Ребенку развитие и игры массаж

Ребенку развитие и игры массаж thumbnail

Игровой массаж для дошкольников

Стихи и песенки для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать. В семье или детско-родительской группах игровой массаж можно проводить с 12 месяцев
Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких.

 Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки и др. Малыши также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. На занятиях в группе дети с 3-4 лет с большим интересом не только выполняют массаж сами, но и наблюдают за проведением массажа другими детьми.
         При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. 
Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.
Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
        Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям, проводящим и «получающим» игровой массаж
Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению. 

МАССАЖ РУК.

1. Упражнение «Петушиная семья»

Петя, Петя – петушок,   (Дети качают головой вправо-влево)

Поднял красный гребешок,  (Прижимают ладони друг к другу,

раздвинув пальцы, и приставляют их к голове – «гребешок»).

Громко-громко закричал,  (Поглаживают левую руку от кисти к

К себе курочек позвал плечу, затем правую руку).

Курочки-пеструшки  ( Похлопывают правую руку в том же

Петю услыхали,   направлении ладонью левой, затем

Петю услыхали,   левую руку ладонью правой)

Быстро прибежали.

А за ними и цыплятки  («Пробегают» по правой руке

Побежали без оглядки.  пальцами левой, затем по левой руке

пальцами правой.)

Стали зёрнышки клевать: ( Поколачивают по правой руке пальцами

Клю-клю-клю… левой, затем по левой руке пальцами

правой.)

Травку сочную щипать:  (Пощипывают правую руку пальцами

Щип-щип-щип…  левой, затем левую руку пальцами правой.)

А потом давай плясать: ( Поглаживают правую руку левой,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля… затем левую руку правой.)

2. Упражнение «Блины»

Ой, лады! Ой, лады!  (Дети хлопают сверху по левой,)

Мы блинов напекли!  (а затем по правой руке.)

Первый дадим зайке,  (Массируют большой палец.)

Зайке-попрыгайке.

А второй лисичке,  (Массируют указательный палец.)

Рыженькой сестричке.

Третий дадим мишке,  (Массируют средний палец.)

Бурому братишке.

Блин четвёртый — котику, (Массируют указательный палец.)

Котику с усами,

Пятый блин поджарим  (Массируют мизинец.)

И съедим мы сами!

3. Упражнение «Строим дом»

Целый день тук да тук,  (Дети похлопывают ладонью руки от

кисти к плечу сначала по левой, а затем по правой руке.)

Молоточки стучат,  (Поколачивают кулаком сначала по

левой, а затем по правой руке от кисти к плечу.)

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,  (Поколачивают кулаком левой руки по

Строим домик для бельчат.   кулаку правой руки или наоборот.)

Этот дом для белочек, (Растирают кулаком левой руки правую руку.)

Этот дом для зайчиков, (Растирают кулаком правой руки

левую руку.)

Этот дом для девочек, (Пробегают» пальцами от кисти к

плечу по левой руке.)

Этот дом для мальчиков, (Пробегают» пальцами от кисти к

плечу по правой руке.)

Вот какой хороший дом, (Поглаживают ладонью левую

руку от кисти к плечу.)

Как мы славно заживём! (Поглаживают ладонью правую

руку от кисти к плечу.)

Будем песни распевать, («Тарелочки» — вид танцевальных

движений, имитирующих скользящие движения оркестровых

тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука –

снизу вверх.)

4. Упражнение «Умывальная песенка».

Хуже наказанья —  (Дети качают головой вправо-влево.)

Жить без умыванья,

Все ребячьи лица  (Мягкими движениями проводят

Обожают мыться.  пальцами по лицу.)

Без воды, без мыла  (Растирают ладонями нос.)

Всех бы грязь покрыла.

Чудно, чудно —  (Растирают уши.)

Вымыться не трудно!

Честно, честно – (Растирают ладони друг о друга.)

Чистым быть чудесно.

Теперь нос чистый,  (Указательным пальцем касаются

носа.)

Теперь рот чистый,  (Показывают на рот.)

И подбородок чистый,  (Прикасаются к подбородку.)

И глазки блестят,  (Прикасаются к внешним уголкам глаз.)

Весело глядят!  (Протягивают ладони вперёд.)

5. Упражнение «Зимняя разогревалочка»

Если замерзают руки,  (Дети медленно растирают одну

Начинаем их тереть.  ладонь о другую.)

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке, разогреть.

Сначала ладошки  (Растирают их всё быстрее.)

Совсем как ледышки,

Потом как лягушки,

Потом как подушки.

