Как оценить поведение ребенка 5 лет

Кризис в 5 лет у ребенка встречается практически в каждой семье. И не стоит воспринимать возникшие трудности как капризы или проявление скверного характера. На самом деле проблемы в поведении в этом возрасте свидетельствуют об очень серьезных возрастных изменениях.

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.

Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов

К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:

  • он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
  • начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
  • интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
  • малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
  • большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.

Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.

В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.

Признаки кризиса

Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
  • дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
  • начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
  • остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
  • возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.

В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.

В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.

Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость — характерные признаки переломного периода.

Почему меняется поведение 

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.

Один из признаков кризиса пятилетнего возраста — неожиданное кривляние, шутовство

Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Как вести себя родителям

Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.

Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
  • незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
  • делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.

При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.

Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.

Читайте также:  Потливость ребенка 5 лет

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел — переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.

Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.

При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.

Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.

Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.

Читайте в следующей статье: кашель у грудничка без температуры

Источник

Ребёнок в 5–летнем возрасте считается старшим дошкольником. С этих лет его начинают готовить к обучению в школе. Родителям надо обратить внимание на уровень его развития, а именно на то, что он должен знать и уметь в этом возрасте для нормального развития и подготовки к школе.

Физические данные ребёнка в 5 лет

В этот период у ребёнка формируется характер, становятся видны все промахи, которые допустили родители в предшествующие годы. Именно в этом периоде можно аккуратно подкорректировать характер, восполнить пробелы воспитания.

Развитие ребёнка в дошкольном возрасте – процесс непрерывный, на который влияет:

  • функциональное и морфологическое созревание органов, тканей и всех систем организма;
  • врождённые способности;
  • приобретённый опыт;
  • внутренний генотип;
  • окружающая среда.

После 3-летнего возраста снижается интенсивность роста, но изменяются пропорции, ребёнок начинает вытягиваться. После 5 лет особенно резко проявляются различия в строении тела мальчиков и девочек.

Согласно средним нормам физиологического развития, ребёнок 5-летнего возраста должен иметь показатели:

  1. Рост – от 95 до 116 см.
  2. Вес – от 14 до 20 кг.

В возрастной границе от 4 до 6 лет, ребёнок прибавляет 5–6 см в росте.

Что должен уметь ребёнок в 5 лет:

  1. Бегать на длинные дистанции, 200–300 м, и не только по ровной местности, но и по пересечённой.
  2. Уметь координировать движения. Развивать её нужно при игре в мяч: он должен его ловко бросать и ловить обратно. Также сложно-координированные движения развиваются при действиях с карандашом, кистью, ножницами.
  3. Соблюдать равновесие. Проверить можно, наблюдая за тем, как ребёнок ходит по узкой дорожке.
  4. Лазать по шведской лестнице.
  5. Перепрыгивать через ступеньку, скакалку, подпрыгивать на одной ноге.
  6. Подтягиваться, отжиматься, хотя эти упражнения им даются плохо, потому что не очень развита мускулатура, но обучать их этому необходимо.
  7. Понимать значение пространственных понятий: что значит дойти до угла, повернуть направо, перейти на другую сторону.

Задача родителей состоит в том, чтобы проводить оздоровительные упражнения и мероприятия, которые способствуют:

  • развитию всех групп мышц, формированию осанки;
  • закаливанию организма;
  • повышению иммунитета.

Родители должны стимулировать интерес к физическим упражнениям, проводить закаливающие процедуры. Желательно всё это делать совместно.

Познавательное развитие ребенка в 5 лет

В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, начинает прослеживать связи и взаимодействия различных процессов. Отсюда и возникает водопад вопросов, на которые он хочет получить ответ.

Навыки, которые надо формировать:

  1. Внимание. Этот возрастной период характеризуется непроизвольным вниманием, которое часто выражается внешними впечатлениями и эмоциями. Дети часто отвлекаются, плохо сосредотачиваются, особенно если ребёнок гиперактивный. Поэтому важно формировать произвольное внимание, развивать ответственность, что очень пригодится в школе.
  2. Восприятие. Это чувство развивается с первых месяцев и к 5 годам они уже хорошо знают и чувствуют форму, цвет и материал предметов. Восприятие временное детям даётся труднее. Они плохо ориентируются во времени суток, часах, не могут оценить временные промежутки.
  3. Память. Сохранение в памяти событий у детей в этом возрасте остаётся всё ещё непроизвольным, она основана на эмоциях. Ребёнок запоминает то, что его очень заинтересовало. Но и забывание происходит быстро. В пятилетнем возрасте можно наблюдать формирование различных видов памяти: у одного ребёнка лучше развивается зрительная, у другого – эмоциональная, у третьего – слуховая память, что зависит от индивидуальных особенностей. Занятия родителей должны быть направлены на формирование всех видов памяти, что делается с помощью чтения, рассказывания, бесед с детьми.

