Ребенок 5 лет неправильно говорит падежи

Ребенок 5 лет неправильно говорит падежи thumbnail
Предыдущая тема :: Следующая тема  
АвторСообщение
Lark
Академик

На сайте с 01.06.06
Сообщения: 7898
В дневниках: 3759
Откуда: Новосибирск, Шлюз
Ребенок 5 лет неправильно говорит падежи

Добавлено: Вс Июн 11, 2006 0:54    
Прочитала всю тему, но нашей проблемы не нашла. Ситуация такая: мальчику 4года 8 месяцев. Нам ставят задержку речевого развития. Более менее внятно говорить стал после 2-х лет. Строить длинные фразы — после 3. Но я особенно не волновалась, так как был постоянный прогресс, да я и сама начала говорить после 3-х лет. Сечас говорит довольно связанно, может пересказать книжку, мультик, НО он постоянно путает рода. Может сказать «моя деда», «мой мама» , про девочку сказать «он пошел»и т.д. Раньше, несколько месяцев назад, и про себя мог сказать «я поняла» и т.д. Сейчас, когда говорит про себя, уже не путается. Вроде бы знает, что девочка — она, мальчик — он, папа- он, мама — она…, но когда начинает быстро что-то рассказывать начинает путать. Я его постоянно поправляю. Вроде бы прогресс есть. Кто-нибудь сталкивался с такой проблемой?
Вернуться к началу
          
 
Нюська
Школьные годы

На сайте с 20.03.05
Сообщения: 1401
В дневниках: 1
Откуда: Академ
Ребенок 5 лет неправильно говорит падежиРебенок 5 лет неправильно говорит падежиРебенок 5 лет неправильно говорит падежи

Добавлено: Вс Июн 11, 2006 14:30    
Lark, это хорошо, что вы видите прогресс в речи у сына. Это хороший показатель. Для того, чтобы поставить задержку речевого развития, одной описанной Вами проблемы маловато, скорее всего есть еще некоторые ошибки в речи.

Ваша задача — помочь справится с ошибками и желательно побыстрее, чтобы приобретенные навыки закрепились до школы. А с ребенком логопед занимается? Необходимо целенаправленно отрабатывать грамматику, просто исправлять уже недостаточно. Сейчас много логопедической литературы есть, там есть упражнения и на склонение по родам. Но лучше, чтоб логопед сам отслеживал задания.
Вернуться к началу
          
 
Нюська
Школьные годы

На сайте с 20.03.05
Сообщения: 1401
В дневниках: 1
Откуда: Академ
Ребенок 5 лет неправильно говорит падежиРебенок 5 лет неправильно говорит падежиРебенок 5 лет неправильно говорит падежи

Добавлено: Вс Июн 11, 2006 22:55    
Ошибки я имела ввиду именно грамматические. На самом деле дети и с нормой речевого развития делают ошибки в склонениях по родам, но примерно к 4 годам все встает на свои места. А после 5 лет я нарушения такие встречала достаточно редко.Я спрашивала про логопеда не случайно. Просто есть проблемы, которых не видно сразу. Напрмер, склонение по числам, использование приставочных глаголов, образование притяжательных глаголов и др. Если не исправить, то в школе на письме могут быть проблемы.

Про книги. Сейчас столько появляется новой литературы, что не угонишься за ней . Давайте я на днях посмотрю в магазине и напишу Вам, что мне понравилось.
Вернуться к началу
          
 
Нюська
Школьные годы

На сайте с 20.03.05
Сообщения: 1401
В дневниках: 1
Откуда: Академ
Ребенок 5 лет неправильно говорит падежиРебенок 5 лет неправильно говорит падежиРебенок 5 лет неправильно говорит падежи

Добавлено: Ср Июн 21, 2006 23:34    
Здравствуйте! Извините, что долго молчала, уезжали к бабушке
Книжки я посмотрела в топ-книге, это то, что ближе к дому, но цены там накручивают ого-го
Вот некоторые книги, которые именно с заданиями по грамматическому строю, хотя есть там и задания на активизацию словарного запаса. И еще один критерий — наличие нормальных картинок.

Гризик Т.И. Занимательная грамматика. Изд-во Россман.

