Ребенок 5 лет берет чужие игрушки

Ребенок 5 лет берет чужие игрушки thumbnail

Обнаружив в игрушках своего ребенка не принадлежащую ему вещь, не торопитесь браться за ремень.

Едва придя с улицы, Аня вынула из кармана куртки куколку в ярком платье, и, вступив с ней в разговор, двинулась в детскую. Ни мать, ни отец этой красавицы ей не покупали. «Чья это кукла?» — «Моя!» — не отвлекаясь от игры, ответила дочка.

Почему нельзя?

Даже самых спокойных родителей потрясает, когда вдруг обнаруживается, что их малыш что-то взял без спросу в гостях или унес из садика. За этим сразу следует скандал, слезы, праведный гнев, мрачные размышления о будущем ребенка. Подумать тут и вправду есть о чем, но без излишнего трагизма.

Я уже говорила, что маленькие дети в игре могут обмениваться игрушками друг с другом так, словно это общие игрушки и в то же время принадлежат каждому из них. Ребенок ведь не сомневается, что если вещь находится перед его глазами и до нее можно дотянуться, тем более еще и поиграть, то она — его. Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у маленького человека, как правило, после трех лет. А до тех пор детское воровство по сути и не воровство вовсе.

Ну, скажите, вор ли четырехлетний мальчик, который в искреннем дружеском порыве отдал своему товарищу самый красивый диск из вашей, папа, аудиоколлекции? А малыш, спокойно положивший в свой карман оброненного соседом по песочнице пластмассового солдатика? Он всего-то хочет иметь то, что принадлежит другому и искренне не понимает, почему решать эту проблему так нельзя и почему его ругают за это.

Ребенок пока просто незнаком с общепринятыми правилами и нормами поведения, родители, к сожалению, не нашли пока что времени ему сказать, что взять не свое — означает украсть, что очень плохо. Если объяснить все это вовремя, в самый первый замеченный вами раз, то велика вероятность того, что с этого раза он начнет хотя бы спрашивать, можно ли ему взять понравившуюся игрушку. Так вам, возможно, удастся покончить с проблемой в ее зародыше.

Внимание любой ценой

Но, случается, ребенок (как правило, это уже ребенок, вышедший из младенческого возраста), кладя себе в карман без спроса чужую вещь, осознает, что он делает что-то плохое. Главное, что нужно предпринять родителям, это постараться понять причины происшедшего и действовать в соответствии с понятым. Ведь психология детского «воровства» проста: таким образом ребенок компенсирует себе недостаток чего-то. А вот чего именно, и предстоит выяснить родителям.

Главным побудительным моментом взять чужое является, конечно же, сильнейшее, непобедимое желание иметь понравившуюся вещь, порой вопреки голосу совести. Ребенок может понимать, что поступает плохо, но сила искушения велика, и он не может устоять. Он осознает, что наносит вред другому, но находит самые разные оправдания своему поступку — «у Сережки и так много всего», «мне завтра купят, и я ему верну», «да они и не заметят ничего», и т.д.

Вы и вправду, случается, не замечаете, как из вашего кошелька пропадают монеты разного достоинства, со стеллажа — отдельные книжки, а с полки — диски. У вас масса дел, вы приносите домой деньги, вам не до мелочей. А замечаете ли вы при этом в принципе, как растет ваш ребенок, способны ли сами увидеть, что из купленного еще в прошлом году свитерка руки торчат чуть ли не по локоть? Замечаете ли, как он завистливым взглядом провожает сверстников с мороженым в руках?

Но стоит вам заметить пропажу, вы превращаетесь в беспощадный карающий меч. Так этого ребенок и добивался! Ведь ему просто не хватает вас, вашего внимания, вашего реального участия в его жизни. Да, усердно работая, вы печетесь и о нем тоже, но это происходит далеко от него, он этого не видит. И чем сильнее будет ваш гнев, тем чаще ему будет хотеться хоть такого, зримого, вашего внимания. Имущественная выгода его поступка интересует ребенка, может быть, меньше всего. И взятые у вас деньги, купленные на них сладости для него просто символ замещения родительской любви.

