис семи лет, связанный с переходом к школьному обучению, и последним — кризис одного года (начало ходьбы, возникновение слов и т. п.). Наконец, начали считать критическим периодом и факт рождения.

Общий признак критического периода — нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, которые являются симптомом того, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем протекание таких периодов чрезвычайно индивидуально-вариативно (это зависит, в частности, от поведения взрослых).

В настоящее время можно представить следующую периодизацию детства:

кризис новорожденности;

младенчество (первый год жизни);

кризис первого года;

раннее детство;

кризис трех лет;

дошкольное детство;

кризис семи лет;

младший школьный возраст;

кризис 11—12 лет;

подростковое детство.

Некоторые психологи в последнее время вводят в периодизацию детства новый период — раннюю юность.

Date: 2015-07-25; view: 273; Нарушение авторских прав

Источник

При рассмотрении процессов развития, будь то развитие психики в целом или отдельных ее сторон, специалисты традиционно стремятся к выяснению вопросов о стадиальности. Эти устремления инициировали разработку проблемы периодизации развития. Под периодизацией психического развития понимается принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). При этом сам вопрос о существовании стадий развития был и остается предметом дискуссий.

Существуют две концепции психического развития, противостоящие друг другу в отношении возможности выделения стадий развития. Согласно одной из них – процесс развития непрерывен, согласно другой – дискретен. Первая предполагает, что развитие идет нс останавливаясь, не ускоряясь, не замедляясь. Поэтому каких-либо границ, отделяющих один этап от другого, нс существует. Согласно другой концепции – развитие неравномерно, оно протекает то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основания для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга. Наглядное представление об этих концепциях дает график, представленный на рис. 2.1.

График непрерывности и дискретности развития

Рис. 2.1. График непрерывности и дискретности развития

С. Л. Рубинштейн обе эти концепции называл несостоятельными. Концепция, рассматривающая психическое развитие как единый процесс, базируется на представлениях о том, что на всем протяжении лишь развертываются задатки. Эта точка зрения, по С. Л. Рубинштейну, упраздняет развитие. Он подчеркивает, что развитие – это не только рост, но и изменение, качественное преобразование.

Другая точка зрения, напротив, акцентирует внимание на качественном своеобразии различных ступеней. Причем эти различия трактуются как внешние противоположности, лишенные внутреннего единства. Каждая новая стадия воспринимается как противоположность предыдущей, а не как ее подготовительная ступень. Таким образом, получается, например, что ребенок противопоставляется взрослому, а всякая преемственная связь между ними рвется. При этом, как утверждает С. Л. Рубинштейн, стадии развития превращаются в формальные структуры, зависящие только от возраста, а не от реальных форм деятельности, которыми в процессе своего развития овладевает человек.

Читайте также:  Развитие моторики ребенка 7 лет

С. Л. Рубинштейн справедливо считал, что психическое развитие человека с раннего возраста и до зрелых лет протекает как единый процесс, внутри которого могут быть выделены качественно различные ступени. Такие качественно отличные друг от друга ступени можно вычленить при анализе любой стороны развития психики (мышления, речи и др.). Каждая из этих ступеней подготавливает следующую. Он подчеркивал то, что эти ступени не являются формальными структурами. Зависят они не от возраста, как такового, а от содержания, которым овладевает ребенок. «Применительно к разному содержанию, – пишет С. Л. Рубинштейн, – не только разные дети одного и того же возраста, но и один и тот же ребенок может находиться на разных стадиях»[1]. Поэтому разные стадии не надстраиваются одна над другой и не сменяют друг друга в заранее определенной последовательности, они могут существовать параллельно. Это явление будет в последующем описываться в психологии в терминах «гетерохрония» и «диссинхрония».

Сосуществование образований различных уровней является свидетельством того, что в процессе развития психики человека всегда имеются как «отжившие» формы, так и вновь нарождающиеся. Та или иная высшая форма развития психики (мышления, речи, восприятия и т.п.) не просто вытесняет предыдущие, она перестраивает ранее развившиеся. Между ними образуются сложнейшие многообразные связи и отношения, обусловливающие широчайшую вариативность индивидуального развития.

Таким образом, по С. Л. Рубинштейну, – разные дети «…развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития»[2]. Каждая ступень развития индивида включает в себя и единичные, и особенные, и общие черты. Поэтому при всей индивидуализированности процесса развития отдельного человека можно выделить и его общие закономерности. Обычно они фиксируются путем выделения возрастных этапов развития.

