Ребенок 3 года логопедические игры

Логопедические занятия для детей 3 лет

Каждая мама желает видеть своего ребенка здоровым, активным, интеллектуально развитым. А с каким нетерпением ожидаем от своего чада первых слов! Увы, но не всегда желания родителей сбываются. И всему есть причины. Давайте разберёмся в них по подробнее.

Ребенок 3 года логопедические игры

Причины нарушений речи

Медицинские

  1. Неблагоприятное течение беременности (угроза прерывания, токсикозы, инфекции и интоксикации и т.д.).
  2. Прием беременной женщиной алкогольных напитков, наркотических средств.
  3. Осложнения при родах (преждевременные роды, асфиксия, родовая травма и т.д.).
  4. Травмы головы в период до трех лет.
  5. Нарушение слуха у ребенка.
  6. Особенности строения речевого аппарата.
  7. Генетический (наследственный) фактор.
  8. Длительное сосание пальца или соски.
  9. Леворукость.

Ребенок 3 года логопедические игры

Ребенок 3 года логопедические игры

Социальные

  • Незаинтересованность окружающих взрослых в общении с ребенком. Это проявляется в недостаточном речевом окружении, то есть малыш редко слышит грамотную правильную речь взрослого человека, игры с ребенком не сопровождаются объяснениями. Взрослый производит уход за ребенком молча, не акцентируя внимание на своих действиях.
  • Неправильная речь взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка. Это может быть как и неправильное произношение звуков, так и элементарное «сюсюканье». В итоге ребенок подражает тому, что слышит.
  • Требования взрослых правильно произнести звук, при этом не показывая ребенку правильной артикуляции. Это может привести к становлению искаженного звука (например, горлового звука «Р»).

Ребенок 3 года логопедические игры

Хочется отметить, что неправильное произношение не передается по наследству. Могут наследоваться некоторые анатомические особенности, например, строение зубов, инертность нервной системы. Но эти нарушения могут быть исправлены врачами – специалистами.

Характеристика ребенка 3-летнего возраста

Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.

После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.

Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой). Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое). Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.

Ребенок 3 года логопедические игры

Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.

Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.

Ребенок 3 года логопедические игры

Когда необходимо обратиться к логопеду?

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.

Ребенок 3 года логопедические игры

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.

Ребенок 3 года логопедические игры

Обратиться нужно к таким специалистам как невролог, психолог, логопед. Они проведут необходимое обследование и, в случае необходимости, назначат лечение. Помните, чем раньше малышу будет оказана квалифицированная помощь, тем эффективнее она будет. Тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.

Какие занятия можно проводить с ребенком дома?

Каждая мама знает, что если правильно организовать деятельность ребенка дома, то можно добиться больших успехов в его развитии.

Давайте остановимся на том, какие виды деятельности этому способствуют:

  1. Пальчиковые игры. Сейчас уже всем известно, что развитие моторики сказывается на развитии речи. Все дело в строении коры головного мозга, в которой зоны, отвечающие за развитие моторики, отвечают и за речь.
  2. Артикуляционная гимнастика. Куда без нее? Ведь только хорошо развитые мышцы артикуляционного аппарата, способствуют правильному положению языка, губ во время произнесения звука.
  3. Игры на развитие слуха.
  4. Заучивание стихов, чтение, рассказывание.

Ребенок 3 года логопедические игры

Остановимся на этом подробнее.

Пальчиковые игры

Для начала давайте разберемся что такое пальчиковая гимнастика. Это движения пальцами и кистями рук, которые могут быть активными и пассивными. Первый вариант подходит для детей младенческого возраста, второй — для дошкольного возраста. Гимнастика подразумевает следующие виды деятельности: массаж, пальчиковые игры, которые сочетаются с рифмованным текстом (стихами) и манипуляции с мелкими предметами.

Ребенок 3 года логопедические игры

Какими же преимуществами обладает пальчиковая гимнастика?

