Ребенок 3 года не реагирует на просьбы

На прошлой неделе в рассылке я задала вопрос: “Что вас беспокоит больше всего в ребенке, себе, семье?”
После этого на меня обрушилась лавина писем с ответами на этот вопрос. И они продолжают поступать :).
Чтобы ответить всем — мне понадобится время, поэтому большая просьба набраться терпения. Сейчас я структурирую ваши письма, чтобы подготовить ряд статей. У нас получится нечто в форме письменного марафона :).
И сейчас вы уже можете прочитать ответ на первый вопрос от мамы Юлианы:
“Больше всего меня сейчас беспокоит развитие моей дочки.
Ей 1,5 года. Дело в том, что она практически не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть. Мне это кажется странным, особенно когда я вижу, как отличаются в этом плане ее сверстники.
Когда ей что-то объясняешь, она вообще не смотрит в сторону говорящего, ну может в 80-90 % случаев. Но со слухом у нее все в порядке и говорит она уже несколько слов, как мама папа, кать, пить, кака, около 10 слов наверно.
И если например, сказать ей что-то, что я как понимаю, она хочет делать — пойдем смотреть мультики, например, то она быстро туда направляется… А одеваться на улицу или кушать, одевать памперс — ее приходиться тащить буквально.
На запреты реагирует, но часто выражает недовольство криком или плачем, если куда-то не пускаю ее или что то не даю делать. Рвать цветы на клумбе, например.
Это вообще нормальное поведение ребенка или стоит что-то делать по этому поводу??”
Добрый день, Юлиана!
Спасибо за ваш вопрос и описание ситуации!
Для 1,5 годовалого малыша вполне нормально явление протеста во время переодевания или сопротивления предстоящим событиям (еда, сон, прогулки, лечение, путешествия и т.д.). Этот период нужно просто спокойно переждать, параллельно корректируя свой подход к ребенку.
В этом возрасте впервые начинает проявляться понимание причинно-следственных связей, т.е. ребенок видит, что на его протесты родители ведут себя странно: прежде милые и ласковые, они вдруг злятся и кричат. И малыш как бы думает: «Интересно… А что будет, если я…?» «А что потом?» «А вот это что такое?»
Здесь на первый план выступает осознание у малыша своего психологического отделения от вас, мамы (физическое отделение совершилось еще в роддоме )).
Итак, если раньше он был вашей частью, и вам было легко с ним общаться. А теперь что ни каждое действие — сразу трение: «Не-е-т!» и неизбежная ломка прежнего поведения.
Итак, вам по этому поводу волноваться не стоит. Нужно просто приглядеться к крохе и немного изменить свой стиль общения: где-то предоставить свободу больше, чем было, где-то схитрить, вовлечь в увлекательную игру, а где-то просто переключить.
Чем меньше получает кроха запретов (они должны быть продуманными) в этот активный период исследования окружающего мира — тем реже возникают ситуации «стычек» и капризов.
Чем чаще ребенок получает возможность что-то делать руками, ногами и всем телом (пересыпать, перебрать, поставить, потянуть, бросить, поднять, подползти, схватить и т.д.) — тем лучше восполняется его жажда к исследованию и легче направляется общее поведение в нужное русло.
И наоборот, малыш, получающий слишком мало сенсорных впечатлений, будет беспокойным и капризным, чаще ныть т.к. базовые потребности в связи с его возрастом — не удовлетворяются.
Очень хорошо помогает в этом плане:
- владение собой (персонально каждому родителю предписание иметь мешок терпения и колодец любви))
- преобразование окружающего пространства и его адаптация под подрастающего малыша (все опасное, нежелательное убираем, а все, что способствует физическому и психическому развитию — даем продуманно и дозировано).
- стабильный режим и предсказуемость в течение всего дня (бессистемность и хаос — частый спутник капризам).
- разбор промахов и выстраивание оптимальной стратегии (анализ помогает учитывать ошибки и достижения).
По каждому пункту можно очень много говорить, так или иначе, эта тема бездонна ????
На тренинге «Как преодолеть капризы у ребенка» мы разбираем этот период, начиная с 1-1,5 года. Анализируем себя, поведение ребенка, его соответствие общим нормам психического развития и ищем пути, чтобы смягчить и преодолеть возникающие сложности в поведении и капризы. Наши мамы выполняют домашки и получают обратную связь от меня индивидуально. Очень рекомендую этот материал для изучения.
Что касается вашего второго вопроса о дочери («не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть; не смотрит в сторону говорящего»).