Но вот понемножку

Согрелись ладошки.

Горят, и взаправду,

А не понарошку.

Я горю, как от огня, (Вытягивают вперёд раскрытые

Вот, потрогайте меня!   ладони.)

МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ

1. Упражнение «Овощи»

Выросли у нас чесночок,  (Дети растирают фалангу

Перец, томат, кабачок.  указательного пальца от ногтя к

основанию.)

Лук и немножко горошка,  (Растирают фалангу среднего

Тыква, капуста, картошка.  пальца от ногтя к основанию.)

Овощи мы собирали,  (Растирают фалангу безымянного

Ими друзей угощали.  пальца.)

Квасили, ели, солили,  (Растирают фалангу мизинца.)

С дачи домой увозили.

2. Упражнение «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:  (Дети сжимают и разжимают

Десять птичек – стайка.   пальцы рук.)

Это птичка соловей,  (Массируют мизинец левой руки.)

Читайте также:  Движущие силы условия источники развития ребенка

Это птичка воробей,  (Массируют безымянный палец

левой руки.)

Это птичка совушка,  (Массируют средний палец левой

Сонная головушка.   руки.)

Это птица коростель,  (Массируют указательный палец

левой руки.)

Это птица свиристель,  (Массируют большой палец левой

руки.)

Это птичка скворушка,  (Массируют мизинец правой руки.)

Серенькое пёрышко.

Это зяблик,  (Массируют безымянный палец

правой руки.)

Это стриж,  (Массируют средний палец

правой руки.)

Это развесёлый чиж. (Массируют указательный палец

правой руки.)

Ну а это злой орлан!  (Массируют большой палец

правой руки.)

Птички, птички, по домам! (Прячут пальцы за спину правой

руки.)

3. Упражнение «Шёл медведь».

Шёл медведь к своей берлоге  (Дети поочерёдно массируют

Да споткнулся на дороге.  пальцы левой руки.)

«Видно, очень мало сил  (Пальцами одной руки придерживают

Я на зиму накопил»-  палец другой руки, нажимая сверху.)

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл. (Поочерёдно массируют пальцы

Все медведи – сладкоежки,   правой руки.)

Любят есть медок без спешки.

А наевшись, без тревоги,

До весны сопят в берлоге.

4. Упражнение «Сорока».

Сорока – белобока  ( Дети водят указательным пальцем

Кашку варила.   по ладони.)

Детушек кормила.

На порог скакала,

Гостей поджидала.

Этому дала,  (Поочерёдно массируют пальцы,

Этому дала,  начиная с мизинца.)

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала! (Скользят пальцами друг о друга.)

Он дров не носил,

Он печку не топил,

Он кашу не варил.

Вот тебе горшок пустой! (Сжимают в кулак пальцы одной руки.)

Иди в угол и постой!

5. Упражнение «Воробьи»

Пять воробьёв на заборе сидели,  (Дети показывают пять пальцев

левой руки.)

Один улетел, а другие запели. (Массируют большой палец.)

И пели, пока не сморила усталость, (Загибают большой палец.)

Один улетел, а трое остались.  (Массируют указательный палец.)

Сидели втроём и немного скучали, (Загибают указательный палец.)

Один улетел, а двое остались. (Массируют средний палец.)

Сидели вдвоём и снова скучали, (Загибают средний палец.)

Один улетел, и остался один. (Массируют безымянный палец.)

Один посидел… Взял и улетел!  (Массируют мизинец.)

(В конце все пальцы зажимают в кулак.)

МАССАЖ СПИНЫ

1 .Упражнение «Дятел».

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют массаж.)

Дятел жил в дупле пустом,  (Дети похлопывают ладонями

Дуб долбил, как долотом.  по спине.)

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!  (Поколачивают по спине пальцами.)

Долбит дятел крепкий сук.

Клювом, клювом он стучит, (Постукивают по спине кулаками.)

Дятел ствол уже долбит.

Дятел в дуб всё стук да стук, (Постукивают по спине рёбрами ладоней.)

Дуб скрипит: «Что там за стук? »

Дятел клювом постучал,  (Поглаживают спину ладонями.)

Постучал и замолчал,

Потому что он устал!

2. Упражнение «Кто пасётся на лугу? »

-Далеко, далеко  (Дети встают «паровозиком»,

кладут руки на плечи и похлопывают по плечам впереди стоящего.)

На лугу пасутся ко…. (Загибают большой палец на правой руке и рисуют четырьмя пальцами «змейку» вдоль позвоночника.)

