Ребенок 3 года много фантазирует

Ребенок 3 года много фантазирует thumbnail

                ФАНТАЗИЯ И ЛОЖЬ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Ложь тесно связана с фантазией. А фантазия – это основа для создания захватывающих сказок и приключенческих историй, для успешной учебы и рождения творческих шедевров, для совершения великих открытий и появления полезных изобретений.

Так что фантазия – это прекрасно, и нужно обязательно уделять внимание ее развитию, только необходимо отличать ее от лжи. Условно развитие фантазии можно поделить на два этапа. С 1 года до 3 лет идет только подготовка к активному развитию фантазии. В это время важно тренировать воображение малыша параллельно с изучением свойств различных предметов. Можно читать ребенку сказки, стихи, рассказы. Играйте с ребенком и больше используйте замещающие предметы, например, расставьте стульчики, сядьте и скажите малышу, что это поезд, а кубик пусть будет чашкой с чаем.Также играйте, используя замещающие образы, например, имитируйте мяуканье кошки, гавканье собачки. С 2,5-3 лет ребенок становится настоящим фантазером. Теперь ему можно предложить множество игрушек и игр. Дети этого возраста играют в сюжетно-ролевые игры. Классика для девочек – это дочки-матери, для мальчиков – «войнушка». Дети могут играть в «маму и папу», воображать себя героями сказок и фильмов, представителями разных профессий: врачами, учителями, полицейскими. Во время этих игр психически здоровый ребенок отличает реальность от выдумки. Но иногда в этом возрасте в детских фантазиях могут появиться страхи: ребенок придумывает монстров, которые появляются в темноте, поэтому он боится засыпать один. Появление таких страхов нормально, ведь они связаны с важнейшим инстинктом человека – самосохранением. Помочь бороться со страхами малышу можно разными способами. Например, нарисовать воображаемых монстров и превратить их в добрых героев. Еще одна настораживающая фантазия – подражание героям современных детских мультиков. Например, кроха воображает, что он «добрый» человек-паук, который, между прочим, ведет себя агрессивно и уничтожает злодеев. Решение проблемы – смотреть правильные, добрые мультики, читать сказки, где четко разделяются понятия добра и зла, учить малыша копировать добрых героев.

Лгать ребенок может научиться после 3,5-4 лет.

 Ложь отличить от фантазии просто. Фантазия не причиняет вреда и не имеет целью получение какой-либо выгоды. Если ваш ребенок рассказывает захватывающую историю о своих похождениях в стране лилипутов или удивляет описанием нового друга – тролля, живущего во дворе под деревом, не спешите ловить юного Мюнхгаузена на вранье! Любая фантазия малыша, если она не преследует корыстных целей, – не ложь, а проявление эмоций. Более того, анализируя «невероятные приключения» своего ребенка, вы можете узнать, чего ему не хватает в реальности. Ведь невинные выдумки – это закодированная просьба, прозрачный намек, сделанный, чтобы родители могли превратить мечту в реальность. Идеальная реакция на такую фантазию – понимание и участие, а не порицание и осуждение. Услышав от малыша: «Сегодня я купался в море», просто скажите: «Я знаю, что ты очень хочешь на юг, и мы обязательно туда съездим». Стоит ли говорить, что вам надо будет выполнить данное обещание? Как предотвратить проблему: — При всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазий и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмана интересно, но он ненастоящий, он всего лишь герой комиксов, по которым сняли фильм». — Постарайтесь избегать ситуаций, когда ребенок будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?», лучше спросите: «Когда вы поссорились, что произошло?» — У ребенка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают таким, какой он есть. Зачастую первую ложь ребенка родители провоцируют сами. Вспомните: увидев разбитую чашку, вы грозно спрашиваете: «Это ты ее разбил?» Тем самым вы ставите ребенка в ситуацию, когда ему надо лгать и изворачиваться! Лучше сказать: «Я нашла разбитую чашку. Ничего страшного – мы уберем осколки, но впредь будь аккуратней и сразу расскажи мне, если что-нибудь разобьется». Тогда доверие и благодарность ребенка станут тем зерном, из которого потом вырастут честность и порядочность взрослого человека. Несомненно, родители должны показывать свое отношение ко лжи ребенка, попытаться искоренить в нем эту привычку как таковую. Но первым шагом взрослых будет попытка понять мотив, которым руководствуется лгущий ребенок.

