Ребенок 5 лет не рисует нос

Кому интересны психологические тесты и всякое подобное, и если ещё не успели подробно прочитать первую часть, рекомендую потренироваться сначала на себе – нарисовать человека на вертикально расположенном листе формата А4, используя карандаш и ластик. А потом почитать интерпретацию – очень познавательно  Важно: для объективности интерпретации стоит учесть условия проведения тестирования, описанные в начале предыдущего поста
https://www.baby.ru/blogs/post/586820606-181805786/

Характер изображения
Головоног: норма до 4-х лет, позже — задержка в развитии изобразительной функции (далее ЗРИФ) и, возможно, в общем умственном развитии (далее ОУР); иногда умственная отсталость.

Схематический (руки и ноги одинарные линии-палочки): до 5,5 лет норма, позднее — либо нежелание выполнять задание, либо ЗРИФ или в ОУР; негативизм, нарушение обучаемости.

Одни конечности изображены одинарной линией, другие — двойной: до 6,5 лет соответствует норме, позднее — импульсивность, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга, умственная отсталость.

Руки и ноги изображены двойной линией: до 8-ми лет соответствует норме, позже — формальное отношение к заданию, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга, умственная отсталость.

Промежуточный между схематическим и пластическим: до подросткового возраста соответствует норме, позже — импульсивность, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости.

Карикатурный: демонстративное поведение, обычно в сочетании с негативизмом, асоциальностью или антисоциальностью, желание «закрыться» от проверяющего.

Поза человека

Изображение наклонённой фигуры говорит о психологической неуравновешенности и нестабильности.

Развернутое анфас тело с головой в профиль, как на египетских фресках, может быть знаком испытываемой социальной напряженности. Если тело повернуто на три четверти, рисунок свидетельствует о творческой направленности ребёнка. О том же и вдобавок о высокой активности — если фигура движется или выполняет какую-то работу.

Сидячая или лежачая фигура — признак пассивности, особенно если подтверждение находится в других деталях картинки (например, у человека безвольно опущены руки).

Если ребёнок рисует фигуру, закрытую предметами, изображенными на переднем плане (большим столом, например), это может говорить о негативизме, сложностях в общении и проблемах социализации.

Тип персонажа

В целом изображение человека в определенной роли — это показатель демонстративности, то есть повышенной потребности во внимании и похвале, склонности к театральным эффектам и чрезмерным чувствам. Особенно наглядно она проявляется в выборе персонажа, на которого обычно с восхищением смотрит масса людей — артиста, фигуриста, актера и других.

Некоторые типажи принято толковать определенным образом. Например, шут или клоун — знак сниженной самооценки, а иногда и негативного самопредъявления (позиции «ужасного ребёнка», который нарушает нормы и правила, чтобы быть замеченным окружающими). Король, принц или вельможа символизируют высокий уровень притязаний. Военный может указывать на агрессивность, а любой «плохой» персонаж (вор, грабитель, наркоман, пьяница) или отрицательный сказочный герой — на негативизм, асоциальность или антисоциальность, а также негативное самопредъявление.


Любопытно, что изображение полицейского или милиционера имеет тот же смысл, что и рисунок преступника (ярко выраженная антисоциальность), несмотря на любые комментарии автора.

Стариков и нищих рисуют при депрессии, плохом настроении. Изображение человека с подчеркнутыми признаками богача или бедняка свидетельствует о недовольстве своим материальным положением.

Наконец, робот и инопланетянин выражают интровертность автора, говорят о чувстве одиночества, иногда — о шизоидной акцентуации (типе характера, который отличается чрезмерной замкнутостью и закрытостью для окружающих).

Символика частей фигуры

Голова: сфера интеллекта и место, где ребёнок размещает свое «я». В норме дети начинают рисовать человека с головы и уделяют ей максимум внимания. На голове обычно больше всего деталей, и появляются они раньше других (ресницы, очки, головные уборы, усы, украшения, элементы прически и прочее). Если голова нарисована небрежно, а детали отсутствуют, это может говорить о плохой социальной адаптации.

