Ребенок 5 лет и уборка

Ребенок 5 лет и уборка thumbnail

17 Декабря 2018

Сегодня поговорим с психологом Еленой Садовниченко, о том, как приучить ребенка к порядку и чистоте в комнате и научить убирать за собой игрушки. Опыт и маленькие хитрости для родителей.  

«Порой мама удивляется, как быстро ребенок приучается к порядку и чистоте в садике или в школе и как сложно его приучить к этому дома. Эта разница в поведении, как правило, открывается маме внезапно. Оказывается, ребенок может быть опрятным и соблюдать порядок! Почему же дома мама никак не может добиться такого же результата?


Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся. Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства. Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?»

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1.     Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

Самая главная мысль в контексте зрелости состоит в том, что ДО этого времени мы были ориентиром, гидом для ребенка по порядку и чистоте. Мы говорили, ребенок делал. Мы показывали как, а ребенок выполнял. А сейчас наступает время, когда он сам напоминает себе внутренним голосом: «Надо бы мне убрать. Надо бы мне помыть руки. Хорошо бы навести порядок у себя на столе».

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

Не злитесь за грязь и бардак у детей до 6 — 7 лет. Они еще в силу возраста не способны следить за чистотой так, как это могут делать взрослые. Однако, если ребенок и в 10 лет не может сам следить за порядком, то это проблема либо со зрелостью и надо разбираться, что мешает. Либо проблема организации функции ребенка по соблюдению чистоты и порядка.

2.     Мама жалеет и убирает вместо ребенка

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету…Это очень скучная работа, но совсем не трудная».Ребенок 5 лет и уборка

3.     Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность — когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

Читайте также:  Умственное и физическое развитие ребенка в 5 лет

4.     Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

  • В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

  • У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Способы приучить ребенка к чистоте и порядку

  1. Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты. Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.
  2. До 2-х лет все делать вместе с ребенком, проговаривая, что именно вы делаете и для чего.

    В 2-3 года поручать полить цветы, выбросить что-то, собрать.

    В 3-4 года заправить кровать, вытереть грязь по- нормальному, помыть чашку, собрать игрушки самому.

    В 4-5 лет собирать свои вещи, раскладывать их, полоскать что-то, выносить мусор.

    С 5 лет ребенок может делать многие вещи, главное — научите хорошо.Ребенок 5 лет и уборка

  3. Всегда договариваться с подросшим ребенком, за какое время он сделает то, о чем вы просите? Пусть сам решит. «Ну сейчас!», «Как- нибудь потом», «Завтра»- понятия неопределенные. Просите конкретно назвать, сколько понадобиться время? Например. За сегодняшний вечер справишься? Завтра с утра сможешь?
  4. Заранее выясняйте, что именно будет делать ваш ребенок, а если детей несколько -кто и за что будет отвечать? Так вы минимизируете скандалы, обвинения, обиды детей и свое участие в этом деле. А так же добьетесь, что уборка точно будет сделана. И приучите детей отвечать за свою часть плана.
  5. Родители платят.
  6. Посмотрите на этот пункт и подумайте, чем вы готовы заплатить или поощрить ребенка за то, что он старается поддерживать порядок и чистоту в доме. Особенно это касается момента, что ребенок делает часть взрослых дел. Например, 10-летняя девочка убирает всю 3-х комнатную квартиру сама. Если желание таким образом сказать ребенку «спасибо» вам близко, то чем вы готовы платить? Деньгами? Вниманием? Подарками? Приятными мелочами? Возможностями? Кому- то из детей будет достаточно шоколадки, кому-то нет.

    А кто-то из родителей скажет, что деньги за уборку делают из ребенка не участника общего дела, а работника в семье. Какое понимание ближе вам?

  7. Команда. Родители должны показать ребенку собственный пример, как надо поддерживать чистоту, как лучше и быстрее убрать комнату. Ребенок как бы становится частью команды. Разговаривать с ребенком на темы: куда мы идем и к чему стремимся, убирая свое пространство.
  8. Очень важно в семье, как распределены обязанности между родителями. Потому что если мама дома делает много, а папа- мало, ребенок всегда возьмет себе меньшую позицию. Будет делать, как папа. И если его чрезмерно (по его мнению) напрягать, он будет сопротивляться и не понимать, почему он должен делать так много, если папа не делает почти ничего. На ребенка будет давить внутренне чувство несправедливости и он будет спорить с вами.
  9. Напоминать! Эта работа, которую предстоит делать каждый раз. Есть дети, которым нужно напомнить 10 раз. А есть дети, которым нужно сказать 1000 раз. И никто не знает заранее, сколько придется потратить слов и времени. Даже если ребенок внутри себя уже знает, что ему нужно убрать, напоминать иногда нужно.
  10. Не ругайте ребенка за беспорядок. Вместо этого описывайте то, что видите.
  11. «Я вижу- валяется твоя обувь посреди коридора»,

    «Я вижу после рисования стол весь в грязи»,

    «Твои игрушки лежат на полу».

