Ребенок 3 года зпр упражнения

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия.

        Сила звука (3-4 года)

        Сыграть громкий звук, сказать: «Это громко!». Сыграть тихий звук, сказать: «Тихо». Стукнуть об стол рукой громко и тихо. Попросите ребенка тукнуть громко и тихо, сыграть тихо и громко. Обратите внимание на движение рук. Спойте звук «А» громко и тихо.

        Пройдите по комнате громко и тихо. Сыграйте мелодию громко и тихо. Попросите под разную мелодию по-разному пройти. Попросите сменить движения, когда играет тихая музыка, и когда играет громкая музыка: тихо бежит лисичка, громко идет медведь.

        Различи настроение мелодии (4- 6 лет)

        Прослушать вместе с ребенком разные мелодии, желательно парами, контрастные. Назвать их характер. Подготовить заранее картинки, отражающие такие настроения, дать ребенку выбрать к этой музыки картинку.

Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия.

«Пирамидка» (3 – 4 года)

Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.

Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колец разных цветов.

Описание задания. Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее воспитатель поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем воспитатель просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д. 

        «Спрятались от дождика» (3 – 4 года).

Цель: развитие различения формы, классификация основных геометрических фигур.

Описание задания: Для этой игры нужно вырезать основные геометрические фигуры и три зонтика из бумаги. Положите под каждый зонтик на рисунке по одной фигуре. Попросите ребенка спрятать фигуры по зонтики. Все одинаковые фигуры спрятались под один зонтик.

«Дорисуй фигуры» (4- 5 лет)

Цель: развитие целостности восприятия.

Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур.

Описание задания. Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.

Игры и упражнения на развитие тактильного восприятия.

Узнай предмет на ощупь (4-5 лет)

        В мешочек или коробочку положить знакомые для ребенка мелкие предметы (расческу, ложку, карандаш, щетку, конфету). Завяжите глаза и попросите узнать предмет на ощупь.

        Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет (5-6 лет)

        Завяжите ребенку глаза и вкладывайте в руку разные предметы: деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные, тряпичные.

Игры и упражнения на развитие произвольного внимания

«Запрещенные движения»

Цель: формировать собранность внимания.

Инструкция: Ребята, встаньте ровненько. Все внимание на меня. Я сейчас буду делать определенные движения руками, а вы будьте внимательны и все движения повторяйте за мною. Но не забывайте об одном правиле: нельзя опускать руки вниз. А если я опускаю вниз руки, вы должны в ответ поднять свои руки вверх. Готовы? Кто ошибется, выбывает из игры.

«Прямой и обратный счет»

Цель: развивать способность к распределению внимания.

Повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).

«Нарисуй»

Цель: развивать произвольное внимание.

Инструкция: Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т.д

Игры и упражнения на развитие мнестической деятельности.

«Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных.

Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Воспитатель предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5-6 раз.

«Запомни картинки» (4- 5 лет)

Цель: развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Воспитатель показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

«У оленя дом большой» (4 – 5 лет)

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.

У оленя дом большой, 

Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.

Он глядит в свое окошко.

Руки перед лицом изображают окно.

Заяц по лесу бежит,

Производят движение руками, как при беге.

В дверь к нему стучит:

Кулачком имитируют стук в дверь.

Стук-стук.

— Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.

— Заяц, заяц, забегай!

Лапу подавай!

Вытягивают руки вперед.

Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

Игры и упражнения на развитие наглядно-действенного мышления.

        С раннего возраста детей можно обучать разбирать и собирать пирамидки. Первоначально детей обучают собирать пирамидки из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся по величине. Затем детей обучают собирать пирамидки из колец, чередуя их по форме, цвету. Более сложный вариант – это чередование разных геометрических тел одинакового, а затем разного цвета.

        Детям также предлагается собирать разные картинки с использованием образцов. Образцы могут быть полностью расчленённые, частично расчленённые и нерасчленённые. Можно предлагать детям односторонние и двусторонние разрезные картинки. Количество разрезных картинок постепенно увеличивается то 2-4 до 6-8.

        Детей обучают составлению геометрических фигур или образных изображений из геометрических фигур.

Игры и упражнения на развитие наглядно-образного мышления.

Развитию наглядно — образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, конструирование, не только по наглядному образцу, но и по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать, а также конструирование по моделям.

        Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные виды заданий с палочками или со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, с тем —  чтобы получить другое изображение, соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).

        Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5 палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек» и многие другие, развивают не только наглядно-образное, но и пространственное мышление.