Наоборот, «зацикленность» на голове показывает ослабление умственных способностей или самоконтроля.

Иногда дети, отстающие в психическом или умственном развитии, рисуют непропорционально большую голову. Стоит подумать и о другой причине: неприятных физических ощущениях в этой области — головных болях, травме. Маленькая голова в сочетании с подчеркнутой физической силой — показатель агрессивности.

Важно обращать внимание и на соотношение пропорций головы и туловища, оно показывает баланс духовного и физического в ребёнке.

Волосы: большое внимание к волосам, изображение пышных причесок в рисунках девочек свидетельствует о сексуальном созревании.

Лицо: центр коммуникации, сфера общения. Исследователи называют его «самой социальной частью рисунка». Слабо и нечетко прорисованные черты лица выявляют сложности в общении, робость, уход от проблем и конфликтов в отношениях с окружающими. Об этом же говорит последовательность рисования, при которой лицо изображается в конце.

Если лица не видно вообще, потому что оно не прорисовано или человек изображен со спины, это свидетельствует о негативизме (иногда то же самое значит и рисунок человека в профиль). Сильное подчеркивание черт лица может указывать на попытку создать образ успешного и социально адаптированного человека — в качестве компенсации настоящему положению дел. Закрашенное лицо — знак того, что ребёнок утратил чувство собственного «я». Голова робота или животного на человеческом теле также является сигналом негативных переживаний.


В нормальном изображении лица все детали должны быть расположены на своих местах: глаза — симметрично в верхней части, нос — ниже и примерно посередине, под носом — рот. Нарушение нормы может быть признаком асоциальности или отклонений в развитии.

Очень важно обращать внимание и на выражение лица. Грустное — сниженное настроение, неглубокая депрессия, слабость и утомление, чувство одиночества, иногда сильная депрессия. Растерянное лицо говорит о неуверенности, тревоге, ощущении бессилия, иногда невротическом состоянии. Отстраненное лицо отражает интровертность автора, его погруженность в свой внутренний мир и склонность к защитному фантазированию; иногда — шизоидный склад личности.

Мрачное лицо может говорить о негативизме, асоциальности, депрессии или дисфории (болезненно-пониженном настроении) и ригидности — психологической негибкости, неспособности приспособиться к меняющейся ситуации. Также возможны эпилептоидная акцентуация (тип характера, отличающийся раздражительностью, склонностью к недовольству и гневу, вязкостью мышления и педантичностью), психопатия. Наконец, свой отпечаток накладывает и отрицательное отношение к обследованию.

Злое лицо — признак агрессивности, импульсивности, негативизма. Возможны остро протекающий подростковый кризис, отрицательное отношение к обследованию; иногда психопатия. Странное лицо — шизоидность, недостаточная социализированность, сниженная конформность (способность изменять поведение и мнение под давлением позиции большинства); иногда психическое заболевание. Неприятное и отталкивающее лицо говорит об отрицательном отношении к обследованию, негативизме, подростковом кризисе, асоциальности или антисоциальности, негативном отношении к изображаемому персонажу. Иногда это также признак психического заболевания.

Тревожным знаком является и полностью обезличенное изображение, ничего не выражающее, застывшее лицо.

Лоб: символ самоконтроля, область социальных контактов. Лоб всегда открыт для окружающих. Отсутствие лба на рисунке — сознательное игнорирование интеллектуальной сферы.

Читайте также:  Как улучшить волосы ребенку 5 лет

Глаза: в норме ребёнок рисует глаза со зрачками, глядящие прямо на зрителя.

Пустые глаза без зрачков обозначают проблемы в общении, иногда являются признаком аутизации. Кроме того, такие глаза характерны при наличии страхов и устойчивых фобий. При фобиях появляется также плотная штриховка глаз или же сами глаза могут быть чересчур большими.

Широко открытые, но не преувеличенные глаза — показатель любознательности. Если глаза маленькие, то автор рисунка скрытен и поглощен собственными переживаниями.

Персонаж с закрытыми глазами выражает желание отгородиться от внешнего мира и избежать контактов с окружающими.