  1. Развитие речи. По-другому, за работой пальчиков следят те же полушария, что и за развитием речи. Поэтому совершенствую мелкие движения, вы тем самым совершенствуйте и речь.
  2. Развитие осязания. Понятно, что, работая пальчиками, ребенок учится чувствовать поверхности и размер разных предметов, развивая тем самым тактильные ощущения.
  3. Развитие моторики. Ясно, что чем чаще ребенок работает пальчиками, тем более совершенны и тонки его движения, лучше координация.
  4. Развитие чувства ритма и развитие памяти. Пальчиковые игры не проходят без произнесения каких-либо стихов, потешек, повторение которых в сочетании с ритмичными движениями рук служит развитием памяти и чувства ритма.
Читайте также:  Ребенку 3 года часто болеет вирусными инфекциями

Малыши возраста трех лет с интересом играют в пальчиковые игры, которые поддерживаются речью. Иногда им самим трудно выговаривать текст, поэтому достаточно вначале это делать взрослому. Не забывайте произносить слова выразительно, то понижая, то повышая голос, делая паузы. После нескольких повторений малыш запомнит новую игру и с удовольствием будет повторять за вами.

Ребенок 3 года логопедические игры

Предлагаем несколько пальчиковых игр для малышей трех лет.

Замок

Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).

Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).

Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).

И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).

Ребенок 3 года логопедические игры

Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу. (Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.)

Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм.

Жук

Я веселый Майский жук.

Знаю все

Сады вокруг,

Над лужайками

Кружу,

А зовут меня

Жу-жу… (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)

Еще несколько упражнений по пальчиковой гимнастике смотрите в нижеследующем видео.

Артикуляционная гимнастика

Выполнение артикуляционных упражнений является неотъемлемой частью работы по формированию правильного звукопроизношения. Их польза очевидна, они укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, делают их более подвижными, способствуют увеличению объема и силы движения.

С их помощью ребенок вырабатывает навыки использования точных позиций органов артикуляции для правильного произнесения звука. Эти упражнения несложные и вполне могут использоваться родителями дома.

Важно, чтобы при проведении артикуляционной гимнастики соблюдались определенные условия:

  • упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел положение своего языка в полости рта. Нужно задавать уточняющие вопросы «Где находится язычок?», «Что у тебя делают губы?».
  • не стоит выполнять упражнения слишком долго, ребенок может утомится и потерять интерес к занятию. Оптимальным будет считаться 5-10 минут.
  • темп упражнений должен быть ровным, затем постепенно ускоряться. Необходимо наблюдать, чтобы движения при этом были точными, в противном случае упражнения не будут приносить пользу.

Ребенок 3 года логопедические игры

Дома лучше всего при проведении игр на развитие артикуляции использовать стихи и картинки. Это сделает занятие более ярким, интересным. Приводим пример упражнений на развитие артикуляции.

«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться.

«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются; «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть; «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться.

Ребенок 3 года логопедические игры

В следующем видео предлагается артикуляционная гимнастика от логопеда, которая поможет быстро и правильно научиться произносить звуки.

Игры на развитие слуха

Формирование звукопроизношения напрямую зависит от того как хорошо ребенок различает звуки речи на слух. По-другому это свойство называют фонематический слух. Для того, чтобы ребенок чисто говорил, ему необходимо уметь различать звуки речи. Он должен уметь сравнивать свою речь с речью окружающих, контролировать свое произношение.

К 3-4 годам ребенок уже умеет различать в речи окружающих гласные звуки, затем согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие. Чтобы развитие слуха происходило в соответствии с нормой, нужно с малышом выполнять упражнения на развитие этой способности. Они включают в себя задания на различение громкости звука, источника звука, узнавание предмета, который издает звук — такие игры предлагаются детям младшего возраста.

Ребята, которым исполнилось 3 года, чаще предлагают задания на нахождение и различение звуков в словах. Это могут быть следующие игры: «Где звук?» — необходимо определить местонахождение звука в слове (в начале, в конце, посередине); «Кто больше придумает слов со звуком …» — игра на придумывание слов с заданным звуком; «Топни, если услышишь звук …» — развивать умение услышать заданный звук в слове и др.

Ребенок 3 года логопедические игры

Заучивание стихов, чтение, рассказывание

Многие родители знают, что заучивание стихов детьми полезно. Давайте разберемся, чем?

