Ребенок 5 лет плачет перед сном

Ребенок 5 лет плачет перед сном thumbnail
Добрый день!

Вы совершенно правы, что не оставляете без внимания состояние ребенка. Оно, безусловно, о чем-то сигнализирует.

Наиболее вероятная причина — это страх смерти. Именно в возрасте 5-6 лет дети осознают конечность жизни и по-разному воспринимают ее. Натуры впечатлительные и эмоциональные могут интенсивно переживать это открытие. По Вашему описанию сына очень похоже получается. На осмысление этого глобального открытия наложилось рождение малыша со всеми вытекающими последствиями.

Давайте попробуем поработать с этим переживанием в сказкотерапевтическом подходе. Расскажите сыну перед сном сказку о Капельке психолога Ирины Гавриловой.

«Капелька» (терапевтическая сказка)

Метафора, объясняющая ребенку, что такое смерть, что такое движение жизни в природе и как нам, взрослым, можно бережно и светло рассказать об этом нашим детям. В конце метафоры вы можете найти план ее составления и интерпретацию.

Вступление

Наши дети задают нам вопросы. И каждый детский вопрос очень важен для маленького человечка, ведь каждый наш ответ – это новый шаг ребенка в познании мира. Вот только отвечаем на эти вопросы мы по-разному: в зависимости от того, есть ли у нас сейчас время объяснять и что, на наш взгляд, из всего, что мы могли бы рассказать, малыш сможет понять. Поэтому, если нам кажется, что ответ на вопрос чересчур сложен, мы зачастую пытаемся ответить шуткой или коротким примитивным объяснением, а если проблема малыша вызывает у него тревогу – старательно отвлекаем, переводя его внимание на что-то другое. Но вопрос-то остается на бессознательном уровне, ответ не получен и проблема не решена!

Все мы пытались рассказать своим детям, откуда берутся горы, почему Земля не падает, почему днем светит солнце и куда под утро девается луна. Почему, почему, почему… И на каждый такой “Почему?” необходимо выдавать малышу полное и понятное “потому что…”. А если вопрос связан с тревогой малыша, то надо не просто ответить, но и успокоить ответом.

Не так давно у нас был такой случай. Умерла моя собачка. И мой мальчишка никак не мог понять, почему она лежит недвижима и не дышит. Я, как могла на тот момент, объяснила ему, что произошло. Потом мы вместе закопали ее, соорудив что-то вроде холмика, и посадили цветочки. При этом мы разговаривали о том, что наша Ладушка будет жить в наших сердцах и мы всегда будем о ней помнить. Все это отвлекло его от грустных мыслей. Прошло несколько дней, и малыш не вспоминал о происшедшем. Но по прошествии примерно полугода он вдруг начал разговоры о смерти. Он говорил о том, что боится умереть, спрашивал меня, зачем он родился, если все равно умрет. Я старалась не обсуждать с ним этот вопрос, полагая, что это не та тема, на которую стоит разговаривать с маленьким ребенком. Я отвечала ему, не как полноценному Человеку и Личности, коими каждый из нас является буквально с первых секунд своего рождения. Я просто его успокаивала, рассказывая сказки про молодильные яблочки, живую и мертвую воду и потихоньку переводила разговор на другую тему. Увы, это было моей ошибкой! Сказки, подтвержения правдивости которым он ни разу не встречал за все 4 года его жизни, не могли удовлетворить его потребности понять то, что он видел собственными глазами. Проходило немного времени, и он снова возвращался к этой теме. И его тревога возрастала. Он не получал ОТВЕТА!!!

Дорогие мамы и папы! Вспомните свое детство, вспомните свои ощущения приятной внутренней уверенности, когда, будучи маленьким человечком, вы чувствовали себя компетентными в интересующих вас вопросах! И вспомните ощущения неудовлетворенности от полученных от взрослых ответов, когда в душе поселяется растерянность и обида. “ Я хочу не такой ответ!!! Я уже большой и все понимаю!!!” – так однажды с горечью в сердцах выкрикнул мне мой 4-х летний сын, когда я не смогла внятно ответить на его вопрос. Он видел мою растерянность и чувствовал: то, что я ему рассказала – это далеко не все, что я сама знаю на эту тему. Тогда я стала рассказывать ему более подробно и, видимо, совсем непонятно. И тогда мой маленький мудрый человечек просто подсказал мне, как я должна была ему ответить. Он спросил меня: “Мамочка, а на что это похоже?”