И еще. Если у ребенка не все благополучно дома, он будет искать утешения вне его, среди сверстников. А чтобы завоевать их уважение, будет готов на многое, в том числе — брать у вас без спросу деньги с тем, чтобы «подкупать» ровесников, которые согласны общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. А вы были в курсе, что он одинок во дворе и в школе, что он не умеет общаться, не умеет дружить? И кто его этому должен был научить?

Вы вместе!

И вот вы вне себя, вы в панике — ребенок взял чужое!

Прежде чем начать разбираться, вспомните, пожалуйста, что перед вами не вор-рецидивист, а ваш сын или дочь. Значит, вам нужно быть предельно осторожными в словах, в чем бы вы его ни подозревали! Психологи считают, что родители должны всегда исходить из железного правила — никогда не обвинять ребенка в воровстве, даже если, кроме него, «украсть» было больше некому. Исключение, как пишет психолог Марина Кравцова, составляют случаи, когда вы застали его на месте преступления, но и в этом случае надо выбирать выражения, ведь иногда даже одного излишне жесткого разговора на эту тему достаточно, чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь.

Но и в этом случае не стоит раздувать случившееся до масштабов катастрофы, равно как и делать вид, что ничего не произошло.

Да, вы расстроены, рассержены, но все-таки старайтесь держаться спокойно. Обвинения, а тем более рукоприкладство никогда не решат проблему (равно, как и вопрос: «Почему ты это сделал?», не получит внятного ответа), а ребенок будет и дальше заниматься своим делом, а вас обманывать, чтобы избегать наказания. После должной оценки происшедшего поговорите с ним спокойно и доверительно.

Маленький человек редко задумывается о последствиях воровства. Постарайтесь поставить его на место жертвы, пусть вспомнит, как ему было обидно, когда без спросу брали его вещи. Ребенка постарше можно спросить: «Представь, ты обнаружил, что из твоего кошелька украли деньги. Что бы ты сказал этому человеку?» Со школьниками одного разговора о честности, боюсь, будет уже недостаточно. Скажите им о таких последствиях их поступка, как потеря друзей, дурная репутация и возможные в будущем приводы в полицию.

Читайте также:  Жаропонижающие средства для ребенка 5 лет

Что касается возврата «украденного», то некоторые психологи советуют родителям настаивать на том, чтобы ребенок делал это сам и открыто: извинения, разбирательства с возможным участием родителей потерпевшего, -все эти неприятные процедуры ему запомнятся и предупредят повторение происшедшего. Я за менее шоковую терапию: стоит попробовать незаметно (оказавшись в тех же гостях) положить вещь на место или пойти возвращать ее вместе с ребенком и помочь ему в объяснениях: родители «вора», я считаю, должны делить с ним ответственность за случившееся. Ребенок оценит это, уверяю вас!

И вообще поменьше теории, поменьше нравоучений. Случилось ЧП, разбирайтесь в нем, вы — родитель и должны быть со своим ребенком вместе, и душой, и мыслями! Причем не только в моменты катарсисов, а постоянно, катарсисы предупреждая. Ребенка, не получающего в семье навыка доверительного, любящего общения, вряд ли ждет благополучная судьба.

Кстати

Любовь против воровства

Тенденция к воровству у детей НЕ ИЗЛЕЧИВАЕТСЯ с помощью наказания. Это верно, что общество учит уважать законы, прибегая к суровым мерам. Но также верно, что ни одна из них не применима к ребенку дошкольного возраста: согласно закону он еще не способен отвечать за свои поступки. И родители поступят правильно, если займут такую же позицию. И будут считать проявления воровства у ребенка поступком БЕЗОТВЕТСТВЕННЫМ. Воровство «излечивается» не только внушением и оценкой поведения малыша. Важно еще так повести разговор, чтобы он захотел вас понять и согласиться с вашим мнением.

Только в том случае, когда ребенок почувствует, что родители любят его и он по-настоящему любит их, только тогда он хочет быть таким, как они, и подражать им. Никакие призывы к ограничению желаний не воздействуют на него. Вот почему так важно, чтобы он был хорошего мнения о родителях.

Возвратим владельцу то, что ребенок унес, постараемся выяснить, чего ребенку недостает дома, сделаем все возможное, чтобы дать ему то, чего ему не хватает. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности.