Игры и упражнения на развитие словесно-логического мышления

«Составь предложение»  

Цель упражнения — развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание — составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

«Исключение лишнего».

Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.

Читайте также:  Декларации 3 ндфл за 2014 год при покупке квартиры за ребенка

Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.

Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меч кие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать и поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Источник

                                                                                I полугодие

Уткина Г.А.

Понедельник

    Экскурсия по кабинету

    (игрушки)

    1.Д/у «Поручения»

      (Павлова 2/2)

    2.Рассматривание игрушек,                         называние их              

    1.Рассматривание овощей (соотнесение к-ки с натурой: огурец, помидор)

    2.Д/у «Попробуем на вкус»

    1.Д/у «Поручения» (овощи)

       Д/у «Угостим куклу»

    2.Рассматривание овощей

     Д/у «Разложи по тарелочкам»

    Вторник

      1.Д/у «Постоим дорожку»

         (кирпичики)

      2.Д/у «Подбери одинаковые»

          (по цвету)

      1.Д/у «Длинная дорожка»

         (кирпичики)

      2.Д/у «Подбери одинаковые»

         (по размеру)

      1.Д/у «Построим башенку» (из 2х)

         (кубик на кубик)

      2.Д/у «Подбери такие же»

         (по цвету)

      1.Д/у «Построим башенку» (из 3х)

      2.Д/у «Подбери такие же»

         (по размеру)

      Среда

        1.Д/у «Найди такой же шарик» (по цвету)

        2.Д/у «Нанизывание шаров»

          (одинаковые цвета)

        1.Д/у «Найди такой же и разложи» (шары по цвету)

        2.Д/у «Подбери мисочки»   (для шариков)

        1.Д/у «Найди такой же» (красный шар) и нанизывай на шнурок

        2.Д/у «Разложи по мисочкам»  

        1.Д/у «Найди такие же» шары и    разложи (соотнесение цвета)

        2.Д/у «Собери пирамидку» (одного цвета и размера)  

        Четверг

          1.Д/у «Поручения»

            (Павлова 2/2)

          2.Д/у «Расскажи кто ты?»

          1. Звук «а»

           (Гербова № 3)

          2.Д/у «Кто позвал?» (имена детей)

          1. Звук «а»

           (Гербова № 3)

          2.Д/у «Поиграем в погремушки»

          1. Артик. гимнастика № 0

              Развитие дыхания «Вертушки»

          2. Звук «а»

          Пятница

            1. Чтение потешки «Водичка-водичка»

            2.Д/у «Кто позвал?»

            1. Д/у «Угадай кто это ?»

            2. Повторное чтение потешки «Водичка» (с имитацией движений)

            1. Чтение потешки «Ладушки»

            2. Д/и с пальчиками № 1

            1. Повторное чтение «Ладушки» (с движениями)

            2. Д/у «Что звучит?»

            Понедельник

              1.Рассматривание картинки,

              узнавание названий: киса, собачка, петушок, курочка

              2.Д/у «Кто как плачет?»     (звукоподражание)

              1. Наблюдение за кошкой (живой объект)

              2.Д/у «Серенькая кошечка»    (с движением)    

              1. Д/и «Полон двор»

              2.Д/у «Кто спрятался?»    

              1.Рассматривание игрушек и картинок. Узнав. животных (кошка,собака,петушок,курочка,

              лошадка,корова)

              2. Д/у «Чудесный мешочек»

              (домашние животные)

              Вторник

                1. «Башенка и дорожка» (кубики + кирпичики) с помощью педагога

                2. «Втыкалочки» (по подраж. цвета)

                1. «Дорожка» (кирпичики)

                2. «Башенка» (кубики)

                (по образцу)

                1. «Загородка для животных»

                (кирпичики)

                2. «Дорожка»

                1. Башенка, загородка, дорожка

                2.Д/у «Кто гуляет по дорожке?»    

                3.Застёжки: домик, зайчик

                Среда

                  1.Д/у «Нанизывание шаров по цвету»

                  2.Д/у «Разложи по местам» (кубики по цвету)    

                  1.Д/у «Собери пирамидку» (чередуя цвета)

                  2.Д/у «Вкладыши-кубы»      (по цвету)

                  1.Д/у «Собери мисочки» (по убыванию)  

                  2.Д/у «Собери пирамидку» (по убыванию)

                  1. Вкладыши «животные»

                  2. Мозаика «коврик»

                  Четверг

                    1. Звук «у»

                    2.Д/у «Паровоз»

                    3.Д/и «Кто позвал в лесу?» (ау у)

                    1. Звук «с»

                    2. Чтение потешки «Водичка-водичка»

                    3.Д/у «Кто ушёл?» (зрит. внимание)

                    1. Артик. гимнастика

                        Развитие дыхания  

                         Звук «с»

                    2.Д/у «Жмурки»

                       (по голосу)

                    1. Слуховое восприятие

                    Д/у «Что звучит?»