  • Расширяется кругозор, увеличивается активный словарь ребенка. Ребенок начинает использовать в речи не просто заученные слова, он использует уже знакомые ему грамматические конструкции. Таким образом его речь становится более правильной и богатой.
  • Развивается память. Доказано, что ребенок лучше запоминает рифмующиеся конструкции. Чем больше малыш запоминает небольших четверостиший, тем легче ему будет заучивать более сложные произведения в старшем возрасте.
  • Повышается общий уровень культуры человека. Ведь в стихах писатели отражают нормы поведения, которые запоминаются малышом вместе с рифмованными строчками.

Ребенок 3 года логопедические игры

Хочется посоветовать авторов, произведения которых наиболее понятны и интересны детям. Это А. Барто, К. Чуковский, С. Михалков, С.Маршак, А.Пушкин и др.

О пользе чтения можно говорить бесконечно. Давайте сформулируем основные плюсы этого увлекательного занятия: художественные произведения учат добру, объясняют, чем оно лучше зла, знакомят с окружающим миром, расширяют словарный запас, учат преодолевать трудности, развивают фантазию, воображение. Кроме указанной пользы, семейное чтение сближает маму и малыша, дает положительный эмоциональный настрой. Малыши с удовольствием слушают взрослого, и еще интересней им становится, когда прочитанное подкрепляется яркими и четкими иллюстрациями.

Читайте также:  Ребенку 3 года не кушает твердую пищу

Ребенок 3 года логопедические игры

Для того чтобы это увлекательное занятие пошло на пользу малышу, давайте вспомним несколько правил, которые должны соблюдать родители.

  • Выбор книги зависит от времени суток, настроения малыша и его самочувствия.
  • Не читать на ночь страшные сказки.
  • Прежде чем начать читать ребенку, познакомьтесь с произведением. Оцените, понравится ли оно малышу, и каков конец истории.
  • Читайте выразительно, а не механически. Вникайте в каждое слово.
  • Читайте регулярно, а не от раза к разу.

Следуя этим простым правилам, вы превратите общее с ребенком времяпрепровождение в настоящее удовольствие для вас обоих.

Помните, занятия, которые вы решитесь проводить с ребенком, вовсе не должны выглядеть как занятия. Все должно проводиться в игровой форме, в те моменты, когда ребенок хорошо себя чувствует и находится в приподнятом настроении. Иначе это может иметь противоположный эффект, ребенок замкнется или станет агрессивным.

Главное — систематичность занятий, и скоро вы заметите успехи, которые непременно порадуют вас и ребенка и дадут стимул к дальнейшим достижениям.

Ребенок 3 года логопедические игры

Пример логопедических занятий с ребенком в 3 года вы можете увидеть в следующих видео.

Источник

Логопедические игры для детей – это система разнообразных методик, способствующая полноценному и всестороннему развитию ребёнка. Каждое занятие рассчитано не только на развитие речевого комплекса, но и на тренировку памяти, а также расширение словарного запаса.

В трёхлетнем возрасте дети уже хорошо знают многие понятия и свойства предметов, их пассивный словарный запас расширяется до 1,5 – 2 тысяч слов. Но им по-прежнему трудно производить сложные фонетические приёмы: разделять слова на слоги, выделять отдельные звуки. Поэтому многие дети начинают заниматься словотворчеством, теряют или переставляют отдельные звуки, а иногда и целые слоги, путают ударения, сокращают сложные для произношения слова. Исправить ситуацию помогают логопедические игры, которые активизируют сразу несколько участков головного мозга.

При этом совершенно необязательно ежедневно посещать кабинет логопеда. Многие развивающие игры можно проводить в привычной для ребёнка обстановке, не отвлекаясь от основных домашних занятий.

Игры для развитие дыхания

Это группа игр, направленная на развитие речевого дыхания, которое, в свою очередь, оказывает влияние на силу голоса, артикуляцию и чистоту произношения звуков.

Эта игра позволяет тренировать плавность выдоха, развивает умение контролировать силу выдоха. Для организации понадобится:

  • ватный шарик;
  • ровная, гладкая поверхность;
  • предмет, выполняющий роль ворот.

При желании можно соорудить небольшой макет футбольного поля или использовать подручные материалы, разместив их на письменном или обеденном столе.

Ворота располагают на расстоянии 30 см от ребёнка. Задача – задуть шарик в ворота. Для первых игр лучше выбрать ворота большого размера, а затем постепенно уменьшать их размер, усложняя задачу. В процессе задувания нужно стараться выдыхать воздух, произнося звук «Ф».

