Движущие силы условия источники развития ребенка

Движущие силы условия источники развития ребенка thumbnail

Под движущими силами развития личности понимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.

Потребности человека подразделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, и заканчивая высшими.

1. Биогенные: потребность в безопасности и самосохранении, эмоциональном контакте, ориентировочная потребность, потребность в двигательной активности, игре.

2. Психофизические: потребности в эмоциональном насыщении, свободе, восстановлении энергии.

3. Социальные: потребность в самоуважении, общении, познании, самовыражении.

4. Высшие: потребность быть личностью, нравственные и эстетические потребности, потребность в поиске смысла жизни, подготовленности и преодоления трудностей, потребность в созидании и творческом труде.

Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.

Одним из важных моментов движущей силы является мотивация. Она выполняет несколько функций:

побуждает поведение;

направляет и организует его;

придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).

Для того чтобы мотивация была устойчивой и положительной, необходимо наличие всех трех функций. Последняя функция – самая важная, она имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет для ребенка деятельность, зависят проявления побуждающей и направляющей функций. Следовательно, от того, насколько будет сформирована смыслообразующая функция, зависит успешность деятельности. Поэтому именно на эту функцию в первую очередь надо обращать внимание при воспитании.

Данные мотивационные функции реализуются многими побуждениями, среди них такие, как идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и др. На разных возрастных этапах их значимость проявляется по-разному. Этот факт тоже необходимо учитывать при воспитании.

Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами, развитие ребенка зависит от социальной ситуации. Социальная ситуация является исходным моментом для всех изменений, происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Все это и есть условия психологического развития ребенка. Действительно, одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях могут развиваться по-разному. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за короткий промежуток времени. Поэтому на социальные условия развития следует обращать особое внимание.

Источниками развития являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития.

Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности.

Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.

Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. Современные психологи выделили следующие виды ведущей деятельности.

1. В возрасте от рождения до 1 года отмечается непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми. Новообразование – потребность в общении и хватании.

2. В возрасте от 1 года до 3 лет присутствует предметно-манипулятивная деятельность. Новообразование – самосознание («Я сам»).

3. Детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) присуща игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра. Новообразования – появляется внутренняя позиция школьника, возникают произвольное поведение, личностное сознание, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, первый схематический абрис цельного детского мировоззрения.

4. Учебная деятельность отмечается у детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет). Новообразования – идет интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.

5. Подростковый возраст (от 10–11 до 14–15 лет) характеризуется общением, которое распространяется на различные виды деятельности: трудовую, учебную, спортивную, художественную и др. Новообразованиями являются: появление чувства взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения; идет развитие волевых качеств, появляется потребность в самоутверждении, самоопределении. Смена ведущей деятельности ведет к наступлению кризиса в развитии. Это связано с тем, что потребности ребенка меняются, но он еще не в состоянии их удовлетворить.

Читайте также:  Активность ребенка как условие развития ребенка

Кризис развития в трактовке Л.С. Выготского – это сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» (Выготский Л.С., 1991).

Л.С. Выготский считал, что сущностью каждого кризиса является перестройка внутренних переживаний, отношений ребенка и окружающих, изменений потребностей и побуждений. Кризис происходит на стыке двух возрастных периодов и характеризует окончание одного периода и начало другого.

Источник

Предмет и задачи возрастной психологии

Предметом возрастной психологии является возраст-

ная динамика психики человека, онтогенез психических

процессов и качеств личности развивающегося человека,

закономерности развития психических процессов.

Теоретические задачи возрастной психологии — рас-

крытие общих закономерностей психического развития

в онтогенезе, установление возрастных периодов этого

развития и причин перехода от одного периода к друго-

му, определение возможностей развития.

Объектом изучения возрастной психологии является

ребенок, подросток, юноша и др.

Проблемы современной возрастной психологии: проб-

лема органической и средовой обусловленности психики

и поведения человека; проблема влияния стихийного и

организованного обучения и воспитания на развитие де-

тей; проблема соотношения и выявления задатков и спо-

собностей; проблема соотношения интеллектуальных и

личностных изменений в психическом развитии ребенка;

проблема разработки разделов возрастной психологии;

проблема возрастной периодизации; проблема методов

исследования, их стандартизации, адаптирования для

разных возрастов.

