Ребенок 2 года застенчивость

Ребенок 2 года застенчивость thumbnail

Малыш смущается при виде чужих людей и боится незнакомых мест. Он сторонится даже знакомых по детской площадке. О том, что отвести его в сад, не может быть и речи: при виде воспитательницы, окруженной детьми, он начинает рыдать. Что делать родителям?

  • Не спешите бить тревогу. Дети до трех лет часто боятся разных вещей – темноты, высоты, воды, оживленного движения вокруг. Неестественно как раз полное отсутствие страха. Есть дети – участники игр, а есть дети – наблюдатели. Не вытаскивайте последних из угла, в который они забились: так вы лишите малыша чувства защищенности.
  • Иногда малышу просто необходимо побыть одному, увлеченно рисовать, лепить, рассматривать картинки. Ребенок не должен всегда находиться в движении и общении со сверстниками. Если он при желании свободно говорит с посторонними, играет с другими детьми, когда хочет, у него нет причин волноваться. Ребенок развивается «скачкообразно»: застенчивый в 2 года малыш к трем может стать настоящим сорванцом, и наоборот.
  • Не будьте чрезмерно строгими. Особенно эти грешат отцы, которые редко видят наследника и спешат излить на него весь комплекс воспитательных мер в выходные. Не только девочкам, но и мальчикам нужна своя порция любви, ласки, объятий и поцелуев. В противном случае однажды сынишка рискует превратиться либо в настоящего хулигана, отыгрывающегося на сверстниках, либо в забитого недотепу.
  • Вы знаете, какие ситуации могут испугать малыша. Готовьтесь к ним заранее.
  • Не озвучивайте страхи малыша ( «На площадке много детей, я знаю, как ты боишься, давай повернем обратно» ). Лучше предоставьте ему право выбора: «На площадке много детишек, если хочешь, ты можешь прямо сейчас повернуть обратно». Не исключено, что желание играть в песочнице пересилит, и он победит свою застенчивость.
  • Не будьте чрезмерно подозрительны. Если в вашей речи, обращенной к ребенку, постоянно звучит рефрен «не обидел ли кто детку» малыш это почувствует, и в дальнейшем будет относиться к окружающим как к злоумышленникам.
  • Не избегайте страхов. Многие родители, желая избавить дитя от пугающих ощущений, устраняют саму ситуацию, которая порождает страх. Это главная ошибка. Чтобы избавиться от дискомфорта, ребенок должен оказаться в пугающей ситуации и научиться преодолевать свой страх. С вашей, конечно же, помощью.
  • Защищайте его, доверие ребенка – штука хрупкая. Поэтому не заставляйте малыша самостоятельно преодолевать страх и тем более не высмеивайте его, если он испугался. Даже если в угоду вам малыш и постарается «исправиться», он никогда не научится доверять окружающему миру всецело. Ребенок должен постоянно ощущать вашу поддержку и защиту.
  • Не торопитесь. Детям намного легче преодолевать свой страх, если родители будут медленно и постепенно знакомить его с ситуацией, которая может вызвать панику.
  • Тренируйте общительность. Рано или поздно ребенка придется отдавать «в общество»: садик, секцию или кружок. Чтобы приучить малыша к шумным компаниям, чаще бывайте на детских площадках, знакомьтесь с другими детьми. Сделайте коллективное фото «детсадовских коллег»: вечером сможете обсудить товарищей вместе с ребенком.
  • Дети рождаются открытыми миру, любопытными и готовыми познавать. Застенчивость – не врожденное их свойство, а приобретенное в процессе общения с окружающими. Обычно застенчивыми бывают «домашние» детки, которых ограждают от «сложностей мира». Поговорите с родными и близкими, которые составляют круг вашего общения. Возможно, они и не подозревают о страхах вашего малыша. Ваша задача – все им объяснить и научить себя вести при столкновении с детским страхом.
  • Ходите в гости. И зовите в гости к себе семьи с маленькими детьми, которые могут стать товарищами вашему пугливому «зайчишке».

В большой компании

Разрешите малышу вести себя так, как ему хочется. Реакция малыша на пугающее окружение может быть различной. Попросите тех, кто рядом, не замечать выходки ребенка. Если вы позволите малышу побыть вне толпы, понаблюдать, вскоре его природная любознательность пересилит застенчивость, и он сам выступит инициатором диалога и вольется в игру.