Игра тренирует силу выдоха и мышцы губ. В качестве реквизита можно использовать:

  • ручки или карандаши;
  • свечи для торта;
  • бумажные или ватные шарики.

Предмет должен быть относительно лёгким и подвижными. Его располагают на ровной гладкой поверхности и предлагают посоревноваться, у кого получится сдуть предмет дальше.

В процессе этой логопедической игры ребёнок учится менять силу и направление выдоха, а также тренирует мышцы губ.

Для проведения понадобится:

  • неглубокая, но широкая ёмкость с водой;
  • любой предмет, который может выполнить роль флажка, буйка или маяка;
  • бумажный кораблик.

Таз с водой располагают на удобной для ребёнка высоте и предлагают отправить кораблик в путешествие к дальним берегам (флажку или буйку). Флажок нужно устанавливать в разных местах, чтобы поменять направление движения. 

В процессе сдувания кораблика ребёнок должен практиковать разные техники: плавный выдох (губы растянуты, как при произношении звука «Ф»), сильный выдох (губы вытянуты в трубочку).

Эта логопедическая игра способна надолго увлечь вашего ребенка. Однако, такое, казалось бы, баловство не только веселое, но и полезное. Оно отлично стимулирует развитие сильного целенаправленного выдоха.

Для её проведения понадобится обычный стакан и соломинка.

Ребёнок должен дуть в стакан, наполовину наполненный водой, через соломинку для коктейля, стараясь устроить сильную «бурю» на одном выдохе. При этом губы нужно вытянуть трубочкой, нельзя раздувать щёки или делать дополнительный вдох.

Предложите малышу дуть с разной интенсивностью: чуть слабее и сильнее.

Цель этой игры – тренировка глубокого вдоха через нос.

Необходимый реквизит: любые продукты с ярким, хорошо выраженным запахом. Например, апельсин, банан или груша.

Задача ребёнка – глубоко вдохнуть аромат носом, а на выдохе произнести «как вкусно» или «как хорошо пахнет». 

Если ребёнок уже умеет различать овощи и фрукты, игру можно проводить с закрытыми глазами, стараясь угадать, какому продукту принадлежит запах.

Игры на активизацию словаря

Эти логопедические игры направлены не только на развитие произношения отдельных звуков, но и на активизацию речевого процесса в целом. Они помогают формировать связную речь и развивать длительные высказывания.  

Игра учит употреблять существительные и развивает логическое мышление. Для её проведения потребуются недорисованные картинки известных ребёнку предметов или животных. 

Показывая картинку, взрослый спрашивает, что забыл нарисовать художник, а малыш должен дать на него развернутый ответ. Например, «Чего не хватает орлу?» «Орлу не хватает крыла». Или «У орла нет крыла».

Читайте также:  Что поможет избавиться от кашля ребенку 3 года

Цель игры — развить мыслительные процессы, используя базу пассивного словарного запаса. Начинать лучше с простых и доступных ребёнку понятий. Например, шкаф высокий, а тумбочка – низкая. Чтобы занятие получилось более увлекательным, понадобится мяч, одновременно подключая и развитие координации. Бросая его, взрослый говорит какое-то слово, а малыш, возвращая мяч произносит слово-антоним.

Игра помогает расширить словарный запас и развить речевое внимание. По сути, это знакомая всем игра в магазин, только в данном случае продавать и покупать нужно товары, для которых можно подобрать обобщающее слово.

Например, посуда для масла – маслёнка, посуда для супа – супница, посуда для хлеба… и так далее. 

В процессе игры ребёнок должен стать как покупателем, так и продавцом, закрепляя полученные знания и проговаривая новые слова.

Цель этой логопедической игры в том, чтобы научить ребёнка словообразовательному процессу, расширить словарный запас, укрепить память и внимание. Ещё одна игра с мячом. 

Родитель, бросая мяч, называет животное-маму, а малыш должен назвать животное-детёныша. Например, львица — львенок, мышь – мышонок. Усложнить игру можно, изменив правила перебрасывания мяча.