Мышление ребёнка

Что должен уметь ребёнок в 5 лет, чтобы уровень его умственного и психического развития соответствовал возрастным нормам:

  1. Сравнивать, обобщать предметы, использовать причинно-следственные связи. Абстрактные понятия в этом возрасте им ещё недоступны, но сравнивать и обобщать дети уже должны уметь. Это помогает им делать вывод после прослушивания сказки, раскладывать картинки по группам и признакам.
  2. Делать первые обобщения, сортировать предметы, находить лишние звенья в логической цепочке. В этот период преобладает наглядно-образное мышление, которое выражается тем, что дети разбирают игрушки на детали, чтобы представить, как они работают.

    В 5 лет ребенок должен уметь считать

  3. Составлять небольшие рассказы по картинкам.
  4. Придумывать свои сказки.
  5. Сочинять рассказы на заданную тему.
Читайте также:  Набор веса у ребенка 5 лет

В пятилетнем возрасте у ребёнка происходит развитие как правого, так и левого полушария, что помогает ему усваивать много новой информации.

Социально-эмоциональное развитие детей в 5 лет

К пятилетнему возрасту дети учатся контролировать свои эмоции. Психологическое развитие, происходящее в этом возрасте, позволяет ребёнку сдерживать импульсивные желания, оценивать свои поступки. Он может это выразить не только плачем, но и словами и чувствует себя более уверенно, потому что его понимают.

В этот период развиваются навыки:

  • усидчивость, терпение;
  • умение словесно выразить просьбу;
  • контакта с окружающими и незнакомыми людьми;
  • умение делиться игрушками, сладостями;
  • уступчивость по отношению к другим детям;
  • ярко выраженное чувство справедливости;
  • умение играть в группе детей бесконфликтно;
  • понимания социальных ролей, выполняемых взрослыми;
  • различать органы человеческого тела и условия их функционирования.

Дети в пятилетнем возрасте с удовольствием помогают родителям по хозяйству, потому что им нравится копировать их поведение и поступки. Это самый активный возраст формирования личности, закладывания положительных привычек.

И родителям не стоит упускать этот момент. Необходимо развивать инициативу, давать ребёнку возможность выбора, что повышает самооценку и вырабатывает у него чувство ответственности.

Он должен знать в этом возрасте:

  • название своей страны и города;
  • различать плохое поведение и хорошее не только у сверстников, но и у взрослых;
  • самостоятельно выполнять все гигиенические требования.

Речевое развитие ребенка в 5 лет

Ребёнок в 5 лет имеет большой словарный запас, более 3 тыс. слов. Если у него нет логопедических проблем, то он должен уметь выговаривать почти все звуки и слова.

Речь развивается параллельно с мыслительной деятельностью. По мере получения новой информации осваиваются и новые слова. Поэтому важно для родителей в этот период больше разговаривать с ребёнком, читать, рассказывать, разговаривать с ним в форме диалога. Желательно, чтобы речь взрослых не содержала ошибок, так как они быстрее всего запоминаются детьми.

В этот период речь ребёнка должна соответствовать критериям:

  • умению составлять предложения из 5–6 логически связанных между собой слов;
  • использовать не только глаголы и существительные, но прилагательные, наречия, краткие причастия;
  • под руководством взрослых осваивать применение синонимов и антонимов;
  • уметь пересказывать сказки;
  • логически выстраивать речь, не перескакивать с третьего на десятое;
  • запоминать и рассказывать стихи с выразительной интонацией;
  • делить слова на слоги;
  • подбирать однокоренные слова.

На 6-ом году жизни можно начинать обучать чтению, потому что это период активного интереса к книжным буквам.

Развитию речевых навыков способствует развитие мелкой моторики. Следует укреплять кисть ведущей руки (правой или левой, если ребёнок левша).

Бытовые навыки детей в 5 лет

По мере развития ребёнка совершенствуются и хозяйственные навыки. Для того чтобы он научился шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы, необходимо продолжать развитие моторики.

К этому возрасту у ребёнка появляются навыки:

  • лепки из пластилина;
  • сборки предметов из конструктора;
  • рисования фломастерами и кистью;
  • умения держать ручку и карандаш;
  • складывания пазлов;
  • вырезания ножницами;
  • завязывания узелков из верёвочек.

Ребёнок становится самостоятельным и уже может:

  • есть ложкой, вилкой;
  • сам умываться, чистить зубы;
  • одеваться без посторонней помощи;
  • расстёгивать и застёгивать пуговицы;
  • помочь по хозяйству (вымыть посуду, подмести).

Должен владеть навыками общения:

  • благодарить, просить прощения;
  • здороваться и прощаться;
  • включаться в игровую деятельность с другими детьми.