Е.Соколова Молочный дождь. Изд-во Атберг

О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно! Изд-во Литера

Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев Хочу все знать. Изд-во Владос

Н.Э. Теремкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. альбом 1,2,3.

Н.С. Русланова Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет

А вообще, посмотрев сам принцип заданий, можно использовать любой материал из любых книжек. Единственное, что надо помнить — это чтобы задания были построены логично и последовательно. Вот так
Вернуться к началу
          
 
Галаген
Профессор

На сайте с 16.02.09
Сообщения: 6464
В дневниках: 8
Откуда: Н-ск, Нижняя Ельцовка
Ребенок 5 лет неправильно говорит падежи

Добавлено: Пт Авг 14, 2009 0:34    Заголовок сообщения: Ребенок путает женский и мужской род (окончания)
Сыну 3,5 года. Живем вдвоем.

Говорит про себя в женском роде типа «я пошла..», «я поспала..»

Ко мне обращается наоборот, типа » ты куда пошел..».

Постоянно поправляю, иногда правильно говорит.

Что это? Издержки ограниченного круга общения?

У кого было такое?
Вернуться к началу
          
 
Paulinka
Академик

На сайте с 25.09.08
Сообщения: 12456
В дневниках: 48056
Откуда: Иркутск — иногда Новосибирск, пл. Станиславского

Добавлено: Пт Авг 14, 2009 7:45    
У меня дочка до определенноговозраста говорила слова в мужском роде про себя. Например, я сам буду делать. Долгое время исправляли, но потом она сама поняла.

Думаю, что это прежде всего связано с недостаточным пониманием ребенком русского языка. Когда у него в голове все разложится по полочкам, рода, падежи и остальные правила языка, то ребенок заговорит правильно.

Считаю, что родители изначально должны поправлять ребенка, чтобы правильная речь формировалась быстрее.
Вернуться к началу
          
 
надюрка
Аспирант Сибмамы

На сайте с 17.11.08
Сообщения: 3261
В дневниках: 1
Откуда: новосибирск
Ребенок 5 лет неправильно говорит падежиРебенок 5 лет неправильно говорит падежи

Добавлено: Пт Авг 14, 2009 9:35    
думаю, что нет смысла поправлять… все пройдет. Как ре чаще слышит, так и говорит. Моя тож говорила «я сам» все прошло
Вернуться к началу
          
 
nelly-shi
Детский сад

На сайте с 14.01.09
Сообщения: 396

Добавлено: Пт Авг 14, 2009 18:36    
Мне кажется, что эта проблема не из-за круга общения.

У нас тоже Никита говорил «Я сделапа». Наш папа считал что это из-за того, что вокруг одни девчонки — я, сестра, няня. Поправляли постоянно, пока не произносил фразу правильно, дальше не общались. За два месяца исправился. Теперь другое — вместо Я говорит ТЫ, а вопрос Будеш? отвечает Будешь, вместо Буду. Причем, я его останавливаю, он начинает задумываться над тем, что говорит и произносит правильно. Я считаю, что это от того, что он до конца не понял строение языка или же слишком торопиться высказать свою мысль и некогда облачить ее в правильную форму. Но поправляю всегда. И вижу, что потихонечку речь становится более правильной. Но мы делаем специальные упраждения по развитию речи.

А вот у Дочки таких пробем нет, она даже теперь сама брата поправляет.

_________________

Вернуться к началу
          
 
Irinnn
Студент

На сайте с 22.12.11
Сообщения: 2056
В дневниках: 7
Откуда: Барнаул, Исакова-Малахова

Добавлено: Пт Ноя 29, 2013 15:10    
я думаю пройдет это с возрастом, у нас тоже такая проблемка была, постепенно, стал говорить правильно. я его поправляла каждый раз и объясняла как надо…
Вернуться к началу
          
 
Эвала
Ясельки

На сайте с 08.10.12
Сообщения: 118
Откуда: Березовое
Ребенок 5 лет неправильно говорит падежиРебенок 5 лет неправильно говорит падежи

Добавлено: Чт Фев 06, 2014 18:40    
У меня тоже сын путает род постоянно, жду с нетерпением когда в детском саду начнет заниматься логопед.

