Роль песочной терапии в развитии ребенка

Роль песочной терапии в развитии ребенка thumbnail

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей.

ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ?

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевт. ,Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. . Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет.  Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» — одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем.

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги — Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки “жили” в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли “миром”. Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод “мировой методикой”.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

  1. Обучающие игры.  Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие
  2. различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти,  фонематического слуха. Главное,  идет обучение письму и чтению.
  3. Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
  4. Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.

Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки… Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет… Было бы только желание использовать песочную терапию в логопедической практике.

Как и любая другая дисциплина, терапия песком имеет свои основные принципы:

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную
    оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию.
  2. Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.
  3. Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.
Читайте также:  Таблички для развития ребенка

Цели занятий (соответственно предмету):

1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2.Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

3.Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.

4.Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму.

5.Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

6.Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.

7. Снижение психофизического напряжения.

8.Актуализация эмоций.

Задачи:

Образовательные:

1.Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.

2.Обучить умению отвечать на вопросы проблемно — поискового характера.

3.Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.

4.Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

5.Закрепить представления об окружающем мире.

Развивающие:

1.Развивать психические процессы (внимание, память).

2.Развивать логическое мышление.

3.Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

4.Развивать умение действовать по инструкции.

5.Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

Воспитательные:

1.Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

2.Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

3.Воспитывать слуховое внимание и память.

4.Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

5.Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

6.«Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Методы и приёмы:

§   Дискуссии

§   Беседы

§   Игры – коммуникации

§   Экологические и исторические игры

§   Проективные игры

§   Познавательные игры

§   Рисование цветным песком

§   Посыпание цветной морской солью

§   Элементы сказкотерапии

§   Музыкальное сопровождение

Основные принципы игр на песке

1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.

2.«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3.Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ.

Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. 

ПЕСОЧНИЦА 

Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х 70х 8 (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Мы немало экспериментировали с размером и формой песочницы и пришли к выводу, что данный размер действительно наиболее удачен и гармоничен. 

Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Когда мы переходим к групповой работе, пространство традиционной песочницы оказывается слишком малым, поэтому для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см. 

МАТЕРИАЛ

Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во многих дошкольных учреждениях используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит». 

ЦВЕТ 

Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. 

Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Цвет бортов может меняться. Экспериментировать с разноцветными бортами песочницы можно при помощи разноцветных дощечек, по размеру четко подогнанных под борта песочницы. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Если они одинакового размера, их можно хранить, складывая друг на друга и, образуя таким образом, сказочный домик. Крыша сооружается из соломы и веток дополнительно. Разноцветные песочницы полезны не только для терапевтической, но и для коррекционно-развивающей работы с ребенком. 

Песочницу заполняем на одну треть или наполовину  чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить. 

Для организации игр с песком  будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин: 

• люди. Разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных). Позы должны быть как динамические, так и статические; 

Читайте также:  Зависимость в раннем развитии ребенка

• наземные животные (домашние, дикие, доисторические); 

• летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

• обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы); 

• жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

• домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр); 

• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства), 

• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки); 

• предметы, связанные с верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари); 

• объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

• аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр );

• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр ); 

•оружие; 

• фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

• злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины теста, вырезать из бумаги. 

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки. 

Когда на занятие приходит ребенок или группа детей, то предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным. 

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение «Детский сад № 156»

Доклад на тему:

«Роль песочной терапии в развитии дошкольников»

hello_html_379a9588.jpg

Воспитатель: Аверина Анна Александровна

«В песочной терапии мир детства
вновь распахивает перед человеком свои двери,
и эти же двери ведут в бессознательное и скрытые в нем тайны».

 Песочная терапия – это один из современных методов психотерапии, применяемый как в детской, так и во взрослой практике. Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции. 

Юнгенианская песочная терапия  имеет свои  истоки в   книге известного писателя фантаста Г.Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описал игру, в которой участвовал с двумя своими сыновьями. Используя куски древесины и бумаги, пластилин, миниатюрные фигурки людей и животных, они сочиняли различные истории, строили города и острова.

Г. Уэллс внес важный вклад в признание данных материалов и типов игры, активизирующих изобретательность и творческое воображение сыновья, играя с миниатюрными фигурками, дети  находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом.

Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу,  стоявшую рядом, и стал играть с ними в песке.