И тогда у меня родилась эта метафора.

В виде сказки, рассказанной на ночь, содержащая в себе большое количество скрытых команд на спокойствие, уверенность, радость и одновременно дающая полный и доступный ответ на вопросы ребенка, эта метафора дала прекрасный терапевтический эффект. Может быть, она поможет и вам в общении с вашим ребенком на эту сложную для объяснения тему?

Сказка для Сашеньки на ночь

Эта история началась летом. Как-то раз, после жаркого солнечного дня, наступил теплый летний вечер, и все цветочки на полянке сложили вместе свои лепесточки и уснули. И протекавшая рядом речка, казалось, тоже решила вздремнуть — она журчала тихо-тихо, и даже громогласные лягушки и звонкие сверчки — эти ночные певцы — квакали и стрекотали тихо, просто наполняя влажный воздух ровным звуком. На полянку и речушку опустился туман. Спокойствие и умиротворение царило на земле, давая возможность отдохнуть и набраться сил всем, кто лег спать. Луна призрачно просвечивала бледно-желтым светом сквозь влажную пелену тумана. Ее контуры были расплывчаты и обманчивы. Спать…. Спать…. — вдыхала ночь.

Затем настало утро. Первые радостные лучики солнца разорвали туманную завесу, и туман начал таять, оседая ни листве, траве и в чашечках цветов капельками росы. Так в одном из цветочков родилась Капелька. Она перекатывалась в серединке цветочка, с любопытством смотрела вниз на землю сквозь лепестки и смеялась, радостно звеня. И цветочек тоже смеялся — ему очень нравилось, что в его серединке блестит Капелька.

Солнце поднималось выше и грело все сильнее. Становилось жарко.

— Как красиво я сияю в солнечных лучах, — радовалась Капелька.

— Спрячься от солнца, а то ты погибнешь, — волновался цветочек — солнышко высушит тебя и ты исчезнешь!

Читайте также:  День рождения ребенка 5 лет ярославль

Капелька не послушалась. Солнечный лучик попал на Капельку, она становилась все меньше и, наконец, исчезла.

— Моя капелька пропала, она умерла! — расстроился цветочек. И все другие капельки, которые были в других цветочках, испуганно зазвенели: “Умерла!.. Умерла!..”

А Капелька и не умерла вовсе. Она превратилась в пар. Просто другие капельки не знали этого и не узнают, пока сами не превратятся в пар. И вот наша капелька в виде маленького туманного облачка поднималась на небо. А рядом с ней поднимались другие облачки, которые тоже когда-то были капельками. Чем выше они поднимались, тем становилось холоднее, и туманные облачка теснее прижимались друг к другу, чтобы согреться. В результате из них получилось большое облако. А капелек-облачков становилось все больше и больше. И в конце концов на небе родилась большая грозовая туча.

Подул ветерок, и туча загородила собой солнце. “Что происходит, что с нами будет?” — волновалась наша Капелька и другие капельки-облачки вместе с ней. Стало совсем холодно, и Капелька вдруг увидела, что другие туманные облачка опять превращаются в капельки! Те, которые были тяжелей, стали протекать сквозь тучу, отрывались от нее и падали вниз, на землю. Капелька почувствовала, что она тоже становится просто капелькой, становится тяжелей и тяжелей… “Мне страшно! Я погибну!” — испуганно закричала Капелька и тоже оторвалась от тучи. “Они умерли…умерли…”- испуганно шептали оставшиеся капельки, из последних сил держась за тучу. “Я умираю”, — говорила туча, и становились все меньше и меньше, рассыпаясь капельками дождя.

