Соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка

Индивидуальная специфика личностного развития

Определение 1

Индивидуальность – это совокупность различных специфических качеств личности, отличающих ее от иных представителей человеческого рода. Эти качества могут быть физического, умственного, волевого, морального либо социального характера.

Людей с абсолютно идентичными качества в природе не существует. Каждый человек является индивидуальностью и в своей индивидуальности он неповторим.

Появление индивидуальных черт у каждой личности не случайно. Это связано с тем, что каждый человек проходит свой индивидуальный путь развития, который неповторим и, соответственно, в процессе его прохождения он приобретает индивидуальные свойства, которые отличают его от иных людей. В процессе развития, у человека происходит формирование нервных процессов и нервной деятельности, которая и приводит к развитию у личности своеобразных особенностей. Эти особенности приводят к тому, что складываются индивидуальные:

  • Ощущения;
  • Специфическое восприятие окружающей действительности;
  • Особенности мыслительной деятельности;
  • Память;
  • Фантазия и воображение;
  • Проявление интересов;
  • Стремления и склонности;
  • Способности;
  • Темперамент и характер.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В зависимости от индивидуальных особенностей личностного развития происходит специфическое восприятие ею познавательной информации, в связи с чем необходимо выбирать специфические методы обучения и воспитания.

Замечание 1

В современном обществе педагогический процесс ориентирован на приоритетное положение личности и ее индивидуальности в процессе реализации учебной и воспитательной деятельности.

Индивидуальные особенности развития накладывают следующие требования к организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Процесс воспитания должен ориентироваться на индивидуальность личности. Это предполагает наличие у педагога знаний в области педагоги и психологии, применении методов и приемов воспитательного воздействия, соответствующих индивидуальной специфики развития личности.
  2. Применение в педагогическом процессе личностно-ориентированного подхода. Предполагается, что развитием человека необходимо управлять, ставя в приоритет его индивидуальные особенности, склонности, стремления, способности, возможности и условия его жизнедеятельности.
  3. В процессе обучения и воспитания необходимо достичь спроектированного уровня личностного развития, приспосабливая, для этого, формы и методы педагогического воздействия к его индивидуальной специфике.
  4. Эффективное применение индивидуального подхода в обучении и воспитании. Только ориентация на индивидуальность позволяет развить познавательную активность, природные задатки, творческие способности учащихся.
  5. Особенно важно применение индивидуального подхода при воспитательной работе с детьми девиантного поведения, отклонениями в развитии.
  6. Необходима верная дозировка разнородных нагрузок. Это касается нагрузок, как физического, так и интеллектуального характера. Чтобы реализовать это требование, необходимо знать состояние здоровья, особенности развития ребенка, условия его текущего проживания и особенности более раннего этапа жизнедеятельности.
  7. Исследование чувственной стороны развития личности, ее эмоциональных и волевых качеств. Это позволит реализовать учебно-воспитательный процесс более рационально и достичь положительных итогов его реализации.

Возрастные особенности развития

В зависимости от возраста человека происходит формирование характера и направленности его деятельности. также, возрастной период определяет особенности мыслительных процессов, круг запросов и способ их выражения, определенные интересы и проявления себя в социальной среде.

В зависимости от возраста человека, у него имеются определенные ограничения в развитии и, напротив, конкретные способности и возможности. Поэтому, не только индивидуальные черты личностного развития, но и возраст ребенка необходимо учитывать в процессах воспитания и обучения.

В зависимости от того или иного возраста ребенка ведется учет таких возрастных особенностей его развития:

  1. Параметры анатомического характера. Они отражают специфику строения организма и его физиологические показатели;
  2. Рост ребенка;
  3. Психические свойства. Сюда входит рассмотрение параметров развития эмоциональной сферы, волевых качеств, действий и двигательной активности;
  4. Духовная и нравственная зрелость т.е. способность осознанного усвоения и принятия духовных и нравственных норм, принципов;
  5. Специфика поведенческих реакций и деятельности человека.

В процессе всей жизнедеятельности человека выделяют определенные возрастные этапы его развития, учет которых необходим в конкретной научной области исследования.

В педагогике актуальной является следующая периодизация возрастного развития:

  • Биологический этап развития человека. Он охватывает тот временной период, когда ребенок лишен социального взаимодействия т.е. внутриутробный период его формирования и развития.
  • Социальный этап личностного развития. Он охватывает временной промежуток от рождения человека до его зрелости – 25-30 летнего возраста. При этом, данный этап делится на несколько стадий, отражающих сензитивные периоды личностного развития, какие-то особенности психических процессов, формирования интеллектуальных свойств и т. д. Например, от рождения до годовалого возраста – период младенчества. В это время происходит развитие основных физических навыков ребенка, формируются нервные процессы. Или от рождения и до трех лет – период раннего возраста, имеющий свою специфику развития всех сторон личности и, требующий особого подхода в воспитании.
Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы аутичного ребенка

Важную роль в педагогической науке, играют закономерности физического развития личности. Выделяют три ведущие закономерности:

  1. Более быстрое и интенсивное развитие человека происходит в раннем возрасте. Дети активно развиваются быстрыми темпами, а в немного повзрослев этот темп сокращается.
  2. Физическое развитие осуществляется совершенно неравномерно. В какие-то периоды человек развивается быстрыми темпами, в какие-то более медленными.
  3. Для развития каждого органа человека и систем органов предусмотрен свой темп развития. Поэтому, любое развитие нельзя считать пропорциональным и равномерным.