Выделяя тот или иной возрастной этан, и характеризуя его, необходимо помнить, что возраст не определяет ни стандарты психического развития, ни его лимиты. Отдельные возрастные этапы следует рассматривать как звенья одной цепи, ступени единого процесса развития психики.

Теория ведущих видов деятельности

Одним из первых эту идею высказал С. Л. Рубинштейн. Он писал: «Разные формы существования обусловливают различия на разных этапах развития основных видов деятельности: практической и познавательной, “теоретической” – преобладающую роль сначала игровой, затем учебной и, наконец, трудовой деятельности, каждая из которых характерна для разных ступеней индивидуального развития».

Д. Б. Эльконин внес определенный вклад в разработку этой идеи. Собственный вариант периодизации возрастного развития он обосновал сменой ведущих видов деятельности. Им выделены разные по содержанию стадии – «эпохи, фазы, периоды». По его утверждению, существует два типа фаз возрастного развития: фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности.

В соответствии с этим дошкольный возраст (возраст овладения смыслами человеческой деятельности в игре) и младший школьный возраст (возраст овладения средствами мыслительной деятельности в учебной деятельности) составляют две фазы единой эпохи детства.

Теория ведущих видов деятельности подвергалась и подвергается критике со стороны разных специалистов. Так, например, Б. Г. Ананьев и А. В. Петровский критиковали С. Л. Рубинштейна за то, что предложенное им обозначение ведущих видов деятельности нанесло ущерб коммунистическому воспитанию, поскольку якобы подчеркивало несочетаемость учебной деятельности с трудом. Были претензии и иного рода. Одних ученых беспокоит то, что границы периодов определены либо не четко, либо вообще неверно. Другим представляется слишком высоким уровень обобщения, что порождает большие неточности. Третьи утверждают, что произошло смещение доминирующих видов деятельности в связи с изменением социально-культурной ситуации.

Источник

Каждый теоретик психического развития обычно строит и свою собственную периодизацию развития ребенка.

В соответствии с постулатами психоанализа 3. Фрейд рассматривает психическое развитие как последовательное перемещение эрогенных зон, связанное с биологическим созреванием индивида. Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на какой-либо стадии как бы замораживает определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Несмотря на фиксацию некоторой части либидо на предыдущей стадии, переход на следующую все равно происходит вовремя, оставляя в личности черты психической незрелости, часто на всю оставшуюся жизнь.

Последователи психоанализа сохраняют те же стадии. Однако содержание стадий определяется средой обитания ребенка. В этом плане Эриксон большее значение придает культурным традициям и эталонам, существующим в обществе.

Сторонники концепции социального научения строят свою периодизацию, основываясь большей частью на общностях, в которых человек получает социальный опыт в данной фазе развития. Например, Р. Сирс выделял первый период жизни после рождения как социализацию в диаде «мать — ребенок», происходящую на основе первичных потребностей в первые месяцы жизни. Следующая фаза основывается на научении внутри семьи, затем идет внесемейная фаза, связанная с поступлением в школу. Современные американские периодизации аналогичным образом делят детство на младенчество — до двух лет, раннее детство — от двух до шести лет, среднее — от шести до двенадцати, а далее следуют подростковый и юношеский возрасты, не разделенные хронологически (Г. Крайг, 2000). Критерием периодизации здесь, видимо, служат те же группы,в которых происходит социализация: диада, семья, школа, внешкольный широкий социум.

Исходя из своих представлений о закономерностях психического развития ребенка, Л.C. Выготский строит периодизацию детского развития, применяя исключительно психологические критерии деления. Для этого не годятся, по его мнению, ни биологические критерии физиологического созревания, ни внешние критерии, соответствующие принятым в обществе институтам социализации (например, деление на ясельный, дошкольный, младший школьный и другие возрасты).

Читайте также:  Развитие ребенка от2 3

Согласно Выготскому, возраст — относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Главное, что отделяет один возраст от другого, — это основное психологическое новообразование. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (Л.С. Выготский). К началу каждого возраста складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л.С. Выготский и назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Он писал: «Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни ребенка в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. Эти новообразования являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастного развития. Вот почему созревание новообразований относится всегда не к началу, а к концу данного возраста».