Лгать ребенок может начать по одной из следующих причин:

— самооборона (ложь из-за боязни наказания);

— копирование поведения родителей (мама говорит по телефону подруге, что она болеет, хотя на самом деле здорова);

— попытка получить недозволенное (мне папа разрешил взять конфету);

— желание показаться лучше (я очень хорошо катаюсь на лыжах);

— самооправдание (он первый меня ударил).

В каждом случае свои способы бороться с детской ложью. Подумайте, не слишком ли вы строги в мерах запретов и наказаний, не вынуждаете ли ребенка лгать сами, показываете ли вы малышу, что любите его таким, какой он есть? Ложь – это всего лишь индикатор какой-то проблемы. И если вы ее разрешите, то ваш ребенок никогда не превратится в патологического лгунишку.

Если ребенок соврал:

— Не драматизируйте ситуацию и не бейте «пушкой по воробьям». Сохраняйте спокойствие.

— Дайте понять, что вы знаете, что ребенок говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не его самого!

— Обсудите с ребенком, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.

— Дайте ребенку понять, что, даже если он в чем-то провинился, лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за вранье.

— Подумайте, зачем понадобилось лгать, какая за этим кроется причина: попытка избежать строгого наказания, добраться до недозволенного, показать себя лучше, чем он есть?

Если причина ясна, решите, как вы сможете помочь ребенку в достижении этой цели, но «мирным» путем. Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами. Все дети любят фантазировать. Иногда, фантазировать любят и взрослые, но это уже называется ложью. И если фантазия вызывает улыбку, то ложь становится причиной обид, размолвок и крупных ссор. Где, в таком случае, заканчивается фантазия и начинается ложь? Сразу определим, что ложь очень многолика. Самая распространенная ее разновидность – ложь как вредная привычка. Чаще всего такой тип лжи формируется у ребенка под влиянием различных факторов. Например, обман ребенка вызвал у взрослых смех и улыбку, т.е. послужил сигналом одобрения. После нескольких подобных подкреплений безобидная фантазия может превратиться во вредную привычку. Вторая разновидности лжи связана с характерологическими особенностями ребенка. Недостаток внимания, неуверенность в себе и своих силах, пассивность, чувство одиночества и незащищенности ребенок прячет под маской обмана. Обычно эта ложь побуждается фантазией и направлена на поддержку внутренней гармонии малыша. Подключив фантазию, одинокий ребенок становится душой компанией; напуганный – самым смелым; нерешительный – отважным. Не менее распространенной является ложь, связанная со страхом ребенка сказать правду по какой-либо причине. Подобная психологическая защита подкрепляется его желанием избежать неприятную для себя ситуацию. Другого способа избавиться от страха он не знает, поэтому ложь, как волшебная палочка-выручалочка, оказывается тут как тут. Есть еще один вид лжи – ложь как средство достижения выгоды (в том числе экономии времени). Получение какого-либо блага, интереса для себя переплетается с желанием человека избавить себя и окружающих от необходимости длительных, пусть и правдивых, объяснений. Это наиболее распространенный вид лжи у взрослых, который крайне редко встречается у детей, поскольку мало связан с фантазией и воображением. Следует помнить, что детская ложь сама по себе не появляется – так же как и всему остальному, ребенок учится ей при взаимодействии с окружающим миром. Говорить о том, что ложь это плохо, нужно именно в тот момент, когда Вы столкнулись с ней впервые.

Читайте также:  Воспитание чувств ребенка 3 года

Есть некоторые правила поведения взрослых, которые снизят риск появления обмана у ребенка:

1. В семье существуют единые требования к ребенку, которые разделяются всеми. Нарушая это правило, Вы воспитываете опытного манипулятора, прекрасно различающего, ЧТО нужно сказать папе, если мама запретила что-то.