Общая таблица умений ребенка в 5 лет

Основные виды развитияХарактеристики развития
ФизическоеКоординирован, ловок, освоил танцевальные и спортивные движения, играет в мяч, кегли, бросает в цель, копирует геометрические фигуры, владеет элементарными гигиеническими навыками
Социально-коммуникативноеСтарается соблюдать нормы и правила общения со сверстниками и взрослыми, использует диалоги в речи, взаимодействует со сверстниками, включается в общение
ПознавательноеПроявляет интерес к новому, любит наблюдать, учится сравнивать, концентрируется при выполнении заданий
РечевоеРассказывает, пересказывает, отвечает на вопросы развёрнуто, правильно произносит все звуки, играет в слова, звуки, умеет рифмовать, строить фразы из 7–8 слов, знает форму множественного числа
Художественно-эстетическоеАнализирует эмоции героев сказок, проявляет свои чувства соответственно событиям, доброжелателен, читает, танцует, рассказывает стихи, занимается творческой деятельностью с удовольствием, может самостоятельно выбрать любое творческое направление по своему интересу.
МатематикаЗнает основные геометрические фигуры, сравнивает количество предметов, правильно пишет цифры.

Тесты на развитие ребенка 5 лет

В дошкольной педагогике используется большое количество тестов, но все они опираются на определённые стандарты развития ребёнка.

Так, при определении физического развития, оцениваются следующие параметры:

  • телосложение;
  • физические параметры;
  • развитие двигательной активности;
  • функциональные параметры (нарушения, хронические заболевания, степень сопротивляемости организма внешней среде, состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания).

Существует Общероссийская система мониторинга физического развития детей дошкольного возраста. Имеются тесты, оценивающие психическое развитие ребёнка.

Они включают в себя:

  1. Оценку устойчивости и переключения внимания.
  2. Целостности восприятия.
  3. Способность дифференцированного восприятия.
  4. Цветовосприятие.
  5. Наличие наглядно-образного мышления.
  6. Оценку словесно-логического мышления.
  7. Определение слуховой, зрительной, смысловой памяти.
  8. Умение действовать по образцу и по правилу.
  9. Знание культуры общения.

Что должен уметь ребёнок в 5 лет (по мнению дошкольных педагогов и психологов):

  • понимать инструкции и правила;
  • уметь работать не отвлекаясь, определённое количество времени;
  • видеть свои ошибки;
  • проявлять интерес к новым заданиям.

А также проводятся тесты, оценивающие:

  1. Художественно-эстетическое развитие ребёнка.
  2. Речевое развитие.
  3. Уровень мыслительной деятельности.
  4. Развитие зрительно-пространственного восприятия.
  5. Социально-коммуникативное развитие.

Большой тест проводится на определение действующей ведущей руки. Это необходимо для того, чтобы выяснить, какая рука наиболее активно развита.

Читайте также:  Поздравление с днем рождения ребенка подруги 5 лет

Все тесты имеют право на существование, основной критерий при их проведении, чтобы они осуществлялись под руководством квалифицированных специалистов. Это могут быть врачи, психологи, работники муниципальных или дополнительных дошкольных учреждений.

Наиболее полное и профессиональное тестирование проводится в соответствии с образовательной программой дошкольного образования «Ступеньки к школе».

Занятия с ребенком в 5 лет

Дети, которым исполнилось 5 лет, умеют и знают многое. Они хорошо говорят, анализируют, фантазируют, умеют считать. Необходимо понимать, что они познают окружающую жизнь через игру, общение с родителями и сверстниками.

Развитие речи

Следует, прежде всего, понаблюдать за ребёнком, правильно ли он произносит буквы и звуки.

Для улучшения произношения можно проводить простые логопедические занятия, доступные в домашних условиях:

  • гимнастика для языка;
  • воздушный футбол (логопедическое упражнение);
  • упражнения для языка «мостик» и «балалайка».

Речь и окружающий мир тесно связаны, поэтому наилучший способ освоения речи – чтение книг. После чтения с ребёнком необходимо беседовать, просить рассказать, что ему понравилось больше и почему.

Хорошо развивают детей настольные игры, в процессе которых он знакомится:

  • с профессиями;
  • названиями марок автомобилей;
  • животными;
  • птицами;
  • странами;
  • кулинарными продуктами;
  • растениями.

Следует предлагать словесные игры, помогающие освоить художественный образ языка. Например, придумать рифму, противоположное значение слова, подобрать несколько похожих слов. Обучая речи, не стоит забывать о сложных предлогах, которые есть в русском языке: из-под, из-за и других, подобных. Ребёнок должен знать, что такие конструкции имеются в языке и для чего они применяются.