Ребенок к концу данного возраста становится совершенно иным существом, чем был в начале. Изменяется и социальная ситуация развития. Складывающееся новообразование разрушает старую ситуацию социального развития и приводит к формированию новой, которая вызывает формирование другого возрастного новообразования. Например, ребенок, научившийся ходить, становится относительно автономен, разрушая тем самым социальную ситуацию младенчества, характеризующуюся полной зависимостью от взрослого, и таким образом переходит в новый возраст — раннее детство.

Д.Б. Эльконин, развивая концепцию Л .С. Выготского с учетом теории деятельности А.Н. Леонтьева, вводит понятие ведущей деятельности,, т.е. такой деятельности, в которой формируется основное новообразование данного возрастного этапа, развиваются и совершенствуются отдельные психические процессы и дифференцируются другие виды деятельностей.

Периодизация психического развития ребенка, построенная на  чередовании различных типов ведущей деятельности, представлена на схеме.

Д.Б. Эльконин разбил период развития ребенка до 18 лет на три эпохи психического развития: раннее детство, детство и подростничество. Каждая эпоха включает в себя два периода. В раннем дет­стве это младенчество, где ведущей деятельностью для психического развития оказывается непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым (1-й тип); и собственно раннее детство, где ведущая деятельность — предметно-орудийная, в которой ребенок при непременном руководстве взрослого осваивает способы употребления орудий и речи (2-й тип). Эпоха детства делится на дошкольное с ведущей сюжетно-ролевой игрой (1-й тип) и младшее школьное с ведущей учебной деятельностью (2-й тип). В младшем подростничестве ведущей деятельностью Д.Б. Эльконин считал интимно-личностное общение подростка со сверстниками (1-й тип), а в старшем — учебно-профессиональную деятельность (2-й тип).

Развитие ребенка рассматривается как стадиальный процесс

Итак, отечественная периодизация психического развития ребенка в качестве основных характеристик возраста выделяет:

  • социальную ситуацию развития ребенка;
  • ведущий тип деятельности в этот период;
  • основные новообразования возраста;
  • кризис как переломную точку, отделяющую один возраст от другого, в которой происходит смена двух первых составляющих.

Источник

Понять закономерности возрастного развития позволяет разделение жизненного пути на периоды (стадии). Развитие – это, прежде всего, возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше. Но новое не приходит в готовом виде, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: “К каждой точке своего развития ребенок подходит с изве­стным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой”.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-по­требностная или интеллектуальная сфера личности; возрас­тными новообразованиями, формирующимися в конце пе­риода, среди них выделяется центральное, наиболее значи­мое для последующего развития. Границами возрастов слу­жат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.

Научно-продуктивную концепцию периодизации психического развития личности, общепринятую в отечественной психологии, разработал Д.Б. Эльконин. На основе глубокого анализа существу­ющих схем периодизации и, опираясь на идеи развития Л.С. Выгот­ского, А.Н. Леонтьева и др., он создал научную теорию периоди­зации, базирующуюся на изучении внутренней сущности самого процесса развития.

Теоретической основой периодизации явилась теория деятельности с ее рассмотрением социальной природы психики и деятельности ребенка, социального характера его связей с другими людьми и с физическими объектами.

В основу периодизации, отвечающей целостному развитию пси­хики ребенка, было положено представление о том, что каждый возраст, как своеобразный и качественно особый период жизни человека, хара­ктеризуется особенностями условий в которых он живет (социальная ситуация развития), определенным типом ведущей деятель­ности и возникающими благодаря этому специфическими психологическими новообразованиями. Смене ведущего типа деятельности

соответствуют закономерные переходы от одних возрастных периодов к другим, а пре­емственность этих типов деятельности обеспечивает единство психи­ческого развития как личности. Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельности, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность», с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические ново­образования определенного возраста.

Происхождение этих новообразований идет не по способу меха­нического усвоения, запоминания, а по способу «активного» присво­ения структуры этой ведущей деятельности, путем интериоризации.

Читайте также:  Методики развития речи ребенка младшего возраста

К основным критериям каждого психологического возраста относятся:

— социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в общество и как он в них ориенти­руется;

— ведущий тип деятельности ребенка в этот период;

— основные новообразования развития;

— кризисы — переломные точки в ходе детского развития, отде­ляющие один возраст от другого.

Периодизация, предложенная Д.Б. Элькониным, охватывает пе­риод времени от рождения ребенка до окончания школы и делит его на семь периодов:

1. Младенческий возраст.- от рождения до одного года жизни.