    Есть такой феномен у наших детей, как внутренний слух, который никогда их не подводит. Когда мы просто описываем то, что видим, ребенок в этом способен уловить правильный посыл. Но помните- на это способны дети после 5 лет. В этом возрасте у них уже есть способность понимать контекст в вашей речи.

  12. Еще один способ. Не критикуйте за беспорядок, а выражайте пожелания. Вместо: «Что за бардак ты тут устроил? Что за грязь развел?» скажите «Я хотела бы видеть здесь порядок. Я хочу посмотреть на сияющую чистоту».
  13. Говорите ребенку, что убирать место, где ты живешь — это необходимость. И это та цена, которую он платит, чтобы быть причастным к обществу нормальных людей.

Читайте также:  Сколько норма манту у ребенка 5 лет

Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

Источник

Попалась мне на глаза в книжном магазине небольшая брошюрка с названием «Магическая уборка для детей». Ух ты! А ведь это как раз то, что нужно!

Автор книги — японская писательница Нагиса Тацуми, некогда вдохновившая свою соотечественницу Мари Кондо на мировой бестселлер «Магическая уборка». Напомним: для наведения порядка по этой методике нужно перешерстить все свое имущество, раздумывая над каждой вещью, приносит ли она радость. И если сердце восторженно не екает, отправлять предмет за предметом на помойку.

Метле все возрасты покорны

Другое дело — дети. Им нужно все! Даже обрывки рисунков и сломанные машинки. Кто-то запустил меткое слово, характеризующее состояние комнаты мальчика-подростка: «сынарник». Впрочем, некоторые девочки ненамного лучше.

Автор книги делит всех детей на три возрастные группы:

— до 3 лет — ребенок помогает родителям в уборке;

— с 3 до 6 лет — родители помогают ребенку с уборкой;

— с 6 до 10 лет — почти все ребенок делает сам, а родители время от времени контролируют состояние комнаты.

Эх, надо было с младых ногтей приучать сына к домохозяйствованию! Но все-таки мое время пока еще окончательно не упущено. Так что, засучив рукава и вооружившись новой технологией, я решительно отправилась в детскую к 8-летнему Арсению.

«Не уберешь — выброшу»

— Сынок, после завтрака нужно привести здесь все в порядок, чтобы мы дальше могли заниматься интересными и важными делами.

Заморская писательница рекомендует сразу обозначать время уборки, чтобы ребенок понимал, почему ее нужно сделать и именно в срок.

— Что делать-то нужно? — сыну совсем не хочется отвлекаться от мультиков.

Энтузиазма в голосе — ноль. Это естественно: прибираться мало кто любит. Особенно если наведение порядка не вошло в привычку.

— Для начала — убрать раскиданные по полу игрушки. Потом будем пылесосить. И просто поднять валяющуюся вещь на стол или кровать не считается! Раскладывай сразу по местам, чтобы потом было проще найти.

Арсения перспектива уборки не радовала. Фото: Оксана КАЛЬНИНА

Вообще-то Нагиса Тацуми рекомендует установить правила домашнего порядка и строго следовать им. Например: «В нашем доме все игрушки из гостиной вечером уносятся в детскую». Или, «поиграв одной игрушкой, сначала уберите ее, потом доставайте следующую». Или «валяющиеся после отбоя игрушки собирают родители. И выкидывают». Правда, предупреждает писательница, установив такое правило, нужно быть готовыми действительно выбросить вещь. Госпожа Тацуми сама признается, что для нее это слишком.

Не готовы выбрасывать? Придется повторять просьбы по сто раз.

Повторять вообще придется часто. Об этом и автор «Магической уборки для детей» предупреждает. Сразу дать в руки веник и ждать идеального порядка не стоит.

У нас магия рождалась в муках:

— Пропылесось еще вон в той стороне. И под пианино пыль. Давай отодвинем диван, там тоже нужно прибраться.

Крохотную комнату сын пылесосил минут 10. Я ждала. Не делала замечаний — он честно старался.

А ведь до этого он еще минут 15 собирал разбросанное и раскладывал по местам! И причем это еще немного — просто изначально мы продумывали комнату, чтобы в ней было легко наводить порядок. Крупные игрушки сгребаются в большой подкроватный ящик. В другой такой же — лото, домино, мозаики, пазлы и т. п. Мелкие игрушки типа фигурок из шоколадных яиц в прозрачном контейнере стоят в комоде. Карандаши, краски, фломастеры и бумага для рисования — в отдельном ящике, где дополнительно рассортированы по отделениям специального лотка…

Чистота — залог счастья

Только детской автор не ограничивается. Ребенок должен вносить посильный вклад в поддержание порядка на кухне, в гостиной, прихожей, ванной…

Читайте также:  Кружки и секции для ребенка 5 лет калининград

Честно говоря, за время эксперимента мне не раз хотелось наплевать и убраться самой. Но я, как мантру, твердила слова Нагисы: приучая ребенка наводить порядок, вы делаете ему прививку будущей счастливой и успешной жизни. Учась делать уборку, подросток привыкает, что существуют правила, которые нужно выполнять; что думать нужно не только о себе, а о своих близких тоже — и таким образом закладываются основы успешных навыков коммуникации. Это и делает людей счастливыми. А ради счастья сына разве сложно сто тысяч первый раз повторить: «Когда придешь из школы, повесь школьную форму на вешалку»?

