Ребенок аутист 3 года в доу
Светлана Кудаева
Стоит ли детям аутистам посещать детский сад?
Тема: Стоит ли детям аутистам посещать детский сад?
1 Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности
Что такое аутизм? Чем он страшен?
В последнее время в детских садах стало появляться всё больше и больше детей аутистов,не все люди понимают, кто такие аутисты, имеют о них размытые представления. Родители спорят, стоит ли таким детям посещать детский сад,. Давайте попробуем разобраться, что такое ранний детский аутизм, чем он опасен и лечится ли он и стоит ли этим детям посещать детский сад?
Что же такое Аутизм? Аутизм (от греческого – сам) – крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в собственный мир ощущений и переживаний.
Да, эти дети отличаются от других детей. Их взгляд «погружен в себя», речь монотонна или вовсе отсутствует, движения стереотипны. Сравнивать их не стоит с обычными детьми, они не хуже и не лучше, они особые дети, они другие…
Когда ребёнок- аутист ещё совсем маленький, некоторые родители начинают понимать, что с их ребёнком что-то не так, ребёнок безразличен к внешнему миру,он не устанавливает зрительный контакт, его взгляд направлен сквозь человека, он недостаточно привязан к родителям, безразличен к ним. Другие родители пытаются отогнать от себя эти мысли, успокаивают себя, что с их ребёнком всё в порядке, боятся идти к докторам. К сожалению, многие стараются не обращать на это внимания, да и врачи, не всегда вовремя диагностируют этот синдром.
И вот ребёнок подрастает, начинает посещать детский сад. Он отвлечен от всего, его не интересует чем заняты обычные дети, неинтересны игры, в которые они играют. Воспитателю сложно привлечь его внимание к игре и другим видам деятельности, особенно если это означает общение с миром. Ребенок остаётся равнодушным, не улыбается в ответ на улыбку взрослого. Его движения однообразны, в игре проявляется стереотипность, он повторяет одни и те же движения (пересыпает песок из руки в руку, подбрасывает игрушки, вертит куклу). Игрушками он пользуется не по назначению. Дети аутисты любят играть с песком и сыпучим материалом,но игры заключаются не в строении куличей из песка, а пересыпании его.
В 3-4 года ребенок не играет с другими детьми, о себе обычно говорит во втором или в третьем лице,иногда его фразы вычурные и не соответствуют возрасту или речь его вовсе отсутствует
Движения аутичных детей угловатые, несоразмерные по амплитуде. Зачастую сложные движения он выполняет успешнее лёгких. У аутичных детей рано появляются страхи, ребенок боится определенных предметов и явлений (шум,электроприборы, мягкие игрушки, собаки, машины)перечень разнообразен. Страхи различны по своей природе,в одном случае причиной страха может быть звук, в другом световые воздействия. Реакция на страхи разнообразна (крик, плачь, ребёнок прячется, падает и лежит на полу.)Ребенку больше нравится быть одному. Он не проявляет беспокойство, если остается один без мамы или воспитателя.
2 Причины аутизма
Диагноз таким детям обычно ставится после двух лет. И тогда родители начинают задавать себе вопрос, почему это случилось именно с их ребёнком, пытаются найти ответ на вопрос можно ли было этого избежать?
Причина аутизма неизвестна, в большинстве случаев это наследственный фактор, нарушение развития мозга, хромосомные аномалии, однако при рождении все эти дети признаются нормальными.
3 Стоит или не стоит посещать детский сад?
Теперь зададим вопрос и попробуем на него ответить, стоит ли таким детям посещать детские сады? Ведь иногда создаётся впечатление, что им никто не нужен, им замечательно и комфортно находиться в одиночестве и общество им не нужно, они не нуждаются в посещении детских садов.
Это ошибочное мнение, на самом деле, это не совсем так, эти дети нуждаются в общении и обществе, они хотят, чтобы их поняли, но все знают, как правильно это сделать без вреда для ребёнка. Задача родителей и конечно же воспитателя, с которым он проводит почти весь день, помочь найти контакт с миром. А как же это сделать? Как добиться этого?