Закрепить знание глаголов и разнообразить досуг ребёнка поможет логопедическая игра, в которой малыш должен назвать действие, свойственное какому-либо животному. Родитель называет животное и спрашивает, как передвигается животное. Например, кенгуру – прыгает, змея ползёт. 

Чтобы игра получилась более увлекательной, ребёнок может не только называть действие, но и показывать его. Также процесс можно визуализировать, играя с карточками-изображениями животных.

Игры на развитие фонематического слуха

Фонематический слух – это умение человека выделять определённые звуки и запоминать их. Логопедические игры данного этого направления очень нравятся детям, так как дают для фантазии и самостоятельной работы. 

К трем годам ребёнок уже хорошо знает голоса животных и умеет их различать. Поэтому игра в угадайку служит в качестве закрепления навыков идентификации звуков и развития мыслительной деятельности. 

Родитель воспроизводит звук и просит малыша назвать животное, которое его издает. Дополнить игру можно картинками. Так ребёнок сможет не только назвать, но и визуализировать животное.

В процессе игры ребёнок учится дифференцировать звуки. Также эта игра развивает слуховое внимание. Для её проведения понадобятся предметы из разных материалов: железо, стекло, дерево, бумага и другие.

В начале ребёнок должен назвать все предложенные ему предметы и услышать звук, который они издают. Затем взрослый прячет предметы под стол или отгораживает их ширмой и повторяет звуки в произвольном порядке. Малыш должен определить, какой предмет издаёт такой звук и сказать его название.

Игра поможет развить внимание, выучить новые звуки и научится их идентифицировать в разговорной речи. В рамках одного занятия прорабатывают один звук, услышав который ребёнок должен отреагировать. 

Например, задание поймать все звуки «В». Взрослый громко и разборчиво произносит слова (шоколад, моркоВь, апельсин, карусель, Варежки и т.д.), а малыш, услышав звук «В», должен хлопнуть в ладоши. 

В процессе игры развивается логическое мышление и закрепляется знание звуков. В данном случае ребёнок должен суметь собрать слово из отдельных звуков. Родитель четко произносит звуки по порядку (С-У-П, Д-О-М, С-О-Б-А-К-А), а малыш старается сопоставить фонемы и назвать слово целиком.

Эта игра помогает расширить словарный запас, тренирует память и помогает правильно идентифицировать звуки. Задача проста – называть слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова. Арбуз – зуб – бык – конфета и так далее.

На ранних этапах развития дети любят повторять односложные выражения или придуманные слоги. Достаточно направить деятельность ребёнка в нужном русле. Например, предложить называть цепочки слогов с нужной буквой: са-за-са, за-са-за, ра-ла-ра, ла-ра-ла и так далее. Если цепочка из трёх слогов дается трудно, её можно сократить до двух повторений: та-да, да-та, за-ща и т.д. 

Не стоит забывать и о мелкой моторике, которая также способствует развитию речи. Например, можно предложить ребёнку поиграть в «золушку» и разложить небольшое количество смешанных круп в разные банки. Положительный эффект оказывает и гимнастика для языка, благодаря которой можно освоить механику произнесения сложных звуков.

Не всегда игры с ребёнком проходят по намеченному плану. К этому нужно быть готовым и стараться любую ситуацию воспринимать в положительном ключе, в частности:

  • не настаивать на проведении игры, если ребёнок рассеян или в плохом настроении. Лучше сменить игру или отложить её на какое-то время, позволив малышу заняться тем, чем он хочет;
  • не ругать, если не получается выполнить задание. Возможно, был выбран сложный уровень или нужно придумать более интересную подачу;
  • похвала тоже должна быть умеренной. Отмечать успехи ребёнка нужно каждый раз, когда ему что-то хорошо удаётся;
  • длительность игры регулируется индивидуально, но лучше заниматься понемногу каждый день;
  • подбирать игры, которые отвечают уровню развития. Не нужно стесняться начинать со слишком простых занятий, в результате они принесут больше пользы;
  • повторять упражнения независимо от результата. Только систематические занятия дадут положительный результат.

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому образовательный подход должен быть максимально адаптированным под его увлечения и способности. Приведённые выше техники лучше проводить системно и совмещать несколько заданий в рамках одного занятия. При этом каждая игра должна быть совместной работой родителя с ребёнком и обоим приносить только удовольствие.

Источник