Подарки, знайте свое место

Чтобы игрушек и одежды не стало слишком много, Нагиса Тацуми предлагает договориться с ребенком о правиле: каждой новой вещи (купленной или подаренной) мы находим ее место в комнате. А взамен комнату покидает одна старая вещь — ее человек старше 3 лет уже может определить сам. Как бы вам ни было жалко потраченных на нее денег!

Неудачные презенты, поблагодарив дарителя, нужно… выкидывать. Чтобы ради них не приходилось расставаться со старыми, но любимыми вещами.

В отдельную строку писательница выделяет подарки от бабушек. И советует попытаться договориться со старшим поколением — какие подарки допустимы и когда. Но, говорит, вероятно, переговоры провалятся. И вас будут заваливать дорогими вещами или барахлом. На конфликт идти не стоит, считает японка. Просто объясните ребенку, что да, бабушка вот так видит любовь. И раз она ему так много дарит, на этой неделе (в этом месяце) родители ничего покупать не будут.

Самые неудачные подарки лучше даже не открывать, а тихонько задвинуть куда-нибудь. А спустя время продать.

ВАЖНО!

Три кита порядка

Чтобы научиться поддерживать порядок, достаточно привыкнуть:

— Сразу класть на место то, чем пользовался.

— То, что брал с собой (на прогулку, в школу, на секцию, в путешествие), возвращать на прежнее место.

— Убирать в определенное место или же безжалостно выбрасывать новые вещи, которые попадают в дом.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ

Кукла, марш в свой угол!

Писательница рекомендует устраивать детскую по принципу уголков: уголок чтения — туда поместить книжки, уголок игрушек — там куклы, плюшевые медведи, машинки и кубики, уголок учебы — это письменный стол и полки или тумбочка с канцтоварами и учебными пособиями, уголок творчества — здесь краски, кисти, пластилин и т. п. Тогда ребенок будет знать, куда именно ему нести книжки, а куда раскраски, и не бросит их на полпути.

Ребенок должен знать, что и куда класть. В возрасте до 6 лет ему можно подсказывать, наклеивая картинки на ящики или секции шкафов: носки — на ящик с носками, карандаши — на ящик с канцелярией.

Если вы начинаете приобщать ребенка к порядку, едва он научился читать, хорошим способом для закрепления привычки может оказаться чек-лист уборки наподобие тех, кто использует клининговые конторы. Напишите красивый список, что нужно сделать, чтобы прибраться: собрать игрушки, развесить одежду в шкафу и т. п. Пусть ребенок ставит галочки напротив выполненного действия. В игре закрепляется навык.

Складывать или развешивать одежду в шкафу, решайте сами. Аккуратные японские конвертики, конечно, радость хозяйки. Но мало кто из детей за пределами Страны восходящего солнца обладает нужной усидчивостью, чтобы сложить футболки «по Мари Кондо» или грамотно скрутить рулетиком. Возможно, вашему ребенку окажется проще отправить блузку или джемпер на плечики.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

50 лайфхаков, чтобы уборка превратилась в удовольствие

Некоторых из них вы наверняка еще не знаете

Что может быть проще уборки? Слава богу, не высшая математика. Но современной хранительнице очага нужно не просто чтобы дома было чисто. А чтобы было чисто в кратчайшие сроки. Для облегчения и ускорения процесса сметливые женщины придумали массу лайфхаков. А мы собрали эти немудрящие рецепты в кучу. Наверняка из полусотни советов даже для самой умудренной опытом хозяйки что-то будет в новинку (подробности).

«Магическая уборка»: как быстро и легко навести порядок в доме

Корреспондент «КП» на себе испытала новую популярную методику, освобождающую домохозяек от повседневной рутины

В искусстве ведения домашнего хозяйства я бог 80-го уровня. Ну, если честно, по большей части — теоретик. Все знаю, все умею. Но… сутки слишком коротки, чтобы применить все имеющиеся знания. Долгие годы моим спасением была система домашнего хозяйства «Флай-леди» — «Летающие домохозяйки», основанная американкой Марлой Силли. Четкие рекомендации, как не тратить на бесконечную и засасывающую домашнюю рутину все свободное время. Но все равно — опытные хозяйки посчитали, что при строгом следовании принципам флай на домашние хлопоты уходит около 20 часов в неделю. А где их взять? (подробности)

Источник