Существует много упражнений для коррекции поведения аутичных детей, но для того чтобы был результат их нужно регулярно выполнять, они должны быть частью жизни этих детей и их родителей. Нужно упорно работать и помнить, что аутичные дети, это медленные дети, не стоит их торопить и ждать результата в первые дни занятий. На это уходят месяцы, а порой даже годы и только упорные родители совместно с воспитателем могут добиться нужного результата.
Рекомендаций для родителей:
— ребенокаутист,как и другие нормальные дети индивидуален и это нужно учитывать при занятиях с ним, нужно учитывать специфические реакции ребенка, и уже на их основе, строить упорное обучение. Существуют случаи, когда дети аутисты, вырастая, работают по профессии. Ребёнок, который любит математику, увлечён цифрами, в будущем при упорной работе может стать бухгалтером.
— ребёнок аутист привязан к режиму и он болезненно реагируют на любые действия, выходящие за рамки обычных, поэтому нужно придерживаться постоянства, привычного для ребёнка;
-занятия должны проходить каждый день, конечно это трудно, но только это может дать положительный результат. Начинать нужно с малого, например, несколько минут в день и доводить постепенно до нескольких часов, естественно с перерывами;
— необходимо учить ребенка элементарным правилам безопасности.Эти дети имеют различные фобии и не могут замечать реальных угроз и опасностей: переходить улицу в положенном месте, не трогать горячие предметы руками, не совать в рот мелкие предметы и т. д. Если ребёнок будет знать слово «Стоп», это убережёт его от некоторых видов опасностей.
— необходимо ограничивать этих детей от просмотра передач, мультиков и вообще необходимо ограничивать их в этом;
— ребёнку аутисту необходимо общество других детей. Он обязательно должен посещать детский сад, пусть не весь день, а хотя бы несколько часов ему будет достаточно.
— ребёнка следует отвлекать от стереотипных, хаотичных движений, как это сделать? С помощью танцев, упражнений, прыжков на месте;
— нужно как можно больше общаться с ребёнком, пусть он не будет отвечать, но он же будет слушать и запоминать, следует помнить что он нуждается в общении, даже больше, чем обычные дети;
— необходимо сделать ребёнку место, где он мог бы уединиться и побыть наедине со своими мыслями, где ему никто не сможет помешать;
— дети аутисты могут быть немотивированно агрессивными по отношению к людям и животным, поэтому следует, прежде чем завести домашнее животное, можно подарить ребёнку мягкую игрушку;
— нужно найти хорошего врача – психиатра для ребёнка. И желательно, чтобы он посещал одного специалиста, который будет знать особенности ребёнка, динамику его развития и благодаря этому сможет подобрать более точную терапию;
— отличный результат дает посещение с детьми различных центров для детей с аутизмом. Там можно получить информацию о методиках лечения и коррекции поведения.
Коррекционные методики,которые могут использовать родители и воспитатель:
В коррекции аутизма очень важна роль семьи. Родители должны быть заинтересованы в преемственности помощи своим детям и начинать нужно с дошкольного возраста, заканчивая достойным качеством жизни.
1. Нужно развивать у ребёнка тактильное восприятие, сделать это можно с помощью небольшой коробки, заполненной крупой, в которой будут спрятаны небольшие камушки или большие пуговички для начала их должно быть немного, постепенно количество их можно увеличить. Ребёнок должен их найти и извлечь. Коробку с крупой можно поменять на миску с водой, на дно которой можно положить монетки.
2. Детям с аутизмом нужно предлагать игры с водой, поскольку в большинстве случаев они обычно боятся воды. Занятия нужно начинать постепенно. Для начала можно немного намочить песок, постепенно песок должен становится, более влажным и на нем можно будет рисовать различные фигуры и линии.
3.Упражнение на развитие координации: переливание воды из чашки в чашку,по мере развития чашки нужно менять на более маленькие.
4.Лепка — одна из важнейших коррекционных методик: лепка очень хорошо развивает мелкую моторику и сенсорную чувствительность. Для лепки можно использовать обычный пластилин или массу для моделирования. Ребёнок раскатывает пластилин,лепит, делает шарики.
5. Нанизывание крупных бус на нитку. Постепенно крупные бусы можно заменить на более мелкие.