2. Сдерживайте свои обещания или не обещайте то, что не сможете выполнить. Это правило распространяется как на поощрение ребенка, так и на его наказание за проступки.

3. Будьте искренни. Первоначально ребенок копирует манеру общения, поведение, стиль взрослого, ориентируясь на эмоциональную составляющую. Смысл поступков малышу не ясен, зато он отчетливо воспринимает Ваше настроение.

4. Проясните систему запретов, дополнив ее разрешенными действиями. В семье, где ребенок постоянно ограничен в своих действиях и желаниях, возникает потребность выйти из-под контроля, хотя бы и солгав.

5. Не умиляйтесь проявлениям лукавства у ребенка, не подыгрывайте его хитростям. Пожалуй, это правило в отдельных комментариях не нуждается.

Если же факт лжи уже стал проявлять себя, то желательно использовать следующие правила:

1. Каждый раз старайтесь разобраться, почему ребенок солгал. При этом важно помнить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок редко ставит цель солгать. В большинстве случаев он руководствуется желанием избежать неприятной ситуации. Поэтому важно не просто установить факт лжи, а понять причину, по которой ребенок сказал неправду.

2. Если ребенок сам сознался в обмане, его нельзя наказывать. В противном случае Вы можете больше никогда не услышать от ребенка правды. Не стоит использовать такие фразы, как: «Ты что, хочешь вырасти лгуном?» или «Ты еще такой маленький, а уже врешь!». Лучшего эффекта, Вы добьетесь, сказав: «Почему же ты сказал неправду, ведь ты такой честный у меня!?».

3. Ребенок обязательно должен самостоятельно устранить результаты лжи: пусть вернет то, что взял без спроса; извиниться за свой обман, и т.п. Главное в этом правиле, чтобы ребенок не получил удовольствие, последовавшее как результат собственного обмана.

Что касается мира фантазии, то для гармоничного развития ребенку можно и нужно фантазировать! Желательно, чтобы мир фантазий ребенка не был закрытой областью для взрослого – ведь общие фантазии родителя и малыша позволяют им быть особенно близкими. Сочиняйте сказки, придумывайте волшебные истории, фантазируйте на здоровье! Помните, что главное отличие фантазии и лжи в том, что ложь причиняет боль, а фантазия позволяет сделать мир лучше. Или найти свой профессиональный путь, став настоящим писателем. 

Источник

Мечты и фантазии свойственны всем детям с самого раннего возраста. Такой интересный способ мышления с годами постепенно сходит на «нет», так как с возрастом человек мыслит рациональнее и уже не дает воли воображению.

fantazii-rebenka

На самом деле, чтобы мышление малыша развивалось нестандартно, появлялись творческие способности и задатки, фантазировать просто необходимо. Ребенок, который умеет выдумывать и мечтать, растет раскрепощенным, открытым, добрым, легко идет на контакт. Развитое мышление – неотъемлемая часть психологического развития ребенка. Вспомните свое детство, когда лежа на траве, вы придумывали образы для проплывающих облаков, или могли устроить настоящее сражение без единой игрушки. Все взрослые тоже когда-то были маленькими выдумщиками.

Но, тем не менее, родителей часто волнует вопрос, где увидеть ту черту детских выдумок, когда они уже граничат с опасностью для психики.

Агрессивные фантазии

Очень часто встречаются ситуации, когда еще вчера ребенок ассоциировал себя с добрым доктором, пловцом-спасателем, а сегодня с яростным криком «летает» по комнате и крушит все вокруг, а в детском саду обижает других детей. Фантазии внезапно переходят черту дозволенного и становятся агрессивными. Ребенок все чаще увлекается войнушками, крушит, ломает, уничтожает под видом монстров и злодеев, перенося враждебный настрой в обыденную жизнь. И вот он уже ассоциирует со Злом другого человека и может начать бороться против него физически.

