Ребенок 2 года говорит на своем

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

Читайте также:  У кого сколько весит ребенок в 2 года

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»

Источник

Малыш не говорит? Надо бить тревогу!

Вашему крохе почти 2 года, а он произносит всего пару слов? Все понимает и даже выполняет ваши просьбы? На что должны обратить внимание родители, если кроха после 2 лет не начал говорить…Есть ли какие-то возрастные рамки, когда начинать бить тревогу?

Наверное, всем родителям будет полезно знать о некоторых ключевых вехах развития речи у ребёнка. Рассмотрим самые основные:

3-4 мес. – малыш реагирует на вашу речь мимикой, жестами, появляется гуление.

11-12 мес. – простые односложные слова, должен реагировать на свое имя. Основанием для вашего беспокойства может быть отсутствие лепета, отсутствие подражания в игре.

2 года – простые предложения из 2-3 слов.
3 года – предложения из 3-4 слов, простые фразы.
4-5 лет – короткий рассказ о себе, связная речь, в активном словаре малыша – около 1500 слов.

Беспокоиться стоит, если в речи только существительные и нет глаголов, и отсутствует подражание новым словам. Это – веский повод для обращения к логопеду.

Особое внимание стоит обратить на такие факты, как проглатывание частей слова, когда от них остается только начало или только конец, или только один слог.

Также, маме стоит вспомнить ход протекания беременности, особенности родов, так как именно там мы можем и обнаружить факторы, влияющие на формирования речи ребёнка. К таким особенностям относится, в частности, кесарево сечение, патологии родов, выраженная болезненность малыша.

2. Если малыш в 2 года все понимает, но говорит только на «своем языке», что делать? Почему это происходит?

То, что он говорит «на своем языке», это вообще-то, нормально, так и должно быть. Хуже, если он молчит. Кстати, эта проблема молчаливых детей, очень актуализировалась в последнее время, многие логопеды просто бьют тревогу.

Читайте также:  Ребенок 2 года скрежет зубами днем

Ребенок, вообще должен хотеть говорить, или, по крайней мере, как угодно подражать речи взрослого, лепетом, бормотанием, как угодно. А вот если он совсем не хочет – это должно настораживать, тут нужно работать со специалистом.

3. Существуют ли определенные методики для развития речи детей? Как маме стимулировать разговорную речь?

Такие методики есть.

Например, метод комментирующей речи – он довольно универсален. Чтобы его применять, маме совсем не обязательно отрываться от своих домашних дел, достаточно пригласить и вовлечь малыша. Например, на кухню, со словами «сейчас будем варить суп. Вот берем большую кастрюлю, наливаем водичку, ставим на огонь и т. д.» При этом стараемся произносить слова правильно, четко, громко и выразительно. И вовсе необязательно предупреждать кроху о том, что «сейчас мы будем учиться правильно говорить». Комментирующая речь хорошо работает и дома, и на прогулке, и в песочнице, можно озвучивать буквально все, что видите, описывать детально и в подробностях все процессы, например, одевание, кормление и др.

Ну, и конечно, игра – это самое основное занятие ребенка, поэтому в форме игры развивать речь наиболее естественно, четко и правильно выговаривая слова, и при этом увлекая ребенка интересным игровым процессом.

Но при этом «учите его учиться», то есть приучайте к тому, что всякое дело надо доводить до конца – дослушать сказку, дорисовать кошечку, убрать все игрушки и т.п. Кстати, об игрушках. Не стоит тратиться на дорогие и сложные, гораздо важнее больше времени проводить с малышом, а игрушки могут быть и самыми простыми, и одолженными у друзей/знакомых. Ведь у всех у нас дома есть обычные детские книжки, сказки, старые игрушки, разукрашки и так далее. Это и есть самый лучший материал для работы. На любой из них можно создать мини-спектакль, или игру, где акцентировать внимание на словах, их произношении, и прочем. И очень важно – не давайте ребёнку долго сидеть возле телевизора, а особенно – возле компьютера. Пользы от этого – почти никакой, кроме вреда.

Главное, золотое правило – чаще и больше общайтесь с малышом.