Источник

/О детях/Воспитание и психология

  • Детская застенчивость - норма или проблема? Как помочь стеснительному ребенку. Чего мы стесняемся - популярная психология для родителей.Застенчивость – это биология
  • Стеснительность: все хорошо в меру
  • «Школа застенчивости» — как ребенок начинает стесняться

    • Провальное выступление
    • Отвергнутое предложение
    • Активные родители
    • Безжалостная критика
  • Как помочь ребенку, если он излишне застенчив

    • Репетируйте
    • Научите полезным приемам
    • Помните, что воспитание – процесс интимный

Все дети — как дети, а ваш смотрит букой на малышей на детской площадке и боится оторваться от маминой руки? На предложение поздороваться с вашей подругой – опускает глаза в землю и бормочет что-то неразборчивое? Идея выступления ребенка на утреннике (даже третьим зайчиком в пятом ряду) кажется вам абсурдной? Что ж, у вас растет маленький застенчивый скромняшка!

Хорошо это или плохо? Давайте разберемся!

Застенчивость – это биология

Маленький ребенок по мере взросления переживает два периода боязни незнакомцев. Первый из них – в возрасте около полугода, когда он уже хорошо различает лица домочадцев и в состоянии идентифицировать посторонних людей. Это забавно описывает американский педиатр Бенджамин Спок в своей книге «Ребенок и уход за ним»

” Осматривать трехмесячного ребенка — одно удовольствие. Когда врач улыбается и разговаривает с ним, он тоже улыбается и двигает ножками и ручками от радости. Пятимесячный ребенок ведет себя иначе. Когда он видит незнакомое лицо, он замирает и напрягается всем телом, несколько секунд пытливо и подозрительно смотрит на незнакомца, затем начинает быстро дышать, подбородок  его дрожит и раздается отчаянный крик. В этот период ребенок легко пугается всего незнакомого.

Второй период «подозрительности» приходится на начало социализации малыша: он уже не спит во время прогулок в коляске, а активно познает мир рядом с мамой. И внезапно обнаруживает, что помимо мамы, папы, бабушки, кошки, в мире есть еще множество незнакомых живых существ, и не факт, что контакт с ними будет безопасен. Этот этап характерен для детей 2-4 лет, а доктор Спок и вовсе считает, что самые подозрительные люди – это годовалые дети.

” Мне кажется, самый «подозрительный» возраст — это 13 месяцев. Когда врач пытается осмотреть 13-месячного ребенка, он вскакивает на ножки и пытается сползти со стола на колени к матери. Он рыдает и прячет лицо на груди у мамы, как маленький страусенок. Он бросает на врача гневные взгляды исподлобья. Но он сразу успокаивается, как только осмотр окончен. Через несколько минут он может с интересом разглядывать кабинет врача и даже подружиться с «злодеем-доктором».

Итак, застенчивость, боязнь незнакомцев – все это совершенно естественные реакции для ребенка, который учится разграничивать мир на «своих» и «чужих». Беспокоиться по этому поводу не нужно, наоборот – тревогу должна вызывать готовность ребенка подружиться с каждым встречным и уйти от мамы с любой тетей.

Стеснительность: все хорошо в меру

Если стеснительность – это наша естественная реакция, то, может быть, стоит ее поощрять? Действительно, сколько раз мы слышали, что «скромность – лучшее украшение девушки», а выпячивать себя на передний план – некрасиво и бестактно.

Тут стоит сказать, что все хорошо в меру. У всех разные характеры, разные темпераменты; кто-то в любой компании чувствует себя как рыба в воде, а кто-то испытывает дискомфорт, становясь центром всеобщего внимания.

” Где же критерий «нормальности»? Он прост: застенчивость не должна мешать, ни ребенку, ни взрослому.

Если из-за своей стеснительности вы не спрашиваете дорогу в чужом городе, нарезая круги по незнакомым улицам; не расслышав важную информацию, боитесь переспросить; не готовы представиться человеку, с которым хотели бы познакомиться, — нужно срочно принимать меры!

И, конечно, совершенно не нужно, чтобы стеснительность ребенка приобрела такие мучительные формы. Как и почему это может случиться?

Детская застенчивость - норма или проблема? Как помочь стеснительному ребенку. Чего мы стесняемся - популярная психология для родителей.«Школа застенчивости» — как ребенок начинает стесняться

Бывает, что заурядные житейские ситуации становятся причинами развития трудно изживаемых психологических комплексов. Обращайте внимание на такие опасные моменты!

Провальное выступление

Даже для уверенных в себе детей выступление перед публикой – это стресс. Заученные намертво танцевальные па и строки стихов сами собой испаряются из памяти. В голове становится звонко и пусто, и чувствуете вы себя при этом необычайно глупо. С вами тоже случалось такое, да? У детей после таки провалов порой возникает мысленный знак равенства: публика = глупое, неудобное положение.