Читайте также:  Ребенку 3 года мало ест много пьет жидкости

Если с вашим ребенком начало происходить подобное, стоит сразу выявить причины такого поведения. Зачастую в игру могут переноситься травмирующие психику реальные переживания.

agressivnyie-fanzatii-rebenka

Увиденное насилие, скандалы в семье, обиды и ожидание наказания – все это может  приводить к агрессивным фантазиям. Ребенок, способный на насилие, чаще всего убежден, что его не любят.

Кроме того к агрессивной форме воображения приводит просмотр фильмов и мультфильмов, не подходящих малышу по возрастной категории. Дошкольник еще не может четко разграничивать образ добра. И если, например, вроде бы положительный герой мультфильма (Бетмен, Супермен, Человек – Паук) в борьбе со злом и несправедливостью уничтожает физически своих противников, несозревшая психика ребенка воспринимает это как данность. Происходит подмена понятий Зла и Добра, в голове ребенка они просто смешиваются.

Действия родителей при такой проблеме понятны: нужно ограничить ребенка от неподходящих мультфильмов, видеороликов и фильмов, не стоит привлекать чадо к просмотру взрослых фильмов, казалось бы, самого безобидного содержания, не зря существует возрастной ценз.

Если воображение вашего малыша стало агрессивным, проявляйте к чаду больше нежности и ласки, играйте в добрые игры (10 игр на преодоление детской агрессии), объясните разницу между хорошими и плохими персонажами, пересмотрите собственную систему наказаний и поощрений. Только любящие родители смогут найти компромисс, научить детей справлять с негативными эмоциями.

Ложь

rebenok-vret

Воображение ребенок может начать использовать в неестественной форме и начать откровенно лгать.  Чаще всего ложь ребенку нужна для личной выгоды и может стать привычкой, поэтому нужно выявить причину лжи. Ребенок может банально бояться наказания, поэтому перекладывать вину за проступок на вымышленного персонажа, животных, родственников. Если ребенок обманывает, приумножая свои реальные заслуги, говорит, что в чем-то победил, что его хвалили или награждали, а этого на самом деле не происходило, то проблема лежит в неуверенности и желании почувствовать поддержку и собственную значимость. Иногда ложью дети пытаются самооправдаться. «Я ушел сам, меня не выгоняли», «Он первый начал» – такие фразы характеризуют неуверенность в себе. Ребенок может начать рассказывать другим неправду о собственной семье, это первый тревожный сигнал о нарушении отношений среди родственников.

Не пытайтесь наказаниями и криками искоренить ложь из ребенка, научите его доверять вам, покажите на личном примере последствия лжи, расскажите, как важно доверие в семье и дружбе. Подходите к ситуации с умом. Сами не проявляйте лжи и осуждайте ее у других.

Читаем также:

  • Детская ложь: почему ребенок врет и как научить его говорить правду
  • Как воспитать честного ребенка

Страхи

Практически все дети подвержены самым различным страхам: замкнутых пространств, одиночества, темноты. Малыши пугаются неестественных звуков и даже слишком ярких предметов.

strahi-rebenka

Если ваш малыш выдумал подкроватное чудище, или монстра в шкафу, это не проявление больной фантазии, а проекция детских страхов. Чтобы состояние не стало патологическим, помогите ребенку преодолеть страхи. Рисуйте монстриков добрыми, придумайте волшебное заклинание или супермеч от всех злодеев, разговаривайте и объясняйте.

Часто детские страхи вызваны незнанием, если малыш не может объяснить себе какое-либо явление, он драматизирует происходящие и выдумывает опасность. Объясняйте детям обычные явления, показывайте, как и что работает, происходит.

Вымышленный друг

Появление нереального товарища – явление частое. С одной стороны такой друг помогает ребенку пережить и принять какую-либо ситуацию, выразить свои эмоции, проявить лидерство, с другой – это показатель недостатка общения. Причем общение здесь измеряется качественными показателями, дело не в общем времени, проводимом с малышом, а в том, какие эмоции ребенок при этом испытывает, может ли он самовыражаться и быть откровенным.

pridumannyiy-drug

[sc name=”rsa” ]

Если фантазия с вымышленным товарищем здорова, то ребенок точно осознает грань с реальностью, понимает и сам говорит, что правда, а что понарошку.