А наша Капелька летела по воздуху на землю вместе с другими оторвавшимися капельками и слушала их разговоры. “Кап, кап, кап, — говорили капельки — мы дождинки, мы делаем дождик!” “Это приятно — быть дождинкой, и совсем не страшно!” — радостно подумала Капелька, и в груди ее поднимался вихрь восторга. Но долго радоваться ей не пришлось — она звонко шлепнулась на землю. “Ой!” — вскрикнула она. “Надо говорить кап!” — поправила ее другая капля. Кап-кап-кап… приземлялись рядом другие капельки. Их становилось все больше, больше -и на земле родился ручеек. “Мы сделали свой ручеек!” — радовались капельки. Они бежали наперегонки, толкались и смеялись, и Капелька бежала и смеялась вместе с ними. И ручеек бежал по земле и звонко журчал… Пока не влился в речку. Умер? Нет! Много-много ручейков сливаются вместе в один поток, и так рождается речка. И одной из капелек воды в этой речке была наша Капелька. Она солидно и серьезно текла в общем потоке с другими капельками — ведь в речке не положено бежать и толкаться, как в ручье. И она ощущала собственную важность в этом общем процессе и очень собой гордилась. И солнышко светило на речку своими горячими лучами.

И так случилось, что Капелька опять попала под солнечный лучик, испарилась и превратилась в облачко пара. “Умерла…Умерла!…” — испуганно шептали другие капельки в речке. Но мы-то с тобой уже знаем, что она не умерла, а просто перешла в другое состояние. И она с радостью проделала уже знакомый ей путь без тени страха или сомнения. С такими же испарившимися капельками они опять создали тучку и вновь пролились дождиком на землю.

Капелька летела вниз с другими дождинками и собиралась вновь бежать ручейком и веселиться, но вдруг почувствовала, что шлепнулась на землю и провалилась под землю. “Ой!” — испугалась капелька, а другие капельки, которые не протекли под землю и образовали ручеек, испуганно зазвенели: “Умерла…Умерла!…” Ведь Капельки уже не было с ними и они не знали, что с ней стало, во что она превратится… Как часто незнание порождает страх!

А Капелька протекла глубоко под землю. Там было темно, много корней от растений и деревьев и течь было очень неудобно. Поэтому она остановилась и стала ждать — что будет. И вдруг Капелька почувствовала, что ее кто-то пьет. Она оглянулась — и увидела тоненький корешок, который прикоснулся к ней и тихонько выпивал ее водичку. “Ее пьют, она умирает…”- говорили друг другу другие застрявшие в земле капельки. А корешок выпил капельку до конца, и она побежала по стебельку растения, став его соком. “Вот это да! — удивилась Капелька. — Я теперь цветочек!” Да, Капелька стала теперь жить внутри цветочка. Горделивое спокойствие поселилось в ее сердечке — она стала частью прекрасного создания природы. Так она провела все лето. Настала осень. Цветочек стал увядать, его мочили дожди, трепал холодный осенний ветер. Цветочек лег на землю, и Капелька снова вернулась в землю. Она приготовилась вновь сидеть и скучать в земле, и ждать, когда ее выпьет какой-нибудь цветок или деревце, но дожди размочили землю, в ней собралось очень много капелек. Все вместе они опускались все глубже и глубже, и, в конце концов, родили под землей свой собственный подземный ручеек. Так Капелька узнала, что бывают подземные ручейки и даже подземные речки. Капелька много путешествовала под землей, перетекая из одной подземной речки в другую. Она узнала, что бывают подземные пещеры и даже подземные озера в этих пещерах.

Но однажды подземная речка вынесла Капельку на поверхность земли. Последние осенние лучи солнца погладили Капельку и она вновь испарилась и поднялась в тучку. На этот раз Капелька долго путешествовала в тучке по небу. А на земле в это время наступила зима. И вот однажды Капелька вновь почувствовала в своей тучке, что она становится тяжелой. Она сползла на край тучи и бесстрашно спрыгнула вниз. “Да здравствует дождик! Ура!” — закричала она. Но когда она полетела вниз, то почувствовала, как ей холодно. Капелька так замерзла, что сжалась и даже ощетинилась от холода — и стала снежинкой. И другие капельки вокруг тоже стали снежинками. Они стали легкими и кружились и порхали в воздухе, водя хороводы. “Какие мы стали красивые! Мы снежинки!!” — восторженно шептались они, медленно оседая на землю. А те капельки, которые еще остались на тучке и видели, как дождинки превратились в снежинки, со страхом шептали друг другу: “Посмотрите, что с ними стало, они, наверное, умерли!!!”