Направленный в сторону взгляд свидетельствует о подозрительности. Прямой, но не дружелюбный, а пронизывающий взгляд выдает склонность к демонстративному и вызывающему поведению, агрессии.

Брови: симметричные, ровные и аккуратные брови говорят о внимании к собственной внешности. Густые брови могут быть признаком резкости, грубости, строптивости. Слишком высоко поднятые брови символизируют высокомерное отношение к окружающим.

Ресницы: желание вызвать восхищение окружающих, потребность во внимании, похвале, признании собственной привлекательности.

Нос: сам по себе не несет смысловой нагрузки. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности. Слишком большой, подчеркнутый нос может быть интерпретирован как недовольство своей внешностью (у детей с семи лет).

Рот: оскаленные зубы или, наоборот, поджатые маленькие губы выдают агрессивность и враждебность. Тщательно прорисованные зубы указывают на речевую агрессию, о том же свидетельствует открытый рот.

⁣Если рот уменьшен или перекошен, то с шести лет это интерпретируется как негативизм (поведение наперекор).

Губы: символ сексуальной сферы. В детских изображениях человека при помощи губ передается выражение лица. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, — признак верной половой идентификации.

Подбородок: символ властности, воли, упорства. Если ребёнок перерисовывает подбородок, выделяет его, это может свидетельствовать о компенсации собственной нерешительности, боязни ответственности (в сочетании с остальными плохо прорисованными деталями). Акцент на подбородке также может быть знаком стремления к превосходству, страсти к соревнованию.

Шея: связывает тело (физическое начало, импульсивность) и голову (интеллектуальный центр, контроль).

Эту деталь обычно выделяют люди, которые озабочены отношениями телесных побуждений и контролирующего сознания, неуверенные в себе.

Длинная шея говорит о зажатости, скованности, манерности, чрезмерном самоконтроле. Короткая шея — прямолинейность и естественность. Отсутствие шеи — признак незрелости.

Уши: если ребёнок обычно уже рисует уши (на других, «нетестовых», картинках), то они обозначают открытость и восприимчивость. Большие уши могут быть признаком излишней подозрительности и настороженности. Отсутствие ушей на рисунке, при том, что ребёнок изображает их всегда, — возможное неприятие критики, упрямство, повышенная чувствительность.

Руки: символ активности и готовности к контакту. Разведенные в стороны руки — признак общительности, желания взаимодействовать с миром. Если руки спрятаны за спиной, то автор рисунка замкнут или испытывает сильное напряжение.

⁣Как отказ от общения интерпретируется изображение рук в карманах, скрещенных на груди, упертых в бока. Гибкие, свободно расположенные руки свидетельствуют о хорошей социальной адаптации.

Негнущиеся и механически расставленные руки указывают на поверхностность в отношениях, неэмоциональные контакты. Руки, поднятые вверх, выражают враждебность (то же самое — заштрихованные, закрашенные руки).

⁣Полное отсутствие рук выдает крайнюю степень пассивности, необщительности и интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, туловища и общая гротескность изображения, «безрукость» свидетельствует о плохой приспособленности ребёнка. Также это может быть сигналом испытываемого чувства вины, переживания собственной агрессии.

Также стоит уделить внимание длине и силе рук. Короткие руки означают замкнутость, стремление держать себя в строгих рамках. Длинные — направленность во внешний мир, контактность и желание приобретать.

Изображение мускулистых рук указывает на приоритет силы (с его помощью может компенсироваться и собственная слабость). Хрупкие и тонкие руки говорят о страхе, нерешительности, слабости, в том числе болезненности.

Кисти рук и ладони: кисти нормального размера, с проработанными деталями указывают на благополучие в сфере общения. Если они слишком большие, то автор испытывает высокую потребность в общении, и наоборот, преуменьшенные кисти говорят о проблемах и нарушениях в этой области. Руки, сжатые в кулаки, обозначают агрессивность, особенно если в руках у персонажа есть оружие. Кулаки, плотно прижатые к телу, — подавленная агрессия, тенденция к бунту, скрытая враждебность.