6. Дети аутисты очень любят складывать пазлы, их можно купить в магазине с крупными частями, а можно сделать их самостоятельно разрезав картинку на несколько частей, количество частей следует со временем увеличивать.
7.Для развития тактильных ощущений хорошо подойдут игры с различным материалом: наждачная бумага, шерсть, шёлк, обыкновенная бумага.
8. Переворачивание предметов, разложенных в ряд вот еще замечательное упражнение на моторику.
9. Пальчиковая гимнастика.
10. Танцы.
Схема занятий
Начинайте от простых упражнений переходя к более сложным. Для начала давайте упражнения, с которыми ребёнок будет с лёгкостью справляться, постепенно усложняя их. Это поможет ребёнку поверить в себя и свои силы.Занятия должны проходить следующим образом: 5 минут лепка, 5 минут пальчиковые игры, 5 минут танцы, затем перерыв и новый блок занятий.
Помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, изобретательности, систематичности.
Ребёнка-аутиста, нужно принимать таким, какой он есть, он не лучше и не хуже других детей, он просто другой…. Он особенный. Это самое главное правило!
Исходя из всего выше сказанного, ребёнок посещавший детский сад и вовремя получавший психолого- педагогическую помощь позволяют поддержать попытки ребёнка вступить в сложные отношения с миром,картина трудностей ребёнка с аутизмом к школьному возрасту значительно отличается от того получал ли он раннее специальную помощь. Удачи и терпения вам у вас обязательно всё получится, главное верить и трудиться!
Источник
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе
Дата публикации: 20 января, 2020
Первые признаки и симптомы аутизма могут проявиться у ребенка к 1,5-2 годам, а в 3, 4-х, 5 годам – стать ярко выраженными. В этом возрасте нужно пристально наблюдать за поведением малышей, чтобы распознать такую особенность их здоровья. Это поможет вовремя начать коррекцию или лечение. По мере взросления, с каждым годом ребенку труднее будет социализироваться, развить нужные навыки до уровня нормы.
Это скорее не заболевание, а расстройство деятельности мозга, затрагивающее восприятие мира ребенком. Вместе с этим, накладывающее отпечаток на интеллектуальные способности и особенности общения.
В зависимости от степени выраженности, люди с таким синдромом могут вести нормальную жизнь с небольшими особенностями, либо вообще утрачивают связь с реальным миром. Успех работы медиков зависит от раннего выявления болезни, проводимых мероприятий и отсутствия ухудшающих состояние заболеваний. Таких, как эпилепсия в детском возрасте.
Степени тяжести
Поведение ребенка-аутиста в 3-4 года, основные признаки, симптомы аутизма, различимые на фото и видео, позволяющие как распознать, так и лечить его, разнятся в зависимости от варианта заболевания.
Выделяют 2 формы расстройства, различающиеся по тяжести проявлений и наличию дополнительных болезней:
- Легкая, которая позволяет успешно социализироваться, получить образование, работать. Имеются умеренные отклонения в поведении и специфике общения с окружающим миром. Отмечаются выдающиеся способности в какой-нибудь области, интеллектуальное отставание от сверстников минимальное или отсутствует.
- Тяжелая, при которой аутичные черты у ребенка 3 лет уже ярко выражены. Он практически не говорит, не проявляет интереса к окружающему миру, к другим людям или животным. Есть нарушения поведения, не исключено заметное отставание умственного развития от сверстников. Таким деткам требуется обследование и лечение.
В 3 года аутизм уже проявляется у ребенка, поэтому полезно знать, как определить его, распознать степень тяжести болезни.
Клинические проявления
Симптомы и признаки детского аутизма в 3-4 года:
- Отсутствие желания идти на контакт с окружающими. Дело не только в развитии речи, но и в других проявлениях нежелания общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Малыш не смотрит в глаза, не проявляет интереса к родственникам, близким людям, не хочет самостоятельно контактировать.
- Отсутствие сюжета в игре или нежелание малыша его объяснить.
- Замена игрушек неигровыми предметами, часто своеобразными.
- Эгоцентризм, ярко проявляющийся в общении со сверстниками. Ребенок не замечает, что вокруг есть кто-то еще. Не воспринимает остальных людей как живых существ с собственной волей.