Э.Фромм, «Азбука для родителей»

Источник

Фотобанк Лори

Почему дети воруют

Причин, которые толкают ребенка к воровству, немало. Попробуем структурировать их и обозначим самые основные посылы.

1. Воровство, как побочный эффект дефицита внимания. Ребенку часто бывает одиноко, ему не хватает общения с мамой. Он крадет, потому что после данного инцидента получает максимум внимания. Все члены семьи бросают свои занятия и начинают совместные поиски пропажи. Режиссер всего этого спектакля – ребенок, который отчаянно нуждается в общении.

2. Воровство, как подражание авторитетным родителям. Мама и папа не могут совершать неправильных поступков, уверены малыши. Их действия всегда правильные и рассудительные. Поэтому, если ребенок часто видит, как родители приносят в дом «плохо лежавшую вещь», скорее всего, он решит, что в краже чужих вещей нет ничего предосудительного.

3. Воровство, как способ  удовлетворения своих потребностей. Это наиболее тяжелая форма детского воровства, свойственная маленьким избалованным эгоистам, часто единственным детям в семье. Зависть к игрушкам  товарища, которых у ребенка нет, рано или поздно толкнет его на путь воровства.

4. Воровство, как развлечение. Такая форма характерна для подростков, которым во что бы то ни стало хочется продемонстрировать свою крутость ровесникам. Но иногда крадут для удовольствия и 3-4-летние малыши.

Сыну 3,5 года. Месяца 3 ворует в детском саду игрушки и носит домой. Причем лазает по шкафчикам! Когда спрашиваю, зачем он это делает, говорит: «Надо!» Пробовали не обращать внимания, просто приносили обратно игрушки и подкладывали тихонько на «стол находок». Потом ругать начали. Не помогает! Боимся, что в будущем это может во что-то серьезное перейти! Вроде все понимает! Соглашается, что плохо, но все равно продолжает воровать.

Дети 3-4 лет живут в мире фантазий и, порой, не отделяют реальность от вымысла. Они частенько приносят чужие игрушки с игровой площадки или из детского сада и, в буквальном смысле, как спланированное воровство этот поступок квалифицировать нельзя. Дети до 4 лет не различают вещь на «мою» и «чужую». Понравившаяся игрушка бессознательно оказывается в руках ребенка. И он уносит ее домой, не думая о том, что у игрушки есть законный хозяин.

Дети 5-6 лет уже отдают отчет, что вещь принадлежит другому человеку. Однако сдерживать естественный порыв обладать понравившимся предметом у них не всегда получается.

Родители, как правило, сквозь пальцы смотрят на то, что малыш присвоил дешевую игрушку и в панике возвращают  дорогую. Хотя, на самом деле, сам факт, что ребенок спокойно берет чужие вещи без спроса – знак тревожный и реагировать на него нужно независимо ни от чего.

В 5 лет детям свойственен эгоизм. Часто их даже не интересует, кому принадлежит вещь, приглянувшаяся им. Они просто ее берут себе и все. Задача родителей: объяснить, что у каждой игрушки есть хозяин и трогать вещь без разрешения нельзя.

Иногда украденную вещь ребенок отказывается возвращать, потому что убежден в ее бесхозности. «Я ее нашел! Она моя!», – упрямо твердит ребенок, сжимая в кулачках игрушку. Родители должны объяснить, что потерянные вещи тоже имеют хозяев. И, возможно, маленький владелец сейчас очень расстроен, плачет, так как не может найти пропажу.

Бездействие родителей в этом вопросе может сформировать изначально неправильную модель поведения в сознании ребенка. Безобидное воровство малышей 3-4 лет может перерасти в будущем в стиль жизни. Известно немало случаев, когда пойманный на воровстве 5-летний малыш говорит, что сделал это, чтобы подарить маме подарок. Поскольку родители не объяснили ему своевременно «что такое хорошо, а что такое плохо», он не осознает, что совершает дурной поступок и руководствовался благой целью – сделать маме или папе приятное.

Читайте также:  Что рисует ребенок 5 лет

«Караул, мой ребенок ворует!»