_________________
моему сыну 6 лет 10 месяцев 27 дней
моей дочке 6 лет 10 месяцев 27 дней

Вернуться к началу
          
 
wlada78
Академик

На сайте с 02.02.09
Сообщения: 10013
В дневниках: 2
Откуда: Новосибирск, Авиастроителей
Ребенок 5 лет неправильно говорит падежиРебенок 5 лет неправильно говорит падежи

Добавлено: Ср Фев 26, 2014 12:58    
я думала только мой такой «я сказала…пошла….»а оказывается нас много))))нам сказали просто исправлять его каждый раз-само в голове всё уляжется

_________________
Продаю сталинку трёшку после кап.ремонта лично(смотри профиль)

Верю людям и в людей….

Иногда я няня. Кому надо-пишите в личку! Пока не уехала.

Вернуться к началу
          
 
***НЮСЬКА***
Студент

На сайте с 16.01.10
Сообщения: 2373
Откуда: Новосиб. Октябрьский р-он. Пед. институт.
Карта № 015559
Ребенок 5 лет неправильно говорит падежиРебенок 5 лет неправильно говорит падежиРебенок 5 лет неправильно говорит падежи

Добавлено: Вт Мар 11, 2014 8:49    
И у меня младший такой же , сказали поправлять… и с возрастом все пройдет. ))) Дочка так же мужской и женский род путала, примерно к 4,5 все встало на свои места.

_________________

Кто сказал, что я мать-одиночка? У меня есть два сына и дочка! Запишите отца в одиночки, у него сыновей нет и дочки!!!

Вернуться к началу
          
 
Елена Покачалова
Ясельки

На сайте с 19.11.13
Сообщения: 18
Откуда: Октябрьский
Ребенок 5 лет неправильно говорит падежи

Добавлено: Пн Май 26, 2014 20:20    
Дорогие мамочки! Чтобы быстрее решить Вашу проблему — поиграйте с ребенком. Предложите ему назвать слова, обозначающие предметы, про которые можно сказать МОЙ, МОЁ, МОЯ. Например: моя кукла, моё ведёрко, мой карандаш. Вы и словарный запас ребёнка будете увеличивать и закреплять грамматические нормы. Успехов Вам!

Елена Дмитриевна

_________________
Логопед, репетитор по химии и биологии

Вернуться к началу
          
 
Лёля
Академик

На сайте с 05.10.07
Сообщения: 25958
В дневниках: 3035
Откуда: Кропоткина

Добавлено: Пн Июн 09, 2014 17:36    
Это до 3х лет не проблема, на мой взгляд Я всегда поправляю дочку, она часто сейчас твердит «Я сам» или «Я поел» и пр, всегда поправляю, она повторяет, думаю , что скоро все склонять будет верно

_________________
Быть по-настоящему живым значит быть приговоренным к постоянному развитию, бесконечному изменению. Быть по-настоящему живым значит найти свою идентичность в этом изменчивом процессе, зная, что огонь уничтожит любые стабильные структуры, которые мы будем пытаться построить (с)

Вернуться к началу
          
 
Bronevik
Первый класс вторая четверть

На сайте с 14.05.14
Сообщения: 943
В дневниках: 12
Откуда: Барнаул
Ребенок 5 лет неправильно говорит падежи

Добавлено: Пт Июл 25, 2014 16:22    
Елена Покачалова писал(а):
Дорогие мамочки! Чтобы быстрее решить Вашу проблему — поиграйте с ребенком. Предложите ему назвать слова, обозначающие предметы, про которые можно сказать МОЙ, МОЁ, МОЯ. Например: моя кукла, моё ведёрко, мой карандаш. Вы и словарный запас ребёнка будете увеличивать и закреплять грамматические нормы. Успехов Вам!

Елена Дмитриевна

Спасибо за идею! наш ре за себя правильно говорит, а с другими «персонажами» путает.

Вернуться к началу
          
 
Показать сообщения:   
Читайте также:  Консистенция кала у ребенка 5 лет

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Источник

Учитель-логопед Рабина Ю.И,
МАДОУ д/с №3 «РОмашка» городского округа Ликино-Дулёво

Методическая разработка для воспитателей старших и подготовительных логопедических групп                                                                                                                                                              

Время дошкольного детства — это тот период, когда закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.