Большие ладони говорят о деятельном, активном характере, а их отсутствие — о неприспособленности, чувстве собственной непригодности и незначимости. Если ладони едва намечены, то у автора имеются проблемы с общением: недостаточная контактность, ограниченный круг знакомств. Также это признак низкой продуктивности в практической деятельности.

Хорошо прорисованные пальцы показывают способность контролировать ситуацию, управлять событиями.

Слишком длинные пальцы и ногти, удлиненные как у хищной птицы, свидетельствуют об агрессии и воинственности.

Туловище: отражает представления ребёнка о физическом облике человека.

Сильное тело, нарисованное хрупким ребёнком, — признак компенсации. Также крепкое, крупное туловище можно интерпретировать как показатель силы характера. Широкие плечи изобличают физическую мощь и желание превосходства.

Слабое тело может указывать на негативное переживание в прошлом, стресс, общую подавленность. Такое тело в сочетании с маленькой головой обозначает стремление избежать самоконтроля.

Угловатое и худощавое туловище типично для интровертного (углубленного в себя) типа личности.

Прямоугольное туловище выражает мужественность и экспрессивность.

Дополнительные аксессуары и детали на теле в целом свидетельствуют об эгоцентризме и повышенном внимании к своей персоне. Пупок на рисунке ребёнка старшего возраста — признак инфантильности или стремления уйти в себя. Крайне негативным показателем и знаком психических отклонений считается изображение внутренних органов.

⁣Если туловище изображено штрихами без контура, возможна острая тревога, иногда психическое заболевание (с пяти лет). Нарочито уродливое тело с искаженными формами указывает на негативизм, асоциальность или антисоциальность, импульсивность, острый стресс. Иногда речь идет о психическом заболевании или органическом поражении мозга (с шести лет).

Ноги: символ опоры. Широко расставленные ноги — экстравертная поза, говорящая об устойчивой позиции.

Слишком тонкие, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги выражают неуверенность, слабость, чувство собственной никчемности, упадок духа. Если ноги нарисованы в профиль, автору присуща уверенность в себе. Отсутствие ступней или ступни, обращенные пальцами к зрителю, говорят о неуверенности, поиске опоры. Вообще, непропорционально маленький размер ступней или их отсутствие характеризуют эмоциональную незрелость, а в сочетании с общей неустойчивостью фигуры (которая может дополнительно на что-то опираться) — плохую приспособленность в быту. Очень большие ступни интерпретируются как потребность в опоре, ощущение ненадежности собственного положения в мире.

⁣Если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности рисующего.

Читайте также:  Ребенок 5 лет долго икает

Гениталии: обычно отсутствуют на рисунках даже в подростковом возрасте, когда ребёнок изображает признаки пола. Как правило, сексуальная символика выражается подчеркиванием области груди (у девочек) и гениталий (у мальчиков и у девочек), рисованием экстравагантной или прозрачной одежды. Особая фиксация на изображении груди, бедер, генитальной области свидетельствует о серьезном неблагополучии в сексуальной сфере. Аналогичным образом выделение области тела, близкой к гениталиям, также говорит о проблемах (что типично для подростков). Отсутствие на картинке нижней половины тела обозначает избегание сексуальной тематики или проблемы половой идентификации.

Подчеркнутые признаки противоположного пола на рисунке человека свидетельствуют о несформированной половой идентификации, а иногда о ее нарушении (но в подростковом возрасте такой рисунок считается нормальным).

О том же говорит изображение персонажа без каких-либо признаков пола.

Иногда на рисунках рука персонажа прикрывает область гениталий. Это интерпретируют как контроль за сексуальными импульсами. Изображение полового члена с пятилетнего возраста трактуется как негативизм, асоциальность или антисоциальность.

Дополнительные детали: в сочетании с теми или иными особенностями рисунка помогают расшифровать его значение. Украшения, карманы, отделка, тщательно вырисованная одежда, шляпа и др. — признаки демонстративности.