Итак, что должны предпринять родители, если дети приносят в дом чужие вещи?

Сначала разберитесь в первопричине его поступка. Может быть, родители невнимательны к потребностям ребенка и, видя «богатое имущество» сверстников, ваш ребенок чувствует себя обделенным? Или он украл вещь, которую давно и безрезультатно просил ему купить, но, получив отказ без веского аргумента, решил «добыть» игрушку единственным доступным ему способом. В любом случае, украденную вещь необходимо вернуть. 

Однажды дочь принесла в кармане кофты маленькую формочку. Зачем она ей понадобилась как знать, но я ее обнаружила только дома, когда сняли кофту. Был очень серьезный разговор (3-х летка). Осознала, признала свою вину и на утро САМА отнесла воспитателю и извинилась. Больше такого не было.

Проанализируйте поведение ребенка. Принес ли он ее открыто или тайком? Забрал ли игрушку втихаря или «договорился» с владельцем полюбовно? Бывает, что в этом возрасте ребенок отбирает игрушку у ровесника, чтобы доказать свое лидерство, силу и власть над более слабым сверстником.

Психологи советуют пожалеть малыша, пойманного на воровстве. Тогда ему станет стыдно, говорят они. Объяснять дурность этого поступка специалисты рекомендуют через призму переживаний другого участника ситуации – ребенка, который лишился игрушки. Расскажите, как тот переживает из-за «потерянной» вещи.

Затем помогите малышу исправить поступок. Но обойдитесь без публичных обсуждений на глазах у сверстников и других взрослых. Лучше  это сделать наедине с обоими участниками инцидента. В качестве извинения можно позволить ребенку предложить поделиться на время своей игрушкой. И обязательно скажите малышу, как вы им гордитесь после того, как неприятная ситуация разрешится.  

Чего точно нельзя делать родителям, даже если случаи, казалось бы, невинных краж участились? Не угрожайте и не кричите на ребенка. Такое поведение вряд ли отвернет малыша от привычки брать чужое без спросу. Однако он поймет, что от мамы и папы этот факт лучше скрыть, чтобы они не ругались. Не называйте его малолетним вором. Оскорбление личности еще ни разу не принесло положительного результата. Помните старую присказку «если ребенка называть дураком, в конечном итоге он станет им»? В случае с воровством эффект будет аналогичным.  Откажитесь от сравнения малыша с другими, более послушными детьми. Не нужно стремиться пристыдить ребенка за этот проступок.

Наконец, запомните главное педагогическое правило: «ругай – наедине, хвали – при всех». Не нужно устраивать публичную «порку» ребенку, который уносит чужие вещи. Поговорите с ним дома без свидетелей.

Эксперты обращают внимание, что воровство может быть симптомом неблагополучия внутри семьи. Поэтому, если ребенок все чаще носит чужие игрушки, не спешите рубить с плеча. Возможно, стоит заняться укреплением семейных уз, формированием традиций, налаживанием благоприятного микроклимата.

Возраст до 5 лет – время, когда воровство не вполне осознанное и все еще можно исправить. Скоро поговорим о том, как действовать родителям младших школьников, которые не могут совладать с желанием взять чужое. 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Светлана Рябишева
Если ребенок принес из сада чужие игрушки

Практически каждый ребенок хоть раз взял чужую вещь без спроса. С первыми инцидентами родители сталкиваются еще тогда, когда возраст ребенка приближается к 3-4 годам. Конечно, осознанным воровством это можно назвать достаточно условно, но во многом от тактики поведения родителей будет зависеть, перерастет ли бессознательная кража во вредную привычку.

Как правильно вести себя с ребенком?

Психологи утверждают, что самое главное — подавить в себе первые эмоции, успокоиться и разговаривать в спокойной обстановке. Нужно обязательно постараться найти причину случившегося, а для этого не строить свои догадки, а поговорить с ребенком. Не перебивать его, не осуждать, он сам расскажет о ситуации.

Затем нужно найти способ вернуть украденное — так, чтобы не оскорбить ребенка. Не притащить его за руку силой, заставив почувствовать себя вором и плохим человеком. Психологи советуют, например, рассказать малышу сказку, как кто-то взял вещь, а потом вернул на место.