В наше время глобальной компьютеризации и телевидения, огромной загруженности родителей на работе, обособленности и изолированности детей друг от друга возникла огромная проблема: дети не умеют общаться друг с другом и с взрослыми. Но именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей привычку правильной разговорной речи. И одним из важных звеньев этого процесса является освоение ребенком грамматического строя языка. 

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи, что особенно важно для успешного речевого развития дошкольника и школьника.

В детском саду контроль за речью детей ложится на плечи учителя-логопеда, и воспитателя. Речь воспитателя является образцом для детей. Грамматическая правильность речи педагога, ее выразительность одно из обязательных условий формирования у детей правильного стереотипа речевого поведения. Но одного образца для подражания недостаточно.  Для планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов в речи дошкольников.

Поскольку на сегодняшний день число детей с речевой патологий возрастает, и у нас в детском саду (МАДОУ детский сад №3 «Ромашка» городского округа Ликино-Дулево, г Куровское) более 50% детей подготовительной и старших групп является детьми с речевыми нарушениями, необходимо познакомить воспитателей и родителей с грамотными приемами формирования грамматически правильной речи у дошкольников.

 С этой целью мною, учителем-логопедом Рабиной Ю.И., была разработана консультация для воспитателей старшей и подготовительной логопедических групп: «Грамматические ошибки дошкольников 5-7 лет и пути их преодоления».

Целью данной консультации стало: познакомить воспитателей с результатами мониторинга лексико-грамматического строя детей логопедической группы, а также с некоторыми дидактическими упражнениями и приемами для коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи дошкольников.

Под лексико-грамматической стороной речи дошкольника понимают словарь и грамматически правильное его использование. Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования; синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.

Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях.  Первыми появляются следующие формы слова: Именительный падеж единственного и множественного числа, Винительный падеж имен существительных; повелительное наклонение. Форма третьего лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложение включает до 3–4 слов.

К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова – обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5–6 слов, отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

Читайте также:  Беродуал для ингаляций инструкция ребенку 5 лет

К 4 годам формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляются согласование прилагательного с существительным. При нормальном речевом развитии дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных. Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов.

После 5 лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Уже к 5 годам в речи детей появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзом чтобы, потому что, который. [2]

Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. [1]

При исследовании устной речи дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи II-IV уровня, можно говорить о нескольких группах ошибок: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические. К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, работу по их устранению проводит учитель-логопед на индивидуальных занятиях и воспитатели в ходе индивидуальных занятий. Акцентологические ошибки разнообразны, но не составляют большой процент по отношению к другим видам ошибок. (Наиболее распространенные ошибки в форме множественного числа: много сто`лов, куклы`, ку`сты и т д). Словообразовательные ошибки состоят в неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приставок и корней. Наиболее обширную группу составляют морфологические ошибки. По результатам мониторинга в старших и подготовительной логопедической группах можно выделить следующие типичные ошибки:

Неправильные окончания имен существительных   родительного падежа, множественного числа: с окончанием –ей — карандашов, дверёв, ушев, этажов, яблоков, матрешков, мышов (ошибки у 60% детей 5-6 лет) ; с нулевым окончанием: ночов, книгов, дверков, пуговицев  (в основном у детей 5 лет); родительного падежа, единственного числа: у кукле, у маме, у сестре, (при обследовании выявлено у 10% детей 5-6 лет логопедической группы);  предложного падежа неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в  саде (10% у детей 5-6 лет);

Ошибки в склонении несклоняемых имен существительных: на палъте, на пианине, на тюле. (у 80% детей 5 лет).

Ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребенки, медвежонки. И в образовании множественного числа имен неодушевленных существительных (окны, стулы).

Неправильное образование притяжательных прилагательных (у 80% детей 6-7 лет были неверно указаны следующие притяжательные прилагательные: индюшачий (индюшевый, индюшный, индюшиный), львиный (львовый, львенковый), овечий (овчинный, овчий)).

Неправильное образование глагольных форм: повелительного наклонения: искай (ищи), exaй (езжай), дадишь (ошибки типичны для детей 5 лет).

Много ошибок у дошкольников при образовании сравнительной степени прилагательного: ярчее, чистее, хужее, красивше, хорошее (70% детей старшей группы).