Игрушка, шарик, флажок и прочие «детские» вещицы в рисунке подростка или взрослого человека указывают на инфантильность. Многочисленные пуговицы обозначают ригидность, иногда закрытость, стремление к самоконтролю, с подросткового возраста — опять же инфантильность. Оружие, режущее или рубящее орудие, палка — признаки агрессивности. Сигарета, рюмка, татуировка на лице или теле говорят о негативизме, асоциальности, иногда об антисоциальности. Раны и шрамы указывают на невротическое состояние, иногда — на асоциальность или антисоциальность. Изображение «открытых» внутренних органов — признак ипохондрии, невроза, иногда психического заболевания. Если к изображению персонажа добавлено окружение — пейзаж, интерьер и прочая «обстановка», — то причиной может быть творческая направленность автора или его демонстративность.

⁣Из книги «О детском рисовании» Марины Озеровой

Источник

Содержание статьи

Голова (лицо, глаза, ресницы, брови, рот, зубы, губы, нос, уши, лоб, подбородок, волосы)

Шея

Туловище (плечи, пупок, внутренности, гениталии)

Конечности (руки, ладони, пальцы, ноги, ступни)

Прочее

Как известно, с помощью рисунка можно определить уровень развития ребенка и особенности его психики. Рисунок малыша дает представление об умственном развитии. Личностные же качества интерпретируются через рисунок, начиная со старшего дошкольного возраста. Часто с этой целью применяют рисунок человека – то, что детям наиболее интересно изображать, и с чем им легче всего себя ассоциировать.

Такой тест могут провести и родители. Хотя человек, не имеющий специальных знаний по этой теме, не сможет поставить диагноз и сделать глубокие выводы, основные черты определить не тяжело. Если знать, куда смотреть.

Для проведения теста дайте ребенку чистый лист бумаги, желательно формата A4, положите его вертикально. Рисовать нужно карандашами средней мягкости. Хорошо, если под рукой у ребенка будет также ластик. Но тогда внимательно следите за тем, что он стирает и что нарисует взамен. Задача ребенка – нарисовать человека. И сделать это он должен тщательно и красиво, насколько только у него хватит умения.

Когда рисунок готов, похвалите ребенка, уточните детали, которые вам не понятны, и приступайте к интерпретации. Здесь важна любая мелочь.

Голова

Это сфера интеллекта, воображения и контроля желаний и побуждений.

Если ребенок уделяет голове слабое внимание, это может говорить о проблемах социальной адаптации, трудностях в общении, слабых интеллектуальных способностях или даже наличии невроза.

Если голова изображается в последнюю очередь, возникает подозрение в наличии каких-то межличностных конфликтов.

  • непропорционально большая голова – уверенность в том, что мышление много значит в жизни человека; у противоположного пола – признание превосходства противоположного пола; может свидетельствовать о головных болях;
  • маленькая голова – ребенок считает себя интеллектуально отсталым от окружения;
  • нечетко нарисованная голова – застенчивость, робость.

Лицо – самая социальная часть рисунка.

Части тела, находящиеся на лице, обеспечивают сенсорный контакт с действительностью.

Если оно рисуется в последнюю очередь, это говорит о чрезвычайной настороженности и часто враждебности к окружающим.

Излишняя сосредоточенность на лице говорит о попытке создать образ успешного, социально адаптированного человека, что делается с целью компенсировать свою низкую самооценку.

  • тщательно выделенное, подчеркнутое лицо – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом, а также здоровое самоуважение;
  • лицо неясное, тусклое, схематичное, пропуск некоторых черт – сложности в общении, робость, стремление уйти от конфликтов;
  • закрашенное лицо – знак утраты чувства собственного «я»;
  • роботоподобное или звериное лицо – те же симптомы;
  • звериный оскал, злое выражение лица говорят об агрессивности.

Глаза – отражение внутреннего мира ребенка.

  • большие глаза, со зрачками или с закрашенными склерами – тревожность, беспокойство, просьба о помощи;
  • маленькие – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами и переживаниями;
  • закрытые (спрятанные) – стремление отгородиться от внешнего мира, спрятаться от того, на что неприятно смотреть;
  • широко открытые, но не преувеличенные – признак любознательности;
  • глаза-точки, глаза-щелочки – замкнутость, внутренний запрет на плач, на открытый показ (отрицательных) эмоций;
  • зрачки отсутствуют – крайний эгоцентризм или чувство враждебности окружения;
  • красивые, хорошо прорисованные – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям;
  • скошенный взгляд – подозрительность.