Отвергнутое предложение

Попытка познакомиться с другими малышами на детской площадке, вступить в игру, может оказаться плачевной. Если компания уже давно развлекается вместе, правила игры всем хорошо знакомы, кто же захочет прерываться ради незнакомца? Особо впечатлительным детям даже не требуется собственный негативный опыт – достаточно оказаться зрителем подобной сцены, чтобы годами набираться смелости для знакомства с компанией ровесников.

Паровоз и вагончик

Часто застенчивыми оказываются дети веселых, активных, раскрепощенных родителей. У них просто нет ни малейшей возможности проявить хоть какую-то инициативу – между ними и миром всегда стоит веселая и энергичная мама, которая уже познакомилась с малышами в песочнице и уже вступила в азартное состязание по лепке куличиков. В лучшем случае ребенок движется «в кильватере» мамы, а в худшем, когда она не чувствует, что дети не принимают ее на своей территории, старается дистанцироваться и от детей, и от мамы. «Да вы что, я не с ней, как вы могли подумать!» — словно говорит малыш, нахохлившись на другом краю игровой площадки.

Безжалостная критика

Наконец, застенчивые дети вырастают у строгих родителей-перфекционистов. «Делай идеально или не делай вовсе» — вот что они слышат с детства. Но первый опыт чего угодно никогда не будет идеальным, а ребенок убеждается, что не стоит демонстрировать миру ни свои труды, ни таланты, да и самого себя, неидеального, лучше попридержать в уголке.

Как помочь ребенку, если он излишне застенчив

Большинство этих ситуаций, как вы уже заметили, можно не просто избежать, но позволить ребенку действовать легко и эффективно. Правда, о многих вещах нужно позаботиться заранее!

Репетируйте

Когда вы занимаетесь с ребенком дома, обязательно проигрывайте бытовые ситуации, используя куклы, машинки, мягкие игрушки… тема игры должна быть узнаваема и очень конкретна: встреча приятелей в магазине, знакомство с новыми персонажами. Важно, чтобы ребенок по очереди выступил в такой игре во всех ролях, запомнил стереотипные диалоги: здравствуйте, меня зовут так-то, а как зовут тебя? Как только малыш свободно почувствует себя в такой игре, он будет готов применить эти навыки и в жизни.

Маленькая хитрость: вежливость помогает от застенчивости! Если ваш ребенок автоматически говорит «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «до свидания» — то он уже на 90% вступил в диалог!

Научите полезным приемам

Да, да, немного жульничества не помешает! Объясните, что готовность поделиться игрушкой моментально привлечет внимание сверстников, а информация о том, что ему известны правила более интересной игры, способна прервать даже самые азартные состязания. Если вы не уверены, что ваш ребенок легко вольется в дворовую компанию – начните с маленьких групп детей ваших знакомых и друзей.

Маленькая хитрость: если новые знакомые немного младше вашего ребенка – это дополнительно усилит его позицию и придаст ему уверенность.

Помните, что воспитание – процесс интимный

Критикуйте ребенка реже и никогда – публично. Если разговор происходит в присутствии малыша, помните, что он все слышит и понимает, даже если не вмешивается в беседу! Не говорите о его промахах, трудностях, проблемах – только деликатно хвалите! Родительскими проблемами можно поделиться и в более приватной обстановке.

Маленькая хитрость: обсуждая ребенка с другими людьми – родственниками или знакомыми – ведите себя так же, как если бы вы говорили о взрослом человеке.

И последний совет: не заслоняйте малыша собой, но будьте «в зоне доступа», чтобы он чувствовал, что всегда может укрыться в ваших объятиях от кратковременных бурь недружелюбия, которые случаются в его удивительном солнечном мире!

3.05.2017

Автор: Анна Первушина

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

Следуем вашим советам.Спасибо!

Ребенок 2 года застенчивость

почерпнула несколько советов Попробую применить в быту

Полезная информация, спасибо.

Ребенок 2 года застенчивость

интересная статья! спасибо большое

Спасибо, очень полезная статья. Наша девочка, как то незаметно из веселой и общительной, превратилась в очень застенчивую малышку и даже от волнения заикаться стала. Вот записались на прием к психологу

Источник

Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям — настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.

Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.

Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.

Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай — ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».

«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.

Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Объясните ребенку, что ошибки — это нормально

Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.

«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.

И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция —  «даже не буду пробовать, все равно не получится».

Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».

«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.

«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?» — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.

«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.

Дайте ребенку право слова

Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте — для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.

Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.

Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

Ребенок 2 года застенчивость

Источник