Ошибки при склонении числительных: нет двоих домов, к два дома.

Синтаксические ошибки у дошкольников наблюдались в нарушении порядка слов в предложении: когда на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: «Кошку мама прогнала?». Неправильно оформляется союзная связь «Как мы пришли домой, мы играли с мячом». Неправильное употребление и понимание детьми предлогов было выявлено при выполнении детьми подготовительной группы следующих заданий:  — дополни предложение по смыслу ( около 50 % не справились с заданием):  Мы пошли в цирк, который…. (Ответы детей: там было весело, мы ходили с мамой).  Автобус остановился, поэтому … (Ответы детей:  он сломался, стало темно). Мама выключила свет , потому что  (стало темно). Подбери нужный предлог: (по сюжетной картинке): варианты ответов: «Девочка выглядывает из занавески» (вместо из-за), «Котенок вылезает из шкафа» (вместо из-под шкафа).

При пересказе текста и описании предметов у многих дошкольников наблюдались такие ошибки как употребление в одном простом предложении двух подлежащих: «Мальчики они катались на лыжах», «Охотники они берут специальный кувшин».

Таким образом, мы видим, что грамматические ошибки в речи дошкольников разнообразны  и необходима систематическая работа по их преодолению. Для развития лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников можно наметить несколько конкретных задач: научить правильному образованию множественного числа существительных; образованию  новых форм слова; образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов; образованию притяжательных                   и относительных прилагательных; научить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями; научить правилам согласования слов в  простых предложениях с использованием предлогов.

Для преодоления речевых ошибок дошкольников важно  создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.

Нужно помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на речь детей. Как часто можно слышать от воспитателей и родителей такие фразы: «Чё» ты делаешь?» или «Не лазь туда», «Поди помой руки», – даже ребенок, привыкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — профессиональная обязанность педагога.

Важно вовремя исправлять грамматические ошибки детей, не думая, что это лишь забота родителей и затем школьного учителя. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат. При этом слишком частые и резкие замечания могут привести к тому, что у ребенка появится недоверие к себе, он может «замолчать». Когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, например в творческой игре, исправлять ошибки бесполезно. Не следует повторять неправильно сказанное ребенком слово или предложение, иначе в его памяти останется произнесенное воспитателем искаженное слово.

Одним из компонентов формирования грамматически правильной речи детей дошкольников являются специальные занятия, проводимые учителем-логопедом, направленные на формирование у детей лексико-грамматических категорий. Однако элементы грамматических упражнений необходимо использовать воспитателям и в ходе режимных моментов. Например, на прогулке, попросить сосчитать количество лопат, ведер на участке. При чтении художественной литературы и пересказе текста можно использовать упражнение «Ответь на вопросы». (Почему птицы осенью улетают на юг? Для чего нужен пылесос? Зачем мальчик пошел в библиотеку? И т. д.) Интересный способ – специально созданные игровые и бытовые ситуации… Воспитатель может спросить в ходе игры: Маша взяла утюг чтобы,  Миша огорчился потому что … и поэтому…

Еще одним способом формирования грамматического строя речи у дошкольников является использование дидактических игр. В свободное от основных логопедических занятий время воспитателям рекомендуется проводить логопедические пятиминутки с использованием дидактических игр для коррекции лексико-грамматического строя речи.

Читайте также:  У ребенка 5 лет жидкий стул лечение

Приведем пример некоторых игровых упражнений, которые могут быть рекомендованы учителем логопедом для закрепления материала фронтального занятия. Эти игры собраны в картотеку дидактических игр по формированию грамматического строя речи.

Игра «Разное значение» (на употребление омонимов)

Сначала предлагаем детям ответить на вопросы: «У кого?», «У чего?». Нужно было определить с какими предметами используются слова (например:  ручка – у человека, у двери, у сумки, у чемодана; язычок – у человека, у ботинка; глазок – у ребенка, у двери, у картофеля; горлышко – у ребенка, у бутылки; ножка – у стула, у стола, у гриба, у ребенка.  Далее воспитатель читает  стихотворение, детям предлагали внимательно слушать, найти слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

а) В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку. (И. Токмарева)

б) Много есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной. (Д. Лукич)

Или игра «Найди 2 слова – «неприятеля»

Игра проводится с помощью карточек с напечатанными словами и карандашом.