Читайте также:  Лагерь для ребенка 5 лет

Наша Капелька-снежинка упала на крышу дома, который стоял на берегу реки. Той самой реки, в которой когда-то плавала Капелька. И Капельке захотелось похвалиться речке, какая она теперь красивая снежинка. Поэтому Капелька-снежинка подползла с попутным ветерком к краю крыши и взглянула вниз, туда, где протекала река. Но, о, ужас! Что стало с речкой?! Она не текла, как прежде, медленно и величаво, перетекая миллионами капелек. Она застыла, как стекло, скованная льдом. “ Наша речка умерла!” — шептались капельки-снежинки на крыше. Капелька готова была расплакаться, и остальные снежинки тоже. И когда лучик холодного зимнего солнышка коснулся снежинок, они все-таки заплакали и начали таять, вновь превращаясь в воду и стекая с крыши. Но была зима, было холодно, и они снова замерзли, застыли большой сосулькой, свесившейся с крыши. “Надо же, мы теперь, как наша речка!” — думали капельки-льдинки. Им очень хотелось обсудить между собой такое новое превращение — но ни говорить, ни шевелиться в сосульке они не могли. Им оставалось только молча удивляться и с любопытством наблюдать за тем, что происходит вокруг, вбирая в себя новый опыт.

Так и провисела сосулькой наша Капелька вместе с другими до самой весны. А весной солнышко нагрело сосульку и растопило ее. И капельки из сосульки весело закапали на землю, собираясь в ручейки. А ручейки бежали к реке. “Нам придется делать новую речку, ведь наша речка умерла” — говорили капельки в ручейках. Но речка тоже проснулась, ласково согретая весенним солнышком. Лед растаял, и соскучившаяся по движению река бурливо побежала меж берегов, принимая в себя все сбегавшиеся к ней ручейки. Дважды в год менялась речка, вся целиком превращаясь в лед зимой и в воду весной. Ей и не надо было испытывать так много чудесных превращений, которые постоянно происходили с Капелькой — у речки были совсем другие задачи в жизни, скучать ей было некогда. А капелька радостно кувыркалась в бурных весенних водах, умильно подставляя свои бока яркому весеннему солнышку и вспыхивая при этом искристым светом. “Надо же!” — удивлялась наша Капелька. — “Получается, что ничто не умирает! Все только изменяется и продолжает свое существование в новом виде! Это так здорово, и так интересно!”

Наступило лето. И снова потянулись ленивые жаркие дни. Вода в реке нагрелась, стала теплой. Было так жарко, что даже ночью, когда солнышко уходило спать и убирало свои горячие лучики, вода не остывала. И однажды ночью Капелька почувствовала, что ей слишком жарко и она не может больше быть в речке, ей хочется вырваться. И она вырвалась, превратившись в маленькое облачко пара. “Умерла…Умерла!…”- испуганно шептали ее юные соседки- капельки в реке. Но Капелька-то уже знала, что меняя свое состояние, она не умирает, а продолжает жить — в виде капли дождя, в виде снежинки, в виде сосульки, в виде облака или тучи. И каждое новое состояние замечательно по-своему, и каждое новое превращение чудесно необыкновенно!

А над рекой собирался влажный туман, закрывая от лягушек и стрекочущих цикад бледно-золотистое свечение луны. И Капелька была частью этого тумана. Она висела в воздухе туманным облачком, чтобы на утро проснуться капелькой росы в чашечке цветка. “Я уже была туманом…” — сквозь сон подумала Капелька.

Лениво квакали в ночной тиши лягушки и тихо-тихо журчала речка…

“Спать… Спать…. Спать….” — вздыхала ночь.

_________________
Анна Геннадьевна Бердникова

запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940

«Семейный консультант»- возможность получить семейную консультацию бесплатно

Источник

   Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда малыш в возрасте около 5 лет просыпается ночью с плачем или истерикой. И когда такие ситуации периодически повторяются, то взрослые начинают серьезно беспокоиться о состоянии малыша. Давайте разбираться, почему он все-таки плачет? И что с этим делать?