Ресницы

  • длинные – кокетливость, склонность демонстрировать себя.

Брови

  • аккуратные – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности;
  • густые, мохнатые – грубость характера, строптивость, несдержанность, примитивность нравов;
  • поднятые ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Рот – символ агрессии.

Уделение рту большого внимания маленькими детьми говорит о том, что они еще сохранили память о грудном вскармливании. А вот у ребенка более старшего возраста это уже является признаком зависимости, несамостоятельности.

  • большой, или заштрихованный, или открытый – явная агрессия (может быть вербальной);
  • рот-черточка говорит о внутреннем напряжении;
  • клоунский рот – вынужденная приветливость, неадекватность чувств;
  • отсутствие рта, рот-точка – скрытие чувств или неумение их выразить.

Зубы

  • четко прорисованы – агрессивность, которая может носить защитный характер.

Губы – символ чувственности.

  • пухлые губы, нарисованные девочкой, – признак правильной половой идентификации;
  • хорошо прорисованные подростком – самолюбование, любовь к себе.

Нос

Многими психологами рассматривается как сексуальный символ. Но в случае детского рисунка это трактовка более чем спорна.

  • широкий, выдающийся – презрение;
  • отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности, незрелости.

Уши – орган восприятия критики.

Их дети начинают изображать в довольно позднем возрасте. поэтому отсутствие ушей считается не значимым. С другой стороны, если их изображает маленький ребенок, это может быть знаком того, что он большое значение уделяет мнению других людей о себе. Если они есть, то это обозначает открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.

  • подчеркнуты, выделены – чувствительность к замечаниям, осуждению; озабоченность проблемой послушания;
  • маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее;
  • большие уши рисуют послушные дети.
  • отсутствуют (у большого ребенка) – человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.
Читайте также:  Нефроптоз у ребенка 5 лет

Лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов.

  • отсутствует – сознательное игнорирование умственной сферы.

Подбородок – символ силы воли, властности, мужественности.

  • слишком крупный – расценивается как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности.
  • слишком подчеркнутый, увлечение изображением подбородка – обозначает стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

Волосы

  • сильно заштрихованы – тревога;
  • выделены – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры;
  • акцент на волосах на рисунке девочки (пышные прически, длинные волосы в сочетании с явными элементами украшательства) – свидетельство раннего сексуального созревания.

Шея

Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами.

Поэтому области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.

  • чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, стремление контролировать их;
  • длинная тонкая шея – жесткий самоконтроль, зажатость, стремление к самоустранению от мира собственных сильных эмоций;
  • короткая толстая шея – прямолинейность, естественность, уступки своим слабостям и желаниям.
  • отсутствие шеи – признак незрелости (в случае с маленькими детьми это нормально).

Туловище

Символ представления ребенка о физическом облике человека, средоточие его жизненных сил.

  • угловатое или квадратное – мужественность, энергичность, экспрессивность;
  • округлая форма – уравновешенность, спокойный характер, некоторая женственность;
  • слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых человеком потребностей; если оно нарисовано ребенком нормального телосложения, то это является выражением внутренней силы;
  • слишком маленькое, слабое, хрупкое – чувство унижения, собственной слабости; нарисованное сильным ребенком может быть знаком переживаний из прошлого опыта.
  • сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком — это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

Плечи – признак физической силы или потребности во власти.

  • слишком крупные, широкие – сила и превосходство или чрезмерная озабоченность силой и властью; у подростков это может быть знаком сексуальной неадекватности;
  • узкие, маленькие – ощущение малоценности, ничтожности;
  • слишком угловатые – признак осторожности, потребности в защите;
  • покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненной силы.

Пупок

  • на рисунке маленького ребенка – признак эгоцентризма;
  • на рисунке ребенка старшего возраста – выражение инфантильности или стремления уйти в себя.