Выделяется 4 раздела возрастной психологии:

1) перинатальная психология (от зачатия до рождения);

2) детская психология (от рождения до 17 лет);

3) психология взрослых, зрелых возрастов;

4) геронтология, или психология пожилого возраста.

Возрастная психология тесно связана с другими облас-

тями психологии: общей психологией, психологией чело-

века, социальной, педагогической и дифференциальной

психологией. Кроме наук психологического цикла, возраст-

ная психология связана с философией, анатомией, физи-

ологией, педагогикой.

Методы исследования возрастной психологии

В истории возрастной психологии выделяются три ос-

новные стратегии.

1. Стратегия наблюдения. Основная задача — на-

копление фактов и расположение их во временной после-

довательности. Наблюдение должно отвечать ряду требо-

ваний — это четко поставленная цель и разработанная

схема наблюдений; объективность наблюдения; система-

тичность наблюдений; наблюдение за естественным по-

ведением ребенка.

2. Стратегия естественно-научного констати-

рующего эксперимента. Основная цель — установить

наличие или отсутствие изучаемого явления при опреде-

ленных контролируемых условиях, измерить его количест-

венные характеристики, дать качественное описание.

Эксперимент — исследование, в процессе которого

мы сами вызываем интересующие нас психические явле-

ния и создаем условия, необходимые и достаточные для

проявления и измерения связей изучаемых переменных

между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Разли-

чают лабораторный (проводится в специально созданных

условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент

(проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда,

но со специальной их организацией, с изучением резуль-

татов).

В психологии используют два метода срезов: метод по-

перечного среза (в достаточно больших группах с по-

мощью конкретных методик изучается определенный ас-

пект развития), лонгитюдный метод, или «продольное

исследование» (здесь прослеживается развитие одного и

того же ребенка в течение длительного времени).

При проведении эксперимента пользуются следующи-

ми частными методами.

Беседа — эмпирический метод получения сведений

о человеке в общении с ним, в результате ответов на це-

ленаправленные вопросы.

Анкетирование — метод получения информации о че-

ловеке на основании ответов на специально подготовлен-

Читайте также:  Влияние друзей на развитие ребенка

ные вопросы, составляющие анкету (может быть пись-

менным, устным, индивидуальным и групповым).

Анализ продуктов деятельности — метод изучения

человека через анализ (интерпретацию) продуктов его

деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тет-

ради, дневники).

Тестирование — диагностика личностных качеств

с помощью тестов.

3. В настоящее время интенсивно развивается стра-

тегия формирующего эксперимента, введенная

в психологию Л. С. Выготским. Он назвал этот метод экс-

периментально-генетическим, так как он искусственно

вызывает и создает генетический процесс психического

развития. Основная цель — активное вмешательство, по-

строение процесса с заданными свойствами.

Движущие силы,условия и источники развития ребенка

Онтогенез человека разворачивается в культурном про-

странстве и в некотором историческом промежутке вре-

мени. При этом существуют воздействия как со стороны

такого пространства на индивида, так и обратные. Сам

процесс такого взаимодействия, т. е. определенные от-

ношения между индивидом и средой, — это конкретные

условия, в которых осуществляется «развертка» геноти-

пической программы. Условия могут быть благоприятны-

ми или неблагоприятными для процесса индивидуально-

го развития. Л. С. Выготский показал ведущую роль

системы отношений между индивидом и средой для пси-

хического развития человека.

Социальная ситуация развития ребенка — первое

основное понятие механизма психического развития. Это

та конкретная форма значимых для ребенка отношений,

в которых он находится с окружающей его действитель-

ностью в тот или иной период своей жизни. Каждый воз-

раст характеризуется специфической, единственной

и неповторимой социальной ситуацией развития, т. е.

сложившейся системой взаимоотношений ребенка со

взрослыми, которая выступает источником этого раз-

вития.

Ведущая деятельность — это та деятельность ребен-

ка в рамках социальной ситуации развития, выполнение

которой определяет возникновение и формирование

у него основных психологических новообразований на

данной ступени развития.