Если же ребенок переходит грань  и не осознает разницы между миром придуманным и реальным, то стоит обратиться к психологу, пока такая форма воображения не повлияла негативным образом на психику.

Читаем также: Воображаемые друзья у вашего ребенка: кто они и есть ли повод для беспокойства?

Фантазии нельзя и ненужно искоренять, важно, напротив, помогать ребенку развивать воображение: играть, придумывать, мастерить, не выбрасывать собранные сокровища в виде камушек и палочек, а всячески способствовать развитию творчества и индивидуальности ребенка.

Все дети не похожи друг на друга, каждый индивидуален и уникален по-своему.

Советуем к прочтению: Как бороться с детской скукой?

Как работает детская фантазия

Источник

Ваш малыш видит облака и через несколько секунд придумывает историю об облачных жителях? А может, наоборот, не способен придумать сюжет игры с куклами? Как много фантазии в жизни и играх ваших детей? Как не перейти грань между воображением и реальностью? Давайте поговорим об этом.

Значение фантазии для ребенка

Взрослые часто воспринимают детские фантазии как пустое занятие. Гораздо лучше, если ребенок практичный. Это не так. Детские фантазии – это результат работы воображения, а этот психический процесс очень важен для человека. Не случайно еще Альберт Эйнштейн говорил, что «Воображение важнее, чем знания. Ведь знание ограничено тем, что мы понимаем и знаем, в той момент, как воображение охватывает весь мир».

Без фантазии не было бы развития, потому что воображение не страшится ошибок и противоречий, оно способно усматривать возможности там, где никто их не видит.

В жизни ребенка фантазия играет ключевую роль. Достаточно сказать, что на воображении полностью построена детская игра, а это — ведущий вид деятельности дошкольника. В игре ребенок учится, через игру получает основы взаимодействия, познает окружающий мир.

Для игры детям нужно много всего, но на помощь приходит воображение. И вот листочки с деревьев превратились в деньги, стулья – в машину, пенек – в стол, палочки – в расчески, ложки и много чего еще. Дети разыгрывают балы, оставаясь в прогулочных шортах, при этом аккуратно приподнимая шлейф воображаемого платья.

Читайте также:  Как промыть миндалины ребенку 3 года

А какие игры они порой придумывают: сказочные приключения, военные битвы, семейные истории. И все это при минимальной затрате сил и средств.

Воображение помогает детям играть, рисовать и конструировать. У одних из кубиков получаются сказочные замки и города, а у других – банальные простые домики. У одних на листе бумаги необыкновенные узоры и целые сказки, а других – простейшие изображения. И дело не в художественных навыках, а в полете фантазии.

Хорошо развитое воображение помогает изучать школьные науки, создавать цельный образ о предметах и явлениях, представлять действие при решении задач, при выполнении творческих заданий, таких как сочинения и проекты.

Как развивается воображение

Детское воображение развивается и изменяется. Младенец ощущает единство с мамой, а уже с 5-6 месяцев он начинает воспринимать внешнюю реальность. При этом до 3 лет дети осознают себя центром вселенной, искренне удивляясь, что какие-то желания не выполняются мгновенно. После 4 лет дети начинают осознавать границы реальности и фантазии. Каждый ребенок точно знает, где «понарошку», а где «взаправду». Играют они «взаправду», а кашу из песка едят «понарошку». И никто из детей с нормальной психикой не путает эти ситуации.

Развитие воображения зависит от многих факторов. Конечно, большую роль играют наследственные факторы, но важное место занимает среда и воспитание. К сожалению, обилие игрушек и разных технологий лишает детей необходимости фантазировать. Пистолет уже мигает разными цветами и воспроизводит определенный звук, а когда-то наши «палки-стрелялки» работали совершенно по-разному. Дети не используют предметы-заместители для игры в больницу или парикмахерскую, все уже есть в готовых наборах. А в компьютерных играх уже есть готовый сюжет. Фантазировать просто не имеет смысла.