-Козы?  (Наклоняют голову вперёд.)

-Нет, не козы! (Качают головой влево-вправо.)

-Далеко, далеко (Поворачиваются на 180 градусов и

На лугу пасутся ко… повторяют движения.)

-Кони? Нет, не кони!

-Далеко, далеко  (Снова поворачиваются на 180 градусов

На лугу пасутся ко… и повторяют движения.)

-Коровы?

-Правильно, коровы! (Поворачиваются на 90 градусов, качают головой, руки на поясе.)

Пейте, дети, молоко, (Постепенно медленно приседают,

Будете здоровы!  на последний слог быстро встают и поднимают руки вверх.)

3. Упражнение «Дождь»

Дождь, дождь целый день  (Дети похлопывают по спине

Барабанит в стёкла.  ладонями.)

Вся земля, вся земля

От воды промокла.

Воет, воет за окном  (Растирают кулаками спину

Недовольный ветер,  круговыми движениями.)

Хочет двери он сорвать

Со скрипучих петель.

Ветер, ветер, не стучи  (Постукивают по спине кулаками.)

В запертые сени!

Пусть горят у нас в печи

Жаркие поленья!

Руки тянутся к теплу, (Поглаживают спину ладонями.)

Стёкла запотели,

На стене и на полу

Заплясали тени.

Игровой массаж для детей 2-3 лет

Массаж полезен в любом возрасте: он улучшает кровообращение кожи, снимает напряжение мышц, нормализует деятельность центральной нервной системы.  Если мама сама делает своему малышу несложный массаж, то  это становится дополнительным поводом для эмоционально–физическим общения матери и ребенка, способствует укреплению чувства доверия и взаимопонимания. Во время массажа ребенок получает удовольствие и успокоение.  А если массаж превратить в веселую игру, то ребенок получит двойную радость.

Игровой массаж способствует социализации детей, развивает у них внимание, терпение и чувство юмора. Массаж можно делать руками, кисточкой, ваткой и т.п.

«Ехала машина»

           Поставьте два пальца  над переносицей малыша и проделывайте легкие массирующие движения:

Ехала машина,

Ехала, ехала,

С горки съехала —    (пальцы массируя, разъезжаются, спускаются и поглаживают кожу               ррррррррррррррррр —  под  глазами)                                                    

Дальше поехала.      (пальцы массируют крылья носа)

Буксует, буксует,       (вокруг крыльев носа массируем подольше)

Снова поехала,         (спускаемся к губе под дырочками)

В тоннель уехала .    (немного массируем дырочки изнутри)

Веселый массаж

Поглаживайте называемые части тела и лица:

Тут лес,        (пальчиком гладит по чёлке малыша)

Тут поляна,  (по лобику)

Тут бугор,     (носик)

А тут яма,     (ротик)

Тут грудь,

Тут живот,

Читайте также:  Интересные идеи для развития ребенка

А тут сердечко живёт.

«Кузнец»

       Рассказывая слова стихотворения, нежно постукивайте по ступне малыша:

«Эй, кузнец – молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять! «

«Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь,

Вот подкова,

Раз, два —

И готово!»

«Рельсы – рельсы»

        Кладем ребенка на животик и делаем ему массаж спины:

Рельсы, рельсы,                         (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)

Шпалы, шпалы.                          (проводим поперечные линии)

Ехал поезд запоздалый.           («едем» ладонью по спине)

Из последнего вагона

Вдруг посыпался горох.             (стучим по спине пальцами обеих рук)

Пришли куры, поклевали.         (стучим указательными пальцами)

Пришли гуси, пощипали.           (пощипываем спинку)

Прошёл слон,                             («идём» по спине тыльной стороной кулаков)

Прошла слониха,                        («идём» кулаками, но с меньшим усилием)

Прошёл маленький слонёнок,   («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)

Пришёл директор магазина,      («идём» по спине двумя пальцами)

Всё разгладил, всё расчистил.  (поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)

Поставил стол,                            (изображаем стол кулаком – ставим его на одну из лопаток)

Стул,                                             (стул изображаем щепотью – ставим ее на другую лопатку)

Печатную машинку.                     (печатную машинку — пальцем)

Стал печатать:                             («печатаем» по спине пальцами)

«Жене и дочке. —

Дзинь — точка. —                            (на этих словах каждый раз нежно щекочем бочок)

Шлю вам чулочки». —

Дзинь — точка.