- Не формируется образное мышление.
- Говорит о себе в третьем лице, не отзывается на свое имя.
- Может долго молчать, а затем ответить на вопрос длинной сложной продуманной фразой.
- Регулярно случаются истерики в новых местах или если что-то из привычного быта изменилось.
- Пугается громких звуков, ярких вспышек. Страх быстро перерастает в истерику.
- Чрезмерно привязан к матери, не проходит стадию «Я – сам».
- Проявляет чрезмерную жестокость (не различает живое и не живое).
- Присутствуют стереотипные, повторяющиеся движения, ритуалы.
- Возникают трудности с координацией движений, особенно при подъеме по лестнице или при использовании мелкой моторики.
Признаки и симптомы детского аутизма в 3-4 года проявляются комплексно. Присутствие у ребенка 1 или 2 описанных признаков, не означает патологии. Это может быть акцентуация характера, особенность воспитания.
Когда отмечаются больше 2-х разнонаправленных проявлений, стоит начинать подозревать подобное отклонение.
Диагностика
Только в динамике. На фото, ребенок-аутист выглядит, как и все, признаки выделяться не будут. А вот на видео, аутизм уже проявится. Так как будут заметны отклонения в поведении, чрезмерная закрытость, отсутствие интереса к происходящему вокруг.
Основные признаки аутизма в три (3) года у детей выражены достаточной, чтобы можно было пройти диагностику и сделать верное диагностическое заключение.
Главный принцип при подозрении расстройств аутического характера – исключить другие заболевания, имеющие схожие проявления.
Малыш проходит через ряд процедур:
- МРТ, показывающее, что мозг здоров и работает как надо, исключает наличие опухолей;
- осмотр у отоларинголога, проверка сохранен ли слух;
- рутинные анализы мочи, крови;
- исследование электромагнитной активности мозга, чтобы исключить эпилепсию у детей методом ЭЭГ.
После исключения органической патологии, проводится тестирование по опроснику, составленному международной ассоциацией врачей.
Опрашивается не только сам пациент, но и его родители. Нюансы поведения, которые они считали не важными, могут открыть глаза на истинное положение дел.
Обращаться следует к врачам, целенаправленно работающим с детьми с такой особенностью. Педиатры и психиатры, не всегда знают точно, как выражается аутизм в 4 года. Могут поставить неправильный диагноз, время на реабилитацию будет упущено.
Лечение
Расстройство считается неизлечимым, это особенность восприятия мира человеком с определенными отклонениями в работе мозга. Однако проявления аутизма у ребенка 3-4 лет не означают, что его социальная жизнь исчерпывается.
Надлежащие меры лечения, коррекции, регулярные занятия, помогают таким ребятам социализироваться, стать успешными взрослыми. Да, определенные особенности сохраняются, но они не мешают жизни.
Основа лечения – работа с психологом/психиатром пациента и его родителями. Для успешной реабилитации нужно:
- лечение, иногда с применением медикаментов, корректирующих поведение на протяжении месяцев, лет;
- регулярные сеансы с психологом;
- обучение в специализированных детских садах, школах;
- соблюдение режима дня, деятельности, труда и отдыха;
- повторение простых, нужных для жизни действий, так как аутист учится таким вещам медленнее сверстников;
- касается как вещей, которые всегда должны лежать на своих местах, так и людей вокруг малыша;
- регулярный отдых родителей, чтобы избежать эмоционального выгорания от общения с таким особенным ребенком.
В большинстве случаев, к средней или старшей школе при соблюдении всех рекомендаций врачей, детки с синдромом аутизма легкой степени полностью социализируются. Пациенты с тяжелой формой расстройства, могут быть утрачены для социума навсегда.
Источник
Мария Сизова
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра
Задачи:
1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.
2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр.
3. Учить выделять цвет и величину при выполнении практических действий.
4. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимание.