Чего не следует делать?

Не называйте ребенка «воришкой», «вором», не разглагольствуйте, что не любите воров и таких «плохих детей, которые порочат семью». Нельзя навешивать «уголовных» ярлыков, предсказывая ему «плохую дорожку» в жизни и т. д.

Ни в коем случае не говорите: «Я тебя не люблю». Ребенок понимает вас буквально, и это травмирует его.

Нельзя кричать на ребенка и тем более бить его — ваш гнев может привести к повторению ситуации, вы потеряете его доверие, и он будет делать все втихую.

Не возвращайтесь к тому, что было, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз. Нельзя припоминать малышу его прошлые ошибки.

Почему дети воруют.

Причин, которые толкают ребенка к воровству, немало. Попробуем структурировать их и обозначим самые основные посылы.

1. Воровство, как побочный эффект дефицита внимания. Ребенку часто бывает одиноко, ему не хватает общения с мамой. Он крадет, потому что после данного инцидента получает максимум внимания. Все члены семьи бросают свои занятия и начинают совместные поиски пропажи. Режиссер всего этого спектакля – ребенок, который отчаянно нуждается в общении.

2. Воровство, как подражание авторитетным родителям. Мама и папа не могут совершать неправильных поступков, уверены малыши. Их действия всегда правильные и рассудительные. Поэтому, если ребенок часто видит, как родители приносят в дом «плохо лежавшую вещь», скорее всего, он решит, что в краже чужих вещей нет ничего предосудительного.

3. Воровство, как способ удовлетворения своих потребностей. Это наиболее тяжелая форма детского воровства, свойственная маленьким избалованным эгоистам, часто единственным детям в семье. Зависть к игрушкам товарища, которых у ребенка нет, рано или поздно толкнет его на путь воровства.

4. Воровство, как развлечение. Такая форма характерна для подростков, которым во что бы то ни стало хочется продемонстрировать свою крутость ровесникам. Но иногда крадут для удовольствия и 3-4-летние малыши.

Читайте также:  Новогодние рисунки ребенку 5 лет

Дети 3-4 лет живут в мире фантазий и, порой, не отделяют реальность от вымысла. Они частенько приносят чужие игрушки с игровой площадки или из детского сада и, в буквальном смысле, как спланированное воровство этот поступок квалифицировать нельзя. Дети до 4 лет не различают вещь на «мою» и «чужую». Понравившаяся игрушка бессознательно оказывается в руках ребенка. И он уносит ее домой, не думая о том, что у игрушки есть законный хозяин.

Дети 5-6 лет уже отдают отчет, что вещь принадлежит другому человеку. Однако сдерживать естественный порыв обладать понравившимся предметом у них не всегда получается.

Родители, как правило, сквозь пальцы смотрят на то, что малыш присвоил дешевую игрушку и в панике возвращают дорогую. Хотя, на самом деле, сам факт, что ребенок спокойно берет чужие вещи без спроса – знак тревожный и реагировать на него нужно независимо ни от чего.

В 5 лет детям свойственен эгоизм. Часто их даже не интересует, кому принадлежит вещь, приглянувшаяся им. Они просто ее берут себе и все.Задача родителей: объяснить, что у каждой игрушки есть хозяин и трогать вещь без разрешения нельзя.

Иногда украденную вещь ребенок отказывается возвращать, потому что убежден в ее бесхозности. «Я ее нашел! Она моя!», – упрямо твердит ребенок, сжимая в кулачках игрушку. Родители должны объяснить, что потерянные вещи тоже имеют хозяев. И, возможно, маленький владелец сейчас очень расстроен, плачет, так как не может найти пропажу.

Бездействие родителей в этом вопросе может сформировать изначально неправильную модель поведения в сознании ребенка. Безобидное воровство малышей 3-4 лет может перерасти в будущем в стиль жизни. Известно немало случаев, когда пойманный на воровстве 5-летний малыш говорит, что сделал это, чтобы подарить маме подарок. Поскольку родители не объяснили ему своевременно «что такое хорошо, а что такое плохо», он не осознает, что совершает дурной поступок и руководствовался благой целью – сделать маме или папе приятное.