  Причины плача при пробуждении ночью

  1. Медицинские и неврологические причины: животик (диарея, глисты), прививка, судороги (недостаток витаминов), беспокойное движение ног, внутричерепное давление, метеочувствительность, высокая температура и бред на фоне болезненного состояния. Для исключения медицинских причин следует обратиться к педиатру и неврологу.
  2. Дискомфорт во время сна: сильно вспотел (позаботьтесь об условиях сна, в частности – проветривании комнаты), отлежал ручку или ножку (может испугаться того, что не чувствует часть тел), могут быть боли роста (активно формируется скелет – помогут теплые ванны, поглаживания, расслабляющий массаж).
  3. Возбуждение или переутомление накануне: нервная система еще недостаточно сильная, чтобы справиться с нагрузкой и эмоциями, которые переполняют (помогайте малышу справиться с эмоциональным потрясением, обучайте саморегуляции и эффективным способам выражения своих чувств – проговаривание, обсуждение со взрослым, проигрывание, физические упражнения, творчество, танцы).
  4. Стресс или испуг днем: конфликты в семье, громкий крик, сильная жара, переезд, агрессивное животное, пугающая сцена по телевизору. Сон – это отражение того, как малыш провел день. Взрослые могут помочь детям успокоиться, провести приятное и спокойное время перед сном, увеличить время ритуалов для засыпания, добавить больше расслабляющих действий (массаж, поглаживания, купание в теплой воде).
  5. Ночные кошмары и страхи: малышу сложно понять, что это происходит не наяву. Также важно обратиться к неврологу, чтобы прояснить работу нервной системы.

   Давайте подробнее остановимся на ночных кошмарах и страхах, которые начинаются с 2-3 лет и встречаются у трети людей.

 НОЧНЫЕ КОШМАРЫ

   Ночной кошмар – это плохой сон обычно во второй половине ночи в быстрой фазе сна (когда интенсивно снятся сны), за которым следует плач и полное пробуждение, при этом дети помнят сон, пытаются рассказать его взрослому и найти защиту. Дети видят мир образами. Ночные кошмары возникают из пугающих образов (например, видит днем тигра на обоях и боится), на которые взрослый может не обратить внимание. Важно не обесценивать это и обсудить с малышом, чего он боится: что это, как выглядит, что пугает и почему.

Читайте также:  Чем занять ребенка 5 лет в офисе

  Как распознать ночные кошмары?

  • Обратите внимание, если ребенок спит с игрушкой, не отпуская ее и устраивая истерику без нее, то, вероятно, его что-то сильно тревожит и ему требуется этот объект как защита.
  • Страшные истории на ночь или просмотр телевизора (а Вы не можете точно знать, что может испугать малыша) вызывают повышение в организме уровня стресса (кортизола), что нарушает детский сон.
  • Если Ваше чадо, начиная с утра и в течение дня спрашивает «А мы будем спать? А где? А ты со мной будешь?», скорее всего он боится.

  Чем помочь при ночных кошмарах?

  • До работы по налаживанию сна, важно вначале поработать с пугающими образами, так как кортизол и адреналин мешают наладить сон изначально: помочь малышу справиться со страхом или обратиться к психологу.
  • В момент пробуждения подойти к ребенку и помочь успокоиться: погладить, обнять, объяснить, что это сон, он прошел и сейчас всё хорошо, предложить водички или любимую игрушку. Лучше в таких ситуациях побыть с малышом до его полного засыпания.
  • «Спрей от страха». Залейте в бутылочку с диффузором (разбрызгивателем) водичку (можно добавить капельку эфирного успокаивающего масла, но аромат не должен быть резким, иначе будет мешать сну). Расскажите ребенку, что Вам подарил этот волшебный спрей от страхов Фея сна (любимый герой из мультика-сказки). Объясните, что, когда он будет бояться, Вы будете разгонять злых чудищ (или кого он пугается) этим спреем!
  • Игрушки-ночники. Можете найти в нашем интернет-магазине «Товары для сна».
  • Убедить в защите. Дети часто спрашивают родителей «Ты меня защитишь?» Обязательно всегда отвечаем «Да, конечно! В любое время! Даже когда ты спишь!» Это важно для чувства безопасности маленького человечка.