Без дополнительного анализа ситуации ответить на этот вопрос невозможно. Пока навскидку что могу предположить — по какой-то причине у вашего ребенка недостаточно сформирован тесный эмоциональный контакт с близким и значимым Взрослым (мамой, папой).
Ребенок может:
- или уходить от зрительного контакта, проявлять аутистические черты характера, погружаться в предметный мир больше, чем нацеливаться на вербальное общение.
- или просто упрямиться и делать вид, что не слышит, хотя все прекрасно понимает и чувствует, и с общением все в порядке.
- или же это особенности характера и темперамента (любит игру с самим собой, малообщителен, интровертирован по отношению к окружающим).
Чтобы получить полный ответ и, тем самым, исключить все тревоги касательно общего поведения и сенсорного развития соответственно текущему возрасту, проще всего обратиться к психологу, чтобы провести несколько диагностических заданий по этим сферам и определить, где и что «проседает»:
- зрительное восприятие
- слуховое восприятие (не в плане слышит-не слышит, а в плане понимания обращенной речи и соответствующей реакции)
- тактильное восприятие, чувство равновесия, телесный контакт
- эмоционально-волевая сфера
- мелкая, крупная моторика
- речевое развитие
- уровень мышления
- характер игровой деятельности
Также следует проанализировать анамнез жизни ребенка (как прошли роды, были ли осложнения, заболевания, реакции на прививки и т.п.). И семейный срез (семейный климат, стиль воспитания, внутренние отношения между родителями и ребенком).
Вы можете самостоятельно найти хорошую литературу по диагностике, например, отличный вариант: “Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста” под ред. Н.В. Серебряковой, почитать книги по эмоциональному развитию детей, например: Баенская Е.Р. “Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст”, поиграть в эмоциональные игры (тактильные объятия, потешки, пальчиковые игры, массаж со смешными стишками) и т.д.
Если нет возможности все это находить самой — можем провести данную диагностику и, если понадобится, наметить путь к коррекции на нашей индивидуальной консультации.
Формат: общение в скайпе или по е-мейлу, на этапе диагностики я подготавливаю чек-листы и даю обратную связь по каждому пункту. Вы получите ряд заданий, чтобы в естественных условиях дома протестировали малышку и определили ее текущий уровень.
Понадобится около недели в среднем: на проведение диагностики, чтобы не перегружать ребенка.
После консультации вы увидите общую картину развития по ключевым пунктам. Вы поймете, куда нужно двигаться дальше в плане коррекции, на что сделать акцент, если выявится несоответствие, чтобы помочь ребенку развиваться правильно.
Источник
Для ребенка игрушки это целый мир. Разве вам понравится,если в квартире например или на вашем рабочем месте вдруг все станет с ног на голову? Нет. Вот и детям не нравится,когда трогают их игрушки. Взрослым может показаться,что игрушки валяются,но ребенок то знает,почему они лежат так,а не иначе. Потому и не дает их убрать.
Олюня, 1 ребенок17 марта 2011, 03:07
Моя всюду и всё хочет делать сама.Чуть я что-то трогаю,например,хочу ей одеть носок,она сразу визжит и сама себе напяливает носок пяткой кверху-бывает и правильно оденет,но это редко.Я даже не имею права этот носок поправить,иначе в ответ-визг!Какой-то кошмар…прошу собрать игрушки — выкидывает из ящиков все оставшиеся.Приходится изображать горе,типа:»Ой,что же у нас все игрушки валяются??как грязно…ой,как нехорошо,ноги поставить некуда…» В ответ начинает всё складывать в ящики,ещё и мои вещи прихватить может по пути.Пытаюсь свои вещи из ящика вытащить,а в ответ…опять ВИЗГ!
Лола.17 марта 2011, 06:20
Нет,моя реагирует,на просьбу четко говорит:»Нет».А если сдвину брови,улыбается так хитренько ,и говорит:»Вместе ,мамуська, давай».Ну хотя бы так.
надо фантазировать)где-то даже обманывать
игрушками не играет,а разбрасывает.Убирает с истерикой,одну,две а остальные я сама.Как бороться не знаю.
ЭЛЬВИРА ВЛАДИМИРОВНА13 ноября 2011, 09:44
попробуйте сами поиграть этими игрушками,не привлекая ребенка,я думаю ребенок сам присоединится. А уборку можно организовать в игровой форме, например всех зверюшек в домики….машинки- в гаражи и т.д.
Ангелина Топчий6 мая 2011, 00:36
У нас начался кризиз 3-хлетнего возраста. поэтому многое зависит от настроения ребенка. На просьбы реагирует соответственно настроению своему и присутствующих взрослых. В данный момент мы стараемся изучить максимально ситуацию и помочь себе и ребенку преодолеть кризис. Спасибо источникам информации.