Источник

Моей дочке 2г 5 мес. Посмотрела я на ее сверстников и деток помладше, они говорят предложениями (кто длинными, кто короткими) и говорят понятно. Моя дочка говорит на собственном языке, как понятные мне слова, так и просто чего-то там болтает быстро-быстро. Собака у нее до сих пор только гава-гав, других животных и предметы тоже называет только так, как начала называть их еще будучи маленькой. Любые новые слова (а они появляются редко) она говорит на своем языке (бой — вода, хихе — заяц и подобное).
Знаю, что раньше трех лет к логопеду не водят, поэтому интересно есть ли другие детки (и много ли их) в возрасте 2,5 лет которые так мало говорят, да еще и преимущественно на своем языке.

Что говорит невролог?

Дочь сразу как-то начала называть вещи своими именами, начала говорить предложениями в 1,7.
Невролог что говорит?

Я точно знаю, что такое счастье ©

мой седня шлялся голый и громко заорал: «писька!» я не выдержала и фыркнула,дак он потом полдня ходил эти письки горланил. :gy: :gy: :gy: а так… 2,4 говорит предложениями и отдельными словами,но хромает произношение. много букв глотает и коверкает. говорить начал месяца 2 назад именно в полный рост, как радио)))))))) я пока не морочусь ни логопедом,ни неврологом. считаю,что все по возрасту.

я-гей, и если тебе это не нравится,-можешь у меня отсосать.

у невролога были последний раз в марте (2,2 года тогда дочке было), все было хорошо, у невролога замечанний нет

Рябинушка

Что говорит невролог?

начинают все-таки с него. Вообще в вашем возрасте вариантов масса: есть детки, кто уже стихи говорит, а есть кто только на своем калякает… Идите к хорошему неврологу, смотрите на общее развитие, и определяйте, что это для конкретно вашего ребенка — норма развития или требуются доп. меры…

Гигантская флюктуация

мой седня шлялся голый и громко заорал: «писька!» я не выдержала и фыркнула,дак он потом полдня ходил эти письки горланил.

ой, это нельзя 🙂 . лучше проигнорировать, а то они на зло будут повторять

Я вам покажу как Чебурашек обижать!!!

вот если бы моя хотя бы пытлась говорить предложениями, но коверкала слова и глотала бы звуки, я бы это посчитала нормальным.

вот на днях погуляли со сверницей на 2 мес младше и и на 6 мес младше, блин (!) !знаю, что нельзя сравнивать своих детей с чужими! но моя и близко так не говорит и фразы такие не строит

да я знаю)))))))))) просто не сдержалась. чисто так произнес,засранец)))))) другие слова все с коверканьями, а письки- пожалуйста, мечта логопеда :gy: :gy: :gy: :gy: он не на зло, а наоборот, увидел ,что смеюсь, вот и ходил меня смешил :gy:

я-гей, и если тебе это не нравится,-можешь у меня отсосать.

Читайте также:  Ребенку в 2 года поставили зпр

моей ровно 2. говорит больше, чем ваша по описанию. я и то напрягаюсь от будущего похода к неврологу.
т.к. на мой взгляд это мало.

Immage

Знаю, что раньше трех лет к логопеду не водят

да ну?

Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов

ну у меня получается тоже довольно долго не говорил. только гав да мяу. потом резко за 2 недели начал. в мае месяце. а я как раз думала,что если до мая не заговорит,то к неврологу пойду. он резко заговорил,когда я в отпуск уехала и он с бубушкой остался. а она с ним разговаривает не так как я. я как со взрослым по делу, в игре, объясняя явления природы или поступки, а она все проговаривает. каждое движение. и повторяет много раз. склоняюсь к мысли,что именно такое детальное общение и дало толчок.

я-гей, и если тебе это не нравится,-можешь у меня отсосать.