Источник

Психическое развитие и становление личности в онтогенезе предполагают, что возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальны-С.Л. Рубинштейн акцентировал внимание ученых на том, что нельзя изучение индивидуальных особенностей отрывать от изучения особенностей возрастных, ибо при отрыве от этой «почвы» особенности, способности отдельных людей неизбежно мистифицируются и путь их для исследования и познания обрывается. Он писал, что возраст сам по себе не определяет какого-то стандартного психического развития… Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных и в единстве с ними.

С другой стороны, мы можем говорить о том, что формирование индивидуальности личности, т.е. того неповторимого сочетания психологических особенностей личности, которое отличает одного человека ото всех других, происходит в процессе возрастного развития и во многом зависит от меры включения ребенка в ведущую для данного возраста деятельность, от развития его способностей к ее выполнению, от характера общения со взрослыми и сверстниками при выполнении этой деятельности.

Обратим внимание еще на один важный момент возрастного и индивидуального развития ребенка, а именно на то, что существуют половые различия, которые дети весьма рано осознают, а затем довольно остро переживают.

Дети очень неравнодушны к своей внешности, которая уже в дошкольном возрасте фокусирует их напряженные эмоциональные переживания и эмоционально окрашенные рассуждения. Л.Н.Толстой так вспоминал о себе, шестилетнем мальчике: «Я имел самые странные понятия о красоте… но очень хорошо знал, что я нехорош собою, и в этом нисколько не ошибался; поэтому каждый намек на мою наружность больно оскорблял меня… на меня часто находили минуты отчаяния: я воображал, что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я; я просил бога сделать чудо -превратить меня в красавца, и все, что имел в настоящем, все, что мог бы иметь в будущем, я все отдал бы за красивое лицо»1.

Очень важно помочь ребенку увидеть и осознать достоинства своей внешности, помочь ему полюбить свой внешний облик, чтобы относиться к нему спокойно, не стесняться его, обратить его внимание на то, что все мальчики и девочки, прекрасны надо только уметь увидеть это.

Дети подросткового возраста требуют к себе еще большего внимания.

Сложности психического и личностного развития, особенно в подростковом и раннем юношеском возрасте, во многом обусловлены половым созреванием. У мальчиков и девочек в этот период формируется не просто чувство взрослости, а достаточно дифференцированная взрослость определенного пола «внутренняя позиция мужчины» или «внутренняя позиция женщины».

Быстрый физический рост и половое созревание производят заметные изменения во внешнем и внутреннем мире подростков, порождают острый интерес как к самим себе, так и к представителям другого пола; у них возникают новые ощущения, чувства, переживания, формируется потребность понять себя с этой точки зрения, появляются идеалы «взрослого мужчины», «взрослой женщины», чаще всего не знаемые и не контролируемые взрослыми родителями, учителями, воспитателями, которые на эту сторону развития самосознания подростка обращают явно недостаточное внимание.

Программы и методы учебно-воспитательной работы в школе не предусматривают создания особой системы представлений ребенка, подростка о себе как человеке определенного пола, включающих специфические для мальчиков и для девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Задача развития личности ребенка в соответствии с его полом включает формирование, с одной стороны, психического пола, с другой системы отношений с лицами противоположного пола.

Источник

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ И ИХ УЧЕТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Любой ученик обладает индивидуальными личностными характеристиками (индивидуально-личностными способностями, интеллектуальной деятельностью, уровнем самооценки, работоспособности и т. д.). Одновременно все ученики на определенной ступени обучения ха-растеризуются и общими чертами.

Существует множество возрастных периодизаций. Авторами их являются: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка в семье курсовая работа

Л. С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды возрастного развития:

1) кризис новорожденности;

2) младенческий возраст (2—12 месяцев);

3) кризис 1 года, раннее детство (1–3 года);

4) кризис 3 лет, дошкольный возраст (3–7 лет);

5) кризис 7 лет, школьный возраст (8—12 лет);

6) кризис 13 лет;

7) пубертатный возраст (14–18 лет);

8) кризис 17 лет.

Д. Б. Эльконин считал, что «…критический период вызывает появление соответствующего новообразования и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде».

Ж. Пиаже выделил четыре основных периода развития интеллекта:

1) от 1,5 до 2 лет – период, который характеризуется развитием символического и допоня-тийного мышления;

2) от 4 до 7–8 лет – период, когда образуется наглядно-образное мышление;

3) с 7–8 до 11–12 лет – стадия конкретных операций;

4) с 11–12 лет – стадия развития формального мышления.