Итак, что должны предпринять родители, если дети приносят в дом чужие вещи?

Если вы нашли чужую вещь у ребенка, то ни при каких обстоятельствах не разрешайте оставлять ее у себя дома. Верните игрушку вместе с ребенком, и пусть он принесет свои извинения. Объясните своему ребенку, что из детского сада игрушки не брать: поиграл – убери на место. («Каждой вещи – свое место»).

Проведите с ребенком серию бесед («Моё и чужое») о том, что у каждого человека есть личные вещи. Это носовой платок, одежда, игрушки.

И каждый человек бережет и дорожит своими вещами. Он может пользоваться только сам (носовой платок, а может поделиться и дать поиграть другому (игрушка). Но эти вещи детям покупают родители. Рассказать о том, что брать без разрешения – плохо.

Обратите внимание на чувства, которые возникают у ребенкав процессе конфликта:

— Ты попросил и тебе дали поиграть. У всех хорошее настроение.

— Ты взял без спроса. У всех плохое настроение. Это плохо.

И если тебе очень хочется иметь игрушку, попроси родителей, вежливо попроси ребенка — хозяина игрушки, дай ему свою игрушку (разобрать всевозможные ситуации).

Если все же вашему ребенку отказали, не обижаться, а найти себе друзей, которые будут с ним делиться. Или найди себе более интересное занятие. Тогда к вашему ребенку обязательно потянуться друзья и будут с ним играть вместе.

Главное больше времени уделяйте играм и общению со своим ребенком. Тогда вещи для него будут менее важны, чем отношения с людьми.

Сначала разберитесь в первопричине его поступка. Может быть, родители невнимательны к потребностям ребенка и, видя «богатое имущество» сверстников, ваш ребенок чувствует себя обделенным? Или он украл вещь, которую давно и безрезультатно просил ему купить, но, получив отказ без веского аргумента, решил «добыть» игрушку единственным доступным ему способом. В любом случае, украденную вещь необходимо вернуть.

Проанализируйте поведение ребенка. Принес ли он ее открыто или тайком? Забрал ли игрушку втихаря или «договорился» с владельцем полюбовно? Бывает, что в этом возрасте ребенок отбирает игрушку у ровесника, чтобы доказать свое лидерство, силу и власть над более слабым сверстником.

Психологи советуют пожалеть малыша, пойманного на воровстве. Тогда ему станет стыдно, говорят они. Объяснять дурность этого поступка специалисты рекомендуют через призму переживаний другого участника ситуации – ребенка, который лишился игрушки. Расскажите, как тот переживает из-за «потерянной» вещи.

Затем помогите малышу исправить поступок. Но обойдитесь без публичных обсуждений на глазах у сверстников и других взрослых. Лучше это сделать наедине с обоими участниками инцидента. В качестве извинения можно позволить ребенку предложить поделиться на время своей игрушкой. И обязательно скажите малышу, как вы им гордитесь после того, как неприятная ситуация разрешится.

Чего точно нельзя делать родителям, даже если случаи, казалось бы, невинных краж участились? Не угрожайте и не кричите на ребенка. Такое поведение вряд ли отвернет малыша от привычки брать чужое без спросу. Однако он поймет, что от мамы и папы этот факт лучше скрыть, чтобы они не ругались. Не называйте его малолетним вором. Оскорбление личности еще ни разу не принесло положительного результата. Помните старую присказку «если ребенка называть дураком, в конечном итоге он станет им»? В случае с воровством эффект будет аналогичным. Откажитесь от сравнения малыша с другими, более послушными детьми. Не нужно стремиться пристыдить ребенка за этот проступок.

Наконец,запомните главное педагогическое правило: «ругай – наедине, хвали – при всех». Не нужно устраивать публичную «порку» ребенку, который уносит чужие вещи. Поговорите с ним дома без свидетелей.

Эксперты обращают внимание, что воровство может быть симптомом неблагополучия внутри семьи. Поэтому, если ребенок все чаще носит чужие игрушки, не спешите рубить с плеча. Возможно, стоит заняться укреплением семейных уз, формированием традиций, налаживанием благоприятного микроклимата.

Источник