                           «Кто позвал?»

                    2. Зрительное внимание

                     Д/у «Кто это?»        

                    Пятница

                      1. Чтение потешки «Петушок»

                      2.Д/у «Кто позвал?» (звукоподражание)

                      1. Разучивание стихотворения «Серенькая кошечка»    

                      2.Д/у «Собери картинку» (из 2х частей) — животные

                      1. Чтение сказки «Курочка-Ряба»

                      2. Хор. игра «Вышла курочка гулять»

                      1. Чтение стихотворения

                       М. Клюковой «Гоп! Гоп!»

                      2. Подвижная игра «Лошадки»

                      Понедельник

                        1.Д/у «Кто пришёл?»

                        (животные — игрушки)

                        2. Д/у «Топ- топ» Френкель

                        (движения с речью)

                        1. Рассказ про корову и кошку

                        2. Д/у «Кто сказал му?»

                        «Кто сказал мяу?»

                        (звуки «м» и «м′»)

                        1. Рассматривание картинок

                        «Играем с кубиками»

                        2. Д/у «Большие ножки». (Речедвиг. игра)

                        1. Рассматривание ёлочки с игрушками

                        2. Хоровод «Ёлочка».

                        (Речедвиг. игра)

                        Вторник

                          1.Д/у «Загородка для животных» (кирпичики)

                          2. Д/у «Собери картинки»

                          (парные о животных)

                          1. Д/и «Чудесный мешочек»

                          (домашние животные)

                          2. Вкладыши «животные»

                          1. Работа с кубиками «Дом», «Дорожка», «Заборчик»

                          2.Д/у «Разложи по коробочкам»

                          (кубики по цвету)

                          1. «Снеговики» (большие и маленькие) (из кружев)

                          2. Д/у «Втыкалочки» (ёлочки)

                          Среда

                            1.Д/у «Разноцветные дорожки» (мозаика)

                            2. Д/у «Сделаем куклам бусы»

                            1.Д/у «Составь целое»

                            (из 2х частей – животные)

                            2.Работа с фломастерами

                             «Клубочек для киски»

                            1.Д/у «Нанизывание шаров»

                            2. Шнуровки «Сапожок»

                            3.Д/у «Составь целое»

                            (из 2х частей)

                            1.Д/у «Подбери одинаковые шары» (на ёлку)

                            2.Работа с фломастерами

                            «Шары на ёлке»

                            Четверг

                              1.Д/у «1,2,3…повтори »

                              (движения)

                              2. Д/у «Большие ноги»

                              1. Звуки «а», «у», «и», «м», «с». Звукоподражание «Кто, как кричит?» (Крисберг)

                              2. Д/у «Парные картинки»

                              (найти и назвать)

                              1. Звуки  «м», «с»..

                              Артик. гимнастика

                              2. Д/у «Угадай кто позвал?»

                               (слух. Вниман.)

                              1. Развитие дыхания «Ветерок», «Вертушка», «Уточки»

                              2. Д/у «Кто громче?»

                              Пятница

                                1. Настольный театр «Курочка-Ряба»

                                2. Д/у «Кто спрятался?»

                                 (из персонажей)

                                1. Чтение потешки «Как у нашего кота…»

                                2. Речедвиг. игра

                                «Вот так вот» Фрида

                                1. Разучивание потешки «Киска,киска,киска — брысь»

                                2. Д/у «Угадай, кто позвал?»

                                1. Повторение пе6сенок, потешек, праздничных хороводов

                                Источник

                                В этой статье мы расскажем вам о том, как развить память у ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР) и дадим полезные практические советы и упражнения. Как заинтересовать, мотивировать и обучать детей с ЗПР? Каковы принципы оптимальной и эффективной коррекционной работы? Авторы материала — когнитивные психологи и педагоги Дина Поправко и Наталья Шолохова.

                                Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?

                                Особенности  детей с задержкой психического развития (ЗПР)

                                В настоящее время продолжает сохраняться тенденция к уве­личению количества детей, испытывающих проблемы в психи­ческом развитии, которые не носят патологического характера, но вместе с тем приводят к появлению большого количества труд­ностей как в усвоении дошкольной программы воспитания и обу­чения, так и в процессе обучения в школе.

                                Читайте также:  Быструмгель ребенку 3 года

                                Причины неуспешного обучения разнообразны, к наиболее часто встречающимся относится задержка психического разви­тия (сокр. ЗПР).

                                Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте.

                                Категория детей с ЗПР полиморфна, и психологическая структура задержек в психическом развитии в дошкольном и младшем школьном возрасте сложна. У детей с ЗПР нет грубого органического поражения мозга. На первый план выступают симптомы возрастного недоразвития, несформированности тех или других психических функций, слабость произвольной регуляции поведения.

                                Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

                                Общий когнитивный тест CogniFit: узнайте, как работает ваш мозг

                                В условиях ЗПР затруднен процесс формирования высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь), страдает личностное развитие ребёнка, не в полной мере реализуются возрастные возможности.

                                Роль памяти в развитии ребенка

                                Память является одной из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых  для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности.

                                Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, при­вычек — всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

                                Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уро­вень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной  обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения. Как развить память у ребёнка?  Узнайте об играх для развития памяти. 

                                В зависимости оттого, что необходимо запомнить, различают память:

                                • зрительную (образную) — образы восприятия, мышления и воображения;
                                • слухоречевую — сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации);
                                • двигательную — запоминание собственных движений, выработка навыков;
                                • эмоциональную — память чувств.

                                По характеру участия воли в процессах запоминания, память делят на:

                                • непроизвольное запоминание – происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи, т.е. задачи на запоминание и воспроизведение материала;
                                • произвольное запоминание – процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий (наличие мнемической задачи).

                                На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Ребёнок не умеет ставить перед собой  цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Отмечается, что непроизвольно запоминается тот материал, который включён в активную деятельность. На запоминание влияет  называние объектов словом, привлекательность их для детей.

                                На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной.

                                Сначала ребёнок осознает цель припомнить, а затем  и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и  приёмы (например, приём логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте  формулируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым  понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом.

                                Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития? На развитие памяти существенное внимание оказывают все виды деятельности  ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребёнка очень наглядный, конкретный смысл. 

                                Развить память у детей помогают игры

                                Проблемы в развитии памяти у детей с ЗПР

                                Состояние памяти у детей с ЗПР, как правило, не соответствует возрастным показателям, наблюдается отставание в уровне разви­тия мышления и памяти. Более выражена связь памяти с наглядно-­действенным и наглядно-образным, чем вербально-логическим мышлением.

                                Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития.

                                Для них оказались характерными следующие особенности: в первую очередь ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания.  Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации (забывание).  В наибольшей степени страдает произвольное запоминание.

                                Проведённые исследования показывают, что  уровень сформированности  непроизвольной, а особенно произвольной памяти  у  старших  дошкольников с задержкой психического развития снижен по сравнению с нормально  развивающимися сверстниками.

                                Для детей с ЗПР также харак­терны, с одной стороны, незрелость эмоционально-волевой сферы, с другой стороны, снижение умственной работоспособ­ности, сокращение времени, в ходе которого возможна продук­тивная деятельность.

                                Коррекционную помощь этим детям целе­сообразно строить, учитывая эти особенности, постоянно поддерживать их энергетический уровень, а также пользоваться более эмоционально насыщенными играми и мето­диками. Варьирование сложности заданий позволяет создать ситуацию успешности для ребёнка, что, в свою очередь, обеспечи­вает мотивационную составляющую коррекционного процесса.

                                Коррекционная работа с детьми с ЗПР

                                Большинство детей с задержкой психического развития (ЗПР) впоследствии обучаются по массовой школь­ной программе. Имеющаяся в последние годы тенденция к усложнению и интенсификации школьных про­грамм, особенно в начальном звене, ставит детей с проблемами в развитии в ещё более неравные «стартовые условия» по сравне­нию с детьми с нормальным развитием.

                                Распространённость случаев задержки психического развития (ЗПР) приводит к необходимости использования в арсенале психологов и педагогов специальных методик, позволяющих уточнить индивидуально-психологические особенности ребёнка, а также выявить возможные психологиче­ские и нейрофизиологические причины, определяющие неуспешность ребенка в учебной деятельности.

                                Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?Коррекционная работа при отставании в развитии разных видов памяти должна проводиться с учётом:

                                • реального уровня психического развития ребенка в целом;
                                • возрастных закономерностей развития памяти;
                                • индивидуальной специфики отставания в уровне развития памяти, выявляемой по результатам нейропсихологического обследования.

                                Педагогу, работающему  с детьми с задержкой психического развития, необходимо помнить, что причинами низкой продуктивности всех видов запоминания у данной категории детей является:

                                • Слабость их мыслительной деятельности.
                                • Пониженная познавательная активность.
                                • Незрелость эмоционально-волевой сферы.
                                • Недостаточность произвольной саморегуляции.

                                Для преодоления трудностей со  стороны произвольной регуляции педагогу рекомендуется использовать следующие приёмы:

                                • Организовывать деятельность ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания.
                                • Запоминания инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.
                                • Включение ребёнка  в действие, сочетание инструкции с показом.
                                • Включение ребёнка в совместные со взрослым действия.
                                • Повтор инструкции взрослым на каждом этапе деятельности ребёнка.

                                При правильном подходе к обучению дети с задержкой психического развития (ЗПР) способны к усвоению некоторых мнемотехнических приёмов, овладению логическими приёмами запоминания.

                                Читайте также:  Повышенное содержание эритроцитов в моче у ребенка 3 года

                                Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

                                Персональная тренировка мозга от CogniFit: улучшите память, внимание и другие способности вашего мозга

                                Принципы подбора коррекционных процедур

                                При подборе коррекционных процедур для детей с ЗПР целесообразно учитывать следующие принципы:

                                1. Использовать игры и методики, способствующие активиза­ции продуктивной умственной деятельности.

                                2. Поддерживать интерес и активность мотивационного компо­нента за счет:

                                • эмоциональной насыщенности игр;
                                • вариативности в формах организации (игры в парах, в под­группах, индивидуальные игры, игры в кругу, игры с измене­ниями позы тела и др.);
                                • изменения ролевой позиции в процессе игры (ребёнок — участник, ребёнок — ведущий; ребёнок — ученик, ребёнок — учитель, игры с элементами драматизации и т.д.), спо­собствующей преодолению эгоцентрических установок как в мыслительных операциях, так и в социальной сфере.

                                3. Обеспечивать оптимизацию протекания интеллектуальных и регуляторных функций, подбирая методики и игры с учетом их:

                                • доступности (ориентированности на актуальный уровень психического развития конкретного ребенка);
                                • полимодальности (использования при их выполнении всех ана­лизаторных систем: слухоречевой, зрительной, двигательной).

                                Наиболее важные направления коррекционной работы:

                                • Большое значение в формировании всех видов памяти у детей, отстающих в развитии, имеет вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результат.
                                • Важное направление в данной работе – формирование положительного эмоционального отношения к решению  поставленной задачи.
                                • При организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особенность и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков.
                                • Наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
                                • Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.
                                • Запоминание у детей значительно возрастает, если оно связано с активной умственной работой над определённым материалом.
                                • Материал, который вызывает эмоции, запоминается  ребенком в 2 раза больше, при этом быстрее, прочнее и охотнее.
                                •  Успешнее всего запоминается  информация, которая обсуждалась  в начале занятия и в конце («эффект края»). 
                                •  Необходимо акцентировать внимание ребёнка на наиболее важном. Например, дать установку на запоминание: «Это надо запомнить!» Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.
                                • Эффективность запоминания зависит от функционального состояния  ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня.

                                В коррекционной работе важно заинтересовать и мотивировать ребёнка

                                Коррекционные игры и упражнения

                                Как развить память у ребёнка? Ниже представлены игры и упражнения, которые можно применять в ходе коррекционной работы. Рассмотрим некоторые из них в зависимости от того, какой вид памяти нуждается в коррекции.

                                Игры и упражнения для коррекции слухоречевой памяти:

                                Игра «Магнитофон».

                                Цель: активизация запоминания и воспроизведения в опреде­лённом порядке звуковых рядов, слогов, слов.

                                Ведущий, находясь за экраном, предлагает слушать и «записы­вать на магнитофон», т.е. запоминать.

                                Например: ряд звуков — А-У-И-Э-О-И; И-А-И-У-Э-0 и др.;

                                ряд слогов — ПА-ТО-НЫ-МУ-КЭ; ПА-ТО-НЫ-МУ-КА; ПТА-ПТО- ПТУ-ПТЫ и др.;

                                ряд слов — сад-сок-суп-сын-сон; шапка, шайба, штанга, шуруп, шаги.

                                Во втором варианте ведущим назначается ребёнок, а взрослый становится вместе с остальными «учеником», который может «ошибаться».

                                Игра «Телеграф».

                                Цель: активизация фонематического слуха, эффективности, контроля в слухоречевой памяти.

                                Педагог предлагает «экскурсию на телеграф». Сначала игра проводится с помощью предметных картинок-подсказок, затем без них. Взрослый говорит: «Вам надо отгадать, какое слово пере­дает телеграфист. Я его не назову, а «передам по телеграфу», простучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если дети затрудняются, им не помогают и картинки, то педагог сам произносит первый слог. Когда игра знакома, ведущим-телеграфистом может быть ребенок.

                                Например: даны картинки: кот, ваза, карандаш, коза, дуб, монета. Дети выбирают карандаш, монета.

                                Упражнение «Кто больше назовёт слов с заданным звуком».

                                Цель: активизация фонематического восприятия, а также диф- ференцировка порядка расстановки заданного звука в разных частях слова (звук может задаваться в разных частях слова).

                                Например: сок — маска — нос — насос и т.д.

                                Игры и упражнения для коррекции зрительной памяти:

                                Игра «Фигуры».

                                Цель: расширение объема запоминания зрительной информа­ции, анализ пространственной организации стимулов.

                                Ведущий предлагает рассмотреть, запомнить и построить самим изображение фигуры из палочек. Время фиксации фигуры — 3 секунды. Количество палочек постепенно увеличивается, фигуры услож­няются. При затруднениях можно снизить количество элементов, увеличить время фиксации фигуры, применить вербальный ана­лиз фигуры.

                                Другой вариант этой игры «Сложи узор».

                                Предлагается рассмотреть и запомнить готовый узор (можно использовать геометрические фигуры, кубики), подсчитать в нём количество кубиков, количество деталей одного цвета, двуцвет­ных, назвать их расположение, как в первом варианте. Другая стратегия запоминания: на что похоже изображение? Количество элементов узора увеличивается от 4 до 9.

                                Игра «День рождения».

                                Цель: активизация ассоциативной, опосредованной памяти, прочности запоминания.

                                Педагог или родитель предлагает сюжет — день рождения какого-либо героя или ребенка. На демонстрационной доске размещают гостей и их подарки. Дети рассматривают и запоминают, кто какие подарки принёс. Гости «танцуют», «играют», подарки «перепутываются», некоторые гости «уходят». По сигналу ведущего дети «восстанав­ливают» героев и подарки на прежнее место. Количество гостей и подарков увеличивается до 5-7.

                                Игры и упражнения для памяти

                                Игры и упражнения для коррекции двигательной памяти:

                                Игра «Рисование линий без зрительной опоры».

                                Цель: активизация двигательной памяти при запоминании и рисовании линий различной конфигурации без зрительного контроля, оптимизация межполушарного взаимодействия.

                                Ребёнку предлагают обводить по бледному контуру различные линии: прямая линия, волна, зигзаг, забор, пунктир и другие (5-7 линий), затем с завязанными глазами нарисовать их самостоятельно, без контура, стараясь сохранить заданную последовательность.

                                Игра «Вспоминаем знакомые движения».

                                Цель: активизация долговременной двигательной памяти.

                                Ребенку предлагают выполнять символические движения: «подуть на свечу», «помыть руки,  лицо, уши», «пускать мыльные пузыри», «играть на дудочке», «погладить кошку», «вытереть пыль», «слепить снежок» и т.п. Все действия выполнять как правой, так и левой рукой.

                                На следующем этапе можно проводить как «игру-загадку» в подгруппе: один ребёнок выполняет задуманное им самим движение, а остальные угадывают, что он делает. Первый угадавший загадывает свою «загадку».

                                Немаловажно при коррекционной работе создать «ситуацию успеха» для ребенка, т.е. учитывать возраст, актуальный уровень развития, условия проведения занятий, а также умение специалиста в каждом конкретном случае подбирать задания, адекватные возможностям ребёнка.

                                Практически любая методика может быть «упрощена» или «усложнена», если ребёнок не справляется, либо наоборот, легко справляется с предложенным вариантом. Понижать либо повышать степень сложности задания нужно до «уровня успешности» конкретного ребенка.

                                Необходимо обратить внимание, что большинство игр и упражнений на коррекцию разных видов памяти можно использовать также и в домашних условиях.

                                Список использованной литературы:

                                • Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. — Волгоград: Перемена, 1993 — 60 с.
                                • Бадалян Л., Миронов А. Память и нерв?