2. Раннее детство: от одного года жизни до трех лет В этом возрасте начинается процесс развития личности. Ведущая деятельность — непосредственное эмо­циональное общение. В рамках этого общения и на его фоне формиру­ются ориентировочные и сенсорно-манипулятивные действия. Все они сопровождаются и в какой-то мере регулируются зрительными, слухо­выми, мышечно-двигательными и другими ощущениями и восприятиями. На третьем месяце при нормальном развитии у ребенка возникает пер­вое социальное образование – «комплекс оживления».К концу пер­вого года жизни возникает новообразование, необходимое для обес­печения всего последующего развития — потребность в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

2. Раннее детство — от одного года жизни до трех лет Ведущая деятельность предметно-манипулятивная. На рубеже младенческого возраста и раннего детства происходит пере­ход к собственно-предметным действиям: ребенок овладевает общественно выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве с взрослыми. Одновременно интенсивно развиваются вербальные формы общения ребенка с взрослыми. Однако речь, как и сами предметные дейст

вия, используются им пока только для налаживания контактов с взрослыми, но не как инструмент мышления. Новообразованиями возраста является речь и наглядно-действенное мышление.

3. Дошкольный возраст – от 3 до 6-7 лет. Ведущая деятельность — ролевая игра. Включаясь в игровую деятельность, ребенок моделирует деятельность взрослых и отношения между людьми, в результате чего познает «фун­даментальные смыслы человеческой деятельности». Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и оказывает определяющее влияние на формирование личности. Однако в современном обществе игра не является единственным типом деятельности детей. Кроме игры дети включаются в изобразитель­ную деятельность, элементарный труд, восприятие сказки, учение. В дошкольном возрасте закладываются основы всех личностных образований, которые окончательно сформируются в более старшем возрасте. Основными психологическими новообразованиями возраста являются:

— возникновение первого схематичного цельного детского миро­воззрения;

— возникновение первых этических представлений;

— возникновение соподчиненных мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсив­ными;

— возникновение произвольного поведения.

4. Младший школьный возраст от шести-семи лет до десяти-одиннадцати лет. Ведущая деятельность— учение. В процессе учения активно формируется познавательная сфера ребенка, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и челове­ческих отношениях. Через учение в этом периоде опосредуется вся сис­тема отношений ребенка с окружающим миром. Основными психологичес­кими новообразованиями этого возраста являются:

— произвольность и осознанность всех психических процессов (кроме интеллекта) и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий;

— рефлексия — осознание своих собственных изменений в резуль­тате развития учебной деятельности.

5. Подростковый период — от шести-семи лет до десяти-одиннадцати лет.

Ведущая деятельность — общение в системе общественно-полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.) Подростковый возраст знаменует переход от детства к

взрослости. В этот период происходит бурное физическое и половое созревание, что влечет появление новых чувств и переживаний (интерес к своей внешности, телу, ин­терес к другому полу). Но подросток ни социально, ни психологи­чески к решению многих проблем, порождаемых возрастным развитием, еще не готов. Безболезненное разрешение возникающих внутренних противоречий во многом зависит от помощи взрослых. Вместе с тем биологические факторы в это время оказывают влияние на подростка не прямо, а через систему его социальных взаимоотношений с окру­жающими.

Своеобразие социальной ситуации развития в подростковом возрасте состоит в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения с взрослыми, происходит ее переориентация с взрослых на сверстников. В процессе общения подросток овладевает способами общения в разных ситуациях. В ходе взаимоотношений под­ростка с социальной средой у него возникают внутренние противоречия, которые и являются движущей силой его психического и личностного развития.

В подростковом возрасте отчетливо проявляется потребность «быть личностью». Подросток в процессе общения и взаимодействия со сверстниками стремится к самоутверждению, пытается понять себя, свои положительные и отрицательные качества, чтобы быть принятыми в кругу сверстников. Новообразования возраста:

— возникновение представления о себе не как о ребенке, а как о взрослом. У него появляется стремление быть самостоятельным,

умение подчиняться нормам коллективной жизни, появляется самооценка.

6. Старший школьный возраст от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати- семнадцати лет.

Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Старший школьный возраст — это переход от чисто физиологической зрелости к социальной. В этом возрасте продолжает укрепляться и совершенствоваться все то, что сложилось в подростковом возрасте, но ведущим и развивающим становится интимно-личностное общение. Внутри этого общения развиваются взгляды на жизнь, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирование мировоззрения. Главное содержание жизни в старшем школьном возрасте — включение во взрослую жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе.

Основными новообразованиями возраста являются: мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.



Источник