Тематика занятий:
1. «Волшебный сундучок»
2. «Волшебный сундучок»
3. «Веселые матрешки»
4. «Веселые матрешки»
5. «Грибочки»
6. «Бусинки, камушки»
7. «Бусинки, камушки»
8. «Волшебный мячик»
9. «Одинаковые -разные»
10. «Одинаковые -разные»
11. «Занимательная коробка»
Занятие №1 Дата проведения___
Тема: «Волшебный сундучок»
Цель: установить эмоциональный контакт с ребенком, развивать мелкую моторику.
Оборудование: прозрачный платок, «волшебный сундучок»,где находятся разные мелкие предметы: камушки, пуговки, бусинки и т. д.
Ход занятия: 1. Ритуал приветствия «Здороваемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Волшебный платочек. (Психолог накрывает себя платком и говорит: — Где Мария Николаевна? Нет Марии Николаевны. Давай позовем Марию Николаевну, ау! Снимаю с себя платок. Вот Мария Николаевна! То же самое, только платком накрываю ребенка, родителя). 3. «Волшебный сундучок» (Обращаю внимание ребенка на красивый сундучок, предлагаю открыть его и посмотреть, что находится внутри. Рассматриваем вместе с ребенком красивые разноцветные камушки, бусинки, пуговки. Выкладываем из сундучка, затем опять закладываем). 4. Ритуал прощания «Прощаемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами)
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №2 Дата проведения___
Тема: «Волшебный сундучок»
Цель: установить эмоциональный контакт с ребенком, развивать мелкую моторику, усидчивость.
Оборудование: прозрачный платок, «волшебный сундучок»,где находятся разные мелкие предметы: камушки, пуговки, бусинки и т. д., глубокая миска с фасолью.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Здороваемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Волшебный платочек. (Психолог накрывает себя платком и говорит: — Где Мария Николаевна? Нет Марии Николаевны. Давай позовем Марию Николаевну, ау! Снимаю с себя платок. Вот Мария Николаевна! То же самое, только платком накрываю ребенка, родителя). 3. «Волшебный сундучок» (Обращаю внимание ребенка на красивый сундучок, предлагаю открыть его и посмотреть, что находится внутри. Рассматриваем вместе с ребенком красивые разноцветные камушки, бусинки, пуговки. Выкладываем из сундучка, затем опять закладываем). 4. Игра «Прячем ручки». (В глубокую миску с фасолью опускаю руки и шевелю пальцами, ощущаю ее структуру, выражая удовольствие улыбкой и словами. Дальше предлагаю ребенку присоединиться: «Где мои ручки?»Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! Затем прячу разноцветные камушки, зарывая их в фасоль, а затем вместе с ребенком ищем). 5. Ритуал прощания «Прощаемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами)
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №3 Дата проведения___
Тема: «Веселые матрешки»
Цель: продолжать устанавливать эмоциональный контакт, развивать мелкую моторику, усидчивость, развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр.Оборудование: прозрачный платок, две маленькие матрешки, глубокая миска с фасолью, колокольчик.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Здороваемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Игра «Веселые матрешки». (Раздается стук в дверь. Обращаю внимание ребенка на то, кто это к нам мог прийти. Удивляюсь и радуюсь тому, что в гости пришли матрешки. Рассматриваем матрешек, любуемся ими. Матрешки предлагают с ними поиграть в прятки. В глубокую миску с фасолью прячу матрешек, а ребенок старается их найти. Как только ребенок находит матрешку. Она смеется, радуется, что ребенок нашел ее. Игра повторяется несколько раз). 3. Игра «Послушаем звуки» (Матрешки предлагают ребенку послушать как звенит колокольчик, затем предлагаю ребенку поиграть с колокольчиком). 4. Игра «Волшебный платочек». (Психолог накрывает себя платком и говорит: — Где Мария Николаевна? Нет Марии Николаевны. Давай позовем Марию Николаевну, ау! Снимаю с себя платок. Вот Мария Николаевна! То же самое, только платком накрываю матрешек,ребенка, родителя). 5. Ритуал прощания «Прощаемся с матрешками» (Благодарим матрешек за то, что с ними было весело и интересно играть. Прощаемся, приглашаем в гости).