Внутренности

Крайне негативный признак, свидетельствующий о серьезных психических нарушениях.

Гениталии

Их изображение очень необычно для ребенка, поэтому если они присутствуют, этому следует придать особое значение.

  • на рисунках малышей это свидетельствует о ранней осведомленности, высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы;
  • на рисунках более старших детей это говорит о раннем сексуальном развитии;
  • на рисунках подростков это является знаком возможных проблем в сексуальной сфере, переживаниями, связанными с вопросом пола.

Конечности

Руки. Их функция – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, то есть способность действовать. Это символ активности, коммуникативности и контактности.

  • отсутствие рук – пассивность, бездеятельность, необщительность, робость, интеллектуальная незрелость; может обозначать чувство вины, испытываемое за свою агрессивность;
  • длинные – общительность, амбициозность, стремление собирать и накапливать;
  • короткие – внутренняя слабость, нерешительность, недостаток общения, замкнутость, стремление держать себя в рамках;
  • мускулистые, длинные – потребность в физической силе;
  • слабые, длинные – ощущение своего слабого физического состояния, зависимость, потребность в опеке;
  • слишком крупные –потребность в лучших отношениях с окружающими;
  • широкий размах рук, гибкие, подвижные руки – общительность, активное взаимодействие с внешним миром;
  • жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки – поверхностные и не эмоциональные контакты с внешним миром;
  • прижатые к телу, в карманах, за спиной, вяло висят вдоль тела – чувство вины, неуверенность в себе, внутреннее напряжение, замкнутость;
  • поднятые вверх – враждебное отношение, агрессивность;
  • закрашенные – агрессия;
  • шире у ладони или у плеча – недостаточный самоконтроль, импульсивность;
  • скрещенные на груди – мнительность, скрытность.

Ладони

  • крупные, большие – признак деятельного, взрывного характера;
  • слабо прорисованные – недостаток общения;
  • заштрихованные – говорят о чувстве вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным поведением;
  • отсутствуют – свидетельство неприспособленности, отсутствия веры в свои силы, чувства непригодности.

Пальцы

  • больше пяти – ребенок чувствует себя сильным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой руке – то в мире за пределами семьи: школе, саду, дворе и др.);
  • меньше пяти – чувствует себя более слабым, чем окружающие;
  • тщательно прорисованные – способность контролировать ситуацию;
  • <длинные пальцы, кулаки – признак агрессии, воинственности, бунтарства; если кулаки прижаты к телу – агрессия подавляется.

Ноги – символ крепкой опоры, устойчивости в жизни и свободы.

Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в семье.

  • непропорционально длинные – сильное стремление к независимости;
  • слишком короткие, тонкие, плохо прорисованные, заштрихованные – слабость и неуверенность, ощущение собственной никчемности, упадок духа;
  • отсутствуют – робость, замкнутость;
  • акцентированы – грубость.

Ступни

Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле, тем сильнее его ощущение надежности.

  • слишком длинные – потребность в безопасности;
  • слишком маленькие, неустойчивые – скованность, зависимость, чувство незащищенности;
  • обращены пальцами к наблюдателю или отсутствуют – неуверенность;
  • нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе.

Прочее

Нарушения пропорций по отношению к правой и левой стороне свидетельствуют об отсутствии личного равновесия. Искажения, идущие по правой стороне, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их воплощают. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональной привязанности.

Разрозненность частей тела. Отказ создать целостный рисунок отмечается у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

Дополнительные детали

Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения.

Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности.

О том же самом может свидетельствовать выделение карманов.

Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст.

Другие сексуальные символы — это трубка, сигарета и реже трость.

Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

Если фигура украшена дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.), это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.

По материалам:

https://www.nanya.ru/ (С.Степанов)

https://podrujka.net/

https://testoteka.narod.ru/

https://psiholognew.com/

https://domensu.ru/

А ещё вам может быть интересно:

Скрытый смысл детского рисунка

О чём может рассказать детский рисунок семьи

Цвет в детском рисунке

Рисование по-новому

Выбираем товары для рисования: советы специалиста

Источник