 НОЧНЫЕ СТРАХИ

   Ночные страхи или террор (относится к расстройствам пробуждения из медленного сна) – это особое состояние во время пробуждения ночью (обычно через 2-3 часа после засыпания), когда ребенок просыпается в истерике и его тяжело успокоить. Часто наблюдается генетическая предрасположенность (кто-то из родственников также мучался от подобных эпизодов в первой половине ночью).

  Как распознать ночные страхи?

  • Ребенка будто подменили: он пробуждается в истерике, кричит, мечется по кровати или сидит в углу, может кидать вещи, даже причиняя себе боль.
  • Вегетативные изменения: у малыша частое сердцебиение, дрожь, он весь мокрый от пота, часто дышит.
  • Отталкивается от мамы и папы: глаза могут быть широко открыты, но ребенок не узнает родителей, что-то непонятное говорит.
  • Это продолжается от 5 до 40 минут.
  • Может потом заснуть в том месте, где успокоился.
  • Утром ничего не помнит об этом.

   Подобные эпизоды появляются иногда раньше 3 летнего возраста: с 1 года малыш ревет при пробуждении, грудь не хочет, ничего не хочет, не просится на руки, не успокаивается долго – это тоже может быть про ночные страхи.

  Причины ночных страхов

   Часто причиной является зависание между сном и бодрствованием в момент выхода из глубокого сна. Мы все частично просыпаемся в этот момент, но у детей за счет наибольшей интенсивности глубокого сна не всегда этот переход от фазы к фазе проходит гладко. Также принято считать, что у таких деток так по-особому зреет детский мозг. Ученые-сомнологи полагают, что причиной ночных страхов является миндалевидное тело, которое активируется в головном мозге, оно отвечает за панику. А вот 4 возможные причины активации могут быть следующие:

   — интоксикация (отравление вредными веществами);
   — вирусная инфекция;
   — повышенная активация из-за кортизола-адреналина (поэтому важно исключить раздражители перед сном);
   — часто аденоиды (ситуация гипоксии, состояние, что не может дышать, и это пугает малыша, он не понимает, что происходит и возникает паника). 

  Чем помочь при ночных страхах? 

  • Обычно не лечат, а помогают создать безопасные условия. К 7 годам такие ночные эпизоды становятся реже и проходят к подростковому возрасту сами – головной мозг созревает, крепнет нервная система.
  • Утром малыш не помнит своей ночной истерики, взрослым не надо напоминать ему об этом, чтобы не навязывать это состояние и не пугать еще больше.
  • Обеспечить безопасность во время этого ночного эпизода (острые углы убрать, бьющееся или колющее исключить).
  • В таких ситуациях достаточно сложно разбудить малыша и повлиять на его действия. Он не понимает, что с ним происходит, и не контролирует свои действия. Лучше не трогать в момент истерики, не трясти, исключить физический контакт. Просто быть рядом и переждать. 
  • Мама может ласковым голосом успокаивать (может ребенок и не слышит, что говорит взрослый, но он успокаивается от маминого голоса, поэтому мама должна держать себя в руках и спокойным голосом утешать малыша).
  • Иногда помогает подбуживание: например, если истерики в 2-00 ночи, то разбудите ребенка в 1-50, отведите в туалет, чтобы сбить фазы сна – это может помочь, но не всегда. 

 ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Привычный режим и комфортные условия для сна: одинаковое время отхода ко сну и пробуждения, распорядок дня, комфортные условия для сна (обязательно проветривание перед сном – дети больше взрослых нуждаются в притоке свежего воздуха), «родная» обстановка и любимая игрушка помогают почувствовать безопасность и спокойствие.
  2. Избегать переутомления и перевозбуждения во второй половине дня.
  3. За 2 часа до сна помогайте малышу настроиться на расслабление: исключите просмотр телевизора и шумные игры, предложите спокойные и приятные занятия, расслабляющие ритуалы для засыпания и массаж. Помните и про прогулки на свежем воздухе.
  4. Эмоциональная вовлеченность мамы и тактильный контакт: говорите ласковые слова, хвалите, вспомните приятные моменты за день, обнимайте, целуйте, увеличьте время теплых поглаживаний и прикосновений.
  5. Избегайте приема ребенком витаминов перед сном.

Ребенок 5 лет плачет перед сном

Наши услугиНаши услуги

Источник