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №4 Дата проведения___
Тема: «Веселые матрешки»
Цель: продолжать устанавливать эмоциональный контакт, развивать мелкую моторику, усидчивость, развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр.Оборудование: прозрачный платок, две маленькие матрешки, глубокая миска с фасолью, колокольчик, кусок ваты.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Здороваемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Игра «Веселые матрешки». (Раздается стук в дверь. Обращаю внимание ребенка на то, кто это к нам мог прийти. Удивляюсь и радуюсь тому, что в гости пришли матрешки. Рассматриваем матрешек, любуемся ими. Матрешки предлагают с ними поиграть в прятки. В глубокую миску с фасолью прячу матрешек, а ребенок старается их найти. Как только ребенок находит матрешку. Она смеется, радуется, что ребенок нашел ее. Игра повторяется несколько раз). 3. Игра «Послушаем звуки» (Матрешки предлагают ребенку послушать как звенит колокольчик, затем предлагаю ребенку поиграть с колокольчиком). 4. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком и матрешками отщипываем небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал) 5. Ритуал прощания «Прощаемся с матрешками» (Благодарим матрешек за то, что с ними было весело и интересно играть. Прощаемся, приглашаем в гости).
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №5 Дата проведения___
Тема: «Грибочки»
Цель: развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр, развивать мелкую моторику, усидчивость, внимание, развивать целенаправленные действия с несколькими однородными предметами.
Оборудование: прозрачный платок, доска с круглыми отверстиями и грибочки, которые вкладываются, вставляются в отверстия.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Ладошки» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Игра «Грибочки». (Обращаю внимание ребенка на стол, где находятся грибочки. Затем вынимаю грибочки на стол и предлагаю «собрать» их обратно на «поляну». Сначала сама показываю как надо вставлять грибочки в отверстия, а потом прошу ребенка повторить свои действия. При этом хвалю его, подбадриваю, помогаю при выполнении движений. В заключении игры вместе с ребенком рассматриваем «полянку с грибами», поддерживая радостное, эмоциональное состояние ребенка мимикой и словами. Игра повторяется 2-3 раза). 3. Игра «Волшебный платочек». (Психолог накрывает платком ребенка и говорит: — Где Элайда? Нет Элайды. Надо позвать Элайду, ау! Снимаю платок с ребенка. Вот наша девочка, вот наша красавица! Пробую обнять ребенка. Игра повторяется 2-3 раза). 4. Ритуал прощания «Ладошки» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами)
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №6 Дата проведения___
Тема: «Бусинки, камушки»
Цель: Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр, учить выделять цвет при выполнении практических действий, развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимание.
Оборудование: прозрачный платок, коробочка, где находятся камушки и бусинки четырех основных цветов, глубокая миска с фасолью.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Здороваемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Игра «Бусинки, камушки» (Обращаю внимание ребенка на красивую коробочку, предлагаю посмотреть, что находится внутри. Рассматриваем вместе с ребенком красивые разноцветные камушки, бусинки. Вместе с ребенкомраскладывает бусинки и камушки по цветным тарелочкам: в желтую тарелочку – желтые бусинки и камушки, в красную – красные бусинки и камушки и т. д. При раскладывании обращаю внимание на цвет). 3. Игра «Прячем ручки». (В глубокую миску с фасолью опускаю руки и шевелю пальцами, ощущаю ее структуру, выражая удовольствие улыбкой и словами. Дальше предлагаю ребенку присоединиться: «Где мои ручки?»Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! Затем прячу разноцветные камушки, зарывая их в фасоль, а затем вместе с ребенком ищем). 5. Ритуал прощания «Прощаемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами)
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №7 Дата проведения___
Тема: «Бусинки, камушки»
Цель: Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр, учить выделять цвет при выполнении практических действий, развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимание.