Гигантская флюктуация

да я знаю)))))))))) просто не сдержалась. чисто так произнес,засранец)))))) другие слова все с коверканьями, а письки- пожалуйста, мечта логопеда он не на зло, а наоборот, увидел ,что смеюсь, вот и ходил меня смешил

моя все попугайничает. приходим в садик утром однажды, говорю: «вчера около дома молодежь громко матом на скамеечка ругалась. у нее теперь новое слово «звездец» ( на «Пи» начинается), вы уж не пугайтесь, это не я, буду отучать» вот и смех и грех

по теме: племяш примерно в 2,5г. муху-цокотуху наизусть рассказывал, говорил сразу и много и четко

Я вам покажу как Чебурашек обижать!!!

По опыту старшего ребенка, идите к неврологу, к логопеду на консультацию, физиотерапевту. Проверьте нет ли напряжения в шее, лице, языке.

lulekj

по теме: племяш примерно в 2,5г. муху-цокотуху наизусть рассказывал, говорил сразу и много и четко

Ну зачем же вы так прям сразу по больному-то, а? (
🙂
Я прошу, что б такие же откликнулись, что б мне не переживать )))))

Моей 2 и 8 говорит все хорошо, очень длинными предложениями, со сложными оборотами и в новый год деду морозы стихи читали….
Друг у нас не говорит ВООБЩЕ!!!!! Только на своем , одни невнятные звуки, он ровесник дочери!
В садике один мальчик вообще молчит , только начал звуки издавать…..
Девочка знакомая говорит очень плохо, ни чего не понятно….. НО!!!!! Поет русские песни очень четко проговаривая!!!
Еще одна девочка соседка, ей 2 и 7, говорит мама папа где нет а остальное звуками……….
Ну и не буду писать про тех кого знаем сильно говорящих ( мальчик в садике полностью рассказывает алфавит)
Во общем все детки разные!!! Кто то раньше, а кто попозже…….Сообщение было изменено пользователем 21-06-2012 в 15:21

моему 2,1, говорит предложениями. вообще интересно, доказана какая-то связь между началом «говорения» и последующими успехами ребенка в учебе?

Это сразу контрольный в голову 🙂

Говорит много, но на своем тарабарском, который понимаю только Я. Начинаю переживать, пойдем к неврологу, что она скажет не знаю 🙁

Везучая

вообще интересно, доказана какая-то связь между началом «говорения» и последующими успехами ребенка в учебе?

Мне кажется, тут нет взаимосвязи. (но это просто мое предположение, я с другим образованием (юрист) и книг на эту тему не читала)

lulekj

по теме: племяш примерно в 2,5г. муху-цокотуху наизусть рассказывал, говорил сразу и много и четко

я рассказывала в 1,8 муху-цокотуху и мойдодыра. Для большего шока перелистывала страницы книги, как будто читаю. Знала все минералы и папиной коллекции. Мамины подруги до сих пор наши шоу вспоминают. Мама счас про внука говорит, А чего он молчит-то так долго? Ну и чего? Да, я не дура и училась с легкостью, но и не нобелевский лауреат…

Рябинушка

Это сразу контрольный в голову

Спасибо! Не желаю вам таких контрольных

Рябинушка

Проверьте нет ли напряжения в шее, лице, языке.

Спасибо! Шею проверим.

Immage

Как говорит ваш малыш в 2,5 года?

нам 2 года ровно,говорит предложениями,длинными,рассказывает сказки и стихи полностью,без подсказок. У невролога долго и упорно лечились и до сих пор на учете стоим,проблемы были.

Везучая

доказана какая-то связь между началом «говорения» и последующими успехами ребенка в учебе?

по моему опыту-нет.Старший заговорил в 1,2 хорошо-учится не очень.Средний заговорил тоже рано-в 1,4 где то-учится на отлично.

не передать той боли,когда небо забирает близких

У меня дочка говорит примерно так же, как и ваша. Коротенькие предложения. Слова малопонятные. У невролога на учете состоим. У меня и сыновья поздно заговорили, сейчас все в порядке, так что сильно не переживаю.

Да это я про себя, моя до сих пор муху не знает. А ей почти 6. Поэтому меня рассказы мам у которых дети в 2 года знают уйму стихов, расстраивает. Мы потеряли очень много времени, чего вам не желаю.

Источник