Прочитал,                                     (водим пальцем, как будто читаем)

Помял,  разгладил,                     (щиплем, а затем поглаживаем спинку)

Прочитал,

Помял, разгладил,

Сложил,

Отправил.

«Зайки»

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки          (слегка постукиваем пальцами по спинке малыша)

И катались по траве

От хвоста и к голове                   («прокатываем» ладони от попы к шее)

Долго зайцы так скакали,           (слегка постукиваем пальцами по спинке малыша)

Но, напрыгавшись, устали.        (кладём ладони на спинку малыша)

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!»- им сказали. (делаем волнообразные движения ладонями по спине)

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха мать.           (гладим малышу спинку)

«Ёжик-чудачок»

      Этот массаж можно делать резиновым мячиком с «шипами»:

Хитрый ежик-чудачок

Сшил забавный пиджачок:       (ребенок катает мячик–ежик между ладонями)

Сто иголок на груди,                  (мама катает мячик-ежик по груди малыша)

Сто булавок позади.                 (мама катает мячик-ежик по спине малыша)

Ходит еж в лесу по травке,

Натыкает на булавки  (мама катает мячик-ежик по верхней части ножек малыша)

Грушу, сливу

 – всякий плод,

Что под деревом найдет.         (мама катает мячик по ступням малыша)

И с подарочком богатым         (мама катает мячик-ежик  между двумя ступнями малыша)

Возвращается к ребятам.        (мама катит мячик-ежик от ног малыша к его шее)

«Чух – чух»

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,   (проводим ладошками по спинке малыша)

Стоять на месте не хочу!

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.

Стоять на месте не хочу!

Колесами стучу, стучу,             (осторожно постукиваем по спинке малыша)

Колесами стучу, стучу,

Колесами стучу, стучу,

Садись скорее, прокачу!         (разглаживаем спинку малыша)

Чу, чу, чу!

«Дождик»

Дождик бегает по крыше —

Бом! Бом! Бом!                        (нежно водите пальчиками по спинке малыша)

По веселой звонкой крыше —

Бом! Бом! Бом!

— Дома, дома посидите,           (постукивайте пальчиками по спинке малыша)

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите,                (постукивайте кулачками по спинке малыша)

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте              (поглаживайте ладошками)

Бом! Бом! Бом!

А уйду — тогда гуляйте

Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше —

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Источник

Массаж — это не только приятная расслабляющая процедура, но и распространенное средство лечения и профилактики многих заболеваний. И особенно важную роль он играет в вопросе детского здоровья. 

О пользе, техниках и отличиях детского массажа от взрослого поговорили с врачом-педиатром, директором медицинского центра «Добрый Доктор» Александром Дечко.

Читайте также:  Почему ребенок отстает в развитии причины

Александр Дечко,
врач-педиатр первой квалификационной категории,
директор медицинского центра «Добрый Доктор»

1. Какую пользу приносит человеческому организму массаж?

— Массаж — это эффективная и полезная процедура для укрепления здоровья. Во время него происходит механическое и рефлекторное воздействие на кожу, мышцы, кости и внутренние органы человека (через систему рефлексогенных зон).

Воздействие массажных движений:

  • повышает мозговую активность (за счет рефлекторного воздействия);
  • способствует правильному развитию опорно-двигательного аппарата;
  • улучшает кровообращение и тем самым обогащает клетки организма кислородом;
  • нормализует мышечный тонус; 
  • активизирует физиологические процессы, происходящие в организме;
  • обеспечивает хорошее самочувствие и настроение.

2. Правда ли, что массаж — это пассивная мышечная нагрузка?

— Это действительно так. Специалист по массажу совершает определенные воздействия своими руками, а приток крови, венозный и лимфатический отток и улучшение мышечного тонуса происходят у того, кого он массажирует. В этом и заключается кардинальное отличие активных воздействий от пассивных.

3. Чем детский массаж отличается от взрослого?

— Детский массаж отличается от взрослого:

  • интенсивностью механического воздействия — как правило, это средняя и низкая интенсивность;
  • избирательностью воздействия: надо учитывать возраст ребенка, в частности — преобладание тонуса мышц сгибателей и разгибателей;
  • выбором массажных движений: максимально используются поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Обязательными являются умение массажиста найти подход к ребенку, установить контакт и малая интенсивность воздействия в период привыкания ребенка к процедуре и массажисту.

4. Какие техники используются при детском массаже?

— Поглаживание подготавливает нежную детскую кожу к массажу, улучшает кровообращение, расслабляет мышцы. Поглаживать необходимо нежно, всей ладонью, двигаясь по направлению лимфотока, не сдвигая кожу в складки.