Именно это и положило начало «технике построения мира» – диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд (М.Lowenfeld, 1979; K. Bradway).  Дора Калф, прошедшая обучение у М. Лоуэнфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуализации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.

Согласно Юнгу, человеческая психика обладает собственной глубокой мудростью и потенциалом к исцелению и трансформации, собственной системой самосохранения, неким психическим иммунитетом. Однако чтобы этот иммунитет появился, необходимы определенные условия. Одно из таких условий – это создание надежного и безопасного пространства, в котором  человек  может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Песочная терапия для детей

Песочная терапия – это уникальный способ общения с миром и с самим собой. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному. Он снимает внутреннее напряжение, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Игра с песком помогает ребенку выразить то, что он сам пока не осознает, то, чего он сам пока не понимает.

Суть песочной терапии в предоставлении ребенку свободы самовыражения своих эмоций через творчество. Для этого используются специальная форма, песок, вода и набор миниатюрных фигурок. Поверхность деревянного подноса для песочной терапии обычно выкрашена в голубой цвет, имитируя тем самым при необходимости небо или воду, а фигурки – существующие в реальности и мифические объекты. Миниатюрные фигурки могут быть самым разнообразными: реальными и мифологическими, созданные человеком или природой. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. При помощи этого несложного набора можно создать миниатюрную картину собственного мира.

Песочная терапия особенно эффективна в следующих случаях:

  • сложности в психическом развитии ребенка

  • конфликты во взаимоотношении со сверстниками и родителями

  • застенчивость, робость и неуверенность в себе

  • агрессивность

  • страхи

  • обидчивость и плаксивость

  • тревожность

  • излишняя впечатлительность, боязнь новых ситуаций, ситуационная истерия

  • склонность к длительным переживаниям

Читайте также:  Связь развития мышления и речи ребенка

Дополнительное преимущество песочной терапии состоит в том, что она вытесняет вербальную коммуникацию и обходит защиту ребенка. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Песок — природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение Творца любому человеку, взаимодействующему с ним.

Песок — очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления. Песок — демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать. Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма; Песок и работа с ним требует времени, он обучает терпеливости.

Песочная терапия способствует развитию следующих навыков:

  • Развитие творческих, созидающих возможностей личности;

  • Формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;

  • Формирование позитивных коммуникативных моделей;

  • Творческая коррекция проблемных ситуаций;

  • Коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;

  • Повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность);

  • Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);

  • Развитие навыков общения.

hello_html_m7ae92ce.jpg

Цель песочной терапии — не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

«Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
      Добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удаётся уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при эмоциональных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничивать возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.  Для таких случаев при составлении программ комплексной коррекции используется метод игровой песочной терапии.
       Сама структура песка состоит из мельчайших крупинок — символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.
      На первом занятии знакомят ребенка с песочницей, с правилами поведения в «Волшебной песочнице». «Здесь можно всё – строить из песка, копать и сыпать песок, наливать воду. Здесь нельзя только одно – бросать песок на пол. Посмотри! Это не простой песок, это пустыня. А ты волшебник и можешь превратить эту пустыню в волшебную страну, в которой тебе будет хорошо!» Дав инструкцию, взрослый может занять позицию активного зрителя – отвечать на вопросы ребёнка, сопереживать с ним развитие сюжета.

Важно не направлять действия малыша в данный момент времени, а дать полную свободу его фантазии. Если ребёнок застенчив, тревожен, не доверяет взрослому лучше всего сесть в сторонке и наблюдать за ним незаметно. Это  даёт ребёнку состояние покоя, уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой.

Когда игра закончена, попросить ребёнка рассказать или показать, что у него получилось. Если он отказывается, не следует настаивать.
Можно просто сказать, что вам понравилась песочная картинка.
Уже на первом сеансе можно узнать очень многое о ребенке:

  • Состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одну деталь на другую и т.п.)

  • Уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т.п.)

  • Уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы)

  • Умение обобщать по темам игрушки

  • Личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, навыки в общении со взрослыми, общее эмоциональное состояние)

  • Уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику)

  • Уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета)

  • Эмоциональное развитие (как выражает свои эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость)

  • Стиль семейных отношений (диалоги между героями)

  • Уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера

  • Устойчивость и распределение внимания, работоспособность

  • Воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т.п.)

hello_html_380d70c6.jpg

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность,  развивается «мануальный интеллект» ребенка.
Песок обладает замечательным свойством «Заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Источник