ирина28 марта 2012, 21:27
да, с уборкой игрушек смотрю у многих проблема.))) мой начинает собирать, только когда видит, что мама или папа собирают, типа помогает. я иногда прошу его помочь мне собрать его игрушки, действует, но по настроению. )
дети разные бывают у кого то реагирует , а у кого то нет! какую то пустую тему обсуждаете!
игорь, 1 ребенок17 мая 2012, 05:08
У нас тоже самое. Что попросим, если не реагирует повторяем, показываем, например, униси вот это туда, или отдай мамае. Игрушки тоже приучаем собирать, гдето в форме игры, но чаще берешь его за руку и собираем вместе
Мария Порикина22 мая 2012, 18:47
Моя на просьбы убрать игрушки не очень реагирует. А так — слушается)
Юлия Юрьева20 июля 2012, 12:32
моей дочке 2года6месяцев игрушки убирает сама но иногда просит чтоб я ей помогла я держу пакетики и она складывает туда те игрушки которые находились там до того как она начала в них играть потом все берет и складывает на свои полочки в шкафу с этим проблем нет а вот то что она ломает игрушки безбожно и безжаластно это меня слегка беспакоит причем когда ей говоришь что сломаешь игрушки не во что будет играть она отвечает спокойно и рассудительно ничего не страшно потом заклеим или сделаем
Все зависит от поведения родителей,я стараюсь вместе с сыном(2года 10мес.) собирать игрушки,если накричу ни к одной не притронется(((
Сыну 3г.2 мес. У нас такое бывает временами, он не то чтобы не слышит, а просто игнорирует. То, что его интересует слышит великолепно и отвечает. Стараюсь искать подход, заинтересовывать.
Я на психи и истерики сына не обращаю внимание,он практически сразу становиться покладистым,а когда заостряла внимание он начинал требовать всё своими криками и я себя стала сдерживать и хороших результатов добилась. А просьбы нужно разыгрывать,чтобы интересно было,а главное хвалить когда ребенок что-либо сделал-это своего рода стимул.
Источник
Иногда родители огорчаются, так как дети не выполняют их просьбы. Чтобы ребенок, к примеру, переоделся после прогулки, вымыл руки, собрал игрушки перед сном, мамы (ведь чаще именно они проводят время с малышами) вынуждены повторять несколько раз. К чему это приводит? Да, иногда к ссорам… И это грустно!
Попробуем разобраться в причинах, почему дети сопротивляются родительским разумным просьбам. Ведь ситуация такова, что это характерно как для самых маленьких, так и детей постарше. Слово – психологу Нине Ливенцовой.
У родителей нервы сдают, возникает искушение надавить на ребенка криком, – рассказывает о том, чем чаще всего завершает неприятие родительских просьб ребенком. – Да, крик подействует. Но проиграна только одна битва, а не война. Следующее столкновение не за горами. Сопротивление нарастает пропорционально оказываемому давлению…Никто не любит, когда на него давят. Дети не исключение. Автоматически срабатывает реакция защиты. Никто не любит проигрывать. Но когда идет борьба, проигравшие должны быть по определению. И если проигравшим себя чувствует родитель, он начинает давить, если ребенок – сопротивляться и огрызаться.
Психолог перечисляет ситуации, когда родитель неправильно озвучивает свою просьбу. Специалист называет их «занозой» в коммуникации с ребенком.
1. Вы и ребенок находитесь по разные стороны баррикад
Проблема вас разъединяет. Нужно собрать портфель. Встать по одну сторону – значит, посмотреть на проблему глазами ребенка, узнать у него, в чем он испытывает сложность, как вы можете помочь, как он сам видит решение этой проблемы,
2. Гиперопека и гиперконтроль
Иногда нам, родителям, действительно полезно отпустить контроль, чтобы дети начали делать то, что нужно и важно для них. Согласитесь, одно дело мыть посуду потому, что вам хочется самим, чтобы было чисто, а с другой стороны, потому вам приказывают «Быстро вымой посуду!».
3. Тон речи
Приказной, угрожающий, унижающий. Для многих становится откровением, что половина фраз начинается со слова «Быстро». Выход в том, чтобы менять свой категоричный тон на более дружелюбный.
4. Нетерпеливость родителя
За сопротивлением может стоять неоконченное дело. Ребенок хотел досмотреть мультик, а потом помыть руки. Выход – дать завершить дело и быть чуточку терпеливее.