Воспитатель предлагает детям, выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля», ненужное слово надо зачеркнуть, объясняя при этом, почему?

(Друг, печаль, враг.// Высокий, большой, низкий.// Ночь, сутки, день.// Длинный, большой, короткий. И т д)

Игра «Поймай — скажи» с мячом (на правильное употребление глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени).

Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного. Образец: корова – мычит; лягушка – квакает; кошка – мяукает; волк – воет; собака – лает; тигр – рычит. Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии. (Образец: врач – лечит; художник – рисует; повар – варит). Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо его действие. (Люба – играет;  Дима – прыгает).

Еще несколько примеров игр и словесных упражнений для формирования морфологической стороны речи.

Игра «Опиши картинку» (для усвоения родовой принадлежности)

Предметные картинки (яблоко, ведро, полотенце, груша, платье)  разложены обратной стороной кверху, ребенок выбирает одну картинку и называет ее (яблоко). Воспитатель спрашивает: «Какое оно?» (Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое). Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое».

Во второй части игры можно предложить детям отгадать несколько загадок: 

Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это? (Платье).

Желтая, вкусная, сочная, спелая. Что это? (Груша).

Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое. Что это? (Яблоко).

Игры и упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже

Дидактическая игра с предметами и куклой Таней. «Чего нет у Тани?»

Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы). А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто).

Во всех случаях при определении родовой принадлежности внимание детей акцентируют на звуковой стороне слова, а окончания проговариваются немного утрированно. [5]

Игра «Как кто передвигается?»

Цель игры: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего, будущего).

Воспитатель показывает  изображения животных, птиц, насекомых и спрашивает у детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.) За правильный ответ дети получают картинки. Затем каждый ребенок уже рассказывает о своем животом и отвечает на вопрос воспитателя: кто как ест (кошка лакает молоко; собака грызет кость; корова жует сено; курица клюет зерно), кто как голос подает (корова мычит и т д).

С картинками животных и с игрушками можно играть в дидактическую игру «Кто ушел и кто пришел». В ней закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму. Пришла кошка, пришли кошки, ушла кошка, нет кошки,/ кошек и т далее.

В подготовительной группе дидактические игры усложняются. 

Вот пример такой словесной дидактической игры: «Кто он такой?». 

Дети учатся образовывать существительное от глагола.

Воспитатель проводит игру с мячом. Задает вопрос и бросает ребенку мяч: «если он за всех заступается, то он кто? он заступник. Он много работает. Он… (работник). А когда часто дерется. Он (драчун). Много-много говорит. Он… (говорун). И т.д.

Для некоторых детей грамматические упражнения даются особенно тяжело, тогда необходимо в игру вводить персонажа, использовать игрушки. 

Например, для развития грамматического строя речи в старшей группе можно провести игру-драматизацию «День рождения куклы».

У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький?

Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек).

Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец).

Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол?

Для хлеба есть что? (Хлебница).

Значит, Маша положит хлеб во что? (В хлебницу, слово повторяется хором).

Как называется посуда для конфет? (Конфетница).

Куда Маша положит конфеты? (В конфетницу).

Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.

Зайка сядет на стул, Мишка – в кресло, Маша – на диван.

Таким образом, мы видим, что дидактическая игра в этом случае многофункциональна. В ней закрепляются и навыки словообразования, и падежные формы существительных.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей с взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений. Выполнение заданий должно вызывать у детей положительные эмоции, происходить интересно и живо.

Список литературы

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 — 199 с.
  2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие / Алексеева М.М., Яшина Б.И. — М.: «Академия», 2000. — 400 с.
  3. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно—методическое пособие. – Ставрополь, 2008 – 224 с.
  4. Гусева О.А., Панова М.А. От игры к правильной речи // Логопед –– 2012–– №9— С. 81 — 83
  5. Ионова А.Н. Дидактические игры в коррекции устной и письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи // Логопед –– 2004–– №1— С. 100 — 105
  6. Н.А. Стародубова Ошибки устной речи дошкольников и пути их преодоления // «Детский сад от А до Я» № 5 – 2005г.

Источник