Растирание — прием, при котором массирующая рука не скользит по коже, а смещает ее, производя сдвигание, растяжение в различных направлениях.

Разминание оказывает основное воздействие на мышцы, ускоряя приток крови и лимфы.

Вибрация — колебательные движения, выполняемые с различной амплитудой. Они отлично тонизируют и обезболивают.

5. Какие виды детского массажа существуют?

— Все виды массажа обусловлены стоящими перед врачом и массажистом задачами.

Профилактический (гигиенический) массаж — активное средство профилактики и предупреждения различных заболеваний. Применяется для общего оздоровления. 

Лечебный массаж — эффективный метод лечения различных травм и заболеваний. Назначается врачом с целью решить конкретную проблему начиная с 2-3-месячного возраста малыша, при особых обстоятельствах — даже с 4 недель жизни. Лечебный массаж показан при таких состояниях как:

  • кишечные колики;
  • нервные расстройства;
  • синдром двигательных нарушений;
  • кривошея;
  • бронхит;
  • пневмония;
  • бронхиальная астма;
  • костная деформация и патология суставов;
  • нарушение развития роста;
  • логопедические проблемы.

Коррекционный массаж назначают для того, чтобы закрепить результат курса лечебного массажа и предотвратить повторное заболевание.

Каждую конкретную ситуацию и необходимость массажа необходимо обсуждать с врачом.

6. Какую физическую и психологическую пользу может принести
ребенку массаж? 

— Массажем корректируются проблемы в развитии и формировании опорно-двигательного аппарата, подвижности суставов, регулируется тонус разных групп мышц.

Профессионально выполненный массаж способствует улучшению дренажной функции лимфатической системы, улучшению кровообращения во всем теле, насыщает ткани кислородом и способствует более активному выведению из организма отработанных веществ.

Врачи часто назначают массаж малышам
на первом году жизни.

Лечебный массаж назначается при врожденных мышечной кривошее, вывихе бедра, косолапости. Достаточно эффективен он в борьбе с кишечными коликами, как профилактика и лечение рахита. При большинстве неврологических заболеваний в составе комплексного лечения также используется лечебный массаж.

7. Как дети реагируют на массаж?

— Массаж является пассивной гимнастикой для младенца. При массаже улучшается общее физическое состояние, ускоряются все обменные процессы организма (улучшается лимфоотток, газообмен). Это заряд энергии и хорошего настроения.

Неудивительно, что среди взрослых мало людей, которые отказываются от этой процедуры.
Но с маленькими детьми все немного сложнее.

Не всегда ребенок спокоен при проведении массажа, но задача массажиста — свести к минимуму все неприятные для малыша моменты. Как правило, на 3-4 процедуре ребенок привыкает. Буквально на 2-3 процедуре, а иногда и сразу родители замечают изменения: малыш становится более активным, у него улучшается настроение, нормализуются сон и аппетит.

  • 8. Зачем массаж назначают грудничкам?
  • Отличается ли массаж 2-месячного ребенка от малыша,
    которому уже год? 

— Здоровому ребенку массаж назначают в комплексной профилактике рахита и для укрепления опорно-двигательного аппарата. Представьте, какую нагрузку испытывают кости и мышцы на первом году жизни, когда масса тела увеличивается примерно в 3 раза! А нужно, чтобы все это не просто росло в высоту и ширину, но и ползало, сидело и стояло. Нагрузка получается колоссальная.

Задача массажа — подготовить детский организм
к этой нагрузке.

Массаж двухмесячному ребенку отличается от массажа годовалому ребенку и интенсивностью проведения процедуры, и обучением навыкам путем побуждения ребенка к активным действиям (поворот на живот, подготовка и укрепление мышц для присаживания и т. д.).

9. Какие существуют противопоказания для проведения ребенку
сеансов массажа?

Противопоказания для детского массажа:

  • повышенная температура (от 37,2 и выше);
  • любые заболевания в острой фазе или обострение хронических заболеваний;
  • сильные высыпания на коже ребенка;
  • злокачественные опухоли;
  • любые хронические заболевания в стадии декомпенсации.

10. Могут ли родители сами делать своим детям массаж или обязательно необходим специалист? 

— Родители могут сами заниматься с детьми, но рекомендованы только поглаживания и ЛФК по возрасту (после обучения). А массаж лучше доверить специалисту, так как неправильным воздействием на мышцы маленьким детям можно навредить.

По теме: Как понять малыша по его жестам? Правила расшифровки

Источник