Хорошо развивают речь словесные игры:

  1. Опиши одним словом (лапа собаки, чашка для чая).
  2. Кому что нужно (почтальону, продавцу).
  3. Как можно узнать (холодно ли на улице, интересная ли книга).
  4. Часть – целое (лепесток – цветок).
  5. Лишние слова (сортировка предметов по назначению).
  6. Скажи по-другому (употребляя синонимы)
  7. Скажи наоборот (употребляя антонимы).

Постепенно надо расширять тематику игр и подкреплять знания конкретными примерами.

Мышление и память

Образное и пространственное мышление развивается с помощью конструкторов, пазлов, строительных игровых материалов.

Игры на развитие памяти:

  • запоминаем фигуры;
  • что изменилось (игра с карточками);
  • найди пару;
  • продолжи логический ряд;
  • подбери узор;
  • определи на ощупь.

Творческое развитие

Фантазии детей в этом возрасте – обычное явление, но её надо направить в творческое русло.

Что должен уметь ребёнок в 5 лет:

  • лепить из пластилина, теста, пластической массы;
  • делать аппликации из бумаги;
  • составлять мозаики;
  • рисовать всеми доступными средствами.

Занятия математикой

Поскольку ребёнок в этом возрасте умеет и с удовольствием пользуется счётом, то занятия математические будут нелишними.

Его надо учить в игровой форме:

  • знать цифры в правильном порядке;
  • складывать и отнимать;
  • решать простейшие математические задачи;
  • знакомить с геометрическими фигурами;
  • узнавать маленькие и большие числа.

Ознакомление с окружающим миром

Игры на знакомство с окружающим миром развивают логическое мышление, память, знакомят с повседневностью, формируют взаимоотношения:

  1. Кто где живёт.
  2. Кто чем питается.
  3. Магазин.
  4. Библиотека.
  5. Строитель.
  6. Продавец.
  7. Путешествие по городам.

Благодаря играм, ребёнок в этом возрасте может:

  1. Различать фрукты, овощи, знать, где они растут и когда.
  2. Знать названия многих насекомых, способы их передвижения.
  3. Угадывать по картинкам времена года, описывать присущие им явления.
  4. Различать домашних и диких животных, их повадки, уметь их классифицировать.

Памятка для родителей

10 принципов развития, на которые родители должны обратить внимание:

  1. Начинать готовить к школе. С этого возраста необходимо начинать ежедневный учебный процесс в игровой форме. Это занятия по обучению грамоте, чтению, рисованию, лепке. Не следует обучать письму, главное, научить держать правильно карандаш, кисть. Регулярность обучения создаст привычку.
  2. Учить управлять своим вниманием. Сконцентрироваться полностью на чём-то одном для пятилетнего ребёнка ещё сложно, но если в этом возрасте не заложить привычку, то в школе ему будет трудно слушать учителя и не отвлекаться.
  3. Расширять границы кругозора. Ребёнку надо предоставлять максимальный объём информации, знакомить с окружающим миром, учить наблюдать и делать выводы. Для этого следует ходить с ним в театр, посещать музеи, знакомить с энциклопедиями.
  4. Тренировать память. Поскольку дети в этом возрасте имеют память непроизвольную, они запоминают только то, что им интересно, следует развивать память, для которой требуются усилия. Учить много стихов, рассказывать по памяти сказки, придерживаясь фабулы, играть в игры на запоминание.
  5. Развивать речь. Именно в этом возрасте следует обратить особое внимание на речь ребёнка и заблаговременно до школы исправить все речевые нарушения.
  6. Учить читать. Умение читать поможет ребёнку в школе с лёгкостью усваивать материал, не отвлекаясь на трудности складывания букв.
  7. Играть с детьми в сюжетно-ролевые игры. В этот период у детей происходит активное развитие фантазии, которая находит воплощение в играх. Но деятельность в игре должна быть осмысленная, с небольшими фантазийными элементами. В этот период ребёнок нуждается в свободных играх со сверстниками.
  8. Развивать таланты и способности ребёнка. Этот возраст, наиболее плодотворный для занятий рисованием, пением, музыкой, танцами. Необходимо подобрать такие занятия, которые отвечают интересам самого ребёнка. Но и не забывать о домашнем обучении: совместном рисовании, лепке, поделках из бумаги.
  9. Привлекать детей к труду. Необходимо в этом возрасте обучать и привлекать к осмысленной трудовой деятельности, домашнему труду.
  10. Подавать пример. Родителям необходимо быть примером для подражания во всём.

Воспитание должно строиться по чёткой системе, которая ведёт ребёнка к определённой цели. Дети должны освоить огромный объём знаний и умений. Поэтому родителям необходимо знать, что должен уметь их ребёнок не только в 5 лет, но и в другие годы дошкольного возраста.

Автор: Беляева Анна

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о том, что должен уметь ребенок в 5 лет

Что должен уметь ребенок в 4-5 лет:

Источник