Ведущая деятельность, создавая условия для развития,

обусловливает основные изменения в психическом раз-

витии.

Кризис развития — это следующий основной меха-

низм развития ребенка. Кризис — это переломный пункт

в нормальном течении психического развития. Он возни-

кает на стыке двух возрастов. Источником его возникно-

вения выступает противоречие между возрастающими

физическим и психическими возможностями ребенка и

ранее сложившимися формами его взаимоотношений

с окружающими людьми и видами (способами) деятель-

ности. Такое противоречие является основной движущей

силой развития ребенка.

Психологическое новообразование — это:

— психические и социальные изменения, возникающие

на данной ступени развития и определяющие сознание

ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю

жизнь;

— обобщенный результат этих изменений, всего психи-

ческого развития ребенка в соответствующий период,

который становится исходным для формирования психи-

ческих процессов и личности ребенка следующего возраста.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Под движущими силами развития личности понимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.

Потребности человека подразделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, и заканчивая высшими.

  • 1. Биогенные: потребность в безопасности и самосохранении, эмоциональном контакте, ориентировочная потребность, потребность в двигательной активности, игре.
  • 2. Психофизические: потребности в эмоциональном насыщении, свободе, восстановлении энергии.
  • 3. Социальные: потребность в самоуважении, общении, познании, самовыражении.
  • 4. Высшие: потребность быть личностью, нравственные и эстетические потребности, потребность в поиске смысла жизни, подготовленности и преодоления трудностей, потребность в созидании и творческом труде.

Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.

Одним из важных моментов движущей силы является мотивация. Она выполняет несколько функций:

Читайте также:  Диагностика развития ребенка борисенко

побуждает поведение;

направляет и организует его;

придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).

Для того чтобы мотивация была устойчивой и положительной, необходимо наличие всех трех функций. Последняя функция — самая важная, она имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет для ребенка деятельность, зависят проявления побуждающей и направляющей функций. Следовательно, от того, насколько будет сформирована смыслообразующая функция, зависит успешность деятельности. Поэтому именно на эту функцию в первую очередь надо обращать внимание при воспитании.

Данные мотивационные функции реализуются многими побуждениями, среди них такие, как идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и др. На разных возрастных этапах их значимость проявляется по-разному. Этот факт тоже необходимо учитывать при воспитании.

Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами, развитие ребенка зависит от социальной ситуации. Социальная ситуация является исходным моментом для всех изменений, происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Все это и есть условия психологического развития ребенка. Действительно, одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях могут развиваться по-разному. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за короткий промежуток времени. Поэтому на социальные условия развития следует обращать особое внимание.

Источниками развития являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития.

Ведущий тип общения — это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности.

Ведущая деятельность — это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.

Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. Современные психологи выделили следующие виды ведущей деятельности.

  • 1. В возрасте от рождения до 1 года отмечается непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми. Новообразование — потребность в общении и хватании.
  • 2. В возрасте от 1 года до 3 лет присутствует предметно-манипулятивная деятельность. Новообразование — самосознание («Я сам»).
  • 3. Детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) присуща игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра. Новообразования — появляется внутренняя позиция школьника, возникают произвольное поведение, личностное сознание, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, первый схематический абрис цельного детского мировоззрения.
  • 4. Учебная деятельность отмечается у детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет). Новообразования — идет интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.
  • 5. Подростковый возраст (от 10-11 до 14-15 лет) характеризуется общением, которое распространяется на различные виды деятельности: трудовую, учебную, спортивную, художественную и др. Новообразованиями являются: появление чувства взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения; идет развитие волевых качеств, появляется потребность в самоутверждении, самоопределении. Смена ведущей деятельности ведет к наступлению кризиса в развитии. Это связано с тем, что потребности ребенка меняются, но он еще не в состоянии их удовлетворить.

Кризис развития в трактовке Л.С. Выготского — это сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» (Выготский Л.С., 1991).

Л.С. Выготский считал, что сущностью каждого кризиса является перестройка внутренних переживаний, отношений ребенка и окружающих, изменений потребностей и побуждений. Кризис происходит на стыке двух возрастных периодов и характеризует окончание одного периода и начало другого.

Источник