Творческая деятельность перестает быть творческой. Домики из кубиков дети строят по образцу, вместо рисунков – раскраски, а аппликации и поделки у всех, как у педагога. В результате мы получаем детей, не способных моделировать ситуацию, предвидеть разные варианты развития событий. Они не способны самостоятельно мыслить, теряются в сложных ситуациях.
Функции фантазии

Фантазия – это не только проявление творчества. Детские фантазии выполняют реальные функции:

  • Ребенок осознает свои чувства. Во время игр или в рисунках он может наказать своего обидчика, понимая реальную ситуацию. Так он избавляется от своих негативных эмоций.
  • Фантазии выводят на поверхность страхи ребенка. Придуманные персонажи или истории могут быть плодом детских страхов, помноженных на воображение. Например, «ночью приходит бабайка» – это просто страх темноты.
  • Фантазии помогают пережить стресс. Например, в трудных ситуациях ребенок начинает о чем-то мечтать, и это помогает ему справиться с проблемой.
  • Фантазии учат правильному поведению. В определенных ситуациях ребенок может представить себя в роли мамы, воспитателя, другого человека. А как бы поступила мама? Что скажет воспитательница? Это помогает усваивать нормы и понимать чувства других людей.
  • Фантазии – источник творчества. Творческий процесс основан на нестандартном мышлении, самостоятельной деятельности, умении слушать себя.

С помощью фантазии ребенок раскрывает себя. Поэтому важно развивать детское воображение.

Грань фантазии и реальности. Защитное фантазирование

Иногда у детей наблюдается защитное фантазирование. Оно, как правило, указывает на проблему, с которой ребенку трудно справиться, и он это делает с помощью создания другой реальности.

Воображаемый друг. Иногда ребенок придумывает друга, которого у него на самом деле нет. Ему можно рассказать все, поделиться секретами. Он поможет и подскажет, и ребенку невдомек, что это он сам себе помогает. Одно осознание того, что кто-то еще в такой же ситуации, помогает ребенку пережить свою.

Жизнь в мечтах. Не все желания ребенка выполняются, но где-то появляется жизнь, где все мечты становятся реальностью. Фантазирование может возникать как реакция ребёнка на ситуацию, на чувства и переживания, и он может придумать себе другого папу или маму, другую семью. Сначала это просто мечты, и в них нет ничего плохого. Но потом ребенок начинает увлекаться придуманной жизнью: он там ходит в школу, его там все любят, он лучший ученик и дружит с самой красивой девочкой. Опасно то, что реальная жизнь уходит на второй план. Ребенок замыкается в себе и теряет интерес к реальности.

Придуманные страхи. Детская фантазия может быть небезобидной. Можно придумывать сказочные дворцы, а можно страшных колдунов и монстров. При этом дети настолько реалистично все это придумывают, что начинают бояться. Это усугубляет и психологический интерес детей к страшным историям.

Чрезмерные фантазии ребенка опасны для его дальнейшего психического развития. Этому подвержены робкие, неуверенные люди, а вот общительные и активные детишки редко уходят с головой в мир фантазий.

Причины излишнего воображения:

  • появляются потребности, удовлетворение которых крайне важно для ребенка, но они остаются незамеченными;
  • ребенок не чувствует себя защищенным в собственной семье, испытывает эмоциональный голод, насилие, частые наказания, неприятие;
  • ребенок переживает сильный стресс, и психика сама защищает себя;
  • ребенку одиноко, не хватает общения;
  • нет контроля над получаемой ребенком информацией: он смотрит взрослые передачи, сайты, слушает страшные истории,
  • в семье не поддерживаются и запрещаются фантазии, и ребенок особенно бережно относиться к своим выдумкам, тщательно пряча их от других и глубоко в них погружаясь.

Родителям следует наблюдать за играми малыша, чтобы вовремя понять, не много ли фантазирует ребёнок, и разнообразить его общение. Какие-то моменты надо обсудить, чтобы понять, почему дети прячутся в вымышленном мире от реальности. Пусть сын или дочка объяснят свои фантазии.

Творчество, как и детство, невозможно без фантазии, но и её по возможности надо контролировать.

Светлана Садовникова

Фото с сайта srazu.pro

Источник