5. Месть
Кричите на ребенка. Он обижен, ответить вам не может, но, саботируя ваши просьбы, как бы мстит за плохое отношение. Выход – встать по одну сторону проблемы.
6. Ребенок не понимает временные рамки
Когда он говорит, что сейчас соберет портфель, проходит 30 минут, а дело не сделано, то, возможно, он не почувствовал эти 30 минут. Выход – помочь ребенку контролировать время, помочь с планированием времени.
7. Сложносочиненные просьбы
«Вымой руки, собери вещи с пола, повесь их в шкаф и иди обедать». Ребенок выполняет последнюю просьбу, потому что ее запомнил. Выход – одна просьба за раз. Четко и конкретно сформулированная.
8. Неочевидные просьбы, намеки
«Как вы сильно шумите, у меня голова болит». Выход – говорить яснее, без намеков.
Если подобная ситуация характерна и для вашей семьи, психолог Нина Ливенцова советует исследовать свои отношения с ребенком, искать ту самую «занозу».
А вы нашли в перечисленных психологом ошибках те, что допускаете сами?
Читайте также:
- Совет дня: выполните эти 6 шагов – и ребенок вас услышит
- Совет дня: применяйте эти приемы, чтобы ребенок чувствовал родительский авторитет
- Совет дня: строим диалог, даже когда ребенок упрямится
Все фото: Depositphotos
Источник
анонимно, Женщина, 27 лет
Здравствуйте!
Очень нуждаюсь в консультации!
Сыну 1,8 месяцев.
Беременность прошла хорошо, только в конце 39 недели подскочил белок, поэтому схватки решили вызвать, родился в день ПДР .
В роддоме мне сказали, что совершенно здоровый малыш, слух тоже в порядке. После родов у меня обнаружили ктишечную палочку, но врач сказала, что с малышом все в порядке — так как весь удар приняла на себя плацента и защитила его.
До года он развиваласься прекрасно, пополз в 5 месяцев, в 7 месяцев сел и встал, долго стоял и делал 1-2 шага, в 11 месяцев он пошел и в скором времени и бегать начал.
Все прививки по возрасту мы делали.
До года он и пирамиду складывать научился, кушаю тоже хорошо и не маленькие порции.
На ГВ БЫЛ до 6 мес- потом просто сам отказался, устраивал истерики когда пыталась подсунуть грудь. Поэтому стали давать смесь и ее он с удовольствием пьет и до сих пор ( на ночь).
Прикорм начали с каш в 4 месяца, после 6 месяцев он уже с удовольствием ел и мясо.
Зубки до года вылезли все и без проблем, капризов не было.
Спал с рождения и по сей день хорошо — всю ночь, и обязательно дневной сон.
Малыш очень активный был с самого рождения!
В три месяца ставили по неврологии тонус, но после массажа все прошло.
И на данный момент тонуса тоже нет.
До года ничем не болел абсолютно ( ни насморка, ни кашля) в 1 год и 1 месяц заболел ларингитом — делали только ингаляции в больнице и все прошло за дней 5.
И пока больше ничем не болел.
До года развитие было абсолютно нормальным, только на имя свое не всегда реагировал, но невролог нам сказала, что это ничего страшного.
Теперь ему 1,8 месяцев, физически развит он я бы сказала даже не повозрасту: преград никаких он не видит, на любую горку, лестницу, стол, качели — залезет с легкостью. На площадке этим заметно отличается, детки его возраста играют в песочнице или пытаются залезть на качели — но у них это не так быстро получается.
Он же облазит все все и не остановить, но при этом он крепко держится, т е я ниразу не видела, чтоб он залез на высоту и заглядывал вниз не держась крепко, или как то вел себя так, что он абсолютно не длиться и может свалиться оттуда. Т е там где он уверен в своих силах- он только сам, и не нравиться когда я его держу.
А вот если лестница крутая и он спускается, или мяса какая то — то он сам берет меня за руку, чтоб я его поддерживала.
Но вот в чем проблема: он почти никогда ( за редкими исключениями) не отзывается когда я его зову! Причем именно Я. Ездили недавно к бабушке ( далеко живет) , она когда звала его , он почти всегда оборачивался, и снова же Я зову — никакой реакции!
Говорит он только мама, Папа, баба, дай, гав.
И я не сказала бы, что это он так обращается к нам.
Он может просто по детской площадке бегать и говорить мама ( единственной слово говорит красиво и четко — остальные ба-ба-ба и тд)
Так же он не хочет выполнять никакие просьбы, как будто вообще не слышит ( но со слухом точно все в норме).