Оборудование: прозрачный платок, коробочка, где находятся камушки и бусинки четырех основных цветов, глубокая миска с фасолью.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Здороваемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Игра «Бусинки, камушки» (Обращаю внимание ребенка на красивую коробочку, предлагаю посмотреть, что находится внутри. Рассматриваем вместе с ребенком красивые разноцветные камушки, бусинки. Вместе с ребенкомраскладывает бусинки и камушки по цветным тарелочкам: в желтую тарелочку – желтые бусинки и камушки, в красную – красные бусинки и камушки и т. д. При раскладывании обращаю внимание на цвет). 3. Игра «Прячем ручки». (В глубокую миску с фасолью опускаю руки и шевелю пальцами, ощущаю ее структуру, выражая удовольствие улыбкой и словами. Дальше предлагаю ребенку присоединиться: «Где мои ручки?» Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! Затем прячу разноцветные камушки, зарывая их в фасоль, а затем вместе с ребенком ищем). 5. Ритуал прощания «Прощаемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами)
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №8 Дата проведения___
Тема: «Волшебные мячики»
Цель: развивать умение выделять цвет при выполнении практических действий, эмоциональную устойчивость с помощью психологических игр.
Оборудование: набор разноцветных шариков одинаковой фактуры и желобок, прозрачный платок, кусок ваты.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Здороваемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Игра «Волшебные мячики». (Направляю шарик в сторону ребенка, заставляя его катиться по желобку, и прошу его сделать то же самое. Затем предлагаю ребенку выбирать шарики по цвету и катать их. Если шарики падают на пол, следует каждый раз продолжать выполнение задания и не фиксировать внимание ребенка на этом).
3. Игра «Волшебный платочек». (Психолог накрывает платком ребенка и говорит: — Где Элайда? Нет Элайды. Надо позвать Элайду, ау! Снимаю платок с ребенка. Вот наша девочка, вот наша красавица! Пробую обнять ребенка. Игра повторяется 2-3 раза). 4. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком отщипываем небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал). 5. Ритуал прощания «Прощаемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами)
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №9 Дата проведения___
Тема: «Одинаковые — разные»
Цель: развивать мелкую моторику, учить выделять величину при выполнении практических действий, развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр.
Оборудование: прозрачный платок, набор больших и маленьких медвежат одинакового цвета, кусок ваты.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Здороваемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Игра «Одинаковые-разные». (На столе расставляю 6 медвежат: 3 больших и 3 маленьких для ребенка и такой же набор у меня. Показываю ребенку большого медвеженка и предлагаю найти такого же, затем маленького и т. д.). 3. Игра «Волшебный платочек». (Психолог накрывает платком ребенка и говорит: — Где Элайда? Нет Элайды. Надо позвать Элайду, ау! Снимаю платок с ребенка. Вот наша девочка, вот наша красавицы! Пробую обнять ребенка. Игра повторяется 2-3 раза). 4. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком отщипываем небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал). 5. Ритуал прощания «Прощаемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами)
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №10 Дата проведения___
Тема: «Одинаковые — разные»
Цель: развивать мелкую моторику, умение выделять цвет и величину при выполнении практических действий.
Оборудование: коробочка, где находятся набор медвежат разного цвета,две пирамидки: одна с маленькими, другая с большими колечками
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Здороваемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Игра «Одинаковые — разные». (Обращаю внимание ребенка на красивую коробочку. Предлагаю посмотреть, что находится внутри. Внутри находятся набор медвежат разного цвета,две пирамидки: одна с маленькими, другая с большими колечками. Предлагаю ребенку поиграть.Сначала на столе расставляю 6 медвежат: 3 желтых и 3 зеленых для ребенка и такой же набор у меня. Показываю ребенку медвеженка зеленого цвета и предлагаю найти такого же, затем желтого и т. д.Затем выставляю 6 медвежат: 3 красных и 3 синих для ребенка и такой же набор у меня. Показываю ребенку медвеженка красного цвета и предлагаю найти такого же, затем синего и т. д.) — (Дальше ставлю перед ребенком две пирамидки, предлагаю снять колечки с пирамидок. При этом обыгрываю колечки, показывая ребенку, что колечки крутятся.После этого беру стержень большой пирамидки и говорю: «Сюда надо надеть все вот такие, большие колечки. Помогаю выбрать все большие колечки. При необходимости использую совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения –маленькое колечко накладываю на большое: «Видишь, эти колечки разные, надо найти такое же, большое. Затем предлагаю ребенку надеть маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры обращаю внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь все большие, а здесь маленькие колечки»). 3. Ритуал прощания «Прощаемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами)
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №11 Дата проведения___
Тема: «Занимательная коробка»
Цель: ?