Общепринятой является следующая периодизация:

1) преддошкольный возраст (3–5 лет);

2) дошкольный возраст (5–7 лет);

3) младший школьный возраст (7—11 лет);

4) подростковый возраст (11–15 лет);

5) ранняя юность возраст (15–18 лет);

6) студенческий возраст (17–18 лет – 22–23 года) (по Б. Г. Ананьеву).

Каждый из этих периодов характеризуется совокупностью многих факторов, которые выступают в качестве его показателей. Д. Б. Элько-нин определил три фактора, которые обусловливают эти периоды, такие как:

1) определенная социальная ситуация развития, т. е. форма тех отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми;

2) основные или ведущие типы деятельности;

3) основные психические новообразования. Также Д. Б. Эльконин определил шесть ведущих видов деятельности:

1) непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми;

2) предметно-манипулятивную деятельность;

3) ролевую игру;

4) учебную деятельность;

5) интимно-личное общение;

6) учебно-профессиональную деятельность.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.

Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

В начальной школе у младшего школьника развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний, развитие мышления.

В этот период у младшего школьника одновременно с появлением способности к обучению возникает и комплекс некоторых трудностей, в который входят трудности нового режима жизни, новых отношений с одноклассниками и учителем. В это время у ребенка возникает апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. Здесь очень важна эмоциональная поддержка родителей, помощь в преодолении этих трудностей. При этом учитель обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами.

В этот период можно выделить ведущую деятельность, которая должна учитываться педагогом. Она включает в себя приобретение новых знаний, умение решать различные задачи и др.

Согласно А. Н. Леонтьеву ведущая деятельность – деятельность, на основе которой:

1) создаются другие, частные виды деятельности;

2) формируется интеллект, представляющий собой совокупность различных функций (сенсорно-перцептивных, мнемологических и атенци-онных);

3) формируется сама личность субъекта деятельности.

В учебной деятельности младшего школьника складываются такие частные виды, как письмо, чтение, работа на компьютере, творческая деятельность и др.

Огромную роль имеет такое явление, как переключение с семьи или детского сада на школу, т. е. у школьника происходит смена главенствующих авторитетов. Авторитет родителей теперь становится для него не главным или не таким главным. Большее значение чаше всего приобретает учитель. При этом нужно отметить, что родителям нельзя ругать за это ребенка, так как такое непонимание может закрепить приоритет учителя. Учитель будет «хорошим», а родители – «плохими» и «несправедливыми».

Учителю же не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплиниро-вания ученика, которые стимулируются групповыми играми, любопытством, самопроизвольно появляющимся интересом к всевозможным творческим занятиям. Такие проявления нужно поддерживать, развивать, подсоединять к системе педагогически организованных и целенаправленных дел.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

В среднем школьном возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) определяющую роль играет общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая.

В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. Унего возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях.

Читайте также:  Презентация влияние семьи на развитие ребенка

Д. И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что такое повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет три стадии подросткового периода:

1) локально-капризную (10–11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых;

2) «право-значимую» (12–13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;

3) «утверждающе-действенную» (14–15 лет) – возникает готовность показать себя, выразить свои силы.

В этот период подросток старается действовать соответственно собственным соображениям о добре и зле. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его субъективные переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере.

Эти факторы существенно осложняют процесс дисциплинирования школьников среднего возраста. Здесь очень важно принимать во внимание появляющиеся у подростков довольно стабильные интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними, обостренное чувство собственного достоинства, а также чувства симпатии и антипатии. Наряду с этим нужно достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.

Как субъект учебной деятельности подросток склонен утверждать позицию своей исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.

Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка: его проблематизацию, диалогизацию, индивидуализацию и др. Содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Старшеклассник (период ранней юности с 14–15 до 17 лет) входит в новую общественную ситуацию при переводе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения. Это новый образ жизни, выбор профессии, референтных групп людей. В этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.

И. С. Кон говорит о том, что «современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых).

Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь.

Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.

У старшеклассника отмечается также возникновение качественно нового содержания учебной деятельности.

1. Появляются как социальные, так и узколичные внешние мотивы, главным из которых является мотив достижения.

2. Основным внутренним мотивом является не освоение новых знаний, а ориентация на результат.

У старшеклассника формируется своеобразная форма учебной деятельности. Она определяется такими элементами, как самостоятельность, креативность в решении задач, анализ различных ситуаций, личностное самоопределение.

Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации (Д. И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника.

В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.

По данным социологического исследования B. C. Собкина старшие школьники (жители Москвы конца XX в.) влиты в общественную жизнь страны, они «моделируют все пространство корневых вопросов политической дискуссии и, по сути, все пространство представленных позиций». Политические и ценностные ориентации определяются их социальным положением в обществе, экономическим и образовательным статусом их семей.

Источник