На просьбы где мячик, покажи маму , где Папа, где носик глазки и тд — реакции никакой!
Когда говоришь идем ням-ням — если он хочет кушать- бежит на кухню , садиться за свой столик и даже его к себе придвегает.
На площадке любит бегать и иногда пытается вступить в игру с детьми постарше, бегает за ними, смеется, пищит, даже иногда пытается что то сказать.
Дети его возраста — особо не интересуют. В последнее время может на мин 15 и в песочнице посидеть, лопаткой погребется, то засыпет то рассыпет песок в ведерко, и иногда замечаю что он ведерко переворачивает ( как будто куличики делает).
А потом дальше бежит лазит,прыгает и тд.
Последнее время начал с едой играть, рассыпая ее,т.е он и есть и играет одновременно. ( но это наверное из-за бабушки) которая приучила его играть во время еды.
Мясо кстати после года у нас периодами….когда ест, а когда и наотрез отказывается.
Где котик, собачка… И тд, и как говорит собачка — он не говорит и не показывает.
Хотя у бабушки кота гонял по двору и пытался его потрогать, погладить.
В 1.7 мес Я вызывала невролога на дом: в диагнозе нам написала , что у сына задержка речевого развития.
Выписали нам Алмибу (3мл 2 раза в день), кудесан (1/4 таб 1 раз в день) и Танакан ( 5 кап 2 раза в день)
Даю их уже 3 недели, мне кажется, что попытки сказать что то — увеличились, но не факт ( но слово мама он точно говорить начал красивее, раньше как будто слоги были просто)
Книжки по прежнему- рвет, смотреть что я ему там показываю рассказываю не хочет.
Вот если видит что я кубики или мозаику складываю, подойдет попробует , а потом все разбросает!
Ложкой сам может есть только творог, все остальное ложку берет и просто ей играет.
Пьет из поильника с трубочкой, сам открывает.
Если его поить из кружки-, пьет почти не разливая, сам держать не хочет- сразу переворачивает выливает.
Очень любит купаться, сам в ванну лезет и после улицы бежит в ванну, зная что сейчас будем мыться.
Но опять же купается всегда осторожно, не ныряя и не подвергая себя опасности.
С палками любит играть, стучит кулачком в окошко, пока пока машет ( но не всегда) .
Мультики машу и медведь обожает и смотрит только этот мультик- остальные его как то не очень интересуют. Клипы так же любит и очень часто танцует ( попой виляет) и смеется)
Со стороны он очень активный и весёлый мальчик, чужих людей совершенно не боиться, на площадке и детей и мам трогает спокойно ( особенно когда ему что то нужно от них).
Любит покачаться рядом со мной и папой на диване.
Очень не любит когда его тискают и целуют, чтоб поцеловал сам — такого наверное и не было.
Если я занимаюсь зарядкой и ему понравилось какое то движение — он старается его повторить ( но только если самому ему хочется, если я прошу сделай так — реакции никакой)
Сегодня были в развивашке, там было еще 3 деток 2 лет- они все повторяли за педагогом, мой же просто все крушил, пытался залезть везде и абсолютно ничего не повторял за ними.
В его поведении меня настораживает только: что он не отзывается, не показывает пальцем чего хочет ( если ему хочется пить и бутылка высоко стоит, он просто залазит на стенку, пододвигает ящик с игрушками, вообщем любыми путями достает ее сам) , не выполняет никаких просьб ( кроме потанцуй со мной — эту чаще выполняет), не интересуется книжками и картинками, и почти не реагирует что я с ним разговариваю ( он посмотрит на меня, видит что у меня нет ничего интересного и идет дальше своими делами заниматься)
Начали пробовать рисовать- мин 15 может с карандашом посидеть, поводить — но потом начинает грызть и вылазить из за стола.
Если я ему что то не разрешаю или не даю — начинаются психи, но психует он не долго — внимание его переключить на что то легко ( тем же мультиком )
От соски отказались 5 дней назад — безболезненно прошло , спит хорошо и вроде соску не ищет.
Горшок я ему еще не предлагала, пытаюсь сначала научить ложкой есть.
Подскажите, стоит ли паниковать и начинать водить его по больницам?
Курс препаратов допьем и невролога конечно я еще раз вызову.
Может нам нужны какие то индивидуальные занятия, чтоб он начал все делать.
Источник
У меня сын в этом возрасте вообще делал вид, что не слышит. Даже хотела его к врачу вести. Но оказалось, что не слышит он только то что не хочет. Просто игнорирует. Так что теперь стараюсь детей не игнорировать — они быстро всему учатся.