Ребенок 3 года спит с игрушкой
Учёные подчёркивают, что для нормального развития детей необходим здоровый продолжительный сон. По тому как ребёнок спит, можно узнать его характер. Часто с определённого возраста дети начинают брать с собой в кровать игрушки, что психологи объясняют вполне объективными причинами.
Почему и с какого возраста дети начинают спать с игрушками
В большинстве случаев дети начинают спать с игрушками в возрасте двух лет. В этом возрасте малыши, как правило, уже спят отдельно от мамы. Мама больше времени уделяет домашним делам, а ребёнок понемногу учится самостоятельно существовать в окружающем мире.
Ночь и сон таят в себе для маленького человека много неизведанного. Любимая игрушка во время засыпания и сна выполняет несколько функций:
- помогает ему в отсутствие мамы чувствовать себя более уверенно и спокойно;
- служит утешением в случае возникновения мимолётных страхов;
- при кратковременных пробуждениях успокаивает тем, что окружающая обстановка не изменилась;
- является своеобразным ритуалом отхода ко сну.
Психологи считают игрушку для сна своеобразным переходным объектом от полной материнской заботы к относительной самостоятельности. С 2–3 лет дети уже способны одушевлять игрушки, с которыми можно разговаривать, дружить и ссориться. Среди игрушек обычно находится любимец, который становится близким другом. Присутствие этого друга рядом служит признаком того, что в мире малыша всё в порядке, и бояться ему нечего.
Наделяя куклу качествами живого человека, характером, ребёнок создаёт себе идеального партнёра, в котором он видит отражение своего эмоционального мира. Образные игрушки в целом способствуют проекции личности вовне, позволяют ребёнку прожить тот или иной отрезок жизни вновь, уже в партнёрстве с игрушкой, перенеся на неё свои радости и огорчения.
Хорошо или плохо, когда дети спят с игрушками
В основном психологи нормально относятся к тому, что ребёнок спит с игрушкой. Доктор психологии, руководитель профильной детской клиники в Австралии Сара Бланден и практикующий перинатальный психолог Энджи Уиллкокс объясняют, что любимые игрушки в данном случае развивают у малыша навыки успокоения. Даже младшим школьникам игрушечный любимец может помочь заснуть при перевозбуждении и переутомлении после сильных нагрузок в школе, активного общения со сверстниками, интенсивных занятий спортом.
Однако, нередки случаи, когда ребёнок засыпает с игрушкой от недостатка родительского тепла и внимания. Родителям следует обратить пристальное внимание на свои взаимоотношения с малышом в следующих случаях:
- ребёнок слишком часто разговаривает с игрушкой;
- ребёнок плачет или впадает в истерику при отсутствии игрушечного любимца;
- ребёнок прячется вместе с игрушкой от взрослых, предпочитает проводить время только с ней, а не со сверстниками и родителями.
Эти признаки могут сигнализировать о нарушениях в развитии психики. На начальных этапах это устраняется увеличением количества времени, которое уделяется малышу, спокойными играми перед сном, чтением сказок на ночь, пением колыбельных.
Детский психиатр Ольга Гуленко рекомендует обратить внимание на ребёнка, если он с удовольствием засыпает со странными предметами:
- инструментами;
- кухонными принадлежностями;
- ключами.
По мнению доктора, проявление сильной привязанности к этим вещам может оказаться одним из симптомов аутизма.
Стоит ли приучать ребёнка спать с игрушкой
Западные специалисты рекомендуют специально класть малышу в кроватку одну и ту же игрушку, чтобы он к ней привязался и ощущал себя более уверенно, если она рядом. Французский психолог Анна Бакюс в своих книгах пишет, что не следует оставлять в кровати ребёнка слишком много игрушек, тем более плюшевых. Большие плюшевые игрушки занимают много места, могут нарушать дыхание маленьких детей возрастом до одного года, быть причиной аллергических реакций. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, что пылевые клещи являются одной из самых распространённых причин аллергии и бронхиальной астмы.
Приучать детей спать с игрушкой можно начинать с четырёхмесячного возраста. Такой игрушкой может быть моющаяся кукла из мягкой ткани или другая небольшая мягкая игрушка из гипоаллергенных материалов. При этом нужно помнить, что привязанность к игрушке не появится быстро. На достижение положительного результата обычно уходит несколько месяцев.
При укладывании малыша с игрушкой нужно рассказывать ему забавные истории, в которых героем выступает игрушечный любимец. Постепенно ребёнок научится быстро успокаиваться и засыпать, едва завидев свою игрушку.
Видео: как научить ребёнка спать в своей кровати, используя мягкую игрушку
Нужно ли специально отучать ребёнка спать с игрушкой
Если сильная привязанность к любимой игрушке остаётся у ребёнка до школьного возраста, то многих родителей такая ситуация начинает беспокоить. И они начинают искать способы, как отучить ребёнка от подобной привязанности.
Но психологи в большинстве случаев не советуют этого делать специально. При естественном взрослении потребность в любимой игрушке отпадёт сама собой. Расставание будет происходить постепенно. Ребёнок будет всё меньше нуждаться в игрушечном друге. Привязанность может возвращаться во время стрессов и болезней.
Единственное, родителям следует в любом случае оценивать общую обстановку в семье, методику воспитания и их влияние на психическое состояние ребёнка.
Отзывы
Нашему старшему сыну 9 лет. С мамой он спал до 3 лет, пока не появился младший брат. Ещё в возрасте одного года крёстная подарила старшему плюшевого мишку, который пел замечательную песенку. Ребёнку она очень нравилась. А когда его начали приучать спать в своей кроватке, он брал с собой мишку. При необходимости мог заснуть и без игрушки. В поездках спокойно обходились без мишки. Сейчас берёт с собой в кровать машинки или трансформеров. Но изредка вспоминает и о мишке. Правда, это происходит всё реже.
Младшему сыну 6 лет. Он часто любит брать в кровать новые игрушки. Но вот уже на протяжении 4 лет спит с игрушечной собачкой из мягкой ткани. Какой-либо нездоровой привязанности сына к собачке мы не наблюдаем.
Период, когда дети засыпают с любимыми игрушками, является переходным. Малыш уже учится обходиться без мамы, но всё ещё ищет поддержки у хорошо знакомых и любимых игрушек. Этот этап взросления в большинстве случаев заканчивается к 7–8 годам, когда ребёнок становится способен контролировать и оценивать своё поведение, формировать и аргументировать собственное мнение.
- Автор: Алексей Андреев
- Распечатать
Оцените статью:
Источник
Слайды и текст этой презентации
В наш век просвещения на родителей обрушилась лавина информации по воспитанию детей: советы дает интернет, психологи, телевидение. Все это, безусловно, хорошо. Но в некоторых случаях чтение педагогической литературы порождает надуманные страхи и тревоги. Сегодня поговорим о том, стоит ли паниковать, если малыш спит с игрушкой.
Почему и с какого возраста дети начинают спать с игрушками
Через игру у ребенка развиваются когнитивные функции: воображение, память, мышление. Играя, малыш познает мир, усваивает социальные нормы, правила поведения и общения, принципы взаимодействия с другими людьми. Представить ребенка вне игры невозможно.
С младенчества ребенок реагирует на яркие погремушки, рассматривает цветные кубики, шары, пирамидки. Определенные предпочтения в выборе любимой игрушки формируются к 2,5-3 годам.
Чаще всего у детей появляется желание взять с собой в постель куклу, медведя, зайца или другого мягкого «питомца» уже на втором году жизни. Почему это происходит?
Вот причины:
- малыш копирует маму, подражает ей, проводит тот же ритуал — укладывает игрушку спать, накрывает одеялом, то есть примеряет на себя роль взрослого;
- подсознательно он ищет защиты в стрессовой ситуации или в момент болезни, ему спокойнее и комфортнее, когда рядом с ним его «друг»;
- вне дома (в поездке, в путешествии, в гостях) игрушка — символ привычной обстановки, родного очага;
- в детском саду такой любимец помогает быстрее адаптироваться к новым условиям;
- сон с игрушкой появляется при недостатке телесного контакта, сформированном еще во младенчестве (мама рано отлучила от груди, родители эмоционально холодные люди или мама была вынуждена рано выйти на работу);
- проекция на игрушку из-за временного отсутствия или чрезмерной занятости родителей, когда малыша укладывает спать няня или бабушка.
Хорошо это или плохо
Если малыш захотел спать с какой-нибудь игрушкой, то ничего опасного и тревожного в этом нет. Отговаривать, прятать, отбирать любимого «приятеля» не нужно. С возрастом такая потребность исчезнет сама собой.
Е.О. Комаровский, известный педиатр, утверждает, что если ребенок не расстается с игрушкой, то это абсолютно нормальное явление. Это объясняется, по мнению доктора, чувством привязанности. Особенно это хорошо, когда ребенок выходит за рамки семьи — поступает в детский сад. Так малыш чувствует себя спокойнее, домашняя игрушка психологически обеспечивает ему безопасность.
Как утверждают психологи, игрушечный «друг» в данном случае — переходный объект, который помогает ребенку стать самостоятельным. Особенно это важно, когда малыш спит отдельно от родителей. Некоторые дети любят спать с махровым полотенцем или маленькой подушкой в обнимку. Засыпая, малыш может крутить выбранный предмет, прижимать к себе, теребить, а иногда даже сосать. И это тоже не страшно — наступит время, когда ребенок перестанет нуждаться в таких действиях.
Также есть дети-кинестетики — весь окружающий мир они лучше воспринимают наощупь. Приятные ощущения, тепло от мягкой игрушки доставляют им удовольствие, обеспечивают психологический комфорт.
Детские психологи на коррекционных занятиях по снятию тревожности, страхов и агрессии часто используют игрушки. Например, плюшевому зверю по имени Наушко дети рассказывают на ухо все свои обиды и тревоги. Так малыш проговаривает свои страхи и проживает негативные эмоции. Существуют педагогические технологии и авторские курсы, основанные на работе с мягкими игрушками. В театральной форме проигрываются проблемные ситуации: как помириться, как дружить, почему драться плохо.
На что нужно обратить внимание:
- если малыш бьет, рвет, ругает игрушку, родителям стоит пересмотреть методы воспитания и изменить атмосферу в семье — ребенок отзеркаливает поведение мамы или папы;
- если ребенок не контактирует со сверстниками, не желает играть в другие игры, возможно, есть проблемы в эмоциональной сфере;
- если есть зацикленность именно на одном предмете или игрушке — малыш уединяется, прячется, много разговаривает только с игрушкой, без нее кричит и плачет. Тогда стоит обратиться за помощью к психологу.
Стоит ли приучать ребенка спать с игрушкой
В западной психологии есть мнение, что подкладывать ребенку в кровать игрушку необходимо уже с четырехмесячного возраста для того, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно. Другие специалисты не советуют приучать малыша к такому способу засыпания.
Одинаковых детей нет, у каждого из них свой мир, свое психологическое пространство, с этим важно считаться. Бывают экстренные ситуации — мама в командировке, ребенок попал в больницу. Тогда игрушечный любимец будет служить своеобразным талисманом, снимет напряжение и успокоит.
Есть дети, которым обязательно нужна сказка или песенка на ночь, чтобы его погладили по спинке перед сном. Но если малыш вволю набегался на свежем воздухе, нагулялся, поел и буквально отключается после купания, то нет необходимости придумывать ритуалы отхода ко сну.
Нужно ли специально отучать ребенка спать с игрушкой
Когда малыш засыпает, только обнявшись с любимой игрушкой, не следует лишать его этого удовольствия. Специалисты утверждают, что такие вещи-символы вносят гармонию и умиротворение, стабилизируют эмоциональную сферу, являются своеобразным ресурсом для дальнейшего ментального развития ребенка.
Но в доме должны быть только безопасные игрушки:
- мелкие детали должны крепко держаться, чтобы малыш их не проглотил;
- шероховатости и острые углы недопустимы;
- материалы и красители не должен быть токсичными, иметь специфический вкус или запах;
- игрушки нужно периодически мыть или стирать, мягкие изделия можно засунуть на 6 часов в морозилку — так уничтожаются пылевые клещи и опасные бактерии.
Если малыш здоров и счастлив, засыпая с любимой игрушкой, паниковать не стоит. Ему так хорошо, и это главное. Придет время и потрепанный заяц или медведь останется лишь приятным воспоминанием из детства.
- Автор: Катя
- Распечатать
Оцените статью:
закрыть
Скопируйте этот код и вставьте его на своем сайте:
Источник
Обсуждаем с детским психологом
Анна ГЕРАСИМЕНКО
Однажды моя дочь нашла на улице в луже рваную плюшевую собачку. Мы ее «спасли» — выстирали, зашили, назвали Фаней. И Фаня стала жить с нами. Дочь брала ее с собой в сад, укладывала спать, купала каждый вечер, кормила. Чуть позже лечила ей зубы, прокалывала уши, ругала и хвалила. Фаня переживала вместе с дочкой все важные события, и во многом мне помогла.
У дочери Тома Круза Сури было любимое одеяльце – на всех фотографиях девочка была с ним. Потом у Сури появилась плюшевая игрушка, она и сейчас сопровождает малышку даже в школу. У сына моей подруги любимая игрушка – большой подъемный кран. Кран укладывается Петькой на подушку спать, кран ходит в театр и в ресторанах стоит посреди стола. У кого-то есть плюшевый медведь, у кого-то плед, у кого-то пульт от телевизора. Зачем это ребенку, объяснила психолог Дарья Логинова.
У маленького-маленького ребенка есть мама. Есть всегда, по первому требованию. Она успокоит, накормит, объяснит, почему больно, почему грустно, почему обидно. Мама – это комфорт, стабильность и предсказуемость незнакомого мира. Ребенок чувствует себя частью мамы, и ему от этого спокойно и хорошо. А потом он начинает ходить, заканчивается грудное вскармливание (как правило, все это происходит в возрасте около года или чуть позже), или мама выходит на работу, и ребенок осознает, что он уже не ее часть. Мама не всегда рядом! Теперь он сам по себе – и когда больно, и когда хочется злиться, и когда хочется обняться.
Вот тут-то у многих детей и появляются так называемые переходные или замещающие объекты – игрушки или подушечки, или одеяльца. У Кристофера Робина был Винни-Пух. Он везде таскал с собой мишку. Мишка пачкался, но мальчик не соглашался отдавать его. В то же самое время другой «Винни» — британский детский психоаналитик Дональд Винникотт и рассказал о своей теории – почему дети заменяют маму игрушками или пледами.
— Обычно это что-то мягкое, неопределенной формы, то, что можно погладить, помять, бросить, положить в кровать, помыть-искупать, — объясняет клинический психолог Дарья ЛОГИНОВА. – На мишке или на кукле ребенок испытывает все свои эмоции и чувства. Если грустит – обнимет или пожалеет, если злится – бросит в угол. Игрушка – это поддержка, именно поэтому дети таскают ее с собой в садик.
Даже в школу Сури берет с собой плюшевого друга
Фото: Splash news
Как мишка или зайка могут помочь родителям понять ребенка?
Поддерживайте дружбу своего наследника с игрушкой. Помогайте мыть, укладывать, сочинять колыбельные и сказки.
Игрушка научит заботиться.
Игрушка поможет расставаться. Когда уходите, вручите медведя и скажите: «Я скоро вернусь, а пока меня нет, медвежонок присмотрит за тобой, а ты его покорми, своди погулять…»
Если ребенок идет в какое-то новое место или в детский сад и хочет взять с собой игрушку – пусть возьмет, не запрещайте. С плюшевым другом чадо будет чувствовать себя увереннее.
Если ребенок грустит, поговорите с игрушкой. Пусть ваш малыш объяснит, почему зайка плачет? Кто зайку обидел? Чего зайка боится? Все, что ребенок не может рассказать о себе, он расскажет о зайке.
Сын писателя Алана Милна Кристофер Робин и его любимый медвежонок
Фото: Соцсети
Если медвежонок испачкался, предложите его помыть вместе. Но, если ребенок отказывается и ни в какую не выпускает мишку из рук, уговаривайте, но не настаивайте.
Игрушка – это часть вашего малыша, близкая и нестрашная часть непонятного для него окружающего мира. И в свое время ребенок сам от этой игрушки откажется. Обычно это происходит в 5-6 лет, но период такой игры может и затянуться. И отнимать мишку или зайку у ребенка не нужно.
У каждого из детей Джоли и Питта есть любимая игрушка, которая всегда путешествует вместе с хозяином
Фото: Splash news
Он улетел, но обещал вернуться!
Можно разложить «Малыша и Карлсона» по полочкам с точки зрения психологии. Малыш – младший ребенок в семье, где все заняты. Родителям не до него, сестре – тоже, брат вообще дразнится. Играть не с кем, поговорить по душам не с кем. Вот и появился Карлсон, который развеселит, научит, придаст храбрости и даст почувствовать себя увереннее («Пустяки, дело житейское!»).
Дети часто выдумывают друзей – обычно в 6-7 лет, когда очень хочется общаться, дружить и играть, а сверстников вокруг нет.
Родителям важно слушать чадо, расспрашивать побольше об этом самом друге – какой он, что он думает по поводу полезности супов, а уроки он тоже не любит делать? Пусть ребенок побольше рассказывает про друга, а родители будут подыгрывать, но между делом отмечать, как здорово ребенок ПРИДУМАЛ. Важно, чтобы мама и папа понимали, что ребенок осознает, что это фантазия, а не реальность.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как приучить ребенка к горшку
Источник
Марина, здравствуйте.
Если Ваша дочь по натуре «боязливая», без сомнения, акцент в ее воспитании нужно делать на развитие у нее смелости, вопрос лишь в том, как это делать.
1. Начните с того, чтобы безуслоно признавать право ребенка бояться. Не стыдить, не укорять, не насмехаться над ее чувствами. Относиться к ним с уважением. Не раздражаться проявлением ее чувств.
Ваше отношение является для дочки главной опорой. И эта опора должна быть надежной, а надежность это полное принятие чувств ребенка. Если она боится, значит на то есть основание.
2. На этой базе можно браться за то, чтобы учить ребенка смелости.
2.1. Для этого очень хорошим средством является рассказывание сказок про маленьких существ (зайчиков, мышек и т.д), или деток, которые всего (чего-то) боялись, а потом набрались храбрости и совершили какой-то значимый смелый поступок. Вам нужно специально отбирать сказки, книжки, мультики подходящие.
2.3. Если почувствуете, что какой-то мультик, книжка, герой ее затронул. Особенно понравился, чаще их показывайте, рассказывайте. Вы можете приводить его в пример, в трудной для ее ситуации. Говорить: «А помнишь, как тот мышонок боялся, а потом перестал? Вот давай и мы с тобой сейчас будем смелыми как мышонок. Т.е Вы ее поощряете к смелым поступкам.
При этом важно ставить ребенку задачи выполнимые! Потому что успех будет прибавлять ей силы и смелости. Обязательно ее хвалите. Говорите, какая она молодец, как смело себя вела.
Если же она снова испугалась. Не делайте на этом акцента. Просто для себя отметьте, что вот эта задача на смелость ей пока не по плечу. Отложите ее на будущее.
3. В свете всего сказанного выше попробуйте оценить ситуацию с игрушкой.
Очевидно, что эта кошка сейчас для нее выполняет очень важную функцию опоры и поэтому «убирать» ее можно тоже очень бережно, мягко, и маленькими шажками. Адаптация в группе детского сада такого ребенка требует особого внимания воспитателя.
И если воспритатель просто говорит Вам «убирайте эту» игрушку, со своей стороны реагируя раздраженно, и не помогает ни Вам, ни ребенку справиться с ситуацией, Вам необходимо не поддаваться раздражению воспитателя, а понять, что он него помощи ждать не приходится.
Можно попробовать
1) Договориться с воспитателями, что будете убирать игрушку постепенно. Сказать, что консультировались с психологами и Вам сказали, что резко делать — будет травматичено для ребенка.
2) Теперь о том, как «убирать» игрушку. Во-первых, надо понять, какое место занимает она в жизни ребенка. Какая история связывает ее с кошкой. Вам необходимо присоединиться к этой истории (сказке) чтобы для того, чтобы «убирание кошки не было для ребенком насилием. Вам необходимо общаться с кошкой также как она с ней общается. Здороваться, разговаривать с кошкой. Побуждайте дочку разговаривать с Вам от имени кошки.
Следующим шагом Вы можете поменяться ролями и уже сама говорить от имени кошки. Не спешите и дайте время дочке и себе вжиться в эту игру.
Вот с этого места вы можете начинать от имени кошки просить отпустить ее по гулять (или на кошачье собрание… или …). Важно, чтобы «уход кошки» даже на время был понятен дочке и принимался ею, как уважительная причина, по которой она будет готова расстаться на время с кошкой, и Вам предстоит ее придумать. Вначале делайте это дома. А дальше поговорите с дочкой о том, что, когда она в детском саду, кошка будет ждать ее в шкафчике. Потому что кошка, например, устает от шумного общества деток. Ей больше нравится поспать в теплом темном шкафчике. Если Вы скажете кошачьим голосом, от имени кошки для дочке это прозвучит более убедительно, чем, если Вы будете от своего лица убеждать ее не брать с собой в группу игрушку.
Марина, я набросала Вам только общую идею. Она состоит в том, чтобы вместо того, чтобы игрушку отбирать, в игровой форме вывести ее из ситуации, использовав ситуацию по максимум для укрепления Вашего собственного взаимопонимания с дочкой и обучения ее смелости.
Всего доброго. Если будут вопросы, пожалуйста, можете обратиться на скайп- консультацию.
Всего доброго,
с уважением,
Ребенок сильно привязан к маме (3 ответа)
Алёхина Елена Васильевна, психолог Москва
Хороший